Тайная вечеря леонардо да винчи персонажи. Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан.

Тайная вечеря. Без преувеличения самая известная настенная роспись. Хотя увидеть вживую ее сложно.

Находится она не в музее. А в той самой трапезной монастыря в Милане, где когда-то и была создана великим Леонардо. Вас туда пустят только по билетам. Которые нужно покупать за 2 месяца.

Сама я фреску пока не видела. Но стоя перед ней, у меня бы завертелись в голове вопросы.

Зачем Леонардо понадобилось создавать иллюзию объёмного пространства? Как ему удалось создать таких разнообразных персонажей? Рядом с Христом – Иоанн или все же Мария Магдалина? И если изображена Мария Магдалина, то кто среди апостолов – Иоанн?

1. Иллюзия присутствия


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.hu

Задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.

Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.


Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.

Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.

Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.

Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.

Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.

Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.

2. Грандиозная работа

Когда работа гениальна, кажется, что ее создателю не составило никакого труда ее создать. Ведь на то он и гений! Чтобы шедевры выдавать один за другим.

На самом деле гениальность в простоте. Которая создаётся тяжёлым умственным трудом. Леонардо подолгу стоял перед работой в размышлении. Пытаясь найти лучшее решение.

Уже упомянутого настоятеля монастыря это раздражало. Он пожаловался заказчику фрески. Людовико Сфорца. Но тот был на стороне мастера. Он понимал, что шедевры создавать не то же самое, что огород полоть.

Долгие размышления были не совместимы с фресковой техникой (росписью по мокрой штукатурке). Ведь она предполагает быструю работу. Пока штукатурка не высохла. После чего внесить изменения уже нельзя.

Поэтому Леонардо решил рискнуть. Нанося масляные краски на сухую стену. Так у него появилась возможность работать сколько угодно. И вносить изменения в уже написанное.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация. Wga.hu

Но эксперимент оказался неудачным. Через пару десятилетий от сырости краска начала отваливаться. Все 500 лет шедевр был на краю полной гибели. И до сих пор мало шансов, что наши потомки ее увидят.

3. Психологическая реакция

Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.

Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.

И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.

У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.

А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Иаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.

Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.

Реакции очень разные. До Леонардо такого никто никогда не изображал.

Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.


Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1486 г. Фреска в Базилике ди Сан Марко, Флоренция, Италия. Wikimedia.commons.org

4. Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?

По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

И овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.

И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.

И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.

5. А где же Иоанн?

Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем. Вот и два претендента.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.

А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Мария Магдалина или апостол Иоанн?

    Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины . От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её "великом подвиге", в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге "Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы " материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе "Исконные Знания " мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

    Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"


    Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.

    В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

    Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом. С юности, вращаясь в кругу веселых вакханок, герцог настолько развратился, что даже юное невинное создание в образе тихой и светлой супруги не в силах было разрушить его пагубные наклонности. Но, хотя герцог иногда и проводил, как прежде, целые дни в компании друзей, он чувствовал к своей жене искреннюю привязанность и просто-таки благоговел перед Беатриче, видя в ней своего ангела-хранителя.

    Когда она внезапно умерла, Лодовико Моро почувствовал себя одиноким и покинутым. В отчаянии, сломав свой меч, он даже не пожелал взглянуть на детей и, удалившись от друзей, пятнадцать дней томился в одиночестве. Потом, призвав не менее его опечаленного этой смертью Леонардо да Винчи, герцог бросился ему в объятия. Под впечатлением горестного события Леонардо и задумал знаменитейшее свое произведение - «Тайную вечерю». Впоследствии миланский правитель стал человеком набожным, положил конец всем праздникам и развлечениям, которые беспрестанно отрывали великого Леонардо от его занятий.
    Монастырская трапезная с фреской Леонардо да Винчи, после реставрации
    Тайная вечеря

    Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня».
    Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию. Но трагедия не только Спасителя, это еще и трагедия самого Высокого Возрождения, когда начала рушиться вера в безоблачную гармонию и жизнь представлялась не такой уже безмятежной.

