Произведения Шекспира: список. Уильям Шекспир: творчество

Гравюры из старого английского издания "Героини Шекспира: главные действующие женские лица пьес великого поэта" (The heroines of Shakespeare: comprising the principal female characters in the plays of the great poet) 1849 года выпуска. Это своего рода альбом, изданный гравером и иллюстратором Хитом Чарльзом (Heath Charles). Оригинал альбома с текстами, с отрывками, соответствующими сценам из пьес Уильяма Шекспира, находится в Библиотеке Конгресса США.

Титульный лист английского издания альбома Хита Чарльза

Когда читаю в свитке мертвых лет
О пламенных устах, давно безгласных,
О красоте, слагающей куплет
Во славу дам и рыцарей прекрасных,



Столетьями хранимые черты -
Глаза, улыбка, волосы и брови -
Мне говорят, что только в древнем слове
Могла всецело отразиться ты.

В любой строке к своей прекрасной даме
Поэт мечтал тебя предугадать,
Но всю тебя не мог он передать,

Впиваясь в даль влюбленными глазами.
А нам, кому ты наконец близка, -
Где голос взять, чтобы звучал века?

У.Шекспир

Офелия из трагедии "Гамлет"

"Виндзорские насмешницы" (The Merry Wives of Windsor)

Анна Пейдж

Миссис Пейдж

Миссис Форд

"Двенадцатая ночь, или Что угодно?" (Twelfth Night, or What You Will)

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

У.Шекспир

"Как вам это понравится" или "Как вам угодно" (As You Like It)

"Мера за меру" (Measure for Measure)

Изабелла

Марианна

Король Генрих VIII (Henry VIII)

Анна Болейн

Королева Екатерина

В том внешнем, что в тебе находит взор,
Нет ничего, что хочется исправить.
Вражды и дружбы общий приговор
Не может к правде черточки прибавить.
За внешний облик - внешний и почет.
Но голос тех же судей неподкупных
Звучит иначе, если речь зайдет
О свойствах сердца, глазу недоступных.
Толкует о душе твоей молва.
А зеркало души - ее деянья.
И заглушает сорная трава
Твоих сладчайших роз благоуханье.

Твой нежный сад запущен потому,
Что он доступен всем и никому.

У.Шекспир

"Много шума из ничего" (Much Ado About Nothing)

Беатриче

"Трагедия о Кориолане" (The Tragedy of Coriolanus)

Виргилия

"Отелло, венецианский мавр" (The Tragedy of Othello, The Moor of Venice)

Дездемона

Венецианский купец (The Merchant of Venice)

Джессика

"Ромео и Джульетта" (Romeo and Juliet)

Джульетта

"Всё хорошо, что хорошо кончается" (All"s Well That Ends Well)

"Цимбелин" (Cymbeline)

"Антоний и Клеопатра" (Antony and Cleopatra)

Клеопатра

"Король Джон" (The Life and Death of King John)

Констанция

"Король Лир" (King Lear)

Корделия

У сердца с глазом - тайный договор:
Они друг другу облегчают муки,
Когда тебя напрасно ищет взор
И сердце задыхается в разлуке.

Твоим изображеньем зоркий глаз
Дает и сердцу любоваться вволю.
А сердце глазу в свой урочный час
Мечты любовной уступает долю.

Так в помыслах моих иль во плоти
Ты предо мной в мгновение любое.
Не дальше мысли можешь ты уйти.
Я неразлучен с ней, она - с тобою.

Мой взор тебя рисует и во сне
И будит сердце, спящее во мне.

У.Шекспир

"Троил и Крессида" (Troilus and Cressida)

Крессида

"Тит Андроник" (Titus Andronicus)

"Ричард III" (Richard III)

Леди Анна

"Король Генрих VI" (Henry VI)

Леди Грей

Маргарет

Королева Маргарет

"Король Генрих IV" (Henry IV)

Леди Перси

"Макбет" (The Tragedy of Macbeth)

Леди Макбет

"Буря" (The Tempest)

"Зимняя сказка" (The Winter"s Tale)

"Юлий Цезарь" (Julius Caesar)

Порция, жена Брута

"Бесплодные усилия любви" (Love"s Labour"s Lost)

Французская принцесса

Мой глаз гравером стал и образ твои
Запечатлел в моей груди правдиво.
С тех пор служу я рамою живой,
А лучшее в искусстве - перспектива.

Сквозь мастера смотри на мастерство,
Чтоб свой портрет увидеть в этой раме.
Та мастерская, что хранит его,
Застеклена любимыми глазами.

Мои глаза с твоими так дружны,
Моими я тебя в душе рисую.
Через твои с небесной вышины
Заглядывает солнце в мастерскую.

Увы, моим глазам через окно
Твое увидеть сердце не дано.

Уильяма Шекспира по праву называют крупнейшим гуманистом эпохи Возрождения. Творческое наследие великого драматурга всех времён включает 11 трагедий, 17 комедий, 10 исторических хроник, а также стихотворения и поэмы. В пьесах английского писателя нашли отражение разные эпохи и народы. Его произведения оказали огромное влияние на всю европейскую литературу. Один из самых загадочных творцов слова поставил перед человечеством вопрос: «Быть или не быть?», предоставив каждому возможность искать самому ответ. Каждое из его творений многогранно и неповторимо. Автор сопоставляет трагичное с комичным, порой нарушая единство времени событий и места.

В ТОП -10 вошли самые популярные и лучшие произведения Шекспира , список которых представлен ниже.

» открывает десятку лучших творений великого драматурга Англии. Произведение представляет собой историческую хронику-дилогию, в которой описаны политические и военные события 15 века, происходившие в Англии. В центре сюжета король Генрих IV, пришествие к власти которого знаменовалось для страны кардинальными изменениями. Помимо короля, яркими личностями в хронике представлены принц Гарри, сэр Генри Перси, а также один из самых комических персонажей – рыцарь-шут Джон Фальстаф.

» – одна из самых популярнейших комедий Уильяма Шекспира. В центре остроумной, поучительной и весёлой пьесы оказывается строптивая и грубая девушка Катарина. Из множества претендентов в женихи, только юноше Петруччо удаётся с помощью всяческих уловок и хитростей укротить героиню. В комедии заложен глубокий психологизм, а основной идеей произведения, которую автор хотел донести до читателя заключается в том, чтобы человек не противился своему предназначению. Внешность мало говорит о внутреннем содержании человеческой натуры, и нет ничего в мире тайного, что не стало бы явным.

» – самое яркое и известное произведение английского писателя. Трагедия о высоких и искренних чувствах подростков по сей день волнует сердца юных читателей. Автор смог передать весь трагизм событий, участниками которых стали юные Ромео и Джульетта. Чтобы доказать всю глубину своих чувств, молодым людям приходится пожертвовать собственными жизнями. Во всей мировой литературе не найдётся «повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

» – одна из популярнейших пьес мастера пера. В центре сюжета полководец Отелло и дочь венецианского сенатора Дездемона. Влюблённые герои женятся и попадают на остров Кипр, где чернокожий полководец должен проходить службу, а его жена готова разделить с ним участь. Отелло безумно влюблён в свою жену и жутко ревнует её. Страсть ослепила мужа и в его душу запали зёрна недоверия по отношению к жене. Герой уверен, что Дездемона ему изменяет. Его необоснованные подозрения приводят к трагическому концу.

«Ричард III » – одна из самых великих исторических пьес, написанных Шекспиром. К власти приходит английский король Ричард III , правление которого продлится недолго. Правитель предстаёт перед лицом читателя как одна из самых жестоких исторических личностей. Властвующий злодей лишён всяческой морали и готов ради трона совершать новые и новые убийства. С другой стороны хладнокровный убийца представлен как необыкновенно талантливый человек. Историческая личность в большей степени утрирована писателем и не имеет ничего общего с действительностью.

» – одна из самых весёлых комедий Шекспира. События происходят в вымышленной стране, именуемая как Иллирия. Её правитель герцог Орсино влюблён в графиню Оливию и собирается просить её руки. Но дальнейший круговорот событий и появление новых лиц в пьесе вносит в жизнь и чувства героев сумбур. Происходит это по вине близнецов – сестры Виолы и брата Себастьяна, которые случайно попадают в страну Иллирию, после кораблекрушения своего судна. Героев ждут комичные ситуации и невероятные открытия. Писатель проявил себя в этом произведении как величайший и остроумный мастер слова.

» – великая трагедия английского драматурга, основанная на истории короля Шотландии Макбета. Это один из самых зловещих и кровожадных персонажей в творчестве Шекспира. Отважный шотландский воин Макбет, одержавший немало побед на военном поприще, узнаёт о предсказании от трёх ведьм, что ему суждено стать королём. Рыцарь собирается исполнить пророчество и убивает настоящего короля Шотландии Дункана. Тень подозрений падает на наследников Дункана, которые вынуждены покинуть страну. Воплотив свой коварный план, Макбет получает трон. Но законные наследники не собираются так просто сдаваться и готовят заговор против нечестивого правителя.

» – популярная шекспировская комедийная пьеса о любви. Произведения погружает читателя в мир древних Афин и соседний мир эльфов. Герои становятся жертвами зачарованного леса, попав в который они совершают невероятные, причудливые и абсурдные поступки. Сок волшебного цветка, произрастающего в лесу, внушает человеку любовь к первому встречному. Здесь происходят удивительные превращения и комические недоразумения, которые в конце пьесы разрешатся благодаря королю эльфов Оберону.

» – известная трагикомедия великого мастера слова о нравственности. У Лира три дочери между которыми он должен поделить свои владения. Старый король спрашивает у каждой из дочерей об их любви к нему. Старшие дочери уверяют отца в своей безропотной и сильной любви. Когда доходит черёд до младшей дочери, то на слова любви она оказывается скупа. Не понравилось это королю, и тогда он решает изгнать нелюбящую дочь из королевства и лишает её наследства. За необдуманные действия Лиру придётся поплатится. Старшие отпрыски показывают своё истинное лицо и оставляют отца ни с чем. Тем временем, изгнанная и королевства дочь, становится королевой Франции. Она прощает отца и забирает его к себе.

» – лучшее из произведений английского драматурга, получившее мировую известность. В основу трагедии легла легенда о датском правителе. Сюжет пьесы завязан на том, что главный герой Гамлет жаждет найти убийцу отца и отомстить за его смерть. В трагедии затронуты многие философские темы: о смысле жизни и предназначении человека, о любви и ненависти, верности и предательстве. Герой глубоко разочаровывается в любви, дружбе и сомневается в разумности мироздания. Гамлет испытывает невыносимые душевные страдания, которые и становятся одной из причин его гибели.

У многих героев произведений английского драматурга существовали либо реальные прототипы, либо легендарные и полулегендарные прообразы…

У многих героев произведений Уильяма Шекспира существовали либо реальные прототипы, либо легендарные и полулегендарные прообразы, историчность которых до сих пор оспаривается исследователями. Впрочем, не меньше споров ведется относительно самого английского драматурга и его творчества.

«Ромео и Джульетта»

Многих исследователей волновал вопрос, были ли Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти на самом деле, или их образы представляют собой всего лишь художественный вымысел. «Поезжай в Верону — там есть ломбардский собор и римский амфитеатр, и потом могила Ромео…» — писал в 1875 году поэт граф Алексей Константинович Толстой своей возлюбленной Софье Миллер. А Жермена де Сталь в романе «Коринна или Италия» упоминает: «Трагедия о Ромео и Джульетте написана на итальянский сюжет; действие происходит в Вероне, где и ныне показывают гробницу двух влюбленных».

Ромео и Джульетта. Сцена на балконе. Форд Мэдокс Браун, 1870 год


До сегодняшнего дня в Вероне практикуется особая церемония Patto d’Amore (Обет Любви) для молодоженов. Она совершается в том самом месте, где, как рассказывает старое веронское предание, дали друг другу обет любви Ромео и Джульетта. Их тайный брак был освящен в церкви монастыря Святого Франциска. Сохранившиеся помещения церкви Сан-Франческо стали теперь музеем фресок, рядом с которым находится знаменитая крипта с саркофагом Джульетты — Tomba di Giulietta. Это место является самым древним из всех, связываемых с историей Ромео и Джульетты в Вероне, и почитание его началось еще до появления великой шекспировской трагедии. Множество знаменитостей отдали дань уважения этой гробнице: Мария-Луиза Австрийская, мадам де Сталь, Байрон, Гейне, Мюссе и другие. Все эти свидетельства говорят о том, что легендарная история могла быть правдой, несмотря на отсутствие прямых исторических доказательств.

Кроме красивой легенды, о Ромео и Джульетте нет достоверной информации


Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I делла Скала (Эскала по Шекспиру), то есть к 1301 — 1304 годам. Данте Алигьери в «Божественной комедии» даже упоминает неких Каппелетти и Монтекки: «Приди, беспечный, кинуть только взгляд: Мональди, Филиппески, Каппелетти, Монтекки, — те в слезах, а те дрожат!»

Известно, что в Вероне в XIII веке жили семьи с похожими фамилиями — Даль Капелло и Монтиколли. Но вот в каких они были отношениях, исследователям установить не удалось. Возможно, во враждебных, что для того времени не было редкостью. Практически каждый итальянский город был расколот тогда на соперничающие группировки. И вполне возможно, что жертвами этой борьбы, текущей и в самой Вероне, могли стать несчастные влюбленные.

«Макбет»

Король Шотландии из Морейской династии Мак Бетад мак Финдляйх, живший в 1005 — 1057 годах, стал героем трагедии Шекспира «Макбет». Следует отметить, что сюжет произведения не вполне соответствует исторической действительности.


Генри Фюзели. Макбет и ведьмы


Макбет являлся правителем Морея и возглавил Шотландию после смерти короля Дункана I, который погиб при вторжении в Морей 14 августа 1040 года. В 1045 году против Макбета восстал отец Дункана Кринан, однако был убит, после чего власть шотландского правителя лишь окрепла. Продолжалось это до вторжения войск Сиварда в Южную Шотландию, которые разбили Макбета. Три года спустя он был убит сыном Дункана Малькольмом.

В 1040 году Макбет — прототип пьесы Шекспира — стал королем Шотландии

«Король Лир»

Леир, одиннадцатый легендарный король Британии, стал прототипом шекспировского короля Лира в его одноименной трагедии. Согласно легенде, Леир, рожденный в 909 году до нашей эры, был сыном короля Бладуда. В отличие от своих предков, он не имел сыновей. Зато у него родились три дочери: Гонерилия, Регана и младшая — Корделия.


Король Леир с дочерьми

Король хотел поделить королевство на три части, чтобы каждая из дочерей получила свою. Однако старшие стали плести интриги за спиной отца с целью захвата власти. В итоге монарх был вынужден бежать в Галлию, где объединился со своей младшей дочерью и отправился в поход на Британию во главе большой армии. Одержавший победу Леир правил еще три года, а затем передал трон Корделии.

Леир, легендарный король Британии, стал прототипом короля Лира


«Гамлет»

У Гамлета, как и у других героев Шекспира, был исторический прототип, о котором «английское все» узнал из трудов датского хрониста XII века Саксона Грамматика. Оказывается, давным-давно в Ютландии спокойно себе жил принц Амлет. Но безмятежная жизнь принца закончилась, когда злые враги убили его отца Горвендила. Чтобы отомстить за смерть родителя, Амлет прикинулся безумным, тем самым обхитрив врагов, после чего жестоким образом с ними расправился, предав смерти в числе прочих и своего отчима. Кстати, он, похоже, не рефлексировал по поводу и без такового, а был человеком достаточно решительным. Жил он, в отличие от Гамлета литературного, долго и, возможно, счастливо, пока не погиб в сражении с королем Дании.


Прототип Гамлета был хитрее, чем его литературный герой

Сара Бернар в роли Гамлета. Фотография Джеймса Лафайета


«Отелло»

Прототипом знаменитого Отелло из пьесы «Отелло, венецианский мавр», вероятно, является итальянец по имени Маурицио Отелло. Он стоял во главе венецианских войск на Кипре с 1505 по 1508 год. В этот период умерла супруга полководца, причем обстоятельства ее смерти были весьма загадочными. На Кипре с тех пор существует замок Отелло в Фамагусте, где якобы была задушена Дездемона.


Башня Дездемоны — другое название замка Отелло. Фото 1900 года

Драматургия XVI - XVII веков являлась неотъемлемой и, возможно, самой важной частью литературы того времени. Этот вид литературного творчества был наиболее близок и понятен широким массам, был зрелищем, позволявшим донести до зрителя чувства и мысли автора. Одним из самых ярких представителей драматургии того времени, которого читают и перечитывают до нашего времени, ставят спектакли по его произведениям, анализируют философские концепции, является Уильям Шекспир.

Гениальность английского поэта, актёра и драматурга заключается в умении показать реалии жизни, проникнуть в душу каждого зрителя, найти в ней отклик на свои философские утверждения через чувства знакомые каждому человеку. Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Зритель становился как бы участником всего происходившего. В наше время такой эффект присутствия недостижим даже при использовании 3d технологий. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета. Простой и несколько витиеватый, он отличается от языка улиц, позволял зрителю подняться над повседневностью, встать на некоторое время вровень с персонажами пьесы, людьми высшего сословия. И гениальность подтверждается тем, что это не утратило своё значение и в более поздние времена - мы получаем возможность стать на некоторое время соучастниками событий средневековой Европы.

Вершиной творчества Шекспира многие его современники, а вслед за ними и последующие поколения, считали трагедию «Гамлет - принц Датский». Это произведение признанного английского классика стало одним из значимых и для русской литературной мысли. Не случайно трагедия Гамлета переводилась на русский язык более сорока раз. Такой интерес вызван не только феноменом средневековой драматургии и литературным талантом автора, что несомненно. Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи. Плеяда таких людей, начавшаяся с Гамлета и Дон Кихота, продолжалась в русской литературе образами «лишних людей» Онегиным и Печориным, и далее в произведениях Тургенева, Добролюбова, Достоевского. Эта линия является родной для русской ищущей души.

История создания - Трагедия Гамлет в романтизме XVII века

Как многие произведения Шекспира основываются на новеллах литературы раннего средневековья, так и сюжет трагедии Гамлет позаимствован им из исландских хроник XII века. Впрочем, этот сюжет не является чем-то оригинальным для «тёмного времени». Тема борьбы за власть, не взирающая на нравственные нормы, и тема мести присутствует во многих произведениях всех времён. Романтизм Шекспира на основе этого создал образ человека протестующего против устоев своего времени, ищущего выход из этих оков условностей к нормам чистой морали, но который сам является заложником существующих правил и законов. Наследный принц, романтик и философ, который задаётся вечными вопросами бытия и, в тоже время вынужден в реалиях вести борьбу с так, как это принято в то время - «себе он не хозяин, своим рожденьем связан по рукам» (акт I, сцена III), и это вызывает у него внутренний протест.

(Старинная гравюра - Лондон, XVII век )

Англия в год написания и постановки трагедии переживала переломный момент в своей феодальной истории (1601 год), поэтому в пьесе и присутствует та некоторая мрачность, реальный или мнимый упадок в государстве - "Подгнило что-то в Датском королевстве" (акт I, сцена IV). Но нас более интересует вечные вопросы «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», которые так понятно и так неоднозначно прописаны гением Шекспира. В полном соответствии с романтизмом в искусстве пьеса содержит в себе героев ярко выраженных моральных категорий, явный злодей, прекрасный герой, присутствует любовная линия, но автор идёт дальше. Романтический герой отказывается следовать канонам времени в своей мести. Одна из ключевых фигур трагедии - Полоний, не представляется нам в однозначном свете. Тема предательства рассматривается в нескольких сюжетных линиях и также предлагается на суд зрителя. От явного предательства короля и неверности памяти покойного мужа королевой, до тривиального предательства приятелей студентов, которые не прочь за милость короля выведать секреты у принца.

Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)

Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.

Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях - Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.

В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.

Главные герои

Как видно из всего развития сюжета, тема мести отходит на второй план перед нравственными исканиями главного героя. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. В отличие от него, Лаэрт заключает сделку с королём, для него месть превыше всего, он следует традициям своего времени. Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей - основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.

Умный, преданный и честный слуга королю и отечеству, заботливый отец и уважаемый гражданин своей страны. Он искренне пытается помочь королю понять Гамлета, он искренне пытается понять Гамлета сам. Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Отправляя сына на учёбу во Францию, наставляет его правилам поведения, которые и сегодня можно приводить без изменений, настолько они мудры и универсальны для любого времени. Беспокоясь за моральный облик дочери, он увещает её отказаться от ухаживаний Гамлета, объясняя сословную разницу между ними и не исключая возможности несерьёзного отношения принца к девушке. Вместе с тем, по его нравственным воззрениям соответствующим тому времени, в таком легкомыслии со стороны юноши нет ничего предрассудительного. Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. По этим же причинам он не доверяет и собственному сыну, посылая к нему слугу в качестве шпиона. План наблюдения его прост - найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Подслушать в королевских покоях разговор разгневанного сына и матери также не является для него чем-то неправильным. Всеми своими поступками и мыслями Полоний представляется умным и добрым человеком, даже в сумасшествии Гамлета он видит его рациональные мысли и отдаёт им должное. Но он типичный представитель общества, которое так давит на Гамлета своей лживостью и двуличием. И в этом трагизм, который понятен не только в современном обществе, но и лондонской публики начала XVII века. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире.

Герой с сильным духом и незаурядным умом, ищущий и сомневающийся, ставший на одну ступень выше всего общества в своей морали. Он способен смотреть на себя со стороны, он способен анализировать окружающих его и анализировать свои мысли и поступки. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять. На основе сюжета о мести показан весь трагизм ситуации, когда молодой человек видит зло не просто в одном подлом поступке, но во всём обществе, в котором такие поступки оправдываются. Этот юноша сам себя призывает жить в соответствии с высшей моралью, ответственностью за все свои поступки. Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Не может такой думающий человек не поднимать для себя и общечеловеческие философские вопросы. Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Но несовершенство общества и окружения всё-таки толкает на импульсивные, часто неоправданные поступки, которые потом тяжело переживаются им и в конечном итоге приводят к гибели. Ведь и вина в гибели Офелии и случайная ошибка при убийстве Полония и неумение понять горя Лаэрта гнетут его и сковывают цепью.

Лаэрт, Офелия, Клавдий, Гертруда, Горацио

Все эти лица введены в сюжет как окружение Гамлета и характеризующее обыкновенное общество, положительное и правильное в понимании того времени. Даже рассматривая их с современной точки зрения, можно признать их действия логичными и последовательными. Борьба за власть и супружеская измена, месть за убитого отца и первая девическая любовь, вражда с соседними государствами и получение земель в результате рыцарских турниров. И только Гамлет стоит выше на голову над этим обществом, увязнув по пояс в родовых традициях престолонаследования. Три друга Гамлета - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, являются представителями знати, придворными. Для двух из них соглядатайство за другом не является чем-то неправильным, и только один остаётся верным слушателем и собеседником, умным советчиком. Собеседником, но не более того. Перед своей судьбой, обществом и всем королевством Гамлет остаётся один.

Анализ - идея трагедии принца датского Гамлета

Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.

Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот.

Виды Персонажи Уильяма Шекспира: самые известные
Персонажи Уильяма Шекспира: самые известные

Гамлет (англ. Hamlet) - центральный персонаж пьесы Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе он является принцем Дании племянником короля Клавдия и сыном прежнего короля - Гамлета.

Клавдий - дядя Гамлета , убивший его отца и ставший королем Дании. Боясь мести Гамлета, Клавдий посылает его в Англию. Когда возвращается обратно, Клавдий, с помощью яда убивает Гамлета, стравив его и Лаэрта, но Гамлет успевает отравленным клинком поразить короля и Клавдий погибает.

Лаэрт (англ. Laertes) - вымышленный персонаж пьесы Вильяма Шекспира "Гамлет, принц датский". Его имя предположительно взято из произведения Гомера Одиссея. Лаэрт является сыном Полония, братом Офелии. Лаэрт - оригинальный шекспировский персонаж, до него подобного персонажа в повествованиях о Гамлете не было.

Призрак отца Гамлета (англ. Ghost of Hamlet"s father; Король Гамлет, англ. King Hamlet) - персонаж трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе является призраком убитого короля Дании Гамлета, отца принца Гамлета.

>Офелия (англ. Ophelia) - вымышленный персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Молодая дворянка, дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета.

Фортинбрас (англ. Fortinbras) - имя вымышленного второстепенного персонажа трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Он - наследный принц Норвегии.

>
Джон Фальстаф – добродушный, полный и немного трусливый пьяница, проводящий все свое время в кругу таких же как он гуляк и развратных девиц из произведений «Виндзорские насмешницы», «Генрих IV, часть 1» и «Генрих IV, часть 2»

>
Король Лир – герой трагедии Уильяма Шекспира с одноименным названием. Трагедия основана на реальных событиях, она опирается на древнейшие предания Британии о короле Лире и его дочерях.

Гонерилья и Регана, старшие дочери короля Лира из трагедии "Король Лир". Жадные и подлые дочки, которым их отец, король Лир, завещал королевство, уйдя от дел. Лестью и обманом захватив королевство, они охотятся на своего отца и хотят убить его. Они губят графа Глостера, друга Лира, вырвав ему глаза и убивают младшую сестру Корнелию, задушив ее. Когда их преступления раскрываются, Гонерилья убивает себя кинжалом, перед этим отравив сестру.

Меркуцио - друг Ромео, охотник за дамскими сердцами из трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".

Тибальт (Тибальд, англ. Tybalt, Тибальдо, итал. Tebaldo) - персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Он является двоюродным братом Джульетты Капулетти. Убит Ромео, мстившим ему за убийство своего друга Меркуцио.

>
Джульетта - кроткая и наивная девочкка, постепенно превращающаяся в опытную и созревшую душой женщину, готовую на все ради своего чувства, в подлинную героиню пьесы из трагедии "Ромео и Джульетта".

>
Ромео - юноша, возлюбленный Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".

Отелло (англ. Othello, итал. Otello) - герой трагедии Вильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр», написанной в 1603 г., а также ряда вторичных произведений по тому же сюжету, в частности опер, кинофильмов и игровых программ.

>Яго - поручик, помощник полководца Отелло из драмы "Отелло". Он ненавидит мавра и, желая занять его место, с помощью интриг внушает ему, что его любимая девушка, Дездемона, изменяет ему с Кассио.

Дездемона - жена Отелло, убитая им из ревности

Шейлок - персонаж пьесы Уильяма Шекспира "Венецианский купец", жадный еврей-ростовщик, чье имя стало нарицательным для алчных и скупых людей.

Миранда - героиня пьесы Уильяма Шекспира «Буря», наивная 15-летняя девочка, единственная дочь герцога Просперо. Она и ее отец стали отшельниками на острове по вине ее дяди Антонио, который хотел занять престол.

>
Калибан (англ. Caliban) - один из главных персонажей романтической трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря». Калибан - антагонист мудреца Просперо, восстающий против хозяина слуга, грубый, злой, невежественный дикарь.

>
Ричард - уродливый горбун, завидующий своему брату королю Эдуарду IV из трагедии "Ричард III". Когда Эдуард умирает, Ричард захватывает , убивая своего брата Кларенса и детей Эдуарда, которые должны были наследовать титул. Все ненавидят Ричарда, и в стране поднимаются восстания. Ричард казнит одного из лидеров, графа Бекингема, но граф Ричмонд побеждает его и занимает трон. «Коня, коня, полцарства за коня!» - эту известную фразу произносит Ричард, сражаясь с Ричмондом.

>Макбет и его жена леди Макбет из трагедии "Макбет". Военачальник Макбет, победив восставшего Макдональда, встречает ведьм, одна из которых, предрекает ему быть королем Шотландии. Поверив предсказанью, Макбет рассказывает все жене и они подло убивают короля Дункана, свалив все на прислугу. Став королем, Макбет преследует сыновей Дункана и убивает своего товарища, военачальника Банко, который, согласно пророчеству ведьм, должен стать родоначальником королевской династии. Затем Макбет убивает всех близких тана Макдуфа (ведьмы предсказали, что его нужно опасаться).

Уильям Белл - персонаж сериала "Грань"

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай...

Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский"

Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А...

Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский"

Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...

Евгений Онегин - характеристика героя

Герой романа в стихах А. С.Пушки...

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Domosti.

target="_blank">Мусоровоз

Auto-trade.

>Как вести бухгалтерию ИП?

Система заказа услуг. Налогообложение и бухучет.

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Персонажи Уильяма Шекспира: самые известные . И в закладках появилось готовое сочинение.