История квиллинга кратко. Что такое квиллинг (quilling) или красота бумагокручения

Маркова Анастасия

Исследовательская работа раскрывающая историю возникновения и развития такого вида декоративно прикладного искусства как квиллинг

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 4

Исследовательская работа

«История квиллинга.

Экспериментальное сочетание квиллинга и пейп-арта

в творческой работе «Пасха».

Работу выполнила: Маркова Анастасия,

обучающаяся 6 «А» класса

МБОУ г. Иркутска СОШ № 4,

д/к «Умейка»

Руководитель: Скляренко Татьяна Гранитовна.

ИРКУТСК

2013

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ КВИЛЛИНГА.

  1. Несколько слов о бумаге.
  2. Что такое квиллинг?
  3. Как и когда возник квиллинг? Версия - Восток.
  4. Как и когда возник квиллинг? Версия - Запад.

ГЛАВА II.

2.2. Базовые элементы.

ГЛАВА III.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ.

На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. Современные школьники, не смотря на загруженность и «закомпьтерность» все равно остаются детьми, фантазерами, выдумщиками и творцами. Занимаясь сама творчеством я считаю, что очень важно и полезно приобщать детей к изучению декоративно - прикладного искусства, воспитать в них любовь к прекрасному. Квиллинг, как один из видов декоративно - прикладного искусства, на наш взгляд, имеет большие возможности: развивает мелкую моторику, успокаивает, снимает агрессию и развивает вкус. Кроме того, он полезен для развития пространственного воображения и, наконец, просто фантазии человека. Задумавшись над этим, я поставила перед собой

Цель: изучить историю возникновения и развития техники декоративно - прикладного искусства Квиллинг, создать панно, сочетая разные техники.
Для достижения цели мне предстоит решить следующие
задачи:
1. изучить литературу и другие источники по теме исследования;
2. описать технику квиллинга;
3. поэкспериментировать в сочетании техники квиллинг и пейп-арт;
4. изготовить панно в технике квиллинг и пейп-арт.
Актуальность: в последнее время возрождается интерес к народным промыслам и декоративно - прикладному искусству, а квиллинг, как один из его видов, очень интересен, но недостаточно известен в России.
Гипотеза: на наш взгляд, если школьники узнают историю возникновения квиллинга и овладеют этой техникой их интерес к декоративно - прикладному искусству возрастет, следовательно, появится больше творческих ребят.

Экспериментальная база: обучающиеся 6 «А» класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 4
Этапы исследования:
первый этап - теоретический (15 января - 15 февраля 2012-2013 уч. года)
второй этап - практический (16февраля - 31 марта 2012-2013 уч. года)
третий этап - аналитический (апрель 2012-2013 учебного года)

Значимость - в ходе исследования изучили историю возникновения и развития одного из видов декоративно - прикладного искусства квиллинг, провели эксперимент практического сочетания разных техник и создали панно в технике квиллинг и пейп-арт. Познакомили обучающихся 6«А» класса с основными элементами техники квиллинг.

ГЛАВА I.

ИСТОРИЯ КВИЛЛИНГА.

В Корее бумагокручение приобрело характерные, присущие искусству Востока качества. Каждая работа восточного мастера может требовать огромного времени на изготовление, отличаться величайшей тщательностью, тонкостью и состоять из сотен мельчайших деталей, объединенных в одну совершенную композицию.
В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считаться видом национального искусства.

1.4 . Как и когда возник квиллинг? Версия - Запад.

В Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV — начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных полей книг, научились монахини в католических итальянских и французских монастырях. Вполне возможно! Ведь таинственный и неспешный мир средневековых монастырей вполне располагал к несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга.

В XVIII веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было одно из немногих занятий позволительное женщинам из высших слоев общества. Почему - именно из «высших»? - Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то весьма дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только привилегированный класс.

В XIX веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево. Так же квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

  1. Отличия корейской школы квиллинга от европейской.
    Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники.
    Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.


ГЛАВА II

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КВИЛЛИНГЕ.

2.1. Что нужно для квиллинга?

В Европе для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре, но детям можно предложить и такой вариант.
Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает.
Дети могут накручивать бумагу на зубочистку или смастерить прибор из толстой иглы и пробки.

Для работы в технике квиллинг существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки.
Также используются пинцет (для точного закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея.

Бумага для квиллинга используется различной плотности (от 116 до 160гр./кв.м), окрашенная с двух сторон. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для квиллинга можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.

