Русская гармонь. Появление первых русских гармоней. Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка

Хромка появилась в 1870 году в городе мастеров - Туле путем дальнейшего совершенствования венской гармони по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.). Голосовые планки были изменены таким образом, что гармонь стала давать одинаковый звук при сжиме и разжиме мехов. Строй ее по-прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре). Но для расширения круга тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так "хромка" стала почти хроматической, за что и получила свое название.

"Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.

Примерно с 50-х годов XX века все другие типы русских гармоней были практически вытеснены хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка. Хромки могут быть "порядковыми" или "непоряковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд).

Как она выглядит:

Вид спереди

1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента
Вид сверху

1 - левый ремнень , 2 - левая сетка, 3 - клапаны левой клавиатуры , 4 - кнопоки левой клавиатуры , 6 - резонатор с голосовыми планками аккомпанемента , 7 - меха , 8 - резонаторы с голосовыми планками мелодии , 9 - сетка , 11 - игровые кнопоки, предохраняющеая клапаны 10 от механических повреждений , 12 - гриф, 13 - рычаги клавиатурной механики, 14 - механика,

Сердцем гармошки являются голосовые планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках (правая или левая), которые соеденены между собой мехами. Меха имеют свойство складыватся с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.

Также в конструкции гармони могут применяться регистры - это переключатели на правом полукорпусе, которые позволяют менять количество и соотношение одновременно звучащих голосов. Если гармонь 3-х голосая (при нажатии кнопки одновременно звучат три одинаковых ноты в различных октавах), то путем выбора переключателей регистра можно заставить звучать или один голос (любой, первый, второй или третий), или два - первый и второй, первый и третий, второй и третий, или три.

Хромки также бывают нескольких видов. В зависимости от места изготовления, они немного различаются по конструкции корпуса, используемой механикой и, конечно, звуком.

Фабричные:


  • Тульская (Фабрика "Тульская гармонь")

  • Шуйская (Шуйская гармонная фабрика)

  • Кировская (Вятская) (Ганинская фабрика по изготовлению музыкальных инструментов)

  • Белорусская

  • Вологодская (фабрика "НОТА")

Заказные:

Тульская

Любительская

Нижегородская

Характерные особенности: заемная механика (одновременно нажимаются основные кнопки и кнопки на октаву выше),очень звонкий голос, кнопки аккомпанемента стальные.
Вятская

Характерные особенности: бархатный, немного глуховатый голос (достигается обжиганием стальных голосков - так называемое "воронение"), скошенная форма правого полукорпуса, отсуствие септаккордов (вместо E7,H7 и D7 звучат, соответственно, Еm, Hm и D)

Кроме стандартного количества клавиш 25 справа и слева (25х25), выпускаются как в заводском, так и в заказном исполнении гармоники как с уменьшенным, так и с расширенным диапазоном. Особенно интересны последние, которые имеют полный хроматический звукоряд и позволяют исполнять любые произведения. Например, это заводские шуйские гармоники Кадриль 27х31, Семеновна 29х31, а также Белорусская 29x25

И самый интересный вариант - заказная тульская 27х25 с семью регистрами и тремя подбородочными регистрами.



Стоимость такой гармони по состоянию на апрель 2009г. составляет 85000руб.

Звукоряд.

На протяжении последних пятидесяти лет в русской фольклорной традиции доминирует гармонь, названная хромкой . Это нашло отражение, в частности, в составе сборника “Искусство сельских гармонистов” (Смирнов, 1962). Более половины опубликованных в нем наигрышей сыграны именно на хромке (всего в сборнике представлено десять разновидностей гармони).

Этот инструмент не изменяет звучание на сжим-разжим, имеет расположенный на двух рядах кнопок один единственный диатонический звукоряд (в диапазоне до трех октав), одну или несколько хроматических ступеней, расположенных с края диатонического звукоряда, а также развитый басо-аккордовый комплекс, включающий трезвучия (или септаккорды (главных ступеней в тональностях соль мажор, до мажор и ля минор.

Характерная конструктивная черта хромки, которая ставит ее среди русских фольклорных гармошек на особое место, – это размещение единственного диатонического звукоряда, которым она располагает, на двух рядах кнопок.

