Называется значимая подробность в литературе. Егэ расставил ловушки

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки (например, от­ме­чен­ные ав­то­ром ба­за­ров­ский ба­ла­хон и ан­глий­ский сьют Павла Петровича)?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­та­лью или ху­до­же­ствен­ной деталью. Дадим определение.

Художественная деталь — особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: деталь|ху­до­же­ствен­наядеталь

Надежда Нестюричёва

К ЕГЭ по литературе можно приспособиться

Само словосочетание «ЕГЭ по литературе» звучит провокационно. Тесты учителя-гуманитарии не любят, и вся их внутренняя природа противится тому, что таким разным школьникам с различным уровнем восприятия и осмысления русской литературы, с собственным отношением к неоднозначным явлениям, коих русская литература содержит в избытке, придётся втиснуть своё знание в рамки теста с открытым или развернутым ответом. ЕГЭ по литературе, пожалуй, самая благодатная почва для споров о том, является ли тест универсальным способом итогового контроля учащихся.

Естественники, давно смирившиеся с этой формой проведения выпускного, а теперь еще, по совместительству, и вступительного экзамена, над филологами только посмеиваются: эти, мол, блаженные, даже буквы в клетки толком вписать не могут без бурного словоизлияния и ожесточенной критики в адрес составителей контрольных материалов. Им-то, математикам и физикам, легко говорить: содержание заданий для их тестирования может быть куда более вариативным за счет возможности изменения значений в задачах или примерах, при сохранении однозначного и неоспоримого ответа. Специфика той же математики такова, что на 650-ти страницах знаменитого задачника Сканави ни одно задание не повторяет другое, тогда как из гораздо большего по объему романа «Война и мир» не удастся составить хоть сколько-нибудь приличное количество адекватных тестовых заданий с однозначным ответом, которые бы проверяли не только и не столько детальное знание текста, но и выявляли бы системность знаний ученика, его владение языком литературоведения, способность ориентироваться в системе художественных образов.

Повсеместное введение ЕГЭ как официальной формы сдачи экзамена привело к широкому распространению тестовой формы контроля знаний учащихся, при этом качество контрольно-измерительных материалов значительно уступает их количеству. Недостаточный опыт создания заданий тестового типа привел к тому, что составители первых КИМов по литературе раз за разом являли примеры из серии «как делать не следовало бы», а часть А до сих пор многие вспоминают как один из самых неудачных и непродуманных экспериментов над школьниками. Механическая дифференциация вариантов ответов в рамках заданий части А привела к созданию вопросов, примитивных по своему содержанию и нередко решаемых методом угадывания. При условии, что произведение школьником прочитано, такие задания не представляют никакой сложности. Но ответ можно вычислить и не читая текст - вприглядку, понаслышке и логически.

Рассмотрим, например, задание из демонстрационного варианта ЕГЭ-2003:

А8. Какому из персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов» дана следующая авторская характеристика: «Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?

1. Алексееву?

2. Обломову?

3. Штольцу?

4. Тарантьеву?

Многие школьники, не задумываясь, откажутся от вариантов 1 и 4: часть из них не вспомнит или вообще не знает, кто такие Алексеев и Тарантьев, и решит с ними даже не связываться, другая часть заключит, что раз уж Тарантьев с Алексеевым не главные герои, так и нечего про них спрашивать. Логичность данного суждения сомнительна, а подобный ход мыслей несколько рискован, но задания тестового типа редко дают повод рассуждать по-другому. Остаются Штольц и Обломов. Даже те, кто знакомился с произведением исключительно на уроках литературы, припомнят, что характеристика с преобладанием эпитета «прямой» вряд ли соответствует образу заглавного героя произведения, и выберут (и совершенно верно) вариант 3.

