Сочинение на тему «Человек на войне. Рассуждение-сочинение на тему "человек на войне" по литературным произведениям

Человек на войне

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние — всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

В школьную программу входят произведения военной прозы. Ученики обсуждают и анализируют книги советских писателей. А затем пишут сочинение на тему «Человек на войне». Какие источники можно использовать при выполнении этого творческого задания?

«Убиты под Москвой»

Одним из произведений, на основе которых учителя рекомендуют писать сочинение на тему «Человек на войне», является повесть Константина Воробьева. «Убиты под Москвой» - одна из знаменитых книг, повествующих об обороне советской столицы в 1941 году.

Главный герой повести - Алексей Ястребов. Лейтенант мужественно и самоотверженно сражается против немецких захватчиков. Автор реалистично и точно описал положение на фронте в первый период войны. Достоверно передан внешний облик солдат, их быт. Непросто сражаться за Родину тогда, когда не хватает пулеметов, а есть лишь гранаты, бутылки с бензином и самозарядные винтовки. Герой повести Воробьева испытывает отвращение и страх, идя на немца. Ведь он такой же человек…

В книге Воробьева показан не только подвиг, но и простые человеческие эмоции: страх, трусость. Ястребову встречаются как герои, так и дезертиры. Сочинение на тему «Поведение человека на войне» требует подготовки, то есть прочтения различных произведений отечественной литературы.

Безусловно, о событиях 1941-1945 годов как нельзя лучше могут сказать очевидцы и участники ВОВ. Константин Воробьев прошел войну. Был контужен, дважды бежал из плена. Советские критики называли книгу «Убиты под Москвой» клеветнической. В ней было слишком много правды и мало пафоса. Сочинение на тему «Человек на войне» стоит писать именно под впечатлением таких честных, достоверных произведений.

«Сашка»

В повести Кондратьева показана война глазами молодого человека из простой московской семьи. Кульминационным событием в книге является момент, когда герой оказывается перед выбором: выполнить приказ командира или остаться человеком, но пойти под трибунал.

Кондратьев изобразил довольно подробно детали военной жизни. Пачка концентрата, раскисшая картошка, черствые лепешки - все это составляющие фронтовой жизни. Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне».

На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события увлекали за собой человека, порою не оставляя перед ним выбора. По приказу комбата Сашка должен расстрелять пленного - такого же, как и он, молодого солдата.

Сочинение-рассуждение на тему «Человек на войне» пишут по различным произведениям военной прозы. Однако в повести Кондратьева как нигде показаны сомнения советского солдата. Если Сашка расстреляет немца, изменит своим нравственным убеждениям. Если же откажется, станет изменником в глазах однополчан.

«Сотников»

Тема войны занимает центральное место в произведениях Писатель затрагивал такие проблемы, как совесть, верность своему долгу. Однако превыше всего его интересовала тема героизма. Причем не внешнее его проявление, а то, каким путем солдат приходит к нему. Сочинение на тему «Подвиг человека на войне» следует писать после прочтения повести «Сотников».

Долгая жизнь в мирное, спокойное время не дает иногда человеку возможности узнать о том, кто он - герой или трус. Война все ставит на свои места. Она не оставляет возможности для сомнений. Раскрытие этой сложной философской темы является характерной особенностью творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика.

«А зори здесь тихие»

Эта повесть является в некотором роде уникальной. Война - явление античеловеческое. Но особенно страшной воспринимается ее смертоносная суть в противопоставлении с женской судьбой. Сочинение на тему «Война в судьбе человека», пожалуй, невозможно написать без упоминания повести Васильева. В книге «А зори здесь тихие» автор передал нелепость такого явления, как женщина на войне.

Героини повести только начинают жить. Материнство - главное их предназначение в жизни - познать удалось лишь одной из них. Молодые зенитчицы из повести Васильева погибают, защищая Родину. Они совершают подвиг. Но ведь у каждой из них были свои надежды, мечты.

Ключевым моментом в книге является описание последних минут жизни Жени Камельковой. Девушка уводит за собой немцев, понимает, что смерть уже рядом, и вдруг осознает, насколько глупо и нелепо умирать в восемнадцать лет.

История о гибели зенитчиц в карельских лесах помогает постичь ужас войны детям и подросткам, родившимся спустя более полувека после Великой Победы. А потому читать книгу Васильева следует не только перед написанием сочинения на заданную тему.

«В списках не значился»

Миллионы историй о военном подвиге рассказаны очевидцами. Столько же - преданы забвению. Во время войны погибло около двадцати пяти миллионов советских людей. И самое страшное, что известно о судьбе далеко не каждого. В повести «В списках не значился» автор рассказал о человеке, имя которого неизвестно. Он сражался в первые дни войны. Провел в Брестской крепости почти год. Он не получал писем из дома, и его имя не выгравировано на одной из братских могил, которых в нашей стране чудовищно много. Но он был.

