Богатыри земли русской. Интегрированное занятие по ИЗО и музыке Тема: « Богатыри земли русской

Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Богатырь
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


Начинаем работу над главным персонажем.
Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
Голову выполняем светло розовым цветом.


Прорисовываем шлем.


Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


Прорисовываем бороду и усы.


Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


Прорисовываем верхнюю часть туловища.


Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


Намечаем тень и свет на кольчуге.


Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем край рубахи и штаны.


Рисуем сапоги.


Прорисовываем щит и рукав рубахи.


Намечаем кулак и узор на щите.


Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


Рисуем копье.


Намечаем флажок на копье.


Заполняем флажок цветом.


Рисуем тень и свет на копье и флажке.


Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем пальцы на руке.


Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


Прорисовываем лес на дальнем плане.


Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


Прорисовываем купол.


Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


Прорисовываем крышу и крест.


Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


Рисуем траву на переднем плане.


Тонкой кистью намечаем колосья.


Прорисовываем колосья.

Былинные герои Богатыри земли Русской

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение лицей №1 имени. А. С. Пушкина г. Томска

Выполнила: учитель ИЗО

Максимова Надежда

Николаевна

Русь всегда славилась богатырями. Люди огромной физической силы были многочисленны среди нашего народа.

В течение долгого времени на Русь не раз нападали враги, разоряли её. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины. В течение долгого времени на Русь не раз нападали враги, разоряли её. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины. Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение. Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение.

Примечательно, что ни в каких битвах он не принимает участия, никаких подвигов не совершает. Основное его предназначение ограничивается тем, чтобы сражать врагов своей мудростью и фантастической силой. В образе этого богатыря скрыт философский смысл древнеславянского населения о почитании святого богатыря просто за его существование.

Илья Муромец стал идеальным образом русского богатыря, он, пожалуй, является самым любимым героем русских былин. Богатырь недюжинной силы, с чувством собственного достоинства, которым он ни разу не поступился даже перед князем. Он – защитник земли Русской, защитник сирот и вдов. Илья Муромец стал идеальным образом русского богатыря, он, пожалуй, является самым любимым героем русских былин. Богатырь недюжинной силы, с чувством собственного достоинства, которым он ни разу не поступился даже перед князем. Он – защитник земли Русской, защитник сирот и вдов. В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве. В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве. Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змеёныши, однако Добрыне удаётся выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и юношей. Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змеёныши, однако Добрыне удаётся выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и юношей. Ещё один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В чистом поле богатырь нашёл камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая – в Муром, и третья – в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира. Ещё один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В чистом поле богатырь нашёл камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая – в Муром, и третья – в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира.

Наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание о его поединке с Тугарином. Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович – это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных художников, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных художников, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). В.М. Васнецов. «Богатырский скок» Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. Биография В.М.Васнецова Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в Вятской губернии. Там же получил первые художественные уроки. Будучи учеником духовной семинарии, одновременно брал уроки рисования у художника Э.Андриоли. В 1868 году поступил в Академию Художеств в Петербурге, учился в классах В.В.Верещагина и П.П.Чистякова. Там же познакомился с Репиным и многими известными художниками-передвижниками. В 1873 г. Васнецов впервые пробует свои силы в живописи. Первые его картины носили остро-социальный характер, вполне в духе классической живописи передвижников. Но вскоре Васнецов навсегда отходит от этого стиля в живописи, обратившись к мотивам русской истории, народной культуры, сказки и старинной мифологии. Именно в этой области Васнецов создал ряд всенародно любимых произведений: "Три богатыря", "Аленушка", "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Три царевны подземного царства", "Ковер-самолет" и другие. Помимо этого, Васнецов создал иллюстрации к произведениям Лермонтова и Пушкина, расписывал Владимирский Собор в Киеве, работал над мозаиками и росписями храмов в других городах, исполнил проекты здания Третьяковской галереи в Москве и русского павильона для Всемирной Парижской выставки 1900 года. Значение его творчества для русской культуры неоценимо. Оружие и доспехи русских богатырей Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга – длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Кольчуга стоила немалых денег. Ее берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком. Броня врага была лучшей военной добычей. Зерцало Доспехи не только защищали, но и украшали воина. Начищенные, а то и посеребрённые, они блестели на солнце, как рыбья чешуя. Особенной красотой отличался "зерцальный доспех", который надевали поверх обыкновенной кольчуги. Он состоял из больших, отполированных до блеска металлических пластин (отсюда появилось слово "зерцало" – зеркало), прикрывавших грудь, бока и спину. Шлемы Голову воина в бою защищал шлем. На Руси их было несколько видов. На васнецовском Илье Муромце надет шишак – шлем с высоким остроконечным верхом, предохраняющим от смертельного вертикального удара меча или сабли. Боковой удар мог лишь контузить, "ошеломить" воина. Иногда такой шлем венчался шпилем с цветным флажком или пучком перьев – отличительным знаком военачальника. Щиты Древние русские воины пользовались большими миндалевидными щитами. Можно предположить, что именно такой щит князь Олег повесил на стенах Царьграда. Позже русские взяли на вооружение татарские круглые щиты. До конца XVII в. были они в ходу у царского войска. Оружие

