Рабочая программа на тему: Программа "Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста". Из опыта работы: Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах

Статья посвящена проблеме обучения дошкольников основам нотной грамоты и развития творческих способностей, приобщении их к музыкальному искусству. В рамках опыта работы был обобщен материал многих авторов, созданы авторские видеопроекты, направленные на развитие творческого потенциала детей . Опыт апробирован на практике в течение 2011-2017г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволили достичь устойчивых качественных результатов освоения содержания программы музыкального воспитания дошкольников. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной дополнительной деятельности продиктована самой жизнью. Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.

В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.

Имея опыт работы преподавания теории музыки и сольфеджио в детской музыкальной школе, для детей подготовительной к школе группы организовала кружок «До, ми, солька» по обучению основам нотной грамоты.

Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель - помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.

Принципы, направления, правила работы.

  • «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» - Х. Хайнер.
  • Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Игра естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые музыкальные явления и процессы, познаёт их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию. Поэтому чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал.

Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей активно использую информационно коммуникационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей. Видео материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Использование видеопроектов эффективно способствует решению этой задачи.

Внимание необходимо уделить и сказке. Сказка, сказочные образы и символика, близкие и понятные детям: ведь ребёнок живёт в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребёнка в мир музыки – музыкальной сказки.

На маленького ребёнка обрушивается большое количество новой информации, которую ему необходимо осознать и запомнить. Скажем, такие понятия, как «высокий - низкий» , «длинный – короткий» в обыденной жизни имеют совершенно иное толкование, в этой связи будет правильным вводить как можно больше всевозможного игрового и наглядного материала, который является как бы связующим звеном между сложными терминами музыкальной теории и обыденными представлениями ребёнка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.

Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи, в которых зарифмованы правила, картинки, помогающие усилить вербальный образ, - всё это помогает ребёнку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально – теоретического материала, с которым ранее он никогда не сталкивался. Малышу совершенно необходимы такие аналогии, так как его абстрактное мышление находится только на начальном этапе формирования и память способна удерживать долго и надёжно лишь положения, подкреплённые понятными и привычными образами.

Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить» . Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение» , «театр» , «игру» . И любой сказочно – игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.

Сказки, стихи и истории хорошо подходят и для домашних занятий. Можно предложить детям нарисовать собственные иллюстрации, придумать свои собственные музыкальные рассказы и сказки. Как правило, фантазия детей сразу же начинает работать, и часто результат этого «детского творчества» превосходит все ожидания.

В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы мной было создано более 50 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах) . Разработано методическое пособие «Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий» , в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

В результате дополнительной образовательной деятельности дети научатся читать ноты и чисто интонировать, придут в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование.

Литература:

  • Светличная Л. В. «Сказка о музыке» «Сфера» , Москва 2003г.
  • Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера» , Москва 2004г.
  • Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту» Издательский Дом «Нева» 2002г.
  • Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
  • Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
  • Жакович В. В. «Музыкальная грамота для самых маленьких» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г
  • Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. -№4.

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой .

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время . Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм .

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется : чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек , которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях , однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом . Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом .

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

№ Занятия

Тема занятия

Цель

Музыкальные и шумовые звуки

научить детей различать шумовые и музыкальные звуки

Высокие и низкие звуки

Клавиши и клавиатура

познакомить детей с клавишами и клавиатурой

Октавы

усвоить расположение октав на клавиатуре

Ноты и нотоносец

раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ

Скрипичный ключ

познакомить детей со скрипичным ключом

Ноты

познакомить детей с конкретными названиями нот

Такт и тактовая черта

объяснить детям, что такое такт и тактовая черта

Длительности нот

помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта

Нота с точкой

объяснить детям, что означает нота с точкой

Размер

на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером

Паузы

познакомить детей с понятием паузы

Штрихи

научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато

Динамические оттенки

запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски

Мажорный и минорный лады

познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным

Занятие 1

Музыкальные и шумовые звуки

Цель:

  • научить детей различать шумовые и музыкальные звуки.

В стихотворной форме умышленно объясняются шумовые звуки, а музыкальные упоминаются только в конце.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки –

Музыкальные есть звуки.

Задание 1 . Подвести ребёнка к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. По слуху определить, где – шумовые звуки, а где – музыкальные.

Занятие 2.

Высокие и низкие звуки

Цель:

  • научить различать высокий и низкий регистры

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно с глубоким погружением и в мир сказочный, игрушечный, любимый ими всей душой. Любима игрушка способна оживить занятие, помочь в усвоении нового материала. Разница между высокими и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

1. Объяснение темы

Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого – с «тонкой» струной. Ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше, «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в сказке «Про девочку Нину» так движется кошка).

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали её Нина. Кто-то подарил ей пианино на День рождения, а она играть на нём не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже Мурку-кошку. Рассердилась Нина и спать пошла. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон:

Будто дома она да кошка,

И сидят они у окошка.

А за спиной: «Бум! Бум!»

Обернулась Нина, услышав шум,

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот открывает,

А под крышкой клавиши в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое пианино

Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Но тут кошка на клавиши – прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идёт,

А пианино поёт, поёт.

Мурка неслышно ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось –

Кошка вдруг говорить научилось:

«Мяу, всё тебе расскажу.

Хочешь, секрет покажу!» -

Нине она говорит

И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдёт –

А если повернёт правее –

Звуки всё выше, нежнее.

В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

А струн коротких и тонких,

А чем толще, длиннее струна –

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает –

Молоточек по струне ударяет:

Струна звенит, поёт,

Думает девочка Нина:

«Совсем не странное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиши касаться –

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

P.S: И наоборот, звуки становятся ниже, “тоньше», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

2. Закрепление материала

а) Педагог исполняет правой рукой звукоряд, поочерёдно вверх и вниз (кроме звукоряда, по усмотрению педагога, можно воспроизвести короткие (звуки) мотивы, отдалённые звуки и т.п.). Левая рука его, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам: или поднимаясь, или опускаясь.

б) Педагог играет звукоряд. В это время ученик с помощью игрушки показывает направление движения звуков.

3. Повторение

Игрушка здесь не участвует. Педагог играет звукоряд. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку едет машина (идёт кукла), с верхней веточки на нижнюю или наоборот летит попугай.

Закрепить пройденный материал детям поможет задание 2 .

Занятие 3.

Клавиши и клавиатура

Цель:

  • познакомить детей с клавишами и клавиатурой.

Чтобы этот непростой материал был преподнесён детям в занимательной, интересной форме, используем стихи и рисунки.

Чудеса тут, да и только!

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имён лишь семь у них.

Как же мне не спутать их?

Видишь чёрных клавиш ряд?

Их то две, то три подряд,

Лишь две чёрненьких нажмёшь,

Между ними ре найдёшь.

Слева – до , а справа – ми,

По порядку их нажми:

До, ре, ми .

Рядышком теперь, смотри,

Видишь, чёрных клавиш три?

От них слева фа живёт,

Песенку свою поёт.

Возле фа – соль, ля сидят

И вдвоём на си глядят.

Ну, а си совсем несложно,

Очень просто найти можно:

Справа от трёх чёрных клавиш

Дома ты её застанешь.

А теперь произнеси:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Друг за дружкой их сыграй

И тихонько повторяй:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Только си ты назовёшь –

Рядом снова до найдёшь.

Если мы от до ушли,

До другого до дошли –

Значит целую ОКТАВУ

Вместе мы с тобой прошли.

Ну-ка, быстро, раз, два, три,

Это слово повтори: ОКТАВА .

Чудеса тут, да и только!

Хоть здесь клавиш разных столько –

Знаю я, как их зовут,

Знаю, где они живут.

Усвоить на практике местонахождение клавиш детям помогут

задания 3 и 4 .

Занятие 4.

Октавы

Цель:

  • усвоить расположение октав на клавиатуре.

Пояснительная записка

Полезно использовать карточки с изображениями животных из задания 2, те которые помогли в изучении регистров. Для этого их надо расположить на клавиатуре в следующем порядке:

  1. Субконтроктава – слон
  2. Котроктава – слонёнок
  3. Большая октава – медведь
  4. Малая октава – медвежонок
  5. Первая октава – кошка
  6. Вторая октава – котёнок
  7. Третья октава – мышка
  8. Четвёртая октава – мышонок

Задания 5 – 6.

Для закрепления материала используется задание 7 , где вводится понятие – до второй октавы.

Занятие 5.

Ноты и нотоносец

Цель:

  • раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ.

Пояснительная записка

Чтобы усвоение нового материала было более твёрдым, в данной теме сведения о ключе не упоминаются, а раз так, то и ноты объясняются пока просто как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Позже, после знакомства детей со скрипичным ключом, будет рассказано о конкретных названиях нот.

При такой последовательности изучения нот педагог ставит цель показать детям, как выглядят знаки-ноты и где они пишутся – на линейках, между линейками, под ними и над ними.

В это же время даются и начальные представления о длительности нот – задание 8 . Объяснить детям, что звуки бывают долгими и короткими, можно на примере какой-либо песни. Для этого необходимо, чтобы дети пропели несколько её строк, одновременно отхлопывая в ладоши ритмический рисунок мелодии.

Надёжней усвоить этот материал поможет задание 9 .

Понятие «нотоносец», о котором дети узнают из стихотворения, следует дополнить другим названием нотоносца – нотный стан.

Вот пятиэтажный дом.

Проживают знаки в нём.

Нотоносец дом зовут,

Знаки-ноты в нём живут.

(Показать иллюстрацию дома с нотами)

Занятие 6.

Скрипичный ключ

Цель:

  • познакомить детей со скрипичным ключом.

Пояснительная записка

После знакомства детей со «Сказкой о мудрой сове», педагог должен пояснить: ключ называют «скрипичным» потому, что он как бы ведает нотами, у которых звучание такое же высокое, как и у скрипки.

Сказка о мудрой сове

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот…

Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,

Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:

– Добрая сова, помоги, от беды меня убереги.

Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю,

Ему проснуться помогаю,

Но сегодня злые пауки

Спрятали все ноты в сундуки.

И сундуки те на замок закрыли,

А ключи от замков в земле зарыли,

Без песенки я жить не могу.

Как солнышку теперь помогу?

– Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нём что-то рисовать, приговаривая:

Я сначала нарисую закорючку вот такую,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь,

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовётся он скрипичный .

И второе имя есть,

Напишу его я здесь: ключ соль.

Запомни, птичка – серенькая невеличка,

Он называется так потому,

Что начало завиточка

На второй рисуют строчке, –

Как раз на той самой второй строчке, где пишется нота соль первой октавы. Бери, птичка, этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.

Поблагодарила птичка – серенькая - невеличка добрую сову и полетела за своими нотами.

Вот так помогла сова птичке вернуть её песенку.

Написание скрипичного ключа дети могут освоить, выполняя задание 10 . Пьесу «Народная прибаутка» сначала следует играть 3-им пальцем правой руки, а затем 3-им пальцем левой руки.

Занятие 7.

Ноты

Цель:

  • познакомить детей с конкретными названиями нот.

Чтобы пьесы исполнять,

Ноты нужно твёрдо знать.

Вот – до, ре Вот ля и си

Выучи названия нот и где каждая живёт.

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберёт?

Будто капельки похожи,

Различить мы их не можем.

Вот что: ноты все украсим,

Словно радугу раскрасим.

И запомним сразу мы,

Где тут фа , а где тут ми .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Облегчит усвоение этого материала задание 11 .

Сказка про петушка

(Прочитай сказку, называя ноты вместо пропущенных слогов).

Жил да был петух на свете

чего хорош был Петя!

Утром солнце лишь проснётся,

Петя гом вст пенётся,

Песню звонкую споёт

И гу ть на луг идёт

мо ма, мо сада,

Мо сломанной ограды,

Погу ет и вернётся,

За дела свои возьмётся.

Приведёт в порядок м,

Печь затопит, а потом

Сходит Петя в огород.

Там,горох сорвёт,

Да нако т колосков –

Вот уж завтрак и готов.

Чистый ртучек наденет,

На столе он скатерть сменит,

Поставит, угощенья.

Ай, да, Петя! Заг денье!

Тут друзья в окно стучат.

– Заходите, я вам рад!

Занятие 8.

Такт и тактовая черта

Цель:

  • объяснить детям, что такое такт и тактовая черта.

Пояснительная записка

К этой теме не требуется дополнительных комментариев, так как материал в заданиях 12 – 15 изложен довольно полно. Для закрепления темы дана «Перемена»: соотнеся изображение комнат в доме с изображением нотоносца, дети сосчитают количество комнат в доме и легко определят количество «комнат – тактов» на нотоносце.

Занятие 9.

Длительности нот

Цель:

  • помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта.

Пояснительная записка

При изучении этой темы дети испытывают определённые трудности. Чтобы облегчить усвоение данного материала, предлагается сказка «Дружная семья».

Как известно, у детей и взрослых динамика разная (дети намного подвижней взрослых). На основе данного принципа и построена эта сказка: в ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные – мамами и папами, половинные – бабушками, а целая – прабабушкой. Всё это наглядно объясняет соотношение длительности и счёта.

Дружная семья

Жила-была дружная семья:

Прабабушка, две бабушки

Мамы с папами

И ребятишки

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх.

Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры 1,2,3,4 решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге бегут ребятишки

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали

И шаги свои вмиг сосчитали:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Вот у них и получилось!

Ну, и бабушки, чтоб не отстать,

Вот так:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Тут прабабушка тихо сказала:

– А я тоже шаги сосчитала:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли,

И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.

P.S.: Не следует на начальном этапе обучения огорчаться из-за того, что дети иногда вместо конкретного названия длительности ноты (например, половинная) называют её «бабушкой». В этом случае важно попросить ребёнка вспомнить настоящее название длительности данной ноты. От употребления и того, и другого названия длительностей («бабушка», половинная) постепенно можно перейти к использованию только настоящего названия.

После ознакомления с предложенным материалом через чтение сказки переходим к заданиям 16 – 18 – всё это и составит занятие.

Занятие 10.

Нота с точкой

Цель:

  • объяснить детям, что означает нота с точкой.

Пояснительная записка

Стихи и задание 19 облегчат детям усвоение этой довольно непростой темы. Но для того, чтобы этот материал воспринимался проще, полезно на начальном этапе у точки подрисовать штиль так: или так:

Занятие 11.

Размер

Цель:

  • на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером.

Пояснительная записка

Тема не требует дополнений. Для лучшего усвоения материала полезно использовать задание 20 – «Музыкальное лото».

Занятие 12.

Паузы

Цель:

  • познакомить детей с понятием паузы.

Пояснительная записка

Для знакомства с понятием паузы предлагается сказка «Неразлучные друзья». Читая её, следует заострить внимание детей на том, что паузы в музыке надо так же слушать и считать, как и ноты.

Неразлучные друзья

Жил-был на свете мальчик Коля.

Учился он в музыкальной школе,

И была у него книжка.

И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилось такая история.

Только часы двенадцать пробили,

Вдруг эту книжку быстро открыли.

И кто бы вы думали, её открыл?

Ноты!

Да-да, ноты – невелички,

Которые жили на первых страничках.

Заплакали они, загоревали,

Что-то друг другу рассказывать стали.

Потом побежали по книжке без оглядки,

Только засверкали пятки.

Далеко убежали от нотоносца родного,

Остановились на одной странице, смотрят,

А место им незнакомо.

Какие-то знаки навстречу идут,

Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»

Ноты наперебой рассказывать стали:

Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.

Мальчик, который занимается по этой книжке,

Заставляет нас петь без передышки.

Вы бы только знали,

Как мы устали!

Ведь нельзя же нам всё время звучать,

Должны и мы иногда отдыхать.

Посмотрите, что с нами случилось,

Какая беда приключилась:

Половинная нота, бедная,

Стала ужасно бледная.

Целая так долго пела,

Что даже вся поседела.

Четвертная нота почернела от работы.

А мы, ноты восьмые, весёлые, озорные,

До того пели, старались,

Выслушали их знаки незнакомые и говорят:

Ну, об этом не стоит горевать,

Слёзы горючие проливать.

Мы как раз знаки молчания,

Обозначаем перерыв в звучании.

Паузы нас зовут.

Вот мы все тут.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целая пауза Половинная Четвертная Восьмая

Раз и, два и, три и, четыре и. Раз и, два и Раз и Раз

Вот и познакомились мы с вами, ноты.

Теперь вы по-другому запоёте.

Забирайтесь к нам на нотоносец,

Будем вместе жить,

Больше не о чем вам тужить.

Станем мы с вами неразлучными друзьями.

Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить - поживать, горя не знать.

Обращение к «забавным картинкам» поможет детям быстро и прочно запомнить, как выглядят паузы. Им легко вообразить, что целая пауза, как табличка, висит на линейке; половинная, будто сундучок на полке, лежит на линейке; четвертная похожа на змейку; а восьмая напоминает фигуристку.

Занятие 13.

Штрихи

Цель:

  • научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато.

Пояснительная записка

Тема наглядно раскрывается в стихах и рисунках, приведённых в задании 27 . Необходимо выучить:

Точка над нотой и точка под нотой,

Скажи-ка нам, точечка, кто ты?

Знайте, ребята, зовусь я стаккато ,

Плясать заставляю я ноты.

Стаккато – коротко, отрывисто.

Лига

Ой, дуга, какая тут!

Как, скажи, тебя зовут?

Лига называюсь я.

И запомните, друзья,

В пьесах роль моя важна,

Нотам очень я нужна

Для того, чтоб их учить

Плавной поступью ходить.

Ну, а поступь та, ребята,

Называется легато .

Легато – плавно, связно .

Занятие 14.

Динамические оттенки

Цель:

  • запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски.

Пояснительная записка

Усвоению темы помогут рисунки и прослушивание пьесы Д.Г. Тюрка «Я так устал» в разной манере исполнения из задания 28 .

Первый раз педагог играет невыразительно, ровным звуком, а второй раз – точно выполняя все динамические оттенки для того, чтобы дети отдали предпочтение не монотонному, а красочному исполнению, полностью раскрывающему смысл пьесы.

После этого можно перейти непосредственно к знакомству с названиями и назначениями динамических оттенков. Распределение цветовой яркости красок на палитре будет способствовать лучшему восприятию сути динамических оттенков.

Занятие 15.

Мажорный и минорный лады

Цель:

  • познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным.

Пояснительная записка

Известно, насколько эта тема сложна для объяснения маленьким детям и как трудно они воспринимают её. Сказка «Два брата» облегчит её восприятие.

ДВА БРАТА

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-дон-Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами поболтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам песню запевать.

Солдаты были у него необычные –

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся, с боку на бок повернётся,

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так, и сяк,

А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали МАЖОР , а грустного – МИНОР . Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,

Королю, как положено поклонились.

Здравствуй, Дин-Дон, – говорят. –

Хотим послушать твоих солдат.

А ну, – скомандовал Звукам король, –

Запевать все изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Давай, – говорят, – Дин-Дон, мы тебе поможем,

Из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –

Получился ЗВУКОРЯД .

Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчи-и-тайсь!»

Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон.

Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все мы дру - жно вста – ли в ряд, по – лу – чил - ся зу – ко - ряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не про – стой ма – жор – ный, ра – дост – ный, за – дор – ный!

Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон, полутон рассчи – и – тайсь!». Звуки сразу почему – то загрустили, нехотя рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, полутон,

Тон, тон.

Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы ми – нор – ный зву – ко – ряд груст – ных зву – ков длин – ный ряд

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пес – ню груст – ну – ю по – ём и сей – час мы за – ре – вём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин-Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал.

Загрустит он – Минор явится,

Захочет веселиться – Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно,

И песни зазвучали складно!


Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в любом дошкольном образовательном учреждении должно уделятся особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, на музыкальных развлечениях, досугах и во время индивидуальной работы с детьми.

Принцип обучения «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основан и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на Д. М. И. с другими аспектами музыкальной подготовки.

Первоначальное обучение игре на музыкальных инструментах осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, но этого не достаточно. Поэтому важно, чтобы все попевки и упражнения, которые разучивались, были закреплены в группе под руководством воспитателей, повторять и закреплять пройденный материал, давать возможность детям проявить творческую инициативу и самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Для того чтобы облегчить работу воспитателей, и заинтересовать детей предлагается:

активно использовать ритмические карточки;

записывать упражнения и попевки при помощи «цветной» нотной грамоты, что прежде всего является методическим пособием для воспитателей и дидактическим для детей.

Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

В средней группе ритмические карточки – это, прежде всего, методический материал для воспитателей. При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Важно, чтобы ритмические карточки были организованы, то есть соответствовали размеру: четыре четверти, три четверти или две четверти. В игровой форме можно моделировать ритмические фразы из попевок. Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах не только при импровизации, но и при игре по партитуре, стоит только лишь вспомнить тот или иной ритмический рисунок, который был выучен раньше.

«Цветная» нотная грамота - это доступный и интересный способ знакомства малыша с миром звуков. На каждой пластине металлофона, в приделах октавы, имеется цветная метка, которая, позволяет быстро находить нужную ноту. Ноты второй октавы дублируются: цвет остается тот же, но появляется знак «птичка-кавычка», ребенку объясняю, что название нотки такое же, но звук более высокий. Начинать знакомство с «цветными» нотами можно в средней возрастной группе, используя метод последовательности и доступности. Объясняю, что каждая нотка окрасилась в свой цвет, предлагаю найти красную нотку на металлофоне, ребенок с удовольствием это делает, ударяя по пластине молоточком - отрабатываем технику удара.

