Известные писатели мордовии и их произведения. Эрзянская литература

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Писатели Мордовии Подготовила: учитель родного языка и литературы Родионова Т.А.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Ф.С. Атянин родился в Пензенской области в селе Муромка Мокшанского района в 1910 году 19 июня. Он известен читателю как поэт, прозаик и драматург. Батрачил, был учеником сапожника, грузчиком. Прошел все лихолетье военных лет, вернулся с войны в 1944 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и литературы в Москве, в Институте театрального искусства. Потом вернулся в Саранск, начал писать. Значительную часть своих произведений писатель написал для детей. Первый сборник «Мази пинге» («Прекрасное время») вышел в 1954 году. Потом на русском и мордовском (мокша) языках вышли книги «Сельведь-богатырь», «Тунда» («Весна»), «Чудо над Мокшей», «Ласточка», «Серебряное озеро», «Поступок Нади», «Гимназист» и другие. Многие его произведения поставлены на сцене музыкально-драматического театра. «Серебряное озеро» - так назвал писатель свою самую известную книгу по ее одному рассказу. В ней помещены рассказы, сказки, легенды, повести. Особый интерес вызывают сказки «Дочь пастуха и «Слеза-богатырь». Их герои наделены необыкновенными качествами: красотой, смелостью, богатырской силой. Часто им приходят на помощь волшебные силы и вознаграждают героев за смелость и высокие моральные качества. Ф. Атянин любил произведения, созданные самим народом, собирал лучшие из них. Услышанные легенды, сказки, предания, рассказы писатель пропускал через свое сердце, впитывал их, переиначивал и через свои произведения доводил до своих юных читателей и слушателей. Самый главный герой в произведениях писателя – сам народ. Он и самый сильный, хитрый, умный, кто не боится трудностей, у нег нет неразрешимых дел; кто своим трудом и умом украшает сегодняшнюю жизнь и строит завтрашнюю. Что включено в программу «Валдоня»: «Разбитая тарелка» - старшая группа, «Ласточка» - подготовительная группа. Можно включить книгу «В новогоднюю ночь». Стихи и сказки,- С,.1973г. В книгу вошли семь стихотворений – «Журавли», «Рыбаки», «Сад», «Новогоднюю ночь», «Мирное детство», а также сказки – «Ветерок», «Блины», «Весна на печке», «Смелый зайчик». Все они знакомят детей с миром животных, красотой природы.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В.Н. Корченганов родился в селе Садовка Ковылкинского района 9 марта 1941 года. После окончания 10 класса приехал в Саранск и стал работать на завод «Электровыпрямитель», а заочно учился в Казанском университете на юридическом факультете. Из-за болезни учебу пришлось оставить. Имя В.Н.Корчеганова часто встречается на страницах газет и журналов. Он печатает стихи, небольшие рассказы для детей. Были выпущены сборники «Луганязе-лаймонязе» (Луг-лужок), «Ожука, монць» («Подождите, я сам»). На русском языке вышла книжка «Друг мой-Солнышко», а в 1986 году в Москве в издательстве «Детская литература» был издан детский сборник «Весна». В своих произведениях поэт воспевает красоту любимой старины, заботу детей о своей малой Родине, их дела, думы. Он хорошо показал, как учатся дети, вместе со взрослыми работают, играют на улице, общаются среди друзей и как ведут себя, когда остаются одни. В.Н. Корчеганов – член Союза писателей России. В программу «Валдоня» включены: «Василек» - средняя группа, для дополнительного чтения, «Рыба как лапоть» - подготовительная группа.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Ю.Н. Азрапкин родился 1939 году 15 октября в селе Колопино Краснослободского района. После окончания средней школы поступил учиться в МГУ им. Н.П. Огарева на филологический факультет. В то же время стал писать стихи. Первые стихи Ю.Азрапкин написал о детях и посвятил детям. Его стихи наполнены словами и образами, которые понятны и запоминаемы детьми. Рифмы его стихов напоминают полотно, которое соткано из ниток понятной детской жизни. Книжки Ю.Н.Азрапкина небольшие, но очень содержательные, юмористические. Читая их, никто может удержаться от смеха и вновь хочется их прочитать. Даже названия книг говорят сами за себя: «Чак-чак-чак!», «Шумбрат, вирняй!» («Здравствуй, лес!»). Очень интересна и нравоучительна сказка, написанная в стихотворной форме «Шись и Кшись» («Солнце и Хлеб»). Солнце хотело испечь хлеб из снега, да не получилось. Хлеб испек человек из нового зерна, а солнце и вода лишь помогли вырастить новый урожай. Ю.Азрапкин обратил внимание и на космические темы, популярные как в его молодости, так и сейчас. Он написал сказку о том, как собака Бобик летал на Марс. Книга называется «Марса Бобикть мархта Марсса» («Вместе с Бобиком на Марсе»). Поэт очень хорошо чувствует душу детей, их настроение, мечты и помыслы, поэтому его герои «летают» в школу на воздушном шаре, с Кавказских гор «катаются» на санках аж до тундры. Ю.Азрапкин всю свою жизнь оставался «ребенком». Свою поэзию посвятил детям и сам как ребенок радовался жизни, тому, что писал.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

А.Ф. Ежов родился в селе Подлясово Зубово-Полянского района. Его детские годы прошли среди густых зеленых лесов родной стороны, где текут и сходятся вместе реки Вад и Пархца. В мордовском селе Польдяз и родился 10 октября 1941 года будущий известный детский писатель Мордовии А.Ф. Ежов. Здесь прошло его голодное босоногое детство. Здесь он закончил школу, здесь он написал свои первые стихи. А.Ф. Ежов закончил филологический факультет Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева, а потом пошел работать в газету «Мокшень правда». Работал редактором в Лямбирской районной газете, заместителем председателя комитета по телевидению и радиовещанию. Ежов выпустил несколько детских сборников. Его сборники «Тяштенят – сиянь пяштенят» («Золотые звездочки»), «Азбукась стихса» («Азбука в стихах»), «Касы веленязе» («Растет моя деревня»), «Ульцять казненза» («Подарки улицы») хорошо известны маленьким читателям. В Москве на русском языке выпущены книжки «Почему пришла весна», В Саранске – «Лесной базар», «Мой сад», «Кто хитрее?». Произведения писателя написаны простым поэтическим языком, поэтому они хорошо запоминаются, откладываются в сердцах маленьких слушателей, заставляют задумываться, делать правильные дела, любить и беречь природу.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Детский поэт Ф.Н. Бобылев родился 20 июня 1912 года в городе Темникове. В годы Великой Отечественной войны защищал Родину, а вернувшись с фронта, стал работать учителем в деревне Третьяково, в селе Бабаево. Адо ухода на пенсию работал учителем Тювеевской восьмилетней школы Темниковского района. В 1959 году в Мордовском книжном издательстве выходит сборник его стихов «Веселая азбука». Затем одна за другой появляются книги: «Я без дела не сижу», «Радуга-дуга», «Не хочу быть белоручкой», «Колобок», «Елочки-подружки» и другие. Много стихов поэт опубликовал в журналах «Мурзилка», «Пионер». Некоторые из них переложены на музыку и изданы в Москве в сборниках песен для детей. Стихи Ф.Н. Бобылева дарят детям радость, он пишет о природе, зверях и птицах родного края, о школьной жизни, что интересно и для детей дошкольного возрваста. В них оригинально, интересно, по-новому рассказывается о том, что в жизни для нас кажется обыденным. Произведения Ф.Н. Бобылева для детей дошкольного возраста: «Веселые картинки, «Колобок», «Елочки-подружки», «Хитрые грибы», «Почему лимон долек?», «Глазки-уголечки», «Грибные адреса», «С добрым утром, малыши!» и другие.

12 слайд

Описание слайда:

Введение


Традиционная этнология достаточно давно занимается проблемой описания материальной культуры по литературному источнику. Существует также стойкий интерес филологов к изучению роли национальных элементов быта в художественном произведении . Литературный источник дает возможность изучать функционирование элементов культуры в быту изучаемого этноса. В этой связи проблема должна решаться комплексно: этнологический анализ необходимо совмещать с литературоведческим.

Мордовия характеризуется наличием богатого песенного материала, сказками, пословицами, загадками и т. д. Однако мордовский фольклор не только не изучен, но до сих пор еще далеко не собран. До революции имелся единственный сборник М. Е. Евсевьева «Мокшанские песни» (вып. I, Казань, 1897). В 1928 вышли в издании Мокшанской секции Центриздата под ред. Б. Корсаевского «Мокшеть моронза» (Песня мордвина) и сборник «Эрзянь евкст» (Сказки эрзи, ЦИЗ, 1928), «Эрзянь морат» (Песни эрзи, ЦИЗ, 1928) - в изд. Эрзянской секции. Темы мордовских песен таковы: суровая жизнь крестьянства, обусловленная колонизаторской политикой царизма; восстания С. Разина и Е. Пугачева, эксплоатация кулаком бедняка, семейный быт, неравный брак, тяжелое положение женщины (непосильный труд, бесправие), слезы рекрутов и солдат; царь - кровожадный деспот, хвастающийся тем, что он выпустил целые реки солдатской крови, из «народных костей» построил мосты. В мордовском фольклоре доминируют социальные мотивы.

Литературная продукция на мордовском языке, дореволюционного периода исчерпывается «Евангелием» (Казань, 1910) и «Деяниями апостольскими» в переводе на мордовский язык <#"justify">Эрзянская литература


Начало развития литературы относится к периоду гражданской войны. В 1920 на родине Ленина, в гор. Ульяновске, начинает издаваться эрзянская газета «Чинь стямо» (Восход солнца). В Москве выходила центральная мордовская газета «Якстере теште», значительно способствовавшая развитию мордовской литературы. Был издан первый эрзянский букварь «Тундонь чи» (Весенний день). Этот букварь, несмотря на целый ряд недостатков (методических и идеологических), был целым событием в эрзянской школе и жизни людей.

Следует отметить первый коллективный сборник «Эрзянь пьесат» (Эрзянские пьесы) Чеснокова (М., ЦИЗ, 1924), целый ряд сборников и отдельных произведений Чеснокова, который становится видным представителем эрзянской литературы. Его главные произведения: «Лия-киява» (сборник рассказов, ЦИЗ, 1926), «Явовсь велесь», «Васень толт» (сборник рассказов, ГИХЛ, 1932). Перу Чеснокова принадлежит также хорошо сделанный перевод пьесы Неверова <#"justify">Образы мордвы в литературно-публицистических произведениях мордовских и русских писателей

мордовия горький литература есенин

Можно рассмотреть стороны материальной культуры народов России, на материале произведений М. Горького «Ледоход» и Мельникова - романы «В лесах», «На горах», повести В. Г. Короленко «В голодный год» и стихaх С. А. Есенина.

Каждое произведение несет на себе отчетливые приметы времени создания. Так, в самые главные качества мордвы - гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница), выпущенная в Саранске в 2004 году. Рассказывая о своей истории, авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В частности, в главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана). Четко просматривается стремление мордвы соответствовать определенному уровню. Она хочет быть не объектом, а субъектом исторического процесса.

Или другой пример. В повести В. Г. Короленко «В голодный год» писатель «...вывел колоритные образы представителей мордовского народа». Он несколько раз бывал на территории нынешней Мордовии, что нашло отражение в его очерках и рассказах. Так, в июне 1890 г. В. Г. Короленко съездил в Арзамас (ныне Нижегородская область), конечно же, зная, что «...первопоселенцами «Эрземаза» были мордва-эрзя. «Маз» означал красный, красивый, то есть хороший, знатный город, где жили эрзяне». Также В. Г. Короленко посетил с. Дивеево Ардатовского уезда и мордовские деревни Нижегородской губернии.

Посетив с. Старые Пичингуши Ельниковского района, литератор писал:

«Мордва - народ вообще менее сдержанный, и притом дело здесь усложняется несомненными злоупотреблениями сельских властей. В избе стоит гул жалоб, которых я никак не могу прекратить...И жалобы, упреки, едкие замечания стоят в воздухе во все время моей работы. Мордва, очевидно, надеется, что приезжий «его благородие» все-таки кое-что запишет».

Кроме того, Короленко посещал Починки, Большое Болдино, где встречался с мордовскими женщинами, а также был в с. Пермеево Ичалковского района, д. Раксажены Большеигнатовского района, в г. Сарове.

Небезынтересным для культуры Мордовии можно считать и тот факт, что выдающийся литературный критик В. Г. Белинский проявлял огромный интерес к мордовскому языку. В его замыслы входило составление «Мордовского словаря». Знание Белинским жизни и быта мордовского народа, несомненно, отразилось в высказываниях по национальному вопросу, позволило теоретически осмыслить эту сложнейшую проблему и образно выразить ее суть в своих статьях.

Глубокий интерес к жизни и культуре мордовского народа проявлял великий русский поэт А. С. Пушкин. Причина тому - близость родового имения Пушкиных с. Болдино, расположенного в трех километрах от эрзянского с. Пикшень Большеболдинского района Нижегородской области. В 1830 г. поэт впервые приехал в Болдино. Архивные данные Симбирской губернии дают возможность сделать вывод о том, что А. С. Пушкин проезжал через Мордовский край. О пребывании Пушкина на территории нынешней Мордовии, в Большеигнатовском и Ардатовском районах, сохранилось множество воспоминаний. Рукою Пушкина сделана запись на мокшанском языке: «Оцюм кайбас, бог». Пушкин интересовался мифологией и эпическими сказаниями мордовского народа. В 8-ой главе «Истории Пугачева» он дает подробное описание пребывания Е. И. Пугачева в г. Саранске, показывает его встречу с местным населением.

Это очень важно знать читающей аудитории, учитывая то, что в Мордовии есть пушкинские места, где проживали и пребывали потомки и родственники великого поэта. Предания, бытующие в селах Большеигнатовского района, повествуют, что в период трехмесячного пребывания в Болдине Пушкин посещал соседние с его имением села Пикмень, Ракмазон, Чукалы, Селищи. Кроме того, сыновья А. С. Пушкина в 1854 г. приобрели у помещицы Суковкиной в Мордовской даче Ардатовского уезда Симбирской губернии 669 десятин земли и основали там новую деревню под названием Александровка. Предполагается, что название новой деревни братья дали в честь своего отца.

С мордовской землей было связано творчество С. А. Есенина. Поэт начал писать о мордве еще в годы своей юности. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива» (1915) поэт явно намекает на то обстоятельство, что русские и мордва еще в условиях самодержавной России исторически слились в единую семью: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Известно уважительно-любовное отношение поэта к мордве, которое особенно ярко проявилось в обобщении: «Край мой! Любимая Русь и Мордва»!

В том краю, где желтая крапива


И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочем ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Все они убийцы или воры,

Как судил им рок.

Полюбил я грустные их взоры

С впадинами щек.


Синее небо, цветная дуга <#"justify">Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

Край мой! Любимая Русь и Мордва!

Притчею мглы ты, как прежде, жива.

Нежно под трепетом ангельских крыл

Звонят кресты безымянных могил.

Многих ты, родина, ликом своим

Жгла и томила по шахтам сырым.

Много мечтает их, сильных и злых,

Выкусить ягоды персей твоих.


С мордовским краем также связано творчество Л. Н. Толстого. 4 сентября 1869 года Саранск посетил писатель Л. Н. Толстой, находясь в поездке из" Москвы в село Ильино, расположенное на берегу реки Суры. По преданию, записанному И. Д. Ворониным, в Саранске Толстой останавливался в доме купца Коровина "в номерах" (позднее гостиница "Россия") по Московской улице, а так же А. Мельникова-Печерского, М.Е.Салтыков-Щедринa и других писателей, произведения которых посвящены мордовскому краю.

