Художник борисов мусатов картины. Виктор Борисов-Мусатов

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов - один из первых русских живописцев, соединивших в своем творчестве жизненную правду с символикой, страстную любовь к природе с остро индивидуальным ее преломлением. Он входит в русское искусство в 1890-е годы - время энергичной борьбы за усиление эмоционального звучания живописи, за обогащение ее светом, воздухом, движением. Его творческая зрелость совпадает с началом XX века - эпохой лихорадочных исканий и многообразных направлений. В лице таких художников, как Врубель и Борисов-Мусатов, на смену искусству, непосредственно отражавшему реальную жизнь, приходит искусство, строящее на основе преображенной действительности свой особый мир.

По традиции считается, что Борисов-Мусатов был человеком одиноким и в жизни, и в искусстве. Это его одиночество - скорее легенда, чем истина. Энергичный, деятельный, он по натуре своей был организатором и вожаком. В русское искусство, несмотря на свою трагически короткую жизнь, Борисов-Мусатов вошел как создатель живописного направления, и имел счастье видеть молодежь, которая развивала его находки и идеи.

Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. В раннем детстве с мальчиком случилось несчастье, - после неудачного падения у него образовался горб. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. На формирование его индивидуальности оказали влияние и бережное отношение родителей к его раннему увлечению рисованием, и уроки молодого саратовского живописца, выпускника Петербургской Академии художеств В. Коновалова; но главное - это впечатления от природы окрестностей Саратова, от голубой шири и глади Волги, покрытых лесом прибрежных холмов, выжженных солнцем, дышащих зноем заволжских степей. Недаром можно говорить о волжской школе живописи, к которой относятся такие прекрасные русские художники, как сам Борисов-Мусатов, Петров-Водкин , Павел Кузнецов , Уткин , Карев, Матюшин, чья живопись напоена светом, удивительно насыщена цветом.

В 1890 году, когда Борисову-Мусатову исполнилось двадцать лет, он счел себя готовым для получения систематического образования в столичных художественных школах. В течение четырех лет он учится в Москве и Петербурге, возвращаясь ежегодно на лето в Саратов. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Петербургская Академия художеств и особенно частная мастерская замечательного русского педагога П.П. Чистякова, посещения Третьяковской галереи и Эрмитажа, знакомство с новым живописно-эмоциональным направлением в русском искусстве, сочетавшим лиризм переживания, правду видения и достижения пленэризма – все это расширяло кругозор Борисова Мусатова. Большое влияние на формирование вкуса молодого художника оказало знакомство с творчеством В. Серова, И. Левитана, К. Коровина, А. Архипова, А. Васнецова, Н. Ге.

Первые произведения Борисова-Мусатова, показанные на ученических выставках, вызвали резкие нападки критики, причислившей его к “декадентам”, недовольство училищного начальства и горячие симпатии соучеников. Постепенно энергичный и целеустремленный художник становится главой кружка молодых живописцев, увлеченных поисками новых путей в искусстве. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии.

В 1895 году Борисов-Мусатов покидает Училище и отправляется в Париж, где в течение трех зим, совершенствуясь в рисунке, работает в мастерской посредственного исторического живописца, но опытного педагога Ф. Кормона. Встреча с современным французским искусством сыграла в жизни и творчестве Борисова-Мусатова решающую роль. “Мои художественные горизонты расширились , - рассказывал он впоследствии, - многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах” .

Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, “классическом” проявлении. Одновременно ищет он и другое: живопись, в его представлении, должна быть одухотворенной, наполненной высокой поэзией. И поэтому не случайно пристальное внимание к явлениям современного искусства, отмеченным чертами символизма, затронувшего в последние десятилетия века европейскую литературу и искусство. При этом Борисову-Мусатову оказываются достаточно чуждыми философские основы символизма, особенно в мистических проявлениях, полных безысходного мрака. Привлекают же его в работах художников этого направления искренние поэтические ноты, то, что он называл “мечтой о гармонии”.

Летние месяцы Борисов-Мусатов проводит в Саратове, настойчиво работая над этюдами. В маленьком садике на сбегающей к Волге тихой улице пишет обнаженных мальчиков-натурщиков, стремясь передать с наибольшей точностью изменения цвета под влиянием меняющегося в течение дня освещения. Пишет он и свою постоянную модель - младшую сестру. Все это - подготовка к будущим большим картинам.

