Пальчиковый театр при ознакомлении детей с художественной литературой. Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры

Развитие мелкой моторики пальцев , обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух - основные методы формирования правильной речи ребенка как в детском саду, так и дома.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такую традиционную форму работы, как пальчиковый театр, особенно с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения (ОНР, заикание), ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность.

Детский п альчиковый театр :

  • развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;
  • помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость;
  • развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма. Прежде всего следует порекомендовать родителям сводить своего ребенка в настоящий театр на различные детские представления или организовать просмотр детских спектаклей в домашнем кинозале.

Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный - пальчиковый: «Пальчики - актеры, а мы с вами - режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.

Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению - игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями. Успехов вам!

Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников

Подготовка актеров. Развитие движений

На столе стоит настольный театр - ширма.

Логопед. Что это? (Театр.)

Кто играет в театре? (Актеры.)

Отгадайте загадку и назовите, кто в нашем театре будет актером.

Пять братьев,

Годами равные,

По росту разные.

Актерами в нашем театре будут пальцы, а мы, режиссеры, научим их правильно двигаться. Займемся их подготовкой.

Логопед встает за ширму и демонстрирует движения ребенку, тот их повторяет. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Дружно встали пальцы в ряд.

Дети ставят руки перед лицом, ладони поворачивают тыльной стороной.

Наклонились и опять

Сжимают и разжимают пальцы.

Потянулись вверх, размялись,

Шевелят кончиками пальцев.

Ровными стоять остались.

Очень весело играем,

Пальчики мы упражняем.

Соприкасаются подушечками одноименных пальцев.

Каждый пальчик, как крючок,

Зацепился за бочок.

Захватывают, начиная с правого мизинца, мизинцем левой руки, как крючком, каждый палец правой руки, затем те же движения мизинцем правой руки.

Мы продолжим тренировку,

Мы шагаем очень ловко.

Твердый шаг - успех во всем,

Очень бойко мы идем.

Шагают всеми пальцами.

Мы катались на качелях,

Пальцы вверх и вниз летели.

Сжимают руки в «замок»; прижимают пальцы правой руки к тыльной стороне левой ладони, выпрямляют пальцы левой руки; поочередно меняют положение пальцев обеих рук.

Вот такой аттракцион!

Был веселым очень он!

Пальцы в домике сидят,

Выглянуть они хотят.

Сжимают правой ладонью левую ладонь.

Мы поможем им немножко -

И получится окошко.

Соединяют и округляют большие и указательные пальцы обеих рук, затем большие и средние и т.д.

Дети, загляните в каждое окошко.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на речевое развитие, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, обусловленная добором воздуха на середине фразы. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести:

  • выработку свободного, плавного, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями;
  • воспитание умения произносить небольшие фразы

или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого. Выработке правильного речевого дыхания могут помочь приведенные ниже забавные игры-сценки. Для их использования нужно подготовить вместе с детьми декорации, персонажи, которые одеваются на пальчики, познакомить детей с текстом, распределить роли, провести репетиции. Можно брать несколько сценок, в которых участвуют разные дети. Ребята с удовольствием смотрят мини-спектакли, а еще больше желают участвовать в них.

На солнечной лесной полянке расцвел красивый большой цветок. Он тянул свой стебелек и листочки к солнцу. Ветер ласково трепал его лепестки. Но ему было очень одиноко. Однажды цветок услышал вдалеке: ж-ж-ж… Звук все усиливался: ж-ж-ж… Это был огромный шмель. Он долго летел и устал. Цветок предложил ему отдохнуть и угостил вкусным цветочным соком. Шмель был очень ему благодарен и предложил свою дружбу. Цветок больше не скучал. Шмель часто прилетал к нему в гости и развлекал своей любимой песенкой.

В лесу жила зайчиха с зайчонком. Мама-зайчиха каждое утро отправлялась на поиски еды, а маленький зайчонок оставался дома один. Чтобы он не потерялся, мама надела ему на шею звонкий колокольчик. Куда бы зайчонок не поскакал, раздавался веселый звук колокольчика: дзынь-дзынь-дзынь… Скачет зайчик по до­рожке: дзынь-дзынь-дзынь… Запутался в высокой траве: дзынь дзынь-дзынь… Застрял в густых кустах: дзынь-дзынь-дзынь… Мама, возвращаясь домой, без труда находит своего сыночка по звону колокольчика.

Попугай Гоша очень любит кокосы. Однажды, прогуливаясь по солнечному острову, он заметил на высокой пальме кокосовые орехи. Так как Гоша не умел летать высоко, он подошел и стал стучать клювом по стволу пальмы: т-т-т… Кокосы висели неподвижно. Он снова стал барабанить: т-т-т… Кокосы даже и не собирались падать. Что же делать? Мимо шел длинношеий жираф. Он без труда достал кокосы. Гоша расколол их своим крепким клювом: д-д-д… и друзья вместе насладились кокосовой мякотью.

Теплый день. На небе яркое лучистое солнышко. Решило оно повеселиться и отправило солнечных зайчиков на землю. Прыгнул один солнечный зайчик на цветок: скок… - стал цветок ярче. Прыгнул другой зайчик: скок-скок… на лужу - и полетели по воде солнечные брызги. Третий зайчик прыгнул на котенка, который спал на траве возле дома. Приятно было солнечному зайчику скакать по мягкой пушистой шерсти: скок-скок-скок… Котенок про­снулся и хотел поймать его, но не сумел. Зайчик быстро прыгнул на траву, с травы на куст, на дерево. Только его и видели: скок-скок-скок…

Дождевые капли жили в тучке. Вместе с ней они путешествовали по всему белому свету. Проплывали над морями, лесами, садами, домами, реками. Капельки никогда не выходили из своего домика - тучки и наблюдали за всей этой красотой из окошка. Но однажды тучка сказала: «Пора вам, доченьки-капельки, на землю - напоить живительной влагой цветы, деревья, растения и все живое. Очень плохо всем без воды». Первыми прыгнули из тучки самые смелые капельки: кап кап… Затем все остальные поторопились принести радость и добро на землю: кап-кап-кап…

Работал на железной дороге веселый паровозик. Он перевозил пассажиров из одного пункта в другой. Все его очень любили и ждали. Если где-то вдалеке начинает раздаваться: ту-у, ту-у… (Дети делают вдох через нос и на выдохе через рот произносят тихо.) Значит, наш друг паровозик уже в пути. Вскоре он появится и известит нас о своем прибытии звонким гудком: ту-ту-ту… (На выдохе произносят громким голосом.) Все радостно встречают его. Пассажиры рассаживаются в вагоны, и паровозик продолжает свой путь: ту ту ту… (На выдохе, с уменьшением громкости голоса.) Немного грустно, но он обязательно вернется и порадует звонкой песней: ту-ту-ту… (Произносят громко.)

Дует ветер на волны. Они ударяются о берег и шумят: ш-ш-ш… Мелкие камешки трутся друг о друга: ш-ш-ш… Мелкие песчинки пытаются выбраться на берег, но волны их возвращают в море: ш-ш-ш… А вот море выбросило на берег красивые ракушки. Если их приложить к уху, можно услышать шум волн: ш-ш-ш…

Над морем белые чайки машут огромными крыльями, сопротивляясь сильному ветру: ш-ш-ш… И все эти звуки сливаются в волшебную музыку моря.

У Саши и Маши в доме на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сообщает, который час. Когда дети приходят из школы, кукушка кричит им один раз: ку-ку (1 час дня); когда дети обедают: ку-ку, ку-ку (2 часа дня); когда учат уроки: ку-ку, ку- ку, ку-ку (3 часа дня); когда идут на прогулку: ку-ку, ку- ку, ку-ку, ку-ку (4 часа дня). Ребята всегда знают время и везде успевают.

Развитие диалогической речи

Диалог - первая ступень развития связной монологической речи. На современном этапе развития психологии и педагогики в общеметодических работах накоплен определенный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию научно обоснованной базы для формирования диалогической речи у нормально развивающихся детей.

Работы Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Лотмана, С.Л. Рубинштейна, О.М. Соколова, Л.П. Якубинского посвящены исследованию психических механизмов и закономерностей диалогической речи, ее взаимодействию с мышлением. Диалог как контакт субъектов, осуществляющих не только языковую коммуникацию, но и взаимодействие присущих им смысловых позиций, изучался Б.Г. Ананьевым, Н.И. Жинкиным, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, Е.И. Пассовым, Л.В. Щербой и др. Диалогическую речь как первичную естественную форму речевого общения рассматривали в своих исследованиях Л.И. Арюпина, А.С. Зимульдинова, А.П. Коваль, С.А. Леонов, М.Р. Львов. В работах И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко разработаны система заданий, направленных на развитие у детей различных видов и форм диалогической речи, критерии оценивания умений и навыков учащихся младших классов.

К сожалению, в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы методы и содержание работы по формированию диалогической речи у дошкольников с нарушениями речевого развития. Логопеды обращаются к обще-дидактическим рекомендациям и опираются подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей.

Это не всегда эффективно. Недостаточная разработанность этой проблемы вызвала необходимость создания пособия, способствующего формированию диалогической речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

К основным задачам по обучению дошкольников диалогической речи относятся.

  • Обогащение речевого опыта детей различными видами диалогических реплик.
  • Обучение пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и правильному реагированию на них.
  • Вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы ответы.
  • Развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать речевые образцы диалогических реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.

В работе целесообразно использовать игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам повыполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.

Обучение диалогическим репликам

Взрослый знакомит детей с персонажами Машей и Сашей. Предлагает подружиться и обыграть различные ситуации, происходящие с ними. Сообщает содержание сценки, распределяет роли, изготавливает вместе с детьми декорации, репетирует. Обращает внимание на четкость проговаривания реплик с учетом соответствующих интонаций. Сценки можно показывать отдельно или сразу несколько. Во время подготовки к другой сценке для зрителей можно провести различные игры.

Сценка 1. Заяц и поросенок

Заяц сорвал на огороде морковку.

Встретил поросенка.

Поросенок. Здравствуй, зайчик.

Заяц. Здравствуй, поросенок.

Поросенок. Дай морковку, зайчик.

Заяц. У меня она одна.

Поросенок. Дай, пожалуйста.

Заяц. Хорошо, я поделюсь.

Заяц разгрыз морковку пополам, одну часть оставил себе, вторую отдал поросенку.

Сценка 2. Телефонный разговор

Звонит телефон. Саша звонит Маше.

Маша. Алло.

Саша. Привет, это я.

Маша. Привет. Что ты хотел?

Саша. Пойдем в магазин.

Маша. Зачем?

Саша. Купим торт и пойдем пить чай.

Дети встретились, сходили в магазин за тортом. Потом пили чай и рассказывали друг другу веселые истории.

Сценка 3. Строим город

Саша строит из кубиков дом.

Маша. Что ты делаешь?

Саша. Я строю дом.

Маша. Можно построить город.

Саша. Иди ко мне, будем строить вместе.

Маша. Я построю магазин и детсад.

Саша. А я еще несколько домов.

Дети построили из кубиков замечательный город. Они заселили его игрушками и стали дружно играть

Сценка 4. Мамины помощники

Мама на работе. Маша и Саша решили приготовить обед.

Маша. Возьми кастрюлю, набери воды, пожалуйста.

Саша. Хорошо. Что мы будем готовить?

Маша. Борщ. Принеси овощи.

Саша. Посмотри, все ли я принес?

Маша. Нет, капусту забыл.

Саша. Я быстро. На, Маша, капусту.

Дети почистили, нарезали овощи. положили их в кастрюлю. Вода закипела и борщ сварился. Уставшая мама вернулась с работы, и дети накормили ее вкусным обедом. Мама похвалила детей.

Сценка 5. Большая стирка

Решила Маша поиграть со своими куклами, но увидела, что одежда у них грязная. Сняла ее и начала стирать.

Саша. Маша, что ты делаешь?

Маша. Я стираю.

Саша. А я испачкал рубашку. Можешь ее постирать?

Маша. Ну что с тобой поделаешь? Снимай.

Маша постирала Саше рубашку, а он помог ей вылить воду и повесить белье.

Сценка 6. Подарок маме

У мамы скоро день рождения. Саша и Маша решили нарисовать ей картину. Взяли большой лист бумаги и стали рисовать.

Маша. Что ты будешь рисовать?

Саша. Солнце. А ты что?

Маша. А я облака.

Саша. Что еще нарисуем?

Маша. Лес, цветы и речку.

Саша. А я нарисую на реке пароход.

Маме очень понравилась картина. Она вставила ее в рамочку и повесила в гостиной.

Сценка 7. Друг не бросает в беде

Маша сидела на берегу озера и плакала.

Саша. Маша, что случилось?

Маша. Мой мяч укатился в озеро.

Саша. Где он?

Маша. Вон там, далеко.

Саша. Не плачь, я возьму лодку и достану твой мячик.

Мальчик добрался до мячика на лодке, взял его и вернул Маше. Девочка была ему очень благодарна.

Сценка 8. За грибами

Отправились Маша и Саша в лес за грибами.

Саша. Маша, ты видишь грибы? Маша. Пока нет.

Саша. А ты смотри под кустами, под листьями.

Маша. Ура! Я нашла!

Саша. Гриб не ядовитый?

Маша. Нет. У него большая шляпка и толстая ножка.

Дети набрали полные корзинки грибов и вернулись домой. А мама испекла им пироги с грибами.

Заучивание и инсценировка готовых диалогов

Для формирования этой стороны речи разработаны сценки-диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их можно показывать как отдельно, так и включать в структуру занятия. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли детей младших групп, устроить театральные фестивали.

Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.

Перед показом сценок-диалогов проводится такая же подготовительная работа, как и в разделе «Формирование речевого дыхания ». Слова автора произносит взрослый, дети - слова персонажей диалогов.

Диалоги на грядке

Сладкий перец повстречал

Горького братишку:

— Что-то очень тонок стал,

Похудел ты слишком.

Горький перец отвечал:

— От того я тонок стал,

Что диету соблюдал,

Сладости совсем не ел,

От того и похудел.

Капуста и лук

Говорит капуста луку:

«Раздеваться мне не мука,

У меня ведь сто одежек

И они все без застежек».

Отвечал капусте лук:

«Я тебе, конечно, друг.

Ну а кто меня разденет.

Тот об этом пожалеет».

Морковь и свекла

На грядке, в темнице,

Сидят две сестрицы.

Свои косы заплетают.

Разговоры затевают.

Праздник урожая

Скоро к нам придет.

И наряд оранжевый

Очень мне пойдет.

Свекла Я тебе открою

Свой большой секрет:

У меня бордовый

Вязаный жилет.

Диалоги на ягодных кустах

Красная и черная смородина

В саду кустики растут,

На них ягодки живут:

На смородиновых ветках

Красные и черные детки.

Черные ягоды

Мы сверху черномазики,

Черны мы и внутри.

Полезным черным соком

До краев полны.

Красные ягоды

Рубиновые бусинки

На солнышке горят.

Ягоды смородиновые -

Витаминов клад.

Малина и виноград

Лето. Полдень. Солнце.

Вот малина, виноград.

Виноград

Угощать люблю друзей

Вкусной ягодой своей.

Я малина сладкая.

Очень ароматная.

Ягоды бывают разные -

Черные, зеленые, красные,

Маленькие и большие,

И полезные такие.

Вот смородина - мала,

Ну а дыня - велика.

А арбуз и дыня -

Ягоды отныне.

Ты, арбуз, похож на мяч:

Круглый, полосатый.

Только хвостик ты свой спрячь

Очень длинноватый.

Дождик очень долго лил

И водой меня поил.

Раздались мои бока,

И теперь я так кругла.

Не сердись, я не со зла.

Ты мне очень уж мила.

Мы подружимся с тобой,

Будем братом и сестрой.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Пальчиковый театр как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста СЛАЙД 1 В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с нарушением в речевом развитии становится всѐ актуальней. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками. Исследования показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, приобретают навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память. В XX веке такие исследователи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, М.Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что "умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной". Однако, несмотря на то, что детские педагоги и психологи отмечают эффективность пальчикового театра в развитии мелкой моторики, лишь немногие из них применяются в детских садах. Анализ программ "Истоки", "Детство", "Программа воспитания и обучения в детском саду" показал, что работа по развитию мелкой моторики не является приоритетной и ей не уделяется должного внимания. 1

2 СЛАЙД 2 Поэтому, работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатель, учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в постоянной работе. К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр. Пальчиковый театр это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.. Также пальчиковый театр это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций. Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста. СЛАЙД 3-5 Пальчиковые театры это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из клубочков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы. 2