    Фреска Леонардо заполнена не только библейскими персонажами, это еще и гиганты Возрождения - свободные и красивые. Но сейчас они в смятении...

    «Один из вас предаст меня...» -- и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебрениками...

    Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение.
    Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

    У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии - лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство.

    «Тайная вечеря» - одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения!

    Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере». Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье.

    Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры. Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание. Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

    Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

    Действительно, в то время Леонардо да Винчи можно было встретить в самых различных частях города. В трактирах он усаживался за стол вместе с бедняками и рассказывал им разные истории - то веселые, то грустные и печальные, а иногда и страшные. И внимательно присматривался к лицам слушателей, когда те смеялись или плакали. Заметив какое-нибудь интересное выражение на их лицах, он тут же быстро зарисовывал его.

    Художник не обращал внимания на докучливого монаха, который кричал, бесновался и жаловался герцогу. Однако, когда настоятель монастыря стал опять надоедать Леонардо, тот заявил, что если он не найдет ничего лучшего для головы Иуды, а «его будут торопить, то он воспользуется как моделью головой этого столь навязчивого и нескромного настоятеля».

    Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия.

    Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно. Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью.

    Иисус Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо - идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

    Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

    То, что увидели пораженные зрители, когда зимой 1497 года они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, действительно, было совершенно непохоже на предшествовавшие росписи подобного рода. «Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие (по замыслу Леонардо) живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол - точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах.

    Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

    Таким образом, когда сидящие за яственным столом монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце. Этот урок монахи должны были ежедневно видеть на стене, чтобы великое поучение проникало в их души глубже, чем молитвы.

    От центра - Иисуса Христа - движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность.

    Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

    Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.

    В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.

    В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVII I века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.

    Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.

    По материалам "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

    «Тайной вечеря» — одно из выдающихся произведений эпохи Ренессанса. И одно из самых загадочных. Сегодня над расшифровкой символов фрески работают лучшие искусствоведы. Редакция Интересно знать собрала самые интересные догадки, версии и доказанные факты об одной из самых узнаваемых работ Леонардо да Винчи.

    «Тайная вечеря»

    Знаменитая фреска находится в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие(Милан, Италия). И была заказана патроном художника — миланским герцогом Людовиком Сфорца. Правитель был приверженцем откровенно распутной жизни, и красивая и скромная жена Беатриче д’Эсте нисколько не мешало молодому герцогу жить так, как он привык. Жена, к слову, любила его сильно и искренне, да и сам Людовик по-своему был к ней привязан. И после скоропостижной смерти супруги герцог в скорби порядка двух недель не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом обратился к да Винчи с просьбой написать фреску, о которой еще при жизни просила его супруга. Кстати, герцог после смерти Беатриче навсегда прекратил всевозможные развлечения при дворе.

    Церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Милан, Италия)

    Да Винчи начал работу над фреской в 1495 году, ее размеры составляют 880 на 460 см. Хотя, фреской картину следует называть с небольшой оговоркой: ведь художник работал вовсе не на мокрой штукатурке, а на сухой. Эта маленькая хитрость позволяла ему редактировать картину несколько раз. И с учетом того, что «Тайная вечеря» была окончательно готова лишь 1498 году, это была техническая необходимость.

    Уже при жизни художника «последняя трапеза Иисуса Христа» считалась лучшей его работой. Согласно писанию именно во время ужина Иисус говорит апостолам о скором предательстве. Да Винчи хотел изобразить происходящее исключительно с человеческой точки зрения. И эмоции, которые испытывали апостолы, он искал среди обычных людей. Кстати, считается, что именно потому над героями нет нимбов. Чтобы изобразить реакцию на слова Учителя он часами бродил по городу, заводил разговоры с незнакомцами, смешил их, расстраивал и наблюдал переменами в лицах.