В 1898 году Борисов-Мусатов окончательно возвращается в Россию. В течение пяти лет он живет в родном городе, проводя лето в старинных помещичьих усадьбах Слепцовке и Зубриловке , в тенистых парках которых рождаются замыслы картин. Жизнь художника заполнена столь напряженной работой, что кажется, будто он знает, как мал срок, отпущенный ему судьбой.

Почти сразу же после возвращения Борисова-Мусатова охватывает чувство, которое ныне получило название “ностальгии конца века”. Причина в болезненно острой реакции на социальные противоречия “железного, воистину жестокого века”, особенно ощутимые в растущем, богатеющем и вместе с тем глубоко провинциальном Саратове. Желание уйти от “грязи и скуки”, от “чертова болота”, от духа стяжательства и пошлого быта становится у Борисова-Мусатова все настойчивее. И возможность вырваться, хотя бы духовно, из своего окружения он находит в создании совершенно особого живописного мира, полувымышленного, полуреального. Такой уход в собственный мир чувств и образов - удел многих русских и европейских художников, поэтов, композиторов рубежа двух столетий.

Период творческих успехов, полного расцвета таланта Борисова-Мусатова открывается 1901 годом. Продлится он недолго - всего пять лет, и оборвется смертью художника. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине “Рабы”, в пастушеской идиллии “Дафнис и Хлоя”), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Именно в эти годы вырабатывае он и живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины.

Первым произведением, в котором художник сумел синтезировать впечатления от натуры, увидеть в частном, конкретном общее, стала “Весна”. Именно эта работа дает возможность проследить, как импрессионистические начала вытесняются в творчестве мастера декоративными. И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей, изысканностью рисунка цветущих ветвей - произведение уже иной системы - декоративной. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.

Основной работой 1901 года стала картина “Гобелен”, самое название которой говорит о декоративных задачах, поставленных художником. Реальные впечатления, лежащие в основе “Гобелена”, были почерпнуты Борисовым-Мусатовым в Зубриловке. Отныне место действия большинства его картин - терраса, пандусы, лестница чудесного зубриловского дома, построенного в 80-х годах XVIII века, лужайки, аллеи таинственного и романтического зубриловского парка. Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова-Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом. В этой картине, как и в настоящих гобеленах, когда-то поразивших воображение юноши, художнику не нужна психологическая выразительность образов, жизненная достоверность происходящего. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. “Гобелен” звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком.

Как всегда у Борисова-Мусатова, поэзия томительной грусти о прошлом достигается приемами сугубо современными, более того, новыми для русской живописи этого времени вообще: художник отказывается от каких бы то ни было элементов иллюзорности; условность колорита поддержана плоскостностью композиции, ритмичным чередованием вертикалей и горизонталей, темных и светлых пятен. Так, в пейзаже “Гобелена” как бы извлечена из повседневности романтическая прелесть темных крон деревьев, изящных узоров ветвей и листвы, солнечных лучей, скользящих по стене дома и светлой зелени газона.

Во второй половине 1902 года Борисов-Мусатов создает “Водоем”, картину, ставшую такой же кульминацией живописных исканий первых лет XX века, какими были “Девушка, освещенная солнцем” Серова для конца 1880-х годов, “Демон” Врубеля для 1890-х, “Купанье красного коня” Петрова-Водкина для начала 1910-х годов. Для самого Борисова-Мусатова “Водоем” - главная его картина, наполненная предельно интенсивным лирическим чувством, монументально-декоративная и поэтически-реальная одновременно.

“Водоем” - первое произведение Борисова-Мусатова, которое можно назвать монументально-декоративным панно. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя “Водоем” - самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов-Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы, исключая линию горизонта. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В “Водоеме” особенно четко проявились две стороны художнической натуры Борисова-Мусатова: почти математический расчет прирожденного декоративиста сочетается здесь с эмоциональностью поэта, способного втягивать зрителя в пленительный мир вымысла.

Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е.В. Александровой, проводит в двухстах километрах от Саратова, в местечке Черемшаны под Хвалынском. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину - “Изумрудное ожерелье”. В какой-то мере она оказывается воплощением его старого замысла - воспеть лето, молодость, стремление к счастью. Недаром Борисов-Мусатов назовет “Изумрудное ожерелье” самой “языческой” своей картиной. В его понимании “язычество” - синоним пантеизма. И некрасивые, но полные женственной прелести девушки “Изумрудного ожерелья” так же бессознательно тянутся к солнечным лучам, как поворачиваются к солнцу дубовые листья и белые шары одуванчиков.

