Развитие вокальных навыков у дошкольников детский сад

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ""пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений"" 1 .

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ""Музыка детям"" пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ""голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание"" 3 .

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.

В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ,мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. (Приложение 1 ). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ""Проверка"" осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ""Волшебная коробочка""

Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато , мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Рисунок 1 ).

В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. (Рисунок 2 ).

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. (Приложение2 ).

4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла . Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н.А. ""Методика музыкального воспитания в детском саду"", М., ""Просвещение"", 1989г.
  2. Емельянов В.В. ""Фонопедический метод развития голоса"", 1999 г.
  3. Метлов Н.А. ""Музыка детям"", М., ""Просвещение"", 1985 г.
  4. Орлова Т.М., Бекина С.М. ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет"", М., ""Просвещение"", 1987 г.
  5. Орлова Т.М., Бекина С.М. ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет"" М., 1988 г.
  6. Стулова Г.П. ""Развитие детского голоса в процессе обучения пению"", М., Издательство ""Прометей"", МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста»


Одним из мощных средств воздействия на духовную сферу человека является пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, активизируются умственные способности. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности, так как при слушании музыки ребёнок сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, сравнивает музыку с текстом. В процессе пения улучшается физическое состояние. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса; правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание; пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Пение – один из способов общения и самовыражения ребенка, естественный, простой и доступный. Для того, чтобы сделать пение любимым занятием детей, предлагаю методические приемы, успешно используемые в своей работе.
Известно, что пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела человека, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания. Движения, которые происходят внутри, по темпу, ритму и стилю зависят от эмоционального состояния, настроения человека. Поэтому учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, то эмоции могут подчиняться дыханию, и можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний, подчиняя ему пение, речь, самочувствие.
Для развития певческой техники используются упражнения, которые можно применять в такой последовательности.
1. Упражнения на развития дыхания.
2. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
3. Упражнения на развитие звукообразования.
4. Упражнения на расширение диапазона.
5. Упражнения на развитие звуковедения.
Упражнений очень много, но сначала для свободного звучания голоса, необходимо сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно, то есть принять правильную певческую установку.
Перед началом пения музыкальный руководитель может напомнить детям о правильном положении корпуса стихотворением «Спинка – тростинка» М.Картушиной.
Дошкольникам трудно в течение долгого времени держать спину прямо, поэтому для смены позы и отдыха используются динамические паузы: «Мишка – медведь», «Ветер» и т.п.
Для улучшения работы дыхательного аппарата, укрепления внешней и внутренней мускулатуры органов дыхания можно предложить упражнения из комплекса парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, которые даются в игровой форме и нравятся детям. Суть – в активном коротком вдохе, внимание на выдохе не фиксируется, он происходит сам собой. Хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как «Ладошки», «Кошка», «Насос», «Ушки», «Обними плечи». Нравятся детям и звуковые дыхательные упражнении, такие как: игра «Воздушный шар», когда дети сдувают шар, произнося звук «с-с-с», и надувают его со звуком «ф»; аналогичная игра для малышей «Надувайся, пузырь», пальчиковая игра «Воздушный шар», а также изобразительные упражнения по Б.С.Толкачеву и М.Л.Лазареву («Петух», «Ежик», «Комар», «Жук»).
В упражнениях на развитие певческого дыхания сохраняется следующая логика:
- Пение двухтактовых попевок.
- Пение песен и попевок в среднем темпе в размере 2/4.
- Пение песен и попевок с постепенно удлиняющимися фразами.
- Пение попевок с паузами для правильного взятия дыхания.
Добиваясь четкой и ясной дикции, музыкальному руководителю следует учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянного тонуса, которого можно добиться с помощью таких упражнений, как вокально-артикуляционные. К ним относятся песенки – игры, где музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа: «Ворон», «Филин» (модель Д.Огородного), озвученная артикуляционная гимнастика («Мотоцикл», «Ручеек» и т.п.). Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики, что положительно сказывается на формировании произношения («Мышки», «Теремок», «Веселые овощи» и т.п.). Для развития дикции и артикуляции хорошо проговаривать и пропевать скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (хлопки, шлепки по коленям) – по методу К.Орфа. Это «Три сороки», «От топота копыт», «Вез корабль карамель», «Карусели» и т.п.
Рассматривая диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука, следует заметить, что у дошкольников певческий диапазон небольшой в силу несформированности голосового аппарата.
При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего регистров.
Среди певческих навыков особое внимание необходимо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, голос приобретает горловой звук. Качество звука зависит от правильного формирования гласных. Для этой цели детям предлагались упражнения, которые сводились в повторении гласных: сначала одиночных, а затем соединенных (А, А – А, А – А – А, А – О – У – И).
Самым сложным певческим навыком является чистота интонирования. Одни дети поют «чисто» от природы, а другим необходимо специальное обучение. Чистота интонирования связана с развитием слуха: ладового чувства и музыкально-слуховых представлений, ощущениям тяготения мелодии к устойчивым звукам. В работе над чистотой интонации большое внимание уделяется распеванию, то есть в музыкальные занятия включаются певческие упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха и голоса. В качестве распевок применяются народные попевки, прибаутки.
Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации используется прием – пение без сопровождения (a capella) . В начале пение a capella «идет» с поддержкой голоса взрослого, затем – без поддержки. Трудные места проигрываются музыкальным руководителем на инструменте, а затем пропеваются без подыгрования.
Следует отметить, что самый подходящий материал для занятий с детьми – это народные попевки, песни, хороводы, так как их мелодии просты, они могут исполняться без сопровождении, что способствует развитию певческих навыков.
На музыкальном занятии пение составляет почти 30% объёма всех заданий.
Пение составляют:
1. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха;
2. Разучивание новой песни;
3. Закрепление, повторение ранее пройденной песни.
Работу над песней условно можно разделить на три этапа.
I этап – ознакомительный. Происходит целостное восприятие прослушанного произведения. Музыкальный руководитель стремится пробудить у детей интерес к песне, вызвать положительные эмоции с помощью яркого и выразительного исполнения. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания (характер ласковый – петь нужно протяжно, напевно и т.д.).
II этап – разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования. Разучивание песни происходит поэтапно: мелодия разучивается по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать обычно с более простых, запоминающих фрагментов, например, припева. Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, затем без инструмента, с помощью музыкального руководителя, наконец, самостоятельно спеть a capella. Наиболее трудным этапом является работа над выразительностью исполнения: нужно отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Этому способствует использование дирижерского жеста: показывать рукой динамику, акценты, что помогает в работе и над высотой звука.
III этап – повторение песни. На данном этапе дети свободно исполняют выученный репертуар, так как уже владеют певческими навыками, полученными на втором этапе. Если песня ребятам нравится, то они надолго её запоминают, включают в игры и исполняют не только в непосредственной образовательной деятельности, но и вне её.
Таким образом, пение как вид музыкальной деятельности, состоит из певческих и слуховых упражнений, распеваний, а также заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений; поэтапного разучивания песни, направленного на её последовательное усвоение, на развитие музыкальных способностей в целом.
Пение является самым доступным видом исполнительства. В процессе пения развиваются как музыкальные способности детей, так и психические процессы. Обучение пению – этап очень длительный и сложный. От педагога требуется высокий профессионализм и мастерство для полной реализации потребностей ребенка в пении, для развития духовно-нравственных качеств и личности дошкольника в целом.
Литература.
1. Л.Абелян «Как Рыжик научился петь». – М.: Сов. Композитор, 1989
2. А.С.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003
3. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». М., 1981
4. В.В.Емельянов «Развитие голоса». С – П., 1997
5. М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. 2010
6. А.Левшинов «Исцеление судьбы: тренинг вербальной части кармы». М., 2002
7. П.С.Немов «Психология» т.1. – М., 1995
8. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет)». – М., 1986
9. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет)». – М., 1987
10. О.П.Радынова «Методика музыкального воспитания дошкольников» - М., 1994
11. Г.А.Струве «Ступеньки музыкальной грамотности» - С – П., 1999
12. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» - М., 2000

Цель занятия: закреплять знания о длительностях, развивать звуковысотный и ритмический слух, диапазон детского голоса, умение чисто пропевать мелодию, вырабатывать правильное певческое дыхание.

Для чего ребенку учиться пению?

Уже несколько лет в МАДОУ “Детский сад № 275” существует вокальный кружок “Соловушка”. Дети приходят ко мне заниматься по желанию, независимо от того, есть ли у них певческие возможности или нет. По опыту работы я знаю, что, постоянно посещая кружок, ребенок постепенно овладевает умением чисто интонировать мелодию, развивается и музыкальный слух.

На базе вокального кружка “Соловушка” появился одноименный ансамбль. Ансамбль выступает на районных конкурсах детского вокального творчества, на концертах народного академического хора дворца культуры им. С.М.Кирова. Также ансамбль принимал участие в открытии городской выставки “Куклы – ангелы нашей души”, выступал на заседаниях литературно-музыкального клуба “Свеча” в микрорайоне Новый Крым. Солисты ансамбля – постоянные участники детских праздников и ежегодного традиционного фестиваля исполнительского творчества детей детского сада “Апрельские звездочки”.

Кто -то может сказать скептично: “Для чего ребенку дополнительно заниматься пением? На музыкальных занятиях, на праздниках он поет… И этого достаточно. Зачем ему еще напрягаться?” Но я, как музыкальный руководитель, который проработал в детском саду не один год, могу ответить, что пение полезно для ребенка.

Всем известно , что из всех видов вокальной деятельности дети предпочитают пение, так как в этом жанре присутствует текстовый материал, который является наиболее доступным детям по содержанию. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.

Никого не надо убеждать, что “только в деятельности (в частности в пении) совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения; приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности”.

Пение – это здоровье . Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Ребенок во время пения учится дышать, а точнее – удерживать и правильно распределять дыхание. Дыхание – это работа наших легких. Улучшается кровообращение, укрепляются связки. В дополнительной деятельности (кружок “Соловушка”) я применяю упражнения по методике шумовой дыхательной гимнастики педагога по вокалу А.С. Стрельниковой и ее дочери А.Н. Стрельниковой, такие как “Ладошки”, “Погончики”, “Ушки”, “Малый маятник”. При выполнении дыхательной гиманстики обязательны следующие правила:

– думать только о вдохе носом;
– выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот;
– вдох – предельно активный, выдох абсолютно пассивный;
– вдохи делать одновременно с движениями.

Ритмичные, выполняемые по правилам гимнастики вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям. С помощью этой гимнастики можно добиться успеха при лечении заикания у детей. В работе над правильным дыханием я использую не только готовые упражнения, но и придуманные мной и ребятами, например: “Волшебная буковка Ш ” – упражнение на короткое дыхание (кошка сердится и замахивается лапкой – берется дыхание через нос коротко и быстро выдыхается с буквой Ш ). Кроме данного упражнения ряд других также на короткое дыхание: “надувание шарика”, “сильный порыв ветра”. Разработаны упражнения и на долгое, экономное дыхание: “змея ползет и шипит”; “сердитые гуси”, “воздушный шарик с дырочкой”, “легкий ветерок”. Все эти дыхательные упражнения сопровождаются несложными движениями. Есть и другие интересные упражнения, такие как “лошадка здоровается”, “веселый моторчик”, “поездка в машине” и т.д.

Когда ребенок поет, решаются и логопедические проблемы . Если ребенку в разговорной речи сложнее поставить тот или иной согласный звук, то в пении он сможет и не заметить, как с легкостью он этот звук пропел. В дополнительной деятельности я включаю в свою работу различные распевания, которые с помощью игры влияют на постановку звука.

Распевки или маленькие песенки разогревают детский певческий аппарат, на них легче формировать вокальные навыки и интонационный звуковысотный слух . Также они создают доброжелательную и благоприятную атмосферу для работы, поднимают у детей настроение. Детям очень нравятся рапевания: “Веселые горошинки”; “Снежный ком”, “Шла веселая собака”, “Пусть попляшет язычок”, “Кастрюля – хитруля”, “Веселые медвежата” (музыка композитора Е. Попляновой); “Семейство огурцов”, “Кузнечик”, “Кошачий вагон” (музыка Т.Тютюнниковой); “Дождик” (музыка Т.Боровик).

Развиваются музыкальные способности ребенка: слух, ритм, память, эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка. Пение – самый доступный вид деятельности : в любое время ребенок может исполнить свою любимую песню по желанию. Постоянно занимаясь исполнительской деятельностью, понемногу увеличивается диапазон детского голоса.

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности. Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в ансамбле.

Развиваются творческие способности . Ребенок учится творить, фантазировать, танцевать во время своего пения, свободно чувствовать себя не только среди сверстников, но и на выступлениях во всевозможных праздниках, на концертах для родителей, на сцене во время конкурса. Ребенок становится увереннее, смелее, воспитываются его волевые качества. И, конечно, самое главное, ребенок чувствует себя АРТИСТОМ!

Вот те несколько главных “ЗА”, которые ребенок развивает, приобретает и воспитывает в себе во время индивидуальной певческой деятельности.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОКАЛУ
в средней группе
“Капельки дождя”.

Цели занятия: способствовать закреплению знаний о длительностях, развитию звуковысотного и ритмического слуха, диапазона детского голоса, умения чисто пропевать мелодию, вырабатывать правильное певческое дыхание.

Оборудование и материалы:

– декорации “радуги” и “поляны с цветами”,
– фланелеграфы большой и индивидуальные;
– приготовленные заранее пособия на филькро (тучка, капельки большие и маленькие), – --– деревянные палочки, металлофоны, веревка, прутик,
– фонограммы.

Задачи занятия:

– научить воспринимать вокальные произведения разного характера;
– способствовать развитию индивидуальных творческих способностей;
– способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
– способствовать созданию атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого участника кружка.

Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите? (Ответ детей). А чтобы нам было интересно путешествовать, позовем с нами в путь веселый, озорной ветерок.

Жил-был на свете веселый, озорной ветерок. И хоть он был еще совсем маленький, ему очень хотелось везде побывать и все увидеть. Закружился он над полянкой, стал подниматься выше и вдруг увидел солнышко – яркое, румяное, ласковое. “Ах! – вздохнул Ветерок, – ах, ах – какое красивое солнышко! – и потянулся к нему изо всех сил. (Дети выполняют соответствующие движения). “Ох, как хочется достать до солнышка, – ох, ох, ох!” Но солнышко было далеко, Ветерок устал, оглянулся и тут заметил много-много маленьких солнышек, только росли они не в небе, а прямо на полянке. (Детям) Вы догадались, кто они? Правильно, это были белые пушистые одуванчики. Ветерок обрадовался, что они так близко, и давай с ними играть, “Фуууу! – дул Ветерок” – и одуванчики разлетались веселыми пушинками. (Детям) Давайте поможем Ветерку, подуем на одуванчики: “Фуууу, фуууу, фуууу!”

Тут на полянку выбежала Лошадка. “Иго-го-го! – поздоровалась Лошадка с Ветерком”. Она тоже захотела поиграть с Ветерком. Побежала она за ним. Звонко стучали ее копыта. Вот так! (Муз. руководитель цокает язычком и предлагает детям тоже поцокать) . Давайте поиграем! А игра называется “Лошадки”.

Муз. руководитель читает стихотворение:

У нашей лошадки
Обновы –
На каждом копыте
Подковы.
Лошадка бежит
Иль шагом идет,
На каждом копыте
Подкова поет.
А песенку эту
Кузнец напевал
Когда для лошадки
Подковы ковал.

В. Степанов

ИГРА “ЛОШАДКИ” муз. Л. Банниковой

Дети скачут по залу, по окончании музыки убегают в “конюшню” (за веревку,
натянутую между двумя стульями), “конюх” загоняет “лошадок” прутиком и
закрывает “конюшню”.

После игры муз. руководитель продолжает:

Лошадке стало жарко от быстрого бега, и она остановилась и стала вздыхать: тпрууу, тпрууу. Но тут Ветерок помог Лошадке – направил он свои прохладные струйки прямо на Лошадку (Фуууу), и та повеселела. Лошадка попрощалась с Ветерком и поскакала дальше.

А пока Ветерок дул на Лошадку да тянулся к солнышку, он подрос и стал сильнее. Ветерок так веселился, так с увлечением играл и дул изо всех сил, что прилетела дождевая тучка. В этой дождевой тучке жили капельки: маленькие и большие. Капельки очень любили петь песенки.

Большая капелька пела вот так. Муз. руководитель выкладывает на фланелеграфе “большую” капельку и проигрывает на фортепьяно песенку капельки на ноте “ми” первой октавы. Давайте, ребята, с вами вместе споем. Дети поют протяжно: “кап-кап”. А маленькая капелька пела вот так. Выкладывает на фланелеграфе “маленькую” капельку и пропевает песенку на ноте “ля” первой октавы . А теперь вместе споем песенку маленькой капельки. Дети поют вместе с муз. руководителем. А теперь споем песенки вместе: большая, маленькая капельки, большая, маленькая. Дети поют поочередно песенки обеих капелек. Ребята, получилась песенка дождика. Смотрите, у меня приготовлены металлофоны. Давайте сыграем песенку дождика на металлофоне. Дети берут металлофоны и проигрывают песенку дождика на инструментах. Можно вызвать одного ребенка проиграть песенку на фортепьяно.

А вы хотите выложить свои песенки? Дети выкладывают свои песенки на индивидуальных карточках-фланелеграфах. Песенки (по желанию) исполняются муз. руководителем и детьми. Какие чудесные песенки у нас получились!

А мы с вами знаем песенку про дождик? (Ответ детей ). Молодцы! Эта песенка так и называется “Дождик”! Давайте ее споем.

Дети исполняют песню “Дождик” композитора Ольги Юдахиной.

Муз. руководитель. Ребята, слышите? Это дождик капает. Давайте закроем глаза и тихонечко послушаем.

Звучит музыка “Дождь начинается” Т. Гомез из альбома “Звуки природы для малышей”.

Муз. руководитель. Ребята, а теперь мы с вами побежим и спрячемся в автобусе, чтобы дождик нас не замочил. Продолжим наше путешествие в автобусе. Дети выбегают на середину зала. Там заранее приготовлены стульчики, стоящие друг за другом, как в автобусе. Дети на них усаживаются.

Проводится игра “Вот мы в автобусе сидим” (автор Е. Железнова).

Муз. руководитель. Посмотрите, дети. (Обращает внимание на коробку с деревянными палочками). Что это лежит на сиденье автобуса? Какая интересная коробка. (Заглядывает в коробку). А в ней палочки.

Пока дождь пережидаем,
Мы с вами с палочками поиграем!

Муз. руководитель раздает палочки детям.

ИГРА “ВЕСЕЛЫЕ ПАЛОЧКИ”

стихотворение производимые детьми действия
Вы скачите, палочки,
Как солнечные зайчики.
Прыг-прыг.
Скок-скок.
Прискакали
На лужок.
Правой ножкой
Топ-топ.
Левой ножкой
Топ-топ.
На головку сели

Песенку запели

С. Каратаева

Стучать по коленям двумя палочками одновременно,
отмечая каждую четверть.
Стучать палочкой
о палочку.
Стучать двумя палочками по очереди,
отмечая каждую восьмую.
Стучать по коленке палочкой
в правой руке
Стучать другой палочкой
на каждую четверть
Сделать “рожки” (поставить палочки
на голову и пошевелить ими).
Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.

Муз. руководитель. Наконец-то дождик закончился! А посмотрите, ребята, какая после дождя радуга на небе появилась! Разноцветная! (Обращает внимание детей на радугу) . И какие красивые цветы распустились. А какую песенку мы с вами можем исполнить, где поется и про радугу и про цветы, и про дождик. (Ответ детей ). Правильно! Какие вы все молодцы! Песенку “Кто построил радугу?”.

Муз. руководитель раздает детям микрофоны.
Песня “Кто построил радугу?” композитора М. Парцхаладзе.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

“Легкий ветерок” – вдох через нос. Выдох долгий, медленный, экономный через рот с произнесением слога “фуууу ”. Руки подняты над головой. Одновременно с выдохом дети делают плавные покачивания руками – ветер качает ветки деревьев.

“Лошадка здоровается” – вдох через нос, голова делает небольшой наклон назад. Выдох через рот, но через сомкнутые свободно губы, с произнесением звука “тпруууу ”. Одновременно с выдохом голова медленно делает наклон вперед – лошадка здоровается или фыркает.

При выполнении упражнений на дыхание обязательно следить за певческой постановкой.

Дети должны сидеть или стоять прямо, плечи не сутулятся, животик расправлен. Руки свободны.

Обязательно объяснить детям, что при вдохе плечи должны быть опущены и,не в коем случае, не подниматься. Вдох – животик надулся, ребрышки раздвинулись, тугой поясок.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. С. В. Конкевич Сказка про ветерок// журнал “Музыкальная палитра” № 4-2004 г.
  2. И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий в средней и подготовительной группах. СПб: Издательство “Композитор”, – 2009 г.
  3. К. Тарасова. Новые программы и методики// журнал “Музыкальный руководитель”, №1-2004 г.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Методика обследования речевого развития старших дошкольников
Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
Логопедическое занятие

Сафарова Ольга Владимировна, музыкальный руководитель МАОУ «СОШ № 3»

Одной из задач интеграции образовательных областей «Музыка» и «Здоровье», является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Моя задача, как музыкального руководителя– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Остановлюсь на использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения пению.

ГОЛОС – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность. Дети, занимающиеся певческой деятельностью более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом даёт возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребёнка жизненной энергией.

Работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к психотерапевтическому эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара.

Осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона.

Условие, при котором возможно правильное певческое звучание голоса, - певческая установка (правильная поза ребенка во время пения). При правильном положении корпуса вырабатывается установка организованно пользоваться дыханием, мышцы гортани при этом имеют возможность правильно развиваться и укрепляться.

Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

На музыкальных занятиях наряду с разработками Б.Толкачева и К.Бутейко возможно использование несложных упражнений А.Н. Стрельниковой.

Интересен и тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит мягкий массаж горла, голосовых складок, легких, бронхов, диафрагмы, что, безусловно, тренирует и укрепляет организм человека, развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание. А звук, поглощаемый другими внутренними органами, стимулирует их работу.

Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых и на больных детей. Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслушиваются, успокаиваются.

Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание.

Разучивание песни с детьми происходит, в основном, традиционным способом – на стульчиках перед педагогом, а также стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Для возникновения у воспитанников интереса необходимо сделать показ песни и её разучивание игровым способом.

Игровые варианты показа песни.

1.Показ песни с движениями - паузами.

2.Показ песни «с превращениями»

3.Показ песни во время релаксации детей.

4.Показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки).

5.Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.

Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать.

Варианты разучивания песни

1 этап (1- 2 занятия)

Ознакомление с песней в

Методические приёмы: беседа, исполнение песни в целом, пояснение характера, средств музыкальной выразительности.

2 этап (от 3 до 6 занятий)

Разучивание песни, работа над вокально – хоровыми навыками, звукообразованием, дикцией, певческим дыханием, интонированием.

Методические приемы:

3 этап(1 – 2 занятия)

Закрепление, повторение.

Методические приемы

Основные виды деятельности на речевом этапе.

1 этап (1- 2 занятия)

Ознакомление с песней в

исполнении педагога или в записи.

Методические приёмы: беседа, исполнение песни в целом, пояснение характера,

средств музыкальной выразительности.

2 этап (от 3 до 6 занятий)

Разучивание песни, работа над вокально – хоровыми навыками, звукообразованием,

дикцией, певческим дыханием, интонированием.

Методические приемы: пояснения, уточнения, метод подражания, жест рукой,

прохлопывание ритма, пение по слогам, музыкальным фразам, игровые задания.

3 этап(1 – 2 занятия)

Закрепление, повторение.

Методические приемы : пение по рядам, подгруппам, цепочкой, по ролям, с солистами,

без музыкального инструмента, с атрибутами, инсценирование песни, музыкальные

загадки(отгадай песню по ритмическому рисунку, пению музыкального инструмента).

Учимся петь, играя.

На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса.

Играем в « Имена - эхо» певческим голосом:

1.Педагог поет имя ребенка на удобном всем (примарном) звуке, дети повторяют,

затем берется звук на полтона выше.

2.Педагог поет имя ребенка на одном звуке, лети поют на том же звуке, но ласково,

затем поём звук на полтона выше.

3.Педагог поёт имя ребенка на двух звуках малой

терции (сверху – вниз).

4.Педагог поет имя ребенка на двух звуках малой терции - дети повторяют, но поют в

другом темпе, ласково.

Можно пропевать названия игрушек, слова «мама», «здравствуй» и т.д.

На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования

Певческие навыки включают в себя работу над вокальными и хоровыми навыками.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

    Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

    Тренировка силы вдоха и выдоха.

    Развитие продолжительности выдоха.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом, даёт возможность зарядить бодростью, сохранить высокую работоспособность. Кром того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы(понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.

Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме.

Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Для этого использую: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика (Куликовской, Картушиной) помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций, игрушек и картинок.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. В своей работе использую пальчиковые игры с пением (ГУСЕВОЙ, Е.А.ПОДДУБНОЙ) Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.

Результатом работы является повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

С валеологических песенок-распевок начинаются все музыкальные занятия. Несложные тексты (в том числе из программы «Здравствуй» Лазарева) и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению.

В работе с детьми использую валеологические распевки (О. Арсеневской, М.Ю.Картушина). С них начинаю все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте ладошки»

Распевание.

В работе над чистотой интонации большое внимание уделяю распеванию, т.е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.

Использую методику игрового распевания Евтодьевой А.А.

Игровое распевание многофункционально: 1. Благодаря наглядности (что важно для детей с нарушение зрения) и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, каждое музыкальное занятие я начинаю с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаю с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах.

В системе музыкально-оздоровительной работы я использую в своей деятельности следующие здоровьесберегающие технологии: песенки-распевки (вокалотерапия), дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, игротерапия и игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры.

В вокальной педагогике развитие всех вокальных навыков рассматривается во взаимосвязи и последовательности. Правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения будут способствовать развитию у детей чистоты интонации. Большое значение в работе над пением имеют место подготовительные упражнения – распевки, в результате которых приобретаются вокальные навыки. Данную же работу считаю необходимым разделять на следующие этапы:

    Первый этап: овладение заднеязычными слогами «га-ка», «ку-го-ку» позволяет укреплять задние мышцы гортани.

    Второй этап - контрастных упражнений - в звуке должно появиться новое качество, голос должен стать более эластичным. Идет работа с переднеязычными слогами «зи-зе» – контрастными заднеязычным. На контрасте этих звуков отрабатывается легкое высокое звучание и более тяжелый звук.

Работа над формированием вокально-хоровых навыков даёт положительный эффект, если она сочетается с двигательными, зрительными и мышечными ощущениями ребёнка.

Для этого использую в своей работе музыкально – дидактические игры: с целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса использую упражнения «Лесенка», «Угадай цветочек», «Качели», «Повтори звук».

Для развития тембрового, диатонического слуха «Музыкальные загадки», «Определи инструмент», «Тихо, громко запоём» и т.д.

Для развития чувства ритма «Определи по ритму», «Выложи ритмический рисунок».

В качестве голосовой разминки на занятиях использую «Музыкальные узоры» по программе Тютюнниковой Т.Э. Цель которых, формирования у детей слухо – двигательно – зрительных представлений о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий).

Таким образом, применения дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания.

«Разминка» (дети поют протяжный звук и показывают его рукой) Показ рукой-. «Два друга» (Жили- были два друга: один вот такой – линия звук вверху, другой вот такой – линия звук внизу), «Маленькие и большие волны» (пение и рисование волн – больше и маленькие).

Работая над упражнениями по звукообразованию, параллельно учу детей дикции, расширяя диапазон голоса, используя потешки, прибаутки, считалки и дразнилки. Так же нами используются приёмы звукоподражания (вой ветра, пение кукушки, лай собачки, крик чайки и т.п.) и пение слогов взрослым у самого уха детей. Для артикуляции, дикции (укрепления соответствующего комплекса мышц) применяю произношение скороговорок, коротких четверостиший, произношение шепотом коротких фраз, отдельных слов.

Всем известно, что от выразительного произношения зависит не только доходчивость содержания песни, но и артистичность ее исполнения. На практике эта задача достигается при помощи интонационных упражнений. К примеру, можно привести следующее игровое упражнение: детям даётся задание произнести одну и ту же фразу с различными оттенками: радостно, грустно, страшно, насмешливо, по-командирски.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко, стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. При работе с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Я не поощряю пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.

Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Игровой самомассаж

Самомассаж полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека

Обучение простейшим массажным приемам я провожу в игре.

Цель – обучение детей по средствам правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.

Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.

Точечный массаж биологически активных точек по А.А. Уманской выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов Ребенка. Он очень эффективен для профилактики простудных заболеваний.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

    формировать артикуляцию различных звуков;

    закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

    совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

    увеличить объем слуховой памяти и внимания;

    учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

    развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

    совершенствовать дикцию;

    развивать чувство ритма;

    совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

В основе артикуляционных упражнений лежит система В.Емельянова

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

    Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

    Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

    Тренировать силу вдоха и выдоха.

    Развивать продолжительный вдох.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Виды дыхания :

    Носом

    Ртом

    Смешанное дыхание

    «Звуками»

    «Звуковая муфта» (Вращение пальцами одной руки в кулаке другой, при этом пропеваются звуки: м, н, в, з, ж)

От правильности дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях я учу детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (пёрышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей.

В своей деятельности использую упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А. Стрельниковой, Е.Косиновой, Куликовской, В.Цвынторного.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка

В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывает «Музыкальный букварь» и «Музыка в детском саду» Н.Ветлугиной, «Учите детей петь» Т.М. Орловой, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.

Все эти песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков – “Потешки”.

Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Занятия пением развивают у детей:

    дыхание

    слух

    чувство ритма

    память

    талант к импровизации

    стимулируют речевую деятельность (улучшают дикцию и постановку разговорной речи)

«Горошина».

Муз. В. Карасевой

Цель: Продолжать учить детей различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии. Учить петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер песни.

По дорожке Петя шёл, он горошину нашёл.

А горошина упала, покатилась и пропала

Ох, ох, ох, ох – скоро вырастет горох.

«Бубенчики» .

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Учить различать высокий, средний, низкий звук в пределах квинты. Чисто интонировать, попевая мелодию, на основе мажорного трезвучия. Равивать ладотональный слух. Учить находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего

и т.д.

«Музыкальное эхо».

Муз. М. Андреевой

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вниз и чистой

кварты вверх, с музыкальным сопровождением и без него.

«Лиса по лесу ходила».

Муз. Т. Попатенко

Цель: Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на русскую народную

прибаутку. Упражнять в чистом пропевании 6.2 и ч.5

Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела.

«Пой чисто».

1. Исполнение песен, разучиваемых на занятиях на слог: «ля», «ду - ду». «тили - тили».

2. Исполнение песен по цепочке.

3. Пение по рядам /элемент соревнования

4. Пение знакомых песен, транспонируя мелодию на полтона выше,

ниже.

Задания для развития песенной интонационной выразительности.

Задание 1.

Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то

от лица волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла...

Задание 2.

Исполнить песенку зверей из сказки «Теремок» то от лица мышки, то от лица лягушки, зайки, лисы и т.д.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Задание 3.

Попросить у своего товарища игрушку нараспев так, чтобы каждый раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.

Задание 4.

Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как, они относятся к тому, о чем спрашивают.

Задание 5.

Педагог предлагает, двоим детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу:

2 ребенок 1 ребёнок

Ты кто? - Я заяц!

Нет, ты не заяц. - Нет, заяц! .-

Нет, не заяц. - Нет, заяц.

Нет, не заяц. - А кто же я тогда?

Ты? Ты мышонок. - Я мышонок?

Да, ты мышонок. - Ладно, пусть я буду мышонок

Я лягушонок? Зато ты лягушонок.

Не лягушонок я. - Да, ты лягушонок.

Ну, ладно, и ты заяц, и я - нет, лягушонок,

заяц. Не будем ссориться,

я пошутил.

Хоровое пение развивает коммуникативные качества личности, способствующие положительному взаимодействию с окружающим миром. Хор - это, прежде всего, коллектив. Только в дружном хоровом коллективе создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника!

Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в городских конкурсах.

О высоком уровне развития певческих способностей свидетельствуют результаты диагностики проведенной в конце 2012 – 2013 учебного года в сравнении с 2010 – 2011 годом: в старшей группе высокий уровень развития певческих навыков увеличился на 14 %; в подготовительной к школе группе высокий уровень – увеличился на 16 %.

Из вышесказанного следует одно: восприятие песни, ее воспроизведение будет более ярким, существенным, когда развит ладовый слух, координация голоса и слуха, чувство ритма, Результаты обследования уровня развития певческих навыков показали, что, занимаясь по данной системе, дети стали петь более слаженно, научились слушать друг друга, стали получать удовольствие от пения.

Использованная литература.

    Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

    О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»

    О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандиш

«Музыкальное воспитание дошкольников»

    Т.Э.Тютюнникова «Доноткино» часть 2 «Квадратный апельсин»

    С.Железнов К.Железнова «Азбука – потешка»