Часть А была очень уязвима и из-за возможности угадывания ответа, и из-за невозможности однозначного ответа в целом ряде случаев, и ребятам, претендующим на высокий балл, она внушала дополнительный страх - «могу перепутать, ошибиться, не потому что не знаю, а потому что тороплюсь, волнуюсь. Ерундовое задание может испортить мне общую отметку». Кроме того, наличие вариантов ответов, бывает, сбивает школьников в пользу заведомо неверного ответа. Утрированно, конечно, но до того, как экзаменуемый увидел задание, приведенное выше в качестве примера, он мог вполне отчетливо представлять себе Штольца, а тут вдруг нате - Тарантьев в вариантах. Тарантьева помнят не так хорошо, поэтому сомнения не исключены: может, он тоже прямой? Вон как напористо обставил дело с Обломовым!

Раз уж ЕГЭ по литературе - единственная законная форма сдачи экзамена, к которой нужно и можно приспособиться, пусть она будет лишена примитивизма и формализма. В этом отношении, отказ от части А - разумный шаг в преобразовании заданий ЕГЭ по литературе. С этим согласны и школьники, и большая часть учителей.

Однако и сегодня, к сожалению, содержанию заданий всё еще далеко до полной гармонии с формой. Работа с заданиями части В в ЕГЭ-2011, даже не очень продолжительная, позволяет выявить ряд закономерностей, упрощающих поиск ответа, освобождающих экзаменуемого от необходимости обращаться к фрагменту текста, а значит, ограничивающих взаимодействие с главным объектом исследования литературы - художественным произведением.

ЕГЭ-2011 по литературе состояло из трёх частей: двенадцать заданий с открытым ответом части В, четыре задания части С с развернутым ответом в объеме 5-6 предложений и одно задание части С, требующее развернутого аргументированного ответа на один из предложенных вопросов.

При подготовке важно обратить внимание учеников на логику составления вопросов, на типичные формулировки. От этого во многом зависит успех решения заданий части В, где требуется краткий ответ. Как минимум восемь из двенадцати заданий этого блока обращают школьника к теоретико-литературным понятиям, которыми он, конечно, должен свободно владеть. Школьник должен уметь анализировать текст на языке науки, и наличие вопросов, подтверждающих или опровергающих наличие у экзаменуемого этого навыка, само по себе - не беда. Беда то, как они были составлены.

Вопрос на определение теоретико-литературного понятия в части В в 2011 году состоял из двух частей: первая часть почти во всех случаях содержала в себе дефиницию искомого термина или описание литературного явления; вторая часть включала в себя соответствующий пример из рассматриваемого литературного произведения или его фрагмента. Казалось бы, порядок действий школьника, выполняющего задание, такой:

1. Прочесть вопрос.

2. Обратить внимание на пример, при необходимости взглянуть на контекст (благо, фрагменты произведений включены в текст ЕГЭ).

3. Ответить на вопрос одним словом или сочетанием слов.

Так, да не так. Школьный курс литературы не очень богат терминами, примеры не всегда бывают бесспорны, исключение составителями из задания части В описательной характеристики явления повышает риск неоднозначности в ответах: и без того в некоторых вариантах КИМ-2011 в учтены разные варианты ответов на один и тот же вопрос. Так, в вопросе «назовите приём одушевления неживого предмета , использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»)» составители допускают наличие двух правильных ответов: олицетворение и метафора , тогда как ключевые слова первой части вопроса свидетельствуют, скорее, об олицетворении, и этот вариант следует считать более точным. Как это ни парадоксально, но подобные задания части В гораздо легче выполнять вообще без оглядки на пример. Рассмотрим следующие задания:

Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "в померкшем лугу" и т.п.)?

Как называется изобразительное средство, дающее образную характеристику предмету , например в строках: «Захочет покоя уставший слон — царственный ляжет в опожаренном песке»?