В “Изумрудном ожерелье” Борисов-Мусатов по-иному, чем в “Водоеме”, решает проблему декоративизма. Он отказывается от замкнутости построения картины. Ритмичность присуща и цветовому решению картины, которое строится на градациях темно-зеленых, сине-зеленых, изумрудных, оливковых, желто-зеленых цветов и оттенков. В образах женщин чувствуется возврат к условности и обобщенности “Гобелена”.

Борисов-Мусатов заканчивал “Изумрудное ожерелье” в Подольске, под Москвой, куда он в конце 1903 года переехал из Саратова. Близость к Москве была крайне важна для него. Уже в течение ряда лет он был признанным лидером, идейным руководителем и одним из организаторов выставок Московского товарищества художников, прогрессивного объединения, вокруг которого постепенно начинают группироваться молодые последователи Борисова-Мусатова - выходцы из Саратова Павел Кузнецов, Уткин, Матвеев и их друзья Сарьян, Сапунов, Судейкин, Арапов. Известность Борисова-Мусатова растет. Появление на выставках “Гобелена”, “Водоема” и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически.

В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова; весной следующего года его произведения, в том числе и “Водоем”, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом.

Несмотря на это, материальное положение Борисова-Мусатова остается тяжелым. Лишь в последние годы жизни коллекционеры начинают приобретать его картины. Покупает несколько акварелей и Третьяковская галерея в Москве.

Еще одно произведение Борисова-Мусатова развивает и завершает искания, начатые в “Изумрудном ожерелье”. Это “Реквием”, большая тонко проработанная станковая акварель, посвященная памяти близкого друга Борисова-Мусатова Н.Ю. Станюкович. Глубокая скорбь художника по прекрасному, безвременно умершему человеку вылилась в “Реквиеме” в отвлеченные, классические формы. Несмотря на тщательность прорисовки, женщины “Реквиема” превращены Борисовым-Мусатовым в тени; заменяя живой образ символом, он ближе, чем когда-либо ранее, подходит в “Реквиеме” к символизму в его мистическом преломлении. “Реквием” был написан в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, где Борисов-Мусатов провел весну, лето и осень трагического и героического 1905 года. Он был далек от вмешательства в общественную жизнь, если это не было вызвано интересами творчества. Но, живя в почти сельской тишине, куда доходили лишь слухи о забастовках, о крестьянских волнениях, он лихорадочно читал газеты и ждал наступления “Российской республики”, как он писал А. Бенуа. И отнюдь не случайно, что художник именно в этот год обратился к пейзажу, олицетворяющему в его представлении Россию...

И в прежние годы он не раз писал живую природу, - это были то этюды к картинам, то самостоятельные пейзажи и изображения цветов. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. В акварели “На балконе. Таруса”, в пастелях “Куст орешника” и “Осенняя песнь” природа как бы растворена в чувстве художника. Необычайно простые по композиционному решению, с ясно ощутимыми ритмами линий и красок, полные прозрачной голубизны и бледного золота осени, эти произведения - прекрасные образцы открытого Борисовым-Мусатовым особого вида пейзажа - декоративного пленэра.

Борисов-Мусатов скончался неожиданно, 26 октября 1905 года, и был похоронен в Тарусе, на высоком берегу Оки. Через несколько лет на могиле был поставлен памятник работы его друга и почитателя, прекрасного русского скульптора А. Матвеева. Спящий мальчик на саркофаге - память о том, как когда-то в Саратове Борисов-Мусатов пытался спасти тонущего ребенка. Вместе с тем, это напоминание о бессмертной красоте человека и его творчества.

Известие о смерти Борисова-Мусатова прошло почти незамеченным. Но постепенно к художнику пришла настоящая известность. Весной 1906 года на выставке “Мира искусства” в Петербурге произведениям Борисова-Мусатова был отведен целый зал. В 1907 году в Москве, а в 1908 году в Петербурге прошла ретроспективная выставка его работ. В статьях и книгах были сделаны попытки определить место Борисова-Мусатова в русском искусстве.

Но по-настоящему память о нем продолжала жить в искусстве целой плеяды прекрасных живописцев. В творчестве мастеров, объединившихся вокруг выставки “Голубая роза” (1907), а впоследствии ставших крупными советскими художниками - Павла Кузнецова, Уткина, Сарьяна, их друга Петрова-Водкина, в разной степени и у каждого по-своему, возрождается композиционная построенность картин Борисова-Мусатова, их логичность и эмоциональность, живет умение чисто живописными средствами достичь подлинной высокой поэзии.

Использованные материалы: - Борисов-Мусатов.//Автор вступительной статьи и составитель альбома А.А. Русакова. - Л.: Худож.изд-во "Аврора", 1975.
- В. Борисов-Мусатов: Из собрания Государственной Третьяковской галереи.//Автор-составитель И.М. Гофман. - М: "Изобразительное искусство", 1989.
- Савельева Е. Дом, удобный для вдохновения. - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.

«Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке»
Виктор Борисов-Мусатов

"Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики"
Андрей Белый

«Одиночество» или На балконе. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов



Весна. 1898-1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Прогулка при закате. 1903. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Летняя мелодия. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески изх цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Частное собрание


Весенняя сказка. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.


Осенний вечер. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.


Гобелен. 1901. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Автопортрет с сестрой. 1898. Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Венок васильков. 1905. Этюд. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Капуста. 1893. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Майские цветы. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Прогулка. 1901. Картон, темпера. Одесский художественный музей, Одесса


Мотив без слов. 1900. Бумага на картоне, акварель, пастель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В ожидании гостей. 1894. Бумага, тушь, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Волга. Нижний Новгород. 1894. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород


Усадьба. 1902. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, Краснодар


Сидящая женщина. 1899. Этюд к картине Гармония. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж


Окно. 1886. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Дама в саду. 1903


Пруд. Начало 1900-х. Этюд к картине Дафнис и Хлоя. Бумага, акварель


На балконе в Тарусе. 1905


Куст орешника. 1905. Бумага, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Дама в голубом" 1904


Девушка в ожерелье. 1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Частное собрание

Женщина в голубом. 1905. Бумага, пастель. Национальная галерея Армении, Ереван


Портрет дамы. 1902. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание


Осенний мотив. 1901. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства, Киев


Кавалер, читающий стихи. 1899. Этюд к картине Гармония. Холст, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Терраса. 1903. Частное собрание


Мальчик с собакой. 1895. Холст, масло. Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков


У реки. 1894. Этюд. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск


Дерево. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Спящая девушка. 1890-е. Бумага цветная, пастель. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань


Дама у гобелена (Портрети Н.Ю.Станюкович). 1903. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. 1903. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка с агавой. 1897. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Гармония. 1900. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка в желтой шали. 1903-1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Осенний мотив. 1899. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


За вышиванием. 1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Капуста и ветлы. 1894. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.


Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника


Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова


Праздник зеленого маскарада. Фотография


Праздник зеленого маскарада. Фотография, раскрашенная Борисовым-Мусатовым


Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография


Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография


Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская


Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография

<
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография


Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович


Натурщицы в старинных костюмах. Фотография

Последние месяцы своей жизни художник провел в Тарусе по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева, где поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче "Песочная".

Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.

В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика - подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. На торцевой стороне постамента надпись "1870 - 1905", спереди постамента надпись "Борисов - Мусатов" и изображение православного креста.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Борисов-Мусатов - фамилия замечательного, своеобразного российского художника, произведения которого мгновенно узнаваемы. Его часто называют «певцом дворянских гнезд». Можно было бы добавить и «певцом сирени» - такая она красивая на его полотнах, и так ее много - ее можно увидеть на таких полотнах, как «Автопортрет с сестрой», «Весна», «Майские цветы».

Серебряный представитель Серебряного века

Творчество этого мастера, лучшего и самого знаменитого представителя Волжской художественной школы, относится к символизму, вернее, ко второму его этапу. Художник Борисов-Мусатов входит в плеяду гениальных творцов Серебряного века. Строки А. Ахматовой «…и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», давшие название этому периоду, очень подходят к полотнам художника. Красота, ясность, тишина и спокойствие…

Возникновение знаменитой фамилии

Кто же он такой - В. Э. Борисов-Мусатов? Инициалы имени и отчества художника расшифровываются как Виктор Эльпидифорович. Редкое имя отца занимает свою нишу в военной истории России - во времена Первой мировой войны несколько канонерских судов носили такое название.

2 апреля 1870 года железнодорожный служащий Эльпидифор Борисович Мусатов стал отцом, у него родился мальчик. Будущий художник очень любил семью, особенно деда, личность яркую и незаурядную, гордился им настолько, что его имя - Борис - взял приставкой к родовой фамилии Мусатов. В результате этого мир знает художника, имя которого - Борисов-Мусатов.

Перекличка времен

Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 - жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника - «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» - являются лучшими иллюстрациями. Специалисты называют его работы картинами-элегиями.

Трагический случай

Сам художник с детства был окружен любовью, которая помогла ему не озлобиться и вырасти очень приятным и доброжелательным человеком. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Трагический случай, произошедший с ним в возрасте трех лет - он упал со скамьи, и в результате повреждения позвоночника у маленького Вити стал расти горб - очень подорвал здоровье мальчика. В дальнейшем Борисов-Мусатов, биография которого так коротка, не смог из-за тяжелого климата закончить Петербургскую художественную академию.

Первые позывы к творчеству

Рисовать мальчик пробует с 6 лет, в 14 окончательно решает стать с художником и в 1886 году становится учеником частной студии художника-передвижника В. В. Коновалова. Занимается в ней 4 года, попутно посещая воскресную школу Н. Ананьева. Окончив обучение в училище в 1898 году, продолжает набираться знаний в студии при Саратовском обществе любителей искусства.

В Саратове, крупном купеческом центре (известно, что купцы являлись меценатами), была очень хорошая коллекция произведений мировой живописи. Наш юный творец посещал ее систематически и брал уроки у заезжего итальянского художника Г. Баракки. Так, Борисов-Мусатов успешно освоил технику К 1898 году относится одна из его первых работ, сохранившаяся до наших дней, прекрасная, тщательно выписанная и овеянная романтикой картина «Окно».

Начало серьезного обучения

С 1890 года Борисов-Мусатов - студент Московского художественного училища. Но стремясь овладеть как можно большим мастерством, он уезжает в Петербург, в класс П. П. Чистякова. Из-за плохого здоровья Борисов-Мусатов возвращается в Москву, где с 1893 года учится у В. Д. Поленова. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в под названием «Ателье Кормона». Хозяином ее был известный французский живописец Фернан Кормон, удостоенный в 1880 году за свое творчество ордена Почетного легиона, а в 1898 году возглавивший французскую Национальную школу изящных искусств. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков.

Парижский период

В Париже Борисов-Мусатов был потрясен полотнами Пюви де Шаванна, французского символиста, в мастерскую которого в качестве ученика ему не удалось попасть. Конечно же, за время пребывания в этом признанном центре мирового искусства русский живописец не мог не познакомиться с творчеством импрессионистов и постимпрессионистов. Очень близким ему оказалось Поля Гогена и До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы»! Как она перекликается с творчеством импрессионистов! Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка "пророк, избранный" - так скромно именовали себя набиды). В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Эдуард Вюйар и Морис Дени.

Ренессанс - фундамент живописи

Впитывая в себя все современные веяния, основываясь на художественных традициях старых мастеров, Виктор Борисов-Мусатов, картины которого являются отражением этого взаимопроникновения, разработал свою, узнаваемую манеру письма. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). По свидетельству современников, русский живописец никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».

Но больше всего на картины Борисова-Мусатова влияние оказали такие гении итальянского Возрождения, как Фра Анджелико и Сандро Боттичелли. На творчестве талантливого человека, жизнь которого полностью принадлежит искусству, не могли не отразиться произведения представителей великой Венецианской школы - Тинторетто, Тициан и Веронезе. Некоторые поздние картины Борисова-Мусатова написаны под впечатлением, в манере итальянцев (на крупнозернистый холст рисунок наносился темперрой).

Возвращение на Родину

Одной из первых картин вернувшегося на родину художника стал полотно «Автопортрет с сестрой», в котором он впервые пытается представить свое творческое кредо - изображение реального мира в виде отголоска ушедшего прекрасного прошлого. Его картины, по мнению некоторых авторов, полны очарованного созерцания жизни. За творение «Гобелен», моделью для которой послужила все та же сестра Елена, на выставке Московского товарищества художников Борисов-Мусатов в 1902 году получил премию.

