Музыкально- дидактическая сказка " мажор и минор". Тексты детских стихов и песенок, используемых в блоге

Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Обучение детей распознаванию музыкальных ладов .

Мастер- класс на тему : «Мажор и минор в музыке

Образовательная область «Музыка »

Задачи :

1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки , учить различать средства музыкальной выразительности : темп, тембр, динамику, регистр, гармонию.

2. Развивать способность детей передавать характер музыкального произведения в движении.

Интегрируемые области : «Коммуникация» , «Социализация» , «Познание»

Задачи :

Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения : грустную, лирическую - ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную - легким звуком в оживленном темпе. («Социализация» )

Развитие свободного общения в коллективе. («Коммуникация» )

Отработатывать навыки использования мнемотаблицы в разных видах музыкальной деятельности . («Познание» )

Вид детской деятельности :

Коммуникативная

Оборудование : магнитофон, воздушные шары, элементы пиктограммы.

Словарная работа.

Пассивный словарь : регистр.

Активный словарь : мажор , минор , композитор, певец, припев.

Под музыку «Ливенской польки» р. н. м. обр. Ломовой дети входят в зал.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие , дети отвечают «Здравствуйте!» по ступеням мажорного трезвучия .

Музыкальный руководитель : Ребята, я очень рада видеть вас на музыкальном занятии ! Мы даже поздоровались с вами веселой, мажорной мелодией . А чтобы создать вам еще более приподнятое настроение, я предлагаю поиграть

игра «Смени пару»

Дети играют в коррекционную игру «Смени пару» авт. И. Каплунова и И. Новоскольцева (программа «Ладушки» , в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. После игры дети занимают свои места.

Музыкальный руководитель : Ребята, когда мы с вами поздоровались, какое было у нас настроение? (ответы детей) А какое настроение у вас стало после игры? (дети отвечают) . А если бы я поздоровалась с вами вот так? (исполняет приветствие в миноре ) (ответы детей) Ребята, вы заметили, что мелодия передала совсем другое настроение - печальное, грустное.

Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, жалость, скорбь, ликование.

Минор и мажор .

М. В. Сидорова.

Тихо музыка звучит ,

Будто ручеёк журчит,

Чуть печальна и грустна,

Словно шёпот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются,

В них не слышится задор.

Эта музыка – минор .

В плавном танце мы пойдём

И покружимся вдвоём.

Если всё нам удаётся,

Даже музыка смеётся ,

Звонко, весело играет,

Поплясать нас приглашает.

Выходите танцевать,

Хлопать, бегать и скакать.

Радостно мажор звучит ,

Он хохочет, не ворчит.

Мы с вами часто слушали музыку , различающуюся по настроению. Сейчас мы послушаем мелодию, а вы сами вспомните название.

Слушание : Д. Кабалевский «Клоуны»

(Ответы детей) беседа о характере пьесы

Музыкальный руководитель : В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник - Д . Кабалевский нам рассказал о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному - не везет, все он делает наоборот, неуклюже.

Сколько здесь частей? (Три.) (Составление мнемотаблицы. Приложение 1)

Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении. Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания : умеренно, тихо, громко.

Какое у них настроение?

Давайте порадуем клоунов своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на пение) .

Распевка «Снег»

Музыкальный руководитель :

Ребята на дворе уже декабрь, только вот зима к нам не торопится,а нам так хочется снега, играть в снежки, кататься на санках. Давайте споём песню о зиме, чтобы она пришла к нам скорее.

Исполняется песня «Зимушка»

слова и музыка Г . Вихаревой

Муз. политра №5.2008 стр. 25

1. Приходи к нам, Зимушка, 2. Елочку-красавицу

В белом сарафане, В гости мы позвали

Приноси нам, Зимушка, И снежком серебряным

И коньки, и сани. Елку забросали.

Припев : Ой, снег кружится, 3. Приходи к нам, Зимушка!

Всё белым-бело. Мы тебя дождались.

Дворик наш любимый Мы еще не выросли,

Снегом замело. Мы не наигрались!

Музыкальный руководитель :

А сейчас послушайте новую песню и подумайте, какое в ней настроение мажорное или минорное .

Песня - хоровод «В гости к ёлке мы пришли»

Слова и музыка Т . В Бокач

1. По дорожке весело

Наши ножки шли.

И к нарядной ёлочке

В гости мы пришли.

Припев :

Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!

Ёлочка большая!

Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!

Красота какая!

2. Под зелёной ёлочкой

Все плясать хотят.

Ёлка машет ветками :

"Чур, не отставать!"

3. Мы тебя погладим все,

Только не колись.

Огоньками яркими

Ёлочка зажгись!

Музыкальный руководитель :

Ребята у меня для вас есть картинки – подсказки, чтобы вам легче было запомнить слова песни.

Разучивание песни с помощью мнемотаблицы (приложение2)

Музыкальный руководитель :

Вы не замёрзли? Давайте с вами согреемся

Ой, мороз!

Музыка и слова Г . Вихаревой

Муз. политра №5/08 стр. 31

1. Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес

А мы не боимся,

А мы веселимся!

2. Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос,

А мы не боимся,

А мы веселимся!

3. Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щеки он до слез,

А мы не боимся,

А мы веселимся!

4. Лыжи с палками возьмем

И кататься в лес пойдем.

А мы не боимся,

А мы веселимся!

Музыкальный руководитель : А сейчас вставайте парами.

Танец с Хлопками

Музыка Д . Львова – Компанейца

Музыкальный руководитель : Ребята сейчас я предлагаю вам поиграть со снежком – колобком.

Коммуникативная игра «Снежок - колобок»

Музыка и слова М . Картушиной

После игры заключиткльная беседа, подведение итога занятия.

Музыкальный руководитель : Ребята, вы сегодня радовали меня своими знаниями, желанием понимать и чувствовать музыку . Я тоже хочу вас порадовать. В подарок вам я принесла клоунов, посмотрите, какие они красивые, в разных колпаках. Я предлагаю вам их оживить, чтобы они стали настоящими вашими друзьями.

Дети «оживляют» клоунов, используя заранее подготовленные «глаза» , «ротик» , стараясь передать «настроение» .

Все клоуны получились разные, каким бывает и наше с вами настроение. Забирайте с собой своих новых друзей и отправляйтесь в группу.

Музыкальный руководитель и дети прощаются попевкой «До свидания» , дети под музыку выходят из зала .

альных ладов

Публикации по теме:

Есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается.

Конспект занятия по развитию речи и музыке в средней группе на тему: «Петушок и Баба Яга»Программное содержание: Знакомить детей на занятии.

1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.

Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели. Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений.

Сказка про Мажор и Минор Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу. «Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники.

Слайд 12 из презентации «Два лада. Легенда»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Два лада. Легенда.pptx» можно в zip-архиве размером 7068 КБ.

Скачать презентацию

Без темы

«Картины художников о весне» - Цветущие яблони. А.Саврасов. Многие поэты и писатели писали о весне. Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания. Мероприятия. Вопросы. Солнечный день. Весна в творчестве поэтов, писателей, художников. И.Левитан. К. Юон. Весна. Ф. Васильев.

«Изобразительное искусство» - Организация постановки. Какие изобразительные задачи решаются в работе с натуры. Окружающий мир – мир форм. Художественный образ. Творческая работа. Фрагмент дерева. Каковы особенности пропорций фигуры человека. Освещение. Познание. Рисунок – средство познания формы. Обучение изобразительному искусству основано на работе с натуры.

«Композиция» - Написать букву- образ. Единство. Искусство шрифта. 7.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Шумерское письмо Египетское письмо Греческое письмо. Word. Вариант разбивки большого заголовка. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры. Засечка. Компьютерный дизайн. В отличие от линии и полоски строка имеет смысл, т. е. несет информацию.

«Виды портретов» - Парадный портрет. Портреты различаются по формату (скульптурные). Виды портрета человека. Портреты различаются по формату. Камерный портрет. Виды портрета. Пропорции изображения головы человека. Социальный портрет. Проверь себя. Психологический портрет.

«Жанры изобразительного искусства» - И. Репин «Бурлаки на Волге». Изображающий море. Как называется художественное произведение, точно повторяющее другое? Сказочно – былинный жанр. Жанр, в котором главный герой – природа. Собрать иллюстративный материал с изображением пейзажей (фотографии, иллюстрации, репродукции). В каком жанре работал В.И.Суриков?

«Орнамент «Турецкий огурец»» - Индийский огурец. Персидский кипарис. Мотивы «Турецкого огурца» в России. Индия. Палитра «Турецкого огурца». Турецкий огурец. Родиной орнамента считается Персия. Слеза Аллаха. Последовательность выполнения творческой работы. Форма. Восточные мотивы в русском национальном узоре. «Турецкий огурец» завоевал популярность в России.


Методическая разработка на тему

"Не сольфеджио, а сказка"

Дидактические сказки на уроках сольфеджио в группах раннего эстетического развития в ДШИ и ДМШ.

Во все времена, вопрос воспитания и образования детей был актуален и злободневен не только в рамках отдельной семьи, но и в рамках страны. И ему посвящались статьи, книги, конференции, труды ученых мужей. Но, по прежнему, этот вопрос не дает покоя миллионам родителей, учителей и всем, кто связан с процессом воспитания и образования детей. Говорят, что всегда жизнь на Земле была непроста и зависела от ряда обстоятельств, которые диктовали свои условия. Вот и нам выпало жить в очень непростое время. Пренебрежение моральными и этическими нормами во «взрослом» мире влияет на развитие духовного качества, и как следствие на здоровье подрастающего поколения людей. Зло и насилие заполнило телеэкраны. Все меньше добрых сказок и мультиков видят наши дети.

Вот и задаются вопросом многие семьи, как же оградить от такого негатива своих детей, как вырастить малышей умными, здоровыми, воспитанными, добрыми, отзывчивыми. Не последнюю роль в решении этого вопроса в нашей стране играют играют центры эстетического воспитания детей, художественные школы, школы искусств и музыкальные школы.

В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, роль дополнительного образования детей значительно возросла. Поэтому, многие родители, в вопросе художественно-эстетического образования своих детей, отдают предпочтение таким учебным заведениям, как ДШИ и ДМШ.

О том, что музыка оказывает большое влияние на нравственное воспитание, становление личности ребенка, много написано в разные времена. Еще Аристотель в своих трудах писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». А выдающийся русский ученый и врач Бехтерев В.М. говорил: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья».

Отдавая своего ребенка на обучении в ДШИ или в ДМШ, многие родители не подозревают о том, что впереди их ждет большая совместная работа: педагог + ученик + родители. И, чем теснее это содружество, тем выше результаты у ребенка.

Несомненно, что роль педагога в этом процессе является главенствующей. Независимо от того, на каком уроке находится ученик (класс сольфеджио, хора или игры на музыкальном инструменте), очень важен первоначальный этап обучения. Именно первые уроки, первые впечатления от знакомства с музыкой, с азами музыкальной грамоты, оказывают сильное влияние на дальнейшее музыкальное образование и воспитание юного музыканта.

Русский писатель, философ, музыковед Одоевский В.Ф. писал: «Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».

Действительно, маленькому и не подготовленному слушателю, понять классическую музыку (даже ее простые примеры) довольно трудно. Воспитание грамотного слушателя, развитие музыкально-слуховых способностей, воспитание основ музыкального мышления и умения все полученные знания применить при разучивании и исполнении музыкального произведения — эта большая и кропотливая работа. Она требует от учителя высокого педагогического мастерства, большого терпения, создания условий для успешного обучения каждого ребенка, пришедшего на урок. От ученика требуется трудолюбие, умение и желание учиться и научиться.

Роль преподавателя теоретических дисциплин в процессе обучения маленького музыканта значительна. Именно на уроках сольфеджио дети получают азы музыкальной грамоты, учатся понимать, слушать, глубоко чувствовать и сопереживать музыку, участвуют в коллективном музицировании.

Многие родители с тревогой относятся к предмету сольфеджио, как к трудному и не нужному для детей, имея свой прошлый негативный опыт своего обучения или обучения старших детей в музыкальной школе. Автор данной статьи, за свой более чем сорокалетний опыт работы преподавателем теоретических дисциплин в музыкальной школе, не раз сталкивалась с этой проблемой.

Работая с детьми пяти-шестилетнего возраста в подготовительных группах и классах хорового сольфеджио, ставя перед собой первостепенную задачу привить детям любовь к музыке, вызвать желание ее слушать, изучать, исполнять ее и не отпугнуть учеников после первых уроков «сухостью» и трудностью языка музыкальной грамоты, я использую на уроках дидактические сказки.

О важной роли сказки в воспитании ребенка говорят ученые, как педагоги, так и врачи. К.И.Чуковский писал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок, чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу». Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, говорит, что сказки имеют дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический аспекты. Сейчас в психологии и дефектологии существует способ психологической коррекции ребенка — сказкотерапия. Она зародилась на рубеже шестидесятых - семидесятых годов прошлого века на Западе. Основателем этого направления является Милтон Эриксон. В нешей стране лечение сказкой применяется не так давно — с девяностых годов двадцатого столетия.

Дидактические сказки нужны для преподнесения некоторых новых знаний, они раскрывают смысл и важность определенных знаний. Все они имеют обучающее действие. В них одушевляются абстрактные символы «внешнего» для ребенка характера (звуки, фрагменты понятий из музыкальной грамоты, буквы, цифры и т.д.). Дидактические сказки не только знакомят детей с новым учебным материалом, но и развивают мышление, учат формулировать словами свои мысли, правильно строить речевые фразы (дети принимают активное участие в рассказе сказок в процессе их закрепления), способствуют пополнению не только знаний, но и словарного запаса. Они позволяют эффективно систематизировать знания, делают процесс обучения детей более интересным и увлекательным.

Изучая многие методики, знакомясь с опытом коллег, пришла к мысли о необходимости самой создавать дидактический материал, способствующий в доступной и интересной форме донести до маленьких учеников изучаемые понятия музыкальной грамоты. Дидактические сказки все время находятся в процессе доработки, некоторого изменения, редактирования. Появляются какие-то новые фрагменты. Иногда сказка сочинялась по ходу урока, в процессе объяснения нового материала. Или, при пересказе на последующих занятиях, дети вносили в сказку свои элементы, делая сказку формой коллективного творчества.

В сказках представлен авторский музыкальный материал, а так же примеры из детской, народной и классической музыки. Дети рисуют картинки к сказкам, с удовольствием поют песенки из этих сказок под аккомпанемент педагога или аккомпанируют себе на шумовых инструментах.

В данной работе хочется представить ряд миниатюрных дидактических сказок, составленных автором данной статьи в разные годы работы с группами раннего эстетического развития и хорового сольфеджио.

* * *

«Сказка о семи принцессах Нотках»

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я хочу рассказать вам «Сказку о семи принцессах Нотках. Да, наверно, вы ее знаете. Нет? Не слыхали никогда? Тогда слушайте внимательно.

А дело было так. Однажды, в волшебном царстве, в музыкальном государстве, сильно заскучала королева МЕЛОДИЯ. Как не пытался развеселить ее братец Мажор, как не жалел ее братец Минор, все было напрасно. Сидела, сидела в грусти королева Мелодия. Думала, думала, как ей себя потешить. И придумала: «Устрою-ка я бал. Позову всех своих друзей. Может они мне помогут разогнать мою грусть-тоску».

Дело в раз закипело. Во все концы музыкального государства были разосланы гонцы с приглашениями на бал. Во дворце тоже не дремали. Кругом развешивали гирлянды разноцветных фонариков и шариков, устанавливали вазы с прекрасными цветами, дирижёр собирал музыкантов. Повара на дворцовой кухне готовили изысканные угощения.

И вот настал день и час праздника. Стали собираться званые гости. Первым приехал господин Нотный Стан, за ним пожаловал сеньор Скрипичный Ключ. От них не отставали всеми любимые в королевстве Дедушка Метр и Тетушка Сильная доля. Пожаловали на бал Тактовые Черточки, Паузы и другие жители музыкального государства. В зале было очень красиво, торжественно и совершенно тихо. Взмахнет дирижер своей дирижерской палочкой, а инструменты молчат, ни одного звука не играют. Как не пытались музыканты начать играть самые любимые музыкальные произведения, у них ничего не получалось.

А вы, добрые мои друзья, догадались, в чем дело? Вот и на балу гости не могли сразу понять, почему не играют музыканты, почему так тихо в зале. И только потом дирижер догадался: « Да ведь принцессы Ноты на бал еще не прибыли. Какая же музыка без них! »

Наконец, отворилась парадная дверь и распорядитель бала торжественно объявил, что долгожданные гостьи прибыли. Но каждую необходимо пригласить пройти в зал. Все стали называть принцесс по имени, приглашая их на праздник и рассказывать о каждой из них что-то интересное. Сейчас и вы, уважаемые мои слушатели, узнаете, о чем шептались гости в зале.

Первой вошла принцесса ДО. Говорили, что она покинула свой ДОм и под ДОждём ДОлго ДОбиралась в своей карете ДО замка.

За ней пришла принцесса РЕ. На ней было очень красивое платье цвета РЕчных волн. Все знали, что принцесса живет на берегу широкой РЕки и очень любит РЕзвиться и плескаться в ее нежных волнах.

Принцесса МИ вошла в зал с приятной улыбкой на личике. Она была так МИла и приветлива, что нашла МИнуточку для беседы с каждым знакомым.

Следом шла принцесса ФА. Поверх нарядного платья, у нее был одет золотой ФАртук, а в руках она несла ФАрфоровое блюдо со сладостями для королевы Мелодии, которые искусно приготовила своими руками, так как была большим ФАнатом всего сладкого.

Когда на пороге зала появилась принцесса СОЛЬ, все присутствующие замерли от восторга. Юбка её платья была усыпана множеством бриллиантов, которые в сиянии яркого света поблескивали разноцветными огоньками. Но когда принцесса подошла ближе, то оказалось, что это вовсе не бриллианта, а кристаллы Соли. Ведь, она жила на острове в СОЛеном море.

Принцесса ЛЯ появилась на празднике в удивительно прелестной шЛЯпке, ее поЛЯ были украшены ягодками земЛЯники и листочками топоЛЯ. Принцесса была в хорошем настроении и напевала свою любимую песенку:

Ля, ля, ля, ля, ля, ля.

Я принцесса, я ЛЯ.

А кругом в цвету Земля,

Как прекрасно, друзья!

И, наконец, пожаловала принцесса СИ. Её лицо СИяло от счастья встречи с жителями музыкального государства. Ехала она из далека на такСИ. Ну, конечно же, это была красивая карета СИреневого цвета, в которой она всем разрешала поСИдеть.

Как только все принцессы собрались в зале, дирижер взмахнул своей дирижерской палочкой, музыка зазвучала и начался бал. Господин Нотный Стан и Нотки взялись за руки и закружились в веселом хороводе. Все были радостны и танцевали без устали до самого утра. Грусть-тоска, у королевы Мелодии, потихоньку стала проходить, она вновь стала веселой и счастливой. Сам сеньор Скрипичный Ключ пригласил ее на танец.

Так как это событие происходило в давние времена, то танцевали они старинный бальный танец «Менуэт» - танец шагов и поклонов. К ним, конечно, присоединились принцессы нотки и все гости, приглашенные на бал. Музыканты играли, а гости танцевали до самого утра. Ребята, а вы когда ни будь слышали музыку танца «Менуэт»? Нет? Тогда я предлагаю вам представить, что мы находимся на балу у королевы Мелодии и послушать музыку прекрасного старинного танца. Звучит аудиозапись менуэта C-dur. Вольфганга Амадея Моцарта.

Вот и сказка подошла к концу. Надеюсь, что она вам понравилась и вы запомнили имена главных героев сказки.

Давайте вспомним, как звали принцесс, прибывших на бал к королеве Мелодии и назовем каждую по имени: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Я надеюсь, мои юные слушатели, что вы с нотами подружитесь, хорошо познакомитесь с каждой из них и сможете разучить много красивых музыкальных произведений.

* * *

Следующая дидактическая сказка поможет детям познакомиться не только с такими понятиями, как: лад, мажор и минор , она расскажет о их основных характеристиках. Познакомит с новыми именами в мире классической музыки. А также позволит услышать новые музыкальные произведения.

« Сказка о братьях Мажоре и Миноре»

Не очень далеко от здешних мест, в волшебной музыкальной стране, в давние времена, жила-была матушка Музыка. Уж и мастерица она была петь да играть на всяких музыкальных инструментах. И все-то она песни знала, да и все-то она напевы играла. Все, которые есть на белом свете.

Были у матушки Музыки два любимых сыночка. Ой, и любила она их. Ой, и холила. Своему музыкальному мастерству деток учила. Соберутся они на лужайке возле дома после дел дневных, возьмут в руки музыкальные инструменты, да поют и играют. Весь народ в музыкальной стране своими прекрасными напевами и наигрышами удивляют и развлекают.

А были два брата друг на друга не похожи, как ночь и день. Каждый со своим характером. Со своим настроением. Совершенно разные были братцы.

Один был всегда весёлый, бодрый, радостный. Ничто на свете не могло огорчить его. Все напевы и наигрыши у этого брата получались веселыми, разудалыми, как и он сам. Матушка Музыка этому сыночку дала имя Мажор , что и означает весело, радостно, бодро.

Братец Мажор больше всего на свете любил веселые песни, пляски да игры в догонялки с солнечными зайчиками. В любое время дня иль года, он улыбался да радовался всему не белом свете.

Ребята, послушайте, пожалуйста, пьесу австрийского композитора Франца Шуберта. Называется она «Вальс». А что такое вальс? Правильно, это танец. Нежный, плавный, кружащийся. Скажите, чей портрет нарисован музыкальными красками, какой у этой музыки характер? А теперь тишина. Звучит музыка.

Ребята, вы не забыли, что у матушки Музыки был второй сыночек? Конечно, не забыли. И сейчас вы узнаете про него много интересного и необыкновенного. Дала она ему имя Минор . А все потому, что этот братец был всегда грустным, печальным и задумчивым. В самый солнечный денек он не улыбался и не веселился. Он, больше всего на свете, любил в дождливый денек сесть к окошку и смотреть на хмурые тучки, считать дождинки, льющиеся по оконному стеклу и мечтать.А иногда и всплакнуть любил братец Минор. Даже в свой день рождения он был грустным и задумчивым. Напевы и наигрыши у братца Минора всегда получались печальными.

Теперь, мои юные музыканты, мы очень внимательно послушаем пьесу, которая будет звучать в миноре и представим, о чем же она нам рассказывает. Какие музыкальные картинки нам нарисовал композитор при помощи нот? Вы обязательно поделитесь своими впечатлениями. А потом я вам расскажу, что это за пьеса, как она называется, какой композитор ее написал, и что он нарисовал в этой музыке нотами. Звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Братья Мажор и Минор жили дружно. Никогда не дрались и не ругались. Ладили между собой. Со всеми жителями музыкальной страны жили в мире и согласии. Так их и стали называть — Лад Мажор и Лад Минор.

Да и не напрасно их так до сих пор называют в музыкальном мире. Ведь, старинное прекрасное слово лад обозначает согласие, мир, порядок.

