Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Мажор и Минор. Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

Доброе утро, внучок, пора вставать, - разбудила Бабушка Васю на следующий день.

Он быстро собрался и побежал на урок. Издали мальчик услышал не­вероятный шум и гам. Оказывается, зверята придумали новую игру: кто найдёт больше слов, в которых спрятались нотки.

Один кричал: моРЕ, СИлач, ДОска.

Другой перебивал: поЛЯна, каМИн, оРЕх.

Третий добавлял: ФАзан, уДОд, СИница.

Задание

Нашёл ли ты спрятавшиеся в этих словах

Придумай свои словечки с нотками.

Игра прервалась звоном колокольчика.

Колокольчик нам поёт и на музыку зовёт.

Нам пора начать урок.

Вместе с Соловьём ученики встретили Солнышко.

Сол-ныш- ко, сол- ныш-ко, вы-гля-ни в о- ко-шеч-ко.

Подумай и запиши, где будет -ДОН, а где будет -дили в пе­сенке «Солнышко». Играй её на клавишах Соль и Ми разными голосами Клавишных жителей.

Смотрите, смотрите, к нам идут помощники, братцы Ёжики, - сказал Заяц Фарик и тут же придумал:


Л JЛ J

До-Ре-Ми, До-Ре-Ми,

л р Л J

Брат-цы Ё-жи-ки при-шли.

Задание

На клавишах До-Ре-Ми играй песенку про Ёжиков так, как тебе нравится. Не забудь проговорить песенку «дили-ДОН».

Друзья, мы знаем, что вы тут трудитесь целый день, поэтому при­несли фасолинки, выросшие на нашем поле, чтоб вы подкрепились. Фа-Соль, Фа-Соль, в поле выросла ФаСоль.


Си-Ля, си-си-Ля, льётся дождик на поля.

Задание:

В этих песенках-крошках раскрась фасолинки и капельки в нужный цвет, большие называй ДОН-, а маленькие - дили-

Как только зазвучала песенка про дождь, неведомо откуда появилась огромная чёрная туча. Друзья-зверята даже не успели спрятаться.

Кап-кап-кап-кап, Плакать я хочу. Кап-кап-кап-кап, Всех я промочу.

Задание

Можешь играть песенку «Тучи» на любых клавишах. Твоя ме­лодия будет весёлая или грустная?

Ах, маэстро, как грустно вдруг стало.

Да-да, когда нет Солнышка, все песенки получаются печаль­ные - минорные, а стоит появиться хоть одному солнечному лучу - настроение сразу меняется на мажорное.

Солнца луч, Солнца луч, ты разгонишь стаи туч.



Задание:

Помоги Васе обвести нотки.

Правильно ли я понял, Учитель, что когда музыка радуется - это мажор, а когда грустит - минор?

Да, Василий, это два главных музыкальных лада, где звуки ла­дят - дружат между собой. Смотри, как наши нотки тянутся друг к другу, после вчерашнего происшествия сами выстроились, как на параде.

Звуки выстроились в ряд, получился звукоряд, а точнее говоря гамма.


Гаммой»в латинском алфави­те называется буква G, обозна­чавшая ноту соль. са­мую первую гамму спели от соль? С тех пор выстроенные семь звуков подряд стали назы­вать гаммой. У итальянцев зву­коряд из семи звуков называется «сольфа». Отсюда такое слож­ное и непонятное слово - соль­феджио, которое означает пе­ние упражнений с названием нот для тренировки голоса и слуха.

Задание

Сыграй и назови все семь нот по порядку от До вверх и вниз, от Ре до Ре, от Я я до Я и от других звуков. У тебя получатся гаммы. Пой и играй.

Звуки были очень рады. Дом им нравился. К тому же у каждого звука появилась сестричка -клавиша .

Каждый день волшебник музыкант Бельканто садился за фортепиано и разговаривал со звуками. Одно было плохо - Бельканто был очень известный музыкант, очень занятой и не мог играть со звуками все время. А им так хотелось! И у звуков возник план.

Дело в том, что у Бельканто было два сына.


Один очень веселый, шумный, задира и выдумщик -

А второй спокойный, рассудительный, очень серьезный и немного грустный

Оба мальчика были очень добрыми, хорошими, Звуки их очень любили и решили научить их играть на фортепиано. Но дети были слишком малы - они умели считать только до семи и не могли запомнить имен всех звуков и клавиш. А как можно играть, если тебя не знают?

Всю ночь звуки ломали головы над тем, как бы им так назваться и расположиться, чтобы маленьким музыкантам - и - было легче их запомнить... И придумали.

Сначала они разделились на 7 октав . Потом каждую октаву разделили на 7 клавиш . (Теперь ты понимаешь, почему королевство Семьнасемь имеет такое название). В каждой октаве живут клавиши с одинаковым названием, хотя у каждой свой голос. Как так получилось?
А вот как.

Дедушка Дормидонт, Дядюшка Добряк, их сыновья и дочки поселились на клавише рядом с речкой - на клавише слева от двух черненьких, и, поскольку их имена начинались со слога "До", они так и решили назвать свой Дом - До .

Рядом - в Речке жили пРекрасные русалочки. Свою клавишу они назвали Ре (речка). Найти ее проще простого: белая клавиша между двумя черненькими бережками - это и есть Ре .

Милашка Мими, ее друзья и подруги поселились на поляне усыпанной мимозой. Клавиша находится на правом берегу речки (справа от дух черных клавиш)- Ми

На следующих двух клавишах поселились два итальянца со своими семьями. Они больше всего на свете любили кушать спагетти и Фа -Соль . Поэтому они, а звали их -одного -Фабрисио, а второго - Сольдо,- посадили огромное поле фасоли и поселились на нем.

На следующей клавише Ля поселились Лягушата-мама Лягушка, папа Лягушка и дети- Ляква, КвакЛя, Ляля, Ляна и самая маленькая Ляся.

А клавиша Си -это охрана. Синдбад - мореход и его сыновья -Силачи охраняют каждый свою октаву, поэтому они находятся слева от До.

