Как правильно делать анализ произведения по литературе. Целостный анализ текста по литературе

Для литературного анализа следует очень внимательно прочитать литературное произведение, чтобы разобраться, как автор доносит свои ключевые идеи. Начните делать примечания к тексту и читайте произведение с максимальной концентрацией, после чего сформулируйте свои доводы и составьте план. Напишите анализ в соответствии с планом и отредактируйте свою работу, чтобы сдать чистовой вариант текста.

Шаги

Делайте заметки и формулируйте доводы

    Записывайте идеи, когда читаете текст. При первом знакомстве с текстом делайте записи о тех аспектах, которые обращают на себя внимание, - основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования и место действия.

    • Выделяйте отрывки текста , которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. В одном из абзацев автор делает важное заявление? Текст внезапно стал философским? Выделяйте или отмечайте такие отрывки.
    • Например, одна из главных цитат романа Джорджа Оруэлла 1984 , которая часто повторяется: «Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила». Поскольку это слоган Партии (одной единственной политической партии государства), нам становится понятно, что данный текст будет важен для сюжета. Можно использовать цветной маркер, чтобы выделять этот отрывок текста при каждом его упоминании. Так вам будет проще найти утверждение, чтобы проанализировать, когда, где и зачем Оруэлл повторяет эти строки.
  1. Замечайте литературные приемы. Автор использует литературные приемы, чтобы доказать свою точку зрения или рассказать историю. В литературных произведениях используется аллитерация, художественные образы, метафоры, аллюзии, аллегории, повторения, ретроспектива, различные предзнаменования и другие приемы.

    • Например, художественные образы - это живой язык автора, который помогает сформировать мысленное представление. Они могут задавать тон всего текста. Рассмотрим пример из романа 1984 Джорджа Оруэлла, который встречается в четвертом абзаце:
      • «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным - кроме расклеенных повсюду плакатов».
    • Этот короткий отрывок позволяет представить суровый мир, очень холодный и лишенный цвета.
  2. Сосредоточьтесь на ключевых темах. Темы - это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Темой может быть религия, правительство, борьба добра и зла, власть, социальный строй, взросление, война, образование, права человека и многое другое. Определите темы как можно раньше, чтобы вам было проще выписывать примеры таких тем в процессе чтения текста.

    • Среди главных тем романа 1984 можно назвать войну, власть и социальный строй.
  3. Обратите внимание на форму произведения. Форма - это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. В стихотворении обращайте внимание на переносы строк, порядок куплетов, внешний вид и даже задействованное негативное пространство. Почему автор выбрал именно такую форму и как она помогает лучше представить ключевые идеи?

    • Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия?
    • Например, в стихотворении часто содержится меньше информации, чем в романе, в связи с чем автор может использовать форму, чтобы привлечь внимание к скрытому или вопросам без ответа.
  4. Учитывайте исторический контекст. Произведения не создаются в вакууме, так что время и место, в котором работал автор, всегда влияют на произведение. Узнайте, где жил автор, когда написал роман, что происходило в это время в мире.

  5. Определите цель автора. При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача - определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Если вы способны подтвердить свои идеи доказательствами из текста, то можно выбрать любую цель на свое усмотрение.

    • Чтобы определить цель автора, проанализируйте исторический контекст книги, а также важные темы автора. Также можно прочитать другие анализы и рецензии, включая интервью автора.
    • Например, одной из главных целей Оруэлла при работе над романом 1984 было показать, что ждет граждан, если не контролировать работу собственного правительства - тоталитарный режим, который следит за каждым шагом и мыслью людей.
    • Так, слоган «Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила» становится введением к цели автора. Он позволяет читателю представить, что произойдет дальше: представителей такого общества заставляют молча проглатывать противоречивые утверждения правительства. В романе этот концепт получил название «двоемыслие».
  6. Сосредоточьтесь на теме, чтобы определиться с доводами. Сосредоточьтесь на одном элементе сюжета, который олицетворяет собой выбранную вами главную цель произведения. Чем именно вас затронула эта конкретная тема. Почему она кажется важной?

    • Например, вы хотите сосредоточиться на том, как художественные образы задают тон в романе 1984 . Почему это важно? Без таких образов роман воспринимался бы иначе, а Оруэллу было бы трудно показать читателю убедительный мир.
  7. Проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте читателям, что ваши доказательства связаны с утверждением.