Чтобы полностью представить общую картину стран, времен и мастеров, оказавших влияние на формирование художественного кредо художника, нельзя не упомянуть великого а также японскую гравюру, которая в эпоху русского модерна была чрезвычайна популярна.

Становление мастерства

После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам - они выглядят как пышные костюмированные постановки. В начале XX века Борисов-Мусатов, биография которого, к сожалению, уже приближалась к концу, был особенно счастлив. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды».

Самые счастливые годы

В 1903 году художник женится на своей соратнице Елене Александровой, любимой и любящей женщине, ставшей его другом, музой, матерью родившейся в 1904 году дочери Марианны. Картины этих лет становятся шедеврами. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».

Самые красивые полотна

Особого внимания заслуживает полотно, которое в 1901 году написал Борисов-Мусатов. «Весна», как считается, обозначила начало нового периода в творчестве художника. В ней уже полностью отсутствует повествовательная линия. О ней один из дореволюционных биографов говорит, что здесь полностью «отсутствует элемент исторической были». Творчество Борисова-Мусатова представляет собой квинтэссенцию всего… Он - «последний звук бесконечно далекой мелодии, оборвавшийся в наши дни».

Специалисты, благодаря этой непрерывности мелодии, сравнивают его с Вагнером. Картины «Гобелен», «Водоем», «Реквием» (последняя посвящена безвременной смерти Надежды Станюкевич, жены ближайшего друга писателя) бесконечно красивы.

Смерть расставляет все по местам

Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Он был совсем не стар, но многочисленные мучительные операции не могли не сказаться на здоровье. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый, и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Картины увидели свет, выставки проводились во многих странах Европы, одно из полотен купил Андре Жид - звезда французского модернизма. И, конечно же, его творчество сказалось на работах последующих мастеров, особенно авангардистов.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 1853-1902 г. Русский художник-импрессионист. Биография и картины.

Родился 2 апреля 1870 года в Саратове. Интерес к рисованию мальчик стал проявлять в самом раннем возрасте. Серьезное влияние на формирование характера Виктора оказала трагедия, которая произошла в детстве. Мальчик упал со скамейки и получил серьезную травму, сказывавшуюся на его здоровье в течение всей жизни. Вероятно, именно с этим связана некоторая замкнутость и мечтательность, присущая Борисову-Мусатову.

В 1884 году Виктор поступает в реальное училище в Саратове. Учителя замечают незаурядные художественные способности юноши. Первые навыки рисунка он получает от В.В. Коновалова, преподавателя училища. Одной из ранних картин художника, написанных в эти годы, стало полотно «Окно». Оставив училище, Борисов-Мусатов начинает всерьез заниматься живописью.

Борисов-Мусатов поступает на занятия в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позднее – в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Параллельно начинающий художник пополняет свои знания, посещая мастерскую П.П. Чистякова. В 1885 году Борисов-Мусатов отправляется в Париж. Эта поездка стала важным событием в его жизни. Он изучал достижения французского искусства, знакомился с работами французских мастеров, занимался в мастерской Ф. Кормона.

Здесь же, во Франции, Борисов-Мусатов особенно увлекся идеями импрессионизма. Это отразилось на картине «Автопортрет с сестрой», написанной в 1898 году. В ней реальный мир изображен как воспоминание о прошлом. В полотне отразилось и стремление к использованию сине-зеленого колорита и вообще некоторой декоративности.

В 1901 году художник пишет картину «Весна», с которой начался новый этап в его творчестве. Это полотно акцентирует внимание зрителя не на каком-либо действии, а на цвете, музыкальности линий. Главное достоинство этой работы – совершенная гармония. В 1902 году Борисов-Мусатов создает работу «Водоем», которая становится вершиной его творчества.

В 1903 году Борисов-Мусатов женился на Елене Александровой. Эта женщина занимала важное место в жизни художника, ее он нередко изображал на своих полотнах. В 1904 году Борисов-Мусатов с семьей перебирается в Подольск. С этого момента он становится активным участником художественной жизни, сходится с литераторами-символистами, общается с молодыми художниками. Борисов-Мусатов продолжает активно заниматься и творческой работой. Свое последнее произведение «Реквием» он пишет в 1905 году.