Теперь детям надо было выучить всего семь клавиш: До , Ре, Ми , Фа , Соль , Ля и Си. (Во всех семи октавах они называются одинаково)
Дети их тут же выучили, и теперь звуки целый день могли резвиться и развлекаться с одним братом - Мажором, и всю ночь мечтать и грустить с Минором.
(Белованова М.Е. из книги"Музыкальный учебник для детей",2007)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкально-дидактическая игра «Мажор и минор»

Роберт Шуман

«Смелый наездник»

«Первая утрата»

Людвиг ван Бетховен

«Весело-грустно»

Подготовила: Сударская Н.В., м узыкальный руководитель МБДОУ №11

Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактическая игра

«Мажор и минор»

Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня поговорим об удивительном мире Музыки. Но сначала у меня к вам будет один вопрос. И я очень хочу поскорей услышать ваши ответы. Ребята, скажите какое настроение у вас сегодня? (Ответы.) Да, вижу, в основном вы все сегодня проснулись в прекрасном настроении и готовы получать знания! Но есть среди вас и те, у кого настроение немного грустное. И это неудивительно, ведь мы все разные люди и у каждого из нас настроение может быть самым разным: кому-то весело и хорошо, а кто-то из вас, возможно, устал или просто грустный. У меня же настроение сегодня просто замечательное! (СЛАЙД 1)

А вы знаете, что у музыки тоже бывает настроение? И, как у каждого из нас, оно может быть как радостным, так и грустным и печальным. Итак, настроение в музыке называется ЛАДОМ . (СЛАЙД 2) Веселый и радостный лад – называется МАЖОР. Лад грустный, печальный называется МИНОР. (СЛАЙД 3) Послушайте вот такую Сказку о Мажоре и Миноре . (СЛАЙД 4)

Жили-были братья-гномы,

Дом их рядом с нотным домом, (СЛАЙД 5)

Брат-мажор с минором-братом,

Два различных брата-лада.

Я – Мажор, бегу, кричу.

Я – Минор, иду, грущу.

Я – Мажор, смеюсь, шумлю.

Я – Минор, шепчу и сплю.

Я – Мажор, веселый гном,

Счастлив даже под дождем,

Я – Минор, печальный гном,

Грустный прихожу я в дом.

Интересный разговор,

Стали мы друзьями,

Про минор и про мажор

Рассказали сами.

Ребята, давно, двести лет назад в стране Германии жил очень талантливый композитор Роберт Шуман, который сочинял разные красивые музыкальные произведения. (СЛАЙД 6) Сочинял он и детскую музыку. Я предлагаю вам сегодня прослушать его произведение, которое носит название «Смелый наездник». Кого называют наездником? Человека, который ездит верхом на лошадях. Итак. Слушаем пьесу.

Слушание: «Смелый наездник» Р. Шумана

Какой характер музыки? Давайте посмотрим на картинку и попробуем ответить. (СЛАЙД 7) Смелая, веселая, отважная, решительная, радостная. Значит, лад тут будет МАЖОРНЫЙ.

А сейчас мы поговорим о нашем следующем гномике – минорном ладе. (СЛАЙД 8) Посмотрите на этого беднягу, он грустный, и вечно плачет. Это минор. Когда мы слушаем такую музыку, нам становится немного печально, и хочется пожалеть этого беднягу. Давайте вместе послушаем произведение уже знакомого нам немецкого композитора – Шумана. Оно называется «Первая утрата». (СЛАЙД 9) Что мы видим на этой картинке? Похожа эта девочка на нашего второго гномика? А какое у нее настроение?

Слушание: «Первая утрата» Р. Шумана.

Какая по характеру была музыка? (Грустная, печальная, жалобная, жалостливая, задумчивая.) Все правильно. А правильнее сказать - музыка МИНОРНАЯ! Лад – минорный.

Ребята, но обычно в жизни мы грустим не всегда, наша грусть быстро сменяется радостью и весельем. (СЛАЙД 10) Поэтому другой композитор Л. В. Бетховен сочинил муз. Произведение под названием «Грустно - Весело». Тут есть и минор, и мажор, они сменяют друг друга, как и в нашей жизни. (Раздает детям карточки с изображением смайликов – веселого и грустного.) Когда музыка будет мажорной и веселой, вы поднимаете смайлик веселый, когда минорной – грустный смайлик. Итак, приступим. (СЛАЙД 11)

Слушание: «Грустно – Весело» Л. Бетховена.

Молодцы, все справились с заданием на отлично! Дома постарайтесь нарисовать свое настроение. (СЛАЙД 12) Что ж, наша встреча подошла к концу. Вы все сегодня были молодчинами! Я надеюсь, что настроение теперь у всех у вас только мажорное! До свидания.


Уважаемые коллеги!!!

Предлагаю Вашему вниманию музыкально- дидактическую сказку «Мажор и Минор», которую мы сочинили вместе со студенткой музыкального отделения педагогического колледжа (ныне выпускница) для использования на уроках музыки в обще образовательной школе. Данная сказка помогла учащимся начальных классов увлекательно и доступно осознать понятие музыкального лада. Музыкально- дидактическая сказка сопровождалась презентацией и музыкальными иллюстрациями. Следует отметить, что сказка активизировала познавательный интерес учащихся, а также способствовала лучшему усвоению учебного материала.

Сказка «Мажор и Минор»

В некотором царстве, музыкальном государстве Лад жили были два брата, которых величали Мажор и Минор. Мажор всегда был весёлым и много шутил, а у Минора настроение всегда было грустное и печальное. Люди этого государства знали, что братья обладали волшебной силой, которая могла менять их настроение. Братья жили дружно и всегда помогали жителям государства.

Если кому-то взгрустнётся – Минор тут как тут – зазвучит задумчивой мелодией тихо нашёптывая нежные утешения. А если праздник, какой в государстве, то без Мажора не обойтись; всех развеселит, подбодрит и в душе радость засияет. Когда братья вместе, то у людей все дела в королевстве ладятся: кругом порядок и гармония. Так бы и продолжалась беззаботная и радостная жизнь в королевстве, если бы ночью, когда все жители спали и видели добрые волшебные сны, на королевство не налетел холодный ветер.

