Миллиардер ролдугин. Кошелек виолончелиста: как Сергей Ролдугин спрятал свои доходы

«Мы с Вовкой после работы в филармонию иногда ходили, — такие воспоминания Ролдугина содержатся в книге о Путине «От первого лица» (2000 год). — Он меня спрашивал, как правильно слушать симфоническую музыку». Также, по его словам, они с Путиным играли в футбол: «Я намного лучше играл в футбол. Но ему проигрывал, потому что он цепкий был, как бульдог». В книге общим приятелем обоих называется и другой известный знакомый президента — питерский борец, а теперь депутат Госдумы от «Единой России» Василий Шестаков — все трое ездили в спортивный лагерь накануне отъезда Путина на службу в ГДР.

Шестаков сказал РБК, что не помнит обстоятельств знакомства с Ролдугиным и Путиным, но это было «где-то в восьмидесятых» в общей компании. Ролдугина он охарактеризовал как «порядочного человека».

Как друг Путина, Ролдугин стал крестным отцом его старшей дочери Марии, писала в 2014 году The New York Times.

«Я знаю, что они (Путин и Ролдугин. — РБК ) действительно друзья, — рассказал РБК солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков. — Сергей Павлович очень позитивный человек, с замечательным чувством юмора».

Брат Ролдугина с тех пор тоже не затерялся.

Евгений Ролдугин, полный тезка брата Сергея, указан на официальном сайте «Газпрома» как директор представительства компании в Риге. В 2010 году издание «Маркер» утверждало , что он и есть родной брат виолончелиста. Телефоны офиса в Риге не отвечали. В «Газпроме» не стали комментировать родственные связи своего менеджера.

Музыкант и меценат

Когда корреспондент РБК позвонил Сергею Ролдугину на мобильный телефон, трубку сняла женщина, сказавшая, что он занят на репетиции и говорить не сможет. Ролдугин — широко известный музыкант, дирижер и музыкальный менеджер.

Все то время, пока Путин строил политическую карьеру, Ролдугин занимался музыкальной. В 1980 году он получил бронзовую медаль на Международном конкурсе виолончелистов «Пражская весна». С 1984 по 2003 год, судя по биографии на сайте Санкт-Петербургской консерватории, был первым солистом-концертмейстером группы виолончелей оркестра Мариинского театра.

В 2002 году Ролдугин стал проректором по научной работе Санкт-Петербургской консерватории, а в 2003-м стал ректором, сменив возглавлявшего ее на протяжении четверти века Владислава Чернушенко. Газета «Ведомости» писала, что Ролдугин даже может стать следующим министром культуры, правда, в апреле 2004 года этот пост получил ректор Московской консерватории Александр Соколов. В ноябре 2004 года Ролдугин ушел из консерватории. В прощальном слове перед ученым советом он сказал , что больше не может совмещать творческую и административную деятельность. Руководитель Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой тогда объяснил его уход тем, что Ролдугин хочет заниматься только музыкой, а пост ректора отнимает у него много времени.

Однако административной работы только прибавлялось. В 2005 году старый друг пришел к президенту с идеей строительства петербургского Дома музыки, и, по словам самого Ролдугина, президенту эта идея понравилась . В том же году Министерство культуры передало Дому музыки здание дворца великого князя Алексея Александровича на набережной реки Мойки. Реставрировали дворец на средства благотворительного фонда «Константиновский» и из средств городского бюджета, вложившего в него 800 млн руб. В 2008 году Путин побывал на открытии отреставрированного Дома музыки.

Ремонт в здании дворца Великого князя Алексея Александровича, ставшего Домом музыки Ролдугина, в 2009 году понравился Путину (в центре), одобрившему этот проект (Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС)

Кроме всего перечисленного Ролдугин — еще и председатель правления и учредитель фонда «Талант и успех». Этот фонд вместе с Министерством культуры и Министерством спорта является учредителем благотворительного фонда «Сириус». «В Сочи на базе олимпийских строений создан образовательный центр для одаренных детей России. Туда отбирают детей от 11 до 15 лет, проявивших таланты в спорте, естественных науках, музыке и балете. Дети приезжают в Сочи, и к ним приглашают лучших российских профессоров, педагогов и тренеров по их профилю», — описывал работу «Сириуса» Ролдугин в интервью порталу Belcanto.ru Этот проект придумал Путин, подчеркивал музыкант в своем интервью.

Сергей очень любит меценатскую деятельность и всегда говорит о помощи талантливой молодежи, вспоминает его знакомый Шестаков. «Однажды мы с ним даже придумали такой клуб, где занимались бы самбо и классической музыкой, но почему-то эта идея так и не была реализована», — говорит он.

Впрочем, за административной работой знаменитый виолончелист все равно не забывал музыку — по крайней мере тогда, когда она помогала дружбе. Разговаривая с New York Times в 2014 году, Ролдугин вспоминал, как за год до того он по просьбе Путина приезжал вместе с тремя молодыми исполнителями (скрипка, фортепьяно и кларнет) в президентскую резиденцию в Ново-Огарево, чтобы дать частный камерный концерт. Играли Моцарта, Вебера и Чайковского, вспомнил Ролдугин. Путину настолько понравилось, что на следующий вечер он попросил музыкантов сыграть еще раз — ровно для тех же нескольких высокопоставленных слушателей. «Это были очень известные люди... практически все под санкциями», — так музыкант описал публику, не назвав имен.

Партнер друзей президента​

Ролдугин — не только друг главы государства, он связан бизнесом со многими другими питерскими знакомыми президента (об участии Ролдугина в капитале банка «Россия» вместе с Геннадием Тимченко, Юрием Ковальчуком и другими см. ниже).

В 1990-е годы Сергей Ролдугин вместе с однокурсником Владимира Путина Николаем Егоровым числился одним из учредителей компании «Петроинтеройл». Об этом в своем исследовании писал политолог Владимир Прибыловский. Ролдугину принадлежало 50% компании, Егоров напрямую владел 10%, а еще 17% контролировал через «Санкт-Петербург Интертрейд». По 10% в «Петроинтеройле» было у Владимира Яковлева и Николая Храмешкина. По данным ЕГРЮЛ, «Петроинтеройл» действительно зарегистрировали в августе 1993 года, а в 2006-м она была ликвидирована. Чем занималась компания, в выписке ЕГРЮЛ не указано, данных о том, кто был в числе учредителей компании, в выписке также нет.

Представитель Егорова на момент публикации материала не ответил на запрос РБК.

Петербургский юрист Николай Егоров знаменит тем, что дал толчок политической карьере Путина, порекомендовав его тогдашнему мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку для работы в комитете по внешним связям. Об этом факте писал научный руководитель Егорова Юрий Толстой в очерке к 60-летию юриста (опубликован в журнале «Правоведение» за 2007 год). На президентских выборах в 2000 году Егоров был доверенным лицом Путина. Еще в начале 1990-х Егоров вместе с партнерами создал юридическую фирму «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», которая среди прочего представляла интересы российской стороны в деле об убийстве в Катаре чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева предположительно агентами ГРУ.


Ролдугин рассказывал, что устраивал камерные концерты для «узкого круга друзей» президента. На фото — с вице-премьером Игорем Сечиным в 2010 году (Фото: PhotoXPress)

Акционер «личного банка для узкого круга приближенных»

Ролдугин владеет 3,2% акций банка «Россия», согласно сведениям, опубликованным на сайте банка. Компанию ему составляют Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, Николай Шамалов, Алексей Мордашов и другие. Этот банк попал под санкции США в 2014 году, администрация Барака Обамы называет его «личным банком для узкого круга» приближенных к Путину людей.

Сам Ролдугин говорит (его цитирует The New York Times), что у него нет миллионов, а все его бумажное состояние, которое The New York Times оценила в 2014 году в $350 млн, образовалось благодаря тому, что много лет назад он купил долю «в небольшом банке, которым управляли люди, близкие к его старому другу Владимиру Путину».

Сейчас капитал банка «Россия» — 57,4 млрд руб. Управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев, который ранее в должности директора агентства «Эксперт РА» присваивал рейтинги «России», предлагает оценивать банк по мультипликатору 0,3 к капиталу (с таким мультипликатором торгуется банк «Санкт-Петербург», который сопоставим с «Россией» по финансовым показателям). В этом случае долю Ролдугина можно оценить в 550 млн руб. без учета скидки за непубличность банка и вхождение его в санкционный список.

Банк платит дивиденды. За 2014 год он выплатил 220 руб. на акцию, или 559 млн руб., на долю Ролдугина пришлось 18 млн руб.

Собеседник РБК, знакомый с менеджментом «России», утверждает, что Ролдугин никогда не принимал участия в управлении банком.

Региональный медиамагнат

Ролдугину вместе с партнером по Некоммерческому партнерству «Поддержка детского спорта» Владиславом Копыловым с ноября 2005 года в равных долях принадлежала компания «Прибой», а с ноября 2009-го по ноябрь 2012 года партнеры числились соучредителями компании «Волна» (данные СПАРК, телефоны компаний совпадают). В октябре 2015 года «Прибой» ликвидировали, а «Волну» с 2012 года контролирует сын экс-главы Балтийской медиагруппы (БМГ) Олега Руднова Сергей.

Чем занимались «Волна» и «Прибой»? В 2000-х компании играли важную роль в медийной жизни Санкт-Петербурга, так как через них Ролдугин и Копылов предположительно контролировали БМГ. В 2003 году медиагруппу организовал и возглавил питерский журналист и медиаменеджер Олег Руднов. В нее вошли «Радио Балтика», телеканал «100 ТВ» (сейчас «Life 78»), газеты «Невское время», «Смена», «Вечерний Петербург» и Балтийское информационное агентство.


На посту ректора Санкт-Петербургской консерватории Ролдугин в 2003 году вручил диплом почетного профессора участнику группы «Битлз» Полу Маккартни (на фото справа) (Фото: PhotoXPress)

В 2004 году «Прибой» получил 100% акций компании «Балтика», телефон которой совпадает с данными одноименной радиостанции, входящей в БМГ. «Прибой» контролировал «Балтику» до 2007 года, после чего через цепочку владельцев 100% компании досталось «Волне». В июле 2015 года «Балтика» оказалась в итоге в собственности компании «Ньюс СПБ» (75% принадлежит сыну Олега Руднова Сергею, а 25% — Араму Габрелянову).

Габрелянов давно сотрудничает с Национальной медиа группой (НМГ), основанной в 2008 году все тем же Юрием Ковальчуком и его партнерами из «Северстали» и «Сургутнефтегаза». НМГ не раскрывает доли владельцев, однако до введения санкций Минфина США Ковальчук считался контролирующим акционером холдинга.

Габрелянов, описывая РБК свое вхождение в бизнес «Балтики», сказал, что приобрел 25% всей Балтийской медиагруппы у Сергея Руднова. Про деловые отношения Рудновых с Ролдугиным и Копыловым Габрелянов не знает, сумму своей сделки он не назвал.

Сотрудник «Волны» предложил РБК связаться с юридическим отделом, после чего в компании перестали отвечать на звонки.

Футбольный функционер

Возможно, Ролдугин имеет отношение и к другой важной стороне жизни Северной столицы — спортивной.

Хотя компанию «Прибой» Ролдугина и Копылова ликвидировали в октябре 2015 года, она до сих пор числится учредителем некоммерческой организации «Фонд развития и поддержки средств массовой информации» (новые учредители фонда в базах данных пока не отражены). Телефон этого фонда совпадает с телефоном «Волны» и «Прибоя», а также радиостанции «Балтика».

По данным СПАРК, этому фонду принадлежит 10,8% в футбольном клубе «Зенит». Контрольный пакет в клубе — у Газпромбанка (более 51%). Два других обладателя крупных пакетов — «Газпром Трансгаз» и «Сибур Холдинг». По данным финансовой отчетности, в 2014 году «Зенит» получил выручку 6,1 млрд руб. и чистый убыток 5,2 млрд руб.

Представитель «Зенита» Жанна Дембо сообщила РБК, что фонд — и сейчас акционер клуба. «Фонд развития и поддержки СМИ исторически является акционером клуба «Зенит», еще до появления среди совладельцев Газпромбанка. Этот фонд был создан Олегом Рудновым», — сказала она.

О нем президент на встрече с журналистами говорил с особой теплотой.

"Многие творческие люди в России — я не знаю, каждый второй, может быть, если вы обратите внимание, — пытаются заниматься бизнесом. Насколько мне известно, Сергей Павлович — тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие-то деньги зарабатывает. Это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, нет ничего подобного! Какие-то зарабатывает. Что любопытно и интересно, я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович, и в числе своих друзей, и вообще в целом. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Это дорогие вещи. Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное. Но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает все из своих средств. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше. И я горжусь, что у меня есть такие друзья", — заявил .

Так о ком говорил Путин?

Как же хотелось на безрыбье американцам в поисках компромата на Путина покусать хотя бы Петербург, город, где Путин родился, где наверняка крестил своих детей, где, конечно, так много знакомых. Ну, должно же быть хоть что-то, за что можно зацепиться?!

До какой же степени город-герой Ленинград оказался не по зубам кусателям. Мало того, выясняется, что культурная столица и сама может дать в зубы.

В дворце на набережной реки Мойки с утра до ночи проводит время человек, который придумал "Реку талантов" — уникальную систему поиска и воспитания молодых дарований России, для которых и открыт в царских интерьерах государственный Санкт-Петербургский Дом музыки.

Человек, который так печется о том, чтобы сохранить историю страны для поколений, — тот самый виолончелист Сергей Ролдугин, которого копатели панамских документов назвали хранителем офшорных миллиардов. А он и не возражает. Все так называемые миллиарды в Алексеевском дворце в полной сохранности, и их можно потрогать.

Многое в Алексеевском дворце удалось сберечь, но что-то растащили по дачам еще в советское время, что-то варварски уничтожали уже в 90-х. Огромную часть интерьеров скрупулезно восстанавливали заново по фотографиям.

Было время, когда в княжеском парке за окнами то и дело стреляли. В Петербурге делили сферы влияния, а во дворце толпились кортежные девицы для бандитов всех мастей.

"Дворец был в аренде у одной московской фирмы 11 лет. Не буду называть, чтобы остаться в живых, но они довели его до такого состояния, что его можно было купить за бесценок. Обычная схема. Разрушалось все. Водосточные трубы они повернули в подвал, чтобы все мокло и рушилось, чтобы потом снести или за копейки купить. Фактически мы спасли дворец", — отметил Сергей Ролдугин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки.

А потом наполнили спасенный дворец лучшими в мире преподавателями, закупили лучшие в мире инструменты, и усадьба на реке Мойке закипела российскими талантами.

Когда 3 апреля были опубликованы так называемые панамские документы, знаменитый музыкант узнал о том, что он еще и миллиардер. Хотя большую часть жизни, по его словам, наоборот, просил у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки.

"Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого. Профессура, которая может дать лучшие советы. А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил", — вспоминает Ролдугин.

В какой-то момент меценаты предложили Сергею Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы уже не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы.

"Работы мастеров Гварнери, Страдивари. Рояли Steinway. Я хочу подарить четыре инструмента образовательному детскому центру в Сочи. Четыре восхитительных инструмента. Рояль Fazioli. Если перечисленное услышит специалист, он скажет: да, действительно, это бешеные деньги! Виолончель Страдивари. Золотой период Антонио Страдивари. Сколько миллионов долларов она может стоить? Поинтересуетесь", — говорит Ролдугин.

Поинтересовались. Те самые инструменты в мировых каталогах. Подобных виолончелей Страдивари на планете чуть больше десяти. У одной — даже свое имя — Стюард. 1732 год. Эти инструменты не продаются. Рынок ставит лишь нижнюю планку цены, за которую кому-то раз в сто лет может посчастливиться ее приобрести, — 11,5 миллиона долларов.

А вот виолончель мастера Гофриллера — еще одна гордость Дома музыки. И тоже несколько миллионов. Но Ролдугина интересует другая цифра — 1698 год. Еще до основания Петербурга.

"Одни только эти цифры приводят в трепет и профессионалов, и знатоков. Все это — уже российское достояние, это все уже здесь. На этих инструментах играют наши российские ребята", — отметил Сергей Ролдугин.

Для него это самый волнующий момент. Инструмент помнит еще Петра Великого. Один из владельцев — прусский король Вильгельм. "Теперь этот инструмент будет жить в России. Звук, как говорил Райкин, "специфисиский". Как я говорил, голос Карузо. Это и есть его голос", — рассказал Ролдугин.

"Прекрасный музыкант, который, как сказал президент, занимается бизнесом, и в отличие от многих деятелей культуры преуспел в бизнесе, который на эти деньги покупает музыкальные инструменты, которые дороже многих музейных экспонатов, которые государство покупает. С Сергеем Павловичем все абсолютно ясно. Он слишком яркий человек в культуре, поэтому на него иногда сыплются недоброжелательные шишки. И это тоже должно входить в должностные инструкции", — считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Сергей Ролдугин не хвастает, но и не скрывает, что знаком с Владимиром Путиным еще с 1977 года. Музыкант действительно крестил старшую дочь будущего президента. И, наверное, признается Ролдугин, это знакомство помогает тому, что культуру в России бизнес поддерживает охотно. Хотя и он, и Валерий Гергиев чаще вместе тратят на гастроли одаренной молодежи деньги из своего бизнеса.

"Зачастую мы вместе планируем такие вещи. Очень многие скрипачи и виолончелисты, пианисты — я могу назвать Сергея Редькина, это очень хороший пианист, один из победителей конкурса Чайковского, Павла Милюкова, это замечательный скрипач — развиваются, растут. Я вообще впервые о них услышал от Ролдугина, я не слышал таких имен", — отметил Валерий Гергиев, народный артист России, худрук Мариинского театра.

Друзья говорят, что Сергей Ролдугин остался школьником. Когда были деньги на завтрак, он покупал ноты.

"Помочь сотням молодых музыкантов обрести счастливую жизнь, кто это может? А я могу. Разве это не счастье?" — задается вопросом Сергей Ролдугин.

Скрипач Павел Милюков, талант, найденный Ролдугиным в Перми, — один из сотен, на которого обрушилось это счастье. Теперь он выступает по всему миру. А в руках у него — еще один экземпляр из каталогов мирового достояния культуры, выданный в Доме музыки, шедевр стоимостью в несколько миллионов долларов — скрипка мастера Пьетро Гварнери, 1701 год.

"Попробуйте на Западе, чтобы, чтобы кто-то снял зал для молодых неизвестных ребят. Это исключительные случаи, и всегда за ними стоят какие-то финансовые заинтересованные инвесторы, которые верят в это. А мы в сотни молодых людей инвестируем. Возврат от этих инвестиций такой, что в конкурсе Чайковского победили, в конкурсе Елизаветы, в конкурсе Шопена. Вот результаты!" — радуется Ролдугин.

А еще бесконечные концерты по всему миру и российским регионам, фестивали в ближнем зарубежье, где миллионы людей мечтают оставаться в орбите великой русской культуры.

"Ролдугин — это человек, который любит свое дело. И у него дело стоит превыше всего. Он с маленькими детьми как работает. Приезжает в Вильнюс, Каунас на фестиваль, у него мастер-классы, он встречается с молодыми ребятами, дает возможность им дальше продвигаться, учиться. Они щедрые, они делятся, когда нужна помощь в какой-то стране или в России. Всегда обращаешься в Дом музыки — тебя слышат. Это очень ценно", — признался Гентолтас Жельвис, председатель Совета литовцев в России, заслуженный деятель искусств, профессор.

Жельвис говорит, что все эти панамские документы — пена. Во всяком случае, России они точно не вредят. Действительно, если вспомнить других фигурантов из офшорных списков, картина еще понятна. Премьер Великобритании пользовался офшорной фирмой своего отца. У Порошенко — запрещенные для президента офшоры собственные. Премьер Исландии не платил налоги. Все понятно. Но причем тут Путин?!

"Мне очень приятно, что попало по мне. Здесь нечего ловить. Все здесь открыто. Я все равно богаче — я владею талантами России!" — заявил Ролдугин.

Материалы, на которых что-то или кого-то хотели поймать, публиковались от имени некоего Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (Organised Crime and Corruption Reporting Project — OCCRP). Его глава Дрю Салливан открыто признал, что финансируется американским Агентством по международному развитию (USAID).

Центр Салливана работал в связке с еще одной организацией — это Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists — ICIJ).

И вот тут обнаруживается матрешка. Совсем не русская. Консорциум журналистских расследований, в свою очередь, вышел в 1997 году как проект так называемого Центра Общественной честности (Center for Public Integrity — CPI). Именно этот центр на гранты Фонда Сороса и Фонда Макартуров, Фонда Форда и других много лет аккумулирует вокруг себя журналистов из различных стран. Например, недавно все журналисты сообща отрабатывали гранты по расследованию контрабанды табака. И вот теперь — новое общее задание. Поступило оно от курирующей организации — это Американский Совет по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors — BBG), где работает Ричард Лобо, бывший подчиненный Джона Керри в Госдепе США. До этого он занимал высокие должности в медиаструктурах США, причем по личным назначениям Барака Обамы.

Здесь же в Совете по вещанию — и лично Джон Керри, то есть это уже кураторство самого Госдепа. А теперь внимание: в 2015 году Госдепартамент США и Агентство по международному развитию (USAID) потратили на поддержку "свободы информации и независимой прессы в мире" 65 миллионов 400 тысяч долларов. И внушительную часть этих денег получили как раз Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) и Центр по расследованию коррупции (OCCRP). Вот теперь круг замкнулся. Не хватает разве что последней детали. Материал для информационной "канализации" этой матрешки поставляет АНБ — Агентство национальной безопасности США.

А это уже другая история. Мало, кто знает, что перед самым Майданом в Киеве в разгар дискуссии о том, надо ли Украине идти на договор об ассоциации с Европой, в стране был выключен независимый канал "ТВi".

Потом в гари Майдана Киев стал терять население Крыма. Но понять, что происходит на полуострове, украинцы тоже не смогли. В марте 2014 года на Украине погасли все российские информационные каналы, которые транслировала кабельная сеть "Воля". Крупнейший оператор телесетей вел себя так, как говорили из Вашингтона, потому что стратегический ресурс Украины заблаговременно купил крупный венчурный фонд США. Также 2008 году американцы задались целью скупить и российские телевизионные сети.

"Кстати говоря, хорошо, что у нас вообще кабельные сети сохранились. Вы знаете, что мы чуть-чуть их не потеряли. Несколько лет назад, если бы еще немножко, и все бы наши кабельные сети ушли к иностранному оператору. Просто в одно касание. Но этого не случилось. Они сейчас находятся в России и у российских собственников", — подчеркнул Владимир Путин.

Тогда эту многоходовую сделку на рынке не все и заметили, так как проводилась она под прикрытием ФСБ. Что же это была за сделка в 2008 году?

"В 2008 году нами была получена оперативная информация об интересе американских спецслужб к телекоммуникационным активам России. В частности, крупнейший оператор кабельного телевидения и Интернета, его активы были выведены в офшор, готовился к сделке по продаже этих активов американской компании, финансируемым специальными фондами", — рассказал один из сотрудников ФСБ.

Компанию "Национальные телекоммуникации" с аудиторией в несколько десятков миллионов зрителей для продажи на фондовом рынке вывел в офшор бизнесмен Сулейман Керимов. И на активы моментально положили глаз американские фонды прямых инвестиций.

"Было принято решение по возврату государственного контроля над этим активом", — сказал один из сотрудников ФСБ.

Стоимость акций "Национальных телекоммуникаций" была оценена владельцами в полтора миллиарда долларов. Чтобы собрать такую сумму в офшоре, а выкупать наши кабельные сети нужно было именно там, государство обратилось к бизнесу. Львиную долю взялась оплачивать "Национальная Медиа Группа". Пакет поменьше брали на себя "Северсталь" и "Сургутнефтегаз". В поддержку был и сформирован пул банков. В равных долях — Сбербанк, ВТБ и "Газпромбанк". В апреле 2008 года пул российских компаний выкупил все 100% акций "Национальных телекоммуникаций". Стратегический ресурс России увели из-под носа американцев. Это и был питерский удар в зубы.

"И передача активов компании госкомпании "Ростелеком", — пояснил один из сотрудников ФСБ. Показательно в этой связи то, что "Ростелекому" передали национальные сети за те же деньги.

То есть этот пул компаний, купив за полтора миллиарда долларов "Национальные телекоммуникации" в офшоре, потом за те же деньги безо всякой прибыли для себе фактически передал это государству?

Абсолютно правильно, — отметил один из сотрудников ФСБ.

"Масштабные подозрительные сделки друзей Путина" — это в заголовках западных СМИ, выходивших всю прошедшую неделю со ссылкой на все те же панамские документы. 200 миллионов долларов — прибыль от сделки с "Национальными коммуникациями", где выгодоприобретателем мог быть Путин, пишут расследователи. Прибыль, как выясняется, — ноль. Впрочем, как глава государства Путин да и Россия — явные выгодоприобетатели.

Не будем моделировать ситуацию, при которой десятки миллионов зрителей нашей страны достались бы американцам. Просто посмотрим, кем эти американцы оказались на Украине.

Providence Equity Partners — один из крупнейших фондов прямых инвестиций в медиа- и телекоммуникации. Активы — 21 миллиард долларов. Является частью компании USIS, которая отвечает за проверку кадров для американских госструктур, в разведывательных и военных сферах. Эта же компания принимала на работу Эдварда Сноудена. Дальше рассказывать не стоит. Можно лишь представить, какой осадок у американских спецслужб оставили офшоры, где их оставили без российской добычи. Вряд ли в АНБ подозревали, что столкнутся в офшорах с российскими спецслужбами. А именно так и получилось.