Действительно, все разновидности гармони, имеющие один диатонический звукоряд, размещают его, как мы видели, на одном ряду кнопок, а не на двух, как у хромки, и потому называются однорядками (тульская, ливенская, саратовская и все прочие). В то же время все разновидности двухрядной гармони, кроме хромки, располагают не одним, а двумя диатоническими звукорядами, из которых второй либо дублирует первый (как в касимовской двухрядке), либо сдвинут по отношению к первому на полутон вниз (как в белобородовской), на кварту вверх или вниз (как в бологоевской, вологодской, венке и др.).

Таким образом, хромка – это модель своего рода двухрядной однорядки: двухрядной – по количеству рядов кнопок в правой клавиатуре, однорядной – по наличию одного диатонического звукоряда.

Эта ее конструктивная особенность имеет принципиальное значение. Она явилась результатом поисков, которые велись в инструментах различных конструктивных видов и разновидностей, поисков, направленных на достижение наиболее удобной для игры конструкции, на максимальное сохранение гармонической, многоголосной специфики инструмента в клавиатурах не только левой, но и правой руки, наконец, на оптимальное приближение ее звуковых характеристик к музыкальной системе русского фольклора.

Поэтому в эволюции пневматического инструмента на русской фольклорной почве хромка как бы замыкает собой длинный ряд его различных местных фольклорных разновидностей.

Высказывалось мнение, что хромка как новый тип гармони была сконструирована в результате разработки “новой системы двухрядной правой клавиатуры, в которой звуки при смене движения меха были одинаковыми” (Мирек, 1979, с. 148). Хромка отнесена, следовательно, к двухрядным гармоникам. Однако правильнее ее относить, несмотря на два ряда кнопок, к типу однорядных инструментов. И дело не только в том, что типологическим признаком является в данном случае количество диатонических звукорядов, которыми располагает инструмент, а не количество рядов кнопок в его правой клавиатуре.

Насколько позволяют судить имеющиеся у нас данные. хромка должна быть отнесена к типу однорядок как в функционально-типологическом, так и в “генетическом” плане, то есть по приведшему к ее созданию ходу конструкторской мысли.

Для пояснения этого напомню, что элемент функционально-звуковой двухрядности, подобный тому, который наблюдается у хромки, имеют также и многие однорядки, а именно те, которые составляют стадиально старший вид (разное звучание на сжим-разжим), то есть однорядки тульские, череповецкие, саратовский, однорядка К. Хватала и др. Все они имеют общую конструктивную особенность, которая разделяет их единственный диатонический звукоряд на два вспомогательные, из которых один функционирует при работе меха на сжим, другой – на разжим.

Эта функциональная двухрядность изначальных моделей гармоники, располагавших кнопки в один ряд, преследовала цель придать мелодической клавиатуре правой руки особую гармоническую специфику, позволяющую, наряду с использованием готовых аккордов левой клавиатуры, удобно набирать и использовать аккорды также в клавиатуре правой руки. Необыкновенная легкость достижения этой цели обернулась на начальном этапе развития инструмента двумя существенными недостатками: жесткой прикрепленностью каждого звука к какому-нибудь одному направлению движения меха и невозможностью набора многих необходимых для игры аккордов.

Поэтому эволюция гармони, наряду с расширением собственно звуковых возможностей инструмента, была направлена прежде всего на преодоление этих двух недостатков.

Одно из направлений, по которому шла эволюция, – попытка отказаться от разделения диатонического звукоряда на два вспомогательные. Для этого каждый звук исходной модели однорядки был размещен на отдельном клапане и продублирован путем добавления на каждый клапан перевернутой планки. Это направление привело к созданию однорядок ливенской, вятской, тальянок вологодской и нижегородской и некоторых других. Их звучание не зависит от направления движения меха, однако гармоническая специфика в их клавиатурах для правой руки оказалась в результате такой трансформации в значительной степени утерянной.

Другое направление – не отказываясь от разделения целого звукоряда на две функциональные половины, продублировать каждый его звук путем размещения на дополнительном ряду кнопок второго диатонического звукоряда, имеющего по сравнению с первым противоположную соотнесенность с работой мехом. Это частично решало проблему и потому породило развитую ветвь фольклорных двухрядок. Гармоническая специфика инструмента в них была не только сохранена, но и значительно усилена, поскольку открылась возможность набора в правой клавиатуре многих ранее недоступных для игры аккордов. Вместе с тем зависимость каждого отдельного звука от направления движения меха продолжала ограничивать музыкально-игровые возможности гармони (необходима была особая техника трясения мехом).

Еще одно направление поиска способов преодоления зависимости звучания от работы мехом – октавно-регистровое соотнесение звуков, одноименных по ладо-звукорядной функции, но противоположных по направлению движения меха. Для этого вспомогательные ряды необходимо было строить строго по терциям. Звуки одного терцового ряда (например, до – ми – соль – си ), звучащие в пределах одной октавы на разжим, октавой выше настраивались на сжим, а звуки второго терцового ряда (ре – фа ля – до ), в нижней октаве звучащие на сжим, октавой выше настраивались на разжим. Это направление поисков зафиксировано в школе для однорядки К. Хватала. В результате был открыт новый способ разделения диатонического звукоряда на вспомогательные – последовательно терцовый, послуживший исходной базой для следующего шага эволюции, который привел к возникновению хромки.

Этот шаг состоял, очевидно, в том, чтобы сконструировать такую модель гармони, которая не только имела бы звучание, не зависимое от работы мехом, но и сохраняла бы разделение звукоряда на вспомогательные. Для этого каждый вспомогательный звукоряд был размещен на отдельных ряд кнопок, а звучание каждой кнопки было продублировано перевернутой планкой для того, чтобы воспроизведение вспомогательных звукорядов стало незвисимым от направления движения меха.

Таким образом, вспомогательная двухрядность диатонического звукоряда была заменена эквивалентной ей кнопочной двухрядностью, звучанию которой была придана независимость от работы на сжим-разжим. В результате чего и появились первые образцы гармони типа хромки.

По воспоминаниям старых мастеров, собранных А.М. Миреком, первые гармошки типа хромки возникли в северных губерниях России в конце 1890-х годов. Первоначально они имели различные местные названия – северянка, вологодка и другие, которые впоследствии были вытеснены общим названием “хромка” (Мирек, 1968, с. 75).

Время широкого распространения однорядок с последовательно терцовым принципом разделения звукоряда на два вспомогательные, что нашло отражение в школе К. Хватала, датированной 1873 г., заставляет думать, что и хромки, созданные на их основе, появились, вероятно, не в 1890-е а значительно раньше, возможно, уже в 1870-е годы .

Более старые из дошедших до нас образцов хромки имеют и в правой, и в левой клавиатуре два ряда кнопок со структурой (11 + 10)х (6 + 6) (Новосельский, 1936, с. 54).


Принцип построения обоих вспомогательных звукорядов – последовательно терцовый, взаимодополняющий, непересекающийся. Взятые вместе, они образуют один общий диатонический звукоряд в объеме почти трех октав. Ни один из его звуков не продублирован, как это имеет место, например, в двух- и трехрядках, меняющих звучание на сжим-разжим. Единственная хроматическая ступень вынесена на край общего звукоряда.

Самое раннее из дошедших до нас учебных пособий для хромки, но далеко не первое, относится к 1925 г.: “Новейшая школа-самоучитель для двухрядных диатонических гармоний хромки и полубаяна” (Разин, 1925). В ней приводятся параметры уже четырех разновидностей инструмента, несколько отличающихся один от другого количеством кнопок в правой и особенно в левой клавиатурах. Самая “простая” из них имеет структуру клавиатур (11 + 10)х (6 + 6) и по музыкально-игровым возможностям аналогична старинной модели, описанной А.А. Новосельским (пример № 110). Самая “сложная” со структурой клавиатур (13 + 12)х (8 + 8 + 9), названная в “Школе” полубаяном, – есть не что иное, как та же модель, что и современная хромка, воспетая в частушках под названием “двадцать пять на двадцать пять” (по количеству кнопок в клавиатурах для левой и правой руки).



Диапазон этого инструмента составляет уже три полные октавы. по сравнению со старинным добавлены еще две хроматические ступени (схемы № 64 и 65) и два басо-аккордовых комплекса, представляющие собой двойную доминанту (для до мажора и ля минора). В левой клавиатуре для удобства игры введен третий ряд кнопок с дополнительными басами, дублирующими основные.

Изучая хромку, естественно поставить вопрос: почему диатоническая гармонь характеризуется своим названием как хроматическая? Это идет, конечно, не от хроматических ступеней, добавленных к ее диатоническому звукоряду. Аналогичные хроматические ступени имеют двух- и трехрядные венки, однако хроматическими их никогда не называли.

Многие ученые справедливо возводят такое название к баяну как инструменту хроматическому. Однако наиболее существенная черта сходства между баяном и хромкой, которая послужила причиной своеобразного смещения характеристики одного инструмента на название другого, в литературе еще не называлась.

Обычно указывают на то, что при смене направления движения меха звучание обоих инструментов не изменяется (Новосельский, 1936, с. 53; Благодатов, 1960, с. 82; Мирек, 1968, с. 75 и др.). Это сходство, конечно, существенно, но его одного для перенесения названия явно недостаточно. Ведь на таком же основании хромками могли называться и другие разновидности гармони, звучание которых не зависит от работы мехом, например ливенка, вятка и другие. Елецкие гармошки – диатоническая однорядка или тем более хроматическая двухрядка – также могли бы называться хромками. Однако они, ввиду структурного сходства их клавиатуры с клавиатурой рояля, называются рояльными.

Принципиальное сходство между хромой и баяном, отличающее их от большинства других типов гармони, лежит, очевидно, также в структуре кнопочных клавиатур. Действительно, хотя звуковой состав их мелодических звукорядов различен (у одного из них – восемь диатонических ступеней в октаве, у другого – двенадцать хроматических), принцип их разделения на кнопочные ряды в сущности один и тот же – последовательно терцовый. Только у хромки – на два ряда, у баяна – на три.

Замечено, что гармонист, умеющий играть на хромке, легко овладевает игрой на баяне. Этому способствует несколько моментов: свойственная обоим инструментам независимость звучания от работы меха, квартовое расположение басо-аккордовых комплексов и, главное, структура кнопочных клавиатур. в которой нашел отражение принцип последовательно терцового разделения звукоряда на два или три вспомогательные. Не случайно один из гармонистов Новгородской области П.В. Чурсин, сравнивая музыкально-игровые возможности хромки и баяна, несомненно, со знанием дела заметил о последнем: “Почитай, то же и будет, только побольше голосов” (Лапин, 1983, с. 6).

Баянная структура клавиатур хроматического звукоряда в гармониках сложилась, как известно, в первом десятилетии ХХ в. Инструменты типа хромки возникали, очевидно, значительно раньше. Можно полагать, следовательно, что сначала диатонические двухрядные однорядки “передавали” хроматическим гармоникам терцовый принцип строения вспомогательных звукорядов, а затем баян именно на этом же основании как бы “вернул” впоследствии свою основную характеристику диатонической “хромке”.

Таким образом, в плане функционирования хромка – это своего рода упрощенная, диатоническая модель баяна, располагающая вполне достаточными возможностями для исполнения наигрышей бесписьменной традиции. Баян в свою очередь, если смотреть в плане эволюции гармошечной традиции, наоборот, усложненная модель хромки, позволяющая исполнять весьма сложные произведения письменной традиции. Эта функциональная и “генетическая” взаимосвязь баяна и хромки, думается, как раз и позволяет понять механизм приобретения хромкой своего необычного названия.

К началу 1930-х годов в русской фольклорной традиции наиболее широко были представлены две гармони – русская двухрядная венка и хромка. Как было признано комиссией экспертов, по музыкально-игровым возможностям обе гармошки были почти равнозначны друг другу. Однако овладевать игрой на венке, ввиду зависимости ее звучания от работы мехом, было значительно сложнее. Поэтому в промышленном производстве гармоней предпочтение было отдано, естественно, хромке (Новосельский, 1936).

Репертуар исполняемых на хромке наигрышей охватывает все инструментальные жанры, кроме сигнального. Особенно колоритно звучат плясовые и частушечные наигрыши.

Чтобы ответить на вопрос, как используются в традиционных наигрышах звуковые возможности хромки, обратим внимание на то, что четыре мажорные басо-аккордовые комплекса, находящиеся между собой в последовательно квартовых отношениях (схема 65), делают ее мелодический звукоряд ладово бифункциональным (если, конечно, иметь в виду сферу только мажора). Действительно, использование трех верхних из них трактует ее звукоряд как ионийский до мажор, трех нижних – как миксолидийский соль мажор . Причем миксолидийская трактовка звукоряда, как показывает анализ двух десятков плясовых и частушечных наигрышей, встречается по крайней мере не реже ионийской. И это весьма знаменательно!

Действительно, в восьми из этих наигрышей были использованы только три басо-аккордовых комплекса (Смирнов, 1962, № 12, 26, 42, 55, 59 и др.; Лапин. 1983, № 3). В семи других отмечено попеременное и раздельное использование то трех нижних, то трех верхних комплексов (Смирнов, 1962, № 16, 18, 25, 33, 64; Лапин, 1983, № 15/7). И лишь в пяти наигрышах были задействованы только три верхние комплекса (Смирнов, 1962, № 1 и 19; Лапин, 1983, № 2, 4, 15/1).

В наигрышах с миксолидийской трактовкой звукоряда фа бекар в мелодии приходится в одних случаях на доминантовое трезвучие соль мажора (и такое вынужденное переченье достаточно типично!), в других случаях (и это так же не менее типично!) – дополнительно используется одна из альтерированных ступеней, вынесенных в начало клавиатуры. В последнем случае фа бекар в мелодии чередуется с фа диезом, как в приводимом ниже примере (фрагмент “Смоленских страданий” – Смирнов, 1962, № 12; пример № 91).

Таким образом, употребление низкой VII ступени в мажоре при нисходящем движении мелодии, а высокой – при восходящем, эта характернейшая черта русской музыки, отмеченная в рожечной, балалаечной и ряде других инструментальных традиций, находит отражение также и в искусстве современных фольклорных гармонистов.

Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции /М., 1997, 247 с./.

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.


Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.


Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Гармонь, или гармошка - это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень...

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень!

В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах .



Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).



Гармонь - один из любимых музыкальных инструментов русского народа.



Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.



ХРОМКА: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ НА НЕЙ СЫГРАТЬ ХРОМАТИЧЕСКУЮ ГАММУ?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической.



1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента

На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Сердцем гармошки являются голосовые планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках (правая или левая), которые соеденены между собой мехами. Меха имеют свойство складыватся с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.

Схема нот на гармони хромка 25x25.





Аккорды на гармони хромка 25x25:

Правая сторона мелодии:

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.



ТУЛЬСКАЯ ОДНОРЯДКА: ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗВУК НЕ ОДИНАКОВ, КОГДА МЕХА РАСТЯГИВАЮТСЯ И СЖИМАЮТСЯ…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них - количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.



ЕЛЕЦКАЯ ГАРМОНЬ: ГАРМОНЬ-ПОЛУАККОРДЕОН?

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента - Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным - великолепные музыкальные и технические возможности.



ЧЕРЕПАШКА: ЛЮБИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ГАРМОШЕК

Главная особенность инструмента - компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони - диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.



Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.



Тульская хроматическая гармоника - гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова. Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии. Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками. Это делает звучание более полным, расширенным.



Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!


Время появления в России первых гармоник датируется 1830-ми годами. Между тем первыми русскими гармониками были миниатюрные органы-позитивы, когда на них еще в 80-е годы ХVIII века жившим в это время в Петербурге чехом Франтишеком Киршником (1720-1799) в качестве источника звука были применены проскакивающие под действием струи воздуха металлические язычки. Воздух нагнетался здесь не горизонтальным движением меха, а вертикальным.

В 1830 году первая ручная гармоника - инструмент системы Демиана попал к тульским мастерам. Согласно данным тульский оружейный мастер Иван Сизов купил немецкую однорядную гармонь на Нижегородской ярмарке и по ее образцу организовал собственный выпуск гармоней. Мастер стремительно расширял свое производство: уже к 1848 году его гармонная фабрика ежегодно производила по 3700 инструментов. Поначалу это были простейшие гармони-пятиклапанки, затем семи- и десятиклапанки.

Изготовление гармоней в нашей стране имело важное отличительное свойство. Если в западных странах достаточно быстро установились основные стандартизированные виды гармоней и их было относительно немного, то в России, в соответствии с огромным пространством страны, в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента, приспособленные к особенностям фольклора той или иной местности.
Разновидности русской гармони.

Тульская гармонь. Имела от 5 до 10 клавиш, расположенных в одном ряду, в левой клавиатуре 2 клавиши позволяли извлечь бас и мажорное трезвучие тоники на разжим, доминанты - на сжим. Уже в 1830 - 40-е годы гармонь, проникая во все новые регионы России, начинает бытовать в самых разнообразных конструктивных вариантах, обусловленных особенностями народной песенности того или иного региона.

Саратовская гармонь. В Саратовской губернии от гармони потребовалась особая звонкость звучания. Поэтому для саратовских гармоней характерно увеличение количества голосов, настроенных "в разлив" - с унисонным и октавным дублированием. Кроме того, саратовские мастера изобрели приспособление - "задвижку" или "движок" для включения и выключения тех или иных голосовых планок. В итоге инструмент мог быть 5-ти или 6-ти голосным. Метрический пульс в саратовских гармонях обострялся наличием колокольчиков - более низкий колокольчик присоединялся к басу, более высокий - к аккорду.

Вятская гармонь Тальянка. Аналогичное явление наблюдалось в созданных несколькими годами позднее вятских Тальянках. Здесь также заметно увеличивается количество унисонных или октавных голосов, звучащих "в разлив", подчеркнутых звонкими разновысотными колокольчиками. Такой тембр делал гармонь незаменимой при организации любого веселья - задорной пляски и аккомпанемента в частушках.

Порой от инструмента требовалось воспроизведение лирических песен, плавных хороводных. Тогда "частое" дыхание, естественное в частушках и плясовых, становилось помехой. В начале 40-х годов ХIХ века были созданы такие конструкции, как Вятские гармони, в которых звучание голосов на разжим-сжим меха при нажатии той или иной кнопки было одинаковым по высоте.

Гармонь Ливенка. Еще большую популярность приобрели Ливенки, производившиеся с 1860-х годов в городе Ливны Орловской губернии. На них появилась возможность воспроизводить мелодическую линию без частой смены меходвижений, обеспечивая особую лиричность звучания. Соответственно, потребовалось увеличение запаса воздуха, а, следовательно, и длины самого меха. На ливенке количество складок меха могло доходить до 40.

Елецкая гармонь. В другой местности Орловской губернии, городе Ельце, в 1880 - 90-х годах появляется Елецкая рояльная гармонь. Ее особенность заключалась в форме клавиш правой клавиатуры, напоминающей аккордеонные; в начале ХХ века начинают изготавливаться и двухрядные модели с большим количеством клавиш и хроматическим звукорядом.

Среди других разновидностей российских гармоней, появившихся в 1860 - 80-е годы, можно назвать Касимовские (г.Касимов Рязанской губернии), Череповки и Черепашки (г.Череповец Вологодской губернии), Бологоевские (Новгородская губ.), Новоржевские (г.Новоржев Псковской губ.), Петербургские, Сибирские (Северный Урал и Сибирь), целый ряд национальных моделей - Комуз (Дагестан), Пшинэ (Адыгея и Кабардино-Балкария), Кога-Кармонь и Кубос (Марийская и Чувашская респ.), Татарская гармонь.
Популярные русские гармони.

Но самыми популярными гармнони в России стали Венки и Хромки. К концу ХIX века их производство было налажено в больших количествах, а особенно увеличилось в 1920 - 30-е годы. Для них появилось множество самоучителей и нотных сборников. Венские гармони с последней четверти ХIX века распространились как в нашей стране, так и во многих других странах мира.

Наиболее широкую известность в России получила гармонь хромка. Судя по названию, напрашивается мысль о том, что для хромки уже был характерен хроматический звукоряд. Однако это не так. Хромка вплоть до наших дней остается диатонической гармонью, она имеет лишь несколько альтерированных хроматических звуков (они расположены в верхней части грифа). Вместе с тем хромка стала единственной русской гармонью, в которой звуки правой клавиатуры располагались в обоих рядах кнопок не по секундовому, а по терцовому принципу - то есть стала переходным звеном к освоению гармонистами баяна.
Белобородовская русская гармонь: переходная фаза между гармоникой и баяном.

Существование в российских городах во второй половине ХIX века концертин и других видов хроматических гармоник предполагало наличие аккомпанирующего инструментария (например, фортепиано). Следовательно, это обусловливало ансамблевый характер исполнительства. Гармони, имеющие собственный аккомпанемент, были диатоническими и распространены в традиционной фольклорной практике. А здесь надобности в хроматическом звукоряде никогда не возникало, так как песни и инструментальные наигрыши бесписьменной традиции не предполагали музыкального мышления в рамках хроматической темперации. Однако желания многих любителей музыки и исполнителей-гармонистов были направлены на исполнение не только традиционного фольклорного репертуара, но и образцов городского музыкального быта, а также несложных произведений классической музыки. По этой причине возникла необходимость в появлении конструкций с хроматической правой клавиатурой и аккомпанементом, воспроизводящим басо-аккордовые чередования гармонических функций. В 1878 году по заказу тульского гармониста-любителя Николая Ивановича Белобородова (1828 - 1912) известный в Туле мастер-конструктор Леонтий Алексеевич Чулков (1846 - 1918) изготавливает хроматическую гармонь, в которой к диатоническому ряду правой клавиатуры был добавлен второй ряд, дававший недостающие хроматические полутоны. Звуки в ней при нажатии той или иной кнопки на разжим-сжим меха были различными. Клавиши на клавиатуре располагались по принципу клавиатуры органа (фортепиано), но в иной последовательности (чтобы сохранить на белых клавишах звукоряд тульской гармони, так как на ней при смене меха звуки были разные). Левая же клавиатура представляла традиционный для гармони диатонический басо-аккордовый аккомпанемент - из нескольких звучащих в октаву басов и, соответствующих им мажорных и минорных трезвучий. Данная модель отличалась уникальными звуковыми свойствами, прежде всего красотой тембра - голоса были изготовлены из серебра, использованы ценные породы дерева. Однако Белобородов не совершенствовал инструмент как солирующий: все его внимание было направлено на расширение звуковых и тембровых возможностей. В таких инструментах, изготовленных в 1870-80-х годах мастерами Л.Чулковым и А.Глаголевым (всего было сделано около 20 инструментов), уже можно было встретить регистры-переключатели, акустические камеры, устройства для смягчения звука.

Н.Белобородов создает из своих инструментов трио, затем оркестр. Позднее по заказу Белобородова для его оркестра была создана целая серия оркестровых гармоней: от пикколо до контрабаса. Для гармони своей системы Белобородовым были написаны два руководства: "Школа для хроматической гармоники по системе Н.И.Белобородова" (1880) и "Самоучитель для хроматической гармонии", совместно с И.Ивановой (1893).

Гармони системы Белобородова имели распространение с 80-х годов ХIX века. В начале ХХ столетия их стали вытеснять более совершенные образцы, и к концу 1920-х годов они вышли из употребления.

**********************

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка » (самая распространённая в наше время). Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка », но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Народные гармони

Русские гармони

Гармонь «Кубань»

Упрощенный вид гармони. Размер клавиатур: 23х12. В басовой клавиатуре имеет 6 нот: До-Мажор, Фа-Мажор, Соль-Мажор, Ля-Минор, Ре-Минор, Ми-Мажор. В правой клавиатуре существуют 3 октавы: Малая октава, 1 октава, 2 октава (до ноты Ля). Ремень в основном кожаный, на правое плечо. Окраска: темно-красное лакированное дерево или чисто зеленый вариант. Широко распространена в России и Украине. Изготавливалась во времена СССР Росмузпром-Армавирской Фабрикой. Ее цена на тот момент составляла 26 рублей.

Саратовская гармонь
Ливенская гармонь
Хромка

Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Тальянка

Сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой - три. Левые три клавиши издают звон колокольчиков. Два колокольчика наподобие велосипедного колокольчика расположены также слева. В России тальянку можно считать любимым народным музыкальным инструментом татарского народа.

Другие виды

Вятская, саратовская , елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Других народов

  • Кавказские: осетинская (фæндыр ), грузинская (дол-гармони ), азербайджанская или ориентальная гармонь.
  • Других народов России: татарская (татар гармун), марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа.