Народный ансамбль скрипачей: Творческий портрет. Ансамбль скрипачей

Много лет тому назад директор музыкальной школы Абрам Анисимович Гершков собрал вокруг себя группу скрипачей. Усилиями шести энтузиастов родился ансамбль. Идейным организатором и вдохновителем был Абрам Анисимович – человек удивительной судьбы и удивительно доброй души, имя которого вошло в историю города. Было ему тогда 60 лет, но энергии музыканта – организатора могли позавидовать молодые!

Руководил коллективом с первых дней создания в течение 30 лет почетный гражданин города Биробиджана Семен Наумович Гройсман , чья интеллигентность, человеческая доброта в сочетании с высочайшей требовательностью определили на долгие годы лицо ансамбля, его репертуар. Этого энергичного человека не остановили ни неопытность участников, ни скептицизм посторонних. Он смог понять и полюбить своих скрипачей, не испугался трудностей, и успех пришел. Семен Наумович создал такие условия работы в коллективе, что все участники, занимаясь в ансамбле, получали искренне эмоциональное удовлетворение, общение и, самое главное, повышение уровня игры на скрипке. Семён Гройсман основной упор сделал на исполнение классических произведений, добиваясь профессионального звучания. А ведь, собственно, профессионалов, закончивших средние и высшие учебные заведения, в ансамбле было немного.

«Почему мы решили играть вместе? – говорил в одной из бесед с журналистами Семён Наумович. – Дело в том, что многие из нас росли в Биробиджане, вместе ходили в музыкальную школу. Но детство прошло, мы выросли, выбрали профессии по вкусу. И вдруг оказалось, что мы сохранили в себе увлечение скрипкой. То один, то другой извлекал её из укромного места, трогал струны смычком. В душе рождалось волнение. Однажды мы встретились и решили попробовать играть вместе. Нас было шестеро. После работы, в выходные дни собирались, вспоминали уроки музыкальной школы, репетировали. И увлеклись… Иногда я сам поражаюсь энтузиазму своих товарищей. После работы, не жалея выходных, приходят они на репетиции. И стоит только тронуть струны – исчезают, уходят куда-то их личные заботы, сложности жизненные. Рождаются музыканты, рыцари скрипки, рыцари прекрасной музы... И когда видишь их одухотворённые лица, слышишь мягкие, негромкие голоса, - хочется жить! Хочется плодотворно работать! »

Кто они, бывшие первые участники ансамбля? Это Феликс Абрамович Гершков, Семен Иосифович Вайнберг, Эммира Иосифовна Княжевская, Евгений Борисович Волкомирский, Лев Миерович Финкель .

Несколько месяцев они репетировали, а 23 февраля 1964 года впервые выступили с концертом во на праздничном вечере в честь годовщины Советской Армии. Эта дата считается официальным днём рождения биробиджанского ансамбля скрипачей.

Первый большой успех к участникам ансамбля пришел в 1967 году. За успешное выступление на городском, областном, краевом и зональном смотрах художественной самодеятельности, ансамбль был удостоен звания Лауреата Всесоюзного смотра и награжден медалью за исполнение произведений «Поэма» Фибиха и «Танца» Дженкинсона.

Прошли годы плодотворного труда. Ансамбль рос, добивался новых успехов. Была определена исполнительская манера, характер. Коллектив демонстрирует высокий профессионализм, чуткое взаимопонимание, хорошую ансамблевую технику. В 1973 году в музыкальном сопровождении ансамбля скрипачей (аранжировка национальных мелодий, создание попурри) с успехом прошел спектакль народного еврейского театра по пьесе Шолом-Алейхема «Стемпеню». И на протяжении ряда лет ансамбль принимал самое активное участие в работе над музыкальным оформлением новых театральных постановок, тесно сотрудничал с коллективом народной хоровой капеллы. В 1976 году за творческие достижения Министерство культуры РСФСР присвоило ансамблю звание «Народный самодеятельный коллектив» .


Настоящий успех пришёл к ансамблю в 1977 году. В 1976-1977 гг. состоялся I Всесоюзный фестиваль самодеятельного народного творчества , на котором ансамбль был удостоен звания Лауреата. Летом 1977 года коллектив ансамбля приглашается в Москву для участия в показательных выступлениях Лауреатов Всесоюзного фестиваля. Две недели, находясь в Москве, ансамбль выступал перед тружениками заводов и фабрик. Фирма «Мелодия» записала ансамбль на пластинку . Итогом московской поездки стало участие в концерте в Кремлевском Дворце съездов. С тех пор ансамбль много раз становился победителем всевозможных конкурсов.

Творческим стимулом для музыкантов являются гастрольные поездки, маршруты которых очень разнообразны: Сахалин, Камчатка, Сибирь, Китайская народная республика, Хабаровский край, Амурская область, Приморье. В сердцах артистов остались незабываемые встречи с земляками, радужные приёмы жителей всего Дальнего Востока.

Когда-то давно, в 1981 в ансамбль был приглашён кларнетист Михаил Червиц . Введение звуков кларнета придало отдельным произведениям яркость, красочность интонации, музыкальную выразительность. После отъезда С. Гройсмана в Израиль, он не только руководил ансамблем, но и создавал замечательные аранжировки разноплановых музыкальных произведений для ансамбля. Одни из самых ярких – «Клезморские мелодии», «Весёлый портной». Репертуар ансамбля стал разнообразнее по тембру, а в 80-е годы пополнился еврейской музыкой. Первым произведением была «Фантазия на еврейские темы» Семёна Непомнящего. В то время он был художественным руководителем филармонии. Он специально написал для коллектива это произведение, которое до сих пор исполняется скрипачами. С того момента еврейские мелодии стали основой репертуара.


Ансамбль скрипачей только на год моложе Дворца культуры.

На третьем этаже Дворца, на одной из дверей – скромная табличка «Ансамбль скрипачей». Это святая святых коллектива – место его еженедельных сборов, репетиций.

На полках шкафа, на стенах разложены и развешаны многочисленные свидетельства успеха и популярности самодеятельных артистов: дипломы, почётные грамоты, приветственные адреса. Их, этих дипломов столько, что ежели вручать выпускникам, пожалуй, хватит на выпуск иного ВУЗА. Вот диплом лауреата Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, посвящённого 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Грамота президиума Совета Федерации независимых профсоюзов за большой вклад в развитие культуры и в связи с 30-летием ансамбля. Приветственный адрес от музыкального военного оркестра военной части 47062. Ещё один интересный документ: Большой театр Союза ССР награждает коллектив народного ансамбля скрипачей Дворца культуры города Биробиджана за активное участие в пропаганде отечественной классики. И ещё, и ещё… А в углу кабинета толпятся пустые пюпитры, словно говоря о том, что они только-только освободились от нот и отдыхают.

Под стендом в пирамиде, как автоматы в солдатской казарме - скрипки. Может быть, это сравнение и не очень удачно, но ведь скрипка для участников ансамбля тоже оружие, которым они ведут бой за пробуждение добра и света в человеческих душах.

На протяжении лет состав ансамбля менялся, приходили новые лица. С годами ансамбль рос, пополнялся учениками С.Гройсмана - это целая династия: С. Карбушева, Е. Волкомирский, П. Шапов, С. Незнамова, Н. Шалаева, О. Семёнов .

К сожалению, не все участники ансамбля сегодня вместе. Кто-то уехал из страны, кого-то подвело здоровье…

Семён Гройсман, Семён Вайнберг, Леонид Корсунский, Наталья Шалаева, Олег Семенов, Виктория Федотова, Лариса Шустер, Феликс Гершков, Евгений Волкомирский, Лев Финкель, Михаил Червиц - уехали в Израиль.

Именно так, как правило и бывает: кто уезжает на учёбу, кто вообще покидает эти места…А чтобы просто взять и уйти из ансамбля – такого здесь не припомнят. А ведь регулярные (дважды в неделю) репетиции, концерты, поездки отнимают много времени, требуют большого напряжения духовных сил. И не дают никакой отдачи в материальном плане. Что же всё – таки привлекает участников ансамбля?

После семьи – это самое дорогое, в один голос говорят скрипачи. Их связывает общение с друзьями, волнение и трепет перед каждым концертом. Это прекрасный дружный коллектив единомышленников , который вместе и в радости и в горе, дружно отмечает дни рождения, другие важные события в жизни членов ансамбля. Менялись солисты, менялись руководители, но оставались традиции служения музе.

В сегодняшнем ансамбле люди самых разных профессий, и всех их объединяет одно – любовь к музыке, любовь к скрипке.

И, конечно же, большая часть ансамбля – это женщины, которыми невозможно не восхищаться. Все они, как на подбор – красавицы и умницы, добрые, нежные, преданные ансамблю. Став матерями, буквально через месяц – два, несмотря на все трудности, возвращались в коллектив.

Некоторые артисты играют в ансамбле со дня основания. Это Эммира Иосифовна Княжевская , пришедшая в ансамбль 19 – летней девушкой.

В ансамбль Эмма попала благодаря Семёну Гройсману, который привёл в коллектив свою молодую коллегу. И вот уже 46 лет Эммира - неизменный участник всех концертов. Вместе с ансамблем она объездила весь Дальний Восток, побывала в Москве.

Музыка даёт ей силы, радость, смысл жизни. Сотни концертов, тысячи репетиций, и во всех Эмира Иосифовна – незаменимый участник.

Ещё один ученик С.Гройсмана - Пётр Шапов , который уже 35 лет играет в первых скрипках. Он работал инженером-программистом, сейчас пенсионер, но жизнь без игры в ансамбле не представляет.

45 лет в ансамбле Светлана Незнамова - одна из первых учениц и помощниц Семёна Гройсмана. В своё время эстафету по подготовке скрипачей для ансамбля С.Гройсман передал Светлане, своей талантливой ученице, которая с лихвой оправдала надежды своего учителя, и сейчас у Светланы Николаевны - достойная династия учеников. Это Виктория Федотова, Лариса Шустер, Евгений Рыбинок, Светлана Санжарова, Ирина Ковальчук, Даниил Мартыненко, Екатерина Князева, Елена Москвина, Виктория Пацюк.

За всё время, что действует ансамбль – Светлана Николаевна лишь третий «глава» скрипачей. Она – душа коллектива, его сердце.

В ансамбле принято отмечать дни рождения и праздники вместе, и любимый руководитель всегда является заводилой, организатором, который никого не обходит вниманием, каждому готовит памятный подарок.

Свой коллектив Светлана Николаевна называет семьёй. В ансамбле действительно много родственных связей. Можно проследить и несколько творческих династий.

Имена создателя и вдохновителя коллектива Абрама Гершкова и его сына Феликса уже звучали. Сейчас их в ансамбле нет, но дух талантливых музыкантов в коллективе присутствует. А представитель в ансамбле этой славной и талантливой семьи - дочь Феликса и внучка Абрама - Светлана Кулешова (преподаватель детской музыкальной школы), которая с 1984 года работает концертмейстером у скрипачей. Её партия фортепиано – всегда основательный и прочный фундамент, на котором вырастает музыкальное здание почти каждого номера.

Ещё одна династия - Светлана Ильинична Карбушева , мама двух сыновей – Ильи и Вячеслава Карбушевых, про которых с уверенностью можно сказать, что они выросли в коллективе. Уже 45 лет скрипка – бессменная подруга Светланы Ильиничны, директора Дворца культуры.

Илья и Вячеслав Карбушевы - молодые музыканты, смена Михаила Червица – его талантливые ученики. Сейчас Вячеслав – главный аранжировщик произведений, которые звучат сегодня в исполнении скрипачей, и, конечно же, великолепный музыкант – исполнитель кларнетист, без которого не проходит ни один концерт ансамбля.

Илья раньше тоже играл в ансамбле на скрипке, он один из лучших учеников Светланы Незнамовой. Теперь играет на саксофоне, но чувство привязанности к ансамблю в нём живет, и как солист-саксофонист, он часто принимает участие в концертах скрипачей.

Ученица Светланы Незнамовой - Ковальчук Ирина пришла в ансамбль в 1978 году. Веселье, задор, юмор - её постоянные спутники.

Сын Ирины Ковальчук, и тоже ученик Светланы Николаевны, он с раннего детства приходил с мамой на репетиции. Потом сам стал учиться игре на скрипке. И теперь – полноправный член ансамбля.

Ещё одна из учениц Светланы Николаевны – Светлана Санжарова , мама двух очаровательных детей, которая на репетиции ансамбля приходит вместе с ними. Её старшая девочка тоже обучается на скрипке у руководителя ансамбля. Можно сказать, что Светлана Николаевна – «бабушка» своих учеников.

Самых добрых слов заслуживают вокалисты, которые в течение многих лет выступают вместе с ансамблем скрипачей:

Галина Усольцева, Нина Гуменник, Вячеслав Тетюев .

У каждого из них свой репертуар, которого хватит на большой сольный концерт.

За последние годы в коллективе появились новые скрипачи.

Очень молодые и очень перспективные музыканты, ученики Светланы Николаевны: Екатерина Князева, Елена Москвина, Виктория Пацюк .

Три года назад в коллектив пришла Наталья Филонова . Музыкальная душа, добрый, чуткий, отзывчивый человек.

Ансамбль скрипачей всегда в поиске – своей исполнительской манеры, своего репертуара. За годы своего творчества ансамбль накопил огромный багаж музыкальных произведений, который постоянно пополняется и обновляется - более 150 аранжировок. И принцип подбора остается неизменным: отечественная и зарубежная классика, еврейские мелодии и песни.


Такой «букет» в мастерском исполнении самодеятельных музыкантов и солистов безотказно действует на любую публику. Классическая музыка обращена к тому чистому и светлому, что глубоко хранится в каждом человеке, как бы ни ломала его жизнь. В исполнении ансамбля стройно и слаженно звучат классические произведения А.Вивальди, А.Дворжака, И.Кванца, Г.Генделя, сочинения современных композиторов Дж.Леннона, Е.Дога, В.Баснера, В.Зубкова, и, конечно же, еврейская народная музыка.

Еврейские мотивы придают ансамблю индивидуальность и национальный колорит. Это – марка коллектива.

В 2009 году ансамбль отпраздновал свой очередной юбилей – 45 лет. Удивительное долголетие, не правда ли? Не каждый профессиональный коллектив является обладателем такой биографии. Это не просто дата, не просто юбилей, это целая жизнь очень сложного существа, которое знало и взлёты и подъёмы. Которое в своём духовном мире вдохновения, творчества, полёта фантазии композиторов, музыкантов, певцов, объединяет жизни и судьбы людей. Людей на сцене, людей в зале.


Умелый пропагандист музыкальной культуры, служащий своему искусству преданно, вдохновенно и бескорыстно.

И хотя в музыкальной школе нет класса скрипки, коллектив скрипачей постоянно пополняется новыми музыкантами. Здесь принимают всех, кто хочет играть. Конечно, для этого нужно обладать определёнными навыками. Только три человека имеют профессиональное образование, остальные, в большинстве, в своё время закончили биробиджанскую музыкальную школу.

Рыцарское служение скрипке биробиджанских любителей испытано временем, проверено большой преданностью искусству. И сейчас можно сказать, что народный ансамбль скрипачей достиг своей творческой зрелости.

Ансамбль скрипачей – подлинно самодеятельный, своеобразный и редкий коллектив. Его по праву считают визитной карточкой нашего города.

В коллективе сейчас сплав опыта и молодости. Самому взрослому скрипачу – больше 60-ти лет, самому молодому – нет и 19. Старшее поколение музыкантов бережно передают свои знания молодым. Энергии им не занимать! О каждом из членов коллектива можно рассказывать много, все они люди интересные и увлечённые. И каждый не может представить свою жизнь друг без друга.

Сегодня в коллективе занимается 12 человек: 10 скрипачей и 2 концермейстера - фортепиано и кларнет.


Это те, кто составляет основу народного ансамбля скрипачей, кто после основной своей работы идёт вечером на репетиции во Дворец культуры, готовит концертную программу, выступает в городе, едет на гастроли, несет то прекрасное, что мы называем искусством.

Музыка во все времена объединяла людей самых разных – в этом её сила!

Если в душе Вашей, независимо от возраста, звучит музыка, если из всех звуков – звуки скрипки тревожат Вас, волнуют больше всех, - значит Вы – друг народного ансамбля скрипачей городского Дворца культуры города Биробиджана.

Артисты выйдут на сцену строго и торжественно,

в тёмных костюмах и платьях до пола.

Золотыми рыбками плеснут, взлетев к подбородкам инструменты,

дрогнут под почти невидимыми смычками струны, и польётся скрипки звук прелестный…

И зазвучит музыка. Заплачет скрипка, нежно будет вторить ей кларнет…

Музыка! Ты слышишь? Льётся музыка. И ты стоишь, застыв и не дыша.

В тебе все чувства лучшие разбужены, восторгом полнится душа.

Ты слушаешь и внемлешь этим звукам, а музыка всё краше и звончей…

Послушно двигают смычками руки – играет наш ансамбль скрипачей!

Выступление ансамбля «Виола» в г. Красноярске на конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2011 г.

Характеристика творческой деятельности ансамбля скрипачей «Виола» МБОУ ДОД Каратузская детская школа искусств

Детский ансамбль скрипачей «Виола» образовался 01 сентября 2003 года. Со дня образования и по сегодняшний день руководит этим коллективом преподаватель по классу скрипки Кроткова Галина Игоревна. Ансамбль скрипачей– уникальный в своём роде коллектив, занимающийся пропагандой высокого классического искусства в районе .На сегодняшний день в нем две группы: ансамбль старших классов «Виола» и ансамбль младших классов «Светлячок», которые плодотворно функционируют и активно развиваются.

В настоящее время в ансамбле занимаются 19 человек:7 детей от 13 до 15 лет – старшая группа; 12 детей от 7 до 12 лет – младшая группа и подготовительная группа. В ансамбле «Виола» помимо детей играет и мама одной из участниц – Кассина О.О.С радостью и большим энтузиазмом в коллективе продолжают заниматься и бывшие выпускники школы. Трое выпускников ансамбля закончили обучение в школе искусств, успешно обучаются в Красноярском колледже искусств им. П.И. Иванова – Радкевича, по специальности оркестровые струнные инструменты, по классу скрипки и альта. Самая первая выпускница ансамбля, успешно окончив Красноярский колледж искусств им.П.И.Иванова-Радкевича, в настоящее время обучается в Красноярской Академии музыки и театра по классу альта, в составе ансамбля скрипачей и альтистов летом 2009 года участвовала в Международном фестивале, проходившем в Японии, в 2010 году – в музыкальном фестивале, проходившем в Шотландии.

Ансамбль «Виола»- это яркий сплочённыйколлектив. Ребята относятсядруг к другу с уважением и заботой. За годы совместного творчества у них развились такие качества как коммуникация, взаимопомощь. К своим занятиям они относятся серьёзно и ответственно. Г.И.Кроткова ведет активную работу по формированию личностной, социальной, семейной культуры обучающихся. Регулярно проводятся с учениками духовно-нравственные беседы, классные часы на различные морально-этические темы. Культурный уровень детей растет с каждым годом, они учатся слушать, понимать и любить классическую музыку, развиваются творческие способности детей, расширяется круг интересов, многие дети стали активнее, организованнее, дети очень любят играть в ансамбле, в коллективе царит атмосфера дружбы и взаимопонимания, благодаря таланту и организаторским способностям педагога постоянно поддерживается интерес детей к занятиям, поэтому они осваивают такой сложный инструмент как скрипка с увлечением и радостью. Интересных результатов руководитель добилась используя такой вид групповой технологии, как работа в разновозрастных группах. Младшие учатся у старших, усваивают практические навыки, старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определённых качеств, развития навыков и умений.

Благодаря выигранному гранту в 2010 году был приобретен комплектскрипок разных размеров и теперь участники ансамбля играют на хороших, качественных инструментах фирмы “ Yamaha ”.

Как руководительтворческого коллектива Галина Игоревна ведет очень увлеченно активную работу, стараясь развивать коллективы в музыкальном, техническом, художественно-эстетическом направлениях. Репертуар обучающихся строится прежде всего на развитии игрового аппарата,эмоциональных качеств ребенка, его внутреннего мира. Идёт постоянная работа над обновлением репертуара, интересной аранжировкой произведений, идейным исполнительским и художественным уровнем.

Репертуар ансамбля «Виола» разнообразен, включает в себя классическую музыку старинных композиторов, произведения крупной формы, пьесы современных авторов, произведения в эстрадном стиле, обработки народной музыки. Г.И.Кроткова делает переложения произведений для ансамбля скрипачей, составляет адаптированные редакции хрестоматийных произведений, сочиняет партии для второй и третьей скрипок. Накоплена большая база фонограмм, написанных целенаправленно для этого коллектива, что позволяет значительно расширять репертуар за счет использования современных технических возможностей.

В 2010 году Галина Игоревна и её коллективприняли участие в реализации проекта «Музыкальная академия на колесах», организованного при поддержке правительства Красноярского края, в рамках которого прошли 2 концерта скрипичных ансамблей Минусинской ДМШ «Крещендо» (рук. Жернакова О. О., конц. Колесникова И. С.) и Каратузской ДШИ «Виола» (рук. Кроткова Г. И., конц. Матвеева В. А.). 28 апреля в с. Каратузское и 4 мая в г. Минусинск с большим успехом у зрителей состоялись эти выступления. Каждым ансамблем подготовлена программа из 5-7 произведений, а так же 2 произведения, посвященные 65-летию Великой Победы, были исполнены совместно двумя ансамблями. Сотрудничество очень благотворно отразилось на психологическом климате в детских коллективах. Они познакомились и подружились друг с другом, вдохновились творчеством своих сверстников, расширили свой музыкальный кругозор.Реализация этого проекта получила широкий положительный резонанс у жителей Каратузского района: статья в газете «Восхитили талантом», благодарность от районного Совета ветеранов. Это мероприятие формирует нравственно-эстетические ценности у растущей личности, воспитывает активную жизненную позицию, поднимает престиж обучения в музыкальной школе, способствует развитию учебно-воспитательного процесса, устойчивого интереса к ансамблевому музицированию, а так же профессиональной ориентации учащихся.

Ансамбль скрипачей «Виола» ведет активную работу в культурно-просветительском направлении,которая широко известна не только в нашем районе, но и за его пределами. Деятельность ансамбля и его руководителя освещалась неоднократно в местной, региональной прессе и на краевом телевидении. Стали традиционными концерты классической музыки, в которых участвуют скрипачи ансамбля, музыкальные гостиные, где дети узнают о жизни и творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, проходят классные часы с просмотром видеофильмов и прослушиванием музыкальных шедевров классической музыки, ежегодные мероприятия – «Посвящение в скрипачи» , «Праздник этюдов»,сольные концерты одаренных учащихся и многое другое.

К различным мероприятиям и праздникам Галина Игоревна разрабатывает необычные и интересные сценарии, которые воплощает в жизнь вместе со своим ансамблем. В рамках школьной филармонии преподавателем были проведены цикл лекций-концертов о скрипичной музыке для учащихся общеобразовательных школ, музыкальные сказки были представлены для воспитанников детских садов.

С 2006 года Г.И.Кротковой был разработан и реализован социокультурный проект: фестиваль детского музыкального искусства « Классическая музыка в Таятах». Этот фестиваль проводится ежегодно и является отчетным концертом ансамбля скрипачей и его солистов. Он очень популярен среди жителей села, и зал всегда заполнен желающими соприкоснуться с классической музыкой.

Галина Игоревна и её коллектив активно участвуют в краевых акциях, проводимых в районе:«Помоги пойти учиться», «Дорогами добра», «Спасибо деду за Победу», устраивают благотворительные концерты для детей-инвалидов, ветеранов войны и труда, малообеспеченных слоев населения. Ансамбль скрипачей «Виола» является частым и желанным гостем на сельских мероприятиях и концертах, таких как, « Новогодние ёлки», «Женский день 8 Марта», « День Победы», « 1 июня – день защиты детей», «День пожилого человека», « День Матери», и многих других.Ежегодно скрипачи участвуют в мероприятии, посвященном Дню Памяти Героя России Ивана Кропочева. Учащиеся класса скрипки оказывают музыкальную поддержку в школьных и районных турах конкурса « Ученик года».

Ансамбль «Виола» несомненно стал своего рода «визитной карточкой» нашего села. Системное обучение и ответственное отношение к делу позволяют коллективу достигать высоких результатов в творчестве.Ребята достойно представляют свое творчество в различных концертах, фестивалях и показывают хорошую результативность в районных, зональных, региональных, межрегиональных, республиканских конкурсах.

2009 год

Диплом ансамбля скрипачей за успешное выступление в Зональном отборочном туре Краевого конкурса ансамблевой и оркестровой музыке.

Диплом ансамблю скрипачей «Виола» за участие в районном фестивале «Звезды Приамылья» , прошедшего в рамках Всероссийского фестиваля «Салют Победы».

Благодарственное письмо ансамблю скрипачей «Светлячок» за участие в районном фестивале «Звезды Приамылья», прошедшего в рамках Всероссийского фестиваля «Салют победы».

2010 год

Диплом лауреата II степени Лещёва София в открытом региональном конкурсе скрипачей и виолончелистов «Юные дарования 2010».

Благодарственное письмо Кассина Дарья за успешное выступление в открытом региональном конкурсе скрипачей и виолончелистов «Юные дарования 2010».

Благодарственное письмо Кроткова Екатерина за успешное выступление в открытом региональном конкурсе скрипачей и виолончелистов «Юные дарования 2010».

Диплом лауреата III степени ансамблю скрипачей «Виола» в районном фестивале «Звезды Приамылья».

2011 год

Диплом лауреата II степени ансамблю скрипачей старших классов в региональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки «Юные дарования 2011».

Благодарственное письмо ансамблю скрипачей младших классов за успешное выступление в региональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки «Юные дарования 2011».

Диплом за успешное выступление в номинации «Ансамбли струнных инструментов» в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2011.

Диплом лауреата II степени ансамблю скрипачей «Виола»в республиканском конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2011.

2012 год

Диплом лауреата I степени ансамблю скрипачей VII

Диплом лауреата II степени Лещева София VII районного фестиваля «Звезды приамылья».

Диплом III место Кассина Дарья в региональном конкурсе скрипачей «Юные дарования 2012».

Диплом II место Лещева София в региональном конкурсе скрипачей «Юные дарования 2012».

Благодарственное письмо Кассиной Дарье за успешное выступление в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе юных исполнителей им.Н.Л.Тулуниной – 2012 год.

Благодарственное письмо Лещевой Софии за успешное выступление в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе юных исполнителей им.Н.Л.Тулуниной – 2012 год.

2013 год

Диплом ансамблю скрипачей ДШИ с.Каратузское за успешное выступление в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2013 год.

За активное участие коллектива в жизни села и района, большой вклад в развитие культуры, активное участие в подготовке и реализации совместных культурных проектов, качественную подготовку лауреатов и дипломантов краевых, региональных и межрегиональных конкурсов, коллектив и руководитель награждены дипломами и благодарственными письмами.

Директор МБОУ ДОД

Каратузская детская школа искусствТ.П. Сомова

Цель: формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности в ансамбле скрипачей. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

Программа построена по принципу от простого к сложному. Обучение профессиональным навыкам игры на инструменте необходимо сочетать с изучением теории, истории музыкальной культуры, сольфеджио.

Для обеспечения творческого развития личности ребенка необходимо решать следующие задачи :

Развивающие:

  • стимулировать развитие эмоциональности;
  • обогащать воображение;
  • развивать память и мышление, умение собраться в ответственный момент, донести до публики свое ощущение искусства.

Образовательные:

Воспитательные:

  • воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.

Условия приёма.

Приём в ансамбль скрипачей возможен для детей с 5 до 9 лет. При поступлении детей в ансамбль предъявляются достаточно высокие требования к данным ребенка:

  • отличный музыкальный слух
  • память музыкальная
  • чувство ритма
  • координация движений (мышечно-двигательная способность)
  • способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

Отбор детей в коллектив происходит по результатам предварительного прослушивания, на первую ступень обучения.

Ансамбль скрипачей может состоять из нескольких групп: группа первого года обучения, группа второго года обучения, группа третьего года обучения и более старших. Занятия в каждой группе должны проводиться 2 раза в неделю по 2 часа. Параллельно проходят занятия индивидуальные, в большей степени это касается начинающих. Так же возможны индивидуально-групповые занятия, по 2-3 человека. На индивидуальных занятиях основное внимание уделяется работе над постановкой, звуком, штрихами. Эта же работа может иметь продолжение на групповом занятие (2-3 человека), также необходимо на этих занятиях уделять время читке нот с листа, т.к. этот навык совершенно необходим ансамблисту. На занятиях всего ансамбля или его основных групп (I, II и т.д. скрипок) большее время и внимание нужно уделять изучению, отработке репертуара ансамбля.

Режим работы коллектива.

Первая ступень развития учащихся предполагает индивидуальные занятия. На второй ступени обучения для учащихся помимо индивидуальных занятий появляются и групповые формы обучения игре на скрипке. Это могут быть, игра в различных ансамблях (дуэты, трио) развивают такие необходимые навыки как: ритмичность, чистота интонирования. Третья и четвертая ступень обучения предполагает индивидуальные занятия - один час в неделю, групповые ансамблевые занятия - 2-3 раза в неделю по 2 часа.

Необходимо отметить возможные формы коллективного исполнения (музицирования) в детском ансамбле скрипачей. Первые, малые скрипичные ансамбли - всевозможные дуэты и трио, начиная с двухголосных примеров, содержащихся в любых учебных пособиях (“Юный скрипач” I выпуск), завершая дуэтами различных авторов.

Скрипичные ансамбли с фортепиано - сочинения и переложения для двух скрипок, трёх скрипок и фортепиано. В таких ансамблях возможно привлечение учащихся фортепианного отдела для исполнения партии сопровождения.

Массовые скрипичные ансамбли (унисоны). Эти ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Такие ансамбли необходимы самым маленьким скрипачам, начинающим. Унисоны очень полезны, т.к. готовят учащихся к исполнению к исполнению партии в большом скрипичном ансамбле. Методы работы с ансамблем связаны с уровнем подготовки самих участников. В повседневной работе необходимо помнить о главных принципах: Первое - принципы постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий. Второе - принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого - мастерства скрипача. Третий - принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве. Все формы занятий (индивидуальные и коллективные) применяются системно. Это значит, что нужно стремиться задействовать в работе с учащимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий.

Занятия учащихся, индивидуальные и групповые, должны проводиться с аккомпониментом фортепиано. Необходимо с первого года обучения предусмотреть работу концертмейстера.

Регулярные занятия с аккомпонементом фортепиано имеют большое значение, т.к. исполняя даже несложные пьесы с фортепиано, ученик получает первые навыки ансамблевой игры. Ученик должен научится слушать партию фортепиано, чисто интонировать.

Формы и методы

В работе с ансамблем скрипачей наряду с индивидуальными занятиями, широко практикуются коллективные формы занятий. Игра в ансамбле, всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты, в филармонию -можно причислить к формам занятий и обучения, всё это должно вызывать интерес к музыке, к инструменту.

С первых уроков с начинающими важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента - один из важных метод в работе, наглядно - слуховой метод. На занятиях так же важно использовать магнитофонные записи эффективно сочетание записей с “живым” исполнением, здесь есть возможность сравнить звучание оркестра (или ансамбля) с звучанием скрипки-соло, познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движением рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.

Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т.к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Большое значение имеет тон речи педагога, его эмоциональная окраска. Беседа, рассказ, пояснение - разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”, развивают образное мышление.

Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего.

Выбор метод и приёмов зависит от возраста детей. В младшем возрасте велика доля наглядных и практических методов, менее доступен словесный метод. В работе с более старшими детьми все методы используются в равной доле, дополняют друг друга. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

В ансамбле должен быть концертмейстер - скрипач, старший и более опытный среди других.

Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованное самостоятельное занятие. Во время индивидуальных занятий руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новое задание. Наилучшая форма работы сочетание словесного объяснения, исполнения музыкального произведения или фрагмента педагогом, прослушивание записи профессиональных исполнителей и своё собственное.

Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и активная работа в классе.

Выступления коллектива возможны в виде открытого занятия для родителей внутри своего коллектива, а также желательно участие в районных и городских конкурсах, в отчетных концертах отдела, в концертах общеобразовательных школ и т.д. Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой.

Для занятий ансамбля скрипачей (также как и индивидуальных занятий) необходимо просторное помещение, где можно свободно разместить фортепиано, пульты, магнитофон, шкаф для нот, книги, несколько стульев.

Для руководителя коллектива большое значение имеет методическое обеспечение, которое включает в себя всевозможные методические и учебные пособия, скрипичные ноты, сборники пьес и этюдов, сборники произведений для ансамбля, различные наглядные пособия: графические изображения музыкальных знаков и терминов, книги о музыке, о музыкантах-исполнителях, о композиторах, историческая музыкальная литература, словарь музыкальных терминов.

Важнейшей предпосылкой для успешного развития исполнительских навыков учащихся является воспитание у них свободной и естественной постановки. На первых годах обучения эта тема будет основной, она требует внимания и упорной, настойчивой работы и учащихся и педагога.

“Фундамент скрипача – музыкальная основа – закладывается начальным обучением”. Д.Ф. Ойстрах

Важную роль в процессе усвоения правильной постановки играет подбор скрипки и смычка, соответствующий по размеру физических данных ученика.

Первые уроки с начинающими посвящаются развитию музыкально-
слуховых представлений, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом, усвоению первоначальных навыков постановки и звукоизвлечению.

Другая форма совместно-раздельного музицирования - исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий - ученик. Важная форма учебного музицирования - имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.

Методика работы над исполнительской техникой состоит в постепенном и последовательном освоении навыков, приемов, штрихов и т.д. Эта работа происходит систематически в течение всех лет обучения на основе учебно-тренировочного материала, который включает в себя гаммы, упражнения, этюды на различные виды техники. Первостепенное значение в работе над техникой имеют упражнения, т.к. дают наибольший эффект, особенно на начальной стадии освоения какого-либо технического приёма, штриха. Далее каждый новый элемент, навык, штрих закрепляется и совершенствуется на специальном этюдном материале. И только после того как учащийся вполне овладел тем или иным техническим приёмом, можно приступать к исполнительской работе над музыкальными произведениями, в которых данный элемент, навык используется.

В работе над исполнительской техникой необходимо требовать осмысленный подход к исполнению гамм, этюдов, упражнений, исключить пустую механическую работу.

Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной, а так же обработки народной музыки. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.

Первая ступень предполагает большей частью индивидуальное обучение и занятия в ансамбле также. Занятия проходят два раза в неделю. В этот период занятия в ансамбле также необходимо, но в простой, игровой форме, с использованием открытых струн. Я бы очень рекомендовала “Скрипичную азбуку” Зимина, Гуревич, и ансамбли сборников Э.В. Пудовочкина “Светлячок”. Требования к первой ступени программы следующие:

Первая позиция. Движение смычка по открытым струнам. Установка пальцев левой руки. Полутоны. Основные штрихи: деташе, легато, сочетание деташе и легато, маркатто, мартле. Несимметричные штрихи. Упражнения для укрепления пальцев и развития беглости. Гамма и арпеджио в прелах 1 позициии. Этюды на различные виды техники (соединение струн, смешанные штрихи – деташе-легато).

Вторая ступень “Младший ансамбль”. Следующий этап в становлении коллектива, более сложный, предполагает третий и четвертый год обучения.

В индивидуальной работе с учеником данного периода обучения: овладение грифом в пределах трех позиций, изучение 2-й и 3-й позиции и основных видов переходов, знакомство с аппликатурой хроматического звукоряда, однооктавные и двухоктавные гаммы, отработка техники переходов. Для репертуара ансамбля скрипачей этого периода обучения как образец может быть рекомендован цикл Ж. Металлиди “Ансамбли скрипачей”, Э. Пудовочкин “Светлячок” вып. 2, 3. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются.

Третья ступень “Концертный ансамбль” - дети 5-6 года обучения. Главный акцент, продолжая индивидуальную работу, делается на занятия в ансамбле. Репертуар: Э. Пудовочкин “Светлячок” вып. 4-5, Ансамбли юных скрипачей для двух скрипок и фортепиано, вып. 2. В индивидуальной работе необходим дальнейший технический рост (штрихи спиккато, стаккато), особенно в исполнении гамм, арпеджио, этюдов. Постоянно рекомендуется обращать внимание на качество звука, т.е. речь идет о кантилене.

Последующая работа идёт в направлении овладения более сложными ритмами, интонационными оборотами, развитием беглости, параллельно используя это в практике ансамблиста. Большое внимание на этом этапе необходимо уделить фразировке, культуре звука, вибрации. Другими словами, идет совершенствование первоначальных навыков.

Четвертая ступень Рекомендуется как подготовительный период для учащихся, ориентирующихся на дальнейшее профессиональное обучение. Естественно, что ученики третьей и четвертой ступеней – это опора, костяк ансамбля. Это прежде всего, опора в техническом плане (владение штрихами, беглость, умение читать с листа), а в психологическом смысле (аспекте) – это пример для подражания младшим участникам ансамбля. Очень важно создать атмосферу товарищества, поддержки в ансамбле. Для репертуара этого периода обучения можно рекомендовать произведения крупной формы, миниатюры зарубежной и русской классики. В репертуаре этого периода, конечно необходимы произведения классиков: двойные концерты Вивальди, Баха и дуэты Гайдна и произведения современников Металлиди, и др.

Трудности репертуара 3 и 4 ступеней включают в себя владение вибрацией, гибкой фразировкой, филированием звука на диминуэдо, рубатная манера исполнения, синхронное исполнение мелизмов и ритмических фигур. Помимо технических навыков (прозрачного, “теплого” звукоизвлечения, владения штриховыми приемами), учащиеся должны обладать опытом игры, т.к. отношения между исполнителями могут изменяться: они по очереди солируют и аккомпанируют.

Список литературы

1) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.

2) Гуревич Л. Зимина Н. Маленький скрипач М. 2002 г.

3) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.

4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.

5) Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.

6) М. Берлянчик Основы воспитания начинающего скрипача. Из-во “Лань”, 2000 г.

Специфика работы с ансамблем скрипачей в ДМШ. Особенности подбора репертуара для концертных и конкурсных мероприятий

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Б.Окуджава

Скрипка... Может ли ан-самбль скрипачей понравить-ся современным де-тям, воспитанным на компьютерных играх, живущим в мире высоких скоростей и технологий? Да, может! Вот от-рывок из сочинения одной девочки.

«...Едва вступила скрипка, я поняла, что это — настоя-щее. Музыка проникала в душу без спросу. Сначала скрипка только пробовала голос — невинный и хруп-кий. Она спрашивала себя и отвечала, и была прав-дива и открыта до конца. Вот она запела полным голосом, раскатилась протяжным кон-тральто, но скоро стала взби-раться вверх на цыпочках, замирая, заманивая кого-то. Потом наступила жуткая ко-роткая пауза, и скрипка вдруг заголосила, заголоси-ла истошными воплями, и на самом мучительном, хриплом стоне ее оборвало фортепи-ано… Я долго не могла прийти в себя, я была удивлена и оша-рашена тем, какое впечатле-ние может произвести на меня музыка... Почти до слез».

Задача преподавателя ДМШ - привить и сохранить в детях любовь к музыке, научить их получать и дарить радость от исполняемых произведений!

Ансамблевое музицирование. Ансамбль скрипачей.

Ансамблевое музицирование - великолепная возможность приобщить к творчеству целый коллектив детей.

Ансамбль скрипачей - это одна из самых интересных и плодотворных форм работы с начинающими скрипачами. При игре в ансамбле прекрасно развивается гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма, музыкальная память. Дети учатся слышать и понимать внутренний мир музыки, растут и развиваются в эмоциональном и эстетическом плане.

В моем классе дети попадают в мир ансамбля с первого года обучения, и замечу, что этот вид музицирования наиболее любим юными исполнителями.

Разучивая с начинающими несложные одноголосные детские песенки, я подбираю к ним второй голос и подыгрываю ученику. Это первый опыт нашего совместного музицирования. Игра с педагогом учит ребенка слышать не только свою партию, но и звучание пьесы в целом, воспитывает культуру звука, помогает раскрыться эмоционально, раскрепоститься. Также на уроках специальности, ученик должен научиться слушать партию фортепиано, это тоже первые навыки ансамблевой игры.

Если в моем классе есть несколько начинающих, я объединяю их в дуэт или трио, удваиваю партии. Когда же что учащийся уверенно и качественно справляется со своими партиями, перевожу его в основной состав ансамбля. При игре со своими сверстниками, в детях просыпается дух соперничества,они старательно учат партии, тянутся за более сильными учениками, стараются стать лучшими. И так как они объединены общей целью и задачами, между ними рождается взаимопонимание, взаимоуважение, крепкая дружба.

Методика работы над произведениями.

С самых первых уроков в классе, я веду предварительную работу с каждым участником ансамбля: добиваюсь чистоты интонации, правильных штрихов, выразительности фразировки и других моментов, необходимых в ансамблевом исполнении. Все ученики имеют разные музыкальные способности, и поэтому важно искать индивидуальный подход к каждому. Одному ребенку нужно долго и упорно работать над каждой нотой, а другому, имеющему хорошие музыкальные данные, достаточно несколько уроков и он готов к выступлению. Обычно такие учащиеся становятся лидерами в коллективе, примером для других и моей главной опорой. Для их дальнейшего развития, полезно давать им возможность попробовать свои силы и в других составах с уже более сложной партией (дуэты, трио, сольные партии).

В своей работе я сочетанию словесное объяснение (беседа, рассказ), собственный показ, совместное исполнение музыкального произведения.

При работе с несколькими детьми, я обязательно использую игру каноном, метод вариативных показов. Это активизирует творческую самостоятельность детей. Также очень полезен опыт, когда каждый из ансамблистов выступает в роли солиста - концертмейстера. Дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего. Воспитываются психологическая выносливость, артистизм, ответственность, добросовестность.

По мере развития учащегося, я постепенно усложняю его партии, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Если проследить линию профессионального развития учащегося в классе ансамбля, то наглядно виден его постепенный прогресс в техническом и музыкальном плане. Для удобства, я представляю слайд с восходящими ступенями. Расскажу немного о каждом из этих этапов.

1 ступень - Ансамбль в дуэте с педагогом в классе специальности.

2 ступень - «Младшая III». Игра в ансамбле «Смычок-новичок», III партия, игра pizz., преобладают открытые струны, однообразный ритм. Задача: выработать навыки коллективной игры, научить слушать других и вести свою партию.

3 ступень - «Младшая II». Игра в ансамбле «Смычок-новичок», II партия, игра arco., простой ритмический и мелодический рисунок. Задача: осознать важность правильной игры 2 голоса, точные штрихи, ритм, интонация, оттенки.

4 ступень - «Младшая I». Игра в ансамбле «Смычок-новичок», I партия. Выразительная мелодия, разнообразные штрихи, вибрация. Задача: научиться вести главную партию, уметь передавать нужный образ.

5 ступень - «Старшая II». Игра в ансамбле «Мелодия», II партия. Качественное звукоизвлечение. Гибкая фразировка. Игра в 3-х позициях.

6 ступень - «Старшая I». Игра в ансамбле «Мелодия», I партия, ансамбли малых форм (дуэты, трио). Игра в высоких позиция. Умение солировать и аккомпанировать, быть концертмейстером ансамбля.

Вопросы подбора репертуара для конкурсных и концертных выступлений.

Один из залогов успеха интересного занятия - правильно подобранный репертуар, позволяющий заинтересовать ребенка и слушателя, а также выполнить методические задачи.

При подборе репертуара для ансамблей, я всегда просматриваю много нотной литературы, стараясь найти интересные, яркие произведения, перспективные для предстоящих концертных и конкурсных выступлений.

Времена меняются, и к сожалению, репертуар из существующих на данный момент сборников, не всегда отвечает восприятию музыки современного ребенка. Поэтому я стала делать собственные переложения, стараясь внести разнообразие в репертуар по жанрам и по стилю.

Так, за время работы с ансамблями, я сделала порядка 20 переложений пьес для разных составов, которые звучали на лучших концертных площадках города и были одобрены преподавателями Саратовского Областного Колледжа Искусств и Саратовской Государственной Консерватории имени Л.В.Собинова.

Вот несколько принципов, на которые я опираюсь при работе с материалом:

1. Перекладывая ноты для ансамбля, обязательно учитываю уровень технического и музыкального исполнительства учащихся (партия по трудности не должна быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности).

2. Так же важен принцип многоплановости. Выбор разнохарактерных произведений различных по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делает возможным разностороннее музыкальное развитие учащихся.

3. Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара - его педагогическая целесообразность, т.е. он должен способствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся.

Здесь тесно работает межпредметная связь ансамбля со специальностью. Эти предметы являются взаимополезными, так как урок ансамбля помогает заинтересовать ребенка, простимулировать его к занятиям, а на уроках по специальности повышается уровень скрипичного мастерства, необходимый для игры в ансамбле.

4. Пьеса обязательно должна быть с «изюминкой», иметь «крючок» (психологический термин), который сначала «цепляет» исполнителя, а потом и его слушателя. Это может быть знакомая с детства песня, которая вызывает приятные воспоминания или эмоции; или яркая, запоминающаяся мелодия, подкрашенная необычными изобразительно - звуковыми эффектами (резкая секунда (звук клаксона), стук тростью смычка по корпусу скрипки (деревянные молоточки); звучащих жестов (это хлопки, стуки ладошкой или костяшками пальцев по корпусу скрипки, щелчки, топы), голосовых выкриков (по педагогике Карла Орфа (нем.комп.-экспрес.) музыкальное и творческое развитие детей развивается в комплексе (несложные песенки сопровождаются жестами, вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием).

Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи.

В данный момент я веду работу по созданию сборника пьес для ансамбля скрипачей младших классов «Смычок-новичок». В него войдут следующие пьесы:

З.Левина «Неваляшки»,

- «Дуэт Короля и Принцессы» и «Песенка глупого Короля» Г.Гладкова из м/ф «Бременские музыканты»,

Р.Петерсон «Старый автомобиль», «Матросский танец», «Маленький поезд»,

Аранжировка «Колыбельной» И.Дунаевского из к/ф «Цирк».

Знакомые песенки сказочных персонажей, веселые и образные джазовые мелодии всегда находят отклик в детских сердцах. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются. Кроме того - это яркие концертные номера, которые можно с успехом исполнять как на тематических концертах и концертах для родителей, так и на конкурсах, фестивалях.

В перспективе, я планирую создать сборник пьес «Мелодия» для ансамбля старших классов:

К.Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполино»,

М.Шмитц «Заводные буги»,

Ллойд-Уэббер «Память» из мюзикла «Кошки»,

- «Смуглянка» А.Новиков,

Аранжировка молдавского народного танца «Молдовеняска».

Произведения с выразительной мелодией, разнообразными стилевыми особенностями, являются полноценными концертными номерами и способствуют успешному формированию профессиональной игры ансамблистов.

Заключение.

Как всем нам известно, конкурсное или концертное выступление является необходимой ступенью дальнейшего развития любого музыканта.

Отрадно отметить, что наши ансамбли скрипачей «Смычок-новичок» и «Мелодия» постоянно участвуют в различных фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, концертах. Любое наше выступление является не только стимулом к дальнейшей работе и возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей с «живой» скрипичной музыкой.

Коллективные формы музицирования очень востребованы в настоящее время. Звуки скрипки всегда рождают живой отклик в душах всех детей и взрослых, будят в них прекрасные чувства.

Асриева О. А., Саратов