Согласно русской литературной традиции образ уездного города формировался как целостная структура, организованная не иначе как социальная модель, сконструированная по законам бытия. Яркие образы уездного города создал выдающийся русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин. В 1866 г. он ревизовал казначейства в Саранске, Инсаре и Краснослободске. Характер проблем многих городов, в которых бывал писатель и которые послужили ему прототипами, совпадал, делал их типичными для всей русской провинции. Приметы городов и сел мордовского края мы находим в «Пошехонских рассказах», повести «Испорченные дети» и других.

Изучение литературной истории региона способствует более глубокому осмыслению культуры своего народа. Этому призвано помочь исследование особенностей края, исходя из представленности его в художественной литературе. Здесь материалом для изучения служат произведения писателей, в которых запечатлена жизнь региона в ее пространственной и культурной характеристиках, имеются наблюдения над повседневной жизнью людей. Такие тексты я использую на практических уроках дисциплины Русский язык и культура речи (рассказы Горького Знахарка, Ледоход). Также использую тексты о Саранске, Республике.


«Ледоход»


Произведение «Ледоход» рассказывает о событиях, произошедших ранней весной при починке ледореза. Рассказ ведется от лица пятнадцатилетнего мальчика, который приставлен подрядчиком - записывать расход материала и следить за рабочими. Работа тяжело даётся ему - староста Осип бранит, рабочие недолюбливают, требуют покрывать воровство. Однако, поговорив как-то раз с Осипом по душам, юноша обнаруживает, что староста стал ему приятно интересен, и с тех пор они часто беседовали. Героя изумляет разительный контраст между тем, как Осип общается с ним, и тем, как общается с другими, и мальчик всё не может понять, нравится ему староста или нет.

Однажды ночью происходит подвижка льда, и рабочие в канун праздника оказываются отрезанными от деревни рекой - по льду идти опасно. Однако Осип убеждает людей, что ничего не случится, если они всё же пройдут по реке. Рабочие идут за ним, иногда проваливаясь под лёд, и Горький весьма любопытно показывает разницу между их поведением - кто-то выбирается сам, а кто-то кричит и требует помощи. До берега, однако, добрались все. На берегу уже толпились люди, кто-то позвал полицию, но Осип спас положение, ловко оправдавшись перед полицейским. Рассказ завершается тем, что мальчик выбрасывает книжку с записями о расходах в воду, и по дороге домой ведёт разговор с Осипом о том, что же является правильным для человека.

В своих произведениях Горький уделяет немалое внимание пейзажу. С его помощью передается социальная обстановка, настроение, эмоции персонажей. В пейзаже «Ледоход», пожалуй, наиболее ярко противопоставление реки до ледохода и после. Сначала она предстает до скуки спокойной:

«Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.»

Герой рассказа М. Горького «Ледоход» - плотник Осип - и похож на Тюлина, и не похож на него: он заключает в себе и продолжение королевковской традиции <#"justify">Проблема отображения образа мордвы в литературно-публицистических произведениях мордовских и русских писателей рассматривается с позиции творчества таких мастеров письма, как В. В. Бажанов, В. В. Берви-Флеровский, П. И. Мельников. Именно в их творческом наследии выявляются наиболее сущностно-содержательные тенденции, при изучении которых предоставляется возможность ощутить воплощение мордовских литературных героев в литературном творческом наследии XIX - начала XX века. Произведения вышеназванных просветителей явились той основой, которая сохранила на века духовную культуру мордовского этноса.

Первые литературные опыты В. В. Бажанов предпринял в конце XIX - начале XX века, сотрудничая в губернских и столичных изданиях: «Симбирском вестнике», петербургском журнале «Воскресение», в котором было опубликовано пять работ В. В. Бажанова: рассказы «В сельской лавочке», «Волостной суд», «Сельский сход», очерк «Серый и белый», картина с натуры «Старшина». В рассказе «Волостной суд» раскрывается образ чиновника низшего звена, где основными фигурами были председатель волостного суда и писарь. Они судят так: богатого обеляют, бедного очерняют. Мастерство автора проявляется в тонком юморе, остроте сюжета. В произведении «Старшина» показан «новоиспеченный» начальник волости. Внутренний мир героя отображен его внешним видом. Он носит «валенки с красными крапинками», «походка тяжелая, уверенная». Создается солидный образ, но ненадолго. В конце произведения старшина посылает своего сына за водочкой, чтобы угостить выборщиков.

Произведения В. В. Бажанова читаются очень легко, стиль описания яркий и красочный. В каждом из них раскрывается жизнь деревенских обитателей; автор умело выстраивает сюжет, правильно подбирает стиль повествования. Художественное творчество В. В. Бажанова явились одним из звеньев, которые скрепляли великую русскую литературу с зарождавшейся в то время письменной культурой мордвы.

Мордовская тематика (общественные отношения, быт и нравы мордвы) нашла широкое отражение и в литературно-публицистическом творчестве П. И. Мельникова. Это одна из наиболее колоритных фигур русской этнографической науки. Своими историко-этнографическими работами писатель внес заметный вклад в изучение мордовского народа. Он автор многих повестей, рассказов, очерков, романа-дилогии «В лесах» и «На горах», замечательный знаток провинциального быта и языка.

Мельников Павел Иванович (1818-1883), русский писатель. Родился в дворянской семье. Окончил словесный факультет Казанского университета (1837). Был учителем. С 1847, служа чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе, а затем (с 1850) в министерстве внутренних дел, участвовал в мероприятиях по «искоренению раскола». В 1866 вышел в отставку. Рассказы М. «Красильниковы» (1852), «Поярков», «Дедушка Поликарп», «Непременный» (все 1857) и др. привлекли внимание читателей и критиков откровенным разоблачением «тайн» бюрократической администрации и крепостнических нравов, а также художественным мастерством. Лучшие произведения Мельникова - романы «В лесах» (1871-74) и «На горах» (1875-81). В романе «В лесах» изображение жизни Заволжья (ремёсел, семейных отношений, обычаев и обрядов) даётся на фоне поэтических картин природы. Любуясь самобытной цельностью характеров героев - носителей древних национальных традиций, Мельников показывает неизбежность разрушения этой старины под натиском цинично-деловых отношений, укрепляющихся в купеческой среде. Особенно сильны обличительные мотивы в романе «На горах», рисующем быт волжского правобережья. Если ряд героев романа «В лесах» наделён привлекательными чертами национального характера, то в романе «На горах» резко сатирически очерчены колоритные фигуры «тёмного царства». Мельникову принадлежат также многочисленные труды по этнографии, статистике и истории раскола.

Существенное место в творческом наследии Мельникова занимают этнографические сочинения, посвященные мордве. Интерес к мордовскому народу у него зародился довольно рано, о чем свидетельствуют опубликованные им работы «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (1839-1840 г. г.), «Нижегородская мордва», «Общественные моления крестьян», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба» (1851 г.). В очерке «Дорожные записки» П. И. Мельников выступил как беллетрист-исследователь, умело подчинивший свои этнографические знания и наблюдения задачам художественно-изобразительного порядка. В его стиле нашли место и лирические интонации, и публицистичность в показе жизни. Автор «Дорожных записок…» увлечен всеми подробностями мордовского быта, повествует об историческом прошлом народа. Он показал «неуклюжего и скучного мордвина, который, сидя на козлах, покачивался, лениво помахивал плетью и по временам затягивал какую-то бессвязную песню…». Успеху данного произведения способствовало превосходное знание автором самых разнообразных сторон народной жизни.

В 1857-1859 годах вышли повести и рассказы П. И. Мельникова «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Непременный», «Медвежий угол», «Именинный пирог», «Старые годы», «Бабушкины россказни» преимущественно в «Русском вестнике», темами которых были чиновничий карьеризм и казнокрадство, жестокое притеснение крестьян, ужасы крепостного права. После появления этих произведений в периодической печати к П. И. Мельникову пришла настоящая известность.

Среди большого числа русских писателей и публицистов, которые внесли неоценимый вклад в раскрытие жизни мордовского народа, следует отметить В. В. Берви-Флеровского. В повести «В глуши», напечатанной в «Современнике», автор описывает жизнь самарской деревни с ее мордовским и татарским населением. Множество публикаций современников автора повести «В глуши» утверждали, что природные условия обусловили основные виды хозяйственной деятельности мордвы (охота, рыбная ловля, пчеловодство, земледелие, скотоводство), отразились на физическом типе народа. Хороший климат и здоровый образ жизни, плодородные земли в совокупности с благами, доставляемыми лесом (целебным воздухом, обилием дичи, разнообразных растительных продуктов), способствовали формированию физически крепкого населения.


Список литературы


1. Хализев В. Е., Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н. С. Лескова) // Континент, 1981, лит. - теор. исследования М., 1982, с. 110-145

Этнография питания народов стран Зарубежной Азии, М., 1981

Есенин С.А. Избранное./ Сост., вступ. статья и комментарий Ю. Прокушева. М.: Худож. лит., 2005. 575 с.

Тынянов Ю.Н. Пушкин. М.: Худож. лит., 1987. 544 с.

Бялый Г. А. В.Г. Короленко. Монография. Л.: Худож. лит., 1983. 352 с.

Лесков Н. С. Повести и рассказы./ Сост., предисл. М.С. Горячкиной. М.: Дет. лит., 1982. 366 с

Рябов А., О мордовской художественной литературе, «Красная печать», 1427, №12;

Рябов А., Литературная мордва, «Читатель и писатель», 1928, №22; Васильев Т., Мордовия, ЦИЗ, 1931;

Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с- (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

10.

.

Http://lib.rus.ec/b/156971/read


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ" ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра гуманитарного образования КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Писатели Мордовии Слушатель КПК: Сидорова Е.Г., учитель мокшанского языка МБОУ « Перхляйская ООШ» Рузаевского муниципального района Проверил: методист кафедры гуманитарного образования Медянкина Е.В. Саранск 2017

1. Введение. Актуальность темы Перед национальной школой республики стоят новые задачи по воспитанию и обучению молодого поколения. Решение их невозможно без систематического чтения художественных произведений мордовских писателей и без изучения основ литературоведения. Научить учащихся чувствовать, переживать, искать в мордовской литературе ответы на вопросы, поставленные жизнью - задача учителя-словесника. В последние годы в литературе наметилась тенденция более глубокого осмысления истории, культуры мордовского народа, героя нашего времени, положительного идеала. Если раньше внимание обращалось на контрастное изображение внутреннего мира и нравственных качеств людей различных классовых прослоек, то в мордовской прозе 70-90-х годов в центре внимания писателей находится идейно-нравственный и моральный облик нашего современника, выросшего в условиях нового общества. Это потребовало более углубленного художественного исследования сельской жизни, поиска новых средств изображения.

Цели и задачи проекта - приобщить учащихся к духовному наследию мордовской литературы; -познакомить учащихся с именами мордовских писателей, с художественными особенностями их творчества.

Ожидаемые результаты Формирование личного интереса к духовному наследию мордовской литературы и культуры; Расширение кругозора учащихся; Умение самостоятельно отбирать материал и выполнять исследовательские работы; Развитие коммуникативных умений.

Василий Иванович Виард Василий Иванович Виард (настоящая фамилия Ардеев) родился 15 января 1907 года в селе Мордовская Муромка Мокшанского района Пензенской области в крестьянской семье. В 1918 году после окончания начальной школы сначала работал в хозяйстве отца, а затем заведующим избой-читальней. Учебу продолжал в Пензенском педагогическом техникуме (1923 ­1926 гг.), на рабфаке (1927 -1930гг.). В 1934 году окончил педагогический факультет Саратовского университета и поступил в аспирантуру при Мордовском научно-исследовательском институте. В годы учебы в аспирантуре он начинает преподавать мордовский язык и литературу в Саранском вузе. В 1934 году его принимают в члены Союза писателей СССР. В. Виард увлеченно работает в должности секретаря редакции молодежной газеты « Комсомолонь вайгяль », литературным редактором детского журнала « Якстерь галстук». Большую работу проводит с начинающими мордовскими литераторами, много пишет и публикуется сам. В 1937 году В. Виард был необоснованно репрессирован, что надолго задержало дальнейший творческий рост писателя. До реабилитации (1956) литератор не мог опубликовать ни одного произведения. Вторая половина пятидесятых и первая половина. шестидесятых годов стали периодом творческой активности писателя. Один за другим он выпускает ряд сборников рассказов, повестей: « Кяжи сява », 1956, « Кешань приключениянза », 1958, «Скрипач Оха» (1959), « Колянь каникуланза », 1960, « Хрустальнай седь », 1960, « Вирень вайгяльхть », 1961, « Кафта пильгса сохатай » и другие.

Кузьма Григорьевич Абрамов Народный писатель Мордовии (1985), лауреат Государственной премии республики (1977) Кузьма Григорьевич Абрамов родился 12 ноября 1914 года в селе Старые Найманы ныне Большеберезниковского района Республики Мордовия в семье крестьянина. После окончания ичалковской десятилетки (1933) поступил учиться в Мордовский педагогический институт. Однако после первого курса оставил учебу. С 1935 года К. Абрамов работает учителем Косогорской семилетней школы Большеберезниковского района, где и начинается его литературная деятельность. В 1938 - 1939 годы К. Абрамов трудится в Мордовском книжном издательстве в должности редактора. Осенью 1939 года он призывается в армию. Был курсантом Тамбовского военно-пехотного училища. К. Абрамов - участник Великой Отечественной войны. Важным этапом на пути творческого становления писателя стали его рассказы. Затем была трилогия « Эрзянь цёра » («Сын эрзянский», 1971, 1973, 1974) - о всемирно известном скульпторе сд. НефeдoBe (Эрьзе). Она удостоена Государственной премии МАССР (1977). В конце восьмидесятых годов К. Абрамов успешно осваивал и новый жанр прозы - роман-сказание. Так, о жизни мордвы в конце Х II - начале ХIII в. он повествует в романе « Пургаз » (1988).

Михаил Ильич Безбородов Михаил Ильич Безбородов родился 10 января 1907 года в селе Старые Пичингуши ныне Ельниковского района Республики Мордовия в крестьянской семье. В 1919 году он окончил в своем селе начальную школу. Рано познакомился с мокшанскими песнями, которые пробудили в парне стремление самому пробовать сочинять стихи на родном языке. В 1929 году окончил Саранскую совпартшколу, затем работает учителем в Пичингушской начальной школе, заведует избой-читальней, является активным сотрудником районной газеты. Первое стихотворение М. Безбородова « Морафтома кудса » было опубликовано в газете «Од веле » («Новая деревня») в 1927 году. Оно посвящено культурному строительству в деревне. Стихотворение пронизано оптимистическими мотивами. М. Безбородов - мастер пейзажа. Он воспевает красоту родной земли, ее просторы, цветущие сады, бескрайние поля. Поэт экономно и умело пользуется изобразительными средствами, создавая одновременно и грустное, и светлое настроение («Виры» ,«Луга лангса », « Ялгай, морак, монга моран » и др.). В 30-х годах многие из них в мордовских селах пелись под гармонь, балалайку в молодежных хороводах.

Леонид Фёдорович Макулов Родился 17 июля 1907 года в с. Перхляй Рузаевского района Республики Мордовия. Первые литературные опыты относятся к началу 30-х годов, первой книгой стал поэтический сборник « Одонь вайгяль » («Молодой голос», 1933). Издает несколько сборников рассказов: «Од мичуринецт » («Юные мичуринцы», 1949), «Од ялгат » («Новые товарищи», 1955), « Данилка » (1956). Активно работает в жанре повести: « Мокшень стирь » (« Девушка-мокшанка », 1957), « Павазу тунда » («Счастливая весна», 1961), « Кранч » («Ворон», 1968). Большую известность получила повесть « Мокшень стирь », перведенная на русский язык и четырежды переизданная под названием «Учительница» (1960, 1963, 1964, 1977). С 1959 года-член Союза писателей СССР, заслуженный писатель Мордовской АССР (1982).

