Русские старинные узоры и орнаменты для дерева. Узоры русской вышивки

Этим летом я публиковал , собранный историком книги Антониной Сергеевной Зерновой. Сегодня начинаю серию публикаций копий с образцов древнерусского книжного орнамента - «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям». Этот сборник был собран и напечатан в 1870 году коллективом педагогов и учеников Строгановского училища технического рисования под руководством директора Училища - Виктора Ивановича Бутовского.
Оригинальное издание состояло из двух томов по 100 листов каждый. Первый том - исторический, содержит изображения орнаментов в натуральную величину, в том виде, как они находятся в рукописи. Второй том - дидактический, состоит из прорисей увеличенных фрагментов орнаментальных мотивов. Я приведу только таблицы из первого тома. Качество копий получилось не очень высокое - пришлось переснимать в довольно темном помещении.

В 1860-м году путем слияния двух рисовальных школ было образовано Строгановское училище технического рисования. Его возглавил директор Виктор Иванович Бутовский, всецело посвятивший себя возрождению национальных традиций в производстве. Бутовский занимал высокое положение в обществе - действительный статский советник, егермейстер двора Его Императорского Величества, член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а в последние годы жизни - председатель Комитета по сооружению зданий предстоящей в Москве в 1882 году Всероссийской художественно-промышленной выставки. Историк по образованию и экономист по профессии, он как нельзя лучше подходил на пост директора Строгановки. Безусловно, свою роль сыграл и факт родства Виктора и Александра Бутовских. Александр Иванович возглавлял Департамент торговли и мануфактур при Министерстве финансов, в ведении которого находилось Строгановское училище.
При Бутовском была организована работа педагогов и учеников Строгановского училища по изучению художественных традиций древнерусского искусства. Они отправлялись в этнографические и археологические экспедиции для зарисовки древнерусского орнамента, разыскивали и копировали орнаменты X–XVI веков по древним рукописям, выполняли слепки белокаменного декора Владимиро-Суздальских храмов XII–XIII веков.
В 1870 г. выходит в свет издание копий с образцов древнерусского книжного орнамента - «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям» - первая публикация научного исследования Строгановки. В.И. Бутовский лично руководил поиском и снятием копий с древних иллюминированных рукописей - определял в какие книгохранилища направить воспитанников Училища и кто будет привлечен к исполнению копий. «История русского орнамента» оказалась первым изданием в череде последовавших исследований, посвященных древнерусскому искусству и его применению в художественной промышленности. Сам Бутовский так охарактеризовал значение этого сборника: «с появлением издания сего в свете, блистательно заявится в Европе впервые артистическое значение России древних времен с десятого по XVII век. Публика ознакомится с русским стилем давно минувших лет и положится краеугольный камень возрождения сего стиля в XIX веке».

1. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из собрания Бесед Иоанна Златоустого, известных под названием Маргарит, Х в. Москва, Синодальная библиотека.

2. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Беседы Иоанна Златоустого, греческой рукописи, принадлежавшей некогда Иеремии, первому патриарху Константинопольскому, Х в. Москва, Синодальная библиотека.

3. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

4. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из греческого Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

5. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из греческого Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

6. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из греческого Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

7. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Слова св. Григория Назианзина, Х-XI вв. 2. Из Беседы Иоанна Златоустого на Евангелиста Иоанна, Х-XI вв. Москва, Синодальная библиотека.

8. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Беседы Иоанна Златоустого, XI в. 2. Из Четьи-Минеи за ноябрь месяц, XI в. Москва, Синодальная библиотека.

9. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Беседы Василии Великого на псалмы, XI в. 2. Из Беседы Иоанна Златоустого на Матвеи, 1006 г. Москва. Синодальная библиотека.

10. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелии, 1056-1057 гг. С-Петербург. Императорская публичная библиотека.

11. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелия, 1056-1057 гг. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

12. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелия, 1056-1057 гг. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

13. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелия, 1056-1057 гг. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

14. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Сборника Святослава, 1073 г. Москва. Синодальная библиотека.

15. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Четвероевангелия с толкованием, 1062 г. 2. Из Нового Завета, XII в. С-Петербург. Императорская публичная библиотека.

16. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Нового Завета, XII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

17. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Нового Завета, XII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

18. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Притчей Соломона, XII в. Москва. Синодальная библиотека. 2. Из Четвероевангелия, XII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

19. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Юрьевского Евангелия, 1120-1128 гг. Москва, Чудов монастырь.

20. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Юрьевского Евангелия, 1120-1128 гг. Москва, Чудов монастырь.

21. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Юрьевского Евангелия, 1120-1128 гг. Москва, Чудов монастырь.

22. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Мстиславова Евангелия, 1125-1132 гг. Москва, Архангельский собор.

23. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Лествицы Иоанна Лествичника, XII в. 2. Из Евангелия, писанного в 1164 г. Москва, Румянцевский музей.

24. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия, писанного в 1164 г. Москва, Румянцевский музей.

25. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Кормчей, XII в. 2. Из Евангелия, XIII в. 3. Из Евангелия, писанного в 1164 г. Москва, Румянцевский музей.

26. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Псалтыри XII-XIII вв. Московская губерния. Библиотека Нового Иерусалима.

27. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Кормчей, XIII в. 2. Из Евангелия, XII-XIII вв. Москва, Румянцевский музей.

28. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Четвероевангелия, XIII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

29. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Четвероевангелия, XIII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

30. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 2. Из Евангелия XIII вв. Москва. Архангельский собор.

Ах, эти русские народные узоры ! Как приковывает внимание их тонкая вязь, так отзывается что-то в душе! И кажется, что эти кружевные орнаменты источают дурманящий аромат древних тайн и мерцая, пытаются сто-то сказать. Увы! Не многие знают символичный язык славянских узоров, не многие понимают их многослойные образы, их значение. Славянские узоры прекрасны, как летняя соловьиная песня, но, верно, надо иметь какой-то душевный резонанс с наследием предков, чтобы услышать их негромкую музыку. В этой статье показывается, какие русские народные узоры и их значение были использованы в артели "Северная Сказка" при создании модели женского свитера с обережными узорами.

Истинная красота славянских узоров - в их значении

Славянские узоры подобны голографической картине - их надо рассматривать, расфокусировав зрение, переключая внимание то на темный рисунок, то на светлый. Смысл славянских узоров можно понять только объединяя в уме значение тёмного узора, который «говорит» от лица земного, явного мира, и значение светлого узора, который «говорит» от лица небесного мира, мира Прави. Кроме того, трактовка русских народных узоров изменяется в зависимости от места, где они находятся - ведь славянская одежда имела трехчастное деление (сохраняемое, кстати и в древних архаичных канонах мезенской росписи).

Подол одежды символизировал Небо, Мир Прави, рукава и горло были ритуально связаны с Землей, близкой к миру Нави, а между ними располагается пространство Яви. Теперь попробуйте представить, как изменится значение хотя бы одного славянского узора, при «передвижении» его «разным мирам». Невозможно постигать красоту и значение славянских узоров на бегу, впопыхах - нужен тонкий настрой, особое духовное состояние, в котором человек открыт зову сердца, зову природы.

Рассмотрим схемы вышивок. Так, на женском свитере с обережными узорами от «Северной Сказки», есть знак «звенчатый крест», символически связанный с Первопредком. Это мощнейший обережный знак, сила его держится на корнях Вашего родового дерева. Он присутствует во всех "трех Мирах" на нашем свитере (ниже можно будет посмотреть иллюстрации).

На подоле (помним, что это небесный мир) славянский узор Первопредок выполнен белым цветом, то есть символически связан с Небом. Это максимально сильное небесное покровительство Родных Богов, Первопредков славян. Далее, на груди, на территории явного мира, знак Первопредка уже красного (темного) цвета, это корни вашего рода, поддерживающее жизненный ствол Вашего родового дерева «здесь и сейчас», несущий в себе земную энергетику, И, наконец, третий раз знак Первопредка появляется на рукавах, вплетаясь в узор, оберегающий владельца одежды от преждевременного ухода в Навь. Здесь знак Первопредка именно красный (темный), земной, удерживающий.



Рассмотрим подробнее схемы славянских узоров

«Узоры – великие путешественники во Времени и Пространстве», - пишет Марина Качаева, чьи великолепные и вдумчивые исследования славянских узоров послужили основой символики женского свитера, выполненного в артели «Северной сказки».

Постараюсь как можно подробнее рассказать о этом свитере ручной работы, который даже профессиональные вязальщицы могут связать только за три недели.


Первое, что надо увидеть: Земля или Небо?



И, рассматривая общую схему славянского узора, оцените чего больше в нём – светлого или темного. Во всех обережных узорах этого свитера соблюдается равновесие темного(красного) и светлого(основного цвета), и только на большом обережном узоре на спине существует преобладание красного цвета Земли. Это означает, что этот предмет одежды, гармонизируя потоки мужской и женской энергии, все же дарит своей хозяйке чуть больше женственной мягкости, так необходимой в нашем жестоком мире.

В целом помните, что:

если темного больше – узор связывает своего владельца с земным миром живых, его предназначение – активизация физических процессов в организме и энергетике (назовем это трансовым эффектом);

если светлого больше (есть даже варианты «белая нить по белому») – то узор протягивает между владельцем и Небом свои мощные связующие нити. Такой узор помогает духовной работе;

если же узор включает в себя равное количество светлых и темных ниток, то его предназначение – гармонизация в целом системы Земля-Человек-Небо.

Второе, что надо увидеть: какие славянские узоры расположились на «Земле» и «Небе»

Рассмотрим внимательно узоры на одежде с историей от артели «Северная Сказка».

Небо (мир Прави)

Это подол нашего свитера. На нем есть узор темный, выполненный красными нитками, и светлый, основного цвета в равной пропорции (светлых и красных ниток равное число).



Что же говорит нам светлый узор, чья энергетика в этом месте максимальна?

Первое, что важно - «звенчатый крест» Первопредка . О его значении было уже сказано, просто получим удовольствие от созерцания этого прекрасного по своей геометрии славянского орнамента. Здесь этот символ «белый на Небе», что придает ему ключевое значение в этой орнаментальной вязи, символизируя покровительство самих Богов Прави. Возможно, сам Сварог присматривает за владелицей этого свитера? Тогда хозяйке обеспечена яркая, творческая, созидательная жизнь и хорошее здоровье - ведь Сварог, Верховный Бог-кузнец также и Бог Плодородия; он создал Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки.

К нему воссылаются мольбы об изобилии плодов земных. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром Богов. «Сварганить» до сих пор означает - чудесным, мастерским образом сотворить что-то новое, неизвестное ранее.

И, для гармонии столь сильной энергетики Небесного Первопредка, сама Богиня-Земля, Мать Сыра Земля, является нам в виде славянского символа «прорастающего зерна». Значение этого славянского узора - мощь Земли, сила животворящей энергии, сгусток земного, явного воплощения.

Так, встречаясь на этом подоле, высшие силы Земли и Неба благоприятствуют творению новой жизни. Не случайно, что этот орнамент в свитере от "Северной Сказки" закрывает чресла, оберегая самый центр женской силы.




Теперь сделаем мысленное усилие и переключим восприятие на рассмотрение темного (в нашем случае красного) узора.

Земная энергетика, максимально усиленная знаком «засеянного поля» , символически связанного с Великой Богиней Мать Сыра Земля, встречается здесь со славянским знаком «рогатая«, знаком Макошь, Богини Судьбы и Магии. Ее появление - дает новую глубину смыслу этого славянского узора.

В нем противостояние и объединение земного и небесного, стремление к простой, обыденной жизни и талант к женской магии.

А здесь уже невозможно понять эту «интригу», не копнув глубже непростые взаимоотношения двух самых важных женских покровительниц. Мать Сыра Земля покровительствует радости в простой обыденной жизни, а Макошь, Богиня Судьбы - таинственная спутница женской магии, гадания и ворожбы.

Русский народный узор «рогатая» связан с Макошь, так как ее влияние усиливается вместе с Луной. Саму Богиню Макошь изображали в «рогатом» головном уборе, да и традиционный головной убор славянских женщин - «кичка» была красивейшим украшением, имевшим явно выраженные рога в честь Макошь, Богини Судьбы и Магии.

  • Если хотите узнать об этом больше, прочитайте статью « »

Так, взаимодействуя «на Небе», две Богини пришли сюда, чтобы дать владелице этой одежды свою силу.

В целом, на схеме славянского узора этого подола мы видим сильное влияние Сварога и Макошь, Богов Прави, причем светлое влияние знака Первопредка столь сильно, что достаточно поддержки знака «рогатая», выполненного в красном, земном варианте.

Чтобы удерживать и даже противостоять этой светозарной энергии, на этом орнаменте два раза повторяется знак Богини-Земли, в белом и красном цвете, что в целом создает теплое оберегающее поле для хозяйки этой чудесной одежды.

Центральное поле этого узора обрамляют две полосы с узором «волны» - это символ воды, жизни, движения.



Земля (граница между Явью и Навью)

Навь - это нижний мир, в который уходит праведная Душа, присоединяясь к своим родным и становясь хранителем следующих поколений. Душа находится в мире Нави до своего нового воплощения. К сожалению, в Навь уходят и Души неправильно живших и несправедливо умерших. Их существование в Нави перерождает их в темных и ужасных навий, стремящихся вернуться в явный мир. Значение орнаментов в этом месте одежды очень простое - считалось, что узоры на рукавах не дают проникнуть злым, темным навьям в человека.

Какое же волшебное действие происходит прямо у нас на глазах, под чарующими глаз чудесными славянскими узорами?

Присматриваемся к орнаменту с белой, небесной энергетикой и видим «прорастающее зерно » Богини Земли. Этот знак был «на Небе», и теперь появился здесь, «на Земле». Такое овладение всем пространством этого знака сулит владелице этого свитера здоровье и прирост достатка.

Появление «орепия», конечно, тоже не случайно. Это знак Огнедевы, воплощающей в себе силу и жизненную энергию всего явного мира. И здесь, на «территории Земли» он является в виде варианта рисунка, который назывался «лабиринтом». Рассказывают, что тот, кто пройдет по спиралям гиперборейского каменного лабиринта, держа в голове очевидное намерение увидеть будущее, во время движения может почувствовать скрытую, но мощную силу, идущую от древних камней. Идущий как бы идет через миражи, сначала довольно размытые, но оставляющие ощутимую вибрацию во всем теле, неслышный мощный гул в ушах, мерцание света в глазах, небывалую сосредоточенность в мыслях. Мерный шаг, круги, мягкие повороты, сливаясь в сознании в какой-то новый по всем мыслимым ощущениям путь, приводят спрашивающего в центр. Вынужденная остановка - и ярким сполохом сверкнет перед мысленным взором путника божественное озарение, проникновение сквозь время и пространство.

Возможно, такое впечатление получит и тонкий знаток, рассматривая этот славянский узор на этом свитере.

Многое говорят о лабиринтах как о дверях в иной мир. Опасно, когда эти двери открыты, нужны особые обряды, чтобы приветствовать Предков и защититься от навьев. В этом узоре лабиринт Огнедевы крепко запечатан четырьмя замками и надежно хранит свою владелицу.