    «Тайная вечеря» в трапезной

    Работа над фреской была почти завершена, последними ненаписанными героями оставались Иисус и Иуда. Считается, что в этих героях художник заключил понятия добра и зла, и долго не мог найти моделей, подходящих на столь абсолютные образы. Но однажды да Винчи увидел в церковном хоре юного певчего. Молодой человек произвел на художника неизгладимое впечатление, и именно он стал прототипом Иисуса.

    Иуда оставался последним ненаписанным персонажем. В поисках модели художник подолгу бродил по злачным местам. Иудой «должен» был стать поистине опустившийся человек. И лишь спустя 3 года такой человек был найден — в состоянии алкогольного опьянения, в канаве, абсолютной опустившийся и грязный. Художник приказал привести пьяницу в мастерскую, где с мужчины был списан Иуда. Когда пьяница пришел в себя, он подошел к фреске и сказал, что картин же видел. Да Винчи в недоумении спросил, когда же это… И человек ответил, что 3 года назад, когда он пел в церковном хоре, к нему подошел некий художник с просьбой списать с него Христа. Таким образом, согласно предположениям некоторых историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

    Эскизы «Тайной вечери»

    Во время работы художника часто торопил настоятель монастыря, он все утверждал, что картину нужно рисовать, а не стоять перед ней в раздумьях. Тогда да Винчи пригрозил, что если настоятель не прекратит вмешиваться, он непременно спишет Иуду именно с него.

    Самой обсуждаемой фигурой фрески является ученик, расположенный по правую руку от Христа. Предположительно, художник изобразил Марию Магдалину. Считается даже, что она была женой Иисуса, и именно на это намекал да Винчи, расположив ее таким образом, чтобы контры тела Иисуса и Марии образовали букву «М» — «Matrimonio», что переводится как «брак». Однако это предположение оспаривают другие историки, считая, что на картине изображена вовсе не буква «М», а «V» — подпись художника. В пользу первой версии говорит и то, что Мария Магдалина омывала ноги Иисусу и вытирала их своими волосами, а согласно традициям, сделать это могла лишь законная жена.

    Иисус на фреске «Тайная вечеря»

    Есть также любопытная легенда, что апостолы были расположены художником согласно знакам зодиака. И если верить этой версии, то Иисус был козерогом, а Мария Магдалина — девой.

    Еще более любопытный факт — при бомбардировке в период Второй мировой почти все здание церкви было разрушено, кроме стены с фреской. Сами люди в целом мало берегли шедевр эпохи Ренессанса, и относились к ней далеко не милосердно. Например, после потопа 1500 года, который нанес картине серьезный ущерб, она так и не была отреставрирована. В 1566 году в стене «Тайной вечери» была проделана дверь, которая «покалечила» героев фрески. А в конце XVII века трапезную переоборудовали в конюшню.

    Иисус и Мария Магдалина

    Историки, кстати, расходятся во мнении о еде, изображенной на фреске. К примеру, вопрос о том, что за рыба изображена на столе — сельдь или угорь — все еще открыт. Ряд исследователей считают, что эта неоднозначность была изначально задумана да Вични. Вопрос в некотором роде чисто языковой: по-итальянски «угорь» произносится как «аринга», и если удвоить «р», то получится совершенно другой смысл – «арринга» (наставление). В то же время в Северной Италии «сельдь» произносится как «ренга», и в переводе имеет также значение «тот, кто отрицает религию», и сам да Винчи как раз был и таких. Кстати, возле Иуды расположена опрокинутая солонка, издревле считающаяся плохой приметой, а изображенные на картине стол и посуда являются точной копией тех, что были в церкви на момент создания картины.

    Дата создания: 1495-1497 годы.
    Тип: темпера.
    Габариты: 460*880 см.

    Тайная вечеря

    Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.

    Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.

    На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.

    Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.

    Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов - три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф. 26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо - блюда с угрем и апельсинами - любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.

    Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.

    Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство. Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия. Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.

    Фома, Иаков Старший, Филипп.

    Христос

    Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его. Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» - и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола. Все композиционные линии картины сходятся в одной точке - к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.

    Арка

    В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева - герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.

    Фреска в наше время

    Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.

    Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.

    Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб