Тема революции и гражданской войны в прозе 20 х годов. Тема гражданской войны в отечественной литературе хх века по одному или нескольким произведениям - реферат

Овчинников Фёдор

Сопоставлены образы героев, ключевые эпизоды, авторское отношение к изображаемому в произведениях;

Составлен словарик литературоведческих терминов и примеров лексики, отражающей период Гражданской войны

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Изображение Гражданской войны в отечественной литературе 20-ых годов XX века» Составитель: Овчинников Ф. А., ученик 10 «А» класса Руководитель: Жуковская Е. В., учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 Хабаровск - 2018

Рассматриваемые произведения А. А. Фадеев, «Разгром », первая публикация: 1927г. М. А. Булгаков, «Белая гвардия», первая публикация: 1925г. И. Э. Бабель «Конармия», первая публикация: 1926г.

Цель и задачи Цель: сопоставление изображения гражданской войны в произведениях отечественных авторов 20-х годов Задачи: Прочитать произведения: А. А. Фадеев, «Разгром » , М. А. Булгаков, «Белая гвардия » , И. Э. Бабель «Конармия » ; Сопоставить образы героев и ключевые эпизоды в данных произведениях и авторское отношение к изображаемому; Составить словарик литературоведческих терминов и примеров лексики, отражающей период Гражданской войны.

Александр Александрович Фадеев Исаак Эммануилович Бабель Михаил Афанасьевич Булгаков Авторы произведений

Ключевые персонажи в романе А. А. Фадеева « Разгром» Левинсон - командир отряда, сын торговца подержанной мебелью. Павел Мечик - интеллигентный молодой человек, окончивший гимназию. Морозка (Иван Морозов) – ординарец Левинсона, шахтер 27-ми лет.

Ключевые персонажи в книге И. Э. Бабеля «Конармия» Лютов - главный герой-рассказчик цикла, фигурирующий в большинстве рассказов; еврей-одессит, брошенный женой; кандидат прав Петербургского университета.

Ключевые персонажи в романе М. Ф. Булгакова «Белая гвардия» Алексей Турбин - самый старший в семье, военный врач, 28 лет. Николай Турбин - самый младший в семье Турбиных, 17 лет, юнкер.

Фрагменты из романа А. А. Фадеева «Разгром» Конфискация свиньи у корейца «– Стреляйте, все равно,– махнул Левинсон и сморщился, словно стрелять должны были в него» Убийство Фролова «Левинсон хотел было назвать одним словом то единственное, что оставалось им, но, видно, слово это было настолько трудным, что он не смог его выговорить. Сташинский взглянул на него с опаской и удивлением и... понял.» «Кривя побелевшие губы, знобясь и страшно мигая одним глазом, Сташинский поднес мензурку. Фролов поддержал ее обеими руками и выпил.»

Фрагменты из книги И. Э. Бабеля «Конармия» Переход через Збруч «- Пане, - говорит она мне, - вы кричите со сна и вы бросаетесь. Я постелю вам в другом углу, потому что вы толкаете моего папашу... Она поднимает с полу худые свои ноги и круглый живот и снимает одеяло с заснувшего человека. Мертвый старик лежит там, закинувшись навзничь. Глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежит в его бороде, как кусок свинца.» Смерть Долгушова «Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки ползли на колени, и удары сердца были видны.»

Фрагменты из романа М. Ф. Булгакова «Белая гвардия» Убийство Фельдмана «Хорошо и то, что Фельдман умер легкой смертью. Некогда было сотнику Галаньбе. Поэтому он просто отмахнул шашкой Фельдману по голове.» Отступление юнкеров « Най-Турс подскочил к Николке вплотную, взмахнул левой свободной рукой и оборвал с Николки сначала левый, а затем правый погон. Вощеные лучшие нитки лопнули с треском, причем правый погон отлетел с шинельным мясом.»

Художественные средства в романе А. А. Фадеева «Разгром» «Лес распахнулся перед ними совсем неожиданно – простором высокого голубого неба и ярко-рыжего поля, облитого солнцем и скошенного, стлавшегося на две стороны, куда хватал глаз. На той стороне, у вербняка, сквозь который синела полноводная речица, – красуясь золотистыми шапками жирных стогов и скирд, виднелся ток. Там шла своя – веселая, звучная и хлопотливая – жизнь.»

Художественные средства в книге И. Э. Бабеля «Конармия» «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря. Тихая Волынь изгибается, Волынь уходит от нас в жемчужный туман березовых рощ, она вползает в цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля. Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами. Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу. Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов.»

Художественны средства в романе М. Ф. Булгакова «Белая гвардия» «Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу - коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками.» «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром»

Экранизации «Разгром»: 1931 - «Разгром». Режиссёр Николай Береснев; 1958 - «Юность наших отцов»(«Разгром»). Режиссёры: Михаил Калик, Борис Рыцарев; «Белая гвардия» и «Дни Турбиных »: 2012 - «Белая гвардия». Режиссёр Сергей Снежкин; 1979 - «Дни Турбиных ». Режиссер Владимир Басов; 1970 - «Бег». Режиссёры: Александр Алов и Владимир Наумов.

Словарик литературоведческих терминов Роман - литературный жанр, чаще прозаический, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Эпизод - с оставная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение. Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. Сказ - это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это - художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Словарик терминов Петлюровец – участник петлюровского белогвардейского движения; Начдив – начальник дивизии; Ординарец – военнослужащий офицер или рядовой, назначавшийся к войсковому штабу, к командиру или к почётному лицу для выполнения их поручений, главным образом, для связи и передачи приказаний. Шляхта – польское мелкопоместное дворянство.

Источники Конармия: Рассказы. – СПб. : Издательская группа « Лениздат », «Команда А», 2014. – 192с. Белая гвардия: роман / Булгаков Михаил Афанасьевич. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 352 с.– (Эксклюзив: Русская классика). Молодая гвардия. Роман. Разгром. Роман. Предисл. М Алексеева. Коммент. С. Преображенского. Оформ. Серии Б. Дехтерева. Ил. И оформ. тома О. Верейского. М., «Дет. Лит», 1977. 703 с. С ил. + фр. И нак. (Библиотека мировой литературы для детей, том 21). Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 7-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 464 с. Русская литература XX века. 11кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – в 2 ч. Ч 1 / В. В. Агеносов и др. ; Под ред. В. В Агеносова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. - 528с.: ил. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2.В А. Чалмаев, О.М. Михайлов, А. И. Павловский и др. ; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2002. – 384 с.: ил. – ISBN 5-09-011076-X. http:// www.bulgakov.ru http:// www.hrono.ru http://lib.ru

Выводы Произведения прочитаны; Сопоставлены образы героев, ключевые эпизоды, авторское отношение к изображаемому в произведениях; Составлен словарик литературоведческих терминов и примеров лексики, отражающей период Гражданской войны.

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Всеволожск

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Семинар (2 часа)

Цели урока:

образовательные:

    проследить, как в прозе 20-х годов отражена тема Гражданской войны;

    определить, что объединяет все рассмотренные произведения о Гражданской войне;

    отрабатывать навык анализа с учётом идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений;

воспитательные:

развивающие :

    развитие познавательного интереса через обращение к различным источникам;

    стимулирование познавательной активности учащихся;

    развитие умения логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения;

    развитие самостоятельности мышления;

    поощрять умение поддержать дискуссию и выйти на обобщение материала;

    развитие устной и письменной речи;

    развитие памяти.

Технологии:

Личностно-ориентированная;

Информационно-коммуникационная;

Проблемно-развивающая.

Формы организации деятельности:

Индивидуальная;

Групповая;

Коллективная.

Виды деятельности:

Работа с учебником;

Работа со справочниками;

Работа с текстом;

Творческая работа;

Самостоятельная работа;

Выразительное чтение;

Развёрнутый ответ на вопрос;

Сообщение по теме;

Дискуссия.

Частично-поисковый;

Репродуктивный;

Проблемный;

Исследовательский.

Оборудование:

Учебник;

Тексты художественных произведений;

Раздаточный материал;

Видеозапись фрагментов художественного фильма «Чужая кровь».

Виды контроля:

Размышление над произведением о Гражданской войне;

Контрольные вопросы;

Творческая работа (составление синквейнов).

Эпиграфы к уроку на доске:

Когда на арене европейской истории

появилась новая движущая сила – не личность,

а масса, наступил кризис гуманизма…

А.Блок.

Хорошие дела делает хороший человек.

Революция – это хорошее дело хороших

людей. Но хорошие люди не убивают…

И.Бабель.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

М.Горький.

План урока.

    Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя):

      проза 20-х годов о Гражданской войне – особая страница нашей литературы;

      новое время – новая концепция личности: отказ от «я» в пользу «мы», не личность, а масса;

      произведения, которые будут рассмотрены на уроке: И.Бабель «Конармия», М.Шолохов «Донские рассказы», А.Фадеев «Разгром».

2.Работа учащихся по группам.

Первая группа: И.Бабель «Конармия».

    История создания книги.

    Каковы оценки критиков 20-х годов, данные книге И.Бабеля.

    Дискуссия С.М.Буденного и А.М.Горького о «Конармии»:

    1. Что ставит в вину Бабелю Буденный?

      Убедительны ли доводы М.Горького?

    Какие рассказы из «Конармии» запомнились? Какие из них, по-вашему, отражают авторскую позицию?

      анализ рассказа «Переход через Збруч»

(проследить, как в рассказе проявляется мастерство

писателя; композиция, пейзаж,

изобразительно-выразительные средства);

b) анализ рассказа «Письмо».

    Повествование ведется от лица Васи Курдюкова. С какой целью?

    Какие особенности речи можете указать?

    Какие мысли возникают после чтения письма?

    Какие художественные детали подчёркивают античеловеческую сущность гражданской войны – войны, в которой нет ни победителей, ни побежденных?

Вторая группа: М.А. Шолохов «Донские рассказы».

    История создания. Место в творчестве.

    Как в рассказах «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя» выражается авторское отношение к Гражданской войне?

Третья группа: А.Фадеев «Разгром».

    История создания романа.

    «Разгром» - один из первых советских романов о Гражданской войне. Как в нём была отражена новая концепция личности.

    Проблематика романа:

а) интеллигенция и революция;

      проблема гуманизма;

3.Подведение итогов, выводы по теме урока.

4.Срезовая работа:

I. Ответы на вопросы.

    В чем заключалась новая концепция личности?

    Почему Гражданская война – это война, в которой нет ни побежденных, ни победителей?

    Какое из прочитанных произведений (или эпизод) произвело наибольшее впечатление?

    Как, по-вашему, решается одна из основных проблем романа «Разгром» - проблема гуманизма?

II. Творческое задание.

Составление синквейнов (Гражданская война)

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Наш урок мы посвящаем разговору о том, как изображена Гражданская война в прозе 20-х годов. Сегодня мы продолжаем разговор об одной из самых трагичных страниц нашей истории.

События Гражданской войны не могли оставить равнодушными писателей. Естественно, что уже в литературе20-х годов появились произведения, повествующие о них.

Мы поговорим лишь о нескольких книгах, в которых достаточно ярко отражены события того времени и, что самое главное, авторское отношение к ним.

Проза 20-х годов о Гражданской войне – это особая страница нашей литературы. Особенность её заключается в том, что произведения были написаны по следам событий, а авторы были их свидетелями и участниками.

Работая на уроке, мы проследим, как в выбранных вами произведениях показаны события и герои, с какой точки зрения подходит автор к изображаемому. Что представляется главным: мораль, гуманизм, нравственные качества или служение «высокой идее» и подчинение всего именно ей?

В ходе предварительной лекции мы отмечали, что в советской литературе была выдвинута новая концепция личности: не «я», а «мы», не личность, а масса. Размышляя о том, чем это грозит, А. Блок писал: (обращение к первому эпиграфу).

И.Бабель, подчёркивая античеловечность войны, в книге «Конармия» размышлял: (второй эпиграф).

М.Горький, говоря о том, что человек должен сохранить в себе человека, призывал: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения».

    Работа учащихся по группам.

Итак, предоставляем слово первой группе.

    Мы работали по вопросам, связанным с книгой И.Бабеля «Конармия». Первые рассказы из будущей книги «Конармия» были напечатаны в 1923-1924 годах. Они сразу привлекли внимание читателей и критики и получили довольно высокую оценку (их называли образцами истинно революционных произведений).

    Автор ничего не выдумывал, он писал о том, что знал и видел. Очень скоро оценка критики меняется, и писатель назван декадентом, клеветником и пасквилянтом. Вокруг имени и произведения Бабеля велись споры, в которых писателю и его книге давались как отрицательные, так и положительные характеристики: «Бабелю удалось раскрыть одну из труднейших тем – тему революционной войны. Впервые художник становится так прямо против жуткой, нечеловеческой по своему напряжению, еще живой истории…» (Яков Бенни).

    Буденный отмечал, что «гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни…, выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиро-коммунистов, фантазирует и просто лжет. Гражданин Бабель не мог видеть величайших сотрясений классовой борьбы, она была ему чужой, противной…»

    М.Горький, отвечая Буденному, писал, что книги, подобной «Конармии», не было еще в литературе. Автор правдиво показал трудный путь бойцов Красной Армии. Трудный, трагический и героический путь. Горький отмечал правдивость и талантливость книги.

    В рассказах Бабеля описывается жестокая, кровавая сторона революционной действительности. С кажущимся спокойствием автор повествует, как, например, «папаша» Курдюков «порубали» сына, а сын – «кончали папашу». Или не менее страшные строки о «пенистом коралловом ручье», который вылился из перерезанного горла пленного белогвардейца. В таких детализированных описаниях было много натурализма, и критики говорили, что запах «сырой крови» - самый обычный запах на страницах «Конармии».

    Подобные эпизоды не исключения или какие-то экстремальные случаи. Это «будничные злодеяния». От сознания «обычной», «привычной» жестокости становится страшно. Бабель показывает, как жестокость, война буквально переворачивают сознание людей, разрушают ту шкалу нравственных ценностей, которая создана многовековой историей человечества. Особенно ярко это прослеживается в рассказе «Письмо».

    Рассказ необычен в цикле «Конармия». Это письмо, продиктованное мальчиком Васей Курдюковым. Подросток, вовлеченный в страшные события эпохи, рассказывает о том, что произошло за последний год.

    Трагизм рассказа заключается в том, что мальчик совершенно спокойно описывает матери смерть брата и отца. Причем на его шкале иерархии событий эти происшествия не занимают первого места, не являются чем-то из ряда вон выходящим. На первое место Вася ставит заботу о коне и просьбу прислать посылку.

    Он пишет матери, как убивали отца и брата, вовсе не задумываясь, какую боль могут причинить эти слова. Гражданская война разделила мир на части: брат идет на брата, сын – на отца. Это трагедия. В этом рассказе она еще более страшна, так как описана с точки зрения ребенка, который воспринимает это буднично, не сожалея, не задумываясь. Семья Курдюковых уничтожена гражданской войной. По разные стороны оказались представители этой семьи. Невозможно ответить, почему так произошло, что они делят между собой. Это трагедия гражданской войны, которая разламывает, разрывает судьбы людей, как та линия, что пересекла фотографию семьи Курдюковых. Бессмысленно, необъяснимо…

    Стиль И.Бабеля особенный: сжатость, темы его прозы. Мышление передается через слово, жест, действие. «Стремительность» повествования чувствуется с первых строк. Это можно увидеть в рассказе «Переход через Збруч». В стилистике «Конармии» совмещены две речевые стихии: письменно-книжная, романтическая и просторечно-разговорная– единство патетики и скорби.

«Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи», красивы, ярки эти эпитеты: «девственная гречиха», «жемчужный туман». И неожиданно фраза заканчивается страшным сравнением: «оранжевое солнце катится по небу, как обрубленная голова»… Это сочетание возвышенно прекрасного и уродливого, жестокого заставляет читателя вздрогнуть.

    Величие природы и уродливый ужас смерти – контраст, на котором построен рассказ Бабеля. Пейзаж еще и еще подчеркивает несчастье, охватившее человечество, трагедию, которую не в силах охватить человеческий разум.

    Таким образом, мы видим, что в книге «Конармия» Бабель показывает Гражданскую войну не как один из этапов борьбы за новое общество, а как страшную трагедию, как войну, в которой нет ни победителей, ни побежденных: воюет весь народ.

Вторая группа .

    Мы работали по «Донским рассказам» М.А.Шолохова. «Донские рассказы» относятся к раннему творчеству Шолохова. Были написаны в 1925 году и отражали главную шолоховскую тему 20-х годов - участие казаков в гражданской войне. Раскрывая эту тему, Шолохов с самого начала соглашался на компромисс классовых и общечеловеческих идей, допускает возможность приспособления к революционным лозунгам ради сохранения в человеке природного, «нутряного». Та борьба, которая, вероятно, происходила в сознании автора, отразилась в его рассказах.

В одних рассказах мы видим, как автор стремится подчеркнуть главную роль классового над человеческим, например, в рассказах «Шибалково семя» и Чужая Кровь», в других – например, «Родинка» - Шолохов на первое место ставит закон человечности. Мы видим трагедию семьи, которую Гражданская война расколола на части, поставила друг против друга. И в этом рассказе Шолохов подчеркивает мысль о том, что братоубийственной войне нет оправдания. Отец, «случайно» убивший сына, выносит и себе смертный приговор.

    В «Донских рассказах» проявилась противоречивость Шолохова. С одной стороны, он стремился писать правду, с другой стороны, должен был писать так, как требовалось официальными властями.

    Поэтому почти во всех рассказах чувствуется стремление прийти к компромиссу между классовой и общечеловеческой идеей.

Третья группа .

    Мы работали по роману А.Фадеева «Разгром». Роман «Разгром» написан в 1926 году, события, о которых повествует автор, имеют реальную основу. Но, рассказывая о гибели партизанского отряда на Дальнем Востоке, писатель выполнял «заказ времени». Фадеев этот «заказ» выполнил, и на долгие годы «Разгром» стал числиться первым и лучшим социально-психологическим романом. Выполняя «заказ», А.Фадеев создает образ интеллигента, преодолевшего свою физическую слабость и обретающего внутреннюю силу для служения революционной идее. В герое «Разгрома» Левинсоне соединилось искомое и должное. А противостояние Морозки и Мечика продемонстрировало превосходство рабочего человека над «чистеньким» интеллигентом по всем статьям. Не помешала этому ни политическая неподготовленность, ни нравственная грубость Морозки.

    По-своему стремился Фадеев разрешить и проблему гуманизма, оправдывая гибель людей и даже убийство раненого партизана классовой борьбой. Мы видим, как изначально безнравственная ситуация не позволяет ответить на вопрос о том, правильно ли поступил командир, согласившись на убийство своего товарища.

    С точки зрения человеческой – это, конечно, безнравственно. А с точки зрения служения «высокой идее» революции – эта жертва оправданна.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в романе Фадеева Гражданская война показана как один из этапов в борьбе за «светлое будущее». Эти «высокие» цели, как показывал Фадеев, оправдывали страшные жертвы, которые были принесены нашей страной.

Учитель:

    Обсудив три произведения, мы увидели, что почти в одно и то же время в литературе появились книги, в которых авторы рассказывают об одном и том же историческом событии, подходя к нему со своих точек зрения.

    Кто из авторов отвергает войну, подчеркивая ее античеловеческую сущность? Кто из них пытается найти компромисс? Кто оправдывает гибель людей, объясняя тем, что дело революции без жертв не обходится? Что объединяет все эти произведения?

4.Срезовая работа по вопросам (в плане).

Результативность: справилось – 100 %

качество - 76%

Домашнее задание.

Сочинение: «Изображение революции и Гражданской войны в литературе

20-х годов».

Конкретизировать тему. Сделать выбор произведений.

(См. приложение. Сочинение)

В конце урока заданы вопросы:

1) Как вам работалось на уроке?

2) Какие мысли вызвали произведения о Гражданской войне?

3) С каким настроением уходите с урока?

МОБУ «СОШ №6»

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Учитель: Винюкова Татьяна Васильевна

Стал человек один другому – дьявол,
Кровь – спайкой душ.
Борьба за жизнь – законом;
И долгом – месть.

М. Волошин “Потомкам”

Цель: дать представление об освещении темы революции и гражданской войны в произведениях разных писателей и показать, что для многих из них гражданская война стала национальной трагедией

1) помочь учащимся освоить идейно-художественное своеобразие произведений о гражданской войне;

2) произвести сопоставительный анализ, т.е. помочь увидеть место писателя в общем историко-литературном процессе.

Развивающие :

  • развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале;
  • развивать самостоятельность мысли, используя предварительные самостоятельные домашние задания, наблюдения за текстом.

Воспитательные :

  • заставить учащихся задумываться о своей позиции в жизни;
  • убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях;
  • увериться в необходимости национального согласия.

Ход урока

Вступительное слово учителя

События революции и гражданской войны затрагивали всех и каждого и требовали не столько выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была неоднородна ни в момент своего появления, ни много позже, в процессе читательского восприятия. Иные произведения нашли своего читателя сразу, а вскоре на них сумели навести и хрестоматийный глянец. Другие читались и читаются разными поколениями с неослабевающим интересом. Третьи только сейчас занимают в истории литературы достойное место и заставляют по иному взглянуть на пути и судьбы молодой советской литературы, их постижение еще впереди. Сейчас становится ясным: литература 20-х годов была явлением неоднородным и подчас не вписывающимся в общие рамки. По сути своей это была литература молодых, в своем творчестве пытавшихся не только поставить, но и разрешить самые жгучие вопросы современности. Это была литература сегодняшнего дня и литература “для будущего”.

Смысл духовного противостояния – глубоко созидательный, задача его позитивная: создание новой демократической культуры после революции. Писатели 20-х годов увидели реальный, отнюдь не приглаженный облик революционной Росси и поняли, куда идет страна. Еще совсем недавно нам казалось, что не правы художники, провозглашавшие приоритет нравственных ценностей в переломные моменты истории, но происходящие сегодня перемены во всех сферах нашей жизни свидетельствуют об их исторической правоте.

В последние годы доступными стали для массового читателя публикации на тему “Революция и литература”: “Несвоевременные мысли” М.Горького, “Окаянные дни” Бунина, “Письма к Луначарскому” В.Г.Короленко. С каждой из этих публицистических статей в отдельности мы с вами знакомы. Сегодня на уроке прозвучат отрывки из этих произведений, в которых предостережения, тревога, боль.

В трагическое время братоубийственной гражданской войны они возвысили свой голос в защиту общечеловеческих ценностей.

Чтение цитат учащимися. “Рыцарями морали и справедливости” назвал таких художников писатель С.Залыгин во вступительной статье к письмам Короленко.

Наше время со всей остротой выдвинуло задачу нового осмысления и уже хорошо известных читателям произведений в связи с определением их роли и места в становлении советской литературы. Это относится к сборнику рассказов М.Шолохова “Донские рассказы”. Открытие донского цикла М.Шолохова в том и состояло, что он показал преступность гражданской войны, ее губительные разрушительные последствия как для судеб “тихого Дона”, так и для России в целом. Шолохов показал потрясающие душу бессмысленность и греховность братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны, за что он и получал порой ярлык сомнительного попутчика. Не случайно и любимый автором герой “Тихого Дона” Григорий Мелехов выразит эту мысль в чеканной эпической формуле: “Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести”.

Чтение фрагментов с комментированием

Выберите из всех названий рассказов одно, которым можно было бы назвать весь сборник. (Это “Коловерть”)

Почему? (Именно коловерть происходит в судьбах и душах шолоховских героев)

“Родинка” (сообщение учащегося)

Главные действующие лица – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикады. Николка почти не помнил своего отца-казака, рос сиротой, хотя его память и удерживает из детства важную деталь – как отец приучал его к казачьей службе, сажал на коня и учил ездить верхом. Эту любовь к лошадям, а также “неизмеримую отвагу” унаследовал Николка от отца, поэтому и славится он в свои 18 лет как боевой и умелый командир.

Найдите размышления Николки о “покривившемся” ходе его жизни накануне трагического поединка с отцом. (Эта недвусмысленная оценка гражданской войны дополнена многозначной деталью: нарочный загнал коня)

Что вы можете сказать о душевном состоянии отца Николки, атамана банды? (Испытывает как-то “чудную и непонятную” боль души)

В рассказе есть точки зрения еще одного персонажа – старого мельника Лукича. (Зачитать)

Людмила Григорьевна Сатарова, кандидат филологических наук, определила главную тему “Донских рассказов” как “расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания.”

Например, рассказ “Шибалково семя”.

Красные казаки по отношению к ребенку Шибалка?

А у Шибалка сохраняется христианское представление о безусловной ценности каждой человеческой личности. (“А мне жалко постреленка до крайности…”)

Не только духовное начало, но и плотское, кровное ставится автором выше “морали” классовой борьбы.

Т.е. Шолохова не столько интересуют перипетии борьбы красных и белых, сколько тот факт, что и красные и белые могут быть и зверями, и людьми. (Продкомиссар”)

Рассказ “Чужая кровь” является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. (Сообщение)

Начиная разговор с анализа бессмысленности и самоубийственности противостояния сторон в гражданской войне (“Родинка”) М.Шолохов приходит к идее необходимости новозаветной морали: любите врагов своих.

Белые и красные по-разному обосновывали необходимость бороться за свои идеалы.

А М.Шолохов ни в одном рассказе не воспел гражданскую войну, она для него – преступление. И в этом контексте может быть по-иному истолковано его политическое заявление 20-х годов:

“Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, - непременно “братишках”, о пахучем седом ковыле, а потрясенная аудитория – преимущественно милые девушки из школ второй ступени – щедро вознаграждают читающего восторженными аплодисментами”.

М.Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатленная рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена.

В то же время как Шолохов работал над “Донскими рассказами” писался роман Фадеева “Разгром”. На уроке-практикуме мы с вами говорили о том, что идея романа сформулирована самим автором, система образов отражает вполне определенную расстановку сил в конфликте между новыми идеалами революции и наследием старого мира. При этом отряд Левинсона, по мнению литературоведа С.Зинина, являет собой как бы “Ноев ковчег” революции, в котором место лишь достойным, выдержавшим испытание грозным временем.

Кого можно сюда отнести? (Пастух Метелица, представитель “угольного племени” Морозка и др., объединившие свои судьбы с судьбами революции)

В противовес им Фадеев создал типы “лишних” для революции людей – “блаженного” старичка Пику, самодовольного Чижа, слабого, безвольного Мечика.

Мечик является представителем “колеблющейся” интеллигенции, отброшенной ходом революции в политическое небытие.

Трактовка этого образа сводилась к левинсоновскому определению как “никчемного пустоцвета?”

Однако в последние годы значение этого образа наполнилось новыми оттенками.

В чем причина?

В последние годы появилось множество различных публикаций, причем в художественной литературе и публицистике почти не осталось “запретных зон”. В числе наиболее освещенных оказался вопрос о взаимоотношениях интеллигенции и революции.

Эта проблема видится сегодня как трагедия людей, потерявшихся в огневой стихии революционного пожара, не нашедших своего места в обстановке ожесточенной борьбы непримиримых сил.

Как решается эта проблема в романе Фадеева? (Сообщения учащихся)

А.Фадеев показал правду гражданской войны такой, какой он ее видел и испытал на личном опыте, являясь ее участником, и воплотив в романе “левинсоновскую” мудрость революции.

Попробуем взглянуть на события гражданской войны с других позиций, общечеловеческих.

Творческую индивидуальность Булгакова и характеризует пристальный интерес к “бывшим”, потерпевшим в революции классам. Булгаков, вероятно, первым среди писателей 20-х годов показал в “Белой гвардии” (1925) не только трагедию белого офицерства, состоящую в том, что порядочные, честные люди оказывались на обочине исторического прогресса, но и трагедию страны, в которой культура и ее носители попали под колесо истории. Весьма примечательна характеристика “Белая гвардия”, данная М.Волошиным. На одной из своих акварелей, подаренной писателю в 1925 г., он писал: “Дорогому Михаилу Афанасьевичу – первому, кто запечатлел душу русской усобицы, с глубокой любовью”. Героями произведения Булгакова были представители класса, потерпевшего поражение в этой борьбе.

“Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране”, - это определение Булгакова побуждало его именно интеллигенции предъявлять самые суровые нравственные требования.

См. вопросы. (Стремление Булгакова “стать над красными и белыми” осуществлялось все-таки с позиции интеллигентского мироощущения. С атмосферой и образом жизни семьи Турбинных (прототип - семья Булгаковых) писатель связывал определенные нравственные ценности, которые имеют непреходящий вечный смысл и значение.

Сообщения учащихся:

Для семьи Турбинных характерна высокая культура быта, традиций, человеческих отношений. Они радушны, и сердечны, и снисходительны к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости. Все это подкупает, и начинаешь сам по-турбински оценивать вступающих в действие новых персонажей.

Вот Мышлоевский – “беляк”.

Тальберг, к нему же:

“Бежали седоватые банкиры… талантливые дельцы, домовладельцы…промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные, алчные, трусливые. Кокотки. Честные дамы из аристократических фамилий… князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров…”

Не потому антипатичны они Булгакову, что “банкиры”, “дельцы”, “адвокаты”, а потому, что, прячась за спиной немцев, прожигают жизнь, объедаются, развратничают.

Потому, что ненавидят большевиков ненавистью трусливой, шипящей из-за угла.

Первая часть романа едва ли не целиком отдана размежеванию сил. И чем дальше идет это размежевание, тем трагичнее выглядит положение Турбинных и всей той части интеллигенции, о которой в романе сказано: армейские офицеры, “сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов… сбитых с винтов жизни войной и революцией”.

У них нет ничего общего ни с немцами, ни с гетманом, ни с “гадами”, выметенными из обеих столиц метелью революции. Но именно они и принимают на себя самые жестокие удары этой метели, именно им “придется мучиться и умирать”.

Именно в “Белой гвардии” содержаться важные идейные выводы писателя. Один из них связан с образом часов, времени (учащийся читает).

Вот эти жизненные константы – покой и очаг – дерзко выдвигал Булгаков в виде первоочередных задач и вечных ценностей в середине 20-х годов.

Сегодня приходиться говорить о новой жизни репрессированных, полузабытых, часто неизвестных многим людям писателях 20-х -30-х годов. Их книги стараниями критиков упрощались, их представления о мире были сознательно искажены. Такая судьба постигла и Бабеля.

Краткие биографические сведения (сообщение учащихся).

Требование в Первой Конной вызвало у Бабеля неприятие насилия и разрушения.

Рядом с дружескими заметками о людях, которые его окружают, он записывает с болью: “Я чужой?” “Почему у меня непреходящая тоска? - спрашивает Бабель. – Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде” (6 августа 1920 г.).

Так в его отношениях к революции возникла трагическая “нераздельность и неслиянность”.

Обратимся к 2-м рассказам из цикла “Конармии” (групп. задание).

1. “Мой первый гусь”

2. “Смерть Долгушова”

В первых вариантах рассказа есть продолжение: “И я принял милостыню от Гришука и съел его яблоко с грустью и благоговением? -

Бабель снял его, снял, потому что спрашивал: кто прав? Кто виновен? Кто выше?

Кто слаб? Кто велик?

Он оставлял эти вопросы открытыми – на суд истории. Это время пришло.

“Нераздельность и неслиянность” с революцией – это было трагическое чувство.

Но важнее другое – это была трагическая реальность. Отсвет трагедии лежал и на героях, и на рассказчике Лютове.

Обогатившись опытом реальной жизни, Бабель увидел в революции не только силу, но и “слезы и кровь”.

За пафосом революции Бабель разглядел иной лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. То, что стало дозволенным в экстремальной ситуации революции, показывает Бабель, накладывает печать на будущих людей. В противовес смерти и разрушению Бабель объявлял самой высокой ценностью жизнь. Отдельные рассказы из цикла “Конармии” начали публиковаться в 1923г., а в 1924 г. появилась статья Буденного. “Бабизм Бабеля из “Красной нови” (газета) с обвинением писателя в клевете на Первую Конную. Увидели здесь намеренную дегероизацию истории, “поэзию бандитизма”. Бабель пытался защищаться, объясняя, что создание героической истории Первой Конной не входило в его намерения. Но споры не утихали. Уникальный художественный мир Бабеля долгое время оставался неразгаданным. В его творчестве современники не уловили предвидения надвигающихся трагедий.

Эпиграф: из стихотворения Волошина “Потомкам”.

Стал человек один другому - дьявол;
Кровь – спайкой душ.
Борьба за жизнь – законом;
И долгом – месть.

Максимилиан Волошин – это еще одно малоизвестное имя, имя поэта остро понимающего, что гражданская война – это было несчастье для всей России (сообщение учащихся, чтение стихотворения “Гражданская война”) из цикла “Усобица”.

Какой художественный прием лежит в основе этого стихотворения?

Как вы оцениваете эту позицию? (Возможно, неверная, пассивная, но чувство поэта глубоко патриотично рисует ситуацию трагического раскола в русском обществе, скорбь в последней строфе)

Вывод: для многих писателей гражданская война – национальная трагедия. В своих произведениях они предстают перед нами подлинными патриотами, их позиция сегодня нам очень близка. Эти публицистические, прозаические и поэтические произведениязвучат сегодня призывом к национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной катастрофе. Это касается не только России, но и всех бывших республик страны. Мы обязаны осознать бесценность человеческой жизни, отказаться от жестокости и насилия, помнить о нравственных абсолютах.

В начале ХХI столетия, на уровне социального опыта 7-ми десятилетий, можно определенно сказать, кто выразил более глубокую историческую правду.

Но не будем отвергать книги “Разгром” А.Фадеева, “Чапаев” Д.Фурманова,

“Железный поток” Серафимовича, “Бронепоезд 14-69” В.Иванова.

Они не уходят из истории литературы, они просто занимать другое место, исходя из их реальной эстетической весомости и правдивости.

в 20-е годы литература за­печатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах писателей исторических событиях (Пильняк назвал их «перепряжкой истории»). При этом, несмотря на естественную для того периода непримиримость политических убеждений, писатели поднимались в своих лучших произведениях над сугубо политическими страстями к проблемам общечеловеческим, гуманитарным.

Художники не просто создавали хронику событий, они ста­вили поистине больные вопросы, над которыми издавна бьется русская мысль: о революции и эволюции, о гуманизме и жес­токости, о цели и средствах, о цене прогресса, о праве на на­силие во имя высокой цели, о неповторимости и значимости конкретной человеческой жизни. Революция обострила все эти проблемы, перевела их из области теоретических, философских размышлений в план практический, поставила в зависимость от их решения жизнь и смерть человека, судьбу России, всей ми­ровой цивилизации. Революция привела к переоценке нрав­ственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, подчас мучительный процесс, о котором также рассказала литература. Поскольку литература по природе своей обращена в первую очередь к судьбе конкретного челове­ка, то история представала в произведениях разных авторов в лицах, в напряженных исканиях мысли и духа, в многообразии конфликтов, человеческих характеров и стремлений. В стране победившей революции естественным и искренним откликом на грандиозное преобразование мира стало создание героического эпоса. Массы людей, приведенные в движение ре­волюцией, - отряды, армии, «множества», неуклонно движу­щиеся к своей цели, преодолевая на этом пути небывалые труд­ности, - таков коллективный герой «Голого года» Б. Пильняка, «Падения Дайра» А. Малышкина, «Железного потока» А. Сера­фимовича, «Конармии» И. Бабеля. Образ народа находится в центре произведений разных литературных родов: поэм А. Блока «Двенадцать» и В. Маяковского «150000000», пьесы В. Виш­невского «Первая Конная». Авторы этих книг запечатлели не только героику, но и муки рождения нового мира, отразили всю жестокость и непримиримость классового противоборства, сложное соотношение организованности и анархической вольницы, разрушения и тяги к созиданию, рождение чувства единства, общности.

Гражданская война 1918-1920 годов -- один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности -- действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую.

Человек -- крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918--1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела, как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А. Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. А сразу же после школьной скамьи ринулся в битву. Про такие времена и таких же молодых ребят, втянутых в революцию он писал: «Вот мы все разъехались на лето, а когда вновь съехались осенью 18 года, уже совершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мир раскололся… Молодые люди, которых сама жизнь непосредственно подвела к революции - такими были мы, - не искали друг друга, а сразу узнавал и друг друга по голосу; тоже происходило с молодыми людьми, шедшими в контрреволюцию.

Булгаков М.А. «человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный и очень умный» производит большое впечатление. Следует сказать, что он не сразу принял и понял революцию. Он, как и А.А. Фадеев, во время революции много видел, ему довелось пережить сложную полосу гражданской волны, описанную затем в романе «Белая гвардия», пьесах «Дни Турбинных», «Бег» и многочисленных рассказах, в том числе - гетманщину и петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии. В романе «Белая гвардия» много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему «Человек и эпоха»; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций.

И.Э. Бабель очень сложен в человеческом и литературном понимании, в связи, с чем он подвергался гонению еще при жизни. После его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен, поэтому отношение к ним не однозначное. Согласимся с мнением К. Федина: «Если биография художника служит конкретным руслом его представления о мире, то на житейскую долю Шолохова выпало одно из самых бурных, самых глубоких течений, какое знает социальная революция в России».

Путь Б. Лавренева: осенью я ушел с бронепоездом на фронт, штурмовал петлюровский Киев, ходил в Крым». Известны также слова Гайдара: «когда меня спрашивают, как это могло случиться, что был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня не обыкновенная, а время было необыкновенное». Таким образом видно, что многие писатели не могли находиться в стороне от событий своей Родины, среди множества социальных, политических, духовных разногласий и царящего сумбура, но всегда честно выполняли свой писательский и гражданский долг.

Жанровые искания Б. Пильняка 1910-1920-х гг. отражают сложные духовные процессы, происходившие в сознании писателя, его мироощущении. В этих поисках он идет от одного жанра к другому, пробует свои силы, стремясь посредством жанра к более глубокому познанию действительности и самого себя, все ближе приближаясь к пониманию истинных ценностей человеческой жизни. Освоение различных литературных жанров в творчестве писателя происходило синхронно. Уже в 1915 году Б. Пильняк попробовал себя в стихотворном жанре, публицистике, жанре рассказа. Поэзия и проза, развиваясь в творчестве писателя параллельно, не соперничали и конкурировали, а взаимодополняли и обогащали друг друга. Стихами Б. Пильняк стремился передать то, что невозможно выразить прозой, и часто синтезировал поэзию и прозу в пределах одного художественного произведения. Выбор жанра, определение его границ происходило в процессе самого творчества. Жанр не возникал сразу в окончательном виде, он развивался, рансформировался в процессе работы над произведением. Так, поэзия, публицистика, мемуаристика, рассказ и повесть, продолжая свое развитие в 1920-е гг., стали своеобразной основой для зрелых произведений писателя, воплотившихся в романной фор

8. Тема революции и гражданской войны.ПРОДОЛЖЕНИЕ(ВЫБЕРИ ИЗ ДВУХ ЛИБО 8 либо 8)

Тема революции игражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XXвека. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроиливсю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи.Гражданские войны принято называть братоубийственными.

Братоубийственна посвоей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро.Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных покрови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны какнациональной трагедии стало определяющим во многих произведениях русскихписателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классическойлитературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятоеавтором, уже в романе

А.Фадеева Разгром, и сколько бы ни искали внем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична - по описываемым в нейсобытиям и судьбам людей. Философски осмыслил суть событий в России начала векаспустя годы Б.Пастернак в романе Доктор Живаго. Герой романаоказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь иразрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в

XX веке. Вомногом близок к поэзии Б.Пастернака и другой писатель, драматург, для которогоопыт гражданской войны стал его личным опытом М.Булгаков. Мне хотелось быподробнее остановиться на его пьесе Дни Турбиных. Это произведениестало живой легендой XX века. Пьеса рождалась необычно. В 1922 году, оказавшись вМоскве после Киева и Владикавказа, после опыта работы врачом, М.

Булгаков узнаето том, что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началуработы над романом Белая гвардия, а уже потом из романа рождаетсяпьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М.Булгакова от жизни в Киеве,его родном городе, в страшную зиму 1918-19 годов, когда город переходил из рукв руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории. В центре пьесы -дом Турбиных. Его прообразом во многом стал дом Булгаковых на Андреевскомспуске, сохранившийся до наших дней, а прототипами героев - близкие писателю люди.Так прототипом Елены Васильевны была сестра М.Булгакова, Варвара АфанасьевнаКарум. Все это и придало булгаковскому произведению ту особую теплоту, помоглопередать

ту неповторимую атмосферу, которая отличает дом Турбиных. Дом их - этоцентр, средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя,например, поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют ипокой были символом мещанства и пошлости, у М.Булгакова Дом - это средоточиедуховной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и дажев трудное время стараются их сохранить.

В пьесе Дни Турбиных возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданскаявойна врывается в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом становятся не разупоминаемые Лариосиком кремовые шторы - именно эта грань отделяетдом от охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится покольцевому принципу действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, амежду этими сценами местом действия становятся рабочий

кабинет украинскогогетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы штабпетлюровской дивизии, которая входит в город вестибюль Александровскойгимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто изменяют жизнь в домеТурбиных убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского домаоказываются перед выбором. Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. лка вдоме, крещенский сочельник 18-го года.

В город входят красные войска. Известно,что в реальной истории два этих события не совпадали по времени - красныевойска вошли в город позже, в феврале, но М.Булгакову необходимо было, чтобы насцене была лка, самый домашний, самый традиционный семейный праздник, которыйлишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного,создававшегося веками и обреченного мира. Горькой иронией звучит и репликаМышлаевского после того, как

Лариосик произносит слова из чеховской пьесы ДядяВаня - Мы отдохнем, мы отдохнем - слышатся далекиепушечные удары, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским ироническое Так! Отдохнули В этой сцене с особой наглядностью видно, какистория врывается в жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни,жалобами на скуку и несобытийность сменяет век XX, наполненный событиямибурными и трагическими.

За их громовой поступью не слышен голос отдельногочеловека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиных и людей их кругаМ.Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны. Особоследует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе. Перед такимнравственным выбором оказывается главный герой произведения - полковник АлексейТурбин. Его главная роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносятв конце третьего

акта, а весь последний четвертый акт происходит после егогибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при жизни,выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение понятия о чести,ориентир для других. Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин в момент,когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток - либо сохранить верностьприсяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей.

И полковник Турбин отдаетприказ Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам.Выбор, сделанный им, дается кадровому офицеру, вынесшему войну сгерманцами, как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит слова,которые звучат как приговор ему самому и людям его круга Народ не снами. Он против нас. Признать это тяжело, отступиться от воинской присягии предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это воимя высшей ценности - человеческой жизни.

Именно эта ценность оказываетсявысшей в сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы. Совершив этот выбор,командир ощущает полную безысходность. В его решении остаться в гимназии - нетолько желание предупредить заставу, но и глубинный мотив, разгаданныйНиколкой Ты, командир смерти от позора ждешь, вот что Но этоожидание смерти не только от позора, но и от полной безысходности, неотвратимойгибели той России, без которой такие люди, булгаковские герои, не представляютсебе

жизни. Пьеса М.Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных постиженийтрагической сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

*Открывается сейчас возможность посмотреть на те события с разных т.зр. Книги о гражданской войне: рассказы М.Шолохова, повести А.Малышкина, А.Серафимовича, роман Фадеева. Принадлежность к тому или иному лагерю определяла подход автора к событиям. Участники белого движения создали свои книги о России уже в эмиграции. В 20-е издавалась серия «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев». Среди них «Очерки русской смуты» Деникина, «От двуглавого орла к красному знамени» Краснова. Мысли о судьбе России.

О России и революции писал Бунин («Окаянные дни»), Гиппиус «Петербургские дневники», Ремизов «Слово о погибели земли Русской». Саркастическая ирония перемежалась у них с чувством стыда и горечи. Преодолевать апокалиптические настроения помогали мысли о покаянии, вера в высшую справедливость.

В 1923 году В. Зазубрин написал повесть «Щепка». Ее герой Срубов - человек с твердыми убеждениями, сам себя считающий «ассенизатором истории». Подзаголовок «Щепки» - «Повесть о Ней и о Ней». «Она» - героиня души. Революция. Она - мощный поток, несущий людей-щепки. «Пусть выжжена будет тайга, пусть вытоптаны будут степи... Ведь только на цементе и на железе построится железное братство - союз всех людей».

Готовность Срубова на все ради идеи превращает его в палача. Эта готовность подчеркивается отношением к отцу. Не услышал сын его предупреждений: «Большевизм - это временное, болезненное явление, припадок бешенства, в который впало большинство русского народа». Перекликаются финалы «Двух миров» и «Щепки». Первая завершалась пожаром в церкви, устроенным фанатиками революционной идеи. События второй происходят в дни Светлой Пасхи. «Срубову кажется, что он плывет по кровавой реке. Только не на плоту он. Он оторвался и щепкой одинокой качается на волнах».

Ю. Либединский («Неделя», 1923), и А. Тарасов-Родионов («Шоколад», 1922) в повествование о бескомпромиссной твердости приверженцев революционной идеи включали мотив сомнения, бреда.

В ряде произведений начала 20-х годов героем была сама новая армия - революционная толпа, «множества», героически настроенные, устремленные к победе. То, что путь этот был кровавым сопряженным с гибелью тысяч людей,- отодвигалось на задний план

А. Малышкин был не рядовым участником боев в районе Крыма, а членом Штаба. Соответственно, знал о потерях с обеих сторон знал о массовом расстреле белых офицеров, которым обещали жизнь в случае сдачи оружия. Но «Падение Дайра» (1921) «не о том» Это книга романтическая, стилизованная под древние исторические повести. «И в черной ночи, впереди, видели - не глаза, а что-то еще другое - темный от века поднятый массив лютый и колючий, и за ним чудесный Даир - синие туманы долин, цветущие города, звездное море».

В «Конармии» И. Бабеля (1923-1925) сталкивались с реальностью революционной мечты. Главный герой книги (К. Лютов) занимал, казалось бы, созерцательную позицию, но был наделен правом судить. Непреодоленное одиночество Лютова не мешает его искреннему желанию понять, если не оправдать, то попытаться объяснить непредсказуемые поступки конармейцев. Убийство воспринимается как наказание, идущее от всей России.

Для многих писателей, и принявших революцию, и её противников, магистральным был мотив неоправданности пролитых рек крови.

Б. Пильняк изображал человека, связанного с революцией идеями и поступками, своей и чужой кровью. В 1926 году в «Новом мире» была опубликована и сразу же запрещена «Повесть непогашенной луны». Олицетворяющий тоталитарную власть негорбящийся человек посылал на смерть командарма. Гаврилов, погибающий на операционном столе, тоже нес вину за пролитую кровь людей. Ледяной свет луны освещал город.

А ночью выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской кровавой драки.

Эти стихи С. Есенина написаны в 1924 году. Луна фигурировала во многих произведениях техлет, без нее не обходилась ни одна научно-фантастическая книга. Непогашенная луна Б. Пильняка как бы давала дополнительный свет реальному миру - свет тревожный, настораживающий.

Историк и наблюдатель революции, Б. Пильняк не восторгался размахом разрушений, но давал почувствовать угрозу для всего живого, прежде всего для личности, от новой государственной машины

Жанровое разнообразие и стилевое своеобразие. Воспоминания и дневники, хроники и исповеди, романы и повести. Некоторые авторы стремились к максимальной объективности. Для других характерна повышенная субъективность, подчёркнутая образность, экспрессивность.*

Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б.Пастернак в романе "Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в XX веке.

У Фадеева герои “обыкновенные”. Наиболее сильное впечатление в “Разгроме” производит глубокий анализ вызванных гражданской войной перемен в духовном мире рядового человека. Наглядно об этом говорит образ Морозки. Иван Морозка был шахтером во втором поколении. Дед его пахал землю, а отец добывал уголь. С двадцати лет Иван катал вагонетки, матерился, пил водку. Он не искал новых путей, шел старыми: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке, дрался, гулял, воровал ради озорства овощи. Сидел в тюрьме во время стачки, но никого из зачинщиков не выдал. Был на фронте в кавалерии, получил шесть ранений и две контузии. Он женат, но семьянин плохой, делает все необдуманно, и жизнь ему кажется простой и немудреной. Морозка не любил чистеньких людей, ему они казались ненастоящими. Он считал, что им нельзя верить. Сам он стремился к легкой однообразной работе, потому и не остался ординарцем у Левинсона. Товарищи порой зовут его “балдой”, “дураком”, “чертом потлатым”, но он не обижается, дело для него важнее всего. Морозка умеет размышлять: подумывает о том, что жизнь становится “хитрей” и надо самому выбирать дорогу. Нашкодив на бахчах, он трусливо удрал, но после раскаивается и сильно переживает. Гончаренко защитил Морозку на собрании, назвал его “боевым парнем” и поручился за него. Морозка поклялся, что кровь свою отдаст по жилке за каждого из шахтеров, что готов к любому наказанию. Его простили. Когда Морозке удается на переправе успокоить людей, он почувствовал себя ответственным человеком. Он смог организовать мужиков, и это ему было приятно. В отряде шахтеров Морозка был исправным солдатом и считался хорошим, нужным человеком. Он даже пытается бороться со страшным желанием запить, понимает, что есть красота внешняя, а есть подлинная, душевная. А задумавшись об этом, понял, что он обманут в прежней жизни. Гульба и работа, кровь и пот, а впереди не видно ничего хорошего, и ему показалось, что всю жизнь он старался выйти на прямую, ясную и правильную дорогу, но врага, который сидит в нем самом, не замечал. Такие люди, как Морозка, надежны, они могут самостоятельно принимать решения и способны к раскаянию. И хотя у них слабая воля, подлости они никогда не совершат. Они сумеют найти выход из любого, даже самого безвыходного положения. Только перед героической гибелью Морозка понял, что Мечик - гад, трусливый гад, предатель, думающий только о себе, и воспоминание о близких, дорогих людях, которые ехали позади него, заставило его пойти на самопожертвование. В произведениях о гражданской войне важна мысль, что побеждает часто не тот, кто совестливее, мягче, отзывчивей, а тот, кто фанатичнее, кто бесчувственней к страданиям, кто более подвержен собственной доктрине. В этих произведениях поднимается тема гуманизма, которая неразрывно связана с чувством гражданского долга. Командир Левинсон забрал единственную свинью у бедняка-корейца, применяя оружие, заставил рыжего парня лесть в воду за рыбой, дал добро на вынужденную смерть Фролова. Все это ради спасения общего дела. Люди подавляли личные интересы, подчиняя их долгу. Этот долг калечил многих, делая их орудием в руках партии. В итоге люди черствели, переходили грань дозволенного. “Отбор человеческого материала” ведет и сама война. Чаще погибают в боях лучшие - Метелица, Бакланов, Морозка, сумевший осознать значимость коллектива и подавить свои эгоистические устремления, а остаются такие, как Чиж, Пика и предатель Мечик.