Врубель интересные факты. Врубель, михаил александрович

Имя: Михаил Врубель (Mikhail Vrubel)

Возраст: 54 года

Деятельность: художник

Семейное положение: был женат

Михаил Врубель: биография

Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи.

Детство и юность

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.


В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья переехала в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.


Склонность сына к искусству радовала Александра Михайловича, но не вносила никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Профессиональная деятельность Михаила была предопределена с самого его рождения. Творчески одаренный мальчишка не испытывал восторга от перспективы стать юристом, но идти наперекор отцу не решился.

В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Северная столица действовала на Михаила гипнотически: город-архитектурный музей, в котором каждый дом, каждый закоулок имели свою историю, пленил деятельного юношу. Он жил у родственников на Галерной улице в 47-м доме, а по соседству (в 53 доме) за полвека до него останавливался литературный пророк .


Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.


Молодой Михаил Врубель с сестрой

В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.

Решение сына, презревшего семейную традицию и избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками безвозвратно испортились.


В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова, и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились , и , еще одним талантливым учеником. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.


Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.


Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».


Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии. В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.


В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.


Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Принцесса Греза», а также иллюстрирует поэму «Демон» («Тамара и демон», «Голова пророка», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона»).


Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь», изображавшая пушкинскую героиню, а также «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста , который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен.

Личная жизнь

Первым серьезным увлечением Врубеля оказалась жена Прахова Эмилия Львовна. Как утверждают биографы, именно ее лицо изображено на написанной после возвращения из Венеции иконе «Богоматерь c Младенцем». Порочную тягу к супруге своего покровителя Михаилу удалось побороть.


Следующая амурная заинтересованность переросла в свадьбу. С первой и единственной женой Надеждой Ивановной Забелой художника познакомил московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства художника знал лишь узкий круг ценителей живописи, а Надежда уже была примадонной Частной русской оперы. Певица своими голосом и красотой вдохновила Врубеля на написание картины «Гензель и Гретель», на которой он изобразил Надежду вместе с ее подругой Татьяной Любатович.


Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Произведение удалось. Свадебное торжество проходило в Женеве. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой.


Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность» и с той поры стал задумчив и рассеян. Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу демона. Через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный». Работа над ней продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время преподавания стилизации студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» Врубель не сумел.


Картину он писал как одержимый, порой по 20 часов в сутки, поддерживая себя вином. Лицо демона он менял, даже когда картина уже попала на выставку «Мира искусства». Исключительная степень ответственности, которую он взвалил на свои плечи, разрушила и без того зыбкое психологическое равновесие художника. Живописец погрузился в тяжелое депрессивное состояние. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.

Смерть

В апреле 1902 года Врубеля положили в московскую клинику. Врачи диагностировали у мастера неизлечимое психическое заболевание. В марте 1903-го произошла ремиссия, и художника выписали, правда, как оказалось, ненадолго. В мае этого же года умер сын Врубеля, и уже в сентябре Михаил вновь попал в клинику. Страшные недели забытья и бреда сменялись часами сравнительного успокоения – и тогда он рисовал, правда, по требованию врачей только с натуры, ничего фантастического.

Неизлечимая, с годами прогрессирующая болезнь в 1906 году стала причиной потери Врубелем зрения. Последние четыре года Михаил Александрович провел в кромешной темноте в петербургской больнице для душевнобольных.


Художник физически страдал от того, что у него больше не было возможности созерцать жизнь, движение которой он не так давно имел возможность запечатлевать своей волшебной кистью. Врубель не пытался покончить с собой, но, подолгу стоя в морозные дни под открытой форточкой, умышленно приближал неизбежный конец. Михаил Александрович умер от воспаления легких 1 апреля 1910 года. Вдохновенную речь на похоронах, проходивших на Новодевичьем кладбище, произнес , назвав художника «вестником иных миров».

В 1913 году рядом с Врубелем похоронили пережившую мужа на три года Надежду Ивановну.

Произведения

  • «Гамлет и Офелия»;
  • «Надгробный плач»;
  • «Полет Фауста и Мефистофеля»;
  • «Примавера»;
  • «Тени лагун»;
  • «Шестикрылый Серафим»;
  • «Венеция»;
  • «Сирень»;
  • «Пан»;
  • «Демон сидящий»;
  • «Жемчужина»;
  • «Богатырь»;
  • «Снегурочка».

Январь 14, 2012

Имя Михаила Врубеля окружено легендами, которые начали складываться еще при его жизни. Его образ полностью соответствует романтическим представлениям: художник, одержимый Демоном, живущий только ради творчества, и как расплата за это, — одиночество, безумие и гибель.

Автопортрет

1904; 35,5х29,5 см
бумага, уголь, сангина
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Родился 5 марта 1856 года в Сибири, в Омске, третьим ребенком в семье. Его отец, Александр Михайлович, поляк по происхождению, был военным юристом. Долг его службы требовал частых перемещений: Михаил закончил гимназию в Одессе, побывав в Астрахани, Петербурге и Саратове. Мать художника, Анна Григорьевна, по отцу была дальней родственницей декабриста Басаргина, по матери — датчанка. Она умерла, когда мальчику исполнилось три года.

Через некоторое время отец женился вторично на Елизавете Христиановне Вессель, серьезной пианистке. Благодаря ей любовь и понимание музыки осталось во Врубеле на всю жизнь. В семье была культурная и уютная обстановка; хотя появились свои дети, мачеха заботливо относилась к четырем детям от первого брака мужа. Но теплые дружественные отношения Врубель сохранил на всю жизнь лишь со старшей сестрой Нютой — Анной Александровной Врубель, ставшей педагогом.

Врубель рос слабым и хрупким ребенком, начал ходить только в три года. И впоследствии, в зрелом возрасте, он был небольшого роста, с непропорциональной фигурой, не любил физических упражнений. Художественные способности Врубеля проявились рано: по воспоминаниям сестры, «элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией». На долгое время рисование оставалось только увлечением.

Окончив гимназию с золотой медалью, Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию с семьей, где служил гувернером.

Михаил Врубель в академии

Талант и призвание наконец взяли свое: после отбытия воинской повинности, осенью 1880 года Врубель поступил в петербургскую Академию художеств. Имея университетское образование, он был начитан, владел иностранными языками (в том числе латинским), неплохо разбирался в философии, увлекался Кантом, хорошо знал литературу, особенно любил Гете.

На третий год пребывания в Академии Врубель поступил в мастерскую Павла Петровича Чистякова, заурядного художника, но прекрасного учителя, в совершенстве владеющего секретами передачи объема и пространства на плоскости. В этот год он подружился с Валентином Серовым и Владимиром фон Дервизом, познакомился с Ильей Репиным, который оказал на него сильное влияние. По совету репина Врубель начал самостоятельную работу, нацеленную на изучение натуры.

Врубель и Серов увлекаются техникой акварели. Втроем с Дервизом они снимают мастерскую, где пишут обнаженную модель. Врубель усердно занимается акварелью, считая, что именно в этой технике рисунок и живопись неразрывны. В академические годы Врубель рисует с натуры по 12-14 часов в день. Эта суровая школа воспитывает твердую руку и поразительную зрительную память.

Киевский период Врубеля

Счастливая случайность прервала пребывание Врубеля в стенах Академии художеств. В 1884 году археолог и историк искусства, профессор Адриан Прахов обратился к Чистякову с просьбой указать ему ученика для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви (XII век) в Киеве. Чистяков порекомендовал Врубеля, тот сделал эскиз — и был приглашен Праховым.

В Киеве Врубель погружается в новую для него стихию религиозной живописи. Недавний ученик Академии всего за один год создает монументальные росписи «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви, пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора.

В 1884 году Врубель был отправлен в Венецию для изучения памятников византийского и ренессансного искусства. В Венеции Врубель пишет четыре иконы (маслом на цинковых досках) для иконостаса Кирилловской церкви; лучшая среди них — «Богоматерь». В этом образе отразилось глубокое и безответное чувство художника к Эмилии Львовне, жене Прахова.

Еще осенью 1884 года, отправляя Врубеля в Венецию, Прахов обещал ему участие в росписях интерьера Владимирского собора. Но когда художник вернулся, дело росписи уже было передано в руки прославленного живописца Виктора Васнецова. Врубель воспринял это как страшное вероломство, был глубоко уязвлен как человек и как художник. Он не смог оставаться в Киеве и уехал в Одессу. В 1887 году Врубель вернулся в Киев и, остыв от обиды и возмущения, исполнил несколько эскизов к отдельным композициям («Надгробный плач», «Воскресение»). Они были отклонены строительным советом собора. Участие художника в росписи Владимирского собора ограничилось написанием орнаментов (в боковых нефах), которые уже тогда приводили в изумление свободой творческой фантазии.

В Киеве Врубель окончательно сформировался как художник, впервые обратился к изображению Демона, но полностью реализовать свои возможности он не смог. Нестабильности его материального положения способствовал и его характер. Спокойный, но легко увлекающийся, Врубель беспечно относился к деньгам, никогда не торговался с заказчиками и покупателями, отдавая свои шедевры за бесценок, часто уничтожал и переписывал завершенные вещи. Итог его неустроенной киевской жизни подвел отец, навестивший сына в 1886 году.

Врубель в Москве

Уезжая летом 1889 года из Киева, Врубель не думал, что покидает его навсегда. Попав в Москву, художник остался в ней практически на всю жизнь. Здесь Врубель оказался среди крупных промышленников-меценатов и молодых, ищущих новых путей живописцев, артистов, литераторов.

Серьезную поддержку Врубель нашел в семье Саввы Мамонтова, крупного промышленника и мецената, владельца Русской частной оперы. Быстрому сближению художника с Мамонтовым и его художественным кружком способствовали Серов и Константин Коровин, работавшие в московском доме «русского Медичи» и его загородном имении Абрамцево.

1890-е годы были счастливейшими в жизни и творчестве художника. В мамонтовском кружке Врубель увлекся идеей возрождения русского искусства и создания нового синтетического стиля, проникнутого «музыкой цельного человека». В Москве он нашел многочисленных заказчиков, для которых создавал картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты и чертежи для мебели, росписи балалаек и рисунки для обоев.

Портрет Н.И.Забелы-Врубель
в стиле ампир

124х75,7 см
холст, масло
Государственная
Третьяковская галерея
Москва

На репетиции оперы Гумпердинка «Гензель и Гретель» в конце 1895 года Врубель познакомился с солисткой Русской частной оперы молодой певицей Надеждой Ивановной Забелой, был покорен ее голосом, талантом, красотой и вскоре сделал ей предложение. Летом 1896 года они обвенчались в Женеве.

Тем же летом в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно. Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» стали поводом для «всероссийского скандала» в художественной среде, а Врубель был широко ославлен в газетах как декадент. Жюри Академии художеств признало вещи «нехудожественными», и Савва Иванович «в пику Академии» выстроил для них специальный павильон, куда «валом валил народ».

Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта. В конце 1896 года, после нижегородского происшествия, и в последующие два года отношения четы Врубелей с Мамонтовым были особенно дружескими. В этот период Врубель стал постоянным декоратором Частной оперы, его жена — солисткой театра, исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова и романсов композитора. Театр в это время стал вторым домом для художника.

С 1900 года художник начинает экспонировать свои работы — сначала на выставках новаторского петербургского объединения «Мир искусства», потом группы «36-ти художников». Публика и даже художники не принимают его творчества. Со своими московскими коллегами, кроме друзей по кружку Мамонтова — Серова, Коровина, Ильи Остроухова, Василия Поленова — Врубель мало общается и редко посещает выставки.

Тяжелые испытания

В 1901 году Врубель работал над своим заветным Демоном ; Надежда Ивановна ждала ребенка. По воспоминаниям ее сестры, „Михаил Александрович готовился к этому событию очень весело, и ему, и жене казалось, что рождение ребенка не может помешать их элегантной и веселой жизни”. Первого сентября родился сын, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано «заячьей губой», что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак.

Художник целиком уходит в работу над «Демоном», душевная тревога и эмоциональное напряжение достигают крайнего предела и провоцируют сильнейший приступ психического расстройства. Художника помещают в клинику. В 1903 году, как только состояние здоровья Врубеля стабилизировалось, он вместе с семьей переезжает в Украину. Именно в Киеве случилась трагедия, которая окончательно подорвала душевное здоровье художника: умер его сын. Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику. В краткие моменты просветления мастер создает поистине выдающиеся произведения, отмеченные хрупкой, какой-то неземной красотой...

Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству. О художнике и его картинах взахлеб писали символистские журналы «Весы» и «Золотое руно», Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика. В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной Сергеем Дягилевым, работам Врубеля был отведен целый зал.

В том же году художника перевезли в Петербург, в известную лечебницу доктора Бари. Чтобы быть ближе к мужу, Надежда Ивановна поступила на службу в Мариинский театр. Врубель стремительно терял зрение, и это положило конец его художественной карьере. Теперь только музыка могла скрасить жизнь мастера: жена ежедневно приходила в клинику и, не скрывая слез, исполняла фрагменты из его любимых оперных партий...

После пяти мучительных лет душевной болезни и слепоты 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари. Он убил себя сознательно, открыв в сильный мороз окно: простуда осложнилась воспалением легких, которое перешло в скоротечную чахотку, повлекшую летальный исход. Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Из академической церкви к последнему приюту мастера гроб с его телом несли студенты Академии художеств. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок...

Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа: вечером 20 июля 1913 года в концерте она исполнила «с каким-то особенным подъемом три романса Римского-Корсакова», а в полночь скоропостижно скончалась.

    - (1856 1910), рус. художник. В 1880 84 учился в АХ. Особое место в его творчестве занимает поэзия Л., многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтич. пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагич. образ Демона),… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1856 1910), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880 84) у П. П. Чистякова. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве ставил морально философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире;… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880‒84) у П. П. Чистякова. Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, В.… … Большая советская энциклопедия

    Врубель, Михаил Александрович один из замечательнейших русских художников (1856 1910), сын офицера русской службы. Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани,… … Биографический словарь

    - (1856 1910) российский живописец. Произведения (Демон, 1890, Сирень, 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико философской обобщенности образов, нередко… … Большой Энциклопедический словарь

    - (05. 03. 1856, Омск 01. 04. 1910, СПб) Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в СПб (1867 69), окончил юридический факультет Петербургского университета, в 1880 84 учился в ИАХ. С 1905 академик живописи. Занимался театральными… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1856 1910), российский живописец. Произведения («Демон», 1890; «Сирень», 1900) отмечены драматической напряжённостью колорита, «кристаллической» чёткостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико философской обобщённости образов,… … Энциклопедический словарь

    Врубель, Михаил Александрович - М.А. Врубель. Пан. 1899. Третьяковская галерея. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856 1910), российский живописец. В творчестве Врубеля морально философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире. Произведениям (“Сирень”, “К ночи” оба 1900) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 (… Википедия

    ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович - Михаил Александрович (5(17).03.1856, Омск 1(14).04.1910, С. Петербург), рус. художник символист. Сын военного юриста; окончил с отличием одесскую Ришельевскую гимназию, затем юридический фак т С. Петербургского ун та. в АХ (с 1880) занимался под… … Православная энциклопедия

Книги

  • Врубель Михаил Александрович. Графика, книжная иллюстрация , . О встречах с М. А. Врубелем вспоминают художники, критики, музыканты, поэты. Подле него - жена и муза - Надежда Ивановна, которой посвящали романсы, стихи… Второй альбом рассказывает во…
  • Врубель Михаил Александрович. 1856-1910. Графика. Книжная иллюстрация , Мельничук О. (сост.). О встречах с М. А. Врубелем вспоминают художники, критики, музыканты, поэты. Подле него - жена и муза - Надежда Ивановна, которой посвящали романсы, стихи… Второй альбом рассказывает во…

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель Родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (“врубель” по-польски - воробей.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой, и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. По воспоминаниям старшей сестры Анюты, с которой Врубеля связывали теплые дружественные отношения: “элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией”.

Долг службы отца требовал частых перемещений. Врубель с детства испытал много новых впечатлений, переезжая из Омска а Астрахань, затем в Петербург, в Саратов, Одессу, и опять в Петербург.

Рисовать Врубель начал рано. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. В Саратове Врубель обучается рисованию с натуры у частного педагога; в Одессе посещает рисовальную школу. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия “Страшного суда” Микеланджело, “наизусть, воспроизвел ее во всех характерных подробностях”.

Врубель получил прекрасное образование. В 1874 году он окончил Ришельевскую Классическую гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года Врубель совершил первую поездку в Швейцарию, Германию и Францию с семьей, в которой он подрабатывал гувернером и домашним учителем.

По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию Художеств. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем этапе своего творчества Врубель много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи.

В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Чистяков рекомендует его как способного мастера композиции Адриану Прахову -руководителю реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, который впоследствии курировал исполнение росписей во Владимирском соборе. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Это стало его первой крупной монументальной работой. Он создал “Сошествие Святого Духа на апостолов” на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции “Надгробный плач”).

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

В 1887 г. Врубелю поручается исполнение фресок для Владимирского собора по ранее сделанным эскизам. В том же году художник стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.

Осенью 1889 г. Врубель переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. В киевский и ранний московский период Врубель ведет богемную жизнь: часто бывает в цирке, дружит с цирковой наездницей и вместе со своими приятелями К. Коровиным и В. Серовым ходит к ней в гости. В Москве он знакомится с С. И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника.

Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале 1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Он говорил, что в основе всякой красоты - “форма, которая создана природой вовек. Она - носительница души… “Декоративно все, и только декоративно”. Врубель, по его словам, “ведет беседу с натурой”, “вглядывается в бесконечные изгибы формы”, “утопает в созерцании тонкостей” и видит мир как “мир бесконечно гармонирующих чудных деталей...”. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий; кристаллики льда, образующие узоры на стеклах; игру света и тени, и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 - 1887) “Белая акация”, “Белый ирис”, “Орхидея”; панно “Богатырь” (1898), “Одиллия” (1894), “Сирень” (1901), “Кампанулы”, “Раковины” и “Жемчужина” (1904) ,“Тени лагун” (1905) и т.д. К. Коровин писал о творчестве художника: “Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш, или перо, или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина”. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле”.

В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Главной же темой творчества Врубеля в это время стала тема Демона, в которой он в символической форме ставит “вечные” вопросы добра и зла, изображает свой идеал одинокого бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость. Сама мысль создать “нечто демоническое”, возникла еще в Киеве. Осенью 1886 года, Врубель показывая свои первые наброски отцу, говорил что Демон - дух “не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый”.

Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (“Пан”, 1899, “К ночи”, 1900, “Сирень”, 1900).

До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру “Маска льва”. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем (“Полет Фауста и Мефистофеля”).

В 1890-е гг. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения “Венеция” (1893), “Испания” (ок. 1894) и “Гадалка” (1895), “Принцесса Греза” (1896); иллюстрирует произведения М. Лермонтова, изданные к 50-летию со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова “Садко”, 1897, “Царская невеста”, 1899, “Сказка о царе Салтане”, 1900; исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики “Снегурочка”, “Лель”, “Садко”, “Египтянка” и др.; панно “Микула Селянинович и Вольга”; “Роберт и монахини” (бронза, 1896), “Морской царь “ (керамика, 1899-1900). Музыка Н. А. Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной стихии, была одним из стимулов в обращении художника к “изобразительному фольклору” (майолика “Купава” 1898 - 1899 г., “Морская царевна” 1897 -1900 гг., “Прощание царя морского с царевной Волховой” (1899), “Садко” 1899 - 1900 гг.)

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно - “Принцесса Греза” (по Э. Ростану) и “Микула Селянинович”. Мамонтов превратил дебют Врубеля настоящий бенефис; несмотря на то, что специальная комиссия Петербургской Академии художеств отвергла панно Врубеля “как нехудожественные”, меценат решил показать их и на арендованном им рядом с входом на выставку участке земли соорудил павильон, нам крыше которого громадными буквами было написано “Панно Врубеля”. По указанию Мамонтова на этой на выставке были представлены восемь картин Врубеля и его скульптура. В то же самое время в городском театре Нижнего Новгорода проходили гастроли Мамонтовской частной оперы, представлявшей спектакль “Гензель и Гретель” в декорациях Врубеля, а портал сцены был украшен занавесом “Италия. Неаполитанская ночь”, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.

В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы, которая вскоре стала его женой. Она была любимой певицей Римского-Корсакова, писавшего для нее партии сопрано в всех своих операх, начиная с “Царской невесты”. Врубель влюбился в голос Надежды Ивановны прежде, чем узнал и полюбил ее саму, он полюбил образ, мечту, которую она воплощала.

Врубель писал много портретов жены, которые стали одной из важных страниц его творчества. Художник выступал оформителем почти всех спектаклей жены, сам придумывал ей костюмы и грим, сам одевал ее перед спектаклем, присутствовал на всех ее выступлениях и был рад огромному успеху жены.

Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). По воспоминаниям мемуаристов Врубель, не любил живопись Ге, но в своем творчестве он обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, невольно следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге. Врубелю довелось несколько раз летом поработать в мастерской Ге, на его хуторе близ Чернигова. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Ночной колорит живописных “ноктюрнов” Врубеля “Сирень” (1900) и “Пан”, связанных единством мифологического сюжета, картины “К ночи” и “Царевна-Лебедь” перекликается с поздними произведениями Ге. Но Врубель, в отличие от “глухой ночи” Ге, благодаря световым и цветовым колебаниям, красочно изображает ночь глубокую и прозрачную, полную волшебства. “Ночной пленэр” этих произведений Врубель противопоставляет господствующему в то время дневному.

Возврат Врубеля к демонической теме в конце 90-х годов сопровождается воспоминанием о ночных сценах Ге - художник создает свой цикл на демоническую тему, как бы продолжая в нем идею цикла картин Ге о страстях Христа.

Врубель был счастлив в браке, его популярность росла как на дрожжах, но все же именно в это время у художника появились первые симптомы душевной болезни, которые обострились и привели к срыву после рождения сына с заячьей губкой. Художник постоянно находился под наблюдением врачей.

В 1900-е гг. в творчестве Врубеля возникают черты болезненного надлома, нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину “Демон поверженный” (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его “магического театра”. Работу над ней он продолжал даже во время выставки, меняя на глазах у публики черты и выражение лица демона, световое и цветовое решения картины. Бенуа писал: “Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое...” Это произведение принесло художнику славу декадента.

После нервного срыва начинаются годы Врубеля в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала мужа и даже часто пела для него. Врубель был очень привязан к жене и умел поэтизировать недостатки ее внешности. По словам сестры Забелы он “часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему”. Врубель видел в жене нечто ангельское, это легко заметить по ее “Портрету на фоне березок” (1904).

Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: “Обдумывает ход (игра в шахматы)”, “Кровать”; из цикла “Бессонница”, “Дерево у забора” (1903-04); графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904); “После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель”(1905); натюрморты “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”. Поздним автопортретам Врубеля характерны горькая складка губ и гордое, замкнутое выражение лица. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова.

Врач-психиатр Ф. А. Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, писал в своих воспоминаниях: “Часто приходится слышать, что творчество Врубеля больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... До тех пор пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства...”

За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Художник пробыл в психиатрической лечебнице с 1902 по 1910 год, но он так и не узнал, что в 1906 г. Академия наук присвоила ему звание академика; не знал о триумфальном успехе в России и Европе объединения “Мир искусства”, в первых выставках которого он участвовал. Все политические и культурные события конца XIX - начала XX вв. пришлись на период его болезни. Врубель оказался отрезанным от культурной жизни своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Его считали своим учителем и художники “Голубой розы”, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля; поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый.

Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.

В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой”.

Врубель был умным и глубоким человеком, прекрасно знал классическое искусство и литературу, иностранные языки. Он был открытым и легким в общении, но весь состоял из парадоксов. Но несмотря на легкомысленное богемное существование, Врубель очень серьезно относился к своему творчеству, и в то же время, при всем серьезном и ревнивом отношении к своим произведениям в процессе работы, он легко расставался со ними тогда, когда они уже были готовы.

В нем было заложено что-то загадочное, он любил интриговать и удивлять окружающих. Некоторые странности проявлялись в поведении художника еще задолго до его болезни. Известен случай, когда Врубель, будучи в Киеве, исчез из города, сообщив впоследствии окружающим, что был на похоронах отца, а через некоторое время отец появляется живым и здоровым перед теми же самыми людьми.

Смерть Врубеля привела к всплеску его популярности. Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства. А. Бенуа в своей статье, опубликованной в день похорон, писал: “Жизнь Врубеля … дивная патетическая история, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения … будут оглядываться на последние десятки XIX века как на “эпоху Врубеля”.

Картины художника

Автопортрет. 1882г.

Автопортрет. 1905г.

Автопотрет. 1880г.


Аллегория Нижегородской ярмарки


Богатыть. Декоративное панно.

Венеция. Декоративное панно

Видение пророка Иезекииля


Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.


Гадалка 1

Гамлет и Офелия 1

Гамлет и Офелия


Гензель и Гретель (Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка).

Голова Иоанна Предтечи. Этюд


Девочка на фоне персидского ковра


Демон поверженный


Демон сидящий 1


Жемчужина

Женский портрет


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Испания

Итальянский рыбак


К ночи


Кувшинки


Летящий Демон


Море


Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача

Натурщик 1

Натурщик

Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан

Обручение Марии с Иосифом


Пирующие римляне


Полет Фауста и Мефистофеля


Портрет В.А.Усольцевой


Портрет В.Я. Брюсова


Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева

Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок.

В Омске.

Его отец был строевым офицером, участником Крымской кампании, впоследствии ставшим военным юристом . Предки Врубеля со стороны отца происходили из прусской Польши. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года, а когда ему исполнилось семь лет, отец женился вторично на пианистке с хорошей школой.

Из-за службы отца семья Врубелей постоянно переезжала , живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе и опять в Петербурге.

В 1874 году Михаил Врубель, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно посещал вечерние классы Академии художеств.

В 1879 году Врубель окончил университет с золотой медалью, после чего отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Осенью 1880 года был зачислен вольнослушателем в Академию художеств. Среди академических рисунков Врубеля выделяются акварели "Обручение Марии с Иосифом" (1881) и "Натурщица в обстановке Ренессанса" (1883).

В 1884 году Михаил Врубель оставил академию и по предложению известного искусствоведа Адриана Прахова уехал в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.

Для написания иконостаса Врубель совершил путешествие в Венецию (1884-1885). Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, художник за год создал для Кирилловской церкви композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов" на хорах и "Оплакивание" в нише притвора, изображения пророка Моисея и "Ангелов с лабарумами" (три ангела над телом Христа), иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских). Врубель также дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в куполе Софийского собора, исполнил орнаменты на столпах Владимирского собора в Киеве. Эскизы Врубеля для Владимирского собора (вариации сюжетов "Надгробный плач" и "Воскресение") не были воплощены.

В 1889 году художник переехал в Москву, где сблизился с известным меценатом Саввой Мамонтовым и стал участником абрамцевского художественного кружка. В этот период Врубелем были созданы панно "Венеция" (1893), станковые произведения "Испания" (около 1894) и "Гадалка" (1895). Он участвовал в оформлении опер композитора Николая Римского-Корсакова "Садко" (1897), "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900), поставленных в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Им были созданы эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской — "Египтянка", "Мизгирь", "Купава" (1899‒1900). Врубель также выступил в роли архитектора в проекте фасада дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891).

Одной из главных тем творчества художника стала тема Демона, начатая "Демоном сидящим" (1890), продолженная иллюстрациями к одноименной поэме Михаила Лермонтова и завершившаяся "Демоном поверженным" (1902).

Врубель также работал как иллюстратор произведений Александра Пушкина, Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Иоганна Гете, Анатоля Франса, русского былинного эпоса и древней мифологии.

Произведения Врубеля экспонировались на выставках объединений "Мир искусства" (1898-1903) и "Союз русских художников" (1903-1910).

С 1902 года Михаил Врубель страдал душевной болезнью, проходил лечение в психиатрических клиниках. В периоды ремиссии создал ряд картин и рисунков с натуры — "Дерево у забора" (1903‒1904), портрет Федора Усольцева (1904), "После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель" (1905), портрет поэта Валерия Брюсова (1906) и др.

В 1905-1906 годах Врубель создал акварельные эскизы "Голова Иоанна Предтечи", "Иоанн Креститель" и последнее произведение — "Видение пророка Иезекииля".

В ноябре 1905 года художник был удостоен звания академика.

В 1906 году Врубель полностью потерял зрение. Последние годы жизни провел в клинике доктора Бари на Васильевском острове в Петербурге.

14 апреля (1 апреля по старому стилю) 1910 года Михаил Врубель скончался. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

В 1995 года имя художника было присвоено Омскому государственному музею изобразительных искусств.

Был женат на певице Надежде Забеле (1868-1913). В 1901 году у них родился сын Савва, который умер в 1903 году от крупозного воспаления легких.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников