Андреев, Николай Андре­евич. Леонид николаевич андреев

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс, крытый лаком. Около 1929

Скульптор Андреев Николай Андреевич

Облик Владимира Ильича Ленина давно привлекал к себе внимание художников. Много появилось портретов вождя Великой пролетарской революции в живописи, скульптуре, рисунке и гравюре. Многие среди этих портретов удачны. Однако на первом месте, бесспорно, здесь следует поставить все то, что было сделано скульптором Н. А. Андреевым.
Все это произведения скульптора Н. А. Андреева. Он родился в 1873 году, умер в 1932 году. Был сыном бедного московского служащего из крепостных крестьян. В детстве терпел большую нужду. Семья была много? численная, заработок малый. С огромным трудом, благодаря своей воле и таланту Андреев пробил себе путь к искусству, окончив в Москве два высших художественных училища. Он рано выдвинулся и стал в первом ряду мастеров русского искусства еще до революции.

С первых же дней Великой пролетарской революции Андреев бесповоротно стал на ее сторону. И происхождение, и большой, серьезный ум, и зоркая наблюдательность помогли ему правильно понять и оценить значение Октября.
Сильнее всего привлекала к себе внимание Андреева личность вождя революции. Художник настойчиво искал встреч с Владимиром Ильичем, неизменно бывал везде, где Ленин выступал публично: на митингах, собраниях, съездах, конгрессах? Зоркий глаз художника остро и внимательно изучал на далеком и близком расстоянии облик вождя, характерные формы его головы, выражение лица, движения рук, пропорции фигуры. А рука неутомимо набрасывала в больших и маленьких блокнотах, на случайных клочках бумаги драгоценные живые впечатления. Набрасывала быстро, нередко лишь намеками, понятными только самому автору. Наброски просты, деловиты. Они всегда открывают что-нибудь важное, существенное в облике Ленина.
Вот наброски головы в различных положениях, поворотах. Вот ленинское лицо с прищуренным глазом, с говорящими и с сомкнутыми губами. Десятки неповторимых выражений лица, почти неуловимых. Здесь - только очерк губ. Там - один только глаз с поражающей остротой и силой взгляда. Вот Ленин на трибуне - цельной фигурой, полуфигурой. Один и в окружении. То он внимательно и напряженно слушает, то произносит какое-то яркое, острое слово - одно из тех, которые покоряли, зажигали аудитории.

Как скульптор Н. А. Андреев работал над изображением В. И. Ленина
торию, заставляли ее восторгаться, негодовать, смеяться, сплачивали волю масс к действию, с необычной ясностью и простотой объясняли положение.
Просмотр этих беглых (черновых) андреевских набросков оставляет поразительный след. Перед нами неожиданно вырастает реальный образ, живой Ленин, с силой необычайной и неотразимой.
Художник продолжал свои зарисовки. По этим наброскам он закончил несколько замечательных портретов. Особенно хороши из них три. Первый подписан самим Владимиром Ильи- чем. В нем прекрасно переданы ленинское выражение глаз, мягкая, чуть-чуть насмешливая улыбка губ. Наклон головы подчеркивает колоссальный купол ленинского черепа, вместилище его гениальной мысли. Второй рисунок изображает голову Ильича в три четверти, сзади. То же преобладание мощного черепа. Улыбка профиля найдена с волнующим очарованием.

Мастерство художника и здесь полно и убедительно. Но мы хорошо знаем, что это зрелый плод не только таланта, но и большой, тяжелой предварительной работы художника над собой.
В третьем портрете Андреев показывает великого вождя пролетарской революции. Решительно и мощно движение поднятой вверх головы. Черты лица строги, суровы. Властный взор смотрит из-под сдвинутых бровей вперед, в бесконечные дали, открываемые революцией. Продольные глубокие складки легли над переносьем. Выпуклости высокого лба подчеркнуты, как бы отражая движение мысли. Сомкнутые губы полны силы. В них непреклонная воля. Это портрет героический. Идея портрета отразилась в манере рисунка - в его обобщенных и строгих приемах.
Рядом с зарисовками шла и работа скульптора. С небольшим куском мягкой мастики Андреев наблюдал Ильича за работой, ловил пластическое сходство. Это было трудно. Владимир Ильич не позировал, поглощенный своей огромной работой. Он был в постоянном движении! Многие неудачи_и Ттерёделки для художника были неизбежны Они и дали Андрееву» возможность позднее представить фигуру Ленина в любом положении. От этой поры сохранилась в Музее Ленина маленькая голова из мастики - первичная завязь, из которой позднее выросла вся андреевская скульптурная поэма о Ленине, его Лениниана.

Дальше наступила длительная полоса творческой работы над образом уже в мастерской.
В течение первых пяти лет Андреева занимал образ Ильича за работой. Появилось несколько небольших скульптур, поражающих сходством. Самая удачная - 1920 года - изображает Лёнина за письменным столом. Он работает, склонившись к столу над рукописью. Правая рука с пером на бумаге, левая касается мизинцем губ. Сам художник, требовательный к себе, ценил эту скульптуру. Перед нами как бы простой и теплый рассказ о трудовых буднях великого человека.
Выполнил художник и ряд других вариантов на ту же тему. Они разнообразны, и каждый по-своему очень хорош. Их можно видеть и в Музее Ленина, и в Третьяковской галерее.
Второй период в развитии андреевской Ленинианы развертывается после смерти Владимира Ильича, с 1924 года.
Художнику был заказан скульптурный портрет для зала Совнаркома. Он принял заказ, но настоял на полной свободе во времени. Он избегал торопливости. Новая работа заняла пять лет - до 1929 года. Художнику помогали также советы людей, близких Владимиру Ильичу и хорошо его знавших.
За это время появились десятки произведений с различной степенью законченности, поражающие разнообразием замыслов. О характере работы Андреева много говорит находка в его мастерской после смерти художника. Были открыты тридцать семь вариантов скульптурного портрета головы Владимира Ильича. Каждая с особым, неповторимым выражением. Все это - поиски такого характера образа, который мог бы художника вполне удовлетворить. Но он уже не доверял собственной памяти. Он стремился к тщательной проверке своих былых впечатлений: внимательно и математически точно измерил пропорции фигуры Ленина; изучал и зарисовывал его костюм, обувь, рабочее кресло. Обмеры и чертежи видны в альбомах и на отдельных листах.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Рисунки с натуры. Сангина, карандаш. 1920.

В 1929 году Андреев представил комиссии Совнаркома три варианта - из них две большие полуфигуры.
Так завершается второй период андреевской Ленинианы.
В третьем периоде захватывают художника поиски образа вождя. Он - оратор, выступаю­щий на мировой трибуне Октября. Эти поиски начались уже раньше, за несколько лет. Но теперь они привели к нескольким новым, большим, замечательным произведениям. Они завершаются выполнением крупной фигуры Ленина в самую последнюю пору жизни художника, в 1930-1932 годы. В этом замечательном произведении обобщилось все самое сильное и лучшее, к чему приходил художник за годы своих исканий.
Образ Ленина прост. Он выражается художником скупым и строгим языком, глубоко скромными художественными приемами. Поражающее сходство, живые, правдиво данные черты Ильича, характерный жест - все реально. Знакомые черты Ильича теперь приобретают новый смысл. Намек на него мы уже видели в «героическом» портрете-рисунке.
Стальная воля, гениальная мысль, ясно намечающая будущие пути человечества, - все это превращается в призыв вождя с мировой трибуны к массам человечества не только в настоящем, но и в будущем. Фигура полна огромной внутренней мощи. Особенно выразительна и хороша голова, высоко поднятая в сильном повороте, с глазами, обращенными вперед.
Вместе с этой работой неутомимый мастер оставил несколько произведений, в которых он хотел еще обобщеннее выразить идею Ленина-вождя. Лучшее - большая голова: Ленин в шапке и в шубе. Оно было предназначено для выполнения в граните.
Андреевская Лениниана была прервана смертью художника. Но и в этом виде она - небывалое явление в мировом искусстве. Лениниана Андреева - ценнейший вклад в дело коммунизма средствами изобразительного искусства.

(1831-09-28 ) Место смерти
  • Верхоленск , Качугский район , Иркутская область , РСФСР

Происхождение и семья

Биография

В юности Андреев воспитывался в Петербургской губернской гимназии .

Волнения 14 декабря затронули не только три полка, вышедших на Сенатскую площадь. Присяга Николаю Павловичу и в других гвардейских частях сопровождалась неприятными происшествиями, хотя они и ушли в тень случившегося восстания. В первую очередь это касается лейб-гвардии Измайловского полка и гвардейской конной артиллерии. Волнение в Измайловском полку было тем более показательно, что шефом его являлся сам великий князь Николай Павлович. Однако особой преданности ему полк 14 декабря не выказал. Подпоручики князь А. П. Вадбольский и М. П. Малютин вместе с Н. П. Кожевниковым, А. А. Фоком, А. Н. Андреевым советовали солдатам не присягать и брать боевые патроны (в деле хранится показание Н. П. Кожевникова о разговоре у него А. А. Фока и А. Н. Андреева 13 декабря, во время которого присутствовали зашедшие случайно к Кожевникову Креницыны) .

Накануне восстания Андреев высказался, что войска «готовы были отринуть вторичную присягу».

Три подпоручика лейб-гвардии Измайловского полка («коренного» в гвардии) - Кожевников, Андреев и Малютин (последний - племянник Рылеева) - говорили, что «солдаты полка их совершенно готовы отринуть вторичную присягу» .

Андреев и другие офицеры говорили, что «готовы погибнуть, защищая право великого князя Константина Павловича, и подтверждали, что их полки отказались от присяги и пойдут на площадь к Сенату ». Тем не менее утром 14 декабря Андрееву вновь пришлось уговаривать солдат не присягать Николаю I.

Измайловскому полку в восстании отводилась главная роль - в день мятежа Измайловский полк (и Гвардейский Экипаж) должен был возглавить офицер Нижегородского драгунского полка (бывший лейб-улан) Александр Иванович Якубович , с которыми он должен был захватить Зимний дворец , пленить царскую семью и убить императора. Однако 14 декабря Якубович своей задачи не выполнил, хотя и имел для этого возможность …

Но чуть ранее стало известно, что Якубович поехал к А. Бестужеву и в присутствии Каховского отказался от выполнения ранее взятого на себя задания. Последняя попытка члена тайного общества капитана И. И. Богдановича возмутить солдат полка тоже сорвалась. И главная надежда декабристов - Измайловский полк, между 9 и 10 часами был приведен к присяге, после чего полк перешёл на сторону верных царю войск.

Андреев был арестован 15.12.1825 года в Петербурге , и с 16.12.1825 находился на гауптвахте Военного госпиталя.

23 декабря 1825 года начала работу Следственная комиссия, и в тот же день на одном из первых допросов двадцатидвухлетний подпоручик А. Н. Андреев показал: «Надежда общества была основана на пособии Совета и Сената, и мне называли членов первого - господ Мордвинова и Сперанского , готовых воспользоваться случаем, буде мы оный изыщем. Господин же Рылеев уверял меня, что сии государственные члены извещены о нашем обществе и намерении и оное одобряют». Позднее Рылеев на очной ставке добился изменений показаний Андреева, которые приняли затем следующий вид: «За несколько дней до 14 декабря сообщил мне товарищ мой лейб-гвардии Измайловского полка поручик [на самом деле - подпоручик Н. П.] Кожевников о тайном обществе, которого цель, говорил он, стремиться к пользе отечества. /…/ оно подкрепляется членами Госсовета, Сената и многими военными генералами. Из членов сих названы были только трое: Мордвинов, Сперанский и граф Воронцов, на которых более надеялись, о прочих он не упомянул. Завлеченный его словами и названием сих членов, я думал, что люди сии, известные всем своим патриотизмом, опытностью, отличными чувствами, нравственностью и дарованиями, не могут стремиться ни к чему гибельному, и дал слово ему участвовать в сем предприятии » .

5 января 1826 года Андреев был помещен в отдельный арестантский покой Кронверкской куртины Петропавловской крепости .

…Со стесненным сердцем въехал я в ворота крепости; меня приветствовали колокольные звуки крепостных часов, старинных курантов, звонивших протяжно каждый час мелодию «God save the king! ». В комендантском доме застал я четырёх офицеров: л.-гв. Измайловского полка Андреева , князя Вадбольского, Миллера и Малютина. Чрез полчаса вошел комендант на деревянной ноге, генерал-адъютант Сукин , прочел пакеты, поданные фельдъегерем, и объявил нам, что по высочайшему повелению приказано держать нас под арестом…

Осужден был Андреев по VIII разряду и по конфирмации 10.7.1826 года приговорен к лишению чинов, дворянства и к ссылке на вечное поселение, но 22.8.1826 года срок сокращен до 20 лет.

25.7.1826 года Андреев был отправлен в Жиганск Якутской области (приметы: рост 2 аршина 6 1/2 вершка, «волосы на голове темнорусые, бороду и усы бреет, глаза большие, черные, лицо продолговатое, смуглое, брови черные, нос прямой средней величины» ).

Позднее Андреев обращен на поселение в Олекминск Якутской области, где занимался хлебопашеством.

Вскоре после своего приезда в Олекминск, А. Н. Андреев вместе с Н. А. Чижовым создали небольшой кружок, в который вошли лица, стремившиеся к культуре: доктор Орлеанский, купцы Подъяков и Дудников, исправник Федоров и др. Они устраивали чтение книг и журналов, общественные гуляния, выписку прогрессивных журналов. Желая принести пользу населению Олекминска, А. Н. Андреев совместно с Н. А. Чижовым, на собственные средства построили первую в городе мельницу.

Известен факт, что Андреев, сосланный в Олекминск, помогал норвежскому астроному лейтенанту Дуэ исследовать слюду на берегах Олекмы.

Весной 1829 года по Восточной Сибири путешествовали лейтенант норвежского флота астроном Дуэ и немецкий физик Эрман . Они входили в состав снаряжённой норвежским правительством научной кругосветной экспедиции, которая поручила лейтенанту Дуэ отправиться по Лене к северу для определения точного пункта магнитного полюса, а сама отправилась до Охотска, откуда через Тихий и Атлантический океаны вернулась на родину. Лейтенант Дуэ посетил Вилюйск , Якутск и другие места ссылки декабристов. В Витиме он встретился с Назимовым, Заикиным и Загорецким. «Судя по письму Дуэ из Якутска в мае месяце , - писал в своих воспоминаниях М. И. Муравьёв-Апостол , - я убедился в живом и дружеском участии, какое он принимал в моей судьбе, равно и всех моих товарищей, поселённых вдоль по Лене, с которыми он успел сблизиться. Бестужев, Андреев , Веденяпин, Чижов, Назимов, Загорецкий, Заикин - все его полюбили, а последний, бывший хорошим математиком, по просьбе его взялся проверить сделанные им астрономические исчисления ».

2 декабря 1828 года Александр Сергеевич Грибоедов , которой в конце января 1826 года тоже был арестован по делу декабристов, но из-за отсутствия доказательств освобожден, писал из Тавриза Сахно-Устимовичу : «Еще просьба о разжалованном Андрееве . Любезный друг, я знаю, кого прошу. Заступите мое место при Графе , будьте в помощь этому несчастливцу. При сем и записка об нем. Сестра заливается слезами, говоря о его несчастных родителях ».

Частые неурожаи, отсутствие помощи от родных вынудили Андреева в 1831 году обратиться с ходатайством о разрешении поступить в услужение к частным лицам для снискания себе пропитания, в чём ему было отказано.

По высочайшему повелению 6.5.1831 предложено генерал-губернатору Восточной Сибири перевести Андреева в другое место с более умеренными ценами. Выбор Лавинского остановился на Верхнеудинске ; по дороге туда Андреев утром 27.9.1831 года прибыл в с. Верхоленское Иркутского округа и остановился для отдыха у поселенного там декабриста Н. П. Репина, с которым вместе и сгорел при случившемся в доме пожаре в ночь на 28.9.1831 (могила не сохранилась).

Осенью того же года дошла до нас весть, что Репин сгорел вместе с товарищем Андреевым, который поступил из Петропавловской крепости прямо на поселение в Киренск, Иркутской губернии, и был переведен оттуда в Верхнеудинск; на пути в новое место жительства остановился ночевать на берегу Лены, в Верхоленске, где был поселен Репин, в 200 верстах от Иркутска…

…С Андреевым виделся я только в доме коменданта Сукина, когда нас посадили в крепость, и еще на гласисе в день исполнения приговора; он служил в лейб-гвардии Измайловском полку.

Я слышал от близко знавших его, что он был очень умный, добрый и образованный молодой человек. Сибиряк позже рассказывал мне, будто бы они погибли от руки убийц, которые знали, что у них были деньги, ограбили, убили и подожгли дом. Наверно знаю, что так убиты были в Енисейске наши товарищи Лисовский и Абрамов 2-й.

Биография

Творчество, основные идеи

Произведения

Рассказы

Романы и повести

Экранизации произведений

Леонид Николаевич Андреев (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.

Биография

Детство

Родился в Орле в обеспеченной семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (Пацковской) — дочери разорившегося польского помещика. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца, материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на Юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».

В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газете «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch». В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 г. его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь».

В 1902 Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 г. приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

В 1906 г. писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). От родов умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря). Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького. После начала реакции в 1907 г. Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 г. Андреев переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 г. активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».

Первая мировая война, революция 1917 г. и смерть писателя

Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:

Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля».

Октябрьскую революцию не принял и не понял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1956 г. перезахоронен в Ленинграде на Волковом кладбище.

В 1991 г. в Орле, на родине писателя, открылся дом-музей Леонида Андреева.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1907−1908 годы — доходный дом К. Х. Гельдаля — Каменноостровский проспект, 13;
  • 1914−1917 годы — доходный дом К. И. Розенштейна — Большой проспект, 75.

Творчество, основные идеи

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Произведения

Рассказы

Пьесы

  • 1906 — «К звёздам»
  • 1907 — «Жизнь человека»
  • 1907 — «Савва»
  • 1908 — «Царь Голод»
  • 1909 — «Анатэма»
  • 1909 — «Дни нашей жизни»
  • 1910 — «Анфиса»
  • 1910 — «Gaudeamus»
  • «Катерина Ивановна»
  • «Мысль»
  • «Тот, кто получает пощёчины»

Романы и повести

  • 1903 — «Жизнь Василия Фивейского»
  • 1905 — «Губернатор»
  • 1907 — «Иуда Искариот и другие»
  • 1911 — «Сашка Жегулёв»
  • 1916 — «Иго войны»
  • 1919 — «Дневник Сатаны» (не окончен)

Экранизации произведений

  • 1916 — Тот, кто получает пощечины (Российская Империя)
  • 1924 — Тот, кто получает пощечины (США)
  • 1987 — Христиане
  • 1990 — Очищение
  • 1991 — Ночь грешников (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
  • 2009 — Бездна (Россия)

Николай Андре­евич Андреев (1889-1939) - русcкий советский живописец. Член , один из организаторов общества художников «Новая Сибирь». В ИОХМе - 11 жи­вописных работ и до 20 графи­ческих. 29 апреля 1937 незаконно репрессирован, в марте 1957 реабилитирован посмертно. Умер в .

Биография

В 1928 по инициативе общества в Якутске была впервые организована выставка картин иркутских художников, посвященная быту народов Якутии и Крайнего Севера. Ее сопровождал Андреев.

Изучение Севера свидетельствует не просто об увлечении экзотикой края, это была теоретическая установка художника, видевшего обогащение арсенала искусства путем взаимодействия с культурой национальных меньшинств. При всей увлеченности Андреева местным материалом он никогда не попадает под его влияние, сохраняя свой художественный метод. Одной из наиболее важных граней его творчества является постижение сути национального характера. Наиболее ярко это проявилось в картине «Пуговичник. Такмосит» (ее еще называют «Жилище Такмосита»). «С полотна задумчиво смотрит старый тунгус. Костлявые руки цепко, словно за жизнь, держатся за посох. Вокруг холодные горы остро Мамонтовых могил около бухты Тикси. Охотник (здесь Томаксит) занесен сюда с собаками на льдине. Питаясь одной рыбой, он прожил здесь два года, разведя большую стаю собак. Экспедиция, в которой находился Андреев, обнаружила его. Художник потрясен выдержкой нового Робинзона» ,- рассказывается в одной статей И. Аргунского ().

Андреев писал картины довольно долго, в течение нескольких лет, много внимаш уделял сбору материала, вынашивал в себе тему. Обычно он вел параллельно несколько холстов, часто возвращаясь к давно начатым. Много переделывал, мучительно добиваясь полного соответствия своему замыслу, что, заметим, нередко вызывало недовольство критики.

Наиболее показательна в этом плане работа над темой «Собаки Севера» (1935), «На полотне одиннадцать гиляцких ездовых собак ,- пишет И. Аргунский в той же статье,- расположившихся перед школьником (рыбосушилка). Вдали студеные волны татарского пролива. Вечереет. Художник восстанавливает действительную картину по доброму десятку этюдов. Много наблюдательности потребовалось, чтобы придать каждой из одиннадцати собак свои индивидуальные черты, свой характер, позу, настроение. Эскизы собак писались в разных местах с натуры ».

Андреев много путешествовал с караванами транспортных судов по сибирским рекам, не только обогащая себя запасами творческих впечатлений, но и устранен передвижные выставки, проводя встречи и беседы с самым неподготовленным непросвещенным зрителем.

Он жил искусством. Несомненно, его не могли не волновать проблемы организации художественной жизни Сибири. Андреев ратует за улучшение материально-бытовых условий художников и предлагает вполне конкретные меры, такие, например, как привлечение художественной промышленности, переключение лучших сил на фарфоровую фабрику, организацию в Дома самодеятельного творчества. Об этом он взволнованно говорил на 1-й краевой конференции Восточно-Сибирского края. Очень многие проблемы, поставленные тогда, в 1930-х актуальны и не решены сегодня.

Творчество Н. А. Андреева изучено недостаточно. Его последние произведения «Лесорубы» (1937) и «Партизаны» (1938) остались незаконченными. Но даже основываясь на уцелевших работах (названных произведениях из коллекции Иркутского областного художественного музея и нескольких произведениях, хранящихся в Новосибирской картинной галерее), можно сделать вывод, что это был крупный, незаурядный художник, оставивший след как в изобразительном искусстве, так и в культурной жизни Сибири.

Литература

  1. Ларева Т.Г. Андреев Николай Андреевич. Художники . - 1994.

Ссылки

  1. Андреев Николай Андреевич // Культура Приангарья: сайт
  2. Андреев Николай Андреевич // История и культура Сибири: сайт
  3. Андреев Николай Андреевич // Ассоциация жертв политических репрессий: сайт

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919гг.) - русский писатель, родоначальник русского экспрессионизма, один из представителей Серебряного века русской литературы.

Леонид Андреев родился 9 (21) августа 1871 года, в городе Орёл Российской империи. Его отец, Николай Иванович Андреев (1847-1889) был землемером-таксатором, а мать Анастасия Николаевна Пацковская - дочерью польского помещика.

Леонид с самого детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но к счастью, остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. После смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

1901 год в биографии писателя Леонида Андреева стал переломным. К нему пришла настоящая слава после того, как в журнале «Жизнь» был издан его рассказ «Жили-были».

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов.

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он пишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 - до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году - Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Первая мировая война и революция 1917 года

Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением. Из интервью газете «Нью-Йорк Таймс», сентябрь 1914 года: «Победить Германию необходимо - это вопрос жизни и смерти не только для России - величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».

Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

После Февральской революции 1917 года был членом редакционного Совета реакционной газеты «Русская воля».

Октябрьскую революцию Леонид Андреев не приветствовал. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, (Нейвола, Финляндия) на даче у своего друга - врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году был перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-Музей Леонида Андреева. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.

Творчество, основные идеи

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.

Творческий стиль Леонида Андреева своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличаются резкостью контрастов, неожиданными поворотами сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан выдающимся писателем Серебряного века русской литературы.