Максим Афанасьевич Бебан Максим Афанасьевич Бебан (настоящая фамиля Бябин) родился 10 февраля 1913 года в ceле Керетине Ковылкинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, баснописец, заслуженный писатель Мордовии (1983), окончил сельскую школу (1926), Саранский педтехникум (1931), Мордовский педагогический институт (заочно, 1939). Член Союза писателей СССР с 1934 года. Трудился Бебан литературным сотрудником Зубово-Полянской районной газеты «Од Beлe » («Новая жизнь», 1931 - 1934), секретарем оргкомитета Союза писателей Мордовии (1934 - 1935), ответственным секpeтapeм журнала « Колхозонь эряф » («Колхозная жизнь», 1935 - 1937), учителем (1939 - 1940). В годы Великой Отечественной войны был на фронте. После войны работал в редакции газеты « Мокшень правда» (1946 - 1947), ответственным секретарем Союза писателей Мордовии (1947 - 1949), директором Мордовского книжного издательства (1949 - 1961), ответственным секретарем журнала «Мокша». Литературному творчеству М. Бебан начинает уделять много внимания после опубликования в 1930 году стихотворения « Микита-тракторист ». В поэтических произведениях он воспевает колхозную новь в мордовском ceлe . В послевоенный период автор пробует себя в создании оперных либрето (им написаны либрето для трех опер - « Нормальня », « Афра », «Крылатый человек».

Сергей Степанович Ларионов Родился 6 октября 1908 года в селе Анаево Зубово-Полянского района Мордовской АССР. Заслуженный писатель Мордовской АССР (1977), член Союза Писателей СССР (1952) Первые свои публикации С. Ларионов сделал на страницах окружной военной газеты в 1932 году. Известность писателю принесли его рассказы «Лектор» (1954), «Дикие гуси» (1957), которые затем вышли и в ряде московских изданий. В 1959 году с интересом была встречена повесть «Настя», которая под названием «Совесть» В 1961 году выпущена издательством «Молодая гвардия». Хрестоматийным стал рассказ" «Елка деда Архипа» (1955), впоследствии включенный в сборник лучших рассказов писателей нашей страны о Великой Отечественной войне «Ради жизни на земле» (М., 1975). Преобразования в мордовской деревне, которые происходили в 50-х годах, Ларионовым широко показаны в социально-бытовом романе « Лямбе кядьса » («Теплыми руками», 1962). Своим романом « Хрусталень пайкт » («Хрустальные колокола» 1974-1987) Ларионов внес высокую лепту в разработку темы рабочего класса в мордовской литературе. Ларионов долгое время работал над повестью « Фкя шинь бойста » («Один день сражения», 1983. в котором глазами очевидца поведал о начальном периоде Великой Отечественной войны.

Анатолий Прохорович Тяпаев Анатолий Прохорович Тяпаев родился 25 января 1928 года в городе Беднодемьяновске Пензенской области в семье служащего. После смерти матери воспитывался в родном селе отца Нагорное Алексово (ныне Паёво) Кадошкинского района Республики Мордовия. Здесь он окончил начальную школу, до J 945 года учился в Глушковской средней школе. Во время Великой Отечественной войны работал в колхозе. После службы в армии он работает в редакции газеты «Советская Мордовия» переводчиком. С 1957 года трудится в редакции газеты « Мокшень правда» вначале литературным сотрудником, затем заведующим отделом культуры и быта, ответственным секретарем. Заочно окончил историческое отделение Мордовского госуниверситета. В 1966 году назначен oтветственным секретарем журнала «Мокша», а с 1971 по 1976 год - главный редактор этого издания. С 1976 по 1988 год - заместитель председателя правления Союза писателей Мордовии. Свое творчество А. Тяпаев начал с поэзии. Первое стихотворение «Урожай» опубликовал в 1947 году в газете « Мокшень правда». Он выпустил 23 поэтические и прозаические книги на мокшанском и русском языках. Первый его поэтический сборник « Тундань пизем » вышел в 1959 году. Стихи и поэмы А. Тяпаева изданы в сборниках « Тядя » 1964, «Алят» 1967, «Клены на окне» (1970), «Искры из камня» (1974), « Эрек ведь» 1978.

Никул Эркай Никул Эркай (настоящая фамилия Иркаев Николай Лазаревич) родился 22 мая 1906 года в селе Курилове ныне Ромодановского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный поэт Мордовии (1960), лауреат Государственной" премии Мордовской АССР (1975), член Союза писателей СССР с 1934 года. Литературную деятельность Н. Эркай начал в конце 20-х годов. В 1932 году вышел первый поэтический сборник « Модась одкстомсь », сборник очерков и рассказов « Корентнэ наксадсть ». В 1936 году выпустил лиро-эпическую поэму «Моро Ратордо », где повествуется о значительных вехах в истории мордовского народа. Во второй половине 30-х годов были изданы пьесы «Не рой другому яму», сказки и рассказы для детей. Стихи и поэмы военных лет вошли в сборник « Кочказь лирика», Произведения Н. Эркая послевоенного периода отмечены философскими раздумьями и обобщениями о мире и человеке (сборники: «Стихотворения и поэмы», 1952; « Тундань сад», 1959; «Теплынь», 1965 и др.). В детском журнале «Костер» опубликовал повесть «Алешка», которая была переведена позднее на многие языки народов СССР и издана массовым тиражом издательством « Детгиз » (1962). Популярными среди читателей стали повести Эркая «Березовая вода» (М., 1963), «Новая родня» (М., 1966), которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей была отмечена второй премией. Эркай перевел на эрзянский язык ряд произведений Н. Гоголя, А. Пушкина, М. Горького, Т. Шевченко, П. Павленко, М. Джалиля, Р. Тагора, Д. Байрона, В. Маяковского, И. Крылова, Л. Украинки и др. Большинство его публицистических статей и воспоминаний опубликовано в посмертном сборнике «Родники души» (1981, составители М.Ф. Строганова, А.И. БрыжинскиЙ).

Юрий Фёдорович Кузнецов Родился в селе Мордовская Пишля Рузаевского района Республики Мордовия. Первый сборник рассказов « Ичкоздень семафор» («Дальний семафор») опубликовал в 1972 году, затем были изданы сборники рассказов и повестей « Коряй пайгонят » («Звенящие колокольчики, 1973), « Сембось ушеткшни киста» («Все ничинается с дороги», 1975), «И снова лето» (1976), « Сексень пизелхт » («Осенние рябины», 1979), « Ожудова, вишке коволхт » («Подождите, быстрые облака, 1981), «Полдень» (1981), «Чистые ключи» (1983). Произведения переведены на русский, финно-угорские языки. Он член Союза журналистов (1965), член Союза писателей СССР с 1977 года.

Петр Иванович Левчаев Родился 1 марта 1913 года в селе Промзино ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия. Свою литературную деятельность начал как поэт, его первое стихотворение «Од веле » («Новая деревня») было опубликовано в 1930 году, но больше известен как прозаик. Уже в 30 годы выходят два его сборника рассказов « Ушеткс » («Начало» 1935) и «Рассвет» (1936). Свыше двух десятилетий отделяют его книги « Даволхт » («Бури», 1936) и « Вирсь увнай » («Лес шумит», 1959). Такой отрезок времени он был лишен возможности печатать свои произведения, был репрессирован. После реабилитации выпустил книги на мокша-мордовском языке: « Повестть и расскаст » («Повести и рассказы», 1962), « Аляшка церокш » («Малыш-крепыш», 1967), « Золотань калня » («Золотая рыбка», 1971). С интересом был встречен роман-дилогия « Стирнят-якстернят » (« Девушки-красавушки », 1967, 1983). П.Левчаев член Союза писателей СССР с 1934 года.

Узнай портрет К.Г.Абрамов С.С.Ларионов Н.Эркай Л.Ф.Макулов

О ком говорится? В 1938 - 1939 годы трудится в Мордовском книжном издательстве в должности редактора. Осенью 1939 года он призывается в армию. Был курсантом Тамбовского военно-пехотного училища. Участник Великой Отечественной войны. Написал известную трилогию - о всемирно известном скульпторе. К.Г.Абрамов

Из какой басни эта мораль Тязк путомаль и точка, да баснясь мезень басня, къда сонь моралец апак аст! А сонь моралец тя: аф сембе, мезе пиндолды, алмаз- али зърня. М.А.Бебан « Кафонц частт » Кунардонь тя валмуворкссь, кой-кинди сяка мяляфтомаль, шять: илянди лотка тята шува - тонць эсонза улят! М.А.Бебан « Лефсь, върьгазсь и келазсь »

Выбери подходящее Мордовская Муромка « Сёксень пизелхт » « Вирень вайгяльхть » Мордовская Пишля « Вирсь увнай » Репрессирован « Кешань приключениянза » Перевел ряд произведений русских писателей В.И.Виард Мордовская Муромка « Вирень вайгяльхть » Репрессирован « Кешань приключениянза »

4 . Заключение Мордовская литература набирает новые силы, её голос становится всё слышнее в общем хоре многонациональной литературы нашей страны. Исследование жизненных явлений прошлых лет, современной действительности во многом проводится уже с новых перестроечных позиций. Выполняя требование времени, писатели стремятся создать произведения, способствующие формированию гармонично развитой личности, воспитанию в людях высоких моральных качеств, творческой активности. Они постоянно помнят о том, что общество ждет от писателя художественных открытий, правды жизни, дарят читателю всё новые и новые высокохудожественные произведения, характеризующиеся объективным отображением обновляющейся жизни мордовского народа. Таким образом, изучая произведения мордовских писателей происходит знакомство с историей и культурой мордовского народа, с их традициями и обычаями. Формируется духовно-нравственное отношение к своей республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

5. Список литературы 1. Брыжинский А.И., Пашутина О.В.,Чернов Е.И.Писатели Мордовии: Биобиблиографический указатель.- Саранск, Морд.книж.изд, 2001. -592с. 2. Зиновьев Н.В. Человек и время: Морд. лит. и нац. шк.- Саранск: Морд. книж. изд-во, 1994.-272с. 3. Малькина М.И. Мезе тейнек эряви: Мокшень литературнай антология. -Саранск: Тип. « Крас.Окт.», 2001.-200с. 6. Интернет-ресурсы www.lib.e-mordovia.ru www.mordovia.info


29 декабря - 100 лет со дня рождения Якова Максимовича Пинясова (1913-1984) – мокшанского поэта, прозаика, члена Союза писателей России (1940), заслуженного (1963) и народного (1983) писателя МАССР, лауреата Государственной премии МАССР (1970).

Я. М. Пинясов - автор более 30 детских книг. Около 20 его книг в переводе на русский язык вышли в московских издательствах. Особенно популярны в среде юных читателей сборники рассказов, загадок и сказок «Живые фонарики» (1956), книга «Обыкновенные варежки» (1959), повесть «Шумный брат» (1964). Тираж детских книг Пинясова на русском языке превысил 7 миллионов экземпляров. Произведения Пинясова переведены на многие языки народов России и СНГ, изданы в Англии, Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Румынии, Чехословакии.

Вот некоторые из его произведений для детей в переводе с мокшанского на русский язык.

Сказка "Лесной портной"

Вы не слышали сказку про лесного портного? Ну так послушайте.

Выпал однажды ранний снег. Обрадовались ребята, что он мягкий да липкий, - давай из него шары катать, снежных баб лепить. Обрадовались и зайчишки. Скачут, резвятся, ушами встряхивают - щекочут их снежинки. И так забавно: прыгнешь - а за тобой четыре следа остаются. Два поменьше, два побольше. Можно на снегу красивые узоры вышивать.

Резвится детвора, а зайчиха-мать чуть не плачет. Села под ёлкой, подпёрла щёку лапой и головой капает:

Детушки вы мои, лапушки, чему же вы радуетесь, глупые! Ведь по этим следам вас теперь не только лобастый волк - любой охотник найдёт!

Ничего, - пищат зайчата, - мы так следы запутаем, что и лисичка-хитричка нас не разыщет!

А зайчиха не унимается, горюет:

Ай, зимушка-зима, зачем, ранняя, пришла - у меня нет зипуна! Зачем выпал первый снег - ведь у зайчат моих белых шубок нет!

Ничего, - пищат задорные малыши, - нам и в летних пальтишках тепло!

Да не в тепле дело. Беда, что кругом бело, а ваши одёжки серы. Теперь вас не только глазастая сова увидит - любая горластая ворона обидит!

Слышит эти причитания ёжик в своей избушке. Лежит, нежась, на перине из сухих листьев, босые подошвы под себя поджимает, в ледяное окошко щурится на белый снег и думает:

«Хорошо, что я вовремя спать залёг! Меня теперь никто не потревожит. Только жалко мне зайцев, плохо будет им...»

Только он это подумал, откуда ни возьмись-ворона. Увидела зайчат, распустила когти, разинула клюв - хвать! - да промахнулась. Бросились зайчишки в разные стороны, а самый маленький прямо к ёжику в нору угодил и испугался:

Ой, кто здесь?

А ты потише! - рассердился ёж. - Повежливей...

Кто вы такой? Почему вы босой, когда зима? - удивился зайчонок.

Я лесной портной. А тебе что?

Портной? Вот как чудесно! Нам же нужно белые шубки шить.

Чтобы шубы шить, надо иголки иметь.

Иголки? Да мы их сколько угодно наберём под ёлками.

Мягковаты будут.

Нет, они замёрзли, твёрдые. Я даже укололся.

Ладно, тащите.

Быстро набрали зайчата самых длинных и крепких иголок:

Шейте поскорей нам шубки, пожалуйста, дядя портной!

Чтобы шубы шить, надо нитки иметь.

Нитки? Это такие тоненькие? Мы их сколько угодно на дороге наберём. Они вместе с сеном попадаются. Если их едим, потом животы болят.

Не подбирайте с земли всякую гадость! Это конские волосы... Ну ладно, сойдут, только собирайте белые и не таскайте мне чёрные!

Ладно, хорошо, постараемся! - обрадовались малыши.

При свете месяца выбежали зайчата на луговую дорогу, полакомились былинками сена, что натрусились из полных возов, насбирали белых волос, что выпали из конских хвостов, и притащили их ежу-портному вместо ниток. Хороши были эти белые нитки, да только коротковаты.

Поворчал лесной портной, однако обошёлся. Снял с зайчат мерки, сел в своём домике на корточки и давай из снежного покрова шубы шить.

Все короткие нитки вдел в иголки и так ловко получается - как настоящий портной шьёт. Одна нитка у него кончится, он другую иголку с ниткой берёт; а пустую, чтобы не потерять, себе в спину втыкает. Ловко шил! И так увлёкся, что весь иголками утыкался.

Постучал ноготком в окошко из льдинки, позвал детвору:

А ну, получайте белые шубки!

Набежали зайчата, вырядились, как на праздник. В таких шубках и к деду-морозу на ёлку не стыдно показаться. Стали зайчата беленькие, вот только хвосты остались серые.

Извините, материалу немного не хватило,- любуясь своей работой, сказал ёжик.

Зевнул и лёг спать, забыв вынуть из спины иголки: устал очень.

Поблагодарили его зайчата - кто морковкой, кто капустной кочерыжкой - и разбежались по зимнему лесу.

В белых шубках на белом снегу - попробуй-ка их найди! Родная мать не слышит, только по серым пушистым хвостикам и угадывает.

Обозлилась лиса, что зайчат никак переловить не может, и решила отомстить ежу.

Весело провели зайчата зиму, а пришла весна - словно растаяли их белые шубки, когда стали не нужны.

Вылез из своей избушки ёжик, щурится на солнышко, а лиса тут как тут:

Ага, попался, лесной портной! Вот я тебя вместо зайчат самого съем!

Ежик от страха в клубок свернулся.

Так, так, - оскалилась лиса, - свернись, колобок, поудобней! - Разинула пасть - да как ёжика хвать!

Схватила и укололась. Не знала, плутовка, что у лесного портного за зиму все иголки к спине приросли. С тех пор побаивается лиса трогать ёжика.

Лишь только наступит зима, зайчата новые иголки несут, а ёжик им белые шубки шьёт.

Вот и всё. А вы этого ещё не знали?

