В музей с детьми: рекомендации из личного опыта мамы. Идем в музей с ребенком

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Дети и музеи.

Верите вы или нет, но музей - то место, куда можно пойти и с маленькими детьми! И не стоит бояться и думать, что музеи и дети несовместимы. А если вы хотите с нежного возраста прививать вашему малышу чувство прекрасного, то такие походы очень даже рекомендуются! И в этой статье мы рассмотрим, как правильно организовать посещение музеев с детьми, важные аспекты проведения такой культурной программы для вашего ребенка.


Многим родителям кажется, что дети в дошкольном возрасте не запомнят поход в музей, картины, их авторов. Тогда какой же смысл похода в музей? Здесь важно понимать, что маленькие дети усваивают информацию не совсем так, как взрослые. Это касается и восприятия картин. Дети видят их образно, постигают эмоционально, а самые понравившиеся картины пропускают глубоко через себя. Также некоторые родители боятся, что их чаду будет сложно соблюдать правила поведения в музее для детей. Но всё в ваших руках! Если внимательно отнестись к подготовке этого мероприятия и соблюдать общие рекомендации, то поход в музей можно превратить в увлекательное путешествие, приятное и полезное!

Мой неудачный детский опыт.


Я хорошо помню один из моих первых детских опытов посещения музея, Третьяковской галереи. Туда привезли выставку Марка Шагала. И, как водится, многочисленная интеллигенция, жаждущая искусства, выстроилась в очередь. Среди них были и мои родители. А я была еще очень маленькой, не старше 7-8 лет. Мы стояли 2 часа в этой унылой очереди. Я замерзла и устала. Когда мы туда попали, как вы понимаете, мне уже совсем не хотелось ничего смотреть.
Наверное, я еще долго вспоминала этот поход в музей с ужасом. К счастью, этот опыт не отбил у меня любовь к искусству на всю жизнь. И сейчас я с огромным удовольствием посещаю выставки в различных музеях и галереях, а с особой любовью - Третьяковскую галерею. Теперь-то я знаю, чего точно нельзя делать, точнее что делать нужно, чтобы посещение музеев детьми вызвало лишь радостные эмоции, оставив приятные воспоминания! И я хочу, чтобы ваши дети тоже ходили в музеи с интересом и восторгом!

  • Первое важное правило: поход в музей не должен быть утомительным для ребенка. Выбирайте время дня, удобное для малыша, чтобы он не был уставшим или сонным. Лучше всего ходить в музей в первой половине дня.
  • Кроме того, старайтесь ходить в музеи в будний день. В рабочие дни народу всегда меньше, и вы будете гораздо свободнее чувствовать себя в залах музея.

  • Любое культурное мероприятие - это серьезная нагрузка для ребенка. А посещение музеев детьми - тем более. Поэтому для первого раза лучше отвести на осмотр произведений искусства не более 30-40 минут. Не нужно стараться охватить всё - это нереально, да и просто не нужно. Если ребенка увлекут всего 3 картины, это уже прекрасно! Лучше простоять 10 минут перед одной картиной, чем носиться час по музею и смотреть по верхам. Оставьте другие картины для следующего раза.
  • В поисках знакомых картин в выставочных залах, возможно, ребенка привлекут и какие-то другие. Попробуйте придумать по этой картине какой-то рассказ для ребенка, пофантазировать вместе. В целом, следуйте интересам ребенка. В разном возрасте детей увлекают разные темы: сказочные, человеческие, философские, природные, о животных и т.д.
  • А в конце вашей экскурсии обязательно загляните в музейную лавку. Не стоит уходить из музея без подарка.

Правила поведения в музее для детей

Музей - то место, где необходимо строго соблюдать правила поведения, что обычно тяжело для маленьких детей. Им всегда хочется побегать и потрогать всё руками. И, к сожалению, работники музея часто очень резко одергивают детей и их родителей. Чтобы этого избежать и не испортить себе настроение, постарайтесь проговорить эти правила заранее, но не в скучном назидательном тоне.