Образная характеристика, образное определение - вот те ключевые слова вопроса, которые подтолкнут на правильный ответ вне зависимости от того, является ли пример однозначным или может быть прочитан как иллюстрация сразу нескольких теоретико-литературных понятий. Наблюдательный ученик напишет в бланке ответов «эпитет», хотя, в примере последнего задания найдет, вероятно, и инверсию, и окказионализм. Такая же история с определением других основных литературоведческих понятий: ключевые слова, повторяющиеся из варианта в вариант, в вопросах о художественной детали - «значимая подробность», о диалоге - «разговор героев», о ремарке - «авторские комментарии, замечания по ходу действия пьесы» и т.д.

Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой . Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

Пример без подсказки может оказаться двусмысленным, а пример с подсказкой вряд ли поможет ученику продемонстрировать способность работать с конкретным текстом. Получается, работая с частью В, ученик отвечает в основном на вопрос «Что?», а не на вопрос «Почему?», и результат подобного теста вряд ли может служить показателем системности знаний.

Наличие подобных вопросов можно было бы оправдать в случае, если бы ЕГЭ по литературе было обязательным экзаменом для всех школьников - и слабых, и сильных. Сейчас же, когда литература утрачивает свои позиции одного из основных школьных предметов, а результат экзамена необходим больше для того, чтобы поступить в ВУЗ на гуманитарный факультет, школьники, решающие сдавать литературу, в большинстве своём, делают это целенаправленно. Они должны доказать, что знают литературу на том уровне, который позволит им продолжить обучение на филологическом, журналистском факультетах, факультете иностранных языков. В противном случае, кто же придет в ВУЗ? Тот, кто умеет решать тесты? Но такое умение не есть показатель знания и понимания литературы.

В вопросе В2, например, от школьника в прошлом году требовалось определить жанровую принадлежность рассматриваемого произведения. Человеку, планирующему успешно сдать экзамен, достаточно запомнить пару несложных моментов. Самый простой и примитивный способ - усвоить, что есть что, прямо по списку литературы. Я, как будущий учитель, понимаю недопустимость данного мероприятия, но я знаю, что таким способом можно внушить школьнику ответ на вопрос без необходимости научить его разбираться в тонкостях художественной природы произведения. Сейчас, к сожалению, сдать экзамен на высокий балл и знать предмет - не одно и то же, и первое приоритетнее, потому что балл - это показатель, а уж что он там показывает - одарённость, знание или хитрость - вопрос открытый. И чем больше хитростей знает учитель, тем легче его ученику сконцентрироваться на тесте, а не на литературе. Так, например, на вопрос «к какому типу романа относится «Война и мир» Льва Толстого?» многие ответят «эпопея», даже не задумываясь, почему эпопея-то? Во-первых, это сочетание слов - роман-эпопея - довольно часто звучит на уроке литературы в связи с изучением данного произведения, во-вторых, есть, конечно, исторические, социальные, философские романы, романы-путешествия, психологические романы, но о них спрашивать у обычного школьника рискованно. Типология русского романа - тема сложная, но раз уж надо проверить ученика, то легче всего взять в качестве материала для вопроса эпопею, тем более что их всего три: «Война и мир», «Тихий дон», «Жизнь и судьба». Их и предлагаем запомнить школьнику. Роман Гроссмана в школе не изучается, но в тренировочных заданиях к ЕГЭ-2011 вопрос о жанровой принадлежности этого произведения ставился. Видно, вопросы про две другие эпопеи исчерпали себя в тестах предыдущих лет.