Сказка "О том, как зайчик хвостик потерял"

Какую хорошую сказку знаю я, - сказала черноглазая Ниночка своей подружке Оле.

А мне расскажешь? - встрепенулась белокурая Олечка.

Конечно, расскажу... Только пойдем, сядем на травку.

Олечка и Ниночка рядышком сели на зелёную травку, и Ниночка спросила подружку:

Ты знаешь, почему у зайчика нет хвоста?

Оля встряхнула беленькими косичками и чуть слышно ответила:

Нет.

А я знаю. И сказка про это. Вот слушай...

Жил-был зайчик. У него был длинный хвост. Ну, как у лисы. Такой же длинный, пушистый. И сам зайчик был хитрый, как лиса. Однажды зайчик проголодался и стал искать себе еду. Долго бегал по лесу. И вдруг почуял вкусный запах. Запах привёл его на опушку леса. Там стоял маленький домик. Около домика горел костёр. У костра сидел белый-белый дедушка и плёл из лыка лапти для своей внучки.

Сел зайчик под кустик и стал глядеть: не уйдёт ли куда-нибудь дедушка. Ведь рядом с ним котелок с чем-то вкусным стоит. Долго сидел зайчик, поводя усами. Вдруг почти рядом с собой он услыхал чей-то голосок: «Дз-з-з, дз-з-з». Старик посмотрел на ульи, и видит: пчёлки его вернулись домой. Бросил он работу, надел на голову сетку и пошёл к пчёлкам. Зайчик ползком на животе - к котелку. В котелке - суп вкусный-превкусный. Наелся зайчик досыта, облизал усики. «Теперь бы ещё медку», - подумал он и сел прямо на раскалённую головёшку, что валялась у огня. Сгорел его пушистый хвост. Испугался, вскочил зайчик, думал, что это старик его ударил, и бросился наутёк.

Долго грустил зайчик по своему хвосту. Ведь раньше некоторые звери и птицы его за лису принимали, а теперь сразу узнают.

До сих пор зайка не может простить себе: такой красивый хвост у него был, а потерял по глупости - на чужое позарился.

Рассказ "Кем быть и кем не быть?"

Шли по улице два товарища – Петя и Коля. Остановились у витрины книжного магазина. Потом они зашли в магазин. Коля быстро купил одну книгу, вторую – обе с картинками. Заплатил деньги и положил в карман сдачу – тридцать копеек.

А у Пети денег было мало. Очень понравилась ему книжка «Кем быть?». Купишь такую и сразу узнаешь много хорошего. Посчитал Петя деньги – не хватает. И немного – всего десяти копеек.

Коля, - попросил он, - дай мне до завтра десять копеек. Такая хорошая книжка – рассказывает, кем быть и кем не быть.

А Коля ему отвечает:

Не хватает денег – не покупай, и все!

Пожалел деньги.

Посмотрела на друзей продавщица, которая только что дала Коле сдачу, и сказала Пете:

Не огорчайся, мальчик! Кем быть, ты узнаешь, когда подрастешь. А кем не быть – твой товарищ знает.

При этих словах Коля покраснел и вышел из магазина. А Петя выбежал за ним и все спрашивал:

Скажи, Коля, кем не надо быть? Скажи!

Коля молчал. Знал, да не сказал.

Рассказ "Грибы на дубу"

В детском саду было много хороших мальчиков и девочек, но всех правдивей считался Миша - никогда неправды не скажет.

И вот какая история случилась с ним недавно.

Пошли ребята в лес - посмотреть, как и что там растёт.

Шли, взявшись за руки, а тётя Катя объясняла:

Вот смотрите, ребятки, это растёт ёлочка, а на ней еловые шишки. Это вот под деревом хороший грибок - сыроежка. А это вот плохой гриб - поганка.

Вот видите, хороший грибок скромно в тени стоит, а вредный мухомор на солнышко выбежал, красотой по-хвалиться...

Тётя Катя много знала.

Миша загляделся по сторонам и немножко отстал. Ему понравился в лесу огромный дуб, под которым даже темно. Посмотрел Миша вверх и вдруг видит- высоко на посохших ветках дуба торчат грибы!

Вот так чудо! Побежал он догнать ребят, чтобы всем показать свою находку, да немного заблудился.

Его искали, аукали... Он искал, аукал... Да зхо помогало. И столько в лесу было ауканья, что не разберёшься, кто где потерялся.

Когда нашли друг друга, тётя Катя рассердилась на Мишу:

Ты почему отстал?

Тётя Катя, я не напрасно отстал: я нашёл грибы на дубу.

Ах ты, врунишка! Да разве грибы на дубу растут?! - всплеснула руками тётя Катя.

Все рассмеялись.

А Миша не сдаётся:

Я сам видел. Дуб, а на ветках грибы! Пойдёмте - покажу!

На обратном пути Миша нашёл тот самый старый, тёмный дуб с густой листвой и сухими ветками у вершины. Посмотрел вверх, а грибов нет. Нет - как и не было. И с одной стороны зашёл - не видно. И с другой-ничего. Глаза протёр: сухие ветки есть, а грибов на них нет.

Огорчился Миша и заплакал.

Пошли они домой, а тётя Катя его утешает:

Ничего, Миша, не плачь! Это тебе, наверное, приснилось.

Конечно, приснилось, приснилось! - подхватили ребята. - Миша сказал пр"авду, которую он увидел во сне... Во сне всё можно увидеть: как рыба попадается на пустой крючок, как можно летать, размахивая руками, как булки на дереве растут - не то, что грибы на дубу!

Так и ушла детвора из леса, не поверив Мише. А белочка, следившая за детьми из своего дупла, скрытого среди густых ветвей дуба, поглядела им вслед и покачала головой; если бы умела говорить, наверное бы сказала:

«Ай-яй-яй! Зачем же обижать правдивого мальчика! Ведь грибы-то высохли, пока вы там аукались. Я их на веточки надела, я и в дупло их убрала - в свою зимнюю кладовку. У меня и сушёные грибки здесь спрятаны и отборные орешки, только я болтать про это не люблю, чтобы мне не завидовали!» Нырнула в дупло и притаилась

Рассказ "Хитрый огурчик"

А у нас на огороде хитрый огурчик вырос! Его Наташа посадила.

Ребята помогали взрослым на огороде. Каждый принес на грядку бутылку с водой и поливает: кто свеклу, кто морковь, кто капусту.

Наташа и ее подружки поливали огурчики. А потом все ребята уехали в лагерь.

Наташа торопилась и забыла на грядке свою бутылочку с водой. Так и осталась лежать бутылка – горлышком к цветущим огурцам.

В конце лета вернулись ребята, пошли на огород. Ой, сколько всего здесь выросло! И красная свекла, и зеленая капуста, и желтые тыквы. А сколько огурцов! Теперь уж не узнаешь ни своих, ни чужих.

Вдруг бабушка зовет Наташу:

Наташа! Иди, посмотри на свой огурчик!

Где он?

А вот посмотри.

Поглядела Наташа.… Лежит на грядке забытая ею бутылочка, а в ней вырос огурец. Да такой большой, что всю бутылку занял.

Вот как ловко устроился! – смеется бабушка.

А ребята не могут понять, как же такой большой огурец мог влезть в узкое горлышко бутылки.

Наташа, как же это ты вырастила огурец в бутылке?

А Наташа и сама не знает.

Я ничего.… Это он сам туда влез!

Вот и догадайтесь: как он попал в бутылку?

Некоторые произведения на мокшанском языке:

Тяла

Тачи, тага тяла

Марнек вельхтявсь модась

Пороркясь вальмять ала

Акша катфкя кодась

Кельгса тялоть кельгса

Кожфкась шамы архты

Катк туцятне вельхкссонк

Лама лада прафтыхть.

Для каждого, кто хотя бы вскользь познакомится с его творчеством, будет очевидно, что Владимир Нестеров - поэт своей страны, Родины, державы. Он - мастер патриотических од, лиро-эпических поэм, стихотворений, посвященных важным проблемам современной жизни. Творческий пусть, который прошел поэт Владимир Нестеров, биография (с фото) еще подробно не описывались.

Владимир Нестеров - певец народный

Каждому русскому человеку знакомы имена А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, А. А. Блока. Это великие поэты, давшие свой голос простому народу. С А. С. Пушкина началось развитие русского литературного языка. Н. А. Некрасов и Сергей Есенин внесли в нашу литературу тему крестьянства и жизни бедняков, в музыкальных стихах А. А. Блока слышится величие и мужество многонациональной России, топот скифских коней, игра татарской крови.

У таких поэтов есть определенный талант, есть самобытность, есть личность. Их творчество не так многогранно, как произведения великих гениев, их голос звучит тише и проще, но, несмотря на это, именно такие стихолюбы - поэты второго порядка, всегда имели и имеют важнейшее влияние на умы молодого поколения современников. Люди, для которых поэзия является не искусством в общепринятом смысле этого слова, а способом донести до других какую-то истину, рассказать о важном событии, используя ритмику и рифму. К таким поэтам второго порядка можно отнести, например, Демьяна Бедного, Николая Петровича Огарева, и других. К таким авторам относится и современный мордовский поэт Владимир Нестеров. Биография этого литератора еще не была полно описана, потому стоит остановиться на ней подробней.

Молодые годы Владимира Нестерова

Служба в армии, будни студента, кропотливая, но творческая работа журналиста - все это познал поэт Владимир Нестеров. Биография и творчество этого автора тесно переплетены. Кажется, что на любое значительное общественное событие поэт откликается стихотворением.

Владимир Нестеров появился на свет 7 октября 1960 г. в селе Анаево на территории Республики Мордовия.

Уже со школьной скамьи проявился в будущем поэте интерес к государственным проблемам, устройству общества и месту России в мировом пространстве. Стихотворения юного патриота публиковали в газетах «Молодой ленинец», «Свет октября», «Мокша».

После школы Владимир Нестеров твердо решил стать журналистом и поступил в Мордовский государственный университет на факультет филологии, который с успехом окончил в 1987 г. Так начал свой жизненный путь Владимир Нестеров. Биография (с фото времен детства и юности) этого литератора почти не освещена в журналах, но можно надеяться, что со временем читатель будет иметь возможность узнать больше об этом необычном поэте.

Зрелые годы и начало трудовой деятельности поэта

В 1988 г. вышел первый поэтический сборник В. И. Нестерова «Соткс» (рус. «Связь»). А в 1992 г. были опубликованы две книги: «Вачашить колга» («О голоде») и сборник «Духовная жажда», и уже через год, в 1993 г., мордовский поэт Владимир Нестеров вошел в Союз писателей России.

В 1990-х годах поэт некоторое время работал руководителем национального театра в Мордовии и старался поддерживать народных дух в обществе, внушать людям веру в будущее, несмотря ни на что. Об этом периоде он отзывается как о «голодном».

В настоящее время поэт проживает в г. Саранске в Мордовии. Он ведет активную общественную деятельность, участвует в Съездах писателей России, посещает патриотические мероприятия в школах, с интересом выступает на литературных вечерах и встречах.

Награды и признание

Поэт Владимир Нестеров широко известен в родной Мордовии. Он регулярно принимает участие в поэтических конкурсах, не раз становился их призером и лауреатом.

Поэт награжден Литературной премией главы Республики Мордовия, является призером региональных конкурсов «Зеркало нации» и «Рождественская звезда», участником фестиваля финно-угорской прессы.

В феврале 2017 г. прошел творческий вечер, гостем которого стал поэт Владимир Нестеров (фото есть в статье). На нем присутствовали молодые литераторы и деятели культуры Саранска. Лозунг встречи гласил: «Мы все - россияне!», что подчеркивает интернациональный дух и гражданскую позицию поэта.

В марте 2017 г. Н. И. Нестеров победил в региональном конкурсе в номинации «Живи, Мордовия моя!».

Владимир Нестеров - журналист и переводчик

В настоящее время Владимир Нестеров работает обозревателем в газете «Мокшень правда». Он никогда не скрывал и не скрывает свою общественно-политическую позицию - и это заслуживает уважения. Действительно, поэзия В. И. Нестерова достаточно специфична, она может нравиться или не нравиться, но нельзя отказать поэту в таких личностных чертах, как гражданственность, верность слову и твердость. Он никогда не изменял себе - а это качество, которое присуще далеко не каждому. «Мы единая российская нация, - считает В.И. Нестеров, - граждане огромной великой России, а потом уже мордва, русские, татары, дагестанцы, большие и малые народы».

Будучи в первую очередь гражданином, В. И. Нестеров считает чрезвычайно важным подчеркнуть свою принадлежность к великой многонациональной культуре, которой и является культура России. Потому поэт пишет как на русском, на и на (мокша). Более того, он является переводчиком на свой родной мордовский язык Библии для детей и некоторых православных литургий.

Патриотическая лирика В. И. Нестерова

Биография и творчество Владимира Нестерова пронизаны образом могущественной и державной России. Россия в его стихах - не абстрактная родина, а империя, от которой зависит не только внутренняя стабильность, но и благополучное и мирное существование всех народов на земле. В. И. Нестеров искренне верит в высокое признание России, в ее богоизбранность и самобытность.

Поэт признается, что его вдохновляют такие литераторы, как С. Кинякин, И. Девин, Г. Пинясов.

Поэт старается откликаться на каждое значительное событие в России. Так, например, шествию «Бессмертный полк» В. И. Нестеров посвятил произведение, в котором призвал молодое поколение быть «достойным» подвига предков:

Чтоб полк Бессмертных был за нас покоен,

Как и за славу Родины своей!

Пейзажная и народная лирика В. И. Нестерова

В творчестве В. И. Нестерова можно выделить несколько основных тем: большая и малая Родина, красота природы, прошлое и будущее России, философские вопросы о жизненном призвании человека и его роли в мире.

Большое количество произведений поэта посвящено красоте его родной Мордовии. В призывном стихотворении «Живи, Мордовия!» В. И. Нестеров признается в своей любви к родному краю, говорит, что ему «нет счастья» в «чужих краях». Текст этого стихотворения положен на музыку и стал широко известен жителям Саранска.

Нужно сказать, что поэт всегда резко отрицательно отзывался о восхвалении жизни на Западе, на чужбине. В своих стихотворениях о природе, как и в патриотической лирике, В. И. Нестеров остается верным себе - он в первую очередь остается гражданином.

Еще одной отличительной чертой поэзии В. И. Нестерова является то, что он никогда, даже в юношеские годы, не писал о любви. Поэт считает, что любовь к женщине недостойна того, чтобы быть описанной в высокой поэзии. Однако тема любви в стихотворениях В. И. Нестерова все же присутствует. Это светлое чувство к Отчизне:

Любовь, как вешняя вода,

Растопит в сердце зной:

Я счастлив жить

с тобой всегда

Единою судьбой!

Пишет В.И. Нестеров о Мордовии.

Религиозная поэзия Владимира Нестерова

Мордовский поэт является глубоко верующим человеком. Он ходит на службы в православные храмы, отмечает христианские праздники. В. И. Нестеров уверен, что православное воспитание должно статье неотъемлемой частью светского образования.

Многие стихотворения Владимира Нестерова отражают его религиозность и искренность веры. Например, в произведении «Храни, Господь» поэт просит:

Храни, Господь, меня, храни:

Храни во мне Живое слово.

В этих строках чувствуется молитва, хвала Богу, вера в Его могущество и просьба поэта уберечь его от неправедных поступков, сохранить свой стихотворный талант - «живое слово». Но такое сугубо личное обращение к Богу уже в следующей строфе приобретает любимый поэтом мотив родины:

Храни, Господь, для нас Россию:

Её особый - трудный путь.

Поэт сочетает личное и общее, просьбу к Богу помочь поэту сберечь свой талант и мольбу о благополучии родной страны.

Заключение

Мордовский поэт Владимир Нестеров соединяет в своем творчестве личное и общее, описывает вопросы, касающиеся индивидуальной жизни, и проблемы, заставляющие задуматься о Родине и пути своего народа. И пусть его стихи далеки от гениальных, но зато они искренни, чисты и близки многим.