Меч считался символом княжеской власти.

Надежным оружием средневековых воинов, пеших и конных, было копье.

Древнейшим оружием был и боевой топор, только называли его в те времена секирой. Считался топор оружием бедняков.

Уж витязь под горой стоит, Призывный рог, как буря, воет, Нетерпеливый конь кипит И снег копытом мощным роет… А.С.Пушкин Источники

  • http://www.newart.ru/painters/art14.htm
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8
  • http://russian7.ru/2012/06/7-bogatyrej-vseya-rusi/
  • http://tainy.net/43407-russkie-bogatyri-kto-oni.html
  • http://rodrus.com/news/news_1381405700.html
  • http://www.ote4estvo.ru/russkie-svyatye/1429-bylinnye-geroi-drevney-rusi.html
  • http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000646/oruzhie/weapon.html
  • http://www.booksite.ru/ancient/reader/work_3_02.htm

Проектная задача

«Богатыри земли русской…»

Название проектной задачи

Богатыри земли русской…

Предмет

Интегрированная (изобразительное искусство, история)

Класс

Тип задачи

Предметная, одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Создать условия для организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении проектной задачи, для создания стенгазеты «Богатыри земли русской…».

Знания, умения и способы действий на которые опирается задача

Предметные:

    умение работать с текстом, извлекать нужную информацию в явном и неявном виде.

    учить строить композицию плаката, используя средства выразительности

    приобретение опыта работы с различными художественными материалами в процессе создания творческого продукта;

Личностные:

    развивать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

Регулятивные:

    уметь сотрудничать в совместном решении проблемы

    анализировать, делать выводы;

Коммуникативные:

    обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

    Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

    Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» стенгазету «Богатыри земли русской...»

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы учителем оценивается:

    владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

    правильность выполнения задания;

    способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;

    умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

    перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;

    умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него главное, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к оставленной цели;

    коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат;

    умение проводить взаимооценку по разработанным коллективно критериям.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы формата А4, картон, карандаши, маркеры, ножницы, клей, стикеры для голосования

Замысел проектной задачи

Учащимся предлагается принять участие в оформлении мероприятия по истории в рамках предметной недели.

Учащиеся получат возможность самостоятельно отобрать материал, оформить его в виде стенгазеты, анализируя содержание представленных текстов.

Воспитательный смысл представленной проектной задачи заключен в самостоятельном поиске информации, посвященной любви к родному отечеству, популяризации русских богатырей, их самоотверженности, верности и смелости по отношению к Родине.

Проектная задача рассчитана на участие 4 человек в каждой группе с осуществлением взаимоконтроля выполнения действий. На последнем этапе работы должна быть выполнена презентация плаката. В процессе выполнения проектной задачи учащиеся оказывают взаимопомощь друг другу, учиться кооперации.

Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор их для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

Цель, которую должны достичь учащиеся: создать итоговый продукт –стенгазету.

Сюжет проектной задачи

Дорогие семиклассники! Приближается предметная неделя по истории. Учитель попросила нас о помощи: необходимо выполнить плакаты о русских богатырях для того, чтобы оформить мероприятие по истории Отечества в рамках предметной недели.

Итак, приступайте к работе! Удачи вам!

Начните свою работу с чтения инструкции к работе.

Тщательно отбирайте материал. По окончанию работы предлагается сверить полученный «продукт» с эталоном, проверить правильно ли выбрали иллюстрации и текст. При защите каждая группу должна обосновать выбор материала.

1 этап. Подводящий диалог

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. Все вы наверное смотрели мультфильмы про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника? (ответы учеников). В них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах.

Богатырь - воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей.

На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? Былина от слова «было». Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.

Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.

Учитель демонстрирует картину «Богатыри»

- Ребята, знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Ребята, я открою вам секрет: дело то в том, что Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич не могли встретится, так как жили в разных веках! Нам и предстоит выяснить подробную информацию о каждом из них, и выяснить в какое время жил каждый из них.

Я предлагаю каждой из групп разработать стенгазету об одном из героев. У одном группы должна получится стенгазета о Илье Муромце, у другой – о Алеше Поповиче, у третьей – о Добрыне Никитиче.

Но для того, чтобы оценить результат своей работы нам нужны критерии. Давайте их разработаем (разрабатывают критерии).

Давайте вспомним этапы работы над проектной задачей

    Обсуждаем цель и предназначение результата

    Составляем план действий

    Выполняем задания

    Контролируем исполнение

    Презентуем результат

    Заполняем лист самооценки

2 этап. Решение проектной задачи

Задание №1 (1 группа)

А) Найди портрет Ильи Муромца в приложении №1 (или фото с его изображением)

Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Ильи Муромца (приложение №2)

В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Ильи Муромца (приложение №3)

Г) Найти имя князя, которому служил Илья Муромец (приложение №4)

Задание №1 (2 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

А) Найди портрет Алеши Поповича в приложении №1 (или фото с его изображением)

Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Алеши Поповича (приложение №2)

В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Алеши Поповича (приложение №3)

Г) Найти имя князя, которому служил Алеша Попович (приложение №4)

Д) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта»

Задание №1 (3 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

А) Найди портрет Добрыни Никитича в приложении №1 (или фото с его изображением)

Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Добрыни Никитича (приложение №2)

В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Добрыни Никитича (приложение №3)

Г) Найти имя князя, которому служил Добрыня Никитич (приложение №4)

Д) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта»

Приложение №1 (к заданию №1)

Приложение №2 (к заданию №1)

Предполагается, что богатырь богатыря богатырь

богатырь

Богатырь

По разным сведениям, богатырь богатыря богатыря

богатыря. Принято считать, что образ богатыря

Богатырь

Богатыря

Богатырь относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней. Былина повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.

Приложение №3 (к заданию №1)

Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.

Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению

Самым известным подвигом богатыря является сражение богатырь

Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Прилетает Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но богатырь Богатырь богатырю

Приложение №4 (к заданию №1)

Служил князю Святославу

Служил князю Мстиславу Старому

Служил князю Владимиру Ясное Солнышко

Задание №2 (1 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

Подбери нужные иллюстрацию:

А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Ильи Муромца (приложение №1)

Б) Подбери портрет князя, которому служил Илья Муромец (приложение №2)

В) Подбери фото памятника Илье Муромцу (приложение №3)

Задание №2 (2 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

Подбери нужные иллюстрацию:

А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Алеши Поповича

(приложение №1)

Б) Подбери портрет князя, которому служил Алеша Попович (приложение №2)

В) Подбери фото памятника Алеше Поповичу (приложение №3)

Г) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

Задание №2 (3 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

Подбери нужные иллюстрацию:

А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Добрыни Никитича (приложение №1)

Б) Подбери портрет князя, которому служил Добрыня Никитич (приложение №2)

В) Подбери фото памятника Добрыне Никитичу (приложение №3)

Г) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

Приложение №1 (к заданию №2)

Приложение №2 (к заданию №2)

Приложение №3 (к заданию №2)

Задание №3 (1 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

Б) Выбери слоган о Илье Муромце (приложение №2)

Задание №3 (2 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

А) Выбери заголовок для своего продукта (приложение №1)

Б) Выбери слоган о Алеше Поповиче (приложение №2)

В) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

Задание №3 (3 группа)

Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

А) Выбери заголовок для своего продукта (приложение №1)

Б) Выбери слоган о Добрыне Никитиче (приложение №2)

В) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

Приложение №1 (к заданию №3)

Приложение №2 (к заданию №3)

3 этап . Презентация работы, взаимооценка и самооценка


«Памятка»

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКАЮЩИХ ГАЗЕТУ

    Газета имеет название.

    Каждый из материалов, помещенных в газету, размещается отдельно и имеет свое название.

    Все материалы газеты размещаются на одном листе плаката.

    На газете указываются фамилии и имена ее авторов.

    Художественное оформление газеты зависит только от фантазии и умений ее авторов.

    Подготовленная газета должна быть представлена читателям.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

    Умей выслушать товарища;

    Своё мнение должен высказать каждый;

    Закончив дело, помоги другу;

    Работай тихо, чтобы не мешать другим;

    Распределяйте задания между парами в группе, чтобы сэкономить время выполнения общего задания.

    Рабочее место содержи в порядке.

Просмотр содержимого документа
«Эталон №1»

Эталон №1

«Богатыря узнаешь на поле брани»


Долго могучая сила в нём зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за Отчизну

И смело бился – себя не щадя и врага.

Предполагается, что богатырь родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, сына Тимофеева и его жены Евфросиньи. Эксперты определяют временной период жизни богатыря с 1148 по 1203 годы. С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном.

В детстве и юности страдал параличом. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Однажды в дом вошли странники и властно сказали ему: «Поди и принеси нам напиться!». Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. От этих же странников богатырь получает благословение биться с врагами земли родной.

Богатырь был официально канонизирован в 1643 году. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.

Служил князю Святославу

Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.

Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению.

Памятник

Илье Муромцу

Просмотр содержимого документа
«Эталон №2»

Эталон №2

«Славна богатырями земля русская»

Храбрый и смелый – отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищал, врагов он разил.

По разным сведениям, богатырь был сыном попа ростовского Леонтия. Несомненно, одно, отцом богатыря был поп. Но вот версии места рождения богатыря не сходятся. По одной версии, он был родом из городка Пирятин, который находится в Полтавской области. В другом варианте рассматривается деревня Селище (нынче покинутая), которая расположена в Ростовском районе Ярославской области.

Но существует и другая версия происхождения богатыря. Принято считать, что образ богатыря взят с реального человека. Прототипом его был боярин из Ростова, которого звали Александр. Александр Попович был известным воином своего времени.

Богатырь не отличается особой силой (конечно, в сравнении с другими богатырями), но он обладает мужеством, удалью, ловкостью, упорством, находчивостью, но одновременно он хвастлив, лукав, увертлив.

Служил князю Мстиславу Старому

Самым известным подвигом богатыря является сражение с Тугарином - змеем. Он позволяет в его счет едкие замечания, сравнивает его с собакой. В битве богатырь одерживает победу за счет своей хитрости. Он использует отвлекающий маневр и побеждает Тугарина. В этом его основное отличие от своих “собратьев”- богатырей.

Памятник

Алеше Поповичу

Просмотр содержимого документа
«Эталон №3»

Эталон №3

«Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать»


Доброе имя носил богатырь –

Врагов не жалел, Отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил.

Богатырь часто изображается служилым богатырем при князе Владимире. Жена – Настасья. Богатырь самый близкий к князю богатырь. Богатыря иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом богатыря считают воеводу. Богатырь умен, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, поет и играет на гуслях.

Служил князю Владимиру Ясное Солнышко

Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Прилетает Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но богатырь несколько раз ныряет в глубь реки, прежде, чем оказывается на берегу, и, вступив в поединок, сокрушает Змея “шапкой земли греческой”. Тот пал на сыру землю. Богатырь хочет срубить “змеищу” головы. Змей вымаливает пощаду, но, пролетая над Киевом, похищает любимую племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Князь поручает богатырю освободить ее: он достигает «нор змеиных», спускается в них, освобождает Забаву и “полоны русские”.

Памятник Добрыне Никитичу

Просмотр содержимого документа
«Инструкция»

ИНСТРУКЦИЯ

Дорогие ребята!

Итогом нашего урока должен быть «продукт», давайте назовём критерии оценивания

1.Верно отобран материал (по 2 балла за каждое задание, 1 балл - верно сделано, 1 балл – защита)

2.Оригинальность работы

3.Соответствие теме.

4.Эстетичность оформления

ШАГ 1

Выберите руководителя группы. Каждый в группе должен ознакомиться со всеми заданиями. Обсудите задания. Распределите между собой обязанности . Запишите план своих действий его в ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

ШАГ 2

Решите, как вы будете представлять результаты – в виде презентации стенгазеты, альбома, брошюры, буклета.

ШАГ 3

Выполняйте намеченные этапы работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. В нижней части выполненного продукта обязательно укажите состав вашей группы.

ШАГ 4

Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы . Выступление должно занять 5-7 минут.

ШАГ 5

Выслушайте отчеты других групп.

ШАГ 6

ШАГ 7

Просмотр содержимого документа
«Лист оценивания группы и себя»

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«Богатыри земли русской…»

Город,село(посёлок)______________________________

Школа_______________________________ Класс ________

Номер группы _______ Мой номер в группе_________

Фамилия и имя_______________________________________

Оцени работу своей группы.

Отметь V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектной задачей?

□ А. Да, все работали одинаково.

□ Б. Нет, работал только один.

□ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

□ А. Работали дружно, ссор не было.

□ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

□ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

□ А. Да, все получилось хорошо.

□ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше (Напиши, что можно было сделать лучше?___________________________________________________)

□ В. Нет, не нравится (Напиши, почему тебе не понравился результат работы вашей группы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________)

4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Оценочный лист индивидуальной работы

Фамилия, имя _____________________________________________________

Поставь отметки на оценочных шкалах:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

2.Оцени, насколько сложными оказались для тебя предложенные задания.

3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в решении задачи).

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа

5.Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? Обведи.

Почему?______________________________________________________________________

    Пригодятся ли полученные знания в дальнейшем?

Елизавета Байкузина
Конспект ИЗО «Защитники земли русской. Образ богатыря»

Тема : «Защитники земли русской . Образ богатыря

Вид занятия : тематическое рисование;

УМК : перспектива;

Цель : познакомить учащихся с образом русского богатыря и учить изображать его ;

Задачи :

Воспитательные : воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства ;

Развивающие : развивать образное мышление , зрительно – образную память ;

Обучающие : совершенствовать умение изображать образ человека ;

Планируемые результаты :

Предметные : умение описывать образ человека ;

Метапредметные :

1. Познавательные : формировать интерес к изобразительной деятельности ;

2. Коммуникативные : совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

3. Регулятивные : учить анализировать и оценивать работу сверстников;

Личностные : познакомить учащихся с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри »

Место проведения : МБОУ СОШ №1, кабинет №4.

Время проведения : 9.45 – 10.25

Оборудование : доска, учебник «Изобразительное искусство » (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, наглядный материал (картины богатырей , доспехов, воинских орудий, картина В. М. Васнецова «Богатыри » .

Технологическая карта урока.

I.Организационный момент.

Учитель приветствует детей :

Здравствуйте, дети. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я, меня зовут Елизавета Владимировна. Давай повернемся к соседу справа и улыбнемся ему, повернемся к соседу слева и помашем ему. Я вам желаю творческих успехов на нашем уроке, садитесь.

Проверка готовности класса к уроку :

На урок вам будут необходимы акварельные краски, кисточки, простой карандаш, стирательную резинку, баночку с водой и альбом.

II. Нацеливание.

Учитель задает вопрос :

Ребята, а вы любите разгадывать загадки?

Здорово, давайте я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать, только слушайте внимательно и не выкрикивайте с места.

Учитель загадывает загадку :

Знаю взрослые и дети,

Нет его сильней на свете

Одного напомню я –

Это Муромец Илья.

Правильно ребята, это богатырь .

Учитель выводит тему урока вместе с детьми :

Так значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы с вами будем говорить о русских богатырях .

III. Работа по новой теме.

Учитель задает вопрос детям :

- Богатырь – он какой , как вы его представляете?

Молодцы, все эти слова, подобранные вами , можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Откройте учебники, на странице 93.

Учитель работает с учебником :

Перед вами репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри » . Посмотрите внимательно на нее и послушайте, что я вам о ней расскажу.

Учитель представляет свой рассказ :

На заставе три богатыря , в центре на вороном коне сидит Илья Муромец – славный богатырь . У него русское лицо , широкая борода с проседью. Богатырь хорошо вооружен : одет он в железную кольчугу, а на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. У него длинный нос, светлые волосы и борода. Он одет богато и нарядно . Сидит на белом, длинногривом коне. Третий богатырь – Алеша Попович . Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой и находчивостью. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными тучами.

Учитель задает вопросы :

Понравилась ли вам картина Васнецова?

Какой из богатырей вам понравился больше?

Учитель предлагает детям нарисовать богатыря :

Я вам предлагаю изобразить своего богатыря , так, как вы его представляете. Его можно нарисовать в доспехах с различным оружием. Богатыря нужно изобразить на всем листе бумаги. Можно изобразить его в движении , на коне. Старайтесь выполнять рисунок аккуратно, при рисовании спина должна быть прямая.

Учитель вывешивает на доску картинки орудий и одежды богатыря . А у меня получился вот такой богатырь :

Учитель вывешивает картину своего нарисованного богатыря и предлагает детям приступить к работе.

IV. Физкультминутка.

Учитель проводит физкультминутку вместе с детьми :

Вы наверное устали, и поэтому все встали.

Физкультминутка :

Раз – подняться, подтянуться,

Два – небес скорей коснуться.

Три – белы ручки поднапреч,

Головой достать до плеч.

На четыре руки шире -

Лучшая зашита в мире.

Друг на друга посмотри – чем мы не богатыри ?

Как услышим цифру «5» - тихо сядем рисовать.

V. Продолжение работы по новой теме.

Учащиеся садятся на свои места и продолжают рисовать богатыря . Подходят к завершению работы.

VI. Итог урока.

Учитель подводит итог урока :

Ребята, ваши рыцари получились очень сильными и могущественными. Они способны стоять на страже Руси и охранять ее.

VII. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам закончить фразу.

Ребята, помогите мне закончить предложения :

Мне на уроке было интересно …

Мне на уроке было трудно…

Теперь я могу…

Учитель завершает урок :

Мне было очень приятно работать с вами, но наше время подошло к концу. Урок окончен, до свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Богатыри земли русской» План занятия по ИЗО, посвященный Дню защитника Отечества. Твердохлебова Ирина Александровна, воспитатель. Задачи: познакомить детей с.

Занятие на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Интеллектуальная игра турнир эрудитов «Умники и умницы». Цель: приобщение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Защитники земли русской» Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Защитники Земли Русской» Цель: Формирование у детей интереса к героическому прошлому своей страны. Задачи: Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями.

Конспект НОД «Богатыри земли русской» Тема: Богатыри земли русской. Интеграция: Познание, коммуникация, социализация, Цель: обобщить и систематизировать знания детей о.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

Оборудование:

Выставка репродукций.

Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

Ход занятия:

В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

И начну у бабки сказки я просить.

И начнет мне бабка сказки говорить,

Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

А в трубе сердито ветер злой поет.

(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

… Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал…

(Иван-царевич на Сером волке)

Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

Воспитатель обращается к детям:

Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

И в мирный час любой готов

Придти на помощь, на защиту

Твоих, Лопасня, берегов.

Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.