Частотны вопросы об авторском определении жанра произведения, например: «Каково авторское определение жанра «Вишнёвого сада»?» Для ответа ученику достаточно запомнить пары соответствий: «Медный всадник» - петербургская повесть, «Евгений Онегин» - роман в стихах, «Мертвые души» - поэма, «Вишневый сад» - комедия, «На дне» - картины, «Василий Теркин» - книга про бойца. Лирические жанры: элегии, оды, послания, баллады - даются гораздо легче. Запоминаем, что ода торжественна, главный признак любого стихотворного послания — наличие адресата, то есть человека, к которому обращается поэт, а про балладу, которая соединяет в себе лирическое и эпическое начала, могут спросить только в случае, если текст в части В принадлежит перу Жуковского. Лишней работы среднестатистический школьник делать не будет, раз его спрашивают «Что?», а не «Почему?», он только «Что?» и запомнит, натренирует себя на это самое «Что?» и сдаст экзамен не хуже своего соседа по парте, заядлого книголюба и знатока русской литературы. Это хорошо для ученика, стремящегося без лишних усилий получить как можно более высокий балл, это экономит время, но это методически неправильно. Впрочем, раз эта методическая погрешность была заложена в само задание составителем, то почему не воспользоваться ею?

Проект демонстрационной версии ЕГЭ по литературе 2012 значительно отличается от теста образца прошлого года. Каковы нововведения и продуктивны ли они? Претерпели изменения те самые восемь заданий части В, которые ранее можно было решить, не обращаясь к художественному тексту: их количество сократилось до трёх. За счет этого в блок заданий базового уровня сложности введен новый тип вопроса с кратким цифровым ответом. Задания к прозаическому тексту (в демо-версии это роман Тургенева «Отцы и дети») требуют соотнести персонажей и их характеристики, персонажей и их дальнейшую судьбу. Задания к поэтическому тексту лишились подсказок в теле вопроса и теперь полностью обращены к рассматриваемому произведению:

«из приведенного ниже перечня выберете три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой строфе данного произведения (цифры укажите в порядке возрастания)

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись».

Прямое обращение к тексту анализируемого произведения радует. Но вот по излишней простоте и примитивизму задание слишком уж напоминает ту самую часть А, избавление от которой так радовало сторонников осмысленного, а не начетнического подхода к литературе.

Вот, например, вопрос на соотнесение В3:

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правильный ответ дать несложно, но допустимо ли в итоговом экзамене прибегать к заданиям с односторонними, сверхкраткими характеристиками героев литературного произведения? По логике этого задания, Базаров выходит только грубым, а Павел Петрович - только высокомерным. А Аркадий? При всей своей открытости и восторженности разве не был он полон тёплой заботы - по отношению к отцу, к Кате? Задания со столь категоричными оценками сужают представление школьника о героях русской литературы. Раз уж вновь у составителей тестов появилась потребность в заданиях на идентификацию героя, почему не взять конкретные цитаты из текста, соотносимые с образом того или иного персонажа?

Часть В очевидно несовершенна, так, может быть, часть С более корректна с точки зрения глубокого, полного, системного усвоения знаний по литературе? Часто школьники трепещут в ожидании того, что им попадётся задание по непрочитанному или недопонятому тексту, и придется рассуждать о вещах незнакомых или непонятных. Это возможно: не все школьники успевают прочесть или вспомнить все до единого произведения из стандартного списка при подготовке к экзамену. Надо признать, что и не все учителя успевают подробно остановиться на каждом произведении. Но можно подстраховать себя, основательно подготовившись по одной, наиболее близкой ученику, литературной эпохе. Какие это дает преимущества? Во-первых, это упрощает выполнение задания С5, для которого в 2012 году изменены критерии оценки и увеличен максимальный балл. Задание С5 - это три вопроса на выбор ученика. Первый проблемный вопрос задается по литературе XII - первой половины XIX в., второй - по литературе второй половины XIX века, третий - по литературе XX столетия. Более глубокая подготовка по одному из этих периодов значительно увеличивает шанс ученика не только написать полноценное сочинение, но и с легкостью подобрать примеры для заданий С2 и С4, где требуется аргументировано сопоставить с предлагаемым фрагментом текста или стихотворением тематически близкое ему произведение. Задания С1 и С2 и вовсе даны на имеющемся текстовом материале, притом их выполнение подготовлено вопросами части В, и догадливый ученик, конечно, не упустит возможности использовать формулировки заданий части В и свои ответы на них при выполнении лаконичной письменной работы.

Таким образом, к ЕГЭ по литературе можно приспособиться и необязательно готовиться к нему серьезно и содержательно. К сожалению, так и делают - приспосабливаются - большинство учеников под руководством учителей. А сама литература, книга, серьезный разговор по существу поднятых писателем проблем перестают быть содержанием урока…

В качестве иллюстрации к сказанному процитируем рассуждение на тему ЕГЭ по литературе одной из выпускниц 2011 г.

Крылосова Анастасия, результат ЕГЭ по литературе - 82 балла:

«Я считаю, что мой балл за ЕГЭ по литературе не отражает в полной мере мои знания. В части В содержатся вопросы, которые повторяются почти во всех тестах, в них не хватает разнообразия. В итоге получается один набор ответов (метафора, эпитет, аллитерация и т.д.). Конечно, встретив знакомую формулировку вопроса, я испытываю облегчение, потому что быстро отвечаю и оставляю время на более сложные задания, но хотелось бы увидеть что-то новое в экзамене. Например, небольшие тексты из биографии писателей, чтобы назвать, чья жизнь описана, - было бы интереснее работать. Для меня, как оказалось, самые сложные задания - мини-сочинения, потому что мыслей много, а написать необходимо всего 5-10 предложений. А самая главная проблема - нехватка времени: еще один час не повредит. Быстро дописывая сочинение можно пропустить много всего, не дописать важные мысли, которые приходится “выкидывать”, в этом я убедилась на собственном опыте».

1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория )

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм )

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические )

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог )

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола )

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие )

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск )

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь )

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог )

10. Укажите жанр , которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения . Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой… )

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка ). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация ).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия )

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер )

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония )

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция )

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт )

19. Тип конфликта ? (Общественный, любовный, социальный ). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный )

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм... ). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. (Классицизм ) ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Реализм )

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора )

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог )

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж )

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз )

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор )

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет )

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие )

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм )

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик )

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр )

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка )

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика )

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма )

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира )

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение )

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена )

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет )

39. Художественное время и пространство важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом )

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция )

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог )

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (

«Художественный мир Достоевского» - Духовное развитие Достоевского. Иллюстрации к роману «Белые ночи». Инженерный замок в Петербурге. Старший брат. Начало литературной деятельности. Федор Михайлович Достоевский. Путь. Ссылка в Сибирь. Человеческое общество. Обряд казни петрашевцев. Читать было строжайше запрещено. Мариинская больница для бедных.

«Петербург Достоевского» - Дом Раскольникова. Петербург Достоевского. Сенная площадь. Раскольников по многу раз поднимается по лестнице своего дома. Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы. Для Достоевского Петербург. Петербург в романе «Преступление и наказание». А. Г. Достоевская на полях. Петербург в литературе.

«Достоевский Белые ночи урок» - Проблемный вопрос. нечто созданное воображением, мысленно представляемое. По словарю Ожегова С.И. «Петербургская летопись». Мечта. Фильм «Белые ночи» (по одноимённому произведению Ф.М. Достоевского). Тема урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Словарная работа. Ф.М. Достоевский.

«Биография Достоевского» - 1859 - возвращен в Петербург и возобновил литературную деятельность. М.Д. Исаева - первая жена Ф.М. Достоевского. А.Г.Достоевская - вторая жена писателя. 1844 - Фёдор вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. 1875 - роман "Подросток". Фёдор Михайлович Достоевский. 1847 - Достоевский становится участником революционного кружка М.В. Петрашевского.

«Жизнь и творчество Достоевского» - Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. Какое произведение Ф.М.Достоевского было напечатано в «Петербургском сборнике» Н.А.Некрасова? Высочайшим указом Правительствующему сенату Достоевскому возвращено потомственное дворянство. 1858 – подает прошение об отставке. В каких городах есть музеи Ф. М. Достоевского? Ф. М. Достоевский.

«Достоевский Бедные люди» - Отдашь да не рад будешь. Литературная критика. Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Задачи урока. Выйдет к маю месяцу. В.Н. Майков. «Любезный брат. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц.

Как подготовка к ЕГЭ по литературе превратилась для учеников и учителей в квест с непредсказуемым финалом

Текст: Наталья Лебедева
Фото: Profi.ru

До выпускных экзаменов остаются считаные месяцы. Тем, кто выбрал гуманитарные факультеты, предстоит сдать . С какими трудностями на экзамене сталкиваются начитанные дети, различающие строфу, анафору и оксюморон? Почему заданиям из серии «вопрос-ответ» не место на экзамене по литературе? И нужно ли читать все произведения из списка, чтобы получить максимальный балл? На эти и другие вопросы отвечает автор многочисленных учебников и пособий по литературе, доцент МГПУ Елена Полтавец .

Елена Юрьевна, как думаете, достаточно ли тех знаний, что дают в школе, для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе?

Елена Полтавец : Знания и школы бывают разные. Бывает, знания дают, но в силу разных причин их не берут, бывает, что знания навязывают, но навязанное никакими завязками не привяжешь. Знания можно только добыть собственными усилиями и сделать их неотъемлемой частью своего внутреннего мира. Еще говорил, что хороший читатель примешивает к произведению каплю собственной крови.

Современный абитуриент, мотивированный на экзамен, найдет все необходимое в библиотеке, интернете и, конечно, дополнительных вопросах к учителю. Но парадокс в том, что чем лучше добросовестный ученик выучит, что такое ремарка, анафора, инверсия, лироэпос, оксюморон, аллитерация, ассонанс и все остальные элементы, знание которых требуется в «Перечне элементов содержания» и «Перечне требований к уровню подготовки выпускников», тем больше вероятность снижения экзаменационных баллов.

Как такое возможно?!

Елена Полтавец : Простой пример, в демонстрационном варианте есть задание по стихотворению «Россия», в котором требуется указать «номер строфы, в которой поэт использует анафору». Школьник, прочитавший хотя бы краткую статью «Анафора» в словаре литературоведческих терминов, найдет анафору, но не найдет строфу. Хотя бы потому, что в перечне «элементов содержания» нет термина «строфа» (но это не так страшно: разработчики КИМов уверены, что школьник не может этого не знать). Хуже другое: шестая строфа предложенного стихотворения, содержащая анафору, представляет собой не строфу, а строфоид, поэтому прилежный абитуриент, повторивший перед экзаменом, кроме термина «анафора», еще и термин «строфа», растеряется.

Другой пример - вопрос по роману : «Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?» Подразумевается ответ: «деталь». Но в теории «деталь» и «подробность» разграничиваются как термины.

На мой взгляд, главная проблема ЕГЭ - концептуальная несостоятельность тестовых КИМов, да и вообще любых однозначных заданий в режиме «вопрос-ответ» по дисциплине «литература». Ситуация некорректного вопроса «Как называется подробность…?» - это ловушка для умного абитуриента. Особенно если он задумается, не имеются ли в виду символика деталей и их противопоставление. Он мог бы обо всем этом написать в сочинении, но не в строчке, в которой поместится не более десятка букв.

Но ведь в ЕГЭ по литературе уже появились задания, где надо писать развернутые ответы объемом в 5-10 предложений.

Елена Полтавец : Это уже не ловушка, а прямо-таки «подстава», и очень серьезная. В демонстрационном варианте приводится эпизод первой встречи Базарова и Павла Кирсанова (глава четвертая романа «Отцы и дети», от слов Николая Петровича «Вот мы и дома» до реплики Аркадия: «Так, замешкались немного»). Вопрос звучит так: «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» Создается впечатление, что разработчик этого вопроса не читал великого романа. Потому что основной конфликт романа не намечается ни в антитезе балахона и английского сьюта, упомянутых в эпизоде, ни даже в противопоставлении поколений, ни в мировоззренческих спорах, которые разворачиваются в романе почти до эпизода дуэли, а заключается в конфликте «страстного, бунтующего сердца» человеческого и могилы как трагической участи всякой плоти среди вечной «равнодушной природы». Осознание своей душевной незаурядности и понимание обреченности на одиночество - вот что сближает после дуэли былых антагонистов - Базарова и Павла Кирсанова - и противопоставляет их всем остальным персонажам. Хороший учитель или репетитор так, конечно, и прочитает со своими учениками одно из величайших произведений мировой литературы.

Елена Полтавец : Начну сразу с примера. Задание по тому же роману «Отцы и дети»: «Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. (Персонажи: , Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов. Судьба: получает ранение на дуэли, женится на сестре Одинцовой, умирает от тяжелой болезни, женится на Фенечке».) Выполнить это задание может абитуриент, вовсе не читавший романа, при условии, что он знаком с кратким пересказом сюжета, и даже не сюжета, а только финала романа.

Других заданий, которые можно было бы рассматривать как проверку знания текста, в экзаменационном варианте нет, и это понятно: не превращать же экзаменационные вопросы в анекдоты: «Что ела свинья под окном дома : а) нектарины; б) бананы; в) авокадо…» Затея с «тестом по текстам», популярная в былые годы, провалилась. Потому что нет смысла спрашивать, как зовут главного героя романа , и нет никакого резона допытываться, помнит ли абитуриент кличку собаки, которую так не любила престарелая родственница Одинцовой в романе «Отцы и дети».

Задания слишком обобщенного характера: назвать произведения, в которых «отображен конфликт между представителями разных поколений», и сопоставить эти произведения с романом Тургенева или назвать о Родине тоже не очень-то позволят показать знание текста произведений. Ответ предлагается ограничить 5-10 предложениями. Да и в каких произведениях не «отображен конфликт поколений»?

Вот и получается, что справиться с 16 заданиями первой части может и абитуриент, знакомый только с кратким пересказом произведений. Учтите еще, что список художественных произведений, прочтение которых якобы требуется, не в меру обширен, особенно в части , что провоцирует недоумение школьника: «Все равно не успею, не упомню, не стоит и читать».

Насколько объективны критерии оценки? Ведь собственно ради объективности и уравнивания шансов и вводился ЕГЭ.

Елена Полтавец : Вот это самое интересное. Кажущиеся пригодными для объективной оценки (знает - не знает) задания первой части таковыми не являются. Вот задание: «Укажите размер, которым написано стихотворение, без указания количества стоп». Предположим, все экзаменующиеся указали правильно. Баллов получили поровну. Но кто-то знает еще и стопность, кто-то - семантический ореол, а кто-то определил семантику пиррихированных стоп. И где абитуриент может показать эти знания?

И вообще странный это подход: в первой части требуется знание терминов, а во второй части требуется написание сочинения. Как будто для сочинения знание терминов не нужно.

Абитуриенты часто спрашивают: «Сколько терминов может быть в хорошем сочинении?» Отвечу: в рассчитанном на 4 часа - не меньше 50-60, а то и 70. Потому что и сюжет, и конфликт, и образ, и пейзаж, и деталь, и ремарка, и анафора, и размер, в общем, все то, что перечислено в «элементах содержания», да и многое другое - это тот инструмент, с помощью которого автор сочинения осуществляет анализ произведения.

А сколько цитат? Ну, скажем, 70-80. Потому что совершенно не нужно тратить время на цитирование целой строфы, когда можно указать, что анафора («когда») и аллитерация (на «р» и «с») в том же стихотворении Блока «Россия» создают образ вечности и напоминают о ключевом слове (если абитуриент знает об анаграммировании, то выделит анаграмму «Россия»). Вот уже три цитаты в одном предложении сочинения.

Но ведь сочинение уже вернули - итоговое сочинение в декабре. И еще все школьники пишут сочинение на ЕГЭ по русскому языку…

Елена Полтавец : «Итоговое» «сочинение» с ориентацией на «метапредметность», рассуждения о жизни, «взгляд и нечто», желательно с привлечением «внепрограммных» литературных произведений и житейского опыта старшеклассников - это, конечно, полезно, но и вредно одновременно. Хотя бы потому, что подготовка этого «экзамена» и ответственность за него возложены на все того же многострадального школьного словесника. И потому, что никакое эссе, «темы» которого звучат пафосно-демагогически и предлагают высказаться за все хорошее против всего плохого, не заменит экзамена-сочинения по литературе. Так же, как рассуждения о том, зачем надо знать математику, не заменят знания хотя бы таблицы умножения.

Наличие нескольких вариантов сочинения (обязательного «итогового» и по выбору в ) привело к размыванию целей и задач каждого из экзаменов и дезориентации экзаменующихся. Усвоенные школьником требования к «итоговому» «сочинению» мешают ему (и учителю) перестроиться на анализ художественного произведения как эстетического явления, требующийся в сочинении на литературоведческую тему. Да и все старшеклассники благодаря итоговому сочинению быстро усваивают, что художественное произведение - это всего-навсего наглядная иллюстрация к какой-нибудь незатейливой житейской мудрости и что понимание произведения сводится к более или менее удачному привлечению его в качестве «материала» для «аргументации» прописных истин.

«Кого можно назвать верным другом?», «Можно ли изменить мечте?», «Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?» И эти темы для рассуждений предназначены семнадцатилетним, которые, как кажется, должны были уже прочитать Тургенева, и ? Мне кажется, только десятилеткам-четвероклассникам такие темы еще можно было бы предложить, да и то с чувством некоторой неловкости…

Правильно ли я понимаю, что самым правильным было бы вернуться к тому сочинению, которое мы все раньше писали в выпускном классе?

Елена Полтавец : Я уверена, что надо вернуть экзамен-сочинение для выпускников школы. Это должна быть итоговая творческая работа, позволяющая выпускнику раскрыть свои знания и свою, как это модно говорить, креативность. То же - на вступительном экзамене в вуз.

Многие жалуются, что школьники списывают из сборников всяких «золотых» и «бриллиантовых» сочинений, скачивают из интернета… Но никакое ЕГЭ и никакие полицейские меры этому не помешают. Да и в самих по себе сборниках «образцовых» сочинений нет ничего предосудительного, как и в каталогах, скажем, причесок, которые мы листаем, ожидая очереди в парикмахерской. Другое дело, что не всякая стрижка и не всякое платье подойдут конкретному человеку или хотя бы понравятся с эстетической точки зрения.

Мои старшеклассники получали задания написать рецензию на сочинение из «золотого сборника», обсуждали эти сочинения. Но никто не списывал, когда надо было сдавать свою работу. Хотя бы потому, что списывать было неоткуда: каждому ученику давалась индивидуальная тема и при этом такая, которой нет ни в «сборниках», ни в интернете. Да и калейдоскоп цитат из статей и предисловий для раскрытия темы сочинения уж точно не мог заменить логику оригинальной работы.

Как, по вашему мнению, должен выглядеть идеальный экзамен по литературе?

Елена Полтавец : Сочинение по одной из выбранных литературоведческих тем. То есть посвященных анализу творчества/произведения одного или нескольких авторов, перечисленных в программе для экзамена. Ни «свободные», ни беспроблемные «цитатные» темы для экзамена не годятся. Это должен быть экзамен по школьной дисциплине «литература», а не по чувствительности, впечатлительности, сердечной доброте, нравственной зрелости, гражданской ответственности и прочим восхитительным качествам, которым, однако, на школьных уроках не обучают.