3 СЛАЙД 6-9 На протяжении трех лет в нашем саду реализовывался проект «Театр для всех!». Его участниками были дети, их родители и педагоги. Осуществление данного проекта началось в учебном году. Работая в учебном году воспитателем подготовительной группы, мы вместе с детьми инсценировали сказку «Заюшкина избушка», принимали участие в шоу карнавальных масок, а также, участвуя в проведении «Сказочных гастролей» в детском саду демонстрировали сказку на зонте «Маша и медведь». В учебном году моими воспитанниками были дети первой младшей группы. И при проведении театральной недели они участвовали в сказочных гастролях с пальчиковым театром «Курочка Ряба», и в развлечении «Потешный фольклор» (обыгрывали этюды, потешки и мини-сценки). Пальчиковый театр проводиться как во время занятий по плану воспитателя, так и в свободное от занятий и режимных моментов время. В особенности, пальчиковый театр мной проводится как способ игровой деятельности детей. В пальчиковых театрализованных играх принимают участие все дети группы. Свою работу в этом направлении я строю следующим образом. СЛАЙД Например, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" дети сначала знакомятся со сказкой. Непосредственно во время разыгрывания пальчикового театра дети вспоминают героев сказки, ход событий в ней, старательно отвечают на поставленные вопросы по содержанию, разучивают движения кукол, тем самым способствуют развитию мелкой моторики рук. Потом уже сами в свободное время от деятельности играют без помощи воспитателя. СЛАЙД С большим удовольствием дети разыгрывают сказку "Колобок", и даже вспомнили песенки по этой сказке: "Я колобок, колобок, по амбару метѐн." 3

4 спев вместе с воспитателем. После пальчикового театра, дети во время игровой деятельности сделали успешную попытку разыграть эту сказку. СЛАЙД 14 Пальчиковый театр " Репка " вызывает интерес у детей. Вспоминая моменты из сказки, дети отвечают на поставленные воспитателем вопросы и сами разыгрывают в игровой деятельности без помощи воспитателя эту сказку. СЛАЙД В детском саду были организованы выставки «Такой разный театр» и «Необычные превращения обычных вещей». СЛАЙД Я совместно с детьми и их родителями принимала участие в создании этой выставки, в которую вошли экспонаты моего театрального уголка. Пальчиковый театр является одним из наиболее успешных средств в развитии мелкой моторики с широко проработанной теоретической базой и богатой исторической подоплекой. Особенно это важно в связи с тем, что в настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности кисти руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Таким образом, о пальчиковом театре можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл его состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребѐнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребѐнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковый театр хороший помощник для того, чтобы подготовить руку ребѐнка к письму, развить координацию. Учѐными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. СЛАЙД 19 4

5 Благодарю за внимание! 5


ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Фасхутдинова Эльвира Ринатовна музыкальный руководитель МАДОУ «Д/С 402» г. Казань, Республика Татарстан ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО

Долгосрочный проект для детей первой группы раннего возраста Тип проекта: познавательно творческий. Сроки реализации: долгосрочный проект 9 месяцев Участники проекта: дети, педагоги, родители. «Мы играем

Елкина Наталья Валерьевна, воспитатель 1 квалификационной категории «Развития мелкой моторики рук в театрализованной деятельности». Меня всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Колосок» п. Буранный Доклад На тему: Развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности Выполнила: музыкальный

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Опыт работы Арутюнян Анелии Рудольфовны воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 25 комбинированного вида Курортного района города Санкт-Петербурга «Умка» Методические разработки для педагогов ДОО групп раннего

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - «ДЕТСКИЙ САД 128» ПРОЕКТ «Рука развивает речь» Из опыта работы воспитателя Зыковой Юлии Юрьевны Актуальность Сегодня,

ТТГ «Ребенок и книга» Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Подготовила: Я.Н. Лукичева, воспитатель МБДОУ 6 «Светлячок» т. о Гаджиево 2017 год Театральная деятельность

Развитие и поддержка творческой одарённости детей 4-5 лет посредством «Пластилиновых сказок» Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей,

Проект: «Умные пальчики» Руководители проекта: Педагог-психолог: Искакова Н.Н. Учитель логопед: Зимина В.В. 2015г. В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что

Методическое объединение воспитателей старших групп детей общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет Сообщение из опыта работы по теме: «Театр как средство формирования связной речи у детей дошкольного

Обоснование темы Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ» Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании дошкольников. Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Консультация для воспитателей Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Театрализованная

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки «Репка». Тема проекта "Играем в сказку «Репка». Автор составитель: Е. А. Лаврухина, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного

Тема проекта: «Развитие речи посредством театрализованной деятельности». Авторы проекта: воспитатели 1 младшей группы: Безотечество Е. В. Чичканова Л. Ю. Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой,

Управление образования администрации г.о. Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 "Светлячок" Проект Мини музей «ЗНАКОМЬТЕСЬ ТЕАТР!» Автор проекта: Воспитатель

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игры

Театрализованная деятельность в детском саду Выполнила: воспитатель подготовительной группы Кощекова Т.А. Задачи театрализованной деятельности в подготовительной группе. Развивать самостоятельность в организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 126г. Борзи» Проект «Мы любим сказки» Выполнила: Муратова В. В. Воспитатель 1 квалификационной категории 2015 г. Проект «Мы любим сказки»

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детским садом 65 комбинированного вида Е.А.Савичева 2015г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 65 комбинированного вида ПРОГРАММА «Умные

План работы по самообразованию воспитателя 2016 2017г. г. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в жизни детей» Автор составитель: Муравьева Елена Геннадьевна Воспитатель МБДОУ детский сад 58 г. Апатиты Мурманской области Цели консультации:

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад 34 Центрального района г. Санкт- Петербурга «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего возраста» (Методическая

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

Проект «Театр для всех» Подготовила: Воспитатель МКДОУ д/сад 12 «Аленушка» Музафарова Т.Е. Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно, для этого ребенку нужно полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому в младшем дошкольном возрасте

Опыт работы во второй младшей группе воспитателя Дульцевой Ольги Петровны «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»-это тема моего самообразования. Как

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 31 г. Могоча, Забайкальский край УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ д/с 31 Кузнецова М. В. 2016 г. ПРОЕКТ «Эти прелестные сказки» для детей младшего

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ Елена Гринбаум Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенные трансформации

«Система кружковой работы по театрализованной игровой деятельности в детском саду» МБДОУ 35 «ДЕЛЬФИН» Бугульминский муниципальный район Республики Татарстан г Бугульма Руководитель: воспитатель первой

Григорян Л.Р. Роль кукольного театра в развитии детей 2-3 лет // Академия педагогических идей «Новация». 2016. 08 (август). АРТ 26-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548 РУБРИКА: ДОШКОЛЬНОЕ

«Сказка - лож, но в ней намек - по развитию речи всем урок» Развитие детей дошкольного возраста очень многогранно и индивидуально, важно не упустить ни одной грани. По этому, в нашем детском саду мы проводим

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Марина Санникова ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ Талант это степень самовыражения детей в той или иной сфере деятельности. Одаренные дети:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вид 33» Проект «В гости сказка к нам пришла» Выполнил: воспитатель Власова Е.Н Проект «В гости сказка к нам пришла»

СЕМИНАР «Театрализованная деятельность в детском саду» Цель: 1. Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников. 2. Совершенствование практических навыков, необходимых в работе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Отчет о реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном

Информационный лист ЛЭПБУК «СКАЗКИ МАЛЫШАМ» Авторы работы: Шипулина Марья Владимировна, Бехалова Наталья Юрьевна Воспитатели МАДОУ «ЦРР д/с 144», город Пермь 1. Лексическая тема «Мои любимые сказки» 2.

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Автор-составитель: Т.М.Андриевская, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Провела: Токарева Е.С воспитатель Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным художественно-эстетическим направлением Проект взаимодействия с родителями «В

Полное название Программа краткосрочной образовательной практики программы «Профессия актёр: театр теней» ФИО автора Анциферова Светлана Геннадиевна Возраст детей 4-5 Количество 4 занятий Максимальное

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 10 «Чебурашка» Мастер-класс для родителей на тему: «Читаем и играем с малышами» Подготовили: Богданова Оксана Владимировна Голобокова

Педагогический проект во второй младшей группе 5 «В игры-драматизации играя, все стороны личности мы развиваем» Воспитатели: Елисеева Т. А. Сухочева М. В. Актуальность В игре драматизации происходит совершенствование

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста. Воспитатели подготовительной группы «Смешарики» МБДОУ 379: Д. Д. Мамаджанова Л. А. Фаттахова «Ребѐнок учится мыслить, учась говорить,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида 13» Проект по театрализованной деятельности «Сказку делаем мы сами» Актуальность: Каждый

ТЕМА ПРОЕКТА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ: «Пальчики - моторчики»

БДОУ г.омска 50 «Театрализованный уголок в подготовительной к школе группы 2» Воспитатель 1 кв. категории Дмитровская Е.А. Обоснование выбора темы Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка» Подготовила: Арцыбасова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского муниципального района Республики Марий Эл «Семейный театр как средство гармонизации

Родительская академия «Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста». Цели: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; 2. обозначить взаимосвязь развития мелкой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детского сада 14 «Брусничка» План по самообразованию воспитателей: Аникиной Светланы Александровны на 2016 2017 учебный год Тема: «Развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Березка» общеобразовательного вида «Предметно-пространственная образовательная развивающая среда по художественно-эстетическому

Игровое пособие «Сказка из лукошка» для развития связной речи детей дошкольного возраста Номинация «Путешествие по сказкам, потешкам и прибауткам» ЗАЯВКА на участие в районном фестивале педагогических

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников, посредством прищепкотренажера, как условие успешного овладения навыками письма Пояснительная записка Данная методическая статья посвящена описанию развивающего

Ключникова Елена Васильевна Паслась Вера Петровна Бушуева Ольга Михайловна МБДОУ «Детский сад 61 «Семицветик» г. Старый Оскол, Белгородская область Развитие мелкой моторики пальцев рук у младших дошкольников

Пояснительная записка к учебному плану группы ЦИПР. Настоящий учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 63» г. Находка. Нормативные

Содержание: 1. Пояснительная записка 3 2. Расписание НОД на 2016 2017 учебный год 5 3. План практических занятий 6 4. Литература 7 Пояснительная записка Программа ориентирована на всестороннее развитие

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ. 1.Охрана жизни и здоровья детей 1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей 1.2 Состояние участка 1.3 Организация деятельности детей в течение дня 1.4 Организация

Педагогический проект ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ «До пяти лет ребёнок строитель самого себя из чего бы то ни было». Федосова Людмила Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед: Добрякова И. А. Воспитатель: Шарыпова А. А. МБДОУ «Детский сад 64» В настоящее время проблема развития

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский «Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной

Утвержд Заведу, Приня Педагоги Дата: 26.09.2013г. План кружковой работы «Театральная мастерская» Возрастная группа: подготовительная воспитатель: Иордан Татьяна Алексеевна Учебный год: 2013 г.- 2014г.

БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками». Анализ методики по применению комплекса игр и упражнений на развитие зрительно моторной координации с воспитанниками от

Проект по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста 1 МАДОУ «Десткий сад комбинированного вида 1 г.шебекино Белгородской области» «Умелые пальчики» Подготовили: воспитатели Якушева С.А.

Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников через использование технологии проектирования музыкальный руководитель первой квалификационной категории МАДОУ «ДС 28 г. Благовещенска» Рыбченко

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МБДОУ д/с 87 «Рассвет» г. Брянска Сообщение подготовила: воспитатель Яцкова Лариса Васильевна 1. Чтение художественной литературы


Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 56 Г. Апатиты Мурманской обл. Чеканова А. В.
Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Актуальность данной игрушки в том, что пальчиковый театр имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать в различных видах учебных занятий, игровой и театральной деятельности детей.
Цель:
1. Развитие тактильных ощущений,
2. Развитие логического мышления и зрительного восприятия,
3. Развитие мелкой моторики,
4. Развитие речи, обогащение активного словаря,
5. Развитие коммуникативных способностей, учит играть вместе,
6. Закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.
Пальчиковый театр помогает решить ряд очень важных задач:
1. Развивает точность и выразительность, координацию движений. Малыш учится работать пальчиками рук, как одним пальчиком, так и всеми вместе.
2. Стимулирует развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Пока я рассказываю сказку или пою песенку, двигаю пальцами,
взгляд ребенка прикован к ним. У малыша развивается непроизвольное внимание, во время игр малыш будет запоминать персонажей сказки, названия пальчиков, выполняемые действия и, конечно, сам сюжет сказки. Затем он сможет самостоятельно придумывать истории с пальчиковым театром.
3. Повышает усидчивость. Каждый малыш стремится подражать взрослым, и, конечно, ему захочется, чтобы яркие игрушки сидели на его пальчиках, а значит, он приложит все усилия и терпение, чтобы посадить куклы на свои пальчики. Никто не говорит, что это получится сразу, здесь необходима поддержка, как впрочем, и во всех начинаниях ребенка.
4. Стимулирует развитие мелкой моторики. Брать мелкие предметы в руки - это не так просто, как нам кажется. Играя с пальчиковым театром, ребенок научится брать "щепоткой" мелкие предметы, двигать отдельными пальцами, раскрывать ладошку так, чтобы куклы все сидели на пальчиках.
5.Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа,
слева, рядом, друг за другом и т.д.). Придумывая различные истории (здесь вам помогут наши готовые сказки и идеи для сказок), указывайте место в пространстве кукол.
6.Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети очень любят эмоциональные рассказы. Чем больше их будет, и чем разнообразнее они будут, тем богаче будет словарный запас малыша.
В начале это будет пассивный словарь (ребенок будет все понимать), но
потом и ему захочется вам рассказать сказку, и весь пассивный словарь может превратиться в активный.
7.Формирует творческие способности и артистические умения. Малыш может придумывать свои игры, сказки и самостоятельно их обыгрывать
Очевидно, что пальчиковый театр не только интересен, но и полезен нашим малышам, как маленьким, так и подросшим.

Виктория Здвижкова

«Ум ребенка - на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Пальчиковый театр очень любят дети нашей группы, особенно девочки. Не для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка воображение,любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью и многое другое.

В связи с этим, на одном из родительских собраний мы решили пополнить наш театр персонажами сделанными своими руками.

Родители постарались и сшили сказку "Теремок"

Оказалось все не так сложно.


Некоторые родители впервые "взялись за крючок". И получилось довольно не плохо, на наш взгляд.




Одна семья представила потешку "Сорока-ворона" из фетра.


Некоторых животных мы сделали сами с детьми из пластилина.


Благодаря пальчиковому театру у ребенка появляется возможность фантазировать, придумывать свои сказки, истории. Родителям огромное спасибо за активное участие в жизни детского сада.

Публикации по теме:

Все игрушки сшила из жесткого корейского фетра. Они яркие, привлекают внимание детей. Кукольный пальчиковый театр помогает воспитателю.

Создать пальчиковый театр можно своими руками. Для этого нужно проявить немного творчества и воображения. Дети очень любят играть пальчиковым.

Пальчиковый театр «Курочка ряба» выполнен из фетра с учетом размеров детской руки. Простой текст и сюжет сказки позволяют играть даже с.

Берём 200 грамм муки и 150 грамм соли,добавляем 1/3 стакана воды, перемешиваем. добавляем 1 столовую ложку клея ПВА, или обойного клея.

Дорогие маамовцы все мы знаем какую огромную роль играет в жизни детей театральная деятельность - дети любят сказки слушать, смотреть и.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить.

Весь учебный год мы с ребятами работали над проектом"Домашние животные".Ребята узнали очень много: как и где живут, чем питаются, какую.

Светлана Черемных

Это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик . Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик , и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель : развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра .

Задачи : Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра ;

Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру ;

Описание : вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук , декорации.

Вариативность использования :

Разучивание потешек;

Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева» , «рядом» , «друг за другом» ;

-Разыгрывание сказок : «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Курочка Ряба» …;

Придумай свою сказку;

Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание) ;

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление) ;

-«Назови какого цвета герой?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая) .

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть , тем лучше ребенок говорит.




Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней для развития речи дошкольников» Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие.

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми и является эффективным средством для всестороннего.

МАСТЕР-КЛАСС «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР». Для работы нам с вами потребуется: 1). Фанера – толщиной 3 и 7 мм, 2). Электро-лобзик, 3). Бесцветный.

"Пальчиковый театр из фетра" Моя группа детей очень любит играть и показывать театр, как девочки так и мальчики. В группе присутствуют.

Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.

Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован и как сюрпризный момент и.

Пальчиковый театр многофункциональная игра,можно его использовать в разных направлениях развития ребенка:мелкой моторики,звукоподражание,развитие.