Например, можно взывать к чувствам ребенка, попросить его «пожалеть» картины. Можно сказать, что им очень много лет, многие из них пережили войны, пожары, другие катаклизмы, и они очень хрупкие, их надо беречь, чтобы не нанести вред. Тогда другие люди смогут еще долго на них любоваться. Поэтому не стоит трогать их руками, касаться, фотографировать со вспышкой (от этого выцветает краска).

Зато, если малыш будет добросовестно соблюдать правила поведения в музее для детей, то «юному любителю искусства» можно пообещать награду в конце вашего похода. Это может быть какая-то вещь или игра из этого же музея. Сейчас в музейных лавках продают большое количество интересных развивающих игр по картинам: лото, мемори, пазлы. Подарок будет не только приятным воспоминанием о посещении музеев детьми. Он позволит вам дальше возвращаться к этим картинам, играть и прививать любовь к ним.

Подготовка к походу в музей: как заинтересовать ребенка.

Теперь о самом сложном. Какие выставки посещать с ребенком? Какие картины выбрать? И как заинтересовать ребенка? Давайте рассмотрим эти вопросы. Прежде всего, без предварительной подготовки тут не обойтись. Если вы еще ни разу не рассматривали дома вместе картины, не обсуждали их, то ребенку будет сложно воспринимать картины в музее. Интерес нужно сначала подогреть, заложить фундамент, фоновые знания. Возможно, на это уйдет не одна неделя.

Посещение музеев с детьми: наш поход в Третьяковку.

Расскажу о нашем опыте. Первый раз моя дочка была в Третьяковской галерее в 3,5 года. А нашим первым «путеводителем» стала книга «Прогулки по Третьяковской галерее» с Андреем Усачевым. Книга прекрасно оформлена: на развороте с одной стороны репродукция, с другой - стихотворение к этой картине. Стихи очень разные: короткие и длинные, живые и динамичные, есть глубокие и философские. Мы читали эту книгу почти с пеленок, так как мне самой она очень нравилась. И возвращались к ней вновь и вновь. Поэтому свой первый выход в Третьяковку мы построили именно на основе этой книги. Мы просто ходили и искали наши знакомые и любимые картины. А дочка искренне радовалась, когда замечала «Всадниц» Брюллова, «Царевну Лебедь» Врубеля, «Тройку» Перова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, и, конечно же, самую любимую - «Дети, бегущие от грозы» Маковского. Потом она неоднократно спрашивала, когда мы пойдем в Третьяковку еще раз. Следующий наш поход состоялся недавно, когда ей было уже 5 лет, вместе с участниками нашей творческой мастерской «Капельки искусства» . О нем читайте в скором времени.

Экскурсии для детей: да или нет?

Вы сами знаете, насколько разными бывают экскурсоводы. Иные способны зажечь пламенную искру, а другие вызывают лишь скуку и уныние. В любом случае, рассказы по картинам должны быть живые, с элементами загадок, рассуждений, поисков ответов на вопросы. Не стоит перегружать ребенка информацией о художнике и дате создания. Это совсем неважно до определенного возраста.

Я постаралась максимально подробно рассказать обо всех тонкостях и деталях посещения музеев детьми. Надеюсь, что ваши походы в музей доставят вам и вашему ребенку много радости, а советы выше помогут избежать возможных ошибок и трудностей. Желаю вам с детьми приятного и вдохновляющего знакомства с миром искусства!

Александра Трошина

Как завлечь ребенка в музей, как познакомить его с лучшими картинами и скульптурами, как научить его соблюдать правила — и не отбить при этом охоту навещать храм искусств регулярно? Об этом 7е рассказывает Наталья Гомберг, научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, преподаватель детских групп и подросткового Клуба Юных Искусствоведов Пушкинского музея.

— С какого возраста нужно начинать?

— Если говорить о художественных музеях, то лет с четырех-пяти. Да, европейцы любят приводить совсем маленьких детей, но тогда это должен быть какой-то интерактивный музей. Для ребенка в возрасте исследователя (от 1 года до трех), когда ему надо все пощупать, на все залезть — подойдет не каждый музей. С 4-5 лет наступает возраст сюжетно-ролевой игры — и это возраст, когда музей просто идеален.

Самое лучшее, что можно сделать с ребенком в музее — показать ему, что там можно проводить время интересно. Что это не только то место, где нельзя бегать и шуметь. Если мы совсем в маленьком возрасте прививаем мысль, что музей — это классно, ребенок к этому привыкает. Вот есть детская площадка — там можно прыгать, вот цирк — там надо сидеть и смотреть, есть музей — там нельзя бегать и кричать, но зато можно смотреть. И эти развлечения становятся на одной линии.

Жаль, что наши большие музеи еще не готовы подстроить свое пространство для детей. Московские музеи не слишком family friendly ("ориентированные на семью") — как и большинство российских вообще.

— И это часто отпугивает детей...

— Конечно, ребенок может подумать, что если в музее и то нельзя, и это нельзя, то зачем меня мама вообще сюда привела? Вполне разумное размышление — к тому же, если смотритель сделает строгое замечание. Но с другой стороны, если позиционировать поход в музей как посещение особенного, удивительного места, где и правила поэтому особенные, где, хотя и чего-то и нельзя делать, зато, наоборот, можно увидеть, скажем, в Третьяковке — сказочных персонажей. Пушкинский музей же можно подать ребенку не как большое здание с гулкими залами, а как машину времени, которая переносит все время в разные страны и эпохи.

Сколько ангелов в Пушкинском музее?

— Как увлечь ребенка в музее, что ему показывать в первую очередь?

Заинтересовать ребенка можно самим путешествием — уже достаточно. Можно придумать много других ходов: скажем, раз мы решаем познакомиться с обитателями музея, то в этом зале мы ищем портреты. Во-первых, мы узнаем, что такой портрет, во-вторых, мы вполне можем поговорить, почему не бывает портрета ангела, а в-третьих, если перед каким-то портретом остановится и поговорить: "А это кто? А что он делает? А о чем он думает?", то это дает пищу для разных размышлений и учит ребенка разговаривать с произведением искусства.

Мы, взрослые, часто ходим по музеям так: заходим в зал, он большой, а сфокусироваться сложно. И вот мы так проплываем по залам — и выходим с ощущением, что побывали в приятном месте. А ребенку обязательно нужно сфокусироваться! Оказавшись в зале фламандской живописи и посмотрев на девочек в платьях, можно поговорить о том, как менялась мода: какой воротник неудобный, а какое шитье роскошное. "Неужели все так менялось? А пойдем посмотрим в другой зал — какие в той стране платья носили?" Каких-нибудь животных поискать на скорость — кто больше найдет.

Для некоторых взрослых может показаться примитивно: как это так, мы пришли просвещаться, а тут собачек на скорость считать. Но мы закладываем ощущение в самом раннем детстве, что музей может быть увлекательным: в самом раннем возрасте пускай это будет пространство для игры, только по особым правилам, такие "музейные прятки".

Для школьников больше пойдет сюжетная беседа: "путешествие" по одной стране, или знакомство с одним и тем же персонажем — скажем, мифическим героем — в разных видах и ипостасях.

— А если ребенок сходил 2 раза в музей, а потом говорит: "Мне понравилось, но больше не хочу"?

— Во-первых, можно сменить музей. Можно придумать дополнительный стимул. Но я бы вообще лучше отложила походы. Вот занятия в кружках Пушкинского музея проходят раз в месяц — и это достаточно регулярно для маленького ребенка. Я с трудом представляю и взрослого человека, который ходит в музей чаще раза-два в месяц.

Я придумывала своим племянникам такие ходы: вот, музею 100 лет исполнилось, пойдем, там золотая монетка в эту честь. Иногда мы собираемся делать наряд кукле, она же должна быть самой красивой и волшебной — пойдем поищем идеи для нарядов. Читаем мифы греческие — а пойдем с Зевсом познакомимся?

Надо идти за инициативой ребенка. Дети иногда на полную ерунду показывают и спрашивают: а это что? Если ребенок спросил, надо отвечать, а может, даже придумывать ответ прямо вместе с ребенком.

Маленьким детям нужны сказки: у них есть потребность и привычка слушать истории. Любая история, любая связь между картинами будет хороша. Придумайте историю про взаимоотношения портретов — как они друг на друга смотрят, а выйти из рам не могут — это все оживляет. Музей должен быть живым, он не должен быть местом, куда мы приехали "образовываться" — это ужасно.

Музей должен быть местом, где интересно — и где мы проводим там столько времени, сколько хочется ребенку — и еще чуть-чуть.

— "Пожалуйста, потерпи, сейчас досмотрим и пойдем"?

— Нет, раз мы терпим, получается, что сейчас плохо, надо дотерпеть — и станет хорошо. Зато почти ни один ребенок не откажется, если мама хочет показать ему свою самую-самую любимую картину.

— Можно ли подкупать ребенка — после музея пойдем в кафе?

— Если ребенок ни разу в жизни не был в музее, он не обязан туда хотеть. Но если нам удалось сделать этот первый раз приятным, не напряженным, увлекательным, а потом еще съесть пирожное... Да, пирожное все равно станет лучшим воспоминанием. Но ребенок вспомнит, что до пирожного было что-то еще. Если строить поход в музей не по принципу кнута и пряника, а как логическую цепочку, будет хорошо.

Игра с призом — это лучше, чем учеба с похвалой.


Фото: Евгения Пономаренко

"Мане — это люди, а Моне — это пятна"

— Какие книги могут помочь родителям?

— К сожалению, переведенных на русский книжек в помощь родителям очень мало. Есть большие книги питерского издательства "Арка" при Эрмитаже, сейчас и в Пушкинском музее выпустили линейку книг — правда, очень малотиражную: "Как смотреть скульптуру" — это не совсем для малышей, для постарше, "Как сделать гравюру" — это более прикладная. Была прекрасная книжка "О чем рассказывают греческие вазы".

Музей и другие

— Говорят, что дети, вырастающие на гаджетах и обилии разных картинок и развлечений, более рассеянны — и их тяжелее увлечь. Как родителям и музею соревноваться с гаджетами, яркими играми, простыми сюжетами?

— Да, действительно дети более рассеянные. Да, они хуже концентрируются, говорят хуже. За последние лет пять одна компания Apple подарила детям избыточное количество развлечений. Когда я прихожу в свою подростковую группу и они все сидят, уткнувшись в свои телефоны-айпэды, то говорю: "Так, оружие сдаем". Смеются — но сдают. Современным детям это тоже нужно, невозможно полностью запретить, если их оттуда периодически доставать. Но им должно быть понятно, зачем их оттуда достали.

Но тут иногда бывают виноваты и родители. Расскажу одно свое очень яркое впечатление. Берлинский Пергамон-музей (Pergamonmuseum), очень продвинутый — все продумано, есть программы для детей, можно с колясками ходить. Идет семья: папа-мама и мальчики-близнецы. Родители с огромным удовольствием и интересом смотрят по сторонам, а у каждого ребенка в руках свой DVD-плеер с наушниками. И дети с таким же увлечением смотрят не по сторонам, а в экран. Там в соседнем зале — знаменитые ворота Иштар — колоссального размера, ярко-синего цвета с небывалыми мифическими животными — они бы явно могли посоревноваться за внимание детей с DVD-плеером! Но родителям так проще: чем-то занять детей, а самим наслаждаться.

— Поэтому в недавно открывшемся в Москве Еврейском музее придуман Детский центр — там можно оставить ребенка, чтобы походить по музею?

— Да, в музеях должны быть игровые комнаты: это нормально, ребенок не выдерживает столько, сколько взрослый. Должно быть место, где можно оставить ребенка — но не просто игровая, а чтобы он там с пользой провел время. И я верю, что даже самый сложный/мрачный/умный/недетский, в общем, музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка.

Как сделать поход в музей приятным и полезным

Советы Франсуазы Барб-Галль — известного французского искусствоведа, преподаватель Школы Лувра, главы ассоциации CORETA ("Как смотреть картину").

Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил — настолько простых, что мы о них обычно забываем.

Не ходите в музей в дождливые дни

По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Разумеется, если у ребенка каникулы и вовсю светит солнце, естественнее побыть на воздухе, а уж никак не торчать в музее. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами — довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.

Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко

Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет — и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь — и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все

Любой поход в музей — неважно в какой — серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками — все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

Объясните ребенку, как вести себя в музее

Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить — они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.

Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня

Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу — вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом — тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

Пользуйтесь планами, читайте таблички

В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах — по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").

Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам

Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями

Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки — прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.

Не забудьте зайти в кафе

Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.

Из книги Франсуазы Барб-Галль "Как говорить с детьми об искусстве" (издательство "Арка")

Галина Касьяникова

Интервью

familyr_afisha wrote in January 3rd, 2013

текст: Евгения Карташова

В серьезных государственных музеях детей, как правило, «воспринимают» только школьными группами. Здесь редко знают, что делать с семьями, которые почему-то сами захотели прийти с ребёнком в музей. Я выбрала шесть музеев Санкт-Петербурга, где условия для семейного посещения приближены к хорошим: есть специальные семейные программы, проходят детские выставки или даже есть детские комнаты.

Музеи, которые перечислены ниже, могут быть поводом для полезного, умного семейного разговора об истории или литературе, но при этом не станут испытанием для ребёнка из-за долгих монотонных экскурсий.

Музей-заповедник «Гатчина»

Гатчинский дворец http://gatchinapalace.ru

О чём музей?

Государственный музей-заповедник. Дворец-замок, окружённый парками и озёрами. Загородная императорская резиденция. Особым спросом у детей пользуется экскурсия в «подземный ход» 35-метровой длины, где играл Николай II, будучи ещё мальчишкой.

Что есть для детей?

Во-первых, в декабре этого года в музее открылись настоящие детские комнаты, «Детская гостиная». Музейные педагоги присмотрят за детьми и даже проведут познавательные занятия, пока родители слушают экскурсию для взрослых. Комнат целых три, для детей разного возраста, от 2 до 12 лет.

В комнате для малышей есть большая декоративная карета, в которую можно забраться, детская мебель, карандаши и краски, в комнате для детей постарше - образцы «рыцарской» амуниции, «сундук» с вещами прекрасной дамы, пазлы с изображением дворцовых залов, в комнате для «подростков» — шахматы, строгая мебель и бумажные макеты замков для сборки.

Во-вторых, недавно в музее появилась игровая программа «Музейные сундучки». Оставив в залог документы или 1000 руб., можно арендовать такой «сундучок» для ребёнка 5-8 лет и 9-12 лет. В сундучке - буклет-путеводитель по замку с интересными заданиями, ручки-карандаши, разные другие «сокровища». Сундучок ребёнок может носить с собой по дворцу, выполняя задания и использовать как «сидение», когда устал, или просто нужно сесть и зарисовать что-то в ответ на вопрос буклета.

В-третьих, в Гатчине есть Дни семейного посещения - специальные экскурсии для родителей с детьми. Например, 23 декабря можно узнать, как и в каких залах дворца проводились Рождественские праздники императорской семьи.

Музей Городской скульптуры

http://www.gmgs.ru/

О чём музей?

Музей занимается изучением, охраной и реставрацией городских памятников Петербурга. Выставочные залы находятся возле Александро-Невской Лавры, в залах проходят выставки, посвященные памятникам в городской среде. Основная экспозиция музея здесь же - усыпальницы Александро-Невской лавры: некрополь XVIII века и некрополь XIX, где захоронены исторические личности: государственные деятели, композиторы, писатели и художники.

Что есть для детей?

Детских комнат не наблюдается, зато с регулярностью как минимум раз в сезон здесь проходят детские интерактивные выставки. Например, на выставке «В поисках Петра» дети от 10 лет могут узнать о знаменитом «Медном всаднике» Фальконе. Забраться внутрь макета памятника и выяснить, выполняя задания, почему же этот всадник не падает, хотя, казалось бы, такой неустойчивый.

Новогодняя выставка, которая работает в Музее городской скульптуры с 15 декабря 2012 года, называется «12 месяцев». Она посвящена временам года и тому, как человек отсчитывает время. Автор идеи выставки - признанный в России и Финляндии музейный художник Александр Райхштейн, который специализируется на создании интерактивных экспозиций для самых разных посетителей. На выставке «12 месяцев» даже малышам от 3 лет будет, чем заняться. В центре зала — большое вращающееся дерево, в котором больше 3000 дырочек: чтобы каждый мог повесить сделанную своими руками игрушку. Над деревом - огромное звёздное небо, без которого невозможно пояснить, почему ночь сменяет день, а весна - зиму. На выставке работают студенты из педагогического университета им. Герцена, будущие режиссёры школьных театров, - они помогут каждому ребёнку сделать игрушку, а также расскажут о временах года в форме небольших представлений.

Музей Ахматовой в Фонтанном Доме

http://www.akhmatova.spb.ru/

О чём музей?

Литературный мемориальный музей. Здесь Анна Ахматова прожила почти 30 лет. С этим же домом и квартирой связана история многих других поэтов и деятелей культуры 20 века.

Что есть для детей?

Один из самых открытых для детской аудитории музей Петербурга. В основных залах музея, разумеется, ничего нельзя трогать - многие вещи даже спрятаны за стеклянные витрины. Зато есть здесь пространство на втором этаже, которое почти всегда отдано детям. Здесь часто открываются новые выставки с интерактивными игровыми программами. Например, «Жили в квартире 44» — программа по мотивам литературных произведений Хармса, Маршака, Чуковского. Также для детей показывают спектакли «Маленького театра Фонтанного дома».

Одна из последних проходивших здесь выставок называется «Секреты в книжных шкафах», и на ней каждый ребёнок мог не только выполнить интересные задания, но и найти в чулане банку с «сонными мухами», пробраться сквозь лабиринт или спрятаться в шкафу с книжкой.

С 21 декабря 2012 года открыта выставка-игра «Круг чтения» для детей от 6 лет: по мотивам странствий и приключений героев Жюля Верна, Марка Твена, Майн Рида, Даниеля Дефо и Джонатана Свифта.

Центральный Музей связи им. А.С. Попова

http://www.rustelecom-museum.ru/

О чём музей?

Музей посвящён истории средств связи в России - от почтовых извозчиков до мобильной связи и Интернета.

Что есть для детей?

Специальных детских комнат нет, а игровые программы проводятся нечасто. Зато интерактивные чудеса для детей младшего школьного возраста начинаются уже в первом зале: здесь можно самому сделать перфорацию на почтовой марке, отправить письмо пневмопочтой в другой конец огромной комнаты. А в залах, посвящённых физическим законам, есть экспонаты, которые демонстрируют, как идёт сигнал в оптоволоконном кабеле. Можно также измерить параметры собственного голоса и даже произвести на свет звук при помощи движения руки. Побывать на телефонной станции, рассмотреть старые телефоны и телевизоры, и даже пэйджер (и заодно узнать от родителей, что это такое).

Также сейчас в музее работает интерактивная выставка «Дети в Интернете». Здесь в игровой форме дети могут узнать, что в Сети их ждёт как много полезного, так и много опасного. И узнать, как вести себя, чтобы не попасть в неприятные приключения.

Музей политической истории и его филиал - Детский музейный центр на Болотной, 13

http://polithistory.ru/

О чём музей?

Музей о политике и истории послереволюционной России. Музей старается нескучно рассказывать о бытовых реалиях эпохи Сталина, Хрущёва, Брежнева и в целом XX века.

Что есть для детей?

Здесь регулярно проходят интерактивные программы-экскурсии, которые школьники могут посетить сами или с родителями. В главном здании музея на ул.Куйбышева современным детям рассказывают, кто такие комсомольцы и пионеры, и на примере экспонатов показывают, в каких школах учились их бабушки и дедушки, в какие игры играли и чем увлекались. Одна из новых программ - «Дело в шляпе», экскурсия в историю моды: можно примерить головные уборы разных времён. А ещё узнать о происхождении ватника, кожанки, сталинки, гимнастерки, послушать рассказ о прошлом шинели, галифе, кителя и френча.

Филиал музея Политической истории на Болотной, 13 — красивый двухэтажный дом, бывшая «дача Зингера». Здесь жила семья руководителя компании «Зингер» в Петербурге Генриха Бертлинга. Кабинет папы, гостиная, детская с аутентичными интерьерами - всё это можно здесь увидеть.

А чердак иногда отдают под удивительные интерактивные выставки. По выходным на Болотной, 13 работает семейный клуб, в том числе и для родителей с дошкольниками. Здесь делают поделки на основе старых предметов быта и играют в игры, которые были популярны среди детей в начале ХХ века.

Музей Истории религии

О чём музей?

Множество залов, каждый из которых посвящён той или иной религии. Выстраиваются в историю о том, как развивались отношения человека с «высшими» силами - от времён древних шаманов до современного многообразия религий. В целом музей любопытный и «зрелищный».

Что есть для детей?

Специальный интерактивный детский зал «Начало начал», который имитирует жилище древнего человека. Здесь экскурсовод рассказывает про то, что такое «мировое древо» и почему у племён были «тотемные» животные. Вверху мигает звёздное небо, как настоящее. Рассказ ведётся при помощи мультимедиа-проекции. Обычно зал открыт только для групповых посещений, однако есть возможность попасть в группу по предварительной записи.

Совместный отдых детей и родителей иногда выглядит как компромисс вида «сегодня скучно мне, а завтра тебе». Иначе говоря, взрослые готовы потоптаться возле каруселей в парке аттракционов, чтобы купить согласие ребенка провести день в картинной галерее.

Между тем дети относятся к изобразительному искусству с таким же интересом, с каким воспринимают вообще все новое. Нужно лишь помочь им сохранить вкус к рассматриванию произведений живописи и скульптуры.

В нашей статье вы найдете несколько советов, как приобщить ребенка к миру прекрасного, а также узнаете о художественных музеях, где разработаны специальные детские программы.

Готовимся к походу в музей заранее

Знакомство с изобразительным искусством начинается с первых детских книг. Родители стараются выбрать книжки с понятными, красочными рисунками, и дети могут подолгу разглядывать картинки.

Будет неплохо, если до похода в галерею живописи вы тоже вместе с ребенком заглянете в книжку - только это будет книга с репродукциями (на помощь могут прийти и виртуальные картинные галереи).

Во-первых, это будет первым шагом к восприятию серьезных полотен. Во-вторых, возможно, проявится интерес ребенка к конкретным сюжетам, и вам будет проще решить, что именно вы посмотрите в музее.

Выбор, на что обратить внимание ребенка, - второй важный шаг. Если вы собираетесь в музей с дошкольником, сделайте темой мини-экскурсии полотна со сказочными сюжетами.

Например, в Третьяковской галерее выставлены картины «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри» Виктора Васнецова, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля, иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке».

В Русском музее - «Садко» Ильи Репина и «Микула Селянинович» Николая Рериха. Возможно, вам захочется обратиться к пейзажам и показать ребенку работы Шишкина, Левитана, Айвазовского, Куинджи, а может быть, художников Барбизонской школы или «Малых голландцев». В сферу внимания могут попасть библейские или исторические сюжеты.

Не бойтесь детских вопросов - взрослые обычно обладают достаточным багажом знаний, чтобы ответить на них. Поговорите с ребенком о героях полотна, спросите, какое настроение вызывает у него картина.

Попробуйте во время посещения обсудить выразительные сюжеты Брейгеля и Ван Эйка, картины Боттичелли и Перуджино на библейские темы. Пусть ребенок даст неправильное истолкование происходящему, но он однозначно задержится у картин.

Множество других полезных советов, которые помогут ввести детей в мир живописи, вы найдете в книге преподавателя Школы Лувра, искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» .

Третий шаг - ознакомьтесь с планом музея, чтобы легко найти нужные картины (например, на сайте Лувра есть подробный план всех этажей здания). Лучше это сделать заранее, но можно приобрести план прямо при входе в галерею или расспрашивать смотрительниц зала о том, где находится нужный вам экспонат.

Если у вас нет времени предвосхитить поход с ребенком в музей просмотром репродукций, попробуйте просто идти за своим чадом по музейным залам, рассматривая то, возле чего остановится дитя. Его взгляд могут привлечь яркие краски, знакомый (или загадочный) сюжет, изображения детей и даже просто банкетка для усталых посетителей. Присядьте вместе на скамеечку и поразглядывайте полотна, оказавшиеся рядом.