2.2. Базовые элементы.

Основным элементом в квиллинге является ролл. Для его выполнения берем бумажную ленту для квиллинга и инструмент для квиллинга с расщепленным концом. Вставляем конец ленты в инструмент и начинаем накручивать. Потом аккуратно снимаем ролл с инструмента, а свободный конец ленты фиксируем клеем.
Чтобы сделать «каплю» поместите ролл в отверстие линейки с определенным диаметром и слегка распустите его. Сместите центр ролла и зафиксируйте клеем. Затем возьмите его большим и указательным пальцами и сожмите.

Зажав ролл двумя пальцами с двух сторон мы получаем «глаз», сделав по центру вмятину - «сердце».

Экспериментировать с роллом можно сколько угодно, в зависимости от вашей фантазии будут рождаться новые и новые элементы.

ГЛАВА III

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КВИЛЛИНГА И

ПЕЙП-АРТА В ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ «СКОРО ПАСХА».

Творческое мышление не дает мне останавливаться на достигнутом и овладев техникой квиллинг, на базовом уровне, я стала искать новые идеи, чтобы создать что - то необычное…

В интернете случайно наткнулась на авторскую технику декорирования ПЕЙП - АРТ. Новая идея рукоделия Татьяны Сорокиной (первоначальное название «Салфеточная пластика») представляет собой декорирование нитями, скрученными из бумажных салфеток. Чтобы сделать салфеточные нити, нужно сложить трехслойную или двухслойную салфетку и нарезать ее на полоски шириной 1-1,5 см, держа за один конец на секунду опустить в воду и прокручивая между ладонями скрутить из нее нитку. Узор нужно выкладывать сырыми салфеточными нитями и приклеивать их клеем ПВА, если нитки высохли их можно смочить еще раз.

В преддверие Великого православного праздника у меня родилась идея создания панно «Скоро Пасха» сочетая многовековую технику квиллинг и новую авторскую технику пейп-арт, детали из плоских и объемных бумажных лент. Мне кажется, эксперимент удался, и панно получилось заслуживающим внимания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сейчас квиллинг очень широко распространен и на востоке и на западе. Этим искусством увлекаются многие люди разных возрастов и профессий. Во многих странах создаются ныне Ассоциации квиллинга. В России квиллинг приобретает все больше поклонников и это не случайно. На своем личном опыте (мне 12 лет и я увлекаюсь квиллингом) я убедилась в значение квиллинга для развития ребёнка:

  1. Развитие мелкой моторики руки.
  2. Развитие концентрации внимания, памяти, усидчивости.
  3. Развитие аккуратности при работе с мелкими и хрупкими деталями.
  4. Развитие пространственного воображения, умения сочетать цвета и формы.
  5. Развитие глазомера и умения составлять единое целое из мелких частей.
  6. Развитие творческих способностей.

Познакомив своих одноклассников с этим замечательным видом декоративно - прикладного искусства я поняла, что сделала это не зря, многие из них захотели попробовать свои силы в квиллинге, а некоторые даже сделали открытки, используя базовые элементы.

Я не намерена останавливаться на достигнутом, и хочу продолжить исследование, подробно изучить петельчатый квиллинг, квиллинг из гофрокартона, объемный квиллинг и другое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ:

1. А. Быстрицкая. Бумажная филигрань.-М.: Эксмо-Пресс, 2013 г.

2. А. Милборн, Р. Гилпин. Моя первая книга поделок.- М.: Эксмо, 2009 г.

3. К. Моргунова. Цветы в технике квиллинг. - М.: Эксмо-Пресс, 2013 г.

4. Журнал Радость творчества Фантазии из бумаги № 3.

5. Центр Корейского Бумажного Творчества. Квиллинг. От простого к сложному.- М.: Дизайн Хаус, 2011 г.

6. Ю.Чудина. Квиллинг для всей семьи. От простого к сложному.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.

7. http://stranamasterov.ru/

8. http://www.quillingshop.ru/

9. http://magic-work.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

РОЛЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРЫ РАБОТ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ШКОЛ КВИЛЛИНГА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЭСКИЗ ХРАМА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «СКОРО ПАСХА»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Мы, наверно, с другой реальности,

И с планеты, наверно, другой!

Нам волнуют душу банальности,

Свежий ветер, морской прибой!

Цвет заката, лазури неба,

И все то, что любовью горит!

Все обыденное нас угнетает,

И душа от скуки болит!

Нам просторы нужны и свобода,

Чтоб могли мы летать и творить!

И минуты такие спасают,

Помогают нам верить и жить!

Искусство, которое на русском языке называют "бумагокручением", на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.

Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX - дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.


История квиллинга


На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.


Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Инструменты для квиллинга



Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.


Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Техника квиллинга.


На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга















Квиллинг. История, использование техники в работе с детьми

Воробьева Алина Александровна, педагог дополнительного образования БОУ ДО "ЦТР и ГО" в г. Тара Омской области
Описание материала: работа посвящена теме искусства квиллинга, его истории, современному состоянию и использования данной техники в работе с детьми.
Назначение: содержание статьи адресовано педагогам художественных школ, педагогам дополнительного образования.
Цель: раскрытие актуальности и значимости преподавания квиллинга в образовательном процессе.
Искусство, которое в России называют "бумагокручением", возникло в Европе в конце XIV - начале XV веков. В западных странах его называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» берет свое начало от слова «quill», что означает «птичье перо».
Еще одно название квиллинга - "бумажная филигрань". Это простой вид рукоделия, который не требует больших затрат, но в то же время очень красивый и оригинальный. Бумажные спирали создают основу для цветов и узоров, которые затем используют для украшения открыток, подарочных упаковок, праздничных альбомов и рамок для фотографий. Также изделия из бумажных лент можно использовать как бижутерию или настенные украшения. Это искусство пришло в Россию из Кореи. В каждой стране с появлением квиллинга возникали и свои направления в этой технике.
Квиллинг – новый, популярный и модный в современном мире вид рукоделия. Искусство квиллинга требует усидчивости и аккуратности. Кроме того, он развивает мелкую моторику рук, успокаивает, снимает агрессию, и дает волю фантазии, поэтому существует мнение, что квиллинг считается полезным занятием. Но особая его прелесть в том, что уже с первого раза получаются красивые работы. Но все-таки чтобы делать сложные объемные композиции, необходимы практика и хорошее пространственное мышление.
Квиллинг – не новое искусство, а очень даже старинное.
Чрезвычайно популярным искусство квиллинга стало в эпоху Возрождения. Монахи и монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями, украшали полосками золотой бумаги различные религиозные предметы, иконы, тем самым имитируя очень дорогую золотую филигрань.
Старинная икона, украшеная квиллингом

Квиллинг становится излюбленным занятием английских дам в XVIII-XIX вв. Они придумывали узоры, делали копии друг у друга особенно удачных изделий и гордились своими произведениями, которыми украшали интерьер своего дома, мебель, и даже свечи. На сегодняшний день бумагокручение является популярным хобби в странах Западной Европы, особенно оно широко известно в Англии и Германии. Но наибольшее распространение это искусство получило, когда оно попало в руки восточных мастеров. Богатейшие традиции изготовления бумаги и работы с ней, тончайшая графика и пластика дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее действует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединяет последователей различных направлений бумажного творчества.
В XV в. квиллинг по праву назывался искусством. XIX в. - эпоха, в которой увлечение квиллингом считалось дамским развлечением. А в XX в. бумажная филигрань была практически забыта. Интерес к ней возобновился только в конце прошлого столетия и квиллинг снова стал превращаться в искусство. Украшения из квиллинга можно было наблюдать повсюду: на дамских принадлежностях, кошельках, картинах, шкатулках, вазах, корзинах и винных бочках. Особенно активно квиллинг использовали для декора мебели, на некоторой мебели делали углубления в лицевых панелях специально под бумажное кружево. Так же элементы квиллинга использовались в сочетании с другими видами творчества, такими как бумагопластика, оригами, вышивка, живопись.
Старинная шкатулка, декорированная в технике квиллинг


За сотни лет техника квиллинга не подвергалась практически никаким изменениям, ее главная суть - это нарезание полосок бумаги, скручивание их специальным приспособлением и наклеивание на основу. Хотя в современном мире были созданы такие приспособления, с помощью которых можно создать 3D изображение в технике квиллинга.
На сегодняшний день в технике квиллинга работает несколько мастеров, многие из которых являются выходцами из России. Одной из первых в технике контурного квиллинга в сочетании с аппликацией стала работать Юлия Бродская (YuliaBrodskaya).В этой же технике выполняет дизайн-проекты уроженка Новосибирска и выпускница Университета Вустер Наташа Молоткова (NatashaMolotkova), которая
также как и Ю. Бродская живет и работает в Великобритании. Юлия Бродская считается одним их ведущих профессионалов в этом направлении. Ее клиентами являются такие всемирно известные бренды, как Nokia, Starbucks, Ferrero, BostonGlobe, TheNewYorkTimesMagazine, Redbook, DesignWeekи другие.
Квиллинг Ю.Бродской



В наши дни инструмент для серьезного занятия квиллингом бывает различный. В европейской школе для скручивания тонких полосок бумаги используется специальная пластмассовая или металлическая палочка с расщепленным концом. Замену ей можно смастерить и самому из подручных средств, например, из стержня для шариковой ручки, с прорезью на конце. Этот инструмент подходит для начинающего мастера, а также удобен для детей. На Востоке закручивание бумажных полосок выполняется при помощи тонкого шила. Подобный инструмент можно заменить обычной толстой иглой и пробкой. Также неплохо получается накручивание на зубочистку, особенно у детей.


О детском рукоделии довольно точно выразился В.А.Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Бумага – один из первых материалов детского творчества. Она известна всем с самого раннего возраста. С помощью бумажного листа дети начинают мастерить и создавать неповторимые изделия. Они ощущают себя художниками, дизайнерами и конструкторами, представляя себя безгранично творческими людьми. А также у младших школьников бумага не вызывает особых технических затруднений, она является самым доступным и легко поддающимся обработке материалом. Занятия с бумагой развивают у ребёнка глазомер, мышцы кистей рук, подготавливают к выработке навыков письма, а также способствует эстетическому развитию. Дети приобретают умения грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, размеров, форм деталей изделия.
С древних времён бумага претерпевала огромные изменения, и в современном веке она представлена большим многообразием. Сегодня она доступна всем слоям общества. Она может быть белой и цветной, бархатной и глянцевой. С помощью бумаги смастерить милую игрушку или коробочку для подарка, сложить головоломку, украсить детское пространство к празднику, и многое другое, что заинтересует ребенка. Бумага – на первый взгляд обычный материал, но им можно работать в разнообразных техниках и постепенно он приобретает всё новые современные направления. Это материал, который имеет своё лицо и обладает конструктивными и пластическими свойствами.
Наиболее традиционная в нашей стране техника использования бумаги для детского творчества это японское искусство оригами – складывание фигурок из бумажного листа. Но искусство бумагокручения уже довольно быстрыми темпами вводится в учебный курс для детей младшего школьного возраста.
Детям импонирует выполнение изделий из полосок бумаги. Обычно при создании бумажных полосок различной длины и ширины у детей появляется желание их скручивать, переплетать, соединять друг с другом. Комбинируя разные мелкие детали, у детей будут появляться новые образы, которые они смогут воплотить с помощью полосок бумаги. Если направить их деятельность в нужное русло, то появляются готовые композиции. Этот вид работы имеет большие возможности для реализации творческого потенциала детей. Дети могут работать с бумагой довольно продолжительное время, черпать вдохновение и создавать неповторимые поделки. У них постоянно рождаются идеи для создания новых комбинаций. При этом проявляется их воображение и фантазия.
Если правильно организовать работу, то квиллинг может стать для ребенка интересным захватывающим занятием и у него появится стимул трудиться и овладевать тонкостями мастерства. Занятия будут давать ему углубленные знания о возможностях бумаги, способствовать приобщению к декоративному искусству.
Детские работы в технике квиллинг

Конспект занятия.

Тема занятия: История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты.

Цель: познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, дать представления о применении техники в декоративно- эстетическом оформлении; познакомить и научить выполнять основные элементы квиллинга;  развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое мышление, развивать логику мышления и память;  воспитывать интерес к изучению техник бумажной пластики, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам. .

Задачи: Познакомить детей с краткой историей квилинга. Формировать интерес детей к техники квилинг. Воспитывать умение вести себя в коллективе.

Тип занятия : знакомство с техникой бумагокручения квиллинг.

Методы : рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения, опрос. Оборудование : для воспитателя: образцы работ, выполненные детьми (в прошлом учебном году) в технике квиллинга, мультимедиапроектор и экран (для показа презентаций), презентации «Квиллинг: Основные элементы»; для детей: полоски 0,5 х 30 мм белой бумаги, клей ПВА и кисточка для клея, зубочистки.

