Анализ 1 действия бедность не порок. Что означает выражение "бедность не порок"? Проблемы, затронутые Островским

Любим Торцов – герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Любима Торцова стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу – Любим Торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве.

Промотавшийся брат богатого купца, Торцов ходит по городу «скоморохом» , по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею он «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник» , острее чувствуется одиночество Любима, душа которого «иззябла».

В поведении прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам» , в которых юродивые, «ругался миру» , обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Торцов когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет! » Он никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век» , сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно – к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества», – говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Торцова является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. Важнейшая черта его личности – сознание своего падения.

В образе Торцова Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла.

(4 оценок, среднее: 3.25 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Стихи поэта Роберта Бернса знают и поют уже более двух веков. Строки лучших его стихов стали лозунгами. Голосом Роберта Бернса...
  2. Пьеса Н. В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и...
  3. Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского - несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения «Клоп» и «Баня»,...
  4. Драма “Гроза” Островского как раз благодаря образу Катерины выделяется из множества его пьес. В драматургии очень сложно найти действительно “живого”...

Всем известно, что классика – это те произведения, которые, будучи созданы в разное время, преодолевают границы времени, и остаются значимыми навсегда. Лучшие произведения классической литературы с течением времени становятся еще более актуальными. Именно к таким произведениям можно отнести одну из ранних пьес А. Н. Островского «Бедность не порок». Внешне, казалось бы, это простая история о том, как отец-самодур захотел отдать свою дочь за богатого старика, но затем вовремя одумался и соединил жизнь Любови Гордеевны с любимым ею, но бедным приказчиком Митей. Однако серьезный анализ пьесы, а тем более просмотр спектакля наводят на более глубокие размышления.

Нам посчастливилось в Рождественский вечер 7 января посмотреть спектакль по этой пьесе в Государственном Академическом Малом театре в постановке замечательного режиссера Александра Коршунова. Следует сказать, что в этот прекрасный зимний вечер была особая атмосфера: начались святки, публика шла на этот традиционно святочный спектакль как на праздник. В зале был аншлаг. Малый театр остался одним из немногих коллективов подлинно реалистического искусства, оазисом русской культуры, русского духа. Островский всегда занимал в его репертуаре основное место. Недаром Малый театр также носит название Дом Островского.

Пьеса «Бедность не порок» имеет более чем 160-летнюю традицию в Малом театре. Роли в этом спектакле в разное время исполняли самые выдающиеся актеры: П. М. Садовский (друг Островского, которому он и посвятил эту пьесу), М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая, О. О. Садовская, Е. Д. Турчанинова, Н. К. Яковлев, В. Н. Рыжова, Т. П. Панкова. Новая постановка осуществлена А. Коршуновым в 2006 году. В спектакле бережно сохраняется язык и стиль Островского, и в то же время он является очень современным. Главной идеей спектакля, на наш взгляд, является столкновение двух цивилизаций – Русской и Западной (англо-саксонской).

Эту идею можно найти как в тексте пьесы, так и в талантливой игре актеров. Олицетворением русского мира является Пелагея Егоровна, жена богатого купца Гордея Карпыча Торцова. Эта роль талантливо исполнена актрисой Татьяной Лебедевой. Вокруг нее собираются близкие по духу люди: дочь Любовь Гордеевна, нянька Арина, бедный приказчик Митя, племянник Яша Гуслин, молодая вдова Анна Ивановна и другие.

Ключевыми словами Пелагеи Егоровны является фраза: «Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русский-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были». Именно здесь выражен менталитет русского народа: приверженность коренным основам своей культуры, жизнь в русле Традиции. Своеобразным ренегатом, поправшим родную культуру, является Гордей Карпыч Торцов. Мощно и ярко эта роль представлена в исполнении Дмитрия Кознова. Островский вскрывает для нас и причину духовного падения Гордея Карпыча. Как это часто бывает у талантливого драматурга, она скрыта даже в его имени – это гордость. Пелагея Егоровна объясняет Мите: «Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит!» Вследствие этой гордыни Гордей Карпыч, связавшись с фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым, живущим по стандартам Западной цивилизации, попирает родные устои. «И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» — такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Гордость, как это известно из православного вероучения, является «матерью всех грехов».