Этот ветер послала злая волшебница Какофония, чтобы в государстве разрушить лад и навести беспорядок. Какофония любила звуковой беспорядок (иллюстрация), когда звуки не слушают друг друга, и не желают ладить между собой. Такой беспорядок нравился Какофонии, так как музыкальные звуки беспрекословно ей подчинялись.

Какофония не любила братьев, даже побаивалась их. Ведь когда братья в королевстве, кругом гармония и порядок. И решила злая волшебница их разлучить, выгнать из королевства, чтобы самой там властвовать. Всю ночь она читала заклинания из волшебной книги и послала холодный ветер разлучить братьев.

Наутро, когда жители королевства проснулись, они не услышали ни грустных, ни весёлых мелодий. Кругом царил звуковой беспорядок (какофония – иллюстрация). Где же наши братья и их волшебная сила гармонии? Мы не слышим и не чувствуем своего настроения! Звали, долго искали они братьев, да не нашли. И с того времени в государстве Лад всё стало не ладиться. Жители государства не возлюбили Какофонию и стали думать, как её прогнать и вернуть Мажор и Минор.

Холодный ветер унёс братьев за тридевять земель и оставил одного в сосновом бору, а другого – у речки. Искали братья друг друга, звали, да не слышны были их голоса.

Тогда Мажор научил лесных птиц петь радостные и озорные песни, высоким соснам подарил силу торжества, величия и гармонии – и сосновый бор зазвучал. Его музыку услышала речка, которая научилась мечтать и грустить с Минором. Так волшебница Природа помогла встретиться братьям.

Птицы лесные поведали им о деяниях Какофонии и о страданиях жителей государства. Заторопились братья домой, попросили волшебницу Природу помочь им.

Тёплый ветер вернул Мажор и Минор в музыкальное государство. Как только Какофония увидела братьев – испугалась и умчалась восвояси.

Мажор и Минор снова вместе. И как прежде в музыкальном государстве всё ладится – кругом порядок и гармония.

Преподаватель психолого- педагогических дисциплин

Краснодарского педагогического колледжа

Ярмухина Светлана Владимировна


Методическая разработка на тему

"Не сольфеджио, а сказка"

Дидактические сказки на уроках сольфеджио в группах раннего эстетического развития в ДШИ и ДМШ.

Во все времена, вопрос воспитания и образования детей был актуален и злободневен не только в рамках отдельной семьи, но и в рамках страны. И ему посвящались статьи, книги, конференции, труды ученых мужей. Но, по прежнему, этот вопрос не дает покоя миллионам родителей, учителей и всем, кто связан с процессом воспитания и образования детей. Говорят, что всегда жизнь на Земле была непроста и зависела от ряда обстоятельств, которые диктовали свои условия. Вот и нам выпало жить в очень непростое время. Пренебрежение моральными и этическими нормами во «взрослом» мире влияет на развитие духовного качества, и как следствие на здоровье подрастающего поколения людей. Зло и насилие заполнило телеэкраны. Все меньше добрых сказок и мультиков видят наши дети.

Вот и задаются вопросом многие семьи, как же оградить от такого негатива своих детей, как вырастить малышей умными, здоровыми, воспитанными, добрыми, отзывчивыми. Не последнюю роль в решении этого вопроса в нашей стране играют играют центры эстетического воспитания детей, художественные школы, школы искусств и музыкальные школы.

В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, роль дополнительного образования детей значительно возросла. Поэтому, многие родители, в вопросе художественно-эстетического образования своих детей, отдают предпочтение таким учебным заведениям, как ДШИ и ДМШ.

О том, что музыка оказывает большое влияние на нравственное воспитание, становление личности ребенка, много написано в разные времена. Еще Аристотель в своих трудах писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». А выдающийся русский ученый и врач Бехтерев В.М. говорил: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья».

Отдавая своего ребенка на обучении в ДШИ или в ДМШ, многие родители не подозревают о том, что впереди их ждет большая совместная работа: педагог + ученик + родители. И, чем теснее это содружество, тем выше результаты у ребенка.

Несомненно, что роль педагога в этом процессе является главенствующей. Независимо от того, на каком уроке находится ученик (класс сольфеджио, хора или игры на музыкальном инструменте), очень важен первоначальный этап обучения. Именно первые уроки, первые впечатления от знакомства с музыкой, с азами музыкальной грамоты, оказывают сильное влияние на дальнейшее музыкальное образование и воспитание юного музыканта.

Русский писатель, философ, музыковед Одоевский В.Ф. писал: «Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».

Действительно, маленькому и не подготовленному слушателю, понять классическую музыку (даже ее простые примеры) довольно трудно. Воспитание грамотного слушателя, развитие музыкально-слуховых способностей, воспитание основ музыкального мышления и умения все полученные знания применить при разучивании и исполнении музыкального произведения — эта большая и кропотливая работа. Она требует от учителя высокого педагогического мастерства, большого терпения, создания условий для успешного обучения каждого ребенка, пришедшего на урок. От ученика требуется трудолюбие, умение и желание учиться и научиться.

Роль преподавателя теоретических дисциплин в процессе обучения маленького музыканта значительна. Именно на уроках сольфеджио дети получают азы музыкальной грамоты, учатся понимать, слушать, глубоко чувствовать и сопереживать музыку, участвуют в коллективном музицировании.

Многие родители с тревогой относятся к предмету сольфеджио, как к трудному и не нужному для детей, имея свой прошлый негативный опыт своего обучения или обучения старших детей в музыкальной школе. Автор данной статьи, за свой более чем сорокалетний опыт работы преподавателем теоретических дисциплин в музыкальной школе, не раз сталкивалась с этой проблемой.

Работая с детьми пяти-шестилетнего возраста в подготовительных группах и классах хорового сольфеджио, ставя перед собой первостепенную задачу привить детям любовь к музыке, вызвать желание ее слушать, изучать, исполнять ее и не отпугнуть учеников после первых уроков «сухостью» и трудностью языка музыкальной грамоты, я использую на уроках дидактические сказки.

О важной роли сказки в воспитании ребенка говорят ученые, как педагоги, так и врачи. К.И.Чуковский писал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок, чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу». Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, говорит, что сказки имеют дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический аспекты. Сейчас в психологии и дефектологии существует способ психологической коррекции ребенка — сказкотерапия. Она зародилась на рубеже шестидесятых - семидесятых годов прошлого века на Западе. Основателем этого направления является Милтон Эриксон. В нешей стране лечение сказкой применяется не так давно — с девяностых годов двадцатого столетия.

Дидактические сказки нужны для преподнесения некоторых новых знаний, они раскрывают смысл и важность определенных знаний. Все они имеют обучающее действие. В них одушевляются абстрактные символы «внешнего» для ребенка характера (звуки, фрагменты понятий из музыкальной грамоты, буквы, цифры и т.д.). Дидактические сказки не только знакомят детей с новым учебным материалом, но и развивают мышление, учат формулировать словами свои мысли, правильно строить речевые фразы (дети принимают активное участие в рассказе сказок в процессе их закрепления), способствуют пополнению не только знаний, но и словарного запаса. Они позволяют эффективно систематизировать знания, делают процесс обучения детей более интересным и увлекательным.

Изучая многие методики, знакомясь с опытом коллег, пришла к мысли о необходимости самой создавать дидактический материал, способствующий в доступной и интересной форме донести до маленьких учеников изучаемые понятия музыкальной грамоты. Дидактические сказки все время находятся в процессе доработки, некоторого изменения, редактирования. Появляются какие-то новые фрагменты. Иногда сказка сочинялась по ходу урока, в процессе объяснения нового материала. Или, при пересказе на последующих занятиях, дети вносили в сказку свои элементы, делая сказку формой коллективного творчества.

В сказках представлен авторский музыкальный материал, а так же примеры из детской, народной и классической музыки. Дети рисуют картинки к сказкам, с удовольствием поют песенки из этих сказок под аккомпанемент педагога или аккомпанируют себе на шумовых инструментах.

В данной работе хочется представить ряд миниатюрных дидактических сказок, составленных автором данной статьи в разные годы работы с группами раннего эстетического развития и хорового сольфеджио.

* * *

«Сказка о семи принцессах Нотках»

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я хочу рассказать вам «Сказку о семи принцессах Нотках. Да, наверно, вы ее знаете. Нет? Не слыхали никогда? Тогда слушайте внимательно.

А дело было так. Однажды, в волшебном царстве, в музыкальном государстве, сильно заскучала королева МЕЛОДИЯ. Как не пытался развеселить ее братец Мажор, как не жалел ее братец Минор, все было напрасно. Сидела, сидела в грусти королева Мелодия. Думала, думала, как ей себя потешить. И придумала: «Устрою-ка я бал. Позову всех своих друзей. Может они мне помогут разогнать мою грусть-тоску».

Дело в раз закипело. Во все концы музыкального государства были разосланы гонцы с приглашениями на бал. Во дворце тоже не дремали. Кругом развешивали гирлянды разноцветных фонариков и шариков, устанавливали вазы с прекрасными цветами, дирижёр собирал музыкантов. Повара на дворцовой кухне готовили изысканные угощения.

И вот настал день и час праздника. Стали собираться званые гости. Первым приехал господин Нотный Стан, за ним пожаловал сеньор Скрипичный Ключ. От них не отставали всеми любимые в королевстве Дедушка Метр и Тетушка Сильная доля. Пожаловали на бал Тактовые Черточки, Паузы и другие жители музыкального государства. В зале было очень красиво, торжественно и совершенно тихо. Взмахнет дирижер своей дирижерской палочкой, а инструменты молчат, ни одного звука не играют. Как не пытались музыканты начать играть самые любимые музыкальные произведения, у них ничего не получалось.

А вы, добрые мои друзья, догадались, в чем дело? Вот и на балу гости не могли сразу понять, почему не играют музыканты, почему так тихо в зале. И только потом дирижер догадался: « Да ведь принцессы Ноты на бал еще не прибыли. Какая же музыка без них! »

Наконец, отворилась парадная дверь и распорядитель бала торжественно объявил, что долгожданные гостьи прибыли. Но каждую необходимо пригласить пройти в зал. Все стали называть принцесс по имени, приглашая их на праздник и рассказывать о каждой из них что-то интересное. Сейчас и вы, уважаемые мои слушатели, узнаете, о чем шептались гости в зале.

Первой вошла принцесса ДО. Говорили, что она покинула свой ДОм и под ДОждём ДОлго ДОбиралась в своей карете ДО замка.

За ней пришла принцесса РЕ. На ней было очень красивое платье цвета РЕчных волн. Все знали, что принцесса живет на берегу широкой РЕки и очень любит РЕзвиться и плескаться в ее нежных волнах.

Принцесса МИ вошла в зал с приятной улыбкой на личике. Она была так МИла и приветлива, что нашла МИнуточку для беседы с каждым знакомым.

Следом шла принцесса ФА. Поверх нарядного платья, у нее был одет золотой ФАртук, а в руках она несла ФАрфоровое блюдо со сладостями для королевы Мелодии, которые искусно приготовила своими руками, так как была большим ФАнатом всего сладкого.

Когда на пороге зала появилась принцесса СОЛЬ, все присутствующие замерли от восторга. Юбка её платья была усыпана множеством бриллиантов, которые в сиянии яркого света поблескивали разноцветными огоньками. Но когда принцесса подошла ближе, то оказалось, что это вовсе не бриллианта, а кристаллы Соли. Ведь, она жила на острове в СОЛеном море.

Принцесса ЛЯ появилась на празднике в удивительно прелестной шЛЯпке, ее поЛЯ были украшены ягодками земЛЯники и листочками топоЛЯ. Принцесса была в хорошем настроении и напевала свою любимую песенку:

Ля, ля, ля, ля, ля, ля.

Я принцесса, я ЛЯ.

А кругом в цвету Земля,

Как прекрасно, друзья!

И, наконец, пожаловала принцесса СИ. Её лицо СИяло от счастья встречи с жителями музыкального государства. Ехала она из далека на такСИ. Ну, конечно же, это была красивая карета СИреневого цвета, в которой она всем разрешала поСИдеть.