    • Например, завершите абзац с цитатой следующим образом:
      • Этот мир жесток к своим обитателям, от него веет «холодом» и предчувствием беды, а будни не чередуются с радостными днями. Даже яркий солнечный день не помогает забыть о мрачности и унынии. Посредством таких описаний Оруэлл демонстрирует, что мир романа может оказаться и нашим будущим, суровой реальностью без возможности найти отраду в фантазиях или веселье.

План комплексного анализа текста

(9-11 классы)






7. Определите тему текста.





14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы? К Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9-11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста.
1.
- сюжета или мотива
- образной системы
- лексики
- изобразительных средств
- синтаксических конструкций
- других параметров, пдсказанных самими текстами.
2.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора;
-
-
-
- другими причинами.
б)
-
- если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного рзвития;
-
4. Уточнить интерпретацию каждого изанализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

Примерная схема анализа стихотворения

1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Темы и основные мотивы.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

9. Приемы звукописи.

10. Особенности строфики и рифмовки.

11. Смысл названия произведения.

Предварительный просмотр:

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;

2. Найти различия на тех же уровнях.

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б) в произведениях разных авторов:

АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;
  • других параметров, подсказанных самими текстами.

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия

а) в произведениях одного и того же автора:

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б) в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

Предварительный просмотр:

Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

Литературные направления эпохи;
место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
творческая история произведения;
оценка произведения в критике;
своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.


Анализ любого произведения начинается с восприятия - читателя, слушателя, зрителя. Если рассматривается литературное сочинение, то оно противопоставляется, скорее, другим идеологиям, чем другим искусствам. Слово как таковое является средством не только литературы, но и человеческого языка вообще. Таким образом, основная аналитическая нагрузка падает на обозначение критериев художественности. Анализ произведения - это прежде всего проведение границ между художественным творением и продуктом человеческой деятельности вообще, будь то литература или любое другое искусство.

Составление плана

Анализ художественного произведения требует разграничения его формы и идейного содержания. Идейное содержание - это прежде всего тематика и проблематика. Затем - пафос, то есть эмоциональное отношение художника к изображаемому: трагизм, героика, драматизм, юмор и сатира, сентиментальность или романтика.

Художественность заключается в деталях предметной изобразительности, в последовательности и взаимодействии внутренней и внешней деятельности изображаемого во времени и пространстве. А также анализ художественного произведения требует точности в освещении композиционного развития. Это и наблюдение за развитием в порядке, способах, мотивировках повествования или описания изображаемого, в стилистических деталях.

Схемы для анализа

Прежде всего, рассматривается история создания данной работы, обозначается её тематика и проблематика, идейное направление и эмоциональный пафос. Затем исследуется жанр в его традиционности и своеобразии, а также данные художественные образы во всех их внутренних связях. Анализ произведения выводит на передний план обсуждения и характеризует всех центральных персонажей, одновременно проясняя сюжетные линии в особенностях построения конфликтов.

Далее характеризуются пейзажи и портреты, монологи и диалоги, интерьер и обстановка действия. При этом обязательно нужно обращать внимание на словесный строй: анализ литературного произведения требует рассмотрения авторских описаний, повествований, отступлений, рассуждений. То есть предметом изучения становится речь.

Детали

При анализе обязательно распознаются как композиция произведения и характеристика отдельных образов, так и общая архитектоника. Напоследок обозначается место данного сочинения в творчестве художника и его значимость в отечественной и мировой сокровищнице искусств. Особенно это важно, если производится анализ произведений Лермонтова, Пушкина и других классиков.

Необходимо донести информацию об основных проблемах эпохи и прояснить отношение к ним творца. По пунктам обозначить традиционные и новаторские элементы в работе автора: каковы идеи, тематика и проблематика, каков творческий метод, стиль, жанр. Очень полезно изучить отношение к данному творению ведущих критиков. Так, у Белинского получился практически исчерпывающий анализ произведений Пушкина.

План характеристики персонажа

Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно - его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.

Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир - все виды воздействия.

Следующий этап - анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.

Анализ лирического произведения

Начать следует с даты написания, затем дать биографический комментарий. Обозначить жанр и отметить его своеобразие. Далее целесообразно как можно более подробно рассмотреть идейное содержание: выявить ведущую тему и донести основную мысль произведения.

Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика - всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.

Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.

Профессиональные детали

Далее анализ лирического произведения входит в сферу профессиональных деталей: конкретно рассматривается структура словесных образов, их сопоставление, а затем - развитие. Какой путь избрал автор для сопоставления и развития - по контрасту или по сходству, по ассоциации, по смежности или по умозаключению.

Подробно рассматриваются изобразительные средства: метонимия, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, символ, сарказм, перифраза и так далее. Особенно необходимо выявить наличие интонационно-синтаксических фигур, таких как анафоры, антитезы, эпитеты, инверсии, риторические вопросы, обращения и восклицания.

Анализ произведений Лермонтова, Пушкина, да и любого другого поэта, невозможен без характеристики основных особенностей ритмики. Необходимо обозначить прежде всего, что именно использовал автор: тонику, силлабику, силлабо-тонику, дольник или свободный стих. Затем определить размер: ямб, хорей, пеон, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий или спондей. Рассматривается способ рифмовки и строфика.

Схема анализа произведения живописи

Сначала указывается автор и название картины, место и время её создания, история и воплощение замысла. Рассматриваются причины выбора модели. Обозначаются стиль и направление данного произведения. Определяется вид живописи: станковая она или монументальная, фреска, темпера или мозаика.

Объясняется выбор материала: масло, акварель, тушь, гуашь, пастель - и характерен ли он для художника. Анализ художественного произведения предполагает и определение жанра: портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, панорама или диорама, марина, иконопись, бытовой жанр или мифологический. Также следует заметить его характерность для художника. Донести живописный сюжет или символическое содержание, если таковые наблюдаются.

Схема анализа: скульптура

Так же как и предусматривает анализ произведения живописи, для скульптуры сначала указывается автор и название, время создания, место, история замысла и воплощение его в жизнь. Обозначаются стиль и направление.

Теперь необходимо определить вид скульптуры: круглая, монументальная или мелкая пластика, рельеф или его разновидности (барельеф или горельеф), герма или скульптурный портрет и так далее.

Описывается выбор модели - это существующий в реальности человек, животное или его аллегорический образ. А может быть произведение является полностью фантазией скульптора.

Для полного анализа нужно определить, является ли скульптура элементом архитектуры, или она отдельно стоящая. Затем рассмотреть авторский выбор материала и то, чем он обусловлен. Мрамор это, гранит, бронза, дерево или глина. Выявить национальные особенности работы и, наконец, передать личное отношение и восприятие. Анализ произведения скульптора окончен. Схожим образом рассматриваются и объекты архитектуры.

Анализ музыкального произведения

Музыкальное искусство для раскрытия жизненных явлений располагает специфическими средствами. Здесь определяются связи между образным смыслом музыки и ее структурой, а также средствами, которые использованы композитором. Эти особенные черты выразительности и призван обозначить анализ музыкального произведения. Более того, он должен сам стать средством для развития эстетических и этических качеств личности.

Для начала необходимо выяснение музыкального содержания, идеи и концепции произведения. А также его роли в воспитании чувственного познания полной картины мира. Затем нужно определить, какие выразительные средства музыкального языка сформировали смысловое содержание произведения, какие интонационные находки применил композитор.

Как сделать качественный анализ

Вот неполный перечень вопросов, на которые должен ответить качественный анализ музыкального произведения:

  • О чём эта музыка?
  • Какое название можно ей дать? (Если сочинение не программное.)
  • Есть ли в произведении герои? Какие они?
  • Есть ли в этой музыке действие? Где происходят конфликты?
  • Каким образом проявляются кульминации? Нарастают ли они от вершины к вершине?
  • Каким образом композитор объяснил нам всё это? (Тембры, темпы, динамика и т. д. - то есть характер произведения и средства создания данного характера.)
  • Какое впечатление производит эта музыка, какое настроение передаёт?
  • Какие ощущения испытывает слушатель?

В большинстве случаев, начиная с 8-го класса, на уроках литературы при изучении крупного и значимого произведения ученикам задают написать анализ для повести, романа, пьесы или даже стихотворения. Для того чтобы правильно написать анализ и вынести из него для себя что-то полезное, необходимо знать, как правильно составить план анализа. В данной статье мы расскажем о том, и разберем по этому плану стихотворение "Море", написанное Жуковским.

История создания произведения

История создания произведения - это важная часть в анализе, поэтому план анализа начнем именно с этого. В этом пункте мы должны будем указать, когда произведение было написано, то есть начато и закончено (год и, если известно, то и даты). Далее необходимо узнать, как именно автор работал над данным произведением, в каком месте, в какой период своей жизни. Это очень важная часть анализа.

Направление произведения, его род и жанр

Этот пункт уже больше похож на анализ произведения. План анализа художественного произведения должен обязательно состоять из определения направления, рода и жанра произведения.

Всего в литературе выделяют 3 направления: классицизм, Необходимо прочитать произведение и определить, к какому из них оно имеет отношение (направления может быть даже два).

План анализа состоит и из определения рода произведения. Всего выделяют 3 рода произведений: эпос, лирика и драма. Эпос - это рассказ о герое или повествование о событиях, которые не касаются автора. Лирика - это передача через высоких чувств. Драма - это все произведения, построенные в диалогической форме.

Определять не нужно, потому что в начале самого произведения он указан. Их очень много, но самыми популярныи являются роман, былина и т.д.

Тематика и проблематика литературного произведения

План составления анализа произведения не обходится и без таких важных черт в произведении, как его тематика и проблематика. Тема произведения - это то, о чем именно говорится в произведении. Тут вы должны описать основные темы произведения. Проблематика основывается на определении главной проблемы.

Пафос и идея

Идея - это определение главной мысли произведения, то есть того, для чего оно было, собственно, и написано. Помимо того, что хотел сказать автор своим произведением, нужно отметить, как он относится к своим героям. Пафос - это основное эмоциональное настроение самого автора, которое должно прослеживаться на протяжении всего произведения. Нужно написать, с какими эмоциями автор описывает те или иные события, героев, их поступки.

Основные герои

План анализа произведения предусматривает и описание основных его героев. Нужно сказать хоть немного о второстепенных героях, но при этом подробно описать основных. Характер, поведение, авторское отношение, значимость каждого героя - это то, что нужно обязательно сказать.

В стихотворении нужно описать лирического героя.

Сюжет и композиция художественного произведения

С сюжетом все очень просто: нужно лишь кратко, всего лишь в нескольких предложениях описать главные основные и ключевые события, произошедшие в произведении.

Композиция - это то, как построено само произведение. В нее входят завязка (начало действий), развитие действий (когда основные события начинают нарастать), кульминация (самая интересная часть в любой повести или романе, происходит наивысшее напряжение действий), развязка (окончание действий).

Художественное своеобразие

Необходимо описать свойства произведения, его неповторимые черты, особенности, то есть то, что отличит его от другого. Возможны какие-то характеристики самого автора при написании.

Значение произведения

План анализа любого произведения должен заканчиваться описанием его значения, а также отношения самого читателя к нему. Здесь нужно сказать, как оно повлияло на общество, что донесло до людей, понравилось ли вам как читателю, что вы сами вынесли для себя из него. Значение произведения - это как небольшой вывод в конце плана.

Особенности анализа стихотворения

Для лирических стихотворений, помимо всего вышеперечисленного, необходимо написать их стихотворный размер, определить количество строф, а также особенности рифмы.

Анализ стихотворения "Море" Жуковского

Для того чтобы закрепить материал и запомнить, как делают анализ произведения, напишем анализ стихотворения Жуковского по плану, приведенному выше.

  1. Данное стихотворение было написано Жуковским в 1822 году. Стихотворение "Море" было впервые напечатано в сборнике под названием "Северные цветы на 1829 год".
  2. Стихотворение написано в духе раннего романтизма. Стоит отметить, что многие произведения были выдержаны в этом духе. Сам автор считал, что это направление является наиболее привлекательным и волнующим. Произведение относится к лирике. Данное нам стихотворение относится к жанру элегии.
  3. В данном стихотворении Василия Жуковского описывается не только лишь море, а создан самый настоящий пейзаж души, яркий и инртригующий. Но важность стихотворения состоит не только в том, что писатель создал настоящий психологический пейзаж и выразил чувства и ощущения человека при описании моря. Настоящая особенность стихотворения - это то, что море становится для человека, для читателя живой душой и настоящим героем произведения.
  4. Произведение состоит из 3-х частей. Первая часть является вводной, самой большой по объему и информативной. Ее можно назвать "Безмолвное море", потому что сам Жуковский так называет море в этой части стихотворения. Затем следует вторая часть, которая характерна бурными эмоциями и называется она "Буря". Третья часть едва начинается, как стихотворение завершается - это "Покой".
  5. Художественное своеобразие стихотворения проявляется в большом количестве эпитетов (светлое небо, темные тучи, враждебная мгла и др.)
  6. Данное стихотворение не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за этим автором и другие поэты начали рисовать в своих стихах картину моря.

Анализ стихотворения "Море" по плану данного анализа поможет легко и быстро разобрать художественное произведение.

Анализ художественного произведения

Примерный план сравнительной характеристики героев:

  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающая жизненная обстановка
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива
  • образной системы
  • лексики
  • изобразительных средств
  • синтаксических конструкций
  • других параметров.

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия:

а) в произведениях одного и того же автора;

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами.
  • различием художественных миров;
  • различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

План анализа стихотворения

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

4. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

5. Главные образы стихотворения.

6. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.

7. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. С какой целью использует их автор?

8. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении? ).

9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Словарь настроений

Положительное (хорошее) настроение: торжественное, восторженное, поэт с восторгом описывает…, поэт испытывает восторг…, восторженно-радостное, поэт очарован…, поэт восхищается…, радостное, веселое, легкое, светлое, нежное, поэт с нежностью пишет о…, игривое, умиротворенное, теплое, спокойное, приподнятое.

Отрицательное (плохое) настроение: грусть, поэт с грустью говорит о…, поэт тоскует по …, печаль, поэт жалеет о …, сожаление о…, поэту жаль …, поэт переживает за …, поэт негодует… , поэт расстроен…, поэту больно от …, с болью в сердце поэт пишет о…, поэт с волнением говорит о…, поэт испытывает чувство горечи…

Подробный план анализа стихотворения

2. Жанр стихотворения. Какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится.

3. Анализ тематики (любовь, ненависть, природа, свобода и т.д.) и проблематики стихотворения. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.

4. Анализ сюжета и композиции.

5. Лирическое «я», лирический субъект, образ автора. Совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще.

6. Формальные признаки стихотворения. Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику.

7. Стилистика. К стилистическим средствам традиционно относят: тропы, фигуры, звукопись. Приведите слова одной тематической группы, которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.

8. Ваше личное отношение к прочитанному

План анализа эпизода эпического произведения

1. Место и роль эпизода в композиции произведения. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог

2. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

3. События, описанные в эпизоде

4. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев

5. Художественные выразительные средства

6. Особенности использования в эпизоде внесюжетных элементов: описание, пейзаж, портрет, интерьер

7. Роль данного эпизода в произведении. Характерологическая . Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. Психологическая . Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. Поворотная . Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. Оценочная . Автор даёт характеристику персонажа или события.

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки. Проблема. Основная мысль (идея).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Сходство с народными сказками (с примерами).

5. Художественное своеобразие сказки (с примерами).

6. Особенности языка (с примерами).

7. Значение сказки.

План анализа роли эпизода в тексте

Вступление

1. Что такое эпизод? Дать определение.

2. Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).

Основная часть (аргументы и примеры).

1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

2. Место эпизода в композиции текста (Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?)

3. Место эпизода в сюжете произведения (завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.

6. Каков предметный мир произведения (Пейзаж, интерьер, портрет)? Почему именно это в данном эпизоде?

7. Мотивы эпизода (встреча, спор, дорога, сон и тому подобное). Ассоциации (библейские, фольклорные, античные).

8. От чьего имени ведется повествование: автор, рассказчик, герой (от 1 или 3 лица)? Почему?

9. Организация речи (повествование, описание, монолог, диалог). Почему?

10. Языковые средства (тропы и фигуры).

Заключение (вывод)

1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

Примерный план анализ эпизода драматического произведения

1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, завязка, эпизод развития действия всего произведения, кульминация, развязка?)

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить, кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические).

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.

6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев); выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Анализ песни

План:

1. Смысл названия песни

2. Кто и когда мог её исполнять?

3. Каким чувством проникнута песня?

4. Из каких частей она состоит?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Художественные особенности народной песни

1. Постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синее море», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое»;

2. Краткие формы прилагательных: добра молодца, (чарка) зелена вина, на добра коня, мил сердечный друг, на ворона коня, по чисту полю;

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «нежная ветка», «пшеничка», «носик», «дружочек», «солнышко», «дороженька»;

4. Отрицательные сравнения: «не кукушечка во борочке скуковала», «не пером-от пишет, не чернилами, а пишет горючими слезами»;

5. Психологический параллелизм - уподобление явлений природы состоянию героя;

6. Звукопись - прием создания музыкальности произведения. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк.