Готы и эмо. Основные отличия эмо от готов

Субкультура (молодежная) - довольно распространенное культурное явление, имеющее свои характерные черты. Чаще всего ее участники - молодежь, которая отличается неуравновешенным эмоциональным состоянием с неустойчивыми параметрами личности. Детально изучив феномен субкультуры, можно сделать вывод, что ее приверженцы видят в ней способ самовыражения, а то, что большинство видов акцентирует внимание на внешних атрибутах, скорее всего, означает неглубокое понимание их участниками собственных душевных потребностей. Поэтому они находят элементы одежды и стиль подходящим способом проявления себя в обществе.

Субкультура?

Прежде всего, это предмет изучения культурологи, социологии и антропологии. Обратимся к определению Дэвида Рисмена, который впервые и вывел понятие субкультуры, где под ней понимается группа людей, которая нарочно выбирает определенные ценности и стиль одежды, поведения и мышления, к которым прибегает общественное меньшинство.

Отсюда мы можем предположить, что эту категорию не устраивают общественные нормы и ценности, поэтому в субкультуре чаще встречаются люди с бунтарским поведением, что связано с внутренней агрессией, поскольку они намерены ярко заявлять своим поведением, одеждой и мышлением в обществе о себе.

Молодежная субкультура - это, прежде всего, определенная культурная ниша, приверженцы которой определены по возрастному признаку: от 14 до 30 лет. Специфика юношеской психологии определяет и характер большинства видов молодежных субкультур: радикальность ценностей, яркое самовыражение с помощью атрибутов и высокая эмоциональность, разделение мира на «черное» и «белое» и общества на «серую массу» и ярких индивидуальностей.

Субкультура моды

Пятидесятые годы двадцатого столетия были отмечены возникновением одной из самых распространенных субкультур, которая затем породила несколько других. Это были моды - молодые британцы, которые уделяли большое значение своему отличительному внешнему виду. Одной из самых радикальных субкультур, возникших как ответвление модизма, - скинхеды.

Стилевым атрибутом модов изначально были узкие итальянские костюмы. Их отличала любовь к музыке: рок-н-роллу, джазу, ска, соулу и ритм-энд-блюзу. Отношение общества к этому направлению было, в большей степени, негативным: это можно заметить по рецензиям фильма «Квадрофения», сюжет которого повествует о жизни мода - простого курьера, который тратит свою жизнь впустую: на наркотики, таблетки и тусовки. Тем не менее, в 2004 году один из рейтинговых журналов внес фильм в список величайших британских кинолент.

Основным транспортом модов были мотороллеры, они проводили время вместе с единомышленниками на приморских курортах и в ночных клубах, где часто случались стычки между ними и представителями другой субкультуры - рокерами.

Через 10 лет после возникновения, это движение стало менее популярным.

Субкультура эмо

Эта субкультура сформировалась из музыкального стиля. Общество неоднозначно отреагировало на возникновение этого движения, в России бум пришелся на начало 2000-х годов, и это явление часто обсуждалось в СМИ, а затем и на государственном уровне.

  • Субкультура эмо и мироощущение. В первую очередь, эмо-киды акцентировали внимание на том, что они выражают эмоции. Позиции, принимаемые эмо - борьба за справедливость и чувственное мироощущение. У большинства людей сформировалось мнение, что это психологически слабые, плаксивые молодые люди, которые романтизируют смерть: сложно сказать, верна ли эта оценка, но количество самоубийств среди юного населения в то время возросло, и этот факт не противоречит такому представлению об эмо-кидах. Представители субкультуры интровертны, погружены в депрессивные состояния, или, наоборот, в неоправданную радость. Это явное свидетельство психической нестабильности и неудивительно, что общественность отрицательно относилась к развитию эмо-культуры. Их часто соотносили с готами, что неверно: на одном из сайтов, посвященных эмо, подвели черту: «эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех».
  • Субкультура эмо: одежда и имидж. Эмо-киды носили косые рваные челки, закрывающие половину лица, волосы красили в черный, в ушах делали тоннели. На лицо наносили косметику оба пола: тонировали светлым цветом лицо и губы. Ногти покрывали черным лаком. Основное сочетание цветов в одежде: розовый, белый, черный.
  • Субкультура эмо: атрибутика. Большое количество разноцветных значков, прикрепленных к одежде и почтовым сумкам, большие очки с темными стеклами, яркие браслеты и напульсники.

Давайте попробуем узнать, кто такие эмо. Чем живет группа людей, называющих себя эмо: их мироощущение, атрибутика и одежда, музыка которую они слушают, стиль жизни, которым они живут.

Кто такие эмо? Молодежная субкультура эмо (от английского emotional – эмоциональный) берет свое начало от одноименного стиля в музыке, поклонниками которой эмо являются. Представители культуры делятся на две категории по половой принадлежности: эмо-бой (парень культуры эмо) или же эмо-герл (девушка культуры эмо).

Вернемся к слову "emotional", которое произносится как «имоушнл» – значит, и звучать будет не как иначе, как имо, но в русском языке существует слово "эмоциональный", и именно от него и пошел вариант названия "эмо".

Мироощущение эмо

Эмоции и их выражение - пожалуй, самое главное в жизни любого эмо, им присущи самовыражение, противостояние и очень чувственное отношение ко всему происходящему в жизни. Кто такие эмо? Существует уже сложившийся у людей стереотип о культуре эмо – люди депрессивного настроя к жизни, видящие во всем только негативную сторону, постоянно проявляющие свою слезливую натуру (причем тут говорится не только об особях женского пола, но и об эмо-боях тоже), склонные решать проблемные ситуации в жизни суицидом. Но при всей этой жути, от других движений эмо выделяет то, что их культуру относят к склонной к романтизму и делающей акцент на возвышенных чувствах.

Культура эмо пропагандирует такое понятие как стрэйтэйджинг – вся философия этого понятия заключена в простейшей форме отрицательного отношения к алкоголю, табаку, наркотическим веществам, также в некоторых случаях приписывают вегетарианство, отказ от использования продуктов, содержащих кофеин, отказ от медикаментов и от беспорядочных половых связей. Сам по себе термин "стрэйтэйджинг " был позаимствован из песни группы Minor Threat «Straight Edge»(«Четкая грань»).

Эмо или гот? Кто такие эмо - те же готы или все же это две разные субкультуры? Очень схожие, но в то же время разные субкультуры. Все, что их объединяет, - пожалуй, это их мрачность, романтический настрой ко всему, что касается смерти и депрессивности, пристрастие к черному цвету. Самым же главным различием между ними всегда будет отношение к миру – эмо ненавидят себя, готы же в свою очередь ненавидят все вокруг себя, и в виду своего мироощущения готы меньше подвержены суицидальным настроям и плачевным исходам в отличие от эмо. Готическому движению присущи любовь к кладбищам, стиль барокко и готика, поэтому не стоит путать данные движения.

Мир эмо всегда наполнен взрывным количеством глубоких личностных переживаний, отчего у таких людей притупляется реакция на общественные события, происходящие вокруг него, что может закончиться даже отрешением от мира и плачевным исходом суицида, потому что другого выхода эти люди, как правило, для себя просто не видят.

Внешний вид эмо

Кто такие эмо? Давайте рассмотрим самые важные отличительные признаки этой субкультуры, которые помогут вам точно определить, кто является эмо. Среди множества отличительных признаков можно выделить такие как:

  • Цвет в одежде: розово-черный. Черный символизирует депрессию, отчуждение от мира, а розовый – противопоставление связи с готическим движением.
  • Традиционная прическа эмо - косая рваная челка, свисающая до носа, закрывающая хотя бы один глаз, сзади же волосы короткие и торчащие в разные стороны. Это жесткие прямые волосы для молодых людей, у девушек - всевозможные почти детские прически (хвостики с яркими заколочками и бантиками), двухслойные прически, включающие в себя два цвета, основным из которых остается все тот же черный.
  • Наличие тоннелей в ушах, пирсинга на лице и других частях тела.
  • Как и девушки, юноши стиля эмо используют светлые тональные крема для кожи, густо подводят глаза черным карандашом, красят ресницы тушью, а ногти - лаком.
  • Узкие обтягивающие футболки, узкие темные джинсы с темным или розовым ремнем, простые кеды с яркими однотонными шнурками или шнурками шашечками (у эмо имеется свой определенный стиль шнуровки), на шее - клетчатая двухцветная косынка, полосатые гетры на руках и ногах; ободки с бантиком, очки большие и яркие, напульсники и разноцветные цветные браслеты, большая «почтовая» сумка с различными значками.
  • Что редко встречается в одежде эмо – одежда унисекс.
  • Разнообразные украшения от ободков с бантиками в волосах, больших очков ярких цветов, разнообразных видов напульсников и браслетов на руках, ярких больших бус до мягких игрушек, играющих роль талисманов, с которыми они в дальнейшем стараются не расставаться никогда и нигде.

Думаю, теперь Вы имеете хоть малейшее представление о том, кто такие эмо, и с легкостью сможете отличить эмо от гота или любого другого представителя иной субкультуры.

Музыка эмо-стиля

Наверное, первый вопрос, который появится: а в чем же отличие эмо-музыки от остальной? Эмо-музыка несет в себе визги, плач, шепот, переходящий в крик, это песни о разбитой и неразделенной любви, о несправедливости, насилии и полном жестокости мире. По звучанию есть как мягкие мелодичные композиции, так и тяжелые с надрывом. Нельзя сравнить ту или иную группу, каждый человек по-своему выражает различные виды эмоций, самое главное - искренность этих эмоций и чтобы они шли из самой души. Любая стандартная эмо-группа по составу не отличается от любой другой музыкальной группы – это бас, гитара, барабаны и, конечно же, солист с красивым мелодичным голосом, способный взять высокие ноты. Проще говоря: мощной силы музыка, сложные партии, импульсивность в музыке и исполнении, красивый голос солиста, поющего о проблемах своей неразделенной любви и вечной проблеме своего бытия - это эмо-музыка. Приведу лишь некоторые примеры групп, подходящих под стилистику эмо: My Chemical Romance, Cursive, Neversmile, Оригами и др.

В наше время все больше и больше подростков примыкают к стилю жизни эмо. А это все больше заставляет задуматься над тем, что же не так и где произошел тот переломный момент в жизни простого подростка.

Текст: Алиса ОРЛОВА
Фото: Вячеслав ЛАГУТКИН


В криминальной хронике мелькает тревожная информация: «школьницы-эмо совершили групповое самоубийство», «обезврежена банда готов-сатанистов». В школах им запрещают «появляться в черной одежде», милиция ставит на учет, а государственные чиновники сочиняют законы, призывающие ограничить влияние вредоносной идеологии: готов и эмо обвиняют в том, что они пропагандируют пессимизм, упадничество и смерть. Правда, в результате черного пиара их популярность только растет, а сами неформалы почувствовали себя чуть ли не диссидентами и уже организовали пару митингов по борьбе за свои права. Так кто же они такие -- эти эмо и готы? И нужно ли с ними бороться?
Эмо (от «эмоции») -- субкультура возникла вокруг эмо-музыки, основанной на перепаде сильных эмоций. В одежде эмо-киды (от англ. kid -- ребенок) предпочитают черный (грусть и одиночество) и розовый (радость) цвера, носят «рваные» челки до глаз, кеды или матерчатые тапочки, любят полоску и клетку, галстуки и жилетки, «почтальонские» сумки, увешанные значками с детско-пиратской символикой -- череп, кости и плюшевый медведь. Эмо-киды не стесняются cвоих эмоций, культивируют бурное проявление и горя, и радости. Девочек среди них значительно больше, чем мальчиков.
Готы носят черную одежду, некоторые одеваются «под старину» -- жабо, кружева, длинные юбки у девушек. Красят в черный цвет волосы, девушки используют в макияже черную губную помаду и такой же лак для ногтей, любят депрессивную, мрачную музыку, много читают, часто сами пишут стихи, интересуются мистикой, декадансом, любят смотреть ужастики. Готы часто гуляют по кладбищам, причем чем древнее кладбище, тем больше там готов. Нынешние готы не имеют ничего общего с древним народом, а похожи на гламурных панков. Именно из них и вышли первые готы.

Одинаково разные «Субкультура -- не имидж, а мировоззрение», -- это в разных вариациях можно прочитать на любом форуме нынешних неформалов. Но внутри тусовки ребята -- очень разные, «типичных готов» или «среднестатистических эмо» в природе не существует. Классификация не срабатывает даже по внешним признакам, внешняя атрибутика вторична. К тем, для кого она -- главное, в тусовке относятся снисходительно: «Они в субкультуру играют, а мы этим живем». Никто, кстати, от разговора не уклонялся, наоборот, очень радовались, что кто-то пытается их понять.
-- У меня была попытка суицида, я таблетки съела, -- призналась Кира. И спохватилась: -- Только маме не говорите.
-- Училка по литре меня с урока выгнала. Потому что я «Погиб поэт, невольник чести» прочитал как рэп. Ничего она не понимает, Печорин был типичным готом. Да и Ленский тоже, -- рассуждает Илья.
-- Не слушайте тех, кто вам скажет: «Я -- эмо» или «Я -- гот». Это пОзеры говорят. Настоящий гот умом выделяется, а не ярлыки на себя вешает, -- учит меня Олеся и добавляет: -- хождение в церковь -- тоже позерство, Бог в душе должен быть.
-- Маша, отчего вы всегда ходите в черном?
-- Это траур по моей жизни. Я несчастна.
А вот это уже не из разговоров с готами, а из пьесы Чехова «Чайка». Помнят ли в таком контексте школьную программу сами учителя?

«На мой вопрос, зачем они так одеваются, девочки-эмо ответили: все вокруг такие серые, а мы -- яркие», -- рассказывает преподаватель истории Лидия Федотова. Педагог считает, что именно желание выделиться заставляет детей надевать на себя странную одежду и даже резать вены. «К счастью, вены они режут понарошку, чуть-чуть, лишь бы остались тонкие линии шрамиков. И делают это единицы. В нашей школе таких детей нет, мои ученики знают о них понаслышке и называют пОзерами, -- продолжает Лидия. -- По характеру, воспитанию, интеллекту все неформалы очень разные. И семьи у них очень разные. У меня в классе есть девочка-панк из неблагополучной семьи, она -- очень агрессивная. А, например, весной у нас с отличием закончила школу девочка, которая написала реферат о психологии эмо. В нем она защищала эту субкультуру, писала, что на эмо незаслуженно навешивают ярлык самоубийц. Единственно, что тревожит: все ребята признаются, что со своими проблемами они пойдут в тусовку, а не к родителям».

Самоубийство рассчитано на родителей
Аня недавно поступила в колледж, подрабатывает в магазине косметики, на тусовки ходит редко. Любит «книги, музыку и одиночество», пишет стихи. В одежде предпочитает черный цвет. Считает себя христианкой, но с Богом предпочитает общаться «без посредников», правда, у нее накопилось много вопросов к священнику. И только в конце разговора выяснилось, что черные рубашки с длинным рукавом хорошо скрывают порезы на запястьях: «Нет, я жизнь люблю, просто иногда тоска нападает. Мама и не догадывается. Не хочу ее огорчать». С Аней мы познакомились на одном из готических форумов, там ее звали Анабель.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас Россия по количеству самоубийств занимает второе место в мире. Ежедневно приговор себе выносят около 100 человек. В 2007 году покончили с собой около 3 тысяч детей и подростков в возрасте до 20 лет. И хотя в прессе то и дело мелькают заголовки типа «13-летняя школьница повесилась из-за музыки эмо», специалисты уклончиво говорят, что точной статистики по самоубийствам среди различных молодежных групп у них нет, и привязать случай суицида к конкретной субкультуре сложно.

«В нашем отделении суицидентов около 30 процентов, среди них есть и подростки, -- рассказал заведующий кризисным отделением ГКБ № 20 кандидат медицинских наук Вадим Моисеевич Гилод . -- Готы и эмо тоже встречаются, но бывает, что попадают к нам и дети священников».

По мнению врача, тяга подростков к смерти обусловлена тем, что у них еще нет понятия ценности собственной жизни. «Она появляется с возрастом и связана с тем, сколько душевных и физических сил ты потратил, чего добился, как тебя оценивают окружающие, -- говорит Вадим Гилод. -- А подросток еще ничего не сделал. У него ценность жизни складывается из отношений с родителями. Они самые близкие и значимые люди. И подростковое самоубийство почти всегда рассчитано на них: он пытается напугать их или разжалобить, чего-то от них добиться. Например, чтобы не ругали за двойку или за то, что стащил деньги из дома. Существует два вида суицида. Монологический -- когда человек уже все решил и молчит. Это у подростков редкость. И диалогический -- когда человек вначале подает сигналы: говорит о бессмысленности своей жизни, о боли, которую он не может перенести. Период “предсуицида” может длиться день, два, месяц, год. В этот момент надо человека слышать, отвести его к специалисту. Общение со священником тоже может помочь, разумный священник атрибутики не испугается.

А вообще дети, которые стремятся выделиться с помощью атрибутики и эпатажа, всегда проблемные. У них всегда есть эмоциональные конфликты в семье. И они ищут взаимопонимания среди таких же обиженных. Своим вызывающим видом они призывают нас обратить на себя внимание. Если ребенок не находит дома внимания -- он идет на улицу или в интернет. Неполные семьи тоже серьезный фактор риска. У девочки отец ушел в другую семью, там у него ребенок. А дочь, для которой папа был авторитетом, чувствует себя лишней. Злится на мать -- ведь та “упустила” отца. И уходит в группу подростков, которая имеет такие же проблемы, там пробует наркотики, переживает кризис… А может быть, и думает о самоубийстве».

Потребители эмоций

Михаил Хасьминский, психолог православного кризисного центра при храме Воскресения Христова на Семеновской , считает, что современные подростки не имеют никакого представления о том, как реально выглядит смерть. Они ее романтизируют, видят что-то вроде спектакля -- гроб в цветах, все рыдают. Хасьминский вместе с судмедэкспертом Петром Розумным написали ряд статей на эту тему. Одна из них -- «Суицид без розовых очков», посвященная тому, как выгладит самоубийство на самом деле, -- пользуется у подростков большой популярностью и широко обсуждается в сети.

«С молодыми людьми, которые хотят покончить с собой, мы общаемся на форуме сайта “Победишь.ru” , с которым я сотрудничаю, -- говорит Хасьминский. -- Этот форум в некоторой степени сейчас стал заменой телефонам доверия. Часто первое, что делает современный подросток, когда собирается покончить с собой, -- идет в интернет. Подростки не догадываются, что на одно “удачное” самоубийство приходится от десяти до тридцати неудачных, после которых человек тяжело и мучительно умирает в больнице или становится инвалидом. Человек режет вены или вешается, его спасают, но от недостатка кислорода погибли важные клетки мозга. “Вышел” из окна десятого этажа, выжил, но остался на всю жизнь прикованным к кровати. Съел горсть разных таблеток, вообще результат непредсказуемый -- от язвы желудка до мучительной и долгой смерти. Выпил уксусную эссенцию -- после нескольких месяцев страшных мучений вышел из больницы с искусственным пищеводом, вшитым под кожу.

Самоповреждения у представителей субкультур -- что-то вроде обряда инициации у древних народов – “я настоящий эмо или гот, я даже вены резал”. Демонстрация суицидальных намерений и невыносимых страданий. Но разбитый череп выглядит неэстетично, а вены -- романтика! Такое вот искаженное представление о красоте. Руки у них действительно ужасные бывают».

Неформальные группы образуются вроде бы стихийно, но, по мнению Михаила Хасьминского, хорошо вписываются в систему общества потребления. «Их направляют взрослые, которые делают немалые деньги на молодежной моде -- книгах, фильмах, одежде, атрибутике, -- продолжает он. -- А бизнес заинтересован в потребителе. Эмо, в свою очередь потребители эмоций, от психотравмирующей реальности они уходят в искаженный собственный мир остро и некритично переживаемых эмоций. Но, добровольно ”отключив” логику, отказавшись от контроля над эмоциями, они уподобляются алкоголикам, у которых переход от любви к ненависти происходит моментально».

Умойся и приходи?

Почему неформалы не ищут ответы на свои неразрешимые вопросы о смысле жизни в вере? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: кто же их пустит в храм с пирсингом и крашеными волосами, в лучшем случае скажут: «Умойся, переоденься и приходи».

Но среди православных пастырей и психологов по этому вопросу нет единодушия. Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище Москвы, бывший хиппи, ведущий проповедь среди рокеров, субкультур не боится: «Люди, которые туда идут, чего-то ищут. Это гораздо лучше, чем если парень “ни холоден, ни горяч” и безропотно принимает ценности современного общества: заработать денег и побольше всего накупить, строить карьеру, продать себя подороже. А представители любой субкультуры в некотором роде романтики и идеалисты. В конечном итоге они ищут Бога».

А вот Михаил Хасьминский уверен, что говорить готам о Боге -- только раздражать их. «У них искаженное восприятие, они все видят криво и при этом уже “все о мире знают”, а если чего-то не знают сами, это знает кто-то из их тусовки, -- говорит он. -- Пока подросток уверен, что он -- центр вселенной, а его тусовка круче всех, он в храм не пойдет. Прийти в храм можно, лишь осознав себя частичкой мироздания. И поняв, что ты должен жить по определенному закону, трудиться, работать над собой. А это для многих неприемлемо. Эти люди придут к вере не скоро. Им нужен какой-то “лифт, чтобы “перепрыгнуть” в своем развитии несколько ступенек. Таким “лифтом” часто бывает серьезный кризис, тогда человек понимает, что в субкультуре нет ответа на вопросы, которые задает жизнь этим кризисом. И тогда он начинает искать и иногда даже находит».
Недавно на сайте Иркутской епархии была опубликована статья о готах, а потом, по ссылке, на форум пришли сами готы и начали дискуссию. В результате готы научились правильно обращаться к священнику, а православные узнали христианские имена готов. Одна православная участница форума написала: «Простите, если чье-то слово осудило вас... Мои друзья хотели просто помочь вам разобраться в ваших ошибках (наверное, все-таки забывая о сотворенных когда-то своих), но от чистого сердца. Если хотя бы один человек задумается над тем, что прочитал на этом форуме и, переступив порог храма, останется там, то мы говорили не зря... Не забывайте, что пройдет время и вырастете вы из своих увлечений и заблуждений, как из старой одежды… и тогда мы будем вас ждать».

Отец Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах, психолог: «Подростковый возраст -- это возраст естественного сумасшествия. С одной стороны, человек ищет независимости и индивидуальности, с другой -- он страшно хочет с кем-нибудь объединиться. И это противоречие заставляет его одновременно идти в обе стороны. Ему, конечно, очень нужно внимание родителей, а вместе с тем ему хочется их послать подальше и делать все по-своему. С одной стороны, ему нужна идея, с другой – он, как нигилист, отрицает все. Это кризис, колебанья на краю родительского гнезда -- и лететь уже пора, но еще страшно».

«Только поймешь, в чем фишка, научишься как-то обходить подводные камни жизни и вдруг замечаешь, что подросло племя молодое и совершенно незнакомое», -- жаловалась я подруге. Из дверей метро вывалилась компания подростков. Судя по одежде, были среди них и эмо, и готы. Эти «эмоготы» явно пытались шокировать прохожих, горланя песню. А вот песня была знакомая, старая -- «Группа крови» Виктора Цоя.

Как быть, если ваш ребенок эмо?


Вадим Гилод
: «Родители должны стать не только поставщиками материальных благ, но быть ребенку семьей! Той ячейкой общества, в которой он чувствует себя защищенным и любимым. Бороться с внешней атрибутикой бесполезно. Мы не имеем права не пустить в школу ребенка, пусть он хоть весь в зелень выкрашен. Знаете, почему запретили выгонять детей с уроков? Потому что он выйдет за школьную ограду, а там его встретят и скажут: “Ты классный парень! В школе все -- идиоты, а мы тебя поймем”. И потом его из этой группы вытащить очень тяжело. Наша задача -- поддержка, понимание, воспитание, создание среды».

Михаил Хасьминский : «Чтобы вывести ребенка “из темного леса”, надо понять эту субкультуру, разобраться, в чем ее деструктивность. Разговаривать с человеком о том, что он делает не так, можно, только четко ориентируясь в его “культуре”. О своей идеологии подростки охотно говорят. Надо выяснить, что подросток думает по тому или иному поводу, и пытаться поменять его ложные ценности. Но спокойно, доброжелательно, с любовью. Без ругани и угроз».

Кто такие эмо и готы. Как родителям понять, куда «вляпался» их ребенок Кравчек Дина Илларионовна

Готы и эмо

Готы и эмо

Скажу сразу: готы гораздо интереснее эмо. Во всяком случае, они более успешно вписались в общий культурный пласт, сделав своим, то есть «готичным», целые отделы истории, литературы, философии, эзотерики, музыки. То есть, если с эмо разговаривать сложно, поскольку круг их тем не выходит за пределы сегодняшнего дня, то с готами беседовать можно, и это бывает очень даже приятно.

Эмо совершенно напрасно называют иногда гламурными готами. По любви к модным шмоткам эмо, конечно, очень близки к гламуру, но совершенно не похожи на готов. У сегодняшних эмо кроме внешнего вида и рассуждений о неприкаянности в мире больше почти ничего и нет. Другое дело готы. Они тоже много внимания уделяют своему внешнему виду, но при этом живут насыщенной внутренней жизнью, многие из них люди творческие. У них своя эстетика – мрачноватая, конечно, но весьма привлекательная.

Готов часто путают с другим молодежным течением – сатанистами. Последние – явление совершенно особого толка, по сути не столько течение, сколько тайное общество, современная религия, отверг нувшая христианство и обратившая взоры к Сатане, то есть выбравшая в качестве идеала позитивное отношение к злу. Сатанисты штудируют евангелие от Лавея, боготворят Люцифера и стремятся овладеть искусством черной магии. Как церковь Сатаны, они, конечно, несостоятельны, но методы освоения чернокнижных дисциплин приводят благонамеренного обывателя в ужас. Еще бы: сатанисты не видят ничего дурного в принесении кровавых жертв. Хорошо еще, что жертвами, в основном, становятся животные. Но и это у нормального человека вызывает отвращение и неприятие.

Готы не сатанисты. Точнее, к Сатане и темным силам у них отличное отношение, это вписывается в рамки готической эстетики, но они никого на кладбищах не режут, черные мессы не служат и больше просто рассуждают на чернокнижные темы, чем сами этим занимаются. Однако у массы неосведомленных людей готы прочно связаны с образом Сатаны.

В то же время готы более понятны не разделяющим их идеалов людям. Хотя бы потому понятны, что готическая тематика прочно вошла в культуру и искусство. Тут готы ничего нового не изобрели. Любимая готическая тема – вампиризм – весьма прочно обосновалась в живописи, литературе и кинематографе. Тема, как говорится, неувядающая. Она облюбована писателями, художниками и режиссерами самых различных школ и направлений. В этом смысле готы пришли на готовое. Эмо в отличие от них бедны, как церковные крысы. Им нечем похвалиться, кроме музыки. Кстати, это одна из причин, почему готов не слишком-то любят, но хотя бы понимают, а эмо и не любят, и не понимают.

Эстетика смерти (а готическое мировоззрение противопоставляет смерть жизни и показывает как нечто притягательное) у готов так же отличается от эстетики смерти эмо, как картины великих мастеров от комиксов. У готов, конечно, подростковое восприятие мира, но по сравнению с эмо готы просто философы. Разумеется, только настоящие готы, а не окологотичные барышни и юноши, которые придумали словечко «готичненько» как высшую похвалу всему, чем они восхищаются.

Так что настоящий гот – философ и поэт, много читающий и стремящийся постичь суть вещей, умный, со специфическим чувством юмора, нередко мрачноватый, но почти всегда одухотворенный.

Достаточно зайти почти на любой готический сайт, чтобы понять разницу между эмо и готами. На сайтах первых вы не найдете ни хорошей литературы, ни хорошего кино. Единственное, что вы сможете почерпнуть на эмо-ресурсах – музыкальные записи эмо-групп. На готических сайтах вы часто найдете целые залежи книг, иногда таких, которые трудно разыскать в сети. В этом плане готы очень активны и охотно публикуют у себя даже исторические и культурологические исследования. Найдете вы и много хорошей музыки как «готичного» уклона, так и просто хорошей, нередко – классической. Некоторые ресурсы целиком посвящены кинематографу и могут служить пособием киноведению. Из одного только этого перечисления видно, насколько более насыщен тот культурный пласт, который воспринимается готами. Эмо по сравнению с ними просто маленькие дети.

Впрочем, когда за готов берутся журналисты, обычно получается, что готы тоже выглядят какими-то умственно отсталыми. Журналисты просто не знают, о чем гота-юношу или гота-девушку спросить.

– Э, – придумывает вопрос журналистка. – И давно ты в обществе готов?

– Давно, – говорит девушка-гот, – три–четыре года (для нее это давно, очень давно).

– А почему ты выбрала готов? – задает журналистка вопрос, вызывающий ступор.

– Так получилось, – говорит девушка (ну как можно объяснить, почему одному нравится общаться с готами, а другому – пить пиво со скинами?)

– А тебе с ними нравится? – пытает журналистка.

Тут уж девушка не выдерживает и отвечает, что не нравилось бы – не тусовалась бы вместе, что совершенно справедливо. Тут журналистка задает тот вопрос, ради которого, наверно, интервью и затевалось.

– А вот вы ходите на кладбище… Тебе никогда не бывает там страшно или какие-то такие ощущения не испытываешь?

Бог весть, что журналистка имеет в виду под «такими» ощущениями, но девушка понимает: мертвые гораздо безопаснее живых, отвечает она, и вообще на кладбище умиротворение и покой, то есть по готическим понятиям, полное счастье. Услышав про кладбищенское счастье, журналистка больше в эти дебри соваться не желает. Для проформы она интересуется численностью готов, а потом плавно переходит к более понятному для пишущей братии вопросу – одежде, а от одежды – к литературе. Одежду журналистка упорно именует готовской, а литературу – готической. Тут-то и выясняется, что для нормального гота не столь важна степень «готичности» литературы, и девушка даже переспрашивает: «А что вы подразумеваете под словом «готическая литература»? Оккультизм, что ли?» И намекает, что кроме художественных произведений есть еще и исследования по магии и демонологии. «Но вас же не интересует демонология или культы языческих богов?» – задумчиво спрашивает она. На что журналистка сознается, что с демонологией у нее плохо, но требует признаться, что еще читает респондентка. Выясняется, что книги о жизни художников и писателей.

– Но это ведь вам не интересно, – добавляет девушка.

– Нет, почему же! – восклицает журналистка. – Вот это как раз наоборот! Мне, например, очень интересно, – и выдает убийственное обоснование своего повышенного интереса. – У них же жизнь не всегда связана с готикой.

От этого замечательного дополнения у респондентки волосы дыбом встают.

– Когда человеку нравится произведение, – замечает она, – то почему бы не прочитать, как оно было написано, как жил писатель?.. Это же просто духовное обогащение! Чувство прекрасного – это, наверное, самое главное, что есть в субкультуре готики.

В субкультуре готов оно точно есть. Но журналистке не о чем больше спросить столь начитанную молодую особу: она вяло интересуется, умеет ли девушка играть на музыкальных инструментах. Оказывается, умеет и не на одном. Беда-то какая. Хотелось получить страшные картинки из жизни «субкультуры готов», а пришлось разговаривать с какой-то слишком умной и одаренной девицей, черт бы ее побрал. Даже про кладбище не сказала ничего криминального.

И, обращаясь к своему зрителю, журналистка забивает последний гвоздь в гроб «готичного» интервью:

– Спасибо, что рассказала нам про готику, про их характер и жизнь.

Все, тушите свет. Поговорили.

К сожалению, интервью с готами или статьи о готах как раз и построены таким образом, что понять, кто такие готы, из них невозможно. И пугаются родители, прочитав откровение борзописцев, что дочка или сын выберут тусовку готов. Ведь кладбище в статьях про готов занимает почетное центральное место. А нормально ли, когда подросток гуляет на кладбище? И читает книжки явно не из детской библиотеки?

Нормально. Для – гота. Гот, как правило, уже почти совершеннолетний человек. По выборке исследователей возраст готов распределяется в промежутке от 17 до 22 лет. Это вам не двенадцатилетние эмо. Это люди со сложившимся мировоззрением.

Смерть в их мировоззрении окружена сияющим ореолом. И каждый гот стремится выглядеть достойным воином смерти.

Из книги На молодежной тусовке автора Виноградова Юлия

Готы Современные готы не имеют никакого отношения к древним племенам, известным нам по учебникам истории. Готами называют молодых людей, которые носят черную одежду, слушают мрачную и самосозерцательную музыку и старательно прячутся от солнца, чтобы сохранить

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Из книги Школа гота автора Вентерс Джиллиан

Как мне объяснить, кто такие готы, своим детям, если они меня об этом спросят Дети, будучи любопытными и любознательными существами, обязательно станут расспрашивать вас о странных и не похожих на других людях, которых они встречают. Почему они так одеты? Чем они

Из книги Кто такие эмо и готы. Как родителям понять, куда «вляпался» их ребенок автора Кравчек Дина Илларионовна

Готы-родители и воспитание следующего поколения летучих мышек Нужно ли вам возвращать свой готический билет, если вы стали родителем? Подходит ли готическая культура только тем, кто никогда не думал о сумках, набитых детскими вещами, и нянях? Не говорите ерунды.Леди

Из книги Готическое общество: морфология кошмара автора Хапаева Дина Рафаиловна

Готы и школа (и почему это необязательно лучшие годы вашей жизни) Не правда ли, утверждение, что школьные годы - «лучшие годы в вашей жизни», что вы достигли вершины своего существования и вся последующая жизнь будет бесцельна и скучна, - звучит жутко? Так вот, Леди

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Готы и день Святого Валентина Все говорит за то, что готы должны обожать день Святого Валентина. Ужин при свечах, красные розы, небольшие экстравагантные сюрпризы, перевязанные атласными лентами. Вы могли бы подумать, что готы с их любовью к романтике и декадансу должны

Из книги автора

Готические бракосочетания (свадьбы готов и готы на «обычных» свадьбах) Хотя готы вступают в брак круглый год, вероятно, самый «урожайный» на готические (и неготические) свадьбы месяц - это октябрь. И поостерегитесь бесцеремонно хихикать по поводу этакого клише: свадьба в

Готы

Из книги автора

Готы и эмо Скажу сразу: готы гораздо интереснее эмо. Во всяком случае, они более успешно вписались в общий культурный пласт, сделав своим, то есть «готичным», целые отделы истории, литературы, философии, эзотерики, музыки. То есть, если с эмо разговаривать сложно, поскольку

Из книги автора

Готы и готическая литература Готичность – это не только особенность мышления, на которой возникло течение субкультуры готов, это вообще-то общее направление человеческой мысли. Молодые люди, которым сильно не нравится современный мир, просто взяли его за базу, на

Из книги автора

Готы и сатанисты Херки, конечно, были первоначально музыкальным фанатским кругом. Но часть херок полностью ушла (не предав светлого образа своего Вилле) в мистику и магию. И вот это особый разговор: из-за повышенного магического интереса к инфернальному готов стали

Из книги автора

Модные готы В удобной защищенности достоверностями морали и демократии мы не только ни от чего не застрахованы, но и рискуем не увидеть, как приходит или возвращается то, возможность чего не сводится к чистой случайности истории. Ф. Лаку-Лабарт, Жан-Люк Нанси Наше

Из книги автора

Готы и восточные славяне Анты уже в IV в. н. э. подверглись нападению готов.Кто такие были готы, откуда и как они появились на территории антов, какова их подлинная роль в истории восточного славянства и т. п. – все это остается неясным.Писатели III и IV вв. называют варваров,