Конспект занятия «Мордовский орнамент. Мордовский орнамент занятие

Светлана Петрова
Конспект занятия «Мордовский орнамент»

Мордовский орнамент

Цель : воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Привить любовь к родному краю

Задачи : продолжать знакомить детей с искусством мордовского народа ; учить детей вырезать элементы мордовского узора : крестик, уголок, квадрат; закрепить умение располагать узор на листе (полотенце) ; закрепить навыки пользования кистью и клеем; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев .

Оборудование : предметы национальной одежды мордовского народа ; силуэты полотенец, украшенных мордовскими узорами ; цветная бумага, кисти, клей, салфетки, ножницы по количеству детей.

Предварительная работа : беседа : «Мордовия – мой край родной » , рассматривание альбома «Мордовский народный костюм » , настольно- печатная игра «Щак-каряк някать» , д/игры : «Подбери одежду» , «Укрась платье» .

Ход занятия:

Звучит мордовская музыка . На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа . На доске силуэты 2-3 полотенец, украшенных элементами мордовских узоров .

Воспитатель : Ребята, в какой республике мы живём Мордовии ) У мордовского народа , как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент , который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте ? (Красный и черный)

Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете ? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

Где мы встречали мордовский орнамент ? (На национальной одежде и предметах украшения : полотенцах, фартуках, наволочках, платках)

Панар (рубаха, пулай (шерстяной пояс, панго (эрзянский головной убор)

Что это такое? (Это предметы национальной одежды мордовского народа .)

Панар на мордовском языке означает - рубаха.

А кто мне скажет, что такое пулай? (Пулай – это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху.)

Что такое панго? (Панго- это эрзянский женский головной убор.)

Сегодня у нас в гостях девочка Настенька. Она мордовочка . У неё в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве. На подносе красиво вышитое полотенце.

Кто скажет, узор какого народа вышит на её полотенце? (мордовского )

Перед вами полотенца с элементами мордовского узора . Давайте рассмотрим их.

Дети рассматривают образцы мордовских узоров на полотенцах.

Дети, назовите элементы мордовских узоров . (Крест, уголок, квадрат.)

Здесь на краю подноса какие-то заготовки. Что бы могло это значить? Это заготовки полотенец, которые нужно разукрасить мордовским орнаментом . Хотите попробовать это сделать? Но сначала, давайте поупражняем пальцы.

Дети выполняют упражнение для пальцев. Бельевой прищепкой (нужно проверить на свих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха :

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» .

Воспитатель :

Итак, сегодня мы с вами будем украшать край полотенца.

Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети выполняют элемент «крест» .

Какой элемент у вас получился? (крест)

Перед вами на столе прямоугольники. Согните их пополам так, чтобы получились квадраты. Разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба.

Какие элементы у вас получились? (квадраты)

Составьте узор из полученных элементов.

Дети под музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к заклеиванию элементов.

Воспитатель :

Посмотрите, как радостно смотрит Катя. Ей очень понравились ваши работы. Миша, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?

Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? (мордовского )

Кто по национальности Настенька? (мордовочка )

Настеньке пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!

С давних пор в Мордовии живут дружно люди разных национальностей : мордва , татары, русские. Они вместе работают, празднуют праздники, ходят, друг к другу, в гости. Пойдёмте и мы в гости к игрушкам (Дети идут в детский уголок.)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей

«ЮНИТЭР»

Мастер - класс

«Панно «Мордовские узоры в технике изонить»

Разработала и провела педагог доп.обр., руководитель тв. объед. «Волшебное творчество» Кулыгина Н.Н.

Рузаевка 2013г

Конспект занятия

Изонить, или нитяная графика – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом основании. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза.

Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Согласно одной из версий, технику изонить придумали английские ткачи около 400 лет назад. Интерес к изонити то появлялся, то исчезал. Сейчас этот вид рукоделия очень популярен во многих странах мира, в том числе и в России. Издаются книги и журналы. Много материала можно найти и в интернет - ресурсах.

Искусство нитяной графики находит применение в украшении изделий и предметов быта, в оформлении интерьера, при выполнении подарков и поздравительных открыток. В этой технике можно выполнить закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.

Основа для работы в технике изонить - готовый рисунок или самостоятельный эскиз. В технике изонить всего два приема: заполнение угла и заполнение окружности. Этими двумя способами можно вышить практически любой рисунок.

На нашем занятии мы будем с вами вышивать в технике изонить элементы мордовского узора. И это не случайно потому, что в мордовской народной вышивке преобладает геометрический орнамент.

В декоративно-прикладном искусстве мордовский орнамент имеет наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку. Самыми древними в мордовской вышивке являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, елочки, косых линий, диагонально пересеченных квадратов. Все они в творчески переработанном виде воплотились в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером и вязании.

Уникален и красочен народный костюм мордвы, особенно женский. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.

Практическая часть

Нам нужны следующие инструменты и материал для работы:

Швейные нитки красного, черного и темно-синего цветов;

Швейные иглы не толстые;

Клей – карандаш;

Шило;

Ножницы.

Вышиваем на белом глянцевом картоне формата 15 x 15

На листах в клетку формата 15х15 рисуем мордовские узоры из образцов мордовской вышивки. Как мы видим, орнамент вышивки в своей основе содержит ромбы, расположенные по косой сетке, прямоугольники и квадраты. Рисунок получается за счет наложения фигур один за другим по горизонтали или вертикали. В рисунке соблюдается равенство узора и фона.

Накладываем рисунок на белый картон и с помощью шило на мягкой подложке прокалываем фрагменты узоров через равные промежутки (около 2-3 мм). Количество проколов в одном фрагменте должно быть четное количество.

Вот так выглядят проколотые открытки.

Мы с вами будем вышивать одним из способов заполнения окружности. Берем нитки с иглой и начинаем заполнять фигурки нитками выбранного цвета. Каждая фигурка вышивается отдельно. Делим пополам – соединяются точки по диагонали. На изнанке короткий стежок в соседний прокол.

Делаем второй стежок соединяем точки соседние, перекрещивая нитки.

Таким образом заполняем всю фигурку. Каждый новый стежок ложится крестиком на предыдущий стежок.

Таким образом заполняются все фигуры узоров.

Можно чередовать цвета. Вышитые одним способом разные фигуры выглядят по-разному

Для оформления панно наши открыточки приклеиваем к CD -дискам

Заканчиваем работу. Давайте расположим наши вышитые рисунки на одной плоскости. В совокупности у нас получилось панно с красивым мордовским узором.

Спасибо всем за работу!

Литература

2. Нагибина М. И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. 1998;

Цель: создать условия для совместной деятельности педагогов.

Задачи:

  • Дать представление об изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства.
  • Овладеть навыками росписи деревянной доски, используя мотивы мордовского орнамента.

Оборудование:

  • Столы и стулья по количеству участников; элементы мордовских узоров, трафареты с мордовским орнаментом, гуашь белого, красного, черного и желтого цветов, кисти № 1, заготовки досок для росписи, тычки, салфетки.

Ход мастер-класса:

В нашем ДОУ большое внимание уделяется приобщению детей к культуре народов Поволжья.

Сегодня я хочу показать вам мастер-класс по росписи деревянной доски по мотивам мордовского орнамента.

Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы взрослых и детей.

Немного расскажу вам о культуре мордовского народа: «Мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет их одно – все они любят свою мордовскую землю и чтут обычаи своих предков. Предки мордвы славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками.

Предлагаю вам стать на время мастерами и расписать доски мордовским орнаментом.

I. Вступительное слово и актуализация знаний участников мастер-класса.

— Гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Особенностью орнамента вышивки мордвы является однотипность состава узоров (орнаментальные полосы, построенные переносом симметричной фигуры вдоль прямой) или розетки, построенные на основе геометрических фигур.

Орнамент – геометрический . На основном фоне выступают квадраты, звезды, круги, точки и различные геометрические фигуры.

Основным элементом мордовского орнамента является ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными сторонами.

Симметрия — основной принцип построения орнамента.

Для мордовского орнамента характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка.

Бордюр — линейный орнамент, полученный параллельным переносом фигуры.

Розетка — при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии.

Большинство розеток построено на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами, ромба с тремя и болееотростками на каждой стороне решетчатого ромба.

Сетка — в мордовской вышивке наиболее распространен ромбический вид сетки.

— Давайте обратим внимание на цветовую гамму.

— Какие цвета вы можете выделить в мордовском орнаменте? (белый, красный, черный, зеленый)

В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный.

— Какие элементы вы видите? («ромб», «крест», «треугольники», «галочки», «елочка», квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, круги, полувосьмиконечная звезда).

II. Применение полученных знаний при выполнении творческой работы.

Воспитатель приглашает к столу.

— Предлагаю вам стать на время мастерами и расписать доски мордовским орнаментом.

— Сядьте удобно и начинаем работу.

Ход выполнения:

1. Перед вами лежат трафареты мордовского орнамента. Выберите наиболее понравившийся. Расположите его в центре доски и закрасьте краской красного цвета с помощью тычков.

2. Теперь детально проработаем наш орнамент. Концом кисти обведем контуры узора. Для этого нам понадобится краска черного и белого цвета.

4. Возьмем кисть № 1. Черной краской обводим контуры, выполняем роспись геометрических узоров.

5. Для дополнительной расцветки вводим желтый цвет.

6. Таким же образом украшаем верхнюю часть доски.

7. Завершаем обводкой контуров, используя черную краску.

8. Дополняем орнамент узорами, используя два элемента: крест и галочку, мы их будем рисовать концом кисти. Крест красным, а галочки черным.

III. Подведение итогов.

— Какие чудесные доски у вас получились. Вы настоящие мастера!

— Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа».

При подведении итогов проводится блиц — опрос. Участники отмечают творческое отношение, вносят свои предложения по корректировке ошибок, отмечают успешные результаты, оценивают уровень выполнения практической работы.

Художественное шитье на плечевой одежде мордвы производилось вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам полотнищ. Количество, колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения одежды. Наиболее богатой смотрится праздничная обрядовая одежда.

Вышивка нательных рубах и верхней распашной одежды.

Стержневую декоративную нагрузку выполняли декоры наплечные и по подолу. Наплечная с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками. На праздничных рубахах наплечные вышивки переходили в нарукавные, достигавшие обшлагов. От плечевых по спине и груди вдоль швов центрального полотнища спускались вниз симметричные неширокие кромки. На подоле они заканчивались полурозетками, имеющими сзади форму ступенчатых пирамид, а спереди - веерообразную. Полурозетки сзади смещены к центру полотнища, а передние полурозетки сшивными швами делились на две симметричные фигуры. По обшлагам рукавов и краю подола располагались бордюры. Однако спереди в нижней части центрального полотнища орнамент резко менялся, образуя композиционный центр.

Рис. 6. Композиция вышивок на подоле (1 - спереди, 3 - сзади) и на плечах (2) рубахи мордвы-мокши.

Рис. 7. Орнаментация на плечах женских рубах зубова-полянской мордвы-мокши.

Рис. 8. Композиции орнаментов на подолах рубах мордвы-мокши.

Рис. 9. Вышивки по подалам спереди и сзади соответственно.

В верхней секции вышитых продольных полос располагались полурозетки или розетки. Когда продольные полосы спереди отсутствовали, исчезали и полурозетки. Подобная компоновка узоров присуще для мордвы-мокши. В Старошайговском и прилегающих районах продольные узорные полосы спереди отсутствовали, значительно уменьшилась вышивка спереди на подоле по окружности имитации разреза, зато на спине вертикальные полосы вышивок соединялись горизонтальной, образующей основание треугольника, обращенного вершиной вниз.

На рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и Пензенской области имитация разреза и продольные узорные полосы сзади отсутствуют. Зато в точках соединения рукавов с полотнищем имеются прямоугольной формы вышивки наляз, отсутствующие у других групп мордвы. Вдобавок, наплечные композиционные сюжеты, переходящие на праздничных рубахах в нарукавные, у зубово-полянской мордвы-мокши опускаются на спину и соединяются сзади шейного выреза.

Отсутствие продольных полос, розеток на подоле характерно для рубах мордвы-эрзи сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района: по бокам вышивались треугольные и прямоугольные розетки. На архаичных экземплярах рубах мордвы-мокши также встречаются вышитые розетки на подолах по бокам.

Рис. 10. Композиции вышивок на рубахах (вверху слева), наплечниках (вверху справа) и на подоле (внизу) обрядовой одежды мордвы-эрзи.

На эрзянских рубахах орнаментация располагалась широкой полосой с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое сюжеты по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовых уборах занимала большую площадь, порою закрывала холст целиком. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде одинаково. Основу наплечного узора составлял ромб, обращенный одной вершиной к декольте. От противоположной вершины шла наплечная композиция, переходящая в нарукавную. Последняя заканчивалась шитьем по обшлагу, широком на обрядовом облачении. Нагрудная сюжетная линия, иногда занимавшая на покаях всю верхнюю часть рубахи, опускалась до конца шейного выреза и состояла из продольных примыкающих друг к другу полос. Композиция орнамента отличается от мокшанского: отсутствуют передние парные полурозетки; центральная имитация разреза, сильно вытянута по вертикали и примыкает к нагрудной. Позади имеются крупные полурозетки, соединяющиеся с наплечной продольными полосами. На будничном одеянии 19 - начала 20 вв. орнаментация по подолу превратилась в узкую полосу бордюра, полурозетки исчезли.

У мордвы-терюхан отмечается наличие узких полос вышивок вокруг шейного выреза, узоров вокруг имитирования переднего разреза. Сопоставление орнамента на рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянского района и мордвы-терюхан, локализует общие черты: наблюдается сходство в покрое рубах, едва выражены декорации по швам полотна, отсутствует или слабо выражена имитация разреза на подоле, имеются усовершенствованные наплечные вышивки.

Расположение на рубахах вышивок в виде полос, идущих вдоль швов на спине и груди, или окаймляющих подол, концы рукавов, предопределило и композицию узора. В подавляющем большинстве случаев эти декоры представлены бордюрами.

Рис. 11. Народный орнамент вышивок по подолу и обшлагам рукавов женских рубах.

Особенность орнамента мордвы - однотипность состава декоративного рисунка по подолу, исключая моделирование разреза спереди. Основной элемент - ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными, продленными и загнутыми сторонами. Вариативность орнаментальных мотивов достигается за счет различных расстояний между ромбами, усложнения соединяющих их перемычек. Неизменным элементом является фигура из двух слитных ромбов или отдельных частей ромбов. В ромбовидных бордюрах активное участие в образовании новых элементов принимает фон. Исходный элемент - ромб с продленными сторонами и ромб с тремя ответвлениями на ребрах. Более проработанный орнамент характерен для мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района. Окаймляющие бордюры выполнялась темного цвета шерстью с редкими вкраплениями вышивок зеленого, желтого и красного цветов.

Рис. 12. Народный орнамент вышивок на рукавах верхней женской одежды мордвы-терюхан.

Рис. 13. Народный орнамент вышивок на спине женских рубах зубова-полянской мордвы-терюхан.

Орнаментальные мотивы указанных бордюров свойственны еще нескольким группам украшений: рукава и наплечники мордвы-терюхан, наспинные и наплечные мордвы-мокши Зубово-Полянского района и боковые розетки на подоле мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка и прилегающих мокша-мордовских сел.

Нарукавные украшения представляют собой заполненный горизонтальными рядами бордюров прямоугольный кусок холста, охватывающий рукав шушпана. Наплечники оформлялась шестиугольной розеткой. Наспинные вышивки наля имеют прямоугольную форму, нарушенную контурами ромбов. Вышивки лафтушкат по композиции встречаются двух видов: первый имеет вид розетки трапециевидной формы, большее основание обращено в сторону шеи; второй - узкая полоска на плече заканчивается 3-5 розетками-ромбами. Розеткам на подолах рубах из села Дракина характерна треугольная или прямоугольная с треугольным наверху завершением форма. Все перечисленные образцы (исключая лафтушкат второго типа и терюханских рукавов) имеют одну особенность: полностью вышит фон, а контуры различных вариантов ромбов или производных от них фигур вышиты черной или темно-синей шерстью. Розетки налхз дракинской мордвы композиционно, по колориту и составу орнаментальных мотивов являются приближенной копией наспинных вышивок наляг зубовополянекой мордвы-мокши.

Вышивание на рукавах шушпана мордвы-терюхан состоит из нескольких горизонтальных зон. По краю обшлага размещается вышивка кояксы, орнамент которой разительно отличается от остальных рядов вожапри и характеризуется асимметричностью построения, представляет собой бордюр из треугольников, заполненных различными вариантами фрагментов ромбов. Орнамент других горизонтальных зон повторялся. Обычно орнамент первой зоны совпадал с орнаментом третьей, второй - с орнаментом четвертой.

Подмечая особенности разнобразия декорирования, следует указать, что орнамент ее строго прямолинейный, геометрический. Скругление углов, типичное для орнамента мордвы-мокши, здесь отсутствует. Исключение составляет Т-образная фигура в шитье наляг и налхз. Негатив узора (фон) в равной степени, что и позитив, выступает в качестве формообразующего элемента, зависящего от равенства контуров узоров и оставленного между ними фона. Октагон и бордюры, характерные для других видов вышивок, здесь отсутствует.

Центральная декорация на подоле, розетки по подолу, наплечники и нарукавники мокшанских панаров по представленности орнаментальных мотивов, композиции, и технике выполнения представляют собой другую группу украшений. Если в орнаменталистике первой группы основную нагрузку несли контуры узора, то в отделке по плечам, рукавам, подоле, груди и спине этого уже не наблюдается. Правда, сохраняются четкие контуры орнаментальных мотивов, но они обязательно заполняются сплошной вышивкой. Нарушается равенство фона и узора (негатива и позитива), налицо стремление полностью заполнить фон различными декоративными элементами. Для этой группы орнаментальных мотивов характерно скругление прямоугольных контуров, довольно широкое использование кругов и овалов. По композиции сюжеты делятся на три группы. К первой относятся наплечные и нарукавные (по рукавам и обшлагам) и представлены они бордюрами, заключенными в пространство между двумя параллельными полосами. Мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, круг, восьмиконечная звезда и ее элементы, рогообразные фигуры, прямые и косые кресты, Т-образные фигуры. Встречаются и более сложные мотивы, состоящие из развитых розеток и построенных на основе круга, ромба и крестов. Среди них - вписанная в круг восьмиконечная звезда, круг с рогообразными аппендиксами, кресты с раздвоенными и рогообразнозагнутыми концами, прямые кресты с тюльпанообразными фигурами на концах, косые кресты с Т-образными фигурами на концах и т. п.

Рис. 14. Окаймляющие бордюры в лобной части и народный орнамент лопастей бабань панга.


Рогообразные элементы орнаменталистики этой группы располагаются в два-три яруса и объединяются вертикальным элементом. Получается древовидная фигура, широко распространенная в сюжетах других частей одежды. Специфичным мотивом является и восьмилепестковая розетка, часто заключенная в круг или четырехугольник, реже - в ромб.

На некоторых праздничных панарах мотивы наплечных и нарукавных вышивок одинаковы, на других - различны. На нарукавных неоднократно обнаруживается сплошное заполнение холста, без выделения черным контуром. Сплошная вышивка представляет собой мозаичную полосу, состоящую из небольших ромбов. Вышиты эти ромбы завертывающимся по спирали стежком. Естественно, что базисный орнаментальный мотив этих нарукавных украшений - ромб, образующий 1-3 бордюра. Общий вид этих нарукавных украшений явственно отличается от других вышивок на мокшанских панарах.

Розетки на подоле по композиции подразделяются на два типа. Задние имеют форму ступенчатых пирамид. Практически основу всех розеток подобного рода составляет фигура ромба в разных его вариантах или восьмиугольник, нередко вписывающийся в ромб. Чаще розетки построены следующим образом: в центре - малый четырех- восьмиугольник, а по макушкам ромба - ромбические вариации, восьмиугольных розеток, прямых крестов. Пространство среди основных мотивов заполнено мелкими фигурами, декоративными швами, а вся розетка по внешнему контуру оформлялась рогообразными, П-образными элементами, крючками и другими простыми элементами. По концепции орнаментальных мотивов задние розетки на подоле отличаются от бордюров вышивки по подолу, наплечных и розеток спереди.

Рассуждая о ромбе как основе орнаментальных мотивов розетки сзади на подоле, имея в виду поставленный на одну из вершин тетрагон, то основу орнаментальных мотивов розеток спереди на подоле составляет лежащий горизонтально прямоугольник и построенные на его основе мотивы: квадрат с продленными сторонами, с отростками на гранях, с продленными и загнутыми сторонами. Особенностью построения розеток является построение по прямой сетке. Розетка позади на подоле представляет из себя верхнюю долю ромба, а спереди - верхнюю половину косого креста и напоминает своим внешним видом древовидную фигуру с двумя или четырьмя ветвями, заключенными в общий, контур.

Ансамбль орнаментальных мотивов у розеток одинаков спереди и сзади, но не встречаются круг, полуовал, восьмиконечная и восьмилепестковая розетка.

Наиболее развитой в этой группе является отделка, имитирующая разрез, симметричная относительно оси тела и занимающая все полотнище. Совокупность орнаментики и техника вышивания не отлична от наплечных и нарукавных, однако центральная шире, исполнена в виде нескольких полос бордюра, располагающихся одна над другой. Композиция видоизменяется в центре, когда полосы бордюра меняют направление на 90 градусов и поднимаются вверх, огибая "разрез". Там появляются новые элементы, меняется ритм узора, не разрушающего целостного восприятия. В мотивах центрального декора заметнее просматривается квадрат в качестве структурного элемента. Квадрат возникает как обрамление бордюра из ромбов, заключенных между горизонтальными полосами. Он инициирует самостоятельное функционирование, образует новые элементы; крестообразные мотивы начинают связываться с квадратом, а не с ромбом. Более завершенный вид получают восьмиконечные и восьмилепестковые розетки, розетки на основе круга, прямого и косого креста.

К описываемой группе узорного вышивания относятся нагрудные и наспинные украшательства. Состав орнаментальных мотивов подобен розеткам позади на подоле. Треугольные розетки большим основанием примыкают к вертикально расположенным вышивкам. Значительная их часть формируется вокруг Т-образной фигуры, положенной горизонтально, или состоят они из 3-4 элементов в виде буквы Т горизонтально.

Рис. 15. Варианты простейших орнаменталов (верх) и наплечников мордвы-эрзи из с. Дракино (низ).

Продольные каймы вышивок сзади выполнялись подобно технике росписи, внешним видом резко отличались от всех других. Орнаментика небогата: фрагменты ромбоидов и квадратов, рогообразные мотивы, Г- и Т-образные фигуры. Но ажурность достигается использованием техники росписи, а геометрические контуры делают ее уникальной. Нечто подобное встречается в наплечных вышивках мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка, в отделке головных уборов мордвы-мокши, обрядовых рубахах мордвы-эрзи. Но в продольных украшательствах на панарах мордвы-мокши она получила наибольшее распространение.

Общность декоративного оформления, расположение его основных масс, построение вышитых сюжетов на мокшанских и эрзянских рубахах не предполагает абсолютной тождественности. Есть несколько особенностей, позволяющих выделить вышивку на эрзянских панарах: большая площадь особенно в области плеч и груди, на рукавах; частичное отсутствие обозначения специальным швом контуров орнаментальных фигур. Они выделяются цветом, техникой вышивания. Орнаментальные фигуры с ясно обозначенным контуром сосредотачиваются в области плеч, на обшлагах рукавов, отчасти спереди в области стилизации разреза и на подоле треугольные розетки, которыми завершаются полосы вышивок сзади.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«От природы к творчеству:
«Мордовский орнамент»
(1 год обучения)

ПОДГОТОВИЛ: П.Д.О. Воеводина Н.М.

Рузаевский МР-2015 г.
Тема занятия: «Мордовский орнамент»
На вид орнамент неприметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Б. Дубровский.

Цели и задачи:
Познакомить учащихся с мордовским орнаментом, разнообразием форм, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства. Выполнить мордовский орнамент из круп.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.
Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.
Оборудование: картон, карандаши, клей ПВА, кисточки, зубочистки, крашенные крупы, образцы работ, презентация.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы ведения: рассказ педагога с элементами беседы.
Ход занятия:
Вводная часть.
1.Организационный момент.
2Сообщение темы, целей и содержания занятия.
2. Теоретическая часть.
1.Изучение нового материала. Рассказ педагога с элементами беседы об истории возникновения орнамента, мордовских узорах
2.Выступление учащихся.
3.Закрепление изученного материала
Практическая часть
1.Выполнение мордовского орнамента из круп.
Итоговая часть.
Мини-выставка выполненных работ.
2 .Подведение итогов занятия.

Ход занятия.
. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Рады приветствовать Вас на нашем занятие.
Я хочу начать наше занятие строками мордовского поэта Петра Гайни.
Мой край родной – мордовская земля!
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о родном крае - Республике Мордовия. Вы познакомитесь с составляющими элементами мордовских узоров, с их названиями, научитесь расшифровывать их значение и выполните мордовский орнамент из круп.
Ребята! Народы, какой национальности живут в Мордовии?
- Мордва, русские, татары, чуваши и т. д.
- Чем отличаются люди разных национальностей?
- Они разговаривают на своем родном языке.
- - У каждого народа свои игры и песни.
Люди разных национальностей отличаются внешним видом.
Народные костюмы украшены различными узорами или орнаментом
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Существуют следующие виды орнаментов:
1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
3. Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)
Орнамент один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Мордовский орнамент - набор характерных для мордвы узоров.
Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В декоративно-прикладном искусстве он имеет наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку. Самыми древними являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, елочки, косых линий, диагонально пересеченных квадратов. Все они в творчески переработанном виде воплотились в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером и вязании.
. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.
Сейчас мы поближе познакомимся с некоторыми из них.
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное.
4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.
5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова
Мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.
Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.
1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
2) Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.
4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
Наши ребята приготовили стихотворения о Мордовии, давайте их послушаем.
Вопросы для закрепления.
1.Что такое орнамент?
2.Какие основные узоры в мордовском орнаменте?
3.Какие цвета встречаются в мордовских узорах?

Физкультминутка.
Раз -подняться, подтянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.

Сегодня мы с вами выполним мордовский орнамент из круп. Для работы нам потребуется эскиз орнамента, клей ПВА, зубочистки и крупы. Крупы предварительно окрашиваются гуашевыми красками.
Давайте повторим правила техники безопасности.

Практическая часть.
Нарисовать мордовский орнамент на картоне.
Нанести клей ПВА на часть рисунка.
Выкладывать крупу соответствующего цвета зубочисткой.
Зополнить таким образом весь орнамент.
Готовую работу можно приклееить на диск с магнитом и использовать как магнитик на холодильник.

Итоговая часть.
Мини выставка работ. Анализ выполненных работ.
Вам понравилось наше занятие?
Ребята, мне очень понравилось ваше участие на занятие. Спасибо вам за прекрасные работы
Будем внимательно, добросовестно изучать старое,
чтобы еще лучше познать новое.
(К.С.Станиславский)

Литература:

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.
2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.
3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.
4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.
5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.
6 Первушкин. В.П. Мордовский орнамент / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.