Конспект занятия по изо на тему осень. Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе на тему: Осень

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Вальс осенних листьев».

Автор: Рудометкина Наталья Петровна, педагог дополнительного образования МБДОУ ЦРР ДС №58 «Жемчужинка», город Озерск, Челябинской области.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Вальс осенних листьев». Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по изобразительной деятельности. Дети на занятии продолжают знакомиться с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Закрепляют знания о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, выдувание трубочкой от сока).
Занятие направленно на воспитание чувства прекрасного и развитие творческих способностей детей.

Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, печать листом от дерева, выдувание трубочкой от сока).
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
Развивающие:
Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами.
Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Вызвать желание детей сохранять её красоту в картинах.
Материал для занятия: альбомные листы с готовым фоном (выполненным на предыдущем занятии), гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, трубочки от сока, клей, кукурузная крупа.
Репродукции картин И.Левитана, И. Шишкина, А. Васильева, И. Остроухова.
Интеграция разных видов деятельности: экскурсия в лес, рассматривание деревьев; знакомство с репродукциями картин И.Шишкина, И.Левитана,
А. Васильева; чтение стихов русских поэтов; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Деревья» игра-лото.
Словарная работа: золотая, пурпурная, серебряная, теплая, холодная осень, листопад, приметы осени, пейзаж.
Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Ход НОД:
Воспитатель: Сейчас, мы с вами будем собирать листья. Приготовьте руки. Повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья рябины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец)
Листья осины, (Загибают безымянный палец)
Листики дуба (Загибают мизинец)
Мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки)
- Ребята, а где растут эти деревья?
Загадка.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)

- Правильно, в лесу.
Сегодня, мы отправимся с вами в лес.
Полюбуйтесь картинами художников и послушайте стихотворение
Т.А. Шорыгиной «Прогулка в лес»
. Тихо звучит музыка.
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идет лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам.
Пахнет травами и хвоей,
Бродят тени по стволам.
Мы заметим муравейник
И большой замшелый пень;
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень тень.
Возле пня растет кислица,
В травах ландыши цветут,
Перепархивают птицы,
Заливаются, поют!
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.

Ребята, назовите деревья, которые растут в лесу?
Ответы детей: (Ель, рябина, дуб, береза, клен, сосна, лиственница)
Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.
Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «От какого дерева плоды и листья?»
На доске висят рисунки с разными деревьями. Дети выходят к столу, на котором лежат листья и плоды от разных деревьев. Берут по листу и плоду, подходят и прикрепляют на нужное дерево.
Задаю вопросы:
какое дерево поит нас сладким соком? (береза)
Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)
Как называют плоды дуба? (желуди)
Ягоды какого дерева любят птицы? (рябины)
Какие деревья называют вечнозелеными? (ель, сосна).
Кто любит питаться шишками от ели? (белка, медведь, дятел).
Что можно сделать из семян клена? (поделки).
Что можно приготовить из яблок? (варенье, пирог, сок).
Почему яблоки в сказках называют «молодильными»? (они очень полезные, в них много витаминов).
Воспитатель: Посмотрите на дерево и вспомните его строение.
Ребенок выходит к доске называет и показывает части дерева.
Воспитатель: Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж). Какое время года изобразили художники на своих картинах? (осень) Осень очень красивое время года. Назовите месяцы осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Какая бывает осень? (теплая и холодная).
На фоне музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» читаю стихотворение
В. Авдиенко «Осень»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.

Что рисует художник на пейзажах? (деревья, небо, облака, море, реки, горы, дома). Верно.
Осень – это точно сказка, не сравнимая ни с чем,
Я желаю эту осень в памяти оставить всем!

Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и создать свой осенний пейзаж. Но рисовать дерево мы будем необычным способом. Нам понадобятся краски акварель, кисть, вода и трубочка от сока.
Подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево? (Со ствола)
Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть и проведу прямую линию. Каким цветом будем рисовать дерево? (Коричневым) Получился ствол дерева.
А если – берёзу, (то берем белую краску).
Что еще надо дорисовать, чтобы получилось дерево? (Ветки)
Правильно, ветки. На стволе дерева у меня образовались капельки, эти капельки я буду раздувать при помощи трубочки от сока в желаемом направлении. Вот так (показываю). И на глазах подрастают ветки у дерева.
Ребята, получилось дерево? (Да) Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев? (Желтый, красный, оранжевый, светло - зеленый).
Давайте, вспомним, чем можно нарисовать листья на дереве? (кисточкой, пальчиком, ватной палочкой).
А ещё сухими листьями и кукурузной крупой, но для этого нам ещё понадобится клей.
Какими красками будем рисовать? Посмотрите, какие стоят на столе? (акварель, гуашь)
Самостоятельная деятельность детей.
Способ изображения листьев дети выбирают сами. Дети рисуют деревья разными способами. Играет мелодия "Времена года" П.И.Чайковского. Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмом изображения.
Воспитатель:
Что ещё можно нарисовать возле дерева? (Травку, облака, лужи, улетающих птиц, ёжика). Траву можно тоже нарисовать с помощью трубочки из под сока. Ставим небольшую кляксу кисточкой и раздуваем капельку с помощью трубочки. Вот так.
А ещё, у вас на столах лежат печатки разных форм – дома, маленькие деревья), - ими можно дополнить свой рисунок. Для этого надо раскрасить краской печатку с плоской стороны и отпечатать на рисунок (показ воспитателя).
Какие, замечательные пейзажи у вас получились. Расскажите, кто какое дерево нарисовал? (ответы детей)
Когда работы высохнут, оформим выставку «Вальс осенних листьев».
Спасибо вам за работу.
Я, знаю, что дети выучили стихи про деревья.
И сейчас нам расскажут.

Дуб. И. Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.

Березка А. Кулагина
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

Рябина. С.А.Васильева
Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко-красный спелый шарик -
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!

Клен
Распускается весной
Клен нарядный – лист резной.
Каждый листик, как звезда,
Клен узнаешь без труда.

Яблоня.
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка
.

Елочка О. Высотская
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

Вот такие работы получились у детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №218

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»

Ленинского района Кемеровской области

Конспект урока ИЗО на тему

«В гости к осени»

подготовила

воспитатель

Тонкель Наталья Сергеевна

г. Кемерово

2014

« В гости к осени».

(подготовительная группа)

ЦЕЛИ: Закрепить знания нетрадиционных техник рисования («печать листьями»);

Закрепить умение пользоваться техникой «печатанье листьями»;

Учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всей поверхности листа;

Учить выбирать для данной техники способ, материал, цветовые решения.

Совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита);

Учить распознавать листья различных деревьев;

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа, творческое воображение, чувство цвета;

Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа: на прогулке дети рассматривают, как лежат листья на асфальте, в лужах. Обращают внимание на свободное, беспорядочное пространственное расположение листьев, на многоцветье ковра из опавших листьев. Заучивание стихов об осени.

Оборудование: группа украшена листьями, деревья осенние, музыка Вивальди

« Осень», Чайковский «Времена года».

Корзина с различными осенними листьями, педагогические эскизы с цветовыми композициями.

Оборудование для детей: Гуашь, кисти, палитра для смешивания красок, баночка с водой, клеенка, салфетка, лист формата А-4 голубого цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы отправимся в гости к Осени, побываем в её сказочном осеннем лесу, посетим мастерскую Осени, где она расписывает разноцветными красками листья на деревьях, и сами нарисуем для Осени ковер из осенних листьев.

— Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова (звучит музыка — Чайковский «Времена года»)

В сказке мы среди чудес

А вокруг осенний лес!

Воспитатель: — Вот мы и попали в сказочный осенний лес! Посмотрите как красиво вокруг, сколько кругом разноцветных листьев! Осень – очень красивое время года.

Все кругом словно золотое!

«Приметы осени»:

Подойдет она неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

бродит очень близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом, уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь –

Значит, наступила ОСЕНЬ.

Послушайте какое настроение у Осени (Вивальди « Осень»).Это Баба Яга заколдовала Осень, давайте ей поможем расскажем как мы любим осень.

Ребёнок: Осень, твой красив убор!

Золотой на нем узор.

Сарафан с цветной каймой,

Полушанок с бахромой

Разукрашен листьями

И рябины кистями.

А из ягод алых

Бусы, как кораллы!

Ребенок: Осенью бывают ясные деньки,

Листики порхают, словно мотыльки.

Ребенок: Нити паутинки на кустах блестят,

Льется на тропинку жёлтый листопад.

Если день прозрачный, ясный

Осень, осень – ты прекрасна!

Воспитатель: Спасибо, ребята, за добрые слова. Слышите? (Вивальди « Осень»).Что это? Осень опять грустит, попробуем загадки отгадать и осень вновь порадовать.

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

Вот еще один листок подарила осень.

Воспитатель : поиграем в игру, чтобы развеселить осень. Дидактическая игра «Подбери слова».

Цель: Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.

Моросит (дождь) .

Дует. (ветер) .

Вянет (трава) .

Желтеют. (листья) .

Опадают (листья) .

Льет (дождь) .

Улетают (птицы) .

Созревают (овощи, фрукты) .

Собирают (урожай) .

Воспитатель : осень нам раскрыла свои секреты:

В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Если с деревьев лист не чисто опадает — будет холодная зима.
Комары поздней осенью — к тёплой зиме.

И г р а «Угадай следы».

Воспитатель называет зверей, дети отгадывают, говоря при этом слово-признак, например, ворона хитрая и др.

Воспитатель: — Всюду кружатся, летят

Золотые листья

Покрывая все кругом

Пышным, золотым ковром.

Осень: Хорошо, ребята, идите в мою осеннюю мастерскую, а путь вам укажут мои друзья листочки.

Вам даю корзинку я, много листьев в ней друзья

Листья непростые эти, вам помогут листья, дети.

Воспитатель: — Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.

Листья желтые летят прямо на руки ребят!

(Раздаю листья из корзинки. На руке у каждого ребенка по листочку.)

Воспитатель: — Давайте, ребята подуем на листок, чтобы он полетел и указал нам дорогу.

Золотой листок, лети!

За собою нас веди.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: — А вот и осенняя мастерская.

Проходите, ребята, располагайтесь.

Мне Осень вот эту корзинку дала!

Смотрю я в корзинку, ну и дела!

Смотрите, ребята, листья цветные..

Листья цветные, да не простые!

Воспитатель: Давайте угадаем, с каких деревьев эти листья.

(Игра «Угадай, с какого дерева листок» Дети по одному выходят к корзинке, берут по листу, и говорят с какого он дерева)

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Ну, а теперь за работу, Осень ждет наш осенний букет.

Воспитатель: Ребята, а как мы сегодня можем нарисовать наш осенний букет?

Посмотрите, у меня есть эскизы, подумайте, в какой технике они выполнены?

(дети рассматривают педагогические эскизы, отвечают)

Этот эскиз нарисован карандашом и раскрашен гуашью.

Следующий эскиз нарисован восковыми мелками и акварелью.

А этот эскиз выполнен печатаньем листа.

— Какой эскиз вам больше понравился? Почему?

Воспитатель: Осень неспроста дала нам корзинку с листьями. Мы с вами поиграли в игру, и рисовать будем с помощью этих листьев.

— Кто догадался, каким способом мы будем рисовать?

-«Печатать листьями»

— Что нам для этого нужно?

— Листья, кисточка, лист бумаги, краски.

— Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?

— Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.

Воспитатель: Правильно, а если у нас нет оранжевого, что делать?

— Её можно сделать, смешав желтую и красную краску на палитре.

— Ребята, давайте вспомним сам процесс печатанья листьями. Что мы будем делать вначале?

— Нам нужно выбрать лист, на него кисточкой нанести краску, а потом лист приложить к бумаге. Тоненькой кисточкой прорисовать прожилки на листочке.

— Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.

Итак, ребята можно начинать. Но сначала мы должны с Бабой –Ягой договориться.чтобы она нам не помешала давайте ее развеселим:

Физминутка:

Возле леса на опушке Бабушка –Яга живет

Нос крючком, глаза большие словно угольки горят

Ах, сердитая какая, дыбом волосы стоят.