«Живые и мертвые»

Трилогия Симонова - еще один пункт в списке обязательной литературы о войне. Этот писатель - основатель панорамного романа о ВОВ. «Живые и мертвые» - книга, которая отличается широтой охвата, изображением различных судеб. Человек на войне - центральная тема романа Симонова. Но заслугой этого писателя стало не только изображение людей в трагический период отечественной истории. Автор «Живых и мертвых» попытался ответить на такие вопросы: в чем причина провала советской армии в первые годы войны, как культ Сталина отразился на человеческих судьбах?

«Прокляты и убиты»

О военных событиях Астафьев рассказал спустя годы. Книга «Прокляты и убиты» была создана в начале девяностых. Это произведение - своего рода взгляд в прошлое. Впрочем, яркость и подлинность картины военного времени, несмотря на давность лет, в книге присутствуют. Автор погружает читателя в атмосферу холода, голода, страха и болезней. Современные школьники должны иметь верное представление о войне. Ведь ее составляющие - не только подвиг и отвага. Книгу Астафьева читать непросто, но необходимо.

«Судьба человека»

Современные критики подвергают сомнению достоверность повести Шолохова. Как известно, советский солдат после пребывания в плену не имел возможности надеяться на снисхождение. Согласно множеству исторических данных, герой повести «Судьба человека» мог быть расстрелян в первые же дни возвращения к своим. Но Соколов после побега выжил.

Несмотря на очевидную недостоверность и, как выразился писатель и бывший диссидент А. Солженицын, «лживость», книга Шолохова имеет высокую литературную ценность. Читать ее непременно нужно перед написанием письменной работы.

С необыкновенной трагичностью раскрыта тема войны в «Судьбе человека» Шолохова. Сочинение можно писать на основе второй части произведения. В ней показаны последствия войны. Ведь она не заканчивается после объявления победы. Ее последствия ощущают и участники боевых действий, и даже их дети.

Для подготовки к написанию сочинения также рекомендуется ознакомиться с произведениями Бондарева, Гроссмана, Адамовича.

Война – сложное и страшное время в жизни любого народа. Именно в период мировых противостояний решается судьба нации, и тогда очень важно не потерять чувство собственного достоинства, уважение к себе, любовь к людям. В годину тяжелых испытаний, во время Великой Отечественной войны, вся наша страна поднялась на защиту родины против общего врага. Для писателей, поэтов, журналистов в тот период было важно поддержать боевой дух армии, помочь морально людям в тылу.

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. Поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годину тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Композиция поэмы также помогает раскрыть военную тематику произведения. Каждая глава имеет завершенную структуру, закончена по мысли. Писатель объясняет этот факт особенностями военного времени; кто-то из читателей может не дожить до выхода следующей главы, а для кого-то не будет возможности получить газету с определенной частью поэмы. В названии каждой главы («Переправа», «О награде», «Два солдата») отражено описываемое событие. Связующим центром поэмы становится образ главного героя – Васи Теркина, который не только поднимает боевой дух солдат, но и помогает людям пережить трудности военного времени.

Поэма писалась в сложных полевых условиях военного времени, поэтому язык произведения взят писателем из самой жизни. В «Василии Теркине» читатель встретит множество стилистических оборотов, присущих разговорной речи:

– Жаль, давно его не слышно,

Может, что худое вышло?

Может с Теркиным беда?

Здесь есть и синонимы, и риторические вопросы и восклицания, и свойственные поэтическому произведению, писавшемуся для народа, фольклорные эпитеты и сравнения: «пуля-дура». Твардовский приближает язык своего творения к народным образцам, к живым, понятным каждому читателю речевым конструкциям:

Молвил Теркин в ту минуту:

«Мне – конец, войне – конец».

Таким образом, поэма как бы в неспешной манере повествует о военных перипетиях, делая читателя соучастником изображаемых событий. Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Великая Отечественная война - самое страш­ное И тяжелое испытание. Важнейшая тема литературы военных лет - тема братской сплочен­ности народов в трудных испытаниях войны. Рус­ские и казахи, латыши и грузины, литовцы и ук­раинцы, белорусы и татары, - солдаты разных национальностей плечом к плечу сражались за свободу Родины.

Стихотворения А. А. Ахматовой, К. М. Симо­нова и С. С. Орлова напоминают нам о грозных годах, пережитых миллионами людей во время Второй мировой войны. Скорбь и сострадание, надежда и вера в победу звучат в строках стихо­творений, написанных в дни войны. Их читали и знали наизусть, лучшие из них становились пес­нями. Бойцам на фронте они помогали воевать, а оставшимся в тылу - стойко переносить тяготы военного времени. Поэтесса Анна Ахматова не мыслила своей жизни без Родины. В начале вой­ны она написала стихотворение «Клятва», обле­тевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Трудно, тяжело было русским женщинам на­всегда, быть может, прощаться со своими родны­ми, но они пересиливали свою боль. Мужество и сила народа велики, клятва защищать родную землю - священна. Родная земля и Анна Ахма­това неразрывны: Родина - «душа и тело» по­эта. Сохранить родную землю и родную речь для Ахматовой - одно и то же. Великие чеканные строки звучат в стихотворении «Мужество»:

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы, сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Значимость слова равна значимости жизни:

Всего прочнее на земле - печаль И долговечней - царственное слово.

Жизнь в военном Ленинграде равносильна кусочку невесомого маленького черного хлеба:

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит…

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба…

Строки из стихотворения К. Симонова «Жди меня» во времена войны знал каждый:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Так ждать, как это делали женщины и девуш­ки во время войны, наверное, не умел ни один народ во всем мире. О священном долге солдата говорит поэт в стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…»:

За все, чем мы с тобою дорожили.

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Мысль о бессмертии обыкновенного солдата высказана в стихотворении С. Орлова «Его зары­ли в шар земной…»:

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Трудными были годы войны, но героизм и мужество народа, его вера в свои силы и победу помогли преодолеть все невзгоды, тяжести и ли­шения военных лет.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» посвящен теме Отечественной войны, в частности судьбы человека, который пережил это тяжелое время. Композиция произведения выполняет определенную установку: автор делает короткое вступление, рассказывая о том, как он встретился со своим героем, как они разговорились, и завершает описанием своих впечатлений от услышанного. Таким образом, каждый читатель будто лично слушает рассказчика - Андрея Соколова. Уже из первых строк становится понятно, какая тяжелая судьба этого человека, так как писатель делает замечание: «Видели вы когда-нибудь глаза, будто присыпленные пеплом, наполненные такой невыразимой тоской, что в них тяжело смотреть?»

Главный герой, на первый взгляд, - обычный человек с простой судьбой, которую имели миллионы людей, - воевал в рядах Красной армии во время Гражданской войны, работал на богатеев, чтобы помочь семье не умереть с голода, но смерть все же забрала всю его родню. Дальше работал в артели, на заводе, выучился на слесаря, со временем пришел в восхищение машинами, стал водителем. И семейная жизнь, как у многих других, - вступил в брак с красивой девушкой Ириною (сиротой), родились детки. Трое детей было у Андрея: Настуня, Олечка и сын Анатолий. Сыном особенно гордился, так как тот был настойчивым в обучении и способным к математике. И недаром говорят, что счастливые все одинаковое, а горе у каждого свое. Оно пришло в дом Андрея с объявлением войны.

Во время войны Соколову пришлось испытать горя «по ноздре и выше», пережить невероятные испытания на грани жизни и смерти. Во время боя его тяжело ранило, он попал в плен, несколько раз старается убежать, тяжело работает в каменоломне, убегает, прихватив с собой немецкого инженера. Блеснула надежда на лучше, и так же внезапно и угасшая, так как пришли две страшные вести: от взрыва бомбы погибла жена с девочками, а в последний день войны погиб сын. Соколов выстоял среди этих ужасных испытаний, которые ему послала судьба. Он имел жизненную мудрость и мужество, которые опирались на человеческое достоинство, которое невозможно ни уничтожить, ни укротить. Даже тогда, когда он за миг был от смерти, все равно оставался достойным высокого звания человека, не уступил своей совестью. Это узнал даже немецкий офицер Мюллер: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных неприятелей. Стрелять в тебя я не буду». Это была победа жизненных принципов, так как война обожгла его судьбу, и не смогла сжечь душу.

Для врагов Андрей был страшным и несокрушимым, и совсем другим возникает он возле маленького сироты Вани, которого встретил после войны. Соколова поразила судьба мальчика, так как он сам так много имел боли в сердце. Андрей решил приютить этот ребенка, который даже родного отца не помнил, кроме его кожаного пальто. Он становится родным отцом для Вани - заботливым, любящим, которым уже не мог быть для своих детей.

Обычный человек - это, наверное, слишком упрощенно сказано о герое произведения, точнее было бы указать - полноценный человек, для которого жизнь - это внутренняя гармония, что основана на правдивых, чистых и светлых жизненных принципах. Соколов никогда не принизился до приспособленчества, это противоречило его натуре, однако как самодостаточная личность он имел чуткое и доброе сердце, и это не прибавляло снисхождения, так как он прошел все ужасы войны. Но и после пережитого не услышишь от него сетований, только «…сердце уже не в груди, а в горлянке бьется, и тяжело становится дышать».

Михаил Шолохов решил проблему тысяч людей - маленьких и взрослых, - которые стали сиротами после войны, потеряв своих близких и родных. Главная мысль произведения формируется в течение знакомства с главным героем - люди должны помогать друг другу в любой беде, которая бывает на жизненном пути, именно в этом - настоящий смысл жизни.

  1. Новое!

    Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов. Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя...

  2. Новое!

    Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных...

  3. Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...

    Словари толкуют судьбу в разных зна­чениях. Наиболее распространены сле­дующие: 1. В философии, мифологии - непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте­чение обстоятельств, жизненный путь....