Необходимо отметить, что в работе с детьми, применять методику игры по цветной нотной грамоте целесообразно при первоначальном освоении музыкальных инструментов и при разучивании упражнений или попевок.

Одним из главенствующих способов обучения детей игре на музыкальных инструментах является – игра по слуху. Ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и играет на инструменте - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.

Необходимо, чтобы инструментальные попевки и упражнения, при разучивании, сопровождались пением, так как пропевание позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховое представление.

В старшей и подготовительной группе диапазон попевок расширяется и, на мой взгляд, «цветная» нотная грамота помогает эффективней работать с музыкальным материалом. Во время самостоятельной музыкальной деятельности и музицирования в группе воспитатель может помочь юному музыканту, если необходимо, вспомнить ритмический рисунок, направление мелодии, так как всегда под рукой музыкальные карточки. (Необходимо проводить с воспитателями мастер- классы и семинары практикуму по теме музицирования).

Важно, чтобы весь материал преподносить детям доступно, последовательно и в игровой форме.

Предлагаю методику использования «Цветной» нотной грамоты.

Использование «Цветной» нотной грамоты при игре на металлофоне: детям сложно первоначально добиваться правильного удара по пластине металлофона (молоточек не отскакивает, звук гаснет, чтобы упражнения по отработке правильного удара не были скучными, предлагается использовать цветные флажки, соответствующие пластинам на инструменте с цветными метками:

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру на внимание. Участвует несколько детей 3-5 человек, по количеству металлофонов. Руководитель показывает флажок определенного цвета – исполнители последовательно ударяют по пластине инструмента. Далее задание усложняется: задается определенный ритмический рисунок, также по показу флажка уже другого цвета звучит музыкальная фраза на всех инструментах по очереди.

Более сложный вариант: используется несколько звуков (несколько цветов). По показу цветных флажков в определенной последовательности музыканты исполняют музыкальную фразу по очереди, затем - исполняется одновременно.

Так в игровой форме можно отрабатывать удары и добиваться красивого звучания при игре на металлофоне.

Использование «Цветных» нот при импровизации (6-7 лет) :

Музыкальный руководитель показывает несколько флажков разного цвета, и предлагает детям придумать и исполнить короткую музыкальную фразу, используя предложенные ноты. Дается несколько минут для самостоятельной работы, а затем юные музыканты исполняют свою импровизацию поочередно. Дошкольникам предлагается вспомнить один из ритмических рисунков, так как к этому возрасту у них уже накоплен определенный запас ритмических модулей, а затем использовать предложенные ноты. И желательно, чтобы получилась законченная музыкальная фраза – предлагается начинать и заканчивать мелодию на одном и том же звуке.

Применение «Цв. Н.» при игре на диатонических колокольчиках:

У каждого музыканта по одному колокольчику в руке. Все сидят или стоят в последовательности диатонического звукоряда. Желательно, чтобы мелодия или песня, которая предлагается для исполнения была знакома. Исполнители ритмически воспроизводят рисунок (на слоги та; ти, если это песня- поют слова. Музыкальный руководитель показывает флажки в определенной последовательности, а дети воспроизводят звук в момент показа флажка соответствующего цвету колокольчика. При первоначальном исполнения руководитель напевает ритмический рисунок вместе с юными музыкантами. При дальнейшем разучивании нет необходимости музыкальному руководителю показывать цветные флажки, каждый ребенок, как правило, запоминает момент своего вступления.

Музыкальный номер с применением диатонических колокольчиков можно показать на открытых мероприятиях и праздниках в сопровождении аккомпанемента исполненным музыкальным руководителем или параллельно звучащей фонограммой в темпе, который выдерживают юные музыканты. Этот вариант эффективно можно использовать на праздничных мероприятиях, где музыкантами будут родители - музыкальный номер без предварительной подготовки.

Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру:

Т. Э. Тютюнникова:

ДЕТИ ИГРАЮТ,НО ОНИ НЕ ОСОЗНАЮТ, ЧТО ИХ УЧАТ

Умелое и грамотное использование «Цветной» нотной грамоты музыкальным руководителем и воспитателями является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.

На первый взгляд музыкальная грамота кажется невероятно сложной и непонятной.

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков.
    По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.
  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

  • плотный картон белого цвета;
  • ножницы;
  • прищепки или держатели для бумаги;
  • плотная нить.

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Запоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Давайте малышу время для отдыха и игр!