  • Если хотите узнать о лабиринтах больше, почитайте статью



Темный, красный узор, имеющий здесь максимальную силу, включает в себя «решетку» – дает нам новый смысл происходящего. Здесь Огнедева, которая небесной энергией запечатывала проход в нижний мир, предстает в образе светозарной Богини, несущейся в повозке, запряженной Прибогами. Как пишет Марина Качаева, «она мчится в огненной колеснице, запряженной парой Близнецов - лебедей или коней. Этому образу Девы соответствуют лунные культы, связанные с любовной магией». Внимательный знаток значения славянских узоров вспомнит, конечно, энергию Макошь, Богини Судьбы и Магии, наполняющую орнамент подола.

И, конечно, мощь и спокойствие "звенчатого креста", несущего вековую защиту Первопредка.

Здесь, на границе мира Яви и Нави он выполнен нитями красного, земного, женского цвета, он царит здесь, лучась своей обережной энергетикой. Все Матери Вашего рода стоят на страже, ограждая нежелательное проникновение темных навьев.

Обдумаем значение славянского узора в целом. Схема такова. Соединяясь и охраняя, знак Огнедевы в виде белого лабиринта и красный знак Первопредка блокируют нежелательную энергию от обоих начал - мужского и женского.

Одновременно, здесь заложен рост женского духовного начала (белый росток) и способность влиять на мужчин (красная Огнедева, дающая силу в любовной магии).

Третье: смотрим на узоры, охраняющие запястье и горло


На женском свитере от «Северной Сказки», так же, как и на мужском, расположен знаменитый «русский крест». Узоры в этом месте чрезвычайно важны, именно они удерживают Душу в теле. Русский крест – узор, состоящий из женских «ромбов» и мужских «крестов», причем именно в правильном цветовом решении – темный женский ромб и светлый мужской крест. Что тут долго говорить – получается, что этот узор, гармонизирующий женское и мужское начало, удерживает Душу именно силой Любви, которая составляет такую привлекательную часть нашей Явной жизни.


Четвертое: смотрим на мир Яви

Между подолом и рукавами-воротом пространство, символизирующего наш явный мир, в котором мы существуем на физическом плане. В славянской одежде здесь располагались узоры на груди и спине, и, что важно, вся одежда подпоясывалась поясом, желательно тоже узорчатым.

На свитере от артели «Северная сказка» в районе пояса уже сделана узорная обережная полоса. Рассмотрим ее сокровища повнимательнее.

На волне белой, мужской энергетики здесь расположилась Огнедева - в виде «орепия» охраняющая хозяйку уже от ненужных недоброжелателей явного, физического мира и она же, на белой колеснице в узоре "решетка ", дающая силу любить и быть любимой.


И посмотрите на женские силы, дарованные этими узорами - красная «рогатая», Макошь, Богиня Луны, Богиня Судьбы и Магии, повторенная два раза (в прямом и зеркальном варианте) обещает легкую, светлую судьбу в этой явной жизни.


Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид.
Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны растительные, зооморфные, бытовые, культовые мотивы. По древнерусским рукописным книгам также можно проследить историю орнамента на Руси. Орнаменты в них украшали заставки к каждой главе и инициалы (первые буквы глав и псалмов). С XII века в книжном орнаменте появляются новые мотивы – грифоны, драконы и другие мифические чудовища, переплетенные ветвями, ремнями, запутавшиеся в своих хвостах и шеях до такой степени, что ничего невозможно разобрать.

Резьба по дереву также с давних времен отличалась разнообразием орнаментов. Выделяют несколько техник резьбы по дереву: геометрическая, ажурная и художественная. В геометрической резьбе, выполненной в виде выемок различной формы, часто присутствовали языческие символы, например, так называемые «розетки» и «сияния», обозначавшие солнце. Такие изображения часто встречались на бытовых предметах: прялках, посуде, кухонной утвари. Художественная резьба представляла собой настоящий рисунок по дереву и украшала стены дома, конек на крыше, крыльцо. Как и в текстильных орнаментах в резьбе по дереву были распространены растительные, зооморфные и культовые мотивы, которые в глубокой древности должны были защищать дом от злых сил, а позже превратились просто в элементы украшения дома.

После принятия христианства в конце X века на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского происхождения и переводится как «украшение». С XII века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и орнаментов. Смешение всех этих стилей в XVI-XVII веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль.

В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей. В разные века для украшения различных предметов (будь то одежда или рукописная книга, шкатулка или полотенце) использовались различные орнаментальные мотивы, некоторые из них были характерны только для своего времени, другие сохранились с древнейших времен до наших дней.

Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека далеких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Еще в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых считках: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед всем миром. Кое-где в глубинке еще можно услышать древние названия узоров: водяник, Перун, хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии.

По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свои сряды, чтобы потом, на празднике, щеголять перед обчеством. Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Эта книга - результат стремления автора поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на носителя украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Русская народная культура всегда была настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать ее необходимо лишь комплексно, прочувствовав образ мышления предков.

Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Верится, что затронутые в книге темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения.

Вторая книга , позволяющая не просто понять место народного текстильного орнамента в нашей культуре, но подтвердить предположения автора о механизмах энергоинформационного воздействия орнамента на человека. Народный орнамент является частью невероятно древней системы духовных знаний, позволяющей человеку гармонично строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В его строгих формах заключены и повесть о развитии нашей Вселенной, и готовые биотехнологии, и конкретные рецепты выживания рода и человека.

В книгу включены разделы о ткацком станке и типологии форм ткачества узоров, о том, как появился узор, о работе оберегов, обработанных структурированной водой, о духовных узорах, о знаках рода-племени, об энергетике кроя одежды.

Дана классификация типов русского народного текстильного геометрического орнамента. Приведены крои мужской и женской рубах, а также схемы расположения узоров на женской и мужской одежде. Отдельную часть составляют красочные прорисовки узоров и их объяснение.

Эта книга - попытка собрать и систематизировать принципы использования символов народного текстильного орнамента для практического применения. Она будет полезна всем желающим возродить древние знания и красоту.

Орнамент всех времен и стилей

Уникальный труд Н.Ф.Лоренца , безусловно, расширит и обогатит наши представления о правилах упорядочения пространства, о стиле благородной и гармоничной жизни.

Автор со знанием дела сопровождает читателя в историю орнамента и декора, показывает многообразие этого особого вида искусства, знакомит с его внешней стороной и глубокой символикой, посвящает в практические тайны резьбы, фресок, витражей, эмали, ковров и мозаики.

Как уточнил Пётр в комментариях (см. ниже), книга Лоренца и книга Ракинье об орнаментах - это одно и тоже (Лоренц почти все взял у Ракинье, несколько видоизменив текст и рисунки в нем).

Эта книга наглядно показывает, какие средства и приемы приближают организованное и творчески преобразованное пространство к торжеству изысканного вкуса - в разные времена и в различных частях света. Богатое художественное оформление этого издания обращено к эстетическим чувствам и стимулирует творческое воображение читателя.

Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение - более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.

Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.

Основные элементы узора.

Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).

Рисунок 1. Основные элементы геометрического узора.

А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.


Основные элементы можно изменять - варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.

Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:


Рисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.

Основные элементы узора можно составлять различно.

При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).


Рисунок 3. Ряд узора.

И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.


Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).


Рисунок 4. Полосы узора.

Применение полосы узора.

Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.

Соединенный угол.

Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.

Полусоединенный угол.

Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.


Рисунок 5. Углы.

Несоединенный угол.

Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.

Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.

К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев - узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.

Параллельное размещение полос.

Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).

Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.

Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос - то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.

Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.


Рисунок 6. Узор сплошного заполнения.

Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.


Рисунок 7. Центральный узор.

Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).


Рисунок 8. Растительный орнамент.

И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.