Отметим, что первые экскурсии в музеи для детей навряд ли будут долгими. Пусть даже вы посмотрите всего одну картину - главное, чтобы ребенок впоследствии не отказывался от посещения картинных галерей.

Поэтому завершите поход в музей визитом в сувенирный магазин. Маленький подарок должен быть со смыслом: набор открыток или наклеек с репродукциями, закладка или блокнот с мотивами известных картин будут оживлять в памяти ребенка увиденное в музейных залах. Можно даже сохранить входные билеты и план музея.

В помощь родителям - специальные программы в музеях для детей

Между тем во многих всемирно известных художественных музеях работают специальные программы для юных посетителей. Так, предлагает экскурсии и циклы лекций для детей разного возраста.

Дошкольников уже на подходе к музею встречает волшебная Фея и игрушечный котенок Смотрик, и во время экскурсии-игры дети узнают об истории создания Эрмитажа, о знаменитых художниках и скульпторах, об искусстве разных стран и эпох.

Младшим школьникам и подросткам предлагаются лекции, соответствующие их уровню развития. Есть и отдельные программы для семей с детьми. Если вы гостите в Санкт-Петербурге подолгу, можно приобрести абонемент на цикл детских экскурсий.

Государственная Третьяковская галерея для детей приготовила игру-квест. Здесь предлагают превратить обычную экскурсию в детективную историю. Как заинтригованы будут дети, узнав, что накануне их прихода в музее пошалило маленькое привидение.

Несложный, но увлекательный маршрут пройдут даже дошкольники, а попутно они ознакомятся с произведениями живописи. У детей постарше и интрига закручена сильней: неизвестные планируют похитить картину из Третьяковки, им необходимо помешать. Для этого нужно пересмотреть коллекцию галереи.

Лувр - то собрание произведений искусства, которое нельзя обойти вниманием, отдыхая в Париже. Пусть ребенок вместе с вами чуть-чуть потомится, предвкушая экскурсию сюда.

Рассмотрите здание Лувра издали днем и вечером (художественная подсветка украшает и без того прекрасное здание). Поразите детей интересными деталями, например, рассказом о том, что роскошный дворец вырос на месте дикого «волчьего леса».

Примените хитрость - минуя огромную очередь, войдите в музей через один из боковых входов. Предложите ребенку рассматривать картину не стоя возле нее, а сидя на полу посреди зала. Пусть вам и не удастся осмотреть весь Лувр с детьми, но вы сможете увидеть самые выдающиеся произведения, в том числе знаменитую «Джоконду».

Поинтересуйтесь, когда проходят тематические экскурсии по Лувру. Для детей и их родителей проводятся интересные мероприятия в музее: представьте только радость ребенка, если ему предложат побывать в мастерской художника.

Великое искушение для ценителей живописи, а учитывая бесплатный вход для детей до 18 лет, стоит воспользоваться моментом и увидеть знаменитые работы. Если программу необходимо сделать лаконичной, воспользуйтесь аудиогидом «Шедевры» на русском языке; он включает пояснения к 50 наиболее заметным полотнам в коллекции музея.

Ребенок владеет английским или испанским? Тогда он сможет пройти игровой маршрут, в конце которого получит небольшой сюрприз. Альтернативный художественный музей Мадрида - , где выставлены работы мастеров живописи и скульптуры ХХ века. Многие образцы монументального искусства могут заинтересовать детей необычными формами.

в Вене также предлагает замечательные семейные программы, во время которых раскрываются секреты живописных полотен. Символика в работах Дюрера, одухотворенные мадонны да Винчи, эмоциональные полотна Сезанна - все это станет темой экскурсии.

Если вы предпочитаете путешествовать по залам самостоятельно, воспользуйтесь аудиогидом на русском языке. Любители рисовать и создавать поделки могут поучаствовать в детских мастер-классах.

У вас дома после такой экскурсии открылся филиал картинной галереи? Поздравляем: теперь посещение художественных музеев можно сделать обязательным пунктом семейного отдыха.