Как только все принцессы собрались в зале, дирижер взмахнул своей дирижерской палочкой, музыка зазвучала и начался бал. Господин Нотный Стан и Нотки взялись за руки и закружились в веселом хороводе. Все были радостны и танцевали без устали до самого утра. Грусть-тоска, у королевы Мелодии, потихоньку стала проходить, она вновь стала веселой и счастливой. Сам сеньор Скрипичный Ключ пригласил ее на танец.

Так как это событие происходило в давние времена, то танцевали они старинный бальный танец «Менуэт» - танец шагов и поклонов. К ним, конечно, присоединились принцессы нотки и все гости, приглашенные на бал. Музыканты играли, а гости танцевали до самого утра. Ребята, а вы когда ни будь слышали музыку танца «Менуэт»? Нет? Тогда я предлагаю вам представить, что мы находимся на балу у королевы Мелодии и послушать музыку прекрасного старинного танца. Звучит аудиозапись менуэта C-dur. Вольфганга Амадея Моцарта.

Вот и сказка подошла к концу. Надеюсь, что она вам понравилась и вы запомнили имена главных героев сказки.

Давайте вспомним, как звали принцесс, прибывших на бал к королеве Мелодии и назовем каждую по имени: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Я надеюсь, мои юные слушатели, что вы с нотами подружитесь, хорошо познакомитесь с каждой из них и сможете разучить много красивых музыкальных произведений.

* * *

Следующая дидактическая сказка поможет детям познакомиться не только с такими понятиями, как: лад, мажор и минор , она расскажет о их основных характеристиках. Познакомит с новыми именами в мире классической музыки. А также позволит услышать новые музыкальные произведения.

« Сказка о братьях Мажоре и Миноре»

Не очень далеко от здешних мест, в волшебной музыкальной стране, в давние времена, жила-была матушка Музыка. Уж и мастерица она была петь да играть на всяких музыкальных инструментах. И все-то она песни знала, да и все-то она напевы играла. Все, которые есть на белом свете.

Были у матушки Музыки два любимых сыночка. Ой, и любила она их. Ой, и холила. Своему музыкальному мастерству деток учила. Соберутся они на лужайке возле дома после дел дневных, возьмут в руки музыкальные инструменты, да поют и играют. Весь народ в музыкальной стране своими прекрасными напевами и наигрышами удивляют и развлекают.

А были два брата друг на друга не похожи, как ночь и день. Каждый со своим характером. Со своим настроением. Совершенно разные были братцы.

Один был всегда весёлый, бодрый, радостный. Ничто на свете не могло огорчить его. Все напевы и наигрыши у этого брата получались веселыми, разудалыми, как и он сам. Матушка Музыка этому сыночку дала имя Мажор , что и означает весело, радостно, бодро.

Братец Мажор больше всего на свете любил веселые песни, пляски да игры в догонялки с солнечными зайчиками. В любое время дня иль года, он улыбался да радовался всему не белом свете.

Ребята, послушайте, пожалуйста, пьесу австрийского композитора Франца Шуберта. Называется она «Вальс». А что такое вальс? Правильно, это танец. Нежный, плавный, кружащийся. Скажите, чей портрет нарисован музыкальными красками, какой у этой музыки характер? А теперь тишина. Звучит музыка.

Ребята, вы не забыли, что у матушки Музыки был второй сыночек? Конечно, не забыли. И сейчас вы узнаете про него много интересного и необыкновенного. Дала она ему имя Минор . А все потому, что этот братец был всегда грустным, печальным и задумчивым. В самый солнечный денек он не улыбался и не веселился. Он, больше всего на свете, любил в дождливый денек сесть к окошку и смотреть на хмурые тучки, считать дождинки, льющиеся по оконному стеклу и мечтать.А иногда и всплакнуть любил братец Минор. Даже в свой день рождения он был грустным и задумчивым. Напевы и наигрыши у братца Минора всегда получались печальными.

Теперь, мои юные музыканты, мы очень внимательно послушаем пьесу, которая будет звучать в миноре и представим, о чем же она нам рассказывает. Какие музыкальные картинки нам нарисовал композитор при помощи нот? Вы обязательно поделитесь своими впечатлениями. А потом я вам расскажу, что это за пьеса, как она называется, какой композитор ее написал, и что он нарисовал в этой музыке нотами. Звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Братья Мажор и Минор жили дружно. Никогда не дрались и не ругались. Ладили между собой. Со всеми жителями музыкальной страны жили в мире и согласии. Так их и стали называть — Лад Мажор и Лад Минор.

Да и не напрасно их так до сих пор называют в музыкальном мире. Ведь, старинное прекрасное слово лад обозначает согласие, мир, порядок.

Сядут братцы Мажор и Минор с матушкой Музыкой, запоют, заиграют на разных музыкальных инструментах. Один начнет, другой подхватит. И польются прекрасные звуки рекой. Одна пьеса красивей другой.

Частенько, одну пьеску по очереди играют братья и друг другу не мешают, ладят меж собой. Сейчас и мы с вами послушаем одно очень интересное музыкальное произведение. В нем можно услышать и мажорный, и минорный лад. Написал его для юных любителей музыки композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Называется эта пьеса «Клоуны». Ребята, вы, конечно, все бывали в цирке и видели выступление клоунов. Что они делают, как ведут себя на арене? Строят рожицы, развлекают зрителей? Послушайте внимательно пьесу «Клоуны» и расскажите, почему ее так назвал композитор. Отобразите свои впечатления от услышанной музыке в картинках. Нарисуйте портреты клоунов.

Вот и сказка завершается. Вы узнали много интересного из мира музыки, познакомились с новыми именами и произведениями. Вспомните, пожалуйста, почему матушка Мелодия своим сыновьям дала такие имена, почему в музыкальной стране их называют ладами, что это слово обозначает? И вы, ребята, наверное услышали, как братья Мажор и Минор изображали клоунов музыкальными звуками в пьесе Д.Б.Кабалевского и нарисуете к следующему уроку прекрасные портреты героев сказки и героев пьесы «Клоуны».

Сказка завершается,

Нам пора с тобой.

Клоуны прощаются -

Спать идут домой.

* * *

Не секрет, что у многих детей, написание скрипичного ключа вызывает определенные трудности не только в группах раннего эстетического развития, но и в начальных классах ДМШ. Следующая дидактическая миниатюра, в игровой форме, поможет маленьким музыкантам преодолеть эту трудность. Она поможет научиться правильно писать скрипичный ключ.

« Сказка про необыкновенную улитку»

Жила - была необыкновенная улитка. А необыкновенной она была потому, что была очень музыкальной и жила на нотном стане в музыкальной стране. Дорогие друзья, а вы помните, что такое нотный стан ? Конечно, это пять параллельных линеек, на которых пишутся ноты. И у каждого настоящего музыканта имеется специальная тетрадка. В ней нет ни клеточек, не косых линеечек. На каждой страничке — нотные станы. Кто мне скажет, как такая тетрадка называется? Конечно, мы говорим о нотной тетрадке .

Еще, такие линейки, в нотной тетрадке и у нас в классе на доске, часто называют нотоносцем . Эти линейки всегда считаются только снизу вверх. То есть, нижняя линейка будет первой и так далее.

Вот так выглядят линейки нотного стана или нотоносца:

А я продолжу мой рассказ. Ползала, ползала улитка по нотному стану, то там посидит, то туда поглядит. Но больше всего ей понравилось на второй линейке. И не высоко, и не низко, и очень удобно. Поставила она на этой линейке, в начале нотного стана, точку и вокруг нее расположила свой домик. «Вот тут я и буду жить» - сказала музыкальная улитка.

Она поудобней устроилась на второй линейке нотного стана и решила не закрывать двери в домик. « А вдруг, кто заглянет ко мне на огонек. Или я сама захочу выглянуть и узнать, что и где происходит и какая погода сегодня в музыкальной стране ».

Посидела так музыкальная улитка, немного поскучала, и решила высунуть свои рожки из домика. Вокруг все было красиво и очень интересно. Тогда она подумала: « А не поразмять ли мне ножки, не прогуляться ли по дорожке?»

Музыкальная улитка надела сапожки и только собралась пройтись по дорожке, как к ней подкатилась горошинка и сказала: «Добрый день. Как приятно Вас видеть у нас на нотном стане. Вы так стройны и красивы, как ключ от волшебной двери». Музыкальная улитка была несколько смущена и удивлена такими словами незнакомки: « Как ключ?... Вы так красиво и загадочно говорите. А кто же Вы?». Горошинка улыбнулась и сказала: «Я нота соль и меня всегда можно найти на второй линеечке нотного стана. Я там живу. Вы поселились на моей второй линеечке. Тогда, мы все Вас будем называть Ключик соль. Давайте дружить! »

Улитке это понравилось и она согласилась дружить. Тут прибежали другие нотки - горошинки и важно стали занимать свои места на нотном стане.

Скрипочка, отдыхавшая неподалеку на прекрасном старинном столе, увидела, что нотки встали каждая на свое место и начала наигрывать мелодию: «Какие чудесные звуки у меня получаются. И ноты в этом ключе как раз для меня. Может назовем этот ключик Скрипичным ключом ?». Все ноты дружно согласились. И с тех пор, музыкальную улитку, так и стали называть - Ключ соль или Скрипичный ключ.

Ребята, сейчас я хочу познакомить Вас с новой песенкой, в которой рассказывается о скрипичном ключе и нотном стане. Послушайте ее:

« Песенка о Скрипичном ключе и Нотном стане»

Слова и мелодия Смирновой В.А.

Кючь скрипичный, ключик соль,

Строчку открывает.

Строчка эта - нотный стан.

Кто её не знает.

В ней всего линеек пять. Ну-ка посчитай-ка:

Раз, два, три, четыре, пять — снизу начинай -ка. (2 раза)

Вот и еще одна сказка закончилась. Надеюсь, дорогие слушатели, что она вам понравилась и вы узнали много нового, интересного для себя. А главное - эта сказка рассказала вам, как нужно правильно писать скрипичный ключ.

Давайте вспомним, как называются линейки на которых пишутся ноты и тетрадки, в которых музыканты пишут ноты? Как правильно посчитать эти линейки? Почему скрипичный ключ еще называется ключом соль? Я надеюсь, что вы слушали сказку очень внимательно, все запомнили и ваши ответы будут правильными.

* * *

Следующая дидактическая сказка расскажет юных музыкантов что такое музыкальный метр, ритм, ритмический рисунок , сильна доля, такт, тактовая черточка, размер. Познакомит с танцевальной музыкой М.И.Глинки и А.С.Грибоедова.

«Сказка о дедушке Метре и его друзьях»

Жил был, в музыкальной стране, дедушка Метр . А звали его так потому, что он всегда и везде носил с собой линейку, длинною в целый метр. Больше всего на свете он любил ходить на прогулку по нотному стану. Да не просто ходить да гулять, наслаждаться свежим воздухом да напевать любимые мелодии, а ходить ровными шагами, да еще и измерять их своей линейкой и четко считать каждый шаг: «Раз-и, два-и. Раз-и, два-и, три-и. Раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

Счет зависел от того, какое настроение было у дедушки Метра и сколько шагов он делал в каждом такте. Такт — это отрезочек мелодии на нотном стане. Один такт от другого отделяется тактовой черточкой .

Иногда дедушка Метр ходил бодрым шагом, иногда пританцовывал. Случалось, что он ходил медленно, важно и степенно. Но всегда его шаги были ровными и назывались они долями . От того, сколько шагов-долей делал дедушка Метр в каждом такте, зависел характер и размер мелодии, которую при прогулке он напевал. Размер может быть двухдольный, трехдольный и четырехдольный.

Танцевальная музыка, которая называется Полька, пишется в двухдольном размере. Полька — это чешский народный танец. Но его любят танцевать во многих странах мира и взрослые, и дети. Наверное, и вам приходилось танцевать этот танец на празднике в детском саду или в школе. Он быстрый, полетный, чаще бывает веселый, иногда озорной. Предлагаю вам послушаем фрагмент из пьесы М.И.Глинки « Детская полька ».

Следующий музыкальный пример написан в трехдольном размере. Это Вальс. Музыку Вальса всегда легко узнать. Она нежная, кружащаяся. Часто танцоры, чтобы не сбиться с ритма танца, тихонечко считают: «раз, два, три, раз, два, три». Послушайте фрагмент «Вальса», написанного композитором А.Грибоедовым.

Четырехдольный размер - самый удобный для шага. Ребята, вспомните, какие команды подает командир на параде при строевом шаге. Он чеканно произносит такую команду: « Раз, два, три, четыре. Левой...Левой...». Эта команда помогает идти в ногу и не сбиваться с шага участникам парада.

Ребята, скажите, как называется музыка, которая сопровождает шествие? Конечно, это — марш. Сейчас прозвучит музыка композитора И.О.Дунаевского «Марш веселых ребят». Мы все дружно будем под нее шагать по классу и считать свои шаги: раз, два, три, четыре. А потом поделимся своими впечатлениями о настроении и характере этой музыки.

Но на этом наша сказка не кончается. У нее есть продолжение. Ведь я еще не рассказала вам о друзьях дедушки Метра. А о них есть, что рассказать.

На прогулку дедушка Метр ходил не один. Его всегда сопровождала давняя хорошая знакомая тетушка Сильная доля . Собираясь на прогулку по нотному стану, она наряжалась, прихорашивалась, брала в руки... Нет, нет, не подумайте, не модную сумочку, а свой любимый большой барабан. О, как она играла! Громко, четко! Её игру слышали все, кто находился в округе. А ударяла она в барабан, как раз на первый шаг дедушки Метра в каждом такте, то есть на первую, сильную долю такта. И при этом громко считала: «Раз!».

По этой причине, все жители музыкальной страны стали называть ее тетушкой Сильной долей , да и теперь ее так величают. Найти ее можно в каждом такте, сразу после тактовой черточки.

Все музыканты на сильную долю считают «раз!» (здесь можно предложить детям посмотреть на доску, где записана знакомая им мелодия, найти и подчеркнуть все сильные доли цветными мелками, а затем пропеть эту мелодию, отмечая шумовыми инструментами сильные доли).

Есть еще один герой сказки, с котором я вас, уважаемые слушатели, еще не познакомила. Но о нем, непременно, хочется вам рассказать. Потому, что этот персонаж нашей сказки, очень важен в музыкальном мире.

Был у дедушки Метра внучок, мальчик Ритм . Или, как еще его называют — Ритмический рисунок . Ох, и непоседливым он был. Ни как не хотел ходить всю музыкальную прогулку ровными шагами из такта в такт, как дедушка Метр. То мелкими шажочками пойдет, то вприпрыжку или с подскоком пробежится, то остановится и к чему-то прислушивается. Он очень старался попасть вместе с тетушкой Сильной долей на счет «раз», то есть на сильную долю такта, но и это у него не всегда получалось.

Правда, он совершенно из-за этого не расстраивался. И точно знал, что без него, Ритмического рисунка, ни одна мелодия, ни песня, ни какое — либо музыкальное произведение не получится. И этим очень гордился.

Дедушка Метр, тетушка Сильная Доля и Ритмический рисунок очень дружны. В любом музыкальном произведении их можно найти: услышать в музыке или увидеть в нотном тексте.

Ребята, я сейчас прохлопаю ритмический рисунок знакомой вам песенки, а вы постарайтесь ее узнать и сказать как она называется («Вместе весело шагать» В.Шаинского и М.Матусовского). Дети узнают песню. Предлагаю эту песню пропеть всей группой и аккомпанировать себе на шумовых инструментах. Делимся на партии. Одна исполняют ритмический рисунок, вторая — метр, а третья партия исполняет сильную долю.

Дорогие друзья, наша сказка подошла к концу. Давайте вспомним, с какими музыкальными героями она вас познакомила? Теперь, при прослушивании или проигрывании музыкальных произведений, вы всегда их будете узнавать и приветствовать правильным счетом и ритмичной игрой.

* * *

«Разговор об Италии, итальянских словах и многом другом» - это еще одна форма представления нового изучаемого материала в подготовительных группах.И подача этого материала происходит в форме непосредственного общения педагога с учениками. Это общение, в котором ребята могут показать свои знания, накопленные вне ДМШ, полученные жизненным опытом.

«Разговор об Италии» нужно было-бы поставить первым в этой работе. Это введение в мир музыкальных знаний и терминов. В нем происходит знакомство со словами сольфеджио, форте, пиано . С понятием музыкальный жанр (песня, танец, марш).

«Разговор об Италии, итальянских словах и многом другом»

Добрый день, дорогие друзья! Я рада новой встречи с вами. Давайте поприветствуем друг друга. Приготовьте к работе свой певческий аппарат . Обратите внимание на осанку. Нельзя сутулиться, но и не напрягайте спинку. Держите ровно голову. Обязательно следите за правильным произношением всех слов в песенке-приветствии. Четкость произношения слов при пении называется дикцией . Вы уже знакомы с этим словом? Конечно, об этом вы говорили на уроке хора. Поем песенку-приветствие:

"Добрый день, Добрый день! Заниматься нам не лень."

Ребята, на кокой урок вы пришли? Правильно, на сольфеджио. И нашей песенке встретилось слово сольфеджио . А что же оно обозначает (предлагаю детям высказать свои догадки)? Молодцы, ваши размышления на правильном пути.

Слово сольфеджио обозначает пение с названием нот или пение по нотам, которые нам с вами еще предстоит выучить. Это красивое слово образовалось от сложения названий двух соседних нот.

А дело было, приблизительно, так. В музыкальной стране жили-были две соседки, две подружки. Большие любительницы попеть. С утра до вечера распевали они свои песенки, оттачивали свое певческое мастерство. Музыканты говорят — вокальное мастерство. Одна нота пела свое имя «соль» , а другая - «фа» . Жители музыкальной страны сложили их имена в одно слово. И получилось... Как вы думаете, ребята, какое слово получилось? Конечно, слово сольфеджио. Оно красивое и звучит так музыкально, потому, что....Правильно, его сложили из названия двух нот.

У нас в классе стоит прекрасный музыкальный инструмент, на котором я вам играю. Точно, его зовут «пианино». Но это - его маленькое ласковое название. Ваши мамы тоже вас называют не Екатерина, а Катенька, не Петр, а Петенька (дети начинают на перебой говорить, как их ласково называют родители). Так и наше пианино имеет полное и очень звучное имя фортепиано .

Почему же так величественно, торжественно называют пианино именем фортепиано, что же это за инструмент (дети начинают рассказывать, что у инструмента есть клавиши, педали, какого цвета они видели инструмент)? Вы правы, фортепиано — это клавишный инструмент. У него 52 белые клавиши и 36 черных. На нем можно исполнять простую и очень сложную музыку, быструю и медленную, веселую и грустную.

Ребята, а что мы можем под музыку делать? Правильно, мы можем петь, танцевать, ходить. Такие выды деятельности человека под музыку называются музыкальными жанрами . Это — песня, танец, марш.

А еще этот инструмент может звучать громко, а по итальянски — форте и тихо, что значит — пиано . Теперь вам понятно, почему инструмент называется фортепиано?

Ребята, пожалуйста, послушайте песню и расскажите о ее характере, о том, как звучал инструмент. Пою «Колыбельную кукле», мелодия и слова Смирновой В.

Тише, тише. Не шумите. Куклу Машу не будите.

Спит она, закрыла глазки, в своей маленькой коляске.

Всем пиано. Тише, тише.

Даже кот уснул на крыше.

После прослушивания говорим, что инструмент звучал пиано, музыка ласковая, баюкающая, напевная. Разучиваем и поем песню всей группой.

Наш инструмент может звучать радостно, ярко, громко. Пою песню «Петушок Форте», мелодия и слова Смирновой В. (разучивается всей группой).

Рано утром громко, форте,

Спел нам песню петушок.

Разбудил он всех детишек

И позвал пить молоко.

Кукареку, ко-ко-ко.

Пейти, дети, молоко.

Слова, с которыми мы сегодня познакомились, пришли к нам из солнечной Италии. А кто знает, где находится эта страна, тепло в ней или холодно, какие растения там можно встретить (дети пытаются, в силу своих жизненных познаний, ответить на вопрос)?

Правильно, апельсины, мандарины, лимоны, оливки, гранаты — все это растет на юге этой страны. Предлагаю ребятам прохлопать эти слова.

Ребята, а кто знает, родиной какого сказочного героя является Италия? Правильно, только в этой стране его имя Пиноккио, а сказку написал Карло Коллоди. Алексей Николаевич Толстой, русский писатель, пересказал эту сказку на русский лад и назвал главного героя... Правильно, Буратино.

Наш разговор подошел к концу. Надеюсь, мои юные слушатели, что вы запомнили итальянские слова, которые теперь очень часто мы будем говорить и слышать в музыкальной школе. Давайте вспомним эти слова и их перевод на русский язык (дети называют слова: сольфеджио, форте, пиано, музыкальные жанры песня, танец, марш). Ребята, с каким музыкальным жанром сегодня на уроке мы встретились? Конечно, это был жанр песня. О других жанрах поговорим на следующих уроках.

Будем прощаться. До новых встреч на уроках сольфеджио с новыми героями музыкальных сказок.

* * *

В наше время в педагогике, как и во многих других областях науки, происходит поиск новых методов работы. Педагоги все шире применяют игровые методы в обучающем процессе. Которые имеют большое значение и в становлении культуры взаимоотношений между учителем и маленьким учеником.

Научно доказано, что шестилетний возраст — наиболее благоприятный период для умственного развития ребенка. Это тот возраст, когда все интересное и значимое для себя, ребенок запоминает легко. А все скучное и не интересное, не привлекающее внимания, его не затронет.

Объем учебного материала, для учащихся этого возраста, довольно значителен. Он должен быть усвоен хорошо и являться опорой для усвоения новых знаний. Поэтому, все чаще, в представлении нового учебного материала, учителя прибегают к древнейшему, но очень актуальному методу воспитания и обучения детей — к игре и сказке.

Цель всех дидактических пособий, игр, упражнений и сказок сводится к одному знаменателю — показать, познакомить с новым учебным материалом, научить доступными, нескучными, занимательными методами учеников, пришедших к нам на урок. Заинтересовать, пробудить в них интерес к изучаемому предмету, тягу к познаниям. Вызвать желание учить и учиться. В данном случае — побудить интерес к познанию азов музыкальной грамоты, без знания которой не возможны занятия не только в классе сольфеджио, но и в инструментальных и хоровых классах музыкальной школы.

Все эти причины побудили и меня искать новые пути и методы в работе с начинающими юными музыкантами. Народная мудрость говорит, что все новое это - хорошо забытое старое. Что может быть старее, чем сказка. Мудрая, добрая, всегда готовая нас чему-то научить.

Вот и я, в своей преподавательской деятельности, прибегаю к дидактическим миниатюрам-сказкам, написанным мною с определенной целью — донести до моих учеников ту или иную изучаемую тему. Эти сказки хорошо работают на уроке, нравятся детям и помогают им в учебе. А если это так, то моя работа не напрасна и со временем принесет хорошие плоды.

* * *

Список литературы.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Г. «Развивающая сказка». Санкт-Петербург, 2006г.

    Козлов С.А. «Дошкольная педагогика». Москва, 2000г.

    Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука и практика образования: современные тенденции». Красноярск. 2009г.

    Михальченко К.А. «Психологическая сказка, как средство развития самосознания». Журнал «Молодой ученый» 2011г, №12.

    Одоевский В.Ф. «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Москва, 1866г.

    Стрелкова Л.П. «Уроки сказки». Москва. 1989г.

    Чуковский К.И. «От двух до пяти». Детгиз, Москва, 1963г.

    Эльконин Д.Б. «Детская психология от рождения до семи лет». Москва, Просвещение, 1960г.