"Мы выполняли задачу по сохранению контроля государства за стратегическим активом РФ. И она была выполнена", — отметил один из сотрудников ФСБ.

Нам не рассказали, чьи еще офшоры наши спецслужбы могут использовать в интересах страны с привлечением государственно ориентированного бизнеса. Пусть и в следующий раз это будет сюрпризом для ЦРУ. А на этот раз они сработали плохо и не на тех нарвались

Обнаружился один из самых настоящих кошельков Путина. Это это не какой-то там бизнесмен, наживающийся на господрядах. Сергей Ролдугин - старинный друг и крестный отец одной из дочерей Путина.

Человек подозрений не вызывавший, к бизнесу не причастный.

Музыкант, какие там деньги и офшоры?

А оказалось, что скромному музыканту загнали минимум $2000000000 на офшорные счета.

Когда ты президент авторитарной страны, украсть деньги из бюджета очень просто. Сложнее их спрятать. Еще сложнее потратить. Мы, конечно, понимаем, что капиталы Тимченко, Ротенбергов и Ковальчуков - тоже в той или иной степени принадлежат Путину. Но всё-таки нельзя считать, например, Ротенбергов совсем номинальными держателями - они полностью управляют бизнесом. Когда ты используешь деньги Ротенберга для покупки квартир своим девушкам (и их бабушкам), возможны скандалы вроде недавнего.

Задумка Путина заключалась в том, чтобы хранить личные украденные деньги в самом неожиданном месте, у самого неожиданного персонажа - известного музыканта-виолончелиста, человека лояльного и честного (по отношению к боссу) и, судя по всему, достаточно скромного даже в быту. Никаких красных феррарей и прочих глупостей.

Но у этого хитрого плана есть и слабая сторона. У музыканта, даже самого талантливого и самого популярного в мире, просто не может быть столько денег. Государственные банки не выдают виолончелистам кредиты на сотни миллионов долларов. Олигархи не дают (а уже тем более не прощают потом) виолончелистам долги на миллиарды рублей. Управленцы Роснефти и Сбербанка не проворачивают очевидно криминальные сделки, чтобы обогатить офшор музыканта еще на миллион-другой долларов.

Ролдугин не может ни слова сказать внятно о «своей» офшорной империи. Действительно, а что тут скажешь, вопрос деликатный!

Самое интересное в российской части расследования - это даже не сам Ролдугин, а описание того, как работает главная коррупционная схема страны - схема по обогащению лично Путина и его семьи. Откуда деньги, как перегонялись, как отмывались, на что были потрачены.

Откуда деньги? В основном махинации с ценными бумагами и займами. Описывается история с продажей акций Роснефти. В один день контракт на продажу акций заключили с фирмой Ролдугина и сразу же разорвали. Ролдугину, согласно условиям контракта, полагается неустойка в $750 000. Прекрасно.

Или еще. Компания Алексея Мордашова (Северсталь) дает компании Ролдугина в долг 6 миллионов долларов. И сразу же прощает долг.

Похожие истории повторяются с Керимовым и Ротенбергами.

Кто еще поучаствовал в этом празднике и скинулся на офшор Путина? Ну конечно, госбанки. Russian Commercial Bank, кипрская дочка ВТБ, выдававшая ролдугинскому офшору невозвратные кредиты. Они открыли для панамской компании кредитную линию в $650 миллионов (!!!), тем самым обеспечив вообще плюс-минус неограниченный доступ к деньгам. Задействован оказался и Сбербанк (через дочернюю Тройку), участвовавший в сделках по фиктивной продаже акций, которые следующим днем выкупились старыми собственниками обратно.

Но это не самая интересная часть этой истории.

Другая любопытная деталь описана в британской Guardian. Гардиан пишет, что в 2012 году «окружение Путина» начало нервничать и перестало пользоваться панамским офшором. Все финансовые махинации были переведены из Панамы на Британские Виргинские Острова. Новый офшор, по словам журналистов,

В четверг, когда Путин выступал на форуме ОНФ, ему задали вопрос о фигуранте панамского досье, виолончелисте Сергее Ролдугине.

Как посчитали журналисты "Медузы" , собственно на вопрос Путин начал отвечать через шесть с половиной минут, а до этого говорил о Югославии, Сирии, Wikileaks и Первой мировой войне. Сам ответ дословно так:

Теперь что касается Сергея Павловича Ролдугина. Он не просто какой-то музыкант, он - народный артист России, блестящий музыкант. Я думаю, один из лучших в стране. Он был членом жюри на международном конкурсе Чайковского. Он начинал работу в Ленинграде, в Петербурге у [дирижера Евгения] Мравинского. Он долгое время работал у Гергиева. Был ректором Петербургской консерватории. Он человек творческий очень.

Многие творческие люди в России (я не знаю, каждый второй, может быть), если вы обратите внимание, пытаются заниматься бизнесом. Насколько я знаю, Сергей Павлович тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний. И там какие-то деньги зарабатывает. Но это, конечно, не миллиарды долларов. Чушь, нет ничего подобного. Какие-то зарабатывает.

Но вот что любопытно и интересно. Я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович: и в числе своих друзей, и вообще в целом. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Дорогие вещи.

Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное, но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры, фактически оплачивая [это] за свой счет. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше. И я горжусь, что у меня есть такие друзья.

Путин комментируя ‪#‎PanamaPapers‬:
1) признал Ролдугина своим другом (подтвердил, что они с ним связанные лица, для обывателя это не важно, а важно для официального расследования)
2) подтвердил сверхдоходы офшорных компаний Ролдугина (значит был в курсе Ролдугинских оффшоров и того как они "зарабатывают")
3) оправдал сверхдоходы офшоров Ролдугина закупкой дорогих муз.инструментов для России (на что пошли деньги, которые были отмыты совершенно неважно).

Делая вывод, можно сказать, что тот кто готовил выступление Путина на медиафоруме или специально хочет того, чтобы в официальных расследованиях других стран появилась фамилия Путин или просто дурак.

Ответ профессионального политика. Вопрос нужен не для того, чтобы на него отвечать, а для того, чтобы сделав вид, что ты на него отвечаешь, в очередной раз повторить свой месседж.
Вспоминается Киссинджер, который подойдя к журналистам спросил: "Ну, у кого из вас есть вопросы для моих ответов?"

Я бы сказал, что это позор. Если это заготовка, то даже на троечку не тянет.

думаю, всё же импровизация
он уже привык базар не фильтровать

Почетное звание "Тролль невыносимый" присваивается газете "ВЕДОМОСТИ"!

Приходил Ролдугин. Принес виолончель. И пианино. И скрипку Страдивари. И саксофон Клинтона еще. И губную гармонику на сдачу.
Вас, говорит, мало. Сто сорок миллионов всего. А денег, говорит, много. Два ярда. Работы невпроворот. Так что я завтра, говорит, еще оргАн Баха принесу, лады? Ты уж потерпи...
Ну, чтош. Пострадаю за Родину.
Мужики, в уголок вон ставьте.
Спокойной ночи.

Сначала подставил и опозорил этого Ралдугина, а теперь так бездарно "извинился" - дескать тот на два мильярда балалаек да гармошек накупил..

а ведь на два миллиарда можно скупить весь мировой запас гварнери, аматти и страдивари - и еще останется на стенвей в каждый сельский клуб

Кое-что о цене музыкальных инструментов

1. Самый дорогой музыкальный инструмент мира - виолончель работы Страдивари - была приобретена у наследников Ростроповича за $20 млн.
2. Все прочие инструменты из ТОП10 проданных в сумме стоят меньше.
3. Ни один инструмент ТОП10 не приобретался Сергеем Ролдугиным.
4. Последний инструмент ТОП10, по данным Форбс, стоил $25000.

Таким образом, если Сергей Ролдугин и приобретал какие-то музыкальные инструменты, то по цене не выше $25000 за штуку, а значит, должен был купить на свои (честно заработанные) офшорные деньги около 80000 штук.

5. Всего в России насчитывается чуть более 3000 детских музыкальных школ, 176 средних и 45 высших учебных заведений этого профиля. Итого на каждое из них должно приходиться не менее 20 инструментов экстра-класса.

Ждем-с.

PS. В комментариях есть много интересных и ценных уточнений о стоимости инструментов. Попозже сделаю апдейт, будет еще веселее.

Добавлю сюда один мой комментарий в качестве объяснения того, почему этот очевидный пост набрал столько лайков.
Как ни странно, очень многим вроде бы разумным людям просто не приходит в голову аккуратно сосчитать что-либо. Это известный эффект больших цифр. Все понимают, что 2 млрд - это "много". А еще все понимают, что музыкальные инструменты могут стоить "дорого". Насколько соотносятся эти "дорого" и "много", мало кто пытается понять, именно поэтому результат простого действия "разделить 2 млрд на стоимость одного инструмента" многим не очевиден.

"Саня, это уже не пати, это уже дебош": Путин пояснил, что почти все деньги, которые Ролдугин заработал, "он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию". Путин указал на дороговизну этих музыкальных инструментов".

Самая дорогая скрипка Страдивари стоит в районе 3 млн долларов. Всего сохранилось около 600 скрипок. Таким образом, только на известные нам 2 миллиарда долларов (явно не первая и не последняя проводка через оффшоры) Ролдугин мог купить всю коллекцию скрипок Страдивари и еще пару барабанов на сдачу. Или, если говорить о массовом сегменте, построить скрипкостроительную фабрику.

Не говоря уже о том, что мы немножко пропустили момент, когда опционы на покупку акций "Автоваза" вдруг стали музыкальными инструментами. Типа пришел такой в цех и напильником на кардане Highway to Hell фигачишь, "купил инструмент. Музыкальный!"

Похоже, Путин реально думает, что вокруг 1970 год и можно нести любую чухню, "все равно не проверят".

Получается, это ему так скидывались на инструменты Мордашев и Ротенберги? А зачем через офшоры? Почему нельзя было просто сделать фонд и легально купить инструменты?

Вспомнился анекдот советский.
ОБХСС выследил торговца цветами с Кавказа, и вот он вышел из аэропорта с набитыми цветами чемоданами, прыгнул в такси, едет и видит,что за ним хвост.
- Куда ехать, шеф? - спрашивает таксист.
- К первому же памятнику Ленину!
Такси останавливается у памятника Ленина, преследователи тоже останавливаются, кавказец с чемоданами кидается к подножью памятника, высыпает цветы, с криком:
- Спасибо тебе, дорогой Владимир Ильич от всего Кавказа!

Я к тому, что будет забавно, если они сейчас действительно начнут судорожно скупать виолончели.
С другой стороны, в каком неадеквате живет человек, если серьезно думает, что 2 миллиарда долларов в офшоре можно объяснить покупкой виолончели. Чувак так привык ворочить милиардами, что забыл, как это много на самом деле.

Вот их просто ловят с поличным. Предъявляют документированные схемы взяток.
Тычат в лицо документами: вы отель, сволочи, купили.

А он смотрит всем в глаза и говорит: мой друг на все деньги купил музыкальные инструменты.

Чудовищный лжец. Вор и лжец.

И сидит в окружении такого же лживого ворья, кивающего головой: да-да, на все деньги купили музыкальных инструментов.

То есть, Жванецкий был прав и в консерватории действительно нужно кое-что подправить? Ну, во всяком случае, в классе виолончели..

С музыкальными инструментами, конечно, стыдобища невероятная. Особенно буквально сразу же после практически незамеченного массами, но очень пронзительного выступления Мацуева о том, что в России больше не производится фортепьяно ни в каком виде. И про то как он ездит по регионам и пытается уговорить местные власти купить новые инструменты в музыкальные школы. А не в свои <чёртовы> кабинеты.

Инструмент работы Страдивари за $12 млн могут защитить от ареста за границей особой схемой владения

Комментируя “панамский» офшорный скандал, Путин , сказав, что тот приобрел (среди прочих инструментов) и виолончель Страдивари «Стюарт» 1732 года. Истратил все свои деньги и даже остался должен. Путин подчеркнул, что виолончель антикварная, аналоги в России вряд ли есть, «еще была одна у Ростроповича, но мы не смогли ее выкупить, не было денег у государства, она ушла в Японию».

Стивен Хонигберг играет на теперь уже российском «Стюарте».

Начнем с конца - про Японию. Про антикварную виолончель Дюпора (Страдивари ее сделал в 1711 году) сейчас все знают, поскольку, во-первых, на ней с 1974 по 2007 гг. играл Мстислав Ростропович (и называл своей любовницей), а, во-вторых, она объявлена самой дорогой в мире (по косвенным данным, после смерти Ростроповича инструмент был приобретен Японской музыкальной ассоциацией за 20 млн. долларов).

Не удивительно, что не менее , на которой в последнее время играл американский музыкант Стивен Хонигберг, могла быть приобретена за 12 млн. Путин допустил, что инструмент может быть передан государству для общего блага.

Обычно редкие инструменты попадают в так называемую Госколлекцию, но наши эксперты допустили, что Ролдугину связываться с нею совершенно ни к чему. «Редкие инструменты хранятся нынче не только в Госколлекции, но состоят на балансе Большого и Мариинского театра, и даже крупных оркестров. Ролдугин является худруком Санкт-петербургского Дома музыки, расположенного во дворце Великого князя Алексея Александровича, - сам дворец как музей, там много аутентичных предметов того времени, кроме того, есть и музыкальные инструменты, которые Ролдугин использует для проведения мастер-классов молодым талантливым исполнителям».

Понятно, что владеть лично ценной виолончелью он не будет - слишком велики страховые издержки, гораздо надежнее держать ее на балансе своего же Дома музыки, причем есть такой нюанс. Сегодня для многих музыкантов Госколлеция редких инструментов несколько теряет значение, потому что а). она официально относится к Музею музкультуры им. Глинки (а ранее была самостоятельной структурой), что не может не накладывать на нее отпечаток некой закрытости; и б). из-за угрозы ареста российского имущества по делу ЮКОСА, вывозить за кордон редкие госинструменты сейчас запрещено, а зачем они тогда нужны, если не для развития международной карьеры солиста?

Напомню, плата за аренду и страховку инструмента из Госколлекции ложится тяжким бременем на музыканта - сумма может доходить и до миллиона рублей в год. А вот если виолончель «Стюарт» будет на балансе Дома музыки в Санкт-Петербурге, ее юридически могут не просчитать на Западе как часть госимущества, все-таки речь будет идти о музыкальном учреждении.


Сергей Ролдугин.

«Так что, если такой инструмент в самом деле станет российским, - комментируют наши эксперты, - молодые таланты будут только рады время от времени прикасаться к нему; читателям лишний раз стоит напомнить, что инструменты - не картины, они постоянно должны быть в игре, а не в хранении, их красота именно в звуке (сейчас не берем во внимание старинные живописные клавесины или хрустальные рояли), если на Страдивари не играть - он перестанет быть Страдивари».

Что касается самого Ролдугина, то наши эксперты склоняются к мнению, что скандал, конечно, не пошел ему на пользу. «Все зависит от темперамента человека. Иной бы после такого мощного пиара не вылезал бы с тусовок и с экрана телевизора, стал бы новой звездой, скандал многократно бы увеличил его популярность.

Далеко ходить не надо - только ленивый до сих пор не взял по поводу очередного разоблачения. Но пиар, скандалы и тусовки - это не стиль Ролдугина, который является человеком закрытым, серьезным, очень образованным, издает ноты, глубоко и ответственно занимается музыкой, это человек умственной работы, а не барыга от музыки, норовящий поделить рынок, подмять под себя фестивали, бюджеты и прочее. Так что, личного комфорта вся эта ситуация ему вряд ли добавила».