Ход занятия I. Организационный момент. Воспитатель приветствует группу. Проверяется готовность к занятию и организация рабочего места, раздаются материалы (заранее нарезанные полоски белой бумаги). Настраивает эмоциональное состояние детей на работу.

II. Постановка целей и задач занятия. Сегодня на занятии вы познакомитесь с техникой бумажной пластики – квиллинг. Это уникальный способ создания ажурных, тончайших, объемных изделий, похожих на кружево. Узнаем историю возникновения и распространения этого вида рукоделия, научимся выполнять основные элементы квиллинга. К концу занятия у вас должна собраться коллекция элементов различной формы, которая будет использована для выполнения объёмной фигурки на следующем занятии.

III. Основная часть

1. Рассказ об истории возникновения техники квиллинга. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В XV веке это считалось искусством, в XIX - дамским развлечением, большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее в Лондоне. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности, но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

2. Показ изделий, созданных в технике квиллинг. Как выглядит квиллинг сегодня, какие работы выполняются детьми в этой технике, вы узнаете из презентации (показ слайдов с помощью медиапроекта и экрана или в распечатанном виде в качестве картинок).

3. Знакомство с основными элементами квиллинга. Для того, чтобы создавать работы в технике квиллинг необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии создавать любые ажурные композиции. Все элементы квиллинга начинаются с базовой круглой формы. Посмотрите на технологической карте показано, как изготовлять круглую форму. (Технологическая карта показывается на экране постепенно по слайдам, сопровождается комментариями воспитателя и чтением этапов изготовления круглой формы самостоятельно учащимися).

4. Практическое упражнение по выполнению базового элемента круглой формы. Сейчас мы с вами потренируемся сделать базовый элемент круглой формы.

Для этого 1. Возьмите полоску. Ногтём слегка оттяни и закругли её конец. Положите на него шпажку. Накручивайте полосу, стараясь делать первые витки поплотнее.

2. Когда бумага «схватится» с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы.

3. Скрутите ровную шайбу, чтобы снять её, слегка подвигай палочку.

4. Теперь распустите заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12-14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко пожимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклейте маленькой каплей клея ПВА.

5. Знакомство с закрытыми и открытыми элементами квиллинга. Для выполнения задуманного объекта, необходимо круглой заготовке придавать различные формы. Чтобы получить форму «Капля», оттяни серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожми несколько слоёв, чтобы получился острый конец. (Воспитатель показывает слайд 4 презентации, читает вместе с детьми, рассматривает картингу, затем практически показывает, как выполнить элемент в форме «капля»). Таким образом, можно выполнить любой элемент. Все элементы квиллинга делятся на закрытые, т.е. делаются из склеенной круглой формы, и открытые, т.е. делаются без клея, только накручивая их. Рассмотрите слайд 5, на котором изображены формы закрытых элементов. Подумайте, почему они так названы и как их выполнить, рассмотрите, как они выглядят. (Педагог комментирует содержание слайда и отвечает на возникшие вопросы). Аналогично прорабатывается слайд 6 – открытые элементы квиллинга

IV. Практическая работа. Мы познакомились с основными закрытыми и открытыми элементами квиллинга, а теперь потренируемся делать каждый из этих элементом. Во время выполнения практической работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь и наблюдает за правильностью выполнения работы. V. Закрепление изученного. Мы с вами много узнали на этом занятии, научились изготовлять различные элементы и чтобы проверить, как внимательны вы были и что заполнили, ответьте на вопросы викторины. - Как еще можно называть бумагокручение? (квиллинг, бумажная филигрань) - Какие изделия можно выполнять в технике квиллинга? (воздушные конструкции, панно, картины, аппликации, объемные сувениры) - Чем отличаются открытые и закрытые элементы? (Закрытые делаются из склеенной круглой формы, а открытые делаются без клея, только накручивая их). - Какие формы открытых и закрытых элементов вы запомнили? (Закрытые – «капля», «глаз», «квадрат», «треугольник», «стрела», «полумесяц»; открытые - «сердечко», «рожки», «завиток», «веточка».)VI. Подведение итогов занятия - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? - Что нового вы для себя открыли? - Какие эмоции вы испытывали на занятии? - Что у вас получилось и не получилось на занятии? В конце занятия я хочу пожелать вам хорошего настроения, быть открытыми для получения новых знаний и хорошо делать то, что вам нравится. А на следующем занятии из элементов, которых вы сделали сегодня, мы будем выполнять объёмную аппликацию.