Конспект занятия в средней группе: Осень золотая в гости к нам пришла

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в средней группе «Осень золотая в гости к нам пришла»


Описание: материал предназначен для среднего возраста, будет полезен воспитателям в совместной деятельности с детьми.
Цель: Развитие творческих воображений, воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней. Формировать умение любоваться природой, красотой осени. Совершенствовать умения и навыки работать в коллективе.
Задачи:
- Закрепить знания детей о осени, её признаках, уметь понимать приметы осени.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Совершенствовать умение детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом осени, умение проявлять творчество.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за осенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами. Сбор осенних листьев и рассматривание их
Материалы:
Картины об осени, картинки с изображением времен года, ватман, альбомные листы, простой карандаш, гуашь, клей ПВА, салфетки, кисти для гуаши и клея.

Ход занятия:

Воспитатель: Подходит с детьми к окну и читает стихотворение А. Фета
Ласточки пропали
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой
С вечера не спится

На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится,
Да стучит в окно.
Беседа с детьми:
- Ребята, что вы почувствовали, когда слушали стихотворение? (грустно, печально, холодно и т.д.)
- Мне тоже стало грустно. Прошло лето, наступила осень.
Давайте с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Лягте на ковер, закройте глазки и представьте, что вы едете на велосипеде на прогулку в лес. (Дети лежа на спине с закрытыми глазами выполняют упражнение «велосипед»).

Воспитатель: Всё ребята, мы приехали в лес, поставьте свои велосипеды. И давайте погуляем по лесу и полюбуемся осенним лесом. Посмотрите какой красивый осенний лес, какие разноцветные деревья, сколько листочков под ногами лежат. Это настоящая золотая осень.Давайте их соберем.
Дети собирают листочки, и кружатся с ними под музыку.


Поиграли, теперь давайте с вами отдохнем. Игра с мячом «Назови осенние приметы»
Кому кинули мяч, тот называет приметы осени (например, на улице стало холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают, и т.д)


А теперь давайте с вами поиграем с пальчиками.
Проводится пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают пальцы по столу».
Мы идёт грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, загибают по одному пальчику
Этот пальчик гриб нашёл, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
А теперь ребята надо отправляться домой, лягте на ковер, закройте глазки и представьте, что вы едете на велосипеде. Возвращаемся домой.
Приехали.
Воспитатель: Ребята вам понравилась прогулка по лесу? Мы с вами все вместе дружно погуляли, поиграли. Давайте вместе сделаем «осенние дерево дружбы»
Работа с детьми проводилась в 2 этапа.
1 этап: Дети обводили свои ладошки простым карандашом и закрашивали гуашью.



2 этап: Готовые разрезанные ладошки дети приклеивали на дерево.




Вот какое красивое получилось «Осенние дерево дружбы».

Конспект занятия
по изобразительной деятельной
в старшей группе
на тему:
«Осенний лес»

Цель: учить детей рисовать деревья разные по форме и строению.
Задачи: 1. Учить детей располагать изображения на всём листе, используя разные приёмы рисования (рисовать по мокрому листу, концом кисти, всем ворсом, мазками);
2. Закреплять знания детей о жанре живописи – пейзаже;
3. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: вводная беседа, художественное слово (стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»), рассматривание картин с изображением осенних пейзажей.
Материал к занятию: картины с изображением пейзажей, схемы изображения различных деревьев, альбомные листы, простые карандаши, краски акварельные, кисти, тряпочки, банки с водой.
Предварительная работа: циклические наблюдения заявлениями природы и сезонными изменениями, беседы об осени, составление описательных рассказов об осени по картинкам, знакомство с разнообразными приёмами в рисовании, дидактическая игра «С какого дерева листок?», дидактическая игра «Перспектива»

Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомни, какое время года наступило? (осень)
- А какие признаки осени мы с вами знаем? (дети перечисляют признаки осени).
- Правильно, ребята. Видите, как много вызнаете об осени. Многие писатели, поэты, художники любили это время года и называли осень золотой. Вот послушайте, какие замечательные стихи написал А. Плещеев.
Осень наступила, Вянет и желтеет
Высохли цветы,
· Травка на лугах
И глядят уныло Только зеленеет
Голые кусты Озимь на полях.

Туча небо кроет, Воды зашумели
Солнце не блестит. Быстрого ручья.
Ветер в поле воет Птицы улетели
Дождик моросит. В тёплые края.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а какое настроение навевает это стихотворение и почему? (ответы детей).
- Молодцы, ребята, вы правильно отметили, что перед нами рисуется грустная картина. Но осень может создавать и радостное, праздничное настроение. Посмотрите на эти картины и скажите, что помогло автору создать яркую праздничную атмосферу? (Дети отмечают яркость красок, прозрачность воздуха).
- Вот и сегодня окажемся в осеннем лесу, каждый в своём. Кто-то в грустном, дождливом, кто-то в золотом, радующим глаз. Но прежде давайте вспомним: какие деревья мы можем увидеть в осеннем лесу и как правильно их нарисовать?
Дети отвечают на вопрос, воспитатель для облегчения задачи демонстрирует схемы рисования разных деревьев.
- А сейчас мы немножко отдохнём.

Физкультминутка

Ребята, закройте глаза, представьте осенний лес. Возьмите карандаши или краски и приступайте к работе.
Дети рисуют осенний лес. Воспитатель оказывает помощь. По окончании работы вывешиваются на стенд. Воспитатель вместе с детьми отмечает достоинства и разнообразие рисунков.

Конспект занятияпо изобразительной деятельностидля детей среднего возраста Тема:«Осенний лес»

Подготовили: О.Б. Филатова, О.В. Стецкая

Цель: уточнить и обобщить знания детей о времени года «Осень»

Программные задачи:

1. Учить детейизображать осенний лес с помощью нестандартного оборудования и разных техник изобразительной деятельности.

Уточнятьи систематизироватьзнания детейо характерных признаках осени.

Закрепить знания детей о цветах осени.

2. Развивать у детей внимание, память, творческое воображение, речь, познавательную активность в процессе исследованияобъектовнеживой природы, мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать у детей:

Интерес кизобразительной деятельности;

Аккуратность и самостоятельностьв процессе выполнениязаданий;

Любовь к природе родного края;

Желание прийти на помощь друг другу.

Предварительная работа:

Беседы об осени, наблюдения в природе, рассматривание иллюстрацийоб осени, сбор и рассматривание опавших осенних листьев, игры с Геоконтомв самостоятельной деятельности, чтение и заучивание стихотворений, игры на определение «цвета» осени, игра «Кто расскажет нам: какая осень?», обрисовка контура ладошки.

Материал к занятию: белый лист бумаги формата А4 на каждого ребёнка, сухие листья, клей, салфетки, подставки для кистей, гуашь, кисти для клея и рисования, розетка с листьями на каждого ребёнка, карточки «Цветов» осени для коврографа, Геоконт, картинки осени, осенний венок, сказочный персонаж Лесовичок, корзинка с листьями смородины.

Орг. Момент

Ребята. Посмотрите, к нам в гости пришёл Лесовичок. Вы рады его видеть? Поздоровайтесь с ним.

В: Лесовичок, что это ты принёс нам из лесу? (венок)

В: Лесовичок говорит, что венок оставило какое-то время года. А как вы думаете, какое?

А почему вы так думаете? Давайте его рассмотрим.

Давайте примерим этот веночек … Похожа она на осень?

Примерю и я его. Похожа я на осень?

Какое прекрасное время года «Осень», как здорово, что в гости пришла к нам именно осенью.

Дид. игра

«Кто расскажет нам: какая осень?»

Хотите поиграть? Вставайте в круг, Лесовичок предлагаетиграть с осенним листочком, кому в руки прилетит осенний листик, тот и отвечает, какая осень. Первая начну я.

(красивая, яркая, листопадная, разноцветная, печальная, дождливая, грустная, тихая)

Молодцы, ребята. А теперь, посмотрите, что у наслежит в розетках.(осенние листья)

Потрогайте листья, понюхайте

Чем они пахнут?

Какие они на ощупь?

Теперь подбросим их вверх, что с ними происходит? (они кружатся, летят, вальсируют)

А почему? (потому что они лёгкие)

А как всё это можно назвать? (листопад)

Давайте ещё устроим листопад.

Разглядывание листьев

Работа с коврографом

Дети, когда вы говорили какая бывает осень Лесовичок услышал слово«Разноцветная» и теперь удивляется, почему осень разноцветная?

Как вы думаете, какой главный цвет в осеннем лесу?

Давайте выберемдля Лесовичка осенние цвета и выложим их на коврографе.

Посмотри, Лесовичок сколько осенних красок знают дети. Хочешь, дети назовут их?

Л: Молодцы, ребята, красота-то какая!

«Осеньдлинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой – как хорош ты, лист цветной»

Л: Ребята, а я вам принёс осенние картинки. Давайте для наших гостей нарисуем эти картинки разноцветными резиночками на волшебных дощечках, кто какую хочет. Подойдите к столам, выберите картинку

Л: Молодцы, покажите кто, что нарисовал.(дети рассказывают) Под музыку дети выбирают «осенние» цвета. Под музыкудети работают, стоя за столами.

Работа с Геоконтом.

Если позволяет время, то спросить:

- Какого цвета картинка?

- Из каких геометрических фигур состоит картинка?

- Сколько их?

Молодцы, справились с заданием, заодно и пальчикам зарядку сделали.

Релаксация

В: Дети, пройдите на ковёр, сядьте полукругом. Давайте немного отдохнём. Закройте глаза и представьте себе. Что вы находитесь на осенней, солнечной полянке. Кругом тишина, слышно, как с тихим шелестом падают жёлтые, красные, коричневые, оранжевые листья. Солнышко неяркое, грустное, но ещё немножко греет.

Комплекс гимнастики для глаз «В осеннем лесу».

Вы подставляете сначала правую щёчку осеннему солнышку, потом левую щёчку, ручки. Солнышко вас немножко греет, ласкает.

Дети, что вы почувствовали? Хотите меня спросить об этом? Я почувствовала доброе, печальное солнышко и запах осенних листьев. А вы?

А теперь, подставьте свои руки под осеннее солнышко. Возьмём у осеннего солнышка последний тёплый лучик и положим себе на грудь. Долго ещё будет согревать нас теплом этот маленький лучик солнца и мы от этого тепла станем добрыми, добрыми. Воспитатель проходит по кругу и ласково прикасается, гладит детей по голове, щекам, рукам

все движения показывать, чтобы дети повторяли.

Чтение стихотворения

В: Отдохнули, а теперь послушайте вместе с Лесовичком стихотворение Ивана Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют.

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Как красиво, таинственно поэт описал осенний лес. Как он его описал? Кто запомнил?(дети говорят)

Практическая работа

В: Ребята, Иван Бунин нарисовал нам осенний лес словами, амы с вами начали рисовать осенний, необычный лес карандашами, фломастерами, посмотри, Лесовичок.

Давайте закончим изображать наш непростой осенний лес.

Лесовичок предлагает использовать сухие листья для изображения деревьев.

Посмотрите, как я.

Теперь вы.

Вот мы и изобразили осенние деревья. Посмотри, лесовичок

Дети, а где же разместить осеннее солнышко? (варианты детей)

Как и чем мы изобразим осеннюю полянку? (варианты детей) Воспитатель подводит решение детей к тому, что солнышку удобнее будет между большим и указательным пальцами.

Итог.

Вот мы и изобразили осенний, необычный, сказочный лес. Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, Лесовичку очень понравились ваши рисунки, он сегодня много узнал о красоте осенней природы.

Посмотрите, что он нам принёс?

(корзинка со смородиновыми листьями)

Что это за листья? Понюхайте.

С какого они кустарника?

Лесовичок принёс нам их, потому что скоро зима, а смородиновые листья очень полезны как общеукрепляющее средство при простуде, гриппе.

Спасибо. Лесовичок. Мы с твоими листиками заварим чай, будем пить его и постараемся не болеть зимой. Лесовичок хвалит детей и благодарит их за старательность и аккуратность.