Как играть на губной гармошке. Как научиться играть на губной гармошке новичку

В России его также называют губной гармошкой, губной гармонью (что неверно, потому что гармонь - это другой инструмент). Также её называют харпом (harp - так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp - это арфа.

Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз.

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Блюзовые гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники


Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения таких сложных техник игры, как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя - слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных (некоторые отсутствующие звуки можно извлечь с помощью специального приёма - бэнда). В большинстве случаев диатонические гармошки имеют 10 отверстий и выпускаются в тональностях C или G. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинами для вдоха (англ. draw) и для выдоха (англ. blow) в каждом отверстии.

В тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника , подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

  • не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
  • некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
  • покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
  • при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности C-мажор, так как как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
  • непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох. Если освоили бенды, проверьте и на них;
  • если гармошка вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

История губной гармоники

Губную гармонику можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармоника является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году, популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармоники фирмы «Hohner», репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармоники знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако, если открыть «Мировую энциклопедию музыкальных инструментов», то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием «аэрофоны».

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению, подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в XIX веке. Первая губная гармоника была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора, его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец, Ф. Хотц, начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Ещё один уроженец Германии, Христиан Месснер приобрёл несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины» (от нем. mund «рот», «губы»). Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармонику в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.


Губная гармоника, или духовой орган, на разных языках имеет похожие по происхождению названия — все они имеют в составе «рот» или «уста» и/или «гармоника». По-немецки её именуют «Mundharmonika», по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармоника обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармоника). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармоника).

Стремительному распространению гармоники по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «l’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармоники на цепочках для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармониками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света, в Нюрнберге, Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Видео: Губная гармоника на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Губная гармошка - это небольшой, универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, но губная гармошка на самом деле легкий и веселый инструмент, чтобы научится играть. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по использованию и по цене. На сегодняшний день, приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Любой вид может быть использован, чтобы играть самую популярную музыку, например, блюз или фолк.

  • Диатонические губные гармоники - самый распространенный и доступный вид, и, конечно, самый дешевый. Она настроена на определенную тональность, которая не может быть изменена. Большинство диатонических губных гармоней настроено на тональность C. Виды диатонической гармоники включают “блюз гармоника”, “тремоло гармоника” и “октава гармоника.”
    • Гармоника блюз является распространенной на западе, а в Восточной Азии чаще встречается тремоло гармоника.
  • Хроматическая гармоника является одним из видов губной гармошки, в которой используется механический аппарат, который контролирует, какие отверстия издают звук. Основные хроматические гармоники из 10 нот могут играть только один полный звук (так же, как диатоническая гармоника), но хроматические с 12-16 отверстиями могут быть настроены на любую тональность. Хроматические стоят значительно дороже, чем большинство диатонических гармоник; качественная хроматическая гармонь от известного бренда может стоить несколько сотен долларов.
    • Благодаря своей настраиваемости, 12-ти нотная хроматическая гармошка, как правило, предпочтительнее для джазовой музыки.
  • Общим сокращенным термином для губной гармошки является “гармоника”. Это название происходит от других традиционных названий, включая “французскую гармонику” и “блюз гармонику”. Пока контекст ясен, слова “гармошка” и “гармоника” можно взаимозаменять.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника – это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребень, и, как правило, изготовлена из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части аппарата, могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до-мажор) на выдохе, и на G (соль – мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход сохранят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две “соседние” ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и движется вверх. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона для игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре могут указать, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая используется всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы освоите быстро.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется “прямая гармоника” или “первая позиция.”
    • Как вы можете предположить, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируют губы. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка, чтобы заблокировать отверстия, для обеспечения контроля над нотами, которые вы играете. Это описывается ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать нежно, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется “кросс-гармоника” или “вторая позиция.” Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающие нот(ы) диапазона.

  • Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока вы не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как “У Мэри был барашек” и “О, Сюзанна” легко найти в Интернете, если у вас нет.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание, и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы находитесь под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самому. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, который соответствует вашим требованиям.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, вы должны на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играть песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американская традиционная мелодия, “Шенандоа”, которая перепрыгивает с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

    • Практикуйте пропуски, потянув губную гармошку немного в сторону, а затем возвратив в нужное положение (для дальнейшего ознакомления с положением каждого отверстия) и, остановив воздушный поток, не убирая губную гармошку (чтобы больше попрактиковаться с контролем дыхания).
  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или не доминирующей) руки, и двигая им во время игры. Добавьте в игру правую (или доминирующую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Это создает “звучащую дыру”, которая может использоваться для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте это в конце стиха, чтобы добавить эмоций, или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, левым краем направлена вниз и внутрь. Это положение, на самом деле, идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь ним.
  • Научитесь блокировать язык. Блокировка языка – это отличный способ превратить одиночные ноты в красивые аккорды, не нарушая первоначальных нот. Используя сторону (ребро) языка, вы будете блокировать некоторые ноты аккорда, а затем поднимать его частично по мере звучания ноты, чтобы добавить их. Эта техника требует практики, но позиция отверстия должна помочь натурально представить сторону вашего языка мундштуку.

    • Для начала откройте рот, чтобы охватить первые четыре отверстия арфы. Используя язык, блокируйте отверстия с 1 по 3 и играйте прямую ноту на отверстии 4. Если вы все сделали правильно, то должны слышать только проигрываемую (вверх) 4. После того, как вы сделаете это легко, играйте устойчивую ноту, а затем поднимите язык, находящийся на середине, чтобы сделать полную гармонию.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким, и резко втягивать воздух через них в отверстие, которое вы хотите, чтобы было изменено. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между не изменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, звук звучит плохо, и многим надо больше времени, чтобы воспроизвести хороший звук. Практикуйтесь каждый день, и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.
  • Самоучитель губной гармошки.

    К сожалению, до недавнего времени научиться играть на губной гармошке (выражаясь более "по-научному" губной гармонике) было не лёгким делом. Ведь этот удобный, компактный, карманный инструмент, хоть и не представляет собой редкость, но встречается крайне редко, да и то в определённых кругах музыкальных меломанов. Губная гармошка для начинающих и не только. источник: http://www.harpis.ru Обладая интересным и никогда не стареющим звуком, который прекрасно сочетается с звучанием гитары и др. инструментов + маленький размер и способность взять её куда захочешь, будь то выступление на акустическом вечере или отдых в лесу - это и придаёт губной гармошке всё большую популярность. Причём она доступна как для музыкантов, так и для людей далёких от нотной грамматики и музыкального образования. Безусловно, те кто уже что-то понимает и дружит с нотами намного проще освоить этот инструмент, но как я говорил это не помеха для начинающих, которые действительно захотели освоить губную гармошку. Повторюсь, ЗАХОТЕЛИ освоить губную гармошку, ведь это даже такой на первый взгляд не сложный инструмент требует усилий и тренировок, конечно значительно меньших в сравнении с гитарой, пианино, не говоря о других инструментах. Если вы всерьёз решили покорить губную гармошку или просто узнать о ней как можно больше, то, пожалуй, этот сайт оптимальное для этого решение. Здесь вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы и с нуля научиться игре на этом инструменте. Всё зависит только от вас… Урок 1. Первые звуки. Начинающему сложно на первых порах извлечь чистую одиночную ноту. Поэтому лучше начать с извлечения аккордов. Итак, поднесите губную гармошку ко рту так, чтобы ваши губу перекрыли, 4-ое, 5-ое и 6-ое отверстия (см.рис1.). Сделайте выдох. Таким образом прозвучал ваш первый аккорд состоящий из 3-ёх нот. Обозначим его: № 1 Давайте проделаем аналогичное с 5-ым, 6-ым, 7-ым отверстиями (см.рис.2). Опять прозвучали 3 ноты. Это ваш второй аккорд. Выполним упражнения на рисунке №3. Итак:

    ВЛОЖЕНИЯ

    первый аккорд

    Второй аккорд

    Упражнение... цифры в кружках обозначение аккордов.

    Вернуться к началу

    Сейчас задачу немножко усложним, добавим третий аккорд. Выполним упражнения. Доведите эти простейшие упражнения до автоматизма, а только потом приступайте ко второму уроку.

    ВЛОЖЕНИЯ

    третий аккорд

    упражнение на три аккорда

    Вернуться к началу

    Урок 2. Учимся извлекать одну ноту. На 1-ом уроке мы рассмотрели принципы аккордовой игры на губной гармошке. Аккорды конечно хорошо. Но сейчас задача усложняется, нужно извлечь одну ноту. Да, да - одну ноту! А что вы думали? Моя задача сделать из вас добротного музыканта, а не любителя-недоучку. Кем вы станете и чего достигнете в дальнейшем, зависит только от вас и вашей настойчивости. Итак. Всего существует 3 способа извлечения одной (отдельной) ноты: 1. Метод свистка (объясню проще - "губу трубочкой"). 2. Метод под названием "блокирования языком" (при извлечении аккорда одно из отверстий закрывается языком). 3. Метод "язык трубочкой" (нужно свернуть язык трубочкой и расположить его напротив одиночного отверстия из которого планируется извлечение звука). Начнём с наиболее простого и доступного метода. Сперва сосредоточимся на 1-ом способе. 2-ой метод тоже нужно освоить, но коснемся его чуть позже. Что касается метода под номер 3, то он доступен не каждому, т.к. необходимо иметь определённые физиологические особенности организма, которые встречаются примерно у 50-70% людей. Переводя на более простой язык - не смотря на любые усилия, не каждый сможет физически вернуть язык в форму трубочки. Обобщая 2-ой и 3-ий метод, стоит обратить внимание на то, что эти способы основаны на использовании языка и начинающему сложнее освоить при таком звукоизвлечении приём "бэнд". Чтобы получить представление об одиночном звуке, поступим следующим образом: выберите любое отверстие, например 4-ое, а 3-ье и 5-ое закройте указательными пальцами рук и сильно дуньте. Если ваши пальцы плотно закрывают отверстия губной гармошки, то у вас получиться чистая одиночная нота, звучащая на выдохе из 4-ого отверстия. В случае, если пальцы не слушаются, то чем-нибудь (например, скотчем) заклейте нужные отверстия. Проделав выше описанные процедуры, вы чётко уясните, как должна звучать одиночные ноты Всё конечно хорошо, но извлекать их вам придётся без помощи пальцев и скотча. Извлечение одиночной ноты усложняется формой губ человека (горизонтальная замкнутость). Губы не позволяют просто и без проблем извлекать одиночные ноты. Поэтому нужно опустить нижнюю челюсть, втянуть щёки и сложить губы так, что они по своей форме стали напоминать маленький овал или круг. Если сразу не получается, то можете помочь себе, сжав пальцами уголки рта. Именно такой формы вы должны добиться (см. фото №1). Данное упражнения желательно выполнять на первых порах перед зеркалом и без гармошки - это поможет вам видеть результаты ваших стараний. Приняв нужное положение губ, поднесите губную гармошку. Следите, чтобы щель между губами не увеличивалась. Гармошка должна располагаться между губами, а не перед ними, по-другому никак. Попробуйте сделать медленный выдох и вдох через 4-ое отверстие. (см.фото №2). Если в этом случае у вас не получиться одиночная нота, то попробуйте прижать уголки губ пальцами (см. фото№3). Постарайтесь зафиксировать и сохранить это положение без помощи пальцев. Как правило, то упражнение у обычного среднестатистического человека занимает по большей мере пару недель. Так что думаю у вас всё получиться. Когда у вас уже начнётся получаться извлечение одиночной ноты, то повторяйте её до тех пор, пока ваши губы не ослабнут. Старайтесь сохранять правильное положение. Это упражнение нужно повторять многократно и в медленном темпе, пока не выработается необходимая правильная мышечная память.

    ВЛОЖЕНИЯ

    фото№1

    Фото №2

    фото №3

    Вернуться к началу

    Урок 2. Учимся извлекать одну ноту.

    Добившись положительных результатов, вы можете попробовать сыграть мажорную гамму. Знайте, что при переходе с одного отверстия на другое, перемещаться должна губная гармошка, а не ваша голова. Добивайтесь "гладких" переход с отверстия на отверстие, если что-то не получается, останавливайтесь и прорабатывайте нюансы до тех пор, покудова не станёт всё получаться. В случае прилипания губ при переходах между отверстиями, оближите губы и ту часть инструмента, на которой вы играете в данный момент. Во время игры голова должна быть приподнятой. Не забывайте периодически встряхиванием извлекать сконцентрировавшуюся слюну и влагу из инструмента. В первые недели занятий вы можете быть обеспокоены тем, что губы быстро устают и перестают слушаться вас. Не пугайтесь - так всегда бывает с новичками. В течение времени и постоянных тренировок это неудобство будет преодолено. Не нужно сдаваться раньше времени. Старайтесь, чтобы гармошка располагалась у вас во рту как можно глубже, но при этом не терялась способность извлекать одиночные ноты. Помните об этом постоянно. Одиночное извлечение - это азы, с которыми вам придётся постоянно в той или иной степени сталкиваться, поэтому в ваших же интересах основательно этому научиться. А теперь пора приступить к упражнениям. Стрелка вверх означает выдох, стрелка вниз - вдох. Цифра, стоящая над стрелкой, указывает с каким отверстием необходимо работать.

    ВЛОЖЕНИЯ

    Вернуться к началу

    Урок 3. Простейшие мелодии для Губной Гармошки.

    Урок 3. Простейшие мелодии для Губной Гармошки. Ну а теперь приступим к третьему уроку. Он будет из разряда - практических занятий. Надеюсь, вы внимательно и ответственно отнеслись ко 2-ому уроку и добились положительного результата в извлечении одиночной ноты. Ведь без этого никак. Теперь вы можете играть простейшие известные мелодии на губной гармошке (Aunt Rhody, Goin Down The Road Feelin Bad, Jingle Bells, Oh When The Saints, Railtoad Bill, LightyRow). Которые, собственно говоря, предоставлены вам в 3-ем уроке. К мелодиям предоставлены аккорды. Так что вы и какой-нибудь ваш приятель свободно можете сыграть в дуэте.

    ВЛОЖЕНИЯ

    Вернуться к началу

    Re: Самоучитель губной гармошки.

    ВЛОЖЕНИЯ

    Вернуться к началу

    Урок 4. Получения звуковых эффектов при помощи ладоней.

    Урок 4. Получения звуковых эффектов при помощи ладоней. Тремоло на губной гармошке. Звуковые эффекты являются неотъемлемой частью игры настоящих "харперов" (надеюсь вы знаете кто такие "харперы"). Для того, чтобы научиться использовать звуковые эффекты, первым делом что нужно сделать, так это понять природу звучания и ситуации в которых оно будет уместно. Весь "секрет" эффективного и правильного положения губной гармошки в ладонях заключается в том, что нужно создавать ладонями непроницаемую и максимально большую камеру, которая и является "ловушкой" для извлекаемого звука. Образуемая ладонями камера должна примыкать к задней части гармошки. Чем больше и лучше она герметична, тем насыщеннее будет звучание извлекаемых эффектов. Всё очень просто - когда ладони разомкнуты, то звук более сильный, по сравнению с тем, который получается при замкнутых ладонях. Если вы это уже поняли, то предоставленный рекомендации в 4-ом уроке не будут бессмысленными. Преступим. Держать губную гармошку нужно так, чтобы размыкание и смыкание ладоней влияло на изменение звучание аккорда или ноты. Данный эффект именуется "тремоло". Он построен на вибрации нот и аккордов с большой длительностью, которые можно встретить в окончании мелодий. В данном случае не изменяется высота производимой ноты, а именно её громкость. Выражаясь на простом языке, вы как бы удерживаете ладонями полученный звук, а затем, размыкая их, даёте вырваться ему на свободу. Сомкнутые ладони придают извлекаемым нотам более тихое, приглушённое звучание, а разомкнутые увеличивают громкость. Но и тут не всё так просто. Для того, чтобы тремоло получилось насыщенным и полным, одного правильного положения ладоней будет не достаточно. Нужно извлекать ноты или аккорды как можно громче, чтобы различие в динамике (тихо-громко) была ощутимой. Если сила звука будет недостаточной, то смыкание и размыкание ладоней никакого существенного эффекта не дадут. Чтобы получить оптимальные звуковые эффекты нужно, чтобы губная гармошка располагалась в вашей левой рук (нет разницы правша вы или левша). Дело в том, что основным фактором здесь является близкое расположение камеры, которая образуется ладонями, по отношению к отверстиям нижних нот губной гармошки. Следовательно, большая часть образуемой ладонями камеры должна быть возле низов. Со временем, по мере вашего профессионального роста, вы заметите, что больше играете именно в этой части диапазона гармошки. Получается, что держа таким образом губную гармошку расположение нот получается как на фортепиано, т.е. нижние ноты располагаются с левой стороны.

    Вернуться к началу

    Как нужно держать губную гармошку?

    А теперь рассмотрим, как же правильно держать губную гармошку. Берём гармошку между указательным и большим пальцами левой руки максимально близко к заднему краю. В итоге получается, что левый край губной гармошки будет упираться в промежуток образованный между основанием указательного и большого пальцев. (см. рис.№1) На первых порах - это может вызвать у вас дискомфорт и неудобство, не волнуйтесь, по истечению недели всё станет на свои места. Многие зададутся вопросом, почему именно так нужно держать губную гармошку? Ответ прост - именно такое положение пальцев освобождает больше пространства для движения губ по гармошки, тем самым, облегая процесс игры (вспомните урок №1). Ну вот. С левой рукой мы уже разобрались - перейдём к правой. Вам необходимо сомкнуть пальцы правой руки и выпрямить ладонь, но большой палец должен быть под прямым углом по отношению к остальным пальцам. Затем, сомкните основание ладоней, не изменяя принятую форму правой ладони. Теперь можете убрать торчащий большой палец, дабы он не касался лица и губ (см. рис.2). Приняв правильное положение рук, чтобы получить звуковой эффект, отклоните чуть правую ладонь назад, но при этом оставляя запястья обеих рук сомкнутыми. Желательно, это упражнение не первых порах выполнять перед зеркалом, анализируя себя. Это поможет устранять возникающие щели между ладонями, которые должны быть плотно сжаты с тыльной стороны губной гармошки. Извлеките какую-нибудь громкую одиночную, чистую ноту на выдохе. Продолжая держать звучащую ноты, отклоните назад ладонь правой руки (помните, нельзя размыкать запястья рук). Вы должны услышать изменение звука, первые предпосылки для тремоло. Таким образом, не прерывая звучания ноты, поочередно открывайте и закрывайте правую ладонь (с определённой скоростью). Вы получили эффект тремоло. Он должен одинаково вибрировать как на вдохе так и на выдохе. Быть может у кого не получилось тремоло? Причины может быть две. Первая - между сомкнутыми ладонями есть щели, которые пропускают воздух. Вторая - недостаточно сильное звукоизвлечение. Причины лёгко устранимые, так что не нужно огорчаться, если что-то не так - просто проанализируйте себя, прочитайте ещё раз урок и у вас всё получиться. Вышеописанное может показаться на первый взгляд таким сложным и неодолимым. Но, уверяю вас, позанимавшись неделю вы посмотрите на это всё по-другому. Да, это не легко, но вы должны перебороть себя. Нужно помнить, что эффект тремоло обычно применяется к длительным нотам, которые встречаются в концовках мелодий, песен. Слишком часто использовать тремоло не нужно, ведь тогда теряется весь эффект. Со временем и практикой вы поймете, когда и в каких количествах использовать тремоло. Поэтому дерзайте! Всё в ваших руках!

    ВЛОЖЕНИЯ

    Вернуться к началу

    Урок 5. Постановка дыхания для игры на губной гармошке. Этот урок является, пожалуй, одним из важнейших Ведь умение правильно построить своё дыхание очень важно. Причём в дыхании не задействованы мышцы передней части рта и губы. Самый простой способ научиться правильно дышать при игре на губной гармошке - это извлечение одной ноты при максимально глубоком расположении гармошки во рту. Чем глубже вы можете поместить губную гармошку, тем лучше. Это позволит вам сосредоточиться на дыхании при помощи диафрагме и исключить действия губы и мышцы передней части рта. Сила и мощь звука, его тембр и окраска при игре во многом зависят от правильного дыхания. Правильное дыхание нельзя путать с выносливостью. Выносливость появляется в процессе ваших занятий. Как правила такая проблема сопровождает новичков, но по мере упражнений и опыта она разрешается. В основе правильного дыхания лежит движение диафрагмы. Оно создаёт воздушный поток, который и приводит в действие инструмент. При игре на гармошке правильное дыхание напоминает аналогичную дисциплину, которую изучают музыканты духовики, вокалисты, спортсмены. Но, они используют только выдох. А при игре на губной гармошке помимо выдоха, не меньшее значение имеет вдох. Естественно контроль выдоха довольно необычное и специфическое занятие, ведь при разговоре или пении мы используем исключительно вдох. Поэтому для многих людей правильное дыхание при игре на гармонике трудно поддаётся освоению. Это не должно вас пугать. Пройдёт время, и вы научитесь этому нелёгкому, но важному составляющему при игре на губной гармошке. Если вы последуете данным рекомендациям, то вы поймете, как получать из инструмента полноценный, чистый звук, но на это уйду дни усиленных стараний. В кругах музыкантов, спортсменов такой приём называется "дыхание при помощи диафрагмы", "дыхание йогов", "глубокое дыхание" и т.п. Преступим к упражнениям. Первое - заниматься и играть по возможности лучше стоя. Когда отрабатывается дыхательные упражнения, старайтесь, чтобы головы была чуть-чуть приподнятой, спина прямой, а тело расслабленным - это поможет лучше циркулировать воздуху из дифрагмы. Кстати, хочу обратить ваше внимание на один довольно интересный факт . Когда вы спите, то дышите правильно, а тело максимально расслабленно. Но, пожалуй, единицы могут повторить аналогичное пробудившись от сна. Глубокое дыхание идёт от диафрагмы, а не от наполнения воздухом груди, как принято считать. Попробуйте проделать следующее упражнение (желательно выполнять его перед зеркалом). Встаньте прямо, слегка приподняв голову, и положите ладонь любой из рук на живот. Откройте рот так, чтобы нижняя челюсть максимально опустилась, постарайтесь "застыть" в таком положении. Это упражнение способствует укреплению мышц челюсти. По-началу, это будет даваться сложно, вы будете быстро уставать, но в процессе мышцы окрепнут и это будет получаться без труда. Теперь нужно "выпятить" живот, а потом "вобрать" его обратно, но при этом дыхание в этом не должно участвовать. При этом следите, чтобы живот ходил перпендикулярно позвоночнику - "взад-вперёд", а не "вверх-вниз". Сейчас проделаем следующее не простое упражнение. Попробуйте сделать выдох, одновременно произнося "ха", посмотрите, выпятился ли ваш живот. Он должен выдвинуться в направлении к позвоночнику. А теперь при помощи руки верните живот в обычное положение (через рот должна выйти струя воздуха). Таким образом, воздействуя на диафрагму, вы выдавливаете воздух из лёгких, который проходит через горло и рот (в конечном счете через отверстия губной гармошки). Думаю, что это (описанное выше) упражнение не вызовет у вас существенных осложнений. Сейчас попробуйте проделать тоже самое, но уже используйте губную гармошку. Для контроля дыхания одну ладонь можете положить на живот. Инструмент следует расположить как можно глубже во рту. Теперь уберите руку, которой держите губную гармошку, таким образов вы зафиксируете её только при помощи зубов. Именно в таком положений вам предстоит извлекать аккорд (3-5нот). Итак, положение принято - можете пробовать извлекать из диафрагмы воздушный поток. Наблюдая за собой в зеркало вы увидите, что живот начнёт движение (в какую-либо из сторон) за мгновение до того, как прозвучит первый звук. Это упражнение легче выполняется на выдохе, но следует освоить как выдох так и вдох. Ещё пару советов по правильному дыханию. Чтобы получить более мощное, качественное звучание от губной гармошки - сосредоточьтесь на том, чтобы струя воздуха проходила сквозь отверстия губной гармошки, а не просто попадала в них. Ведь воздух выходить с тыльной стороны гармошки, а затем ещё 7-9 см. движется параллельно язычку. Если же поток воздуха движется под углом, то вы сами того не желая меняете высоту нот, а некоторые ноты (верхние) при таком положении могут плохо прозвучать или не прозвучать вовсе. Это причина того, что у многих новичков проблема в звукоизвлечении на выдохе через 2-ое и 3-ье отверстия. Так же постарайтесь не переусердствовать в извлечении одиночной ноты. Такая проблема часто возникает у музыкантов прошедших начальный этап игры на губной гармошке. Вы спросите почему? Просто начинающие имеют скверную привычку сильно смыкать и напрягать губы при извлечении одиночной ноты. В свою очередь, это препятствует свободному прохождению воздуха, в результате проходит не максимально возможное количество воздуха. Старайтесь следить за оптимальной конфигурацией губ. Дабы добиться хорошего, качественного звука при наименьших затратах усилий. Во время игры на губной гармошке воздух из вас должен выходить только через губную гармошку. Просто у многих начинающих задействован ещё и нос, но это отражается на звучании, поэтому следует этого избегать. Если у вас по-прежнему задействован нос, то можете потренироваться на следующем упражнении. Зажмите ноздри пальцами (или каким-нибудь другим способом закройте ноздри). Начните медленно играть мажорную гамму вверх-вниз, по мере игры периодически затягивайте любую из нот настолько, насколько требуется для вашего дыхания. Такое упражнение на первых порах желательно выполнять регулярно, в несколько подходов по 1-3 минуты. Это научит вас использовать ноты для наполнения воздухом ваши лёгкие. Освоив это упражнение, вы можете использовать нос в коротких промежутках в том случае если нужно будет освободиться от лишнего воздуха. Но это уже будет осознанное действие, которое не отразиться на игре. Главное правило при дыхании во время игры на губной гармошке. Это - комфорт. Вы должны хорошо себя чувствовать, дабы сосредоточиться только на игре. Если в легких слишком много воздуха то старайтесь от него освободиться или наоборот, если мало, то наберите его. Всё должно быть на "автомате". Если основательно подойдете к изучению данного урока, то, думаю, в будущем вы ещё не раз скажете спасибо. Ведь если вы и впрямь нацелены, что бы стать приличным музыкантом "харпером", то без этого никак.

    Двух-язычковые тремоло и октавные гармоники хороши для игры традиционных танцевальных мелодий, включая польки, шотландские мелодии, вальсы, другие виды мелодий основанные на традиционных стилях, такие как Кельтские, Франко-Канадские, Скандинавские и Американские. Несмотря на то, что в мире доминируют блюзовые диатоники и хроматики, исторически и повсюду в мире двух язычковые гармоники (в основном тремоло) наиболее широко распространены. При игре на таких гармониках использовались разные техники исполнения различных мелодий, но наиболее подходящей оказалась блокировка языком звуковых отверстий, получался своего рода аккомпанимет из аккордов. Таким образом достигалась, ритмичность, полнота и гармония мелодий, и никакой другой аккомпанемент не требовался. Это вполне подходящий метод для игры.

    Блокировка языком

    Для этого надо взять гармонику в губы и кончиком языка закрыть звуковые отверстия так, чтобы через отверстие с правой стороны от языка игралась одна нота. Когда вы приспособитесь таким способом играть одиночные ноты, аккорды для аккомпанимента будут получатся если освобождать отверстия блокированные языком в такт музыке. Блокировка языком делает доступными некоторые эффекты, такие как октавные и другие интервалы. Этот метод также используется на всех диатонических гармониках. Звук при игре с помощью блокировки языком напоминает игру на аккордеоне, мелодии справа а аккомпанирующих аккордов слева.

    Тремоло и октавные гармоники

    В принципе, это те-же самые стандартные диатонические гармоники, но при игре каждой ноты в отверстии играет два язычка. На октавных гармониках эти два язычка настроены на одну и туже ноту, но с интервалом в одну октаву, в результате получается более полный звук. На тремолах один из язычков настроен немного выше вторго, в результате чего получается эффект “тремоло”, звук получается полнее чем на стандартной диатонической гармонике. На вид большинство октавных и тремоло гармоник имеют некоторые отличия от диатонических. Вместо одного ряда из 10 отверстий, они имеют 2 ряда (1 ряд для нот играемых на вдох и 1 ряд для нот играемых на выдох) по 20 или больше отверстий. Другими словами двух язычковые гармоники имеют в 4 раза больше отверстий чем одно-язычковые гармоники.

    Из-за большего количества отверстий, ноты расположены дальше в стороны чем на стандартной гармонике с 10 отверстиями, при игре требуется больше горизонтальных движений чем при игре на стандартной гармонике. Это означает, что когда вы играете аккордами приходится обходится меньшим количеством нот в аккорде. Например, на диатонической гармонике в тональности С можно сыграть на вдохе аккорд 3-4-5 (B-D-F) это G7 аккорд, а на двух язычковой гармонике получится только D-F это может звучать как Dm или F6. По этому, многие из мелодий исполняемых на двух язычковой гармонике будут казаться немного другими (может быть более нейтральными) чем исполненные на одно-язычковой гармонике, но это компенсируется более полным звуком из-за дополнительных язычков.

    Настройка двух язычковых гармоник

    Настроечная система для двух язычковых гармоник базируется на так называемой системе Рихтера (Richter) которая используется для настройки стандартной “Marine Band” – диатоническая гармоника с 10 отверстиями. Но бывают и варианты. Октавные и тремолы с ключом С часто пренебрегают нижним С – самая нижняя нота Е, это не является неисправностью или браком потому что нижняя октава чаще используется для игры аккордов чем для исполнения мелодии.

    Многие тремолы, выпущенные в Азии (наверное наиболее часто встречаемые гармоники в мире) используют несколько отличную систему настройки. На этих “Восточных тремолах” нижняя октава очень похожа на среднюю октаву стандартной системы Рихтера. В результате этого в верхней октаве смежные ноты играемые на вдох и выдох начинают искажаться, что требует определённых навыков в игре. Другая система используется в инструментах фирмы “Huang”. Настройка такая же как у хроматической гармоники но с двойными нотами С на выдохе в каждой октаве.

    Huang Musette 16, ключ C

    Первая октава Вторая октава Третья октава
    Нота G A C B C D E F G A C B C D E F
    выдох5
    вдох6
    5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6
    5 двойная 5 C 5 двойная 5 C

    Huang Musette 24 и Chthedral Concert, ключ C

    Первая октава Вторая октава Третья октава
    Нота C D E F G A C B C D E F G A C B C D E F G A C B
    выдох 5
    вдох 6
    5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6
    5 двойная 5 C 5 двойная 5 C

    В дополнении к нотной сетке, двух язычковые гармоники отличаются и другим аспектом настройки. Большинство западных производителей (Hohner, Hering) используют систему “благозвучия”. Ноты подстраиваются так, чтобы они формировали хорошо звучащие аккорды. Но иногда отдельные ноты могут не совпадать с аналогичными нотами съигранными на другом инструменте, например нота F на C-гармонике. Эта нота подстроена в тон аккорду G7, для гармоники. Сыгранный F аккорд на гитаре или пианино, в данном случае не важно, будет звучать не выразительно и размыто. На гармонике, все ноты диатонического ряда гармонируют либо в аккорде с С (все ноты играемые на выдох) либо с аккордами G, G7 или G9 (все ноты играемые на вдох).

    Азиатские производители (Suzuki, Huang) склоняются к равновесию. В результате одиночные ноты более точны, но аккорды звучат не столько приятно сколько чисто и сильно. И последний аспект настройки тремоло гармоник. Западные производители располагают двойные язычки далеко друг от друга, что даёт слышные и быстрые вибрации (также называемые “сырым” тремоло). Азиатские производители используют “сухое” тремоло, язычки распологаются близко друг к другу, что даёт более медленные вибрации.

    Октавные и тремоло гармоники выпускаются с разными ключами, и у всех свой звук и характеристики. Стандартные одно-язычковые диатоники доступны со всеми ключами, от нижнего G до F-высокого. Нота для настроек C и D диатоник очень высока для Октавных гармоник, поэтому при настройке добавляются язычки октавой ниже. С другой стороны для октавных гармоник с ключом G берутся язычки октавой выше. Также, C и D тремоло инструменты настраиваются октавой ниже чем стандартные одно-язычковые гармоники. Поэтому для начинающих очень хорошо подойдут октавная гармоника с ключом С и тремоло с ключом G.

    Таблицы расположения нот на некоторых гармоникаx

    Hohner Тремоло – Echo 2209, 2309, 2409, 2509, 54, 55, 56, 57, 8362,

    Goliath 453, Weekender 98.115, 98.114

    Huang Тремоло (немного отличаются от Hohner) – Frontier Harp 24, Frontier Harp 16, Musette 4, Musette 6

    Hohner Октавные модели – Echo 1493, 1494, 1495, 1496. Comet 2503, 2504, 3427.

    Модель с 30 отверст, ключ C (Hohner 57)

    Нота C D E G G B C D E F G A C B E D G F C A E B G D C F E A G B
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Модели с 24 отверст, ключ C (Hohner 453, 56, 2509, 53, 53-6, 1496)

    Нота E G G B C D E F G A C B E D G F C A E B G D C F
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Модели Huang с 24 отверст, ключ C – Frontier 24, Musette 4, and Musette 6

    Нота G D C F E G G B C D E F G A C B E B G F C A E B
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Модели с 2O отверст, ключ C (Hohner 1495, 3427, 2504)

    Нота E G G B C D E F G A C B E D G F C A E B
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Модели с 2O отверст, ключ C (Hohner 2409, 55, 98.115)

    Нота C D E G G B C D E F G A C B E D G F C A
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Модели с 16 отверст, ключ C (Hohner 1493, 2309, 2503, 8362, 54, 98.114)

    Нота E G G B C D E F G A C B E D G F
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Модель Huang с 16 отверст, ключ C – Frontier Harp 16

    Нота E A G B C D E F G A C B E D G F
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Модели с 14 отверст, ключ C (Hohner 1494, 2209)

    Нота E G G B C D E F G A C B E D
    отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
    выд.5 вдох6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Расположение нот на тремоло гармониках фирмы Suzuki

    (первая нота на гармониках с 21 отверстием играется на вдохе) Two Timers доступны с ключами C и A.

    Humming Tremolos доступны с ключами C, C#, A, G, D, Am, Gm, и Dm.

    Suzuki Two Timer (SU-21) и Humming Tremolo (SU-21H) – ключ C

    Note D C F E A G B C D E F G A C B E D G F C A
    Hole 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
    Blow5 Draw6 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Suzuki Humming Tremolo (SU-21) ключ A minor

    Note B A D C F E G# A B C D E F A G# C B E D A F
    Hole 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
    Blow5 Draw6 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Suzuki Two Timer SU-24 – ключ C

    Note G D C F E A G B C D E F G A C B E D G F C A E B
    Hole 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
    Blow5 Draw6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6 5 6

    Расположение нот для HERING октавных и тремол

    Model

    KEY

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    6892/32 C E G G B C4 D E F G A C B E D G F
    79/40 C E G G B C4 D E F G A C B E D G F C A E B
    7328/40 C E G G B C4 D E F G A C B E D G F C A E B
    79/48 C C D E G G B C4 D E F G A C B E D G F C A E B G D
    7962/48 E E F# Ab B B Eb E4 F# Ab A B Db E Eb Ab F# B A E Db Ab Eb B F#
    83/32 C E G G B C4 D E F G A C B E D G F
    83/40 C E G G B C4 D E F G A C B E D G F C A E B
    83/48 C C D E G G B C4 D E F G A C B E D G F C A E B G D
    83/80 C E G G B C4 D E F G A C B E D G F C A E B
    G G A B D D F# G4 A B C D E G F# B A D C G E
    83/96 C C D E G G B C4 D E F G A C B E D G F C A E B G D
    G B D D F# G A B4 C D E G F# B A D C G E B F# D A G C
    87/32 E E F# Ab B B Eb E4 F# Ab A B Db E Eb Ab F#
    87/40 E E F# Ab B B Eb E4 F# Ab A B Db E Eb Ab F# B A E Db
    87/48 E E F# Ab B B Eb E4 F# Ab A B Db E Eb Ab F# B A E Db Ab Eb B F#
    89/64 Bb D F F A Bb C D4 Eb F G Bb A D C F Eb
    F A C C4 E F G A Bb C D F E A G C Bb
    72/24 C E G G B C4 D E F G A C B
    76/64 A A B Db E E4 Ab A B Db D E F# A Ab Db B
    E Ab B B Eb E4 F# Ab A B Db E Eb Ab F# B A
    76/80 A A B Db E E4 Ab A B Db D E F# A Ab Db B E D A F#
    E Ab B B Eb E4 F# Ab A B Db E Eb Ab F# B A E Db Ab Eb
    383/48 A A B Db E E Ab A B Db D E4 F# A Ab Db B E D A F# Db Ab D E

    Привет! Многие любители гитары и гитарной музыки, а также просто люди, которым интересны музыкальные инструменты, часто хотели бы научиться играть на таком замечательном и доступном музыкальном инструменте, как губная гармоника, или попросту губная гармошка.

    Что ж, сейчас расскажу и дам наводки.

    Губная гармоника

    Губная гармоника (разг. губная гармошка ) — язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом.
    Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

    Гармошки бывают диатоническими и хроматическими . Хроматические – более сложные инструменты с большим количеством дырочек и с кнопочкой на боку. Нас, как начинающих, интересует более простое решение, поэтому нашим выбором станет диатоническая губная гармошка с 10 дырочками и обязательно в ключе “До” (С). Почему? Потому что логично начинать обучение с самого распространенного инструмента, который является основой для любых самоучителей и видеуроков в интернете.
    Сам я играю на губной гармошке чуть больше недели. То есть я, практически, такой же, как вы – в самом начале своего пути. Тем не менее, я возьму на себя ответственность и посмею дать несколько советов по выбору.

    • Выбираем губные гармошки из пластика: дерево разбухнет от наших неумелых губ и слюней;
    • Выбираем гармошки только фирмы Hohner ;
    • Выбираем гармошки в ключе “С”;
    • Выбираем модели Blues Band, Big River Harp, Golden Melody, Marine Band Special 20 ;
    • Радуемся как дети.

    Как учиться

    Очень просто. Всё, что вам понадобится – это губная гармошка, метроном (ссылка ниже) и книжка-самоучитель (ссылки тоже ниже). Естественно, терпение, усидчивость и трудолюбие. Инструмент, хоть и довольно простой, но в освоении не такой быстрый.

    Дабы избавить вас от муторного хождения по различным сайтам, я хочу представить вам две книжки-самоучителя: на выбор. Они написаны простым и понятным языком, рассчитаны на самого начинающего музыканта и весьма качественно подводят вас к уровню, при котором вы сыграете любую мелодию, какую только захотите.

    Это книга “Губная гармоника. Самоучитель” издателя Смолина К.О. 2000 года, и книга “Самоучитель игры на губной гармошке” автора Белецкой М. 2008 года. Второй вариант своим аудио-приложением с мелодиями, сыгранными на губной гармонике.

    Скачать обе книги можно с нашего Яндекс.Диска:

    Сохраните, распечатайте и повесьте на стену аппликатуру губной гармоники. Она поможет вам быстрее сориентироваться и начать играть:

    Внимательный читатель, мало-мальски знакомый с нотной грамотой, заметит, что диатоническая губная гармошка именно поэтому и называется диатонической, что в ней нет полутоновых звуков – бемолей и диезов – а только простой диатонический ряд: До, Ре, Ми, Фа… Мы играем на ней, как на белых клавишах пианино. Черных здесь нет.
    (Ну, кстати, их тоже можно извлечь, но это уже всё познается нами потом, после получения определенных навыков).

    Надеюсь, этот маленький пост помог вам в выборе инструмента, а если вы уже купили его, то помог в выборе обучающего материала:)

    Кстати: заниматься нужно под метроном!

    Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только губной гармоники , но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

    И еще: если этого материала вам оказалось недостаточно, то есть неплохой сайт “Всё о губной гармонике”. Вот ссылка:

    До скорых встреч!

    Этот пост был частью проекта Алаборна музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в нашем блоге и дальше будет только лучше.

    ***

    Дорогие друзья, если Вам понравилась или была полезна эта статья — поддержите наш некоммерческий творческий проект. Любая сумма, будь-то 10 или 100 рублей, поможет нам развиваться дальше и писать новые статьи, которые будут полезны многим людям. Если у вас нет возможности поддержать проект материально, просто отключите свой блокировщик рекламы — ненавязчивые баннеры помогают нам держаться на плаву. Благодарим!

    По любым вопросам пишите и добавляйтесь в друзья к Моденову во