Сядут братцы Мажор и Минор с матушкой Музыкой, запоют, заиграют на разных музыкальных инструментах. Один начнет, другой подхватит. И польются прекрасные звуки рекой. Одна пьеса красивей другой.

Частенько, одну пьеску по очереди играют братья и друг другу не мешают, ладят меж собой. Сейчас и мы с вами послушаем одно очень интересное музыкальное произведение. В нем можно услышать и мажорный, и минорный лад. Написал его для юных любителей музыки композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Называется эта пьеса «Клоуны». Ребята, вы, конечно, все бывали в цирке и видели выступление клоунов. Что они делают, как ведут себя на арене? Строят рожицы, развлекают зрителей? Послушайте внимательно пьесу «Клоуны» и расскажите, почему ее так назвал композитор. Отобразите свои впечатления от услышанной музыке в картинках. Нарисуйте портреты клоунов.

Вот и сказка завершается. Вы узнали много интересного из мира музыки, познакомились с новыми именами и произведениями. Вспомните, пожалуйста, почему матушка Мелодия своим сыновьям дала такие имена, почему в музыкальной стране их называют ладами, что это слово обозначает? И вы, ребята, наверное услышали, как братья Мажор и Минор изображали клоунов музыкальными звуками в пьесе Д.Б.Кабалевского и нарисуете к следующему уроку прекрасные портреты героев сказки и героев пьесы «Клоуны».

Сказка завершается,

Нам пора с тобой.

Клоуны прощаются -

Спать идут домой.

* * *

Не секрет, что у многих детей, написание скрипичного ключа вызывает определенные трудности не только в группах раннего эстетического развития, но и в начальных классах ДМШ. Следующая дидактическая миниатюра, в игровой форме, поможет маленьким музыкантам преодолеть эту трудность. Она поможет научиться правильно писать скрипичный ключ.

« Сказка про необыкновенную улитку»

Жила - была необыкновенная улитка. А необыкновенной она была потому, что была очень музыкальной и жила на нотном стане в музыкальной стране. Дорогие друзья, а вы помните, что такое нотный стан ? Конечно, это пять параллельных линеек, на которых пишутся ноты. И у каждого настоящего музыканта имеется специальная тетрадка. В ней нет ни клеточек, не косых линеечек. На каждой страничке — нотные станы. Кто мне скажет, как такая тетрадка называется? Конечно, мы говорим о нотной тетрадке .

Еще, такие линейки, в нотной тетрадке и у нас в классе на доске, часто называют нотоносцем . Эти линейки всегда считаются только снизу вверх. То есть, нижняя линейка будет первой и так далее.

Вот так выглядят линейки нотного стана или нотоносца:

А я продолжу мой рассказ. Ползала, ползала улитка по нотному стану, то там посидит, то туда поглядит. Но больше всего ей понравилось на второй линейке. И не высоко, и не низко, и очень удобно. Поставила она на этой линейке, в начале нотного стана, точку и вокруг нее расположила свой домик. «Вот тут я и буду жить» - сказала музыкальная улитка.

Она поудобней устроилась на второй линейке нотного стана и решила не закрывать двери в домик. « А вдруг, кто заглянет ко мне на огонек. Или я сама захочу выглянуть и узнать, что и где происходит и какая погода сегодня в музыкальной стране ».

Посидела так музыкальная улитка, немного поскучала, и решила высунуть свои рожки из домика. Вокруг все было красиво и очень интересно. Тогда она подумала: « А не поразмять ли мне ножки, не прогуляться ли по дорожке?»

Музыкальная улитка надела сапожки и только собралась пройтись по дорожке, как к ней подкатилась горошинка и сказала: «Добрый день. Как приятно Вас видеть у нас на нотном стане. Вы так стройны и красивы, как ключ от волшебной двери». Музыкальная улитка была несколько смущена и удивлена такими словами незнакомки: « Как ключ?... Вы так красиво и загадочно говорите. А кто же Вы?». Горошинка улыбнулась и сказала: «Я нота соль и меня всегда можно найти на второй линеечке нотного стана. Я там живу. Вы поселились на моей второй линеечке. Тогда, мы все Вас будем называть Ключик соль. Давайте дружить! »

Улитке это понравилось и она согласилась дружить. Тут прибежали другие нотки - горошинки и важно стали занимать свои места на нотном стане.

Скрипочка, отдыхавшая неподалеку на прекрасном старинном столе, увидела, что нотки встали каждая на свое место и начала наигрывать мелодию: «Какие чудесные звуки у меня получаются. И ноты в этом ключе как раз для меня. Может назовем этот ключик Скрипичным ключом ?». Все ноты дружно согласились. И с тех пор, музыкальную улитку, так и стали называть - Ключ соль или Скрипичный ключ.

Ребята, сейчас я хочу познакомить Вас с новой песенкой, в которой рассказывается о скрипичном ключе и нотном стане. Послушайте ее:

« Песенка о Скрипичном ключе и Нотном стане»

Слова и мелодия Смирновой В.А.

Кючь скрипичный, ключик соль,

Строчку открывает.

Строчка эта - нотный стан.

Кто её не знает.

В ней всего линеек пять. Ну-ка посчитай-ка:

Раз, два, три, четыре, пять — снизу начинай -ка. (2 раза)

Вот и еще одна сказка закончилась. Надеюсь, дорогие слушатели, что она вам понравилась и вы узнали много нового, интересного для себя. А главное - эта сказка рассказала вам, как нужно правильно писать скрипичный ключ.

Давайте вспомним, как называются линейки на которых пишутся ноты и тетрадки, в которых музыканты пишут ноты? Как правильно посчитать эти линейки? Почему скрипичный ключ еще называется ключом соль? Я надеюсь, что вы слушали сказку очень внимательно, все запомнили и ваши ответы будут правильными.

* * *

Следующая дидактическая сказка расскажет юных музыкантов что такое музыкальный метр, ритм, ритмический рисунок , сильна доля, такт, тактовая черточка, размер. Познакомит с танцевальной музыкой М.И.Глинки и А.С.Грибоедова.

«Сказка о дедушке Метре и его друзьях»

Жил был, в музыкальной стране, дедушка Метр . А звали его так потому, что он всегда и везде носил с собой линейку, длинною в целый метр. Больше всего на свете он любил ходить на прогулку по нотному стану. Да не просто ходить да гулять, наслаждаться свежим воздухом да напевать любимые мелодии, а ходить ровными шагами, да еще и измерять их своей линейкой и четко считать каждый шаг: «Раз-и, два-и. Раз-и, два-и, три-и. Раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

Счет зависел от того, какое настроение было у дедушки Метра и сколько шагов он делал в каждом такте. Такт — это отрезочек мелодии на нотном стане. Один такт от другого отделяется тактовой черточкой .

Иногда дедушка Метр ходил бодрым шагом, иногда пританцовывал. Случалось, что он ходил медленно, важно и степенно. Но всегда его шаги были ровными и назывались они долями . От того, сколько шагов-долей делал дедушка Метр в каждом такте, зависел характер и размер мелодии, которую при прогулке он напевал. Размер может быть двухдольный, трехдольный и четырехдольный.

Танцевальная музыка, которая называется Полька, пишется в двухдольном размере. Полька — это чешский народный танец. Но его любят танцевать во многих странах мира и взрослые, и дети. Наверное, и вам приходилось танцевать этот танец на празднике в детском саду или в школе. Он быстрый, полетный, чаще бывает веселый, иногда озорной. Предлагаю вам послушаем фрагмент из пьесы М.И.Глинки « Детская полька ».

Следующий музыкальный пример написан в трехдольном размере. Это Вальс. Музыку Вальса всегда легко узнать. Она нежная, кружащаяся. Часто танцоры, чтобы не сбиться с ритма танца, тихонечко считают: «раз, два, три, раз, два, три». Послушайте фрагмент «Вальса», написанного композитором А.Грибоедовым.

Четырехдольный размер - самый удобный для шага. Ребята, вспомните, какие команды подает командир на параде при строевом шаге. Он чеканно произносит такую команду: « Раз, два, три, четыре. Левой...Левой...». Эта команда помогает идти в ногу и не сбиваться с шага участникам парада.

Ребята, скажите, как называется музыка, которая сопровождает шествие? Конечно, это — марш. Сейчас прозвучит музыка композитора И.О.Дунаевского «Марш веселых ребят». Мы все дружно будем под нее шагать по классу и считать свои шаги: раз, два, три, четыре. А потом поделимся своими впечатлениями о настроении и характере этой музыки.

Но на этом наша сказка не кончается. У нее есть продолжение. Ведь я еще не рассказала вам о друзьях дедушки Метра. А о них есть, что рассказать.

На прогулку дедушка Метр ходил не один. Его всегда сопровождала давняя хорошая знакомая тетушка Сильная доля . Собираясь на прогулку по нотному стану, она наряжалась, прихорашивалась, брала в руки... Нет, нет, не подумайте, не модную сумочку, а свой любимый большой барабан. О, как она играла! Громко, четко! Её игру слышали все, кто находился в округе. А ударяла она в барабан, как раз на первый шаг дедушки Метра в каждом такте, то есть на первую, сильную долю такта. И при этом громко считала: «Раз!».

По этой причине, все жители музыкальной страны стали называть ее тетушкой Сильной долей , да и теперь ее так величают. Найти ее можно в каждом такте, сразу после тактовой черточки.

Все музыканты на сильную долю считают «раз!» (здесь можно предложить детям посмотреть на доску, где записана знакомая им мелодия, найти и подчеркнуть все сильные доли цветными мелками, а затем пропеть эту мелодию, отмечая шумовыми инструментами сильные доли).

Есть еще один герой сказки, с котором я вас, уважаемые слушатели, еще не познакомила. Но о нем, непременно, хочется вам рассказать. Потому, что этот персонаж нашей сказки, очень важен в музыкальном мире.

Был у дедушки Метра внучок, мальчик Ритм . Или, как еще его называют — Ритмический рисунок . Ох, и непоседливым он был. Ни как не хотел ходить всю музыкальную прогулку ровными шагами из такта в такт, как дедушка Метр. То мелкими шажочками пойдет, то вприпрыжку или с подскоком пробежится, то остановится и к чему-то прислушивается. Он очень старался попасть вместе с тетушкой Сильной долей на счет «раз», то есть на сильную долю такта, но и это у него не всегда получалось.

Правда, он совершенно из-за этого не расстраивался. И точно знал, что без него, Ритмического рисунка, ни одна мелодия, ни песня, ни какое — либо музыкальное произведение не получится. И этим очень гордился.

Дедушка Метр, тетушка Сильная Доля и Ритмический рисунок очень дружны. В любом музыкальном произведении их можно найти: услышать в музыке или увидеть в нотном тексте.

Ребята, я сейчас прохлопаю ритмический рисунок знакомой вам песенки, а вы постарайтесь ее узнать и сказать как она называется («Вместе весело шагать» В.Шаинского и М.Матусовского). Дети узнают песню. Предлагаю эту песню пропеть всей группой и аккомпанировать себе на шумовых инструментах. Делимся на партии. Одна исполняют ритмический рисунок, вторая — метр, а третья партия исполняет сильную долю.

Дорогие друзья, наша сказка подошла к концу. Давайте вспомним, с какими музыкальными героями она вас познакомила? Теперь, при прослушивании или проигрывании музыкальных произведений, вы всегда их будете узнавать и приветствовать правильным счетом и ритмичной игрой.

* * *

«Разговор об Италии, итальянских словах и многом другом» - это еще одна форма представления нового изучаемого материала в подготовительных группах.И подача этого материала происходит в форме непосредственного общения педагога с учениками. Это общение, в котором ребята могут показать свои знания, накопленные вне ДМШ, полученные жизненным опытом.

«Разговор об Италии» нужно было-бы поставить первым в этой работе. Это введение в мир музыкальных знаний и терминов. В нем происходит знакомство со словами сольфеджио, форте, пиано . С понятием музыкальный жанр (песня, танец, марш).

«Разговор об Италии, итальянских словах и многом другом»

Добрый день, дорогие друзья! Я рада новой встречи с вами. Давайте поприветствуем друг друга. Приготовьте к работе свой певческий аппарат . Обратите внимание на осанку. Нельзя сутулиться, но и не напрягайте спинку. Держите ровно голову. Обязательно следите за правильным произношением всех слов в песенке-приветствии. Четкость произношения слов при пении называется дикцией . Вы уже знакомы с этим словом? Конечно, об этом вы говорили на уроке хора. Поем песенку-приветствие:

"Добрый день, Добрый день! Заниматься нам не лень."

Ребята, на кокой урок вы пришли? Правильно, на сольфеджио. И нашей песенке встретилось слово сольфеджио . А что же оно обозначает (предлагаю детям высказать свои догадки)? Молодцы, ваши размышления на правильном пути.

Слово сольфеджио обозначает пение с названием нот или пение по нотам, которые нам с вами еще предстоит выучить. Это красивое слово образовалось от сложения названий двух соседних нот.

А дело было, приблизительно, так. В музыкальной стране жили-были две соседки, две подружки. Большие любительницы попеть. С утра до вечера распевали они свои песенки, оттачивали свое певческое мастерство. Музыканты говорят — вокальное мастерство. Одна нота пела свое имя «соль» , а другая - «фа» . Жители музыкальной страны сложили их имена в одно слово. И получилось... Как вы думаете, ребята, какое слово получилось? Конечно, слово сольфеджио. Оно красивое и звучит так музыкально, потому, что....Правильно, его сложили из названия двух нот.

У нас в классе стоит прекрасный музыкальный инструмент, на котором я вам играю. Точно, его зовут «пианино». Но это - его маленькое ласковое название. Ваши мамы тоже вас называют не Екатерина, а Катенька, не Петр, а Петенька (дети начинают на перебой говорить, как их ласково называют родители). Так и наше пианино имеет полное и очень звучное имя фортепиано .

Почему же так величественно, торжественно называют пианино именем фортепиