Сибиряк как новая национальность: миф или реальность? Взаимоотношения народов сибири и россии.

История освоения Сибири сегодня интересует ученых всего мира. Не последнюю роль в этом играют особенности народа, населяющего эту землю. Когда-то было модно сравнивать Зауралье с Америкой: бывшая колония, населенная европейцами и экс-рабами, отвоевала независимость, так не пора ли и нам бороться за самостоятельность? Причину того, что история Сибири неразрывно связана с историей Российской империи, известный красноярский ученый, профессор КГПУ Геннадий Быконя видит в нашем менталитете.

«Карымый» народ

Основные черты национального характера любого этноса унаследованы из животного мира, — рассуждает Геннадий Быконя. — Именно отсюда берется наше стремление обособиться, перекрыть доступ чужаков границами, контрольно-паспортными режимами и визами. Мы исторически не доверяем иностранцам: название каждого этноса первоначально переводится как «люди». Все без исключения народы в древности называли себя людьми, а иноплеменников «нелюдями».

Геннадий Федорович, откуда разговоры о самобытности сибиряков, нашем особом характере и типе внешности?

До революции первая сибирская интеллигенция впервые выдвинула теорию о том, что сибиряки — особый этнос, отдельная народность со своими традициями и отличными от россиян чертами. Понятно, почему появились такие рассуждения: Сибирь всегда являлась не более чем экономической колонией, и отношение к ее жителям было соответствующее. Например, за Уралом долгое время не открывали высших учебных заведений. Когда красноярский купец Сидоров выделил пуд золота на открытие университета, его сочли сумасшедшим. Генерал-губернатор Западной и Восточной Сибири даже велел медикам его обследовать на предмет вменяемости.

На фоне этого появились «областники», утверждавшие, что Сибирь — вторая Америка, которой также следует отделиться. «Самость» сибиряков сильно преувеличили.

Аргументы приводили разные, брали в пример работы этнографа Афанасия Щапова. Щапов в свое время писал любопытные антропологические очерки, утверждал, что у сибиряков даже свой идеал красоты. Провели эксперимент: трем дочкам иркутских купцов показали портреты представителей трех рас: европеоида, негроида и монголоида, а также метисов. Вот кого бы выбрали в мужья вы?

Европеоида, надо полагать...

Значит, вы не коренная сибирячка, или ваши предки живут здесь не столь много поколений (смеется ). Потому что все три девушки выбрали метиса европеоида и монголоида. Потому что он «карымый» — красивый, в отличие от русака, который, по их словам, «моганый» — поганый. Такие взгляды легко объяснимы смешанными браками, которые всегда процветали в наших краях.

Именно поэтому сибиряки даже антропологически отличаются от европейских россиян. Местные старожилы кареглазы, смуглы и темноволосы, они пониже ростом и покрепче телосложением. Современные этнографы также отмечают эти особенности, и все же, после долгих исследований, ученые пришли к выводу, что сибиряки — не особая народность, а разновидность великорусского народа. А внешность объясняется большим разбросом народностей, которые в разное время здесь проживали. Представьте себе, даже сегодня в Красноярском крае говорят на 122 различных языках и наречиях! Еще в глубокой древности Енисей был торной дорогой для мигрантов из самых разных уголков света.

Другое дело менталитет сибиряка как стержень национального характера. В этом плане мы всегда отличались от великорусов. Об этом много писали исследователи нашего университета, одна из самых достойных работ у Бориса Андюсева, который провел большую работу и обобщил дореволюционный материал. Сибирский характер — это не только выносливость и неприхотливость, которую так ценили на войне. Сибиряк более рационален, расчетлив, практичен, для него характерны инициативность и самостоятельность.

Дело в том, что за Уралом никогда не было поземельной общины, игравшей огромную роль в жизни российских крестьян. У нас было много земли, результатом чего стало потребительское отношение к природе. Люди не привыкли беречь окружающую среду: низкая плотность населения сыграла свою роль. Долгое время земледелие было экстенсивным, господствовали перелог и подсека, после которых на участке нельзя было сеять по 50-60 лет. Аукается нам это до сих пор. Перед распадом СССР наши плодородные земли были настолько истощены, что восстанавливались только на одну треть: мы жили в кредит у будущих поколений. Поэтому мы до сих пор держимся за ГЭС, из-за которых теряем самые плодородные земли — пойменные. Нам не жалко! Поэтому у нас и захламлены окрестности городов — у людей нет природоохранного навыка.

Кроме того, сибиряки были юридически грамотными и политически активными, принимали участие в городском управлении. Любопытный пример этого наблюдал Мессершмитт и отразил в своих записках. Был праздник, на котором пьяный казак ударил воеводу. На суде стороны примирились двенадцатью рублями. Представляете, столько стоит сбить с ног воеводу! В Центральной России повесили бы, не раздумывая!

В Сибири было военно-бюрократическое управление, и очень большую роль в жизни региона играли казаки — государственные служащие. Их психология была проста: если воевода нас обижает, значит, он чинит вред государству. Примерно так же рассуждали крестьяне: мы платим налоги, кормим страну, какое же право начальник имеет поступать с нами не по совести? Не боялись писать жалобы царю, а то и поднимать бунт против самоуправщиков — просто переставали им подчиняться.

Недаром управителей в нашем регионе часто сменяли. Только в Красноярске дважды изгоняли воевод, в 1695 и 1718 годах. И горожане годами правили самостоятельно: избирали коллегию судей, которые решали городские дела, руководили сбором налогов. Енисейцев прозвали «свозниками» — обманщиками, а красноярцев — бунтовщиками и ябедниками. Неслучайно упрямые красноярцы даже друг с другом предпочитали выяснять отношения в суде — могли судиться годами, и некоторые даже разорялись на этом. Знаменитая фраза: «Умен, лукав и расчетлив, как сибиряк» — авторства Екатерины Второй, которая претендовала на знание психологии народа. Она даже написала пьесу о том, как сибиряк, приехав в столицу, дурачил светских дам.

Свободно-несвободные

Если сибиряки были настолько свободны и активны, почему же не сложилась нация?

Понятие «сибирский характер» — не столько научное, сколько бытовое. Оно впервые прозвучало в публицистике времен ВОВ. Русские, пришедшие в Сибирь в конце XVI века, действительно сразу повели себя как лидеры. Они попытались ввести среди коренных народов свои порядки. Но им пришлось столкнуться с суровыми климатическими условиями Зауралья и тяжелейшей работой. Если европейская часть России уже переживала эпоху индустриализации, то здесь приходилось поднимать сельское хозяйство и производство с нуля. К тому же новым и новым притоком европейцев размывалась сложившаяся прослойка лидеров. Что будет, если в бочку с вином, которую поставили бродить, то и дело подливать новые сорта напитка? То же было и в Сибири: люди ехали сюда беспрерывно. Все это смешивалось, перекипало. Сибирь называли «золотым дном» России.

Впервые эту особенность нашей земли отметили ссыльные «народники». Они называли Сибирь социологической лабораторией, в которой одновременно существовали явления из разных исторических периодов: рабство, крепостничество бок о бок с вольными земледельцами на вольной земле. И это при свободолюбии наших людей, которые не боялись доходить до царя со своими просьбами. Взять хотя бы ачинских мещан. Документально зафиксировано, что они дошли до Николая Первого, чтобы добиться своей правды. И государь уступил им.

Тяжелая работа наложила свой отпечаток на наш характер: мы умеем много и упорно трудиться, способны выдерживать максимальные перегрузки.

С другой стороны, у сибирского крестьянина куда шире кругозор, он всегда был грамотнее и сообразительнее деревенского жителя из Центральной России. У нас до сих пор культурный уровень значительно выше. Областной город европейской части страны по нашим меркам — большая деревня.

Наша земля славилась меценатами. Упомянутый уже купец Сидоров был баснословно богат, но все свои деньги по завещанию он оставил Русскому географическому обществу на изучение Севера. Первым организовал экспедицию из Енисейска Северным морским путем в Англию! В Лондон на всемирную выставку Сидоров лично привез образцы всех минералов и горных пород Сибири, активно поощрял развитие науки и культуры в регионе. Зато своим детям он не оставил ни копейки, заявив, что им нужно пробиваться в жизни собственным умом.

А сейчас что в нас осталось от тех, былых, сибиряков?

Многое. Уже потому, что подавляющее большинство жителей Красноярского края остались тружениками. А ведь сельская жизнь закаляет, особенно в наших условиях. Неслучайно в Великую Отечественную войну наш советский тыл обеспечивал фронт всем необходимым и превосходил по мощности тыл Германии и всех ее сателлитов. А кто был тылом? Мы же, сибиряки. Европейцы удивляются, как мы можем терпеть задержки многомесячные заработной платы. А терпеливость у нас в крови.

Хотя большинство этих особенностей — не признак нашей самобытности, а просто ярко выраженные черты русского характера. Изучив историю, я пришел к выводу, что сибиряки — носители лучших качеств русского народа. Неслучайно сегодня в поиске нового национального стержня опираются именно на эти важные для россиянина качества. Правда, куда заведут нас эти поиски, пока непонятно. Нас бросает между идеологией олигархии и традициями интеллигенции и дворянства.

Практическая религиозность

Вы ни словом не обмолвились о том, какую роль в жизни сибиряков играет духовность.

Здесь мы мало чем отличались от всей русской земли. Русский человек всегда был в меру суеверен, в меру религиозен, в меру атеист. Интересно, что и на этой стезе наши люди всегда умели облечь в духовную оболочку решение своих мирских интересов. Приведу в пример простую историю, о которой я узнал, изучая документы. Пономарь Есауловской церкви Коновалов положил глаз на участок в районе села Рыбинское. А земли в том районе были ясачные, их трогать запрещалось. Тогда смышленый церковнослужитель обратился к епископу: бывал я, мол, в тех краях и подвергся смертельной опасности. И дал себе обет — если выживу, поставлю часовню. Так разрешите мне поселиться в тех краях, чтобы содержать ту часовню и чистоте и порядке. Вот так нехитро церковник присвоил земли.

Конечно, было и много подвижников, известны и такие имена, как Василий Мангазейский, Данила Ачинский. Но основная масса людей фанатиками никогда не были, нашу религиозность можно назвать практической. Взять хотя бы отношения местных жителей к каторжникам, которые постоянно потоками шли в Сибирь. И крестьяне, и купцы жалели арестантов, их жены выносили на стоянки этапа угощения. В каждом деревенском дворе на заборе была оборудована полочка, на которой ночью оставляли буханку хлеба и крынку молока — для беглых. Ночью им помогали, а днем нещадно отлавливали и сдавали полицейским за вознаграждение.

Широко прогремела история про сибирских «горбачей», которые летом нанимали работников из беглых и ссыльных. Когда приходилось рассчитываться, хозяин его убивал, забирал всю выручку обратно и искал нового работника. Об этом явлении XVII-XIX веков сохранилось много документов и даже журнальные статьи.

Ходят разные слухи и о некорректном поведении местного духовенства. Мол, гуляли, пропивали казенные деньги...

Скорее всего, эти слухи связаны с историей о строительстве первых каменных храмов в Красноярске. Но тут отличились вовсе не священнослужители, а строители. Для возведения Рождественского собора пригласили енисейского посадского Сокольникова. А он пустил деньги в другое дело, поэтому даже не залил фундамент для здания: просто покрасил известкой землю и начал класть сверху кирпичи. Стоит ли удивляться, что вскоре стены рухнули. Достраивал церковь уже другой человек, в итоге строительство затянулось на 20 лет. В советское время, кстати, храм снесли, а до того на его крыше тренировались парашютисты.

Еще один собор возводили на месте, где теперь стоит краевая администрация. Он рухнул тогда, когда уже начали делать перекрытия на крыше. Неудивительно, что в бытовом сознании эти истории трансформировались в байки о том, как попы пропили казенные деньги.

Вместо краеведения — религия

А как вообще сейчас развивается краеведение в Красноярском крае?

Это больная тема для многих историков. С одной стороны, краеведение растет, набирает обороты. Все больше исследователей-любителей появляется в крае. Краеведы собирают очень ценный, интересный материал, пишут неплохие работы по истории районов — больше 20 районов уже опубликовали книги. Местные музеи активно работают с молодежью, общественное краеведение становится все более профессиональным.

С другой стороны, не хватает материальных ресурсов, чтобы развернуться на весь край. Книги издаются либо за счет авторов, либо благодаря меценатам, либо при поддержке грантовых программ. Как результат — они выходят маленькими тиражами и доходят далеко не до всех школ и библиотек. Я считаю, что необходимо издать серию хрестоматий с документами и подборкой фольклора об истории нашего края, но это большой труд, который пока не готов никто поддержать. Литературу по истории региона найти трудно, а ведь стоило бы переиздавать все книги, которые так или иначе связаны с воспитанием молодого поколения не реже, чем раз в 10 лет.

Другая сторона медали — незаинтересованность школ в развитии краеведения. При Александре Хлопонине активно действовала программа поддержки регионального национального компонента. Теперь эту программу потихоньку спускают на тормозах. В некоторых школах перестали вести краеведение как обязательный предмет. Представляете? Вместо него вводят религиоведение. А все потому, что нет жесткого контроля за тем, как изучается история родного края в образовательных учреждениях. О каком же патриотизме может идти речь?

Мы на кафедре отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета несколько лет работаем над трудом «Красноярье. Пять веков истории». Первые издания этого научного пособия по изучению истории региона выпускались исключительно за счет издательства «Платина». Последняя книга вышла очень маленьким тиражом. Просто потому, что она не востребована: школы не покупают, педагоги мало интересуются собранным в ней материалом. А ведь даже в капле воды отражается солнце. И в каждой локальной истории даже самой маленькой деревеньки — история России. И забывать о краеведении просто недопустимо.

Досье «ВК»

Геннадий Быконя, доктор исторических наук, профессор КГПУ

Родился в деревне Малая Камарчага Манского района. После 10-го класса работал школьным лаборантом в кабинете физики. В 1963 году окончил Красноярский государственный педагогический институт. Работал в Абанской школе, затем стал директором вечерней Абанской школы рабочей молодежи. С 1966 года — сотрудник КГПУ. Докторскую диссертацию защитил в 2002 году. Основной круг исследований связан с периодом феодализма: историко-демографические проблемы, народонаселение, география расселения, хозяйственная жизнь и т. д.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

Население Сибири очень разное - кто-то представляет коренные народы, а кто-то «понаехал». Но для остальной России мы все - сибиряки со своим «сибирским» характером. Действительно ли жители Сибири имеют что-то общее и что именно отличает их от остальных россиян?

Зима только подобралась к своей календарной середине, а уже кажется, что она длится вечно. И это ощущение недалеко от истины - например, в Новосибирске снежный покров установился еще в начале октября. Но местных жителей не пугают ни рекордные снегопады, ни морозы за минус 40. Да, неприятно, но не катастрофа.

Но стоит начаться чему-то подобному в центральной части России, особенно в Москве, как об этом начинают рассказывать центральные телеканалы, интернет становится полон сюжетов о страдающих от лютого холода москвичах. Такая ситуация приключилась совсем недавно - 8 января в Москве термометры показали минус 29,9 градуса. В интернете тут же появились статьи, посвящённые этому «событию», и фотоленты с мужественно страдающими от мороза обитателями столицы. Неужто там собрались одни неженки, а сибиряки действительно те самые люди с крепким здоровьем и суровым характером?

Истоки стереотипов о сибиряках

«Это русско-японская война, Первая мировая и Великая отечественная. Помните у Твардовского - "родимый край лихих сибирских трём войнам памятных полков"?» - уточнил профессор. По его словам, стереотип и даже элемент мифологии о том, что сибиряки спасли Москву и внесли большой вклад в победу, стал своеобразным кирпичиком в представлении о сибиряках как если и не о суперэтносе, то как о наиболее достойной части русского этноса.

Шиловский признал, что дух авантюризма у прибывающих в Сибирь в известной степени присутствовал. Бытовало мнение, что Сибирь - край, где очень много земли и мало начальников, и это даёт возможность «проявить себя во всей красе». Но нельзя сказать, что за Урал ехали только из соображений «найти райскую землицу». В европейской России зачастую считали, что Сибирь является своеобразным цивилизационным тупиком.

Также учёный напомнил, что в конце XIX – начале XX веков сибирские областники Григорий Потанин, Николай Ядринцев и другие рассматривали Сибирь как политическую и экономическую колонию России и считали, что здесь сформировался новый тип русского народа - сибиряки. Они полагали, что сибиряки отличаются от живущих в европейской России даже по антропологическим характеристикам и особенно по психоментальным качествам. Сибиряков сравнивали с первопроходцами, которые осваивали Северную Америку.

Мифы о крепком здоровье

Распространённое мнение о крепком здоровье сибиряков является мифом, считает врач-инфекционист Пётр Гладкий. «С ноября и до апреля у нас высокий уровень простудных заболеваний (ОРЗ и гриппа). Значит, здоровье сибиряков в целом не такое крепкое», - объяснил он.

Напротив, суровость сибирского климата отрицательно влияет на здоровье. Длинные ночи зимой и короткие ночи летом приводят к недосыпанию, а частое и продолжительное пребывание на холоде может привести к обострению хронических болезней (дыхательных путей, сосудов, суставов), обморожениям кожи лица и рук. Для здоровья полезнее жить там, где климат и продолжительность светового дня оптимальны, и Сибирь, разумеется, сюда не относится.

Гладкий также оправдал морозобоязнь «европейских» россиян - по его словам, в отсутствии ветра 30-градусный мороз воспринимается здесь легче, чем минус 10 в Москве или Петербурге.

Дикий Запад по-сибирски

Для всей России людям свойственна неукоренённость, и особенно она проявляется в Сибири, сказал психотерапевт Александр Буцких. Потрясения первой половины XX века с массовыми перемещениями людей привели к тому, что мало кто знает что-то о своих близких предках. Максимум, о чём могут вспомнить многие сибиряки - что «бабушка родом откуда-то с юга России». «Тогда было принято скрывать свои семейные истории от детей, чтобы не проболтались, и поэтому здесь бывают вообще полные провалы», - пояснил специалист.«Не страна, а кусок льда»: как Сибирь видят в Голливуде

Ещё одной отличительной стороной сибиряков Буцких назвал «достаточно интимные» отношения с преступностью. Под этим понимается не преступный менталитет, а некая осведомлённость в каких-то преступных явлениях и понятиях. В Сибири находятся места лишения свободы, куда в разное время ссылали преступников, и многие, освободившись, оставались здесь и обзаводились семьями.

Впрочем, Буцких видит в этом даже положительные стороны - внедрение криминальных нравов в жизнь привело к тому, что в Сибири люди куда сдержаннее и меньше ругаются матом, чем европейцы.

«Украинские граждане, москвичи, даже питерцы легко переходят на мат. Не знаю, когда это у них распространилось, но факт - там это считается нормальным. А в Сибири - попробуй кого-то обматери», - поделился наблюдениями психотерапевт.

Среди сибиряков когда-то сложился уклад, который можно сравнить если и не с Диким Западом, то со Штатами, когда у каждого было оружие и потому стоило вести себя корректно. Постепенно люди начинали быть корректными уже просто потому, что так сложилась местная культура.

«От Волги до Енисея»

Огромное влияние на ментальность сибиряков оказывает природа. Сибирский федеральный округ значительно больше Евросоюза, и это без учёта громадных Якутии и Тюменской области, которые географически также можно отнести к Сибири. Совсем небольшая по местным меркам Новосибирская область может вместить в себя семь Тульских областей, а Красноярский край больше Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании вместе взятых.

Безграничные просторы накладывают свой отпечаток на размытость в пространстве - человек не ощущает себя центром мира, как на Украине, где одна деревня плавно переходит в другую. По словам Буцких, в Сибири человек представляется песчинкой, но одновременно он эти расстояния покоряет. Для новосибирца ничего не стоит преодолеть 200 километров, чтобы погулять в Томске, или отправиться на выходные в Красноярск.

Суровый климат научил сибиряков быть сдержанными и не размениваться по мелочам. Люди экономят свою энергию на более серьёзные дела, умеют отличать главное от второстепенного. У сибиряков нет вальяжности, присущей южанам - природа приучила их «готовить сани летом». В Сибири даже в 40-градусные морозы жизнь идёт в обычном русле, и здесь это для всех - норма.

Расстояния и климат делают жителей Сибири более отзывчивыми. Люди всегда проникаются чужой проблемой, и чем суровее условия, тем они сплочённее. «Наверное, это создаёт у нас особую атмосферу, которую мы не чувствуем, потому что она для нас привычна. А иностранцы приезжают и говорят - как у вас классно. Один мой знакомый англичанин, живущий здесь уже лет восемь, говорит, что если бы англичане знали, насколько здесь хорошо, они бы все сюда переехали», - рассказал Буцких.

Московский взгляд

Сейчас Сибирь является органичной частью большого мира, и подчас сибиряки добиваются большего, чем жители других регионов. И если у остальных жителей России остаются какие-то стереотипы о сибиряках, то они носят необязательный характер.Сибиряки с иронией встретили аномальные морозы. ФОТО

Как говорят земляки, работающие в Москве, там слишком много приезжих, чтобы сибиряков как-то особенно отличали. Общие мнения среди москвичей таковы, что жители Сибири очень морозостойкие, крепкие, независимые, закалённые и физически, и морально, что в них больше «сути России» и что они недолюбливают москвичей, перечислила уроженка Северобайкальска Катерина Татарникова.

Ещё один представитель сибирского «десанта» новосибирец Сергей Коваленко вспомнил об искреннем удивлении его московских коллег тому, что он не летает домой на выходных. Они не представляли, насколько это долго и дорого. Интернет также пестрит форумами с сообщениями питерцев и москвичей о том, что «людей добрее и лучше сибиряков мы не встречали».

Александр Буцких отметил, что постепенно у Сибири создался образ, далёкий от дикого края. Благодаря местным академогородкам и закрытым городам регион даже обзавёлся репутацией технократического места. Тем более что европейская часть России - это не только Москва и Петербург, но и множество мелких провинциальных городов вроде Вологды или Пскова. А если кто-то из столичных и продолжает думать о Сибири как о крае водки, медведей и балалаек, то это делается скорее ради самоутверждения.

МЕНТАЛЬНОСТЬ СИБИРЯКОВ

Процесс освоения Сибири в российской истории являлся комплексом взаимосвязанных изменений. Они включали в себя: а) преобразование «дикой» природы, преодоление воздействующих факторов экстремального климата; б) формирование условий «выживания», включающих одежду, жилище, пищу; в) хозяйственную и психологическую адаптацию человека, становление новых традиций; г) формирование нового сознания у представителей старожильческого сообщества.

Мы отметили, что итогом данных процессов стало формирова­ние сибирского старожильческого субэтноса. В 1860-х гг. литератор и этнограф Н.С. Щукин писал: «Опытный глаз сразуотличит сибиряка от русского». Данное высказывание касалось оценки не только внешнего образа, но и стереотипов поведения старожилов, отличительного образа жизни.

Образ жизни - это способ или характер жизнедеятельности личности, социальной группы или всего общества, обусловленной их собственной этнической природой, естественно-геогра­фи­ческими, экономическими и общественными условиями их жизни.

Образ жизни старожилов сформировался в процессе приспособления к суровым природно-климатическим и ландшафтным условиям, этнокультурному окружению местных народов. Новые правила жизни, нормы социальных отношений, обряды, праздники становились традицией; с каждым десятилетием образ жизни сибиряков более и более отличался от великорусского. В каждом новом поколении воспроизводились адаптированная культура и система ценностей мира старожилов. Процесс социализации проходил под руководством пожилых людей - носителей знаний, традиций и опыта предков.

В самосознании русских людей в Сибири постепенно изменилось отношение к понятиям «малая родина», «Русь-Россия», «российские люди».

Этноним (имя этноса) «русские» специфичен содержанием: «Русские принадлежат Руси, относятся к ней, … производны от Руси», - отмечает историк И.В. Кондаков. Данные глубинные установки в славяно-русском сознании говорят о принадлежности этноса к земле (русь -ский человек). Россия - это прежде всего русская земля. «Мать-сыра земля» для россиянина была высшим судьей, кормилицей, «родительницей» народа.

В связи с перемещением части этноса в Сибирь потомки их во втором-четвертом поколениях «землей-матушкой» считали свою новую «малую родину». Поэтому термин «сибиряк» в этнониме нового субэтноса отражал и степень принадлежности к сибирской земле и, одновременно, степень приспособления к сибирским факторам. Когда сибиряки называли прибывших из-за Урала, из «Рассеи» «российскими людьми», то оценивали их с позиций принадлежности России, а не Сибири. Первым красноярцам «более всего были присущи мужество, стойкость, развитое чувство товарищества и собственного достоинства, непокорность, несдержанность в гневе, легкое отношение к имуществу, свободное отношение к женщине», - отмечает красноярский историк Г.Ф. Быконя. Несомненно, это конкретный результат материальной, социальной и психологической адаптации.

Центральным компонентом этнического характера является менталитет. Он определяет «национальный» способ миропонимания и способов действий в окружающей среде.

Ментальность - это совокупность наиболее устойчивых представлений и стереотипов, исторически сложившихся у социальных субъектов под влиянием различных факторов и проявляющихся в виде особого способа мироощущения и мировосприятия, влияющего на его образ жизни и поведение.

Центральным компонентом ментальности людей является модель мира как комплекс традиций. В данном случае это традиции, адаптированные к сибирским условиям в ходе «освоения» края. Модель мира в сознании человека предоставляет возможность определить себя в мире и дать ему образ такой окружающей среды, в которой он мог бы свободно действовать. Процесс адаптации вырабатывал способности гибкой ориентации в любой ситуации. Традиции модели мира определяли значимые цели, которые фор­ми­ровали установки стереотипов поведения.

В системе ценностей ментальной модели мира в сознании старожильческого населения Приенисейского края одной из важнейших была ценность свободы. «Сибиряки склонны жить без излишнего вмешательства властей и закона… они порицают те нововведения…, что ограничивают свободы…», - отмечал историк А.П. Щапов. Князь П.Д. Горчаков, генерал-губернатор Сибири, писал: «Здешние поселяне, взросшие в полной независимости , мало знакомы с нуждой».

Важное место в ценностной картине мира занимала самооценка личности. Осознание себя полноправным членом сообщества предполагало наличие комплекса прав и обязанностей. Свидетельством высочайшего чувства достоинства и последовательной борьбы старожила за свои права служит «Дело о незаконном лишении прав крестьянина Алексея Степанова Коробейникова». Суть дела в том, что сельский сход с. Абаканского Абаканской волости лишил его в октябре 1887 г. права голоса на сходе сроком на три года «за распространение своим односельчанам клеветы на волостное начальство». А.С. Коробейников не смирился с тем, что его «устранили от всякого участия в общественных делах и совещаниях и нанесли безвинное оскорбление».

Он обратился с жалобой к Енисейскому губернатору, но из-за негативной характеристики волостного правления получил отказ. Тогда абаканский крестьянин написал обстоятельную жалобу в Санкт-Петербург, в Правительствующий Сенат: «Во всех делах, полезных обществу, волостное правление прибегало ко мне как к полезному члену своему, а не к таковому вредному, как охарактеризован я в приговоре по инициативе бывшего волостного старшины, …который смотрел на подобных мне людей, охраняющих общественный интерес, как на камень при достижении своих эгоистических целей».

14 июля 1889 г. Правительствующий Сенат «постановляет решение Енисейского Губернского Совета отменить», виновных строго наказать и «считает подобную практику …недопустимой».

В выраженном чувстве собственного достоинства в ментальности старожила нами выявлена двойственная позиция. Во-первых, современники ХVIII – ХIХ вв. отмечают выраженную негативную реакцию на малейшее покушение на достоинство личности, многочисленные судебные разбирательства «за обиды, оскорбления».

Н.М. Ядринцев свидетельствовал: «Сибирский крестьянин… ведет себя непринужденно и развязно, …чувствует себя равноправным, он смело входит в комнату, подает вам руку, садится с вами за стол…». Рапорты сельских старшин непременно завершались выражением, отнюдь не являвшимся формальным: «… о чем волостному правлению честьимею донести». «Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими».



Одновременно наблюдается странная позиция «униженности, угодливости, стремления откупиться». Постоянная настороженность к «чужим», стремление не допустить другого человека за некую черту сформировали в качестве защитных мер те, о которых идет речь. При этом унижение, хитрость перед «чужими» не считались у старожилов зазорными. В словаре сибирского говора первой половины ХIХ в. слово «ум» означает «хитрость». Отсюда обмануть, схитрить - значит спастись от «зла».

Н.Д. Фонвизина за долгие годы проживания в Сибири сумела выделить характерные черты в ментальности старожилов. Сибиряк «ласков, добродушен, большой хлебосол, но не клади ему палец в рот - он без намерения, но откусит. Сибирское основное свойство: недоверчивость и осторожность, чтобы не дасться в обман и, если можно, самому обмануть. Быть обманутым считается за стыд. Сибирская скромность, по-моему, - скрытость»; «Сибиряки весьма просмешливы. Все, что не согласно их умонастроению, понятиям, они непременно просмеивают. В сибирском обществе в высшей степени господствуют сплетни».

Постоянное соперничество в ведении домохозяйства, землепашестве, в достижении уровня жизни, в повседневном поведении было довольно близко характеру граждан США, что отмечали в записках декабристы. «Каждый живет особняком», коллективное начало «мало развито», в борьбе за выживание в условиях соревнования-соперничества в старожилах вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях», - писали о сибиряках в XIX в. Сибиряк постоянно стремился выглядеть в глазах односельчан, окружающих радушным и хлебосольным хозяином, сострадающим «сирому и убогому». Отмечалось, что «нигде в России так не подают нищим, как в Сибири».

«Сибиряки… народ человеколюбивый и снисходительный, за всем тем, что они окруженные ссыльно-преступными. Нравы здешних жителей кротки, благонравны и гостеприимны: они каждого приезжающего принимают ласково, рады разделить с ними, что имеют последнее, и ладе кто из гостей в знак благодарности за такой прием будет благодарить деньгами, то сам навлечет хозяину на себя неудовольство, а деньги не примутся»[†] .

Наряду с милосердием, при выраженной соревновательности, элемент «демонстрирования» высокой нравственности играл немаловажную роль. Высокий уровень нравственности в общине зависел от уровня нравственности ее членов. «Мы избегаем порочных людей, так как лица эти полезными обществу быть не могут», - записали в своем приговоре старожилы Анциферовской волости Канского уезда. В сибирском афоризме: «Что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи» - мы видим философское осмысление нравственных качеств личности, взаимосвязи материального и духовного в миропорядке старожильческого населения. Таким образом, в сознании сибиряка имелись установки действий, направленные на формирование способности старожила создавать свой «чистый мир». В понятия «нравственность», «честь», «достоинство» сибирский старожил вкладывал и честность: «Обманешь в игле, не поверишь и в рубле», «Честь чести и на слово верит».

Наряду со свободой, личными качествами человека важнейшее место в картине мира занимал свободный труд: «Мужику больше о чем думать, как не о пашне…, о работе. Да за добрые труды быть словутными», - подчеркивал А.П. Щапов. Жизненную необходимость напряженного труда в страдную пору выделял этнограф А.А. Макаренко: «Рабочий день сибирских крестьян продолжается от зари до зари… около 16 – 18 часов в сутки, при кратковременном отдыхе…». Труд становился в сознании и мерой оценки «пра­вед­ного человека», имеющего пашню, домохозяйство. «Мертвый не без могилы, а живой не без подворья», - говорили сибиряки.

Собственность, в понимании старожила, предназначена приносить доход. Это определяло рыночный характер мышления и установок поведения сибиряка. Крестьянин-середняк с. Курагино Минусинского уезда Ф.Ф. Девятов подсчитал в 1870-х гг., что в среднем по волости при имеющихся 12 десятинах пашни на рынок идет урожай с 3 десятин ржи, 1 десятины овса, 1 десятины пшеницы.

Приоритеты личной и общественной собственности распределялись чаще всего в пользу прав личности при возникновении спорных ситуаций. В 1889 г. крестьянину И.Е.Е. из д. Заимской в результате неточного наделения землей «была нанесена обида». Он подал иск в волостной суд на сельское общество (!) ввиду того, что его «обделили на 1/8 десятины. Ответчик (сельское общество) признал ошибку и просил суд вынести решение: «В будущем 1890 году выдать истцу земли в удвоенном количестве, то есть не 1/8, а 1/4 десятины» в знак «признания вины общества».

Рациональное крестьянское сознание расчетливо и скрупулезно учитывало и меру вложенного труда, и прибыль от аренды земли.

Так, истец М.П. из д. Пашенной Пинчугской волости Енисейского округа заявил в волостном суде, что «Н.Т. от него взял в арендное содержание расчищенную пахотную землю без срока с платою за землю 1 пуда хлеба, но не подтверждает этого обязательства». Суд решил «возвратить землю истцу, который обязан получить от ответчика 1 пуд хлеба и отдать обратно за удобрение той земли ответчиком».

Традиционное российское неприятие «стяжательства», «скопидомства», богатства в ментальной картине мира изменило свою полярность. Бытовавшее в этническом сознании отрицательное отношение к зажиточности меняется; богатство становится мерой «угодности Богу». Соответственно, в картине мира богатым представал тот, кто «сытой мужик, полномочный, живет словутно» (достойно); середняк, «средней руки крестьянин», тот, кто «можно живет, ладно, сытно и словутно». Положительная оценка зажиточности - «живет словутно» - отражала ментальную оценку основной массы старожильческого населения. Подобное место зажиточности в картине мира сибиряков еще в начале ХIХ в. определил губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов, писавший, что хозяйства, в которых «до трех лошадей, - относят здесь к бедноте».

Стремление к зажиточности большинством современников часто воспринималось как негативная привычка сибиряка к «корысти, приобретению, наживе». Историк Л.М. Сабурова приводит высказывание ангарского старожила: «Я доможирничал, на прииска не ходил». Слово «жир» в словаре приенисейских сибиряков означало «довольство, богатство». «Жировать» - значить жить в довольстве, зажиточно. В данном случае «доможирничал» - приобретал высокие доходы своим хозяйством (домом) и, соответственно, жил в довольствии.

«Скуп, да в сале пуп!». В данной поговорке под понятием «скупость» скрывается слово «бережливость». Скупость не порицаемое качество, это залог зажиточности, не жадность. Жадного человека называли иным словом - «жила», «жилистый». Представления старожилов и переселенцев из Европейской России оказались в противоречии, поэтому вполне естественным выглядит диалог, отражающий взаимное непонимание целей жизни: «К чему ты, братан, бездну копил? Ведь ты своей скупостью дьявола смешишь!» - говорит поселенец. «Я придерживаюсь батюшкиной пословицы, которую в старину баил: «Скупость не глупость, жив и так», - отвечал старожил. Совершенно справедливо высказывание сибирского историка Е.А. Ерохиной о том, что «богатство, созданное преобразовательным трудом, - один из самых важных атрибутов социального престижа» русских крестьян-старожилов.

Отказавшись от «великорусского авось», сибиряк выполнял любое дело аккуратно, добротно, просчитывал результат. Во всем старался обеспечить «запас, на всякий случай». Старожилов отличали качества упорства, настойчивости, твердости духа и смелости, предприимчивости при одновременной диковатости, угрюмости, грубоватости. «На многие поступки, принципы и правила сибиряк смотрит гораздо свободнее, вольнее, смелее. Они жаждут новых впечатлений при монотонной замкнутости жизни. Часто можно видеть, как сибиряк, самый необразованный, расспрашивает о происхождении дождя, грома, землетрясения», - писал А.П. Щапов. Он отмечал, что мотивом познания для сибиряка часто выступало любопытство, стремление узнать все о непонятном объекте или явлении - «смелая пытливая любознательность».

Данное качество имело немаловажное значение в доскональном изучении окружающего мира в целях самосохранения в процессе адаптации. О рациональной организации и уме сибиряков высказывались декабристы, когда «заставали мирские сходки и удивлялись и радовались расторопному и умному ходу дел, ясному и простому изложению мнений умных мужиков». Рациональное сознание сибиряка формировало установки выдержки, спокойствия. В старожильческом «обществе» приветствовались «сурьезный человек», строгий (по-сибирски «свирепый») внешний вид, спокойная речь, осуждались эмоциональная невыдержанность, быстрая речь («тараторка»), легкомысленная («взъендывающая») походка. Однако употребительным было слово не «идти», а «бежать» («Куда бежишь?», «Сбегай на пашню, посмотри…»).

Во второй половине ХIХ в. публицист С. Турбин отмечал: «Если великоросский крестьянин шумит, ругается, сердце сорвет... протестуя, то сибиряк несравненно последовательнее. Сибиряк - разве что плюнет. Зная очень хорошо, что плетью обуха не перешибешь, он и не пытается...». «Рассудок сибиряка преобладает над чувствами. Сибиряк надеется более на себя, нежели на Бога», - отмечали современники.

Старожилов отличало рациональное мышление: они мыслили расчетливыми категориями, были практичны. Будучи прекрасным знатоком сибирского фольклора, этнограф А. Ровинский выделил в пословицах глубокий назидательный смысл. Например, говоря «не мылися, бриться не будешь», сибиряк прямо намекает: «Не рассчитывай никогда на чужое».

Ради хозяйственной целесообразности жертвовали даже верой. Так, в 1858 г. Тобольской духовной консисторией рассматривалось дело «О пагубной привычке сельского населения Енисейской губернии работать в воскресные и праздничные дни». Основой сознания старожилов являлась опора на заветы и традиции предков. «Сибирский крестьянин набожен, но эта набожность особого свойства. Она в уважении обрядов, традиций нашей крестьянской истории. Чем древнее, тем подлиннее, тем истиннее», - писал крестьянин Т. Бондарев.

Сибирский характер проявлялся в труде, в быту, культуре, в периоды военных испытаний, когда сибиряки показывали себя прекрасными воинами, проявляли твердость духа в экстремальных ситуациях.

О СИБИРСКОМ ХАРАКТЕРЕ

Смелость, сметливость, повадка

Рыскать по стране;

Чистоплотность, ум, приглядка

К новой стороне;

Горделивость, мысли здравость,

Юмор, жажда прав,

Добродушная лукавость,

Развеселый нрав;

Политичность дипломата

В речи при чужом,

Откровенность, вольность брата

С истым земляком;

Страсть отпетая к природе –

От степей и гор,

Дух, стремящийся к свободе,

Любящий простор;

Поиск дела, жажда света,

Юной жизни кровь,

Без предела и завета

К Родине любовь;

Страсть отстаивать родное,

Знать, за что? Да как?

Стойкость, сердце золотое -

Вот наш сибиряк!

Сибирский поэт И.Ф. Федоров-Омулевский (1836 – 1883 гг.)

Императрица Екатерина Великая: «Сибиряки более смуглы лицом, невысоки ростом. Заслуживает замечания факт, что сибирское население не отличается фанатичной привязанностью к бороде, какую обнаруживает великоросский народ. Здесь несколько своеобразная народность, непохожая во всей полноте на родоначальную славянскую расу. Сибиряки отличаются душевными особенностями: они умны, любознательны, предприимчивы».

Н.М. Ядринцев: «Население приобрело известную крепость, выработало сметку, находчивость, способности Робинзона и стремление к самопомощи. Жизнь среди природы воспитала решимость, отвагу, и … дала долю самоуверенности».

О планировании результатов урожая: Когда «возникла конфликтная ситуация - в 1889 г. в с. Рыбном Богучанской волости лошади А.Ф. потравили хлеб В.П.», хозяин потребовал компенсации из расчета «на ¾ дес. пашни в умолоте 12 пудов по общей оценке 7 руб. 20 коп. за потравленный хлеб. Во время судебного заседания ответчик А.Ф. произвел собственные расчеты и признал справедливым расчеты В.П.».

Об оценке нанесенного ущерба крестьянскому хозяйству: «Истец из д. Кежемской Пинчугской волости Е.К.Р. жаловался в суд, что 11 собак задавили 3-х его овец. Оказалось, что владельцами данных одиннадцати собак были семь крестьян этой же деревни. Выборный волостной суд, оценив ущерб в 6 руб., решил взыскать с ответчиков по 54 ½ коп. с каждой собаки: соответственно - 1,09 руб., 1,09 руб., 1,09 руб, 54,5 коп, 54,5 коп, 1.09 руб, 54,5 коп.».

О рациональном сознании крестьян: «У Якова Понфилова потерялась кобыла - шерстью рыжая, грива на обе стороны, правое ухо пнем, левое порото, на левом боку белое пятно, лет 4-х».

О милосердии : «В 1890-х гг. в доме крестьянина с. Нахвальского Сухобузимской волости Фирса Григорьевича Зырянова много лет жил из милости ссыльный Галайко - 92-х лет, к труду неспособный».

Н. Пестов: «Сибиряки всегда удаляются ссор,… весьма редко впадают в преступления. Они весьма телосложением статны, видны, крепки, в лице всегдашний румянец, сие пописать должно тому, что они ведут жизнь спокойную и в совершенном довольствии. Хотя сибиряк имеет происхождение от России, но здешний крестьянин великую имеет разницу: он говорит весьма чисто, основательно и учтиво; носит одеяние смотря по состоянию опрятно».

А.П. Щапов: «Сибиряк по большей части прост. У него преобладает наклонность к материалистическому умствованию. Оттого он менее религиозен, чем российский человек. Ум, по его понятию, есть главным образом «хитрость», «смышленость» в приобретении, в наживе; умственный человек на языке сибиряков значит расчетливый».

В советское время жители Сибири ощущали себя частью великого СССР и считали себя советскими людьми. После распада Советского Союза, «парада суверенитетов» и всплеска этнической идентичности в обществе вновь начали обсуждаться идеи даже не столько отделения Сибири, сколько объединения Сибири в рамках какой-то республики или иного государственного образования.

Эти идеи возникли не на пустом месте. На рубеже 1990–2000 годов Россия столкнулась с геополитическими угрозами разрушения ее целостности. В связи с этим особую актуальность приобрели вопросы региональной политики и региональной идентичности. Кроме того, сыграли свою роль и нормальные явления человеческой психики. После многолетнего периода «совковости» и «усреднения», когда не принято было выделяться из общей толпы, на фоне ускорившихся процессов урбанизации, глобализации и унификации появилась возможность проявить свою «инаковость», своеобразный «культурный парадокс».

Не последнюю роль в формировании «сибирской идентичности» играло и по-прежнему играет возмущение сибиряков отношением к своему региону как к сырьевому придатку. Большинство сибиряков разделяют следующее мнение: «нашу нефть, газ, лес, алмазы, даже мясо и молоко - все в Москву. А нам что за это? Мы живем все хуже и хуже…». Вместе с тем нельзя не признать, что региональная сибирская идентичность выражается прежде всего в позитивном отношении к своей малой родине, той земле, на которой человек родился и проживает. И трудится на ее благо. В этой позиции, как ни крути, все-таки больше конструктива.

Всегда «другая Россия»

Довольно часто можно услышать точку зрения, согласно которой Сибирь - это «иная, другая Россия». На протяжении нескольких веков она не только пугала своей отдаленностью, неизвестностью, каторгой и ссылкой, но и манила своими природными богатствами, романтикой свободы и обширными пространствами. Сибирь была тем местом, где открывались более широкие возможности для самореализации. Для декабристов, а затем и ссыльных народников Сибирь с ее населением, не знавшим крепостного права, считалась поначалу землей обетованной, где они могли обрести статус свободного русского, обладавшего в полной мере «землей» и «волей». В этом можно усмотреть начало формирования колонизационного проекта «обрусения» Сибири, в котором реальность причудливо сочеталась с романтической эстетикой, народническими социальными идеалами и даже консервативными национальными проектами «единой и неделимой» страны.

Впервые в отечественной политике попытка обосновать региональную специ­фику была предпринята сибирскими областниками, развивавшими концепцию Сибири как особой области с присущими ей географическими, этнокультурными и политическими особенностями, а также специфическим региональным самосознанием. Уже к середине XIX века местные идеологи озаботились поиском сибирской идентичности. Становлению «сибирства» по мере роста населения способствовали отделенность Сибири от европейской части России и природно-климатические условия, определенная свобода в жизнедеятельности пришлого населения и аборигенов, демократизм, относительно мирное сосуществование коренных народов и выходцев из России.

В последние десятилетия, несмотря на глобализацию и распространение общемировых стандартов жизни и труда, сибирская региональная идентичность нисколько не отмирает. Напротив, ее значение только растет (см. график 1). Если в середине 1980-х «сибиряками» называли себя лишь 15% опрошенных, то сегодня - около 75%.

Запутались с самоопределением

Этот факт, согласно которому многие жители региона определяет себя «сибиряками», автоматически порождает следующий вопрос: какие именно черты отличают сибиряков от других жителей России? Здесь необходимо сделать важную оговорку. Дело в том, что Сибирь является своеобразной моделью, в которой представлены все основные социокультурные составляющие современной России. Известно, что одной из характерных особенностей российского социума с самого начала его существования была чрезвычайная полиэтническая мозаичность. Еще в большей мере это относится к Сибири.

Исторически складывалось так, что в формировании населения этого региона приняли участие выходцы из губерний Европейской России и Урала, различные по своему социальному, конфессиональному и этническому составу. С середины ХХ века в Сибирь устремились новые переселенческие потоки, связанные с ее промышленным освоением, разработкой нефтяных и газовых месторождений, целинных и залежных земель. После распада Советского Союза этническая мозаичность возросла за счет мигрантов не только из бывших советских республик, но и различных стран дальнего зарубежья. Поэтому современное население Сибири характеризуется особой неоднородностью. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, здесь зафиксированы представители более 200 различных национальностей, среди которых подавляющее большинство приходится на русских.

Кроме того, существенную проблему составляет и определение главного критерия, по которому можно определить ту или иную этническую принадлежность. Обычно, как известно, в этой роли выступает язык. Но в современном мире наблюдается рост двуязычия, поэтому языковая и этническая принадлежности не всегда совпадают. Человек, считающий себя русским, может слабо знать русский язык. И наоборот, респондент определяет себя казахом, немцем или татарином, но в качестве родного языка называет русский. А в сибирской лексике все и того сложнее ― здесь имеются заимствования из селькупского, кетского, эвенкийского, эвенского, нанайского, юкагирского, чукотского, корякского, ительменского, хакасского, якутского, тувинского, алтайского, бурятского, монгольского, ненецкого, хантыйского и мансийского, прибалтий­ско-финских языков, а также саамского, татарского, турецкого, крымско-татар­ского, пермских.

Поскольку сибирский регион относится к зонам активных межэтнических контактов, у многих респондентов начиная с 1990-х годов стали возникать определенные трудности при определении своей этнической идентичности: «не знаю, кто я, родители разной национальности», «трудно сказать, много в нас разной крови намешано» и другое. Среди вариантов ответов все чаще встречается смешанная идентичность: «метис», «полурусок», «полукровка», «смешанная русско-украинско-белорусско-финская», «русская с немецкой помесью», «русский, но по крови ― белорус», «русский татарин», «русская хохлушка», «русский немец», «православный потомок Чингис-хана» и так далее.

Сегодня не существует единого мнения по поводу самого термина «сибиряки», несущего различную смысловую нагрузку. Учитывая данные исторических, этнографических и лингвистических источников, мы выделили пять основных подходов к определению понятия «сибиряки». Первый: сибиряки ― это все люди, проживающие на территории Сибири. Второй: сибиряки - это люди, родившиеся и долго живущие в Сибири. Третий: сибиряки ― это люди, живущие в суровых климатических условиях, на Севере. Четвертый: сибиряки ― это особый тип людей, обладающих сибирским характером (здоровые, сильные, выносливые, гостеприимные, добрые, трудолюбивые, демократичные, толерантные, с хорошими адаптационными способностями, любящие мороз и зиму). И наконец, пятый: сибиряки ― это «винегрет народов», «смешанный этнос», сложившийся на основе русских, с вкраплениями различных этнических черт. Эти пять подходов довольно четко прослеживаются как в ответах жителей Сибири, так и при опросах представителей других регионов страны.

Кроме того, на вопрос «Есть ли разница между русскими Европейской России и русскими Сибири?» около 83% респондентов отвечают утвердительно. Различия фиксируются прежде всего в само­сознании, менталитете, чертах характера и образе жизни. По мнению опрошенных, люди в Сибири добрее, доверчивее, демократичнее, искреннее и неприхотливее. Считается, что в Европейской России люди избалованы благами цивилизации, они более мягкие и капризные, подвержены влиянию западных стран, часто самодовольные, бессердечные, подлые, продажные и жадные (очевидно, что под европейцами в данном случае чаще всего подразумеваются москвичи). Обращалось внимание на то, что у жителей европейской части страны часто встречается пренебрежительное отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и к сибирякам (как людям грубым, необразованным и некультурным). Наиболее часто из бытующих о Сибири представлений встречаются следующие: «в Сибири всегда холодно», «там медведи по улицам ходят», «нет транспорта, дорог, все ходят пешком или ездят на оленях». Интересно, что многие существующие стереотипы о Сибири не меняются на протяжении нескольких столетий.

В целом если сравнить данные наших исследований и иркутских социологов, и в Западной, и в Восточной Сибири в настоящее время фиксируется сибирская региональная идентичность, общие черты характера, ментальности, культуры. В некоторых случаях не относят себя к сибирякам люди, родившиеся или прожившие долгое время на Крайнем Севере или Дальнем Востоке (в их самоидентификации превалируют «северяне» и «дальне­восточники»). По-видимому, это связано также с известным делением не только на Западную и Восточную Сибирь, но и на Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, несовпадением административных и географических границ. По нашим данным, своеобразный «центр сибирства» находится на территории первоначального земледельческого освоения Сибири.

Холодно, но душевно

Какие же черты характера присущи сибирякам? Проанализировав более 7 тыс. собранных анкет, мы получили следующие результаты: доброта, доброжелательность; сила характера (духа), выносливость, мужественность, стойкость; трудолюбие; гостеприимство, радушие; отзывчивость и щедрость; честность, справедливость; толерантность (снисходительность), терпимость, патриотизм. Также среди характерных для сибиряков черт часто назывались: общительность и открытость, веселый нрав и хорошее чувство юмора, крепкое (сибирское) здо­ровье, богатырское телосложение, красота, спокойствие, уравновешенность, независимость, любвеобильность, доверчивость, неприхотливость, изобретательность, угрюмость. Хотя и бытует поговорка «Сибиряк - не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается», во многих ответах подчеркивалось, что сибиряки любят русскую зиму, не боятся мороза и холода. Кстати, именно холод, зима и вообще все, что связано с суровыми погодными условиями, и являются лидерами в ассоциативном ряду относительно слова «Сибирь» (см. график 2).

Мы также проанализировали анкеты, где упор делался на отрицательные характеристики сибиряков. Оказалось, что чаще всего они принадлежат переселенцам русской национальности, прибывшим в Сибирь из других республик бывшего Советского Союза. Прожив длительный период времени на территории Казахстана, Киргизии или Узбекистана, они впитали ментальность местного населения и в Сибири чувствуют себя чужаками. Зачастую недоумевают по поводу нескладывающихся с сибиряками дружественных отношений. «Почему они, сибиряки, лучше дружат с местными народами, а к нам относятся хуже, за своих не считают, ведь мы тоже русские?» ― обычное мнение в этой группе. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что региональная идентичность для жителей Сибири часто является более значимой, чем этническая.

Вместе с тем показательно, что подавляющее большинство образов, возникающих со словом «Сибирь», являются позитивными. Некоторые респонденты отдельно отмечали, что «Сибирь не такая, как о ней думают на Западе, она гораздо лучше». Для сибирской идентичности в качестве основополагающих ценностей являются: историческая память (общая история, героические личности), экономические межрегиональные связи, особый менталитет и психологические особенности (сибирский характер), этническая и конфессиональная толерантность, заключающаяся в уважительном отношении к живущим рядом «иным» народам.

На пути к национальной идее

Не менее важным является и вопрос о том, насколько все указанные черты жителей Сибири способствуют развитию сибирского сепаратизма. Ведь на первый взгляд вполне логично предположить, что понимание собственного «особенного» положения повлечет за собой какие-то политические требования.

Действительно, в начале 1990-х годов нам стали встречаться первые варианты самоидентификации «сибиряк» в качестве национальной (этнической) принадлежности. Это позволило нам тогда сделать предположение о возможности перерастания этого топонима в этноним (самоназвание). Согласно свидетельствам переписчиков Всероссийской переписи населения 2010 года, среди вариантов национального самоопределения встречался «сибиряк». Неоднозначная реакция на эту ситуацию политиков, чиновников, ученых и широких кругов общественности является сегодня одной из самых обсуждаемых в «сибирском» Интернете. На одном из сайтов даже была организована акция «запишись сибиряком», которая призывала: «Друзья! Сибиряки! Согласно Конституции России национальность гражданина определяется не по паспорту, не по указанию правительства, а по самоидентификации человека… Сибиряк - это не место жительства, не штамп в паспорте. Сибиряк - это состояние души. Скажи громко, что ты Сибиряк!».

Однако отношение к этому факту в современном российском обществе неоднозначно: от чувства гордости за сформировавшееся и официально зафиксированное региональное само­сознание жителей сибирского региона до обвинения в национализме и сепаратизме.

В ходе наших исследований мы также сталкивались с такими утверждениями. Неоднократно автора обвиняли в том, что она конструирует новую националь­ность―«сибиряк». Но она лишь фиксирует те реальные изменения, которые происходят в современном сибирском сообществе. Главным здесь является самоопределение человека. И если он считает себя сибиряком, значит, так оно и есть. Как есть и реальные основания: общая история, территория проживания, язык, общесибирские черты в культуре и менталитете, знаменитый «сибирский характер». Не зря в народе в годы Великой Отечественной войны говорили: «Гуси спасли Рим, а сибиряки - Москву». При этом русская культура и русский язык (язык межнационального общения и государственного образования) служат своеобразным стержнем, вокруг которого формируются механизмы национального согласия.

Учитывая специфику России, где единство обеспечивается многообразием, можно сделать предположение о том, что устойчивая сибирская региональная идентичность может послужить свое­образным «мостом» для формирования общероссийской гражданской идентичности. Конечно, при желании, почву для сепаратизма можно найти везде. Но в перспективе это зависит от многих факторов. К тому же наша страна слишком непредсказуема. В лихие 1990-е автор присутствовала на встрече с представителями национально-культурных обществ, на которой тюменские татары предлагали омским татарам создать отдельную татарскую сибирскую республику. Тогда татары, проживающие на территории Омской области, в большинстве своем отказались, заявив: «Куда же мы без русских?».

Подготовил к публикации Сергей Чернышов

Лишь бы человек был хороший

Cибирь является зоной активных межэтнических контактов, обусловленных совместным проживанием, тесными хозяйственными, торговыми и культурными связями, межнациональными браками. Своеобразным показателем стабильности межэтнических отношений являются нацио-наль-но смешанные браки. Согласно данным архивов ЗАГС, в 1950-1970-е годы в отдельных регионах Западной Сибири межэтнические браки составляли от 38 до 73%. В 1970-1980-е количество таких браков стало сокращаться, и уже к началу ХХI века на их долю приходилось около 20% от всех заключенных браков. Данные наших этносоциологических исследований свидетельствуют о том, что в семьях 70% опрошенных русских имеются близкие родственники другой национальности, чаще всего — украинской, немецкой, татарской, казахской, белорусской, чувашской, польской, армянской, азербайджанской или башкирской. Также встречаются латыши, эстонцы, евреи, грузины, ингуши, молдаване, мордва, цыгане, узбеки, селькупы, ненцы, ханты, алтайцы, буряты, шорцы и многие другие. На вопрос: «За человека какой национальности Вы предпочли бы выдать замуж свою дочь?» более половины опрошенных в 1985-2011 годах жителей Сибири ответили: «Не имеет значения, лишь бы человек был хороший, да любили бы друг друга».