Есть в пьесе и еще один герой, который на сцене не появляется, действует косвенно, но существование его очень важно для понимания сути конфликта – это англичанин, директор фабрики, принадлежащей Африкану Савичу. Та же Пелагея Егоровна говорит: «Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином все пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да!» Таким образом выстраивается вся «порочная цепочка»: англичанин, пьянствуя с Африканом Савичем, прививает ему свои «ценности», а тот «отравляет» ими впавшего в гордость Гордея Карпыча. Помутнение разума доходит до того, что Гордей Карпыч решил отдать свою дочь замуж за старика Африкана Савича. На пороге этого страшного, греховного события заканчивается второе действие пьесы. Однако у зрителя уже есть доброе предчувствие – святочный спектакль не может закончиться плохо, какие-то добрые силы должны вмешаться и восстановить справедливость. Одной из таких добрых сил в спектакле является брат Гордея Карпыча – Любим Карпыч Торцов. Опять же в имени зашифровано его ключевое свойство – любовь к людям. Это своеобразный юродивый: пьяница, опустившийся на дно жизни, однако не утративший совесть и чувство справедливости. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его очей. Он вдруг начинает видеть ситуацию совсем другими глазами, понимает, что чуть не совершил тяжкий грех: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия». Только смирившись, утратив гордыню, вернувшись к коренным понятиям своей культуры, веры, он смог трезво оценить ситуацию. Не случайно первоначальным названием пьесы было «Гордым Бог противится» — по известному библейскому выражению. Вот почему Любим Карпыч является ключевой фигурой, и неизменно любим публикой. Исполняет эту роль сам режиссер – Александр Коршунов. В его игре много эмоциональной окраски, жизненной мудрости и юмора. Ставшая за полтора столетия хрестоматийной фраза «шире дорогу — Любим Торцов идет», произносимая артистом вызывает бурные аплодисменты в зале.

Следует отметить и других исполнителей. Это, прежде всего, Любовь Ещенко, играющая роль Любови Гордеевны. В ее исполнении этот образ лирический, нежный, но с твердым характером. Когда Митя предлагает ей бежать с ним под венец, не дожидаясь отцовского благословения, даже Пелагея Егоровна на минуту колеблется – не отпустить ли их? Но Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение – одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации.

Сергей Тезов исполняет роль Африкана Савича сдержанно, аскетично. Только по отдельным чертам можно догадаться, что у него внутри. Свои истинные чувства он скрывает под маской деловитости и напускной веселости.

Роль молодой вдовы Анны Ивановны исполняет яркая и самобытная Ирина Жерякова. Может быть, это лучшая исполнительница данной роли за всю историю (по крайней мере, если сравнивать с прежними постановками, которые зафиксированы на видео – и аудиопленку). Это широкая натура, которая не прочь от души повеселиться, однако глубоко сочувствующая переживаниям Любови Гордеевны. Это понятно не только из ее слов, но из взглядов, жестов, тембра голоса, которым она запевает печальную свадебную песню.

Один из ярких образов – роль Лизы, подруги Любови Гордеевны, которую исполняет талантливая Ольга Жевакина. Роль по тексту невелика, состоит в основном из коротких фраз в нескольких сценах, однако молодая актриса вложила в нее весь свой комедийный талант, многие ее фразы вызывают смех и аплодисменты в зрительном зале.

Один из наиболее талантливых актеров молодого поколения – Сергей Потапов – играет Гришу Разлюляева, сына богатого купца. Фамилия героя говорит сама за себя. Он никогда не унывает, отличается безудержным весельем. Превосходные вокальные данные, необыкновенная пластика, мощный темперамент, искрометный юмор Сергея Потапова вывели эту второстепенную роль на первый план. Почти каждая сцена с Гришей Разлюляевым вызывала бурную реакцию публики. Но самое главное, что характеризует артиста – это глубокое русское национальное начало, которое так органично для Малого театра. Думается, что такого же духа был великий актер Николай Капитонович Яковлев, блиставший на подмостках Малого театра в первой половине 20-го века.

Отдельно следует сказать о пластическом рисунке спектакля. Взять хотя бы один пример: на протяжении всего действия Гордей Карпыч в исполнении Дмитрия Кознова высокий, крупный, в своей гордости как бы хочет стать еще больше – часто поднимает вверх руки. Но когда прозревает при помощи Любима Карпыча, то становится на колени рядом с ним, как бы умаляется, показывая этим свое смирение.

Можно было бы много говорить о прекрасном художественном и музыкальном оформлении, о святочных и свадебных песнях – не стилизованных, а воспроизведенных талантливыми артистами с этнографической точностью, о темпераментной пляске, о современном ритме спектакля, о реакции зрителей на каждую реплику, талантливую находку режиссера, актеров. Это создавало необыкновенно светлую, праздничную атмосферу спектакля. Но главное, чему учит нас Островский и авторы этого замечательного спектакля, что только тогда русский народ может выстоять и победить в битве цивилизаций, когда не отказывается от своих корней, придерживается Традиции, заветов отцов и дедов. В этом спектакле русские люди выстояли в столкновении с Западным миром, главный герой вернулся в лоно своей культуры при помощи юродивого брата через смирение и покаяние. После спектакля зрители выходили с просветленными лицами, у некоторых были слезы радости на глазах. Думается, что этот урок не должен пройти для нас даром.

Вадим Грачев для «Русской народной линии» и издания «Эксклюзив».

ПУБЛИКАЦИИ

Урок литературы в 9 классе.

А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».

Цели урока :

    Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок».

Задачи:

    Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;

    Развивать умения дискутировать на заданную тему;

    Развивать монологическую речь;

    Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета;

    Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.

    Вступительное слово учителя . Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге.

(Сл. 2) Островский Александр Николаевич родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в московских коммерческих кругах адвокат; поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части. (Сл. 3 )Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками, хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он с отличием окончил гимназию и в 1840 году без экзамена был принят на юридический факультет Московского университета. Но карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.

(Сл. 4) Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем. В 1867 году он совместно с братом выкупает у мачехи имение Щёлыково, в котором великий русский драматург проживал с весны до поздней осени в течение многих лет и писал свои замечательные пьесы: «Снегурочка», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.

П. К сожалению, в школьной программе мало представлено драматических произведений, а ведь каждый драматург неповторим, у каждого своя манера письма, свои достоинства, но, тем не менее, только А. Н. Островского называют в мире искусства и литературы «отцом русского театра».

В связи с этим возникает вопрос… Какой? (Чем же заслужил он это звание? Каковы особенности его творчества?) Это и предстоит нам с вами сегодня выяснить.

Пропустим 2-3 строчки после указанной темы урока, допишем:

Особенности драматургии А. Н. Островского (по ходу урока будем отмечать и записывать, будьте внимательны).

О чём же писал Островский в своих произведениях?

Выступление подготовленного ученика.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, где миром правят власть и деньги, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных. (Сл. 5 ) Его всероссийская известность началась с комедии - «Свои люди - сочтемся!» (или «Банкрот» 1849 г.), опубликованная в журнале «Москвитянин», молодые сотрудники которого тяготели к славянофильству, проповедующему идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Пьеса имела огромный успех. Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет. (Сл.6 – читает ученик). (Сл. 7) Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Именно такие, вызывающие сочувствие герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского, которая пошла на сцене) и «Бедность не порок» (1954) .(первоначальное название «Гордым бог противится»). В последующие периоды творчества Островского появляется более 50-ти оригинальных пьес, составивших целый народный театр, где перед читателем прошла история всех сословий России.

Помимо писательского творчества, А. Н. Островский успешно занимался общественной деятельностью. Он организовал Московский артистический кружок, Общество русских драматических писателей и композиторов. Но главная его заслуга – создание огромного драматического репертуара для русского театра. (Сл. 8)

Особенности :

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;

    Яркие, узнаваемые характеры;

    Разбор конфликта пьесы.

(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».

Название. Итак, бедность не порок .

Как вы понимаете это изречение?

К какому жанру относится это выражение?

Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые.

Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя.

Особенность :

    Своеобразие названий.

Работа с 9 слайдом.

Чтение текста слайда.

Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.

Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.

Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).

В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения).

Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).

Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.

Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует?

(Сл. 10 ). Афиша . Чтение имен и фамилий действующих лиц.

Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник) , Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя?

(Гордей – гордый, богатый купец,

Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,

Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент),

Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха),

Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)

П. -Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?

У. – дал им говорящие имена и фамилии.

Особенность :

    Говорящие имена.

Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише.

Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?

Особенность:

Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?

(Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь)

А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)

Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)

С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?

Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.

Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…

Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)

(Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос)

5. Краткий обзор действий.

Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

( Сл. 12 ) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

П. - Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?

У. – О них мы слышим от других персонажей.

О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,

от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)

О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора.

Особенность:

П. - С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?

У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)

Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд!

П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» - ругательство).

Особенность:

    Значимость первой реплики героя

( Сл.13 ) Второе действие . Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

П. - О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки?

- Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?

У. – Соблюдение народно- религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора)

Особенность :

    Фольклорные моменты.

( Сл. 14 ) Действие третье . Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах».

Опять пословица!

Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем.

Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)

Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют-то что, по необразованию своему! Наливки там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.

Объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.

(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.

Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие-то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).

Особенность :

П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?

(Митя – Коршунов . Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова;

Любим Торцов – Гордей Торцов . Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;

Любим Торцов – Коршунов . Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.)

Особенность :

6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием , а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского?

7 . Подведём итог урока.

(Сл. 15 ) - Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт

    Яркие, узнаваемые характеры;

    Своеобразие названий.

    Говорящие имена.

    Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

    «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

    Значимость первой реплики героя.

    Фольклорные моменты.

    Своеобразие речевой характеристики героев.

    Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

МБОУ «Калининская ООШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО.

ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК».

Учитель русского языка и литературы

Кадяева Ирина Алексеевна.

Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок».

Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, содержанием пьесы «Бедность не порок» (обзорно), повторение литературоведческих понятий (драма, реплика, ремарка).

обучающие: дать представление об А.Н. Островском как о человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; познакомиться с особенностями сюжета пьесы «Бедность не порок» (обзорно);

развивающие: развивать (или формировать) учебно-познавательные и информационные компетенции; формировать общекультурную компетенцию;

Ход урока.

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Сегодня мы с вами еще раз побываем в театре, имя которому - театр Островского.

Формирование новых знаний. Обращение к эпиграфу.

Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга - Александра Николаевича Островского (1823 - 1886г).

Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова А.Н. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник? (слайд 2)

(о том, что Островский является создателем русского национального театра) (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?

(формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Островского, его ролью в создании русского национального театра, знакомство с содержанием его пьесы «Бедность не порок»).

Слово учителя.

Вглядитесь в портрет Островского кисти художника В.Перова (1871год).

Каким вы видите этого писателя? На что обратил особое внимание художник? (слайд 4)

(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд - перед нами — работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях. Островский — писатель - труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)

Как же складывалась жизнь А.Н. Островского?

Реализация домашнего задания.

Обсуждение статьи об А.Н. Островском, ответы на вопросы, помещенные в конце статьи.

Формирование новых знаний. Подготовка к чтению пьесы А. Островского «Бедность не порок».

Слово учителя. Актуализация знаний .

Вспомните, ребята, что такое «драма»? (слайд 5)

Какие произведения, относящиеся к драматическим, мы изучали? Что является главной особенностью драматических произведений?

(драма — это род литературы. Драматические произведения написаны для постановки на сцене. Главная особенность - характеристика героев складывается на основе речи - реплик персонажей, их поступков на сцене. Изученные пьесы - Н.В. Гоголь «Ревизор», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Слово учителя. Пьеса «Бедность не порок».

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои» (слайд 6)

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику со славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов (слайд 7)

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О. О. Садовская — Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александринского театра Пав. Васильев).

Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест (слайд 8)

Обмен мнениями о прочитанном.

Критик Н. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

Назовите героев пьесы.

К какому сословию они принадлежат?

(мир купечества).

Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.

Обзорная беседа по содержанию пьесы.

Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где нет еще завязки, не обозначился конфликт? (слайд 9)

(экспозиция)

Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?

(ввести нас в мир семьи Торцовых, показать взаимоотношения героев, их характеры).

(решение Гордея Карпыча выдать замуж дочь Любу за Африкана Коршунова).

Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?

(ссора Гордея Карпыча с Коршуновым. Вмешательство Любима Карпыча).

(главные герои: купец Торцов и его семья, Митя; второстепенные - Гуслин, Разлюляев и др.)

Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

(лучше, ярче показать русский купеческий быт, его связь с народной жизнью) (слайд 10)

Итог урока.

Каков вклад А.Н. Островского в русскую литературу?

(драматург явился не просто «Колумбом Замоскворечья», но и создателем русского национального театра. Его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор.)

Домашнее задание.

Характеристика героев (Гордей Торцов, Любим Торцов, Любовь Гордеевна, Митя) по группам.

Тема урока: Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Цель урока: анализ драматического произведения.

обучающие: дать понятие о патриархальном мире пьесы «Бедность не порок», любовном конфликте в пьесе;

развивающие: способствовать совершенствованию навыков анализа драматических произведений;

воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию. Слово учителя. (Слайд)

На прошлом уроке произошло знакомство с писателем А.Н. Островским, творчество которого мы будем подробно изучать в 10 классе.

Какие ассоциации могут возникнуть у вас теперь, когда вы услышите имя Островского?

(Писатель, драматург, театр, «Колумб Замоскворечья»).

Театр… спектакль…зрители… Для нас, ребята, это не пустые слова. Почему?

(1) нет, наверное, такого человека, который никогда бы не был в театре; 2) наш класс посетил несколько спектаклей в этом учебном году, мы смотрели…).

А почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (слайд)

(За Москвой-рекой жили купцы, Островский впервые заговорил о них в своих произведениях).

Войти в мир купечества, нагляднее представить его помогут нам художники.

Реализация индивидуального задания.

Презентация «Мир купечества в полотнах русских живописцев» (слайд)

Как художники показывают мир купечества? (Каким вы увидели этот мир - мир купечества?)

(Он смешон и одновременно трагичен).

Формирование новых знаний.

Тема сегодняшнего урока - «Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» (слайд)

Формулирование целей и задач урока.

Ребята, как вы думаете, на каких вопросах мы должны сегодня сосредоточить свое внимание?

(формулируются цели: знакомство с понятием «патриархальный мир», каковы взаимоотношения представителей этого мира, их нравственные ценности).

А как вы понимаете значение слова «патриархальный»?

Вы правы, все эти вопросы будут рассмотрены на уроке, потому что они лежат в основе конфликта пьесы. Без конфликта не обходится ни одно драматическое произведение.

Формирование новых знаний.

Слово учителя. Актуализация знаний .

Как вы понимаете значение слова «конфликт»? (слайд)

(Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Особенно важную роль играет конфликт в драме).

Какие герои пьесы, по-вашему, олицетворяют ее конфликт?

(Гордей Торцов, Любим Торцов, Митя, Любовь Гордеевна).

Чтобы ярче представить себе конфликт пьесы, давайте просмотрим один из эпизодов.

Инсценирование фрагмента.

Да, Островский - мастер!

Он очень ярко представляет нам своих героев, характер которых запечатлен в самих фамилиях и именах.

Беседа по содержанию пьесы. Презентация (слайд)

Гордей Торцов .

Как вы понимаете слова «гордость», «гордыня». Это одно и то же?

Каким вы видите Гордея Торцова?

Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится?

(Пред нами семья старого типа, глава которой — богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. В начале произведения Гордей Торц ов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, - говорит он Коршунову, - все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал».)

Почему Островский дает возможность ему исправиться?

(«И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Оскорбленный наглостью Коршунова, отец соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».)

Любим Торцов .

- Какие чувства вызывает этот персонаж?

(Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее, он предается пьянству. Его богатый брат и Коршунов помогли ему «освободиться» от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать — ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… и указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любашу за Митю — он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его глаз).

Это одна сторона конфликта, но есть и другая… Как вы думаете, о ком должна пойти речь?

Любовь Гордеевна и Митя.

- Что объединяет этих героев? А в чем они различны?

(Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. Митя — чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», - говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна - дочь купца Гордея Торцова, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им, но не может бороться за свое счастье. Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение - одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей).

Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.

Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему? (Слайд)

(Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса).

Итог урока.??? Рефлексия???

Оцени себя на уроке.

-Работая в группах, вы общались. Как это повлияло на результат нашего урока?

Островский родился в семье бедного чиновника, происходившего из духовного звания, и, подобно большинству молодежи того времени, он с семнадцатилетнего возраста сделался восторженным посетителем московского театра. Уже в этом возрасте, по словам его биографов, он постоянно говорил с товарищами о сцене. Он поступил в университет, но уже на втором курсе должен был оставить его вследствие ссоры с одним из профессоров и определился канцелярским служителем в Московский совестный суд, где «по совести» разбирались гражданские и уголовные дела и где он мог наблюдать типы московского купечества - совершенно своеобразного класса, который в своей изолированности остался хранителем традиций старой России. Именно в этом классе Островский почерпнул почти все типы своих первых и лучших драматических произведений. Лишь позднее он расширил круг своих наблюдений и начал изображать различные классы образованного общества.

Первая его комедия, «Картина семейного счастья», была написана в 1847 году, а три года спустя появилась задуманная раньше четырехактная комедия «Свои люди - сочтемся», или «Банкрот», которая сразу создала ему репутацию великого драматического писателя. Она была напечатана в одном журнале и получила громадную популярность во всей России (актер Садовский и сам автор - превосходный чтец и актер - неоднократно читали ее в различных московских домах), но она не была дозволена к представлению на сцене. Московские купцы сочли себя обиженными этой пьесой, нажаловались на автора московскому генерал-губернатору, и Островского не только уволили со службы, но в качестве «неблагонадежного» в политическом отношении лица отдали под надзор полиции. Лишь много лет спустя, четыре года после вступления Александра II на престол, т. е. в 1860 году, разрешено было представление этой комедии на московской сцене, но даже и тогда цензура настояла на введении в конце пьесы квартального надзирателя.

В 1853 и 1854 годах Островским были созданы две замечательные комедии: «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». Сюжет первой из них не отличался новизной: девушка из купеческой семьи убегает с дворянином, который бросает ее и оскорбляет, убедившись, что ей не удастся выпросить у отца ни прощения, ни денег. Но этот устаревший сюжет трактовался автором с такой свежестью и характеры были обрисованы в положениях так хорошо выбранных, что по литературным и сценическим достоинствам эта комедия относится к разряду лучших произведений Островского. Что же касается второй из вышеупомянутых пьес («Бедность не порок»), то она произвела громадное впечатление во всей России. Пред нами семья старого типа, глава которой - богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. Он, однако, склонен к внешней, трактирной «цивилизации»: он одевается по-модному и старается ввести в семейный обиход «цивилизованные» манеры - по крайней мере, в присутствии знакомцев из числа трактирных собутыльников. Несмотря на эту приверженность к «цивилизации», он обращается со своей женой как с рабой, и все домашние боятся звука его голоса. У него есть дочь, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им. Митя - чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него; но отец успел познакомиться с довольно богатым пожилым фабрикантом, Коршуновым, одевающимся по последней моде и пьющим вместо водки шампанское, вследствие чего он играет среди московских купцов роль известного авторитета в вопросах моды и «тонкого поведения». За этого-то человека Гордей Торцов собирается выдать свою дочь, но ее спасает вмешательство дяди, Любима Торцова. Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный филистерской обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее в лучшую общественную среду, он предается пьянству - бесшабашному пьянству, какое можно было наблюдать в прежнее время в Москве. Его богатый брат и Коршунов помогли ему освободиться от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по низшего разбора трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать. Действие комедии происходит во время рождественских праздников, и это обстоятельство дает Островскому возможность ввести ряженых и различного рода песни и игры в чисто русском стиле. В разгар всего этого веселья, происходящего во время отсутствия Торцова дома, он является вместе с женихом, Коршуновым. Все эти «вульгарные» удовольствия, конечно, прекращаются, и отец, полный уважения к своему «цивилизованному» другу, приказывает дочери выходить замуж за выбранного ей отцом жениха. Слезы девушки и ее матери не помогают: приказание отца должно быть исполнено. Но в это время является Любим Торцов, в лохмотьях и с обычным шутовством, - ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Можно себе представить ужас его брата. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… Коршунов, считая себя обиженным, в большом гневе уходит из дома, а Любим указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любушу за Митю - он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери, и в конце концов отец, оскорбленный наглостью Коршунова, соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».

Все, таким образом, заканчивается к общему благополучию, но зрители чувствуют, что могло случиться и нечто как раз противоположное. Вследствие каприза отца дочь могла быть несчастной на всю жизнь, как это и бывает в большинстве подобных случаев.

Подобно комедии Грибоедова, «Обломову» Гончарова и многим другим прекрасным произведениям русской литературы, эта комедия Островского имеет такую типически русскую оболочку, что легко проглядеть ее широкое общечеловеческое значение. Комедия кажется типически «московской», но измените имена и обычаи, измените некоторые детали, перенесите действие в высший или низший класс общества; поставьте вместо пьяницы Любима Торцова бедного родственника или честного друга, сохранившего здравый смысл, - и мораль комедии может быть приложена к любой нации и к любому классу общества. Она глубоко человечна. Этим и объясняется ее громадный успех: в течение пятидесяти лет она не сходит с русской сцены. Я не имею при этом в виду нелепого, преувеличенного энтузиазма, с которым комедия была встречена так называемыми народниками, в особенности славянофилами, видевшими в Любиме Торцове олицетворение чисто русской души, даже в глубоком падении сияющей добродетелями, до которых не дойти гнилому Западу! Люди более рассудительные не заходили так далеко; но они понимали, какую массу удивительных наблюдений, почерпнутых из действительной жизни, представляла эта комедия и другие драматические произведения Островского. Руководящим журналом того времени был «Современник», и критик этого журнала Добролюбов посвятил обширные статьи анализу произведений Островского, причем впечатление, получаемое от них, он выразил в самом заглавии статьи: «Темное царство». Обзор темных сторон русской жизни, изображенных Островским, сделанный Добролюбовым, послужил могучим толчком в последующем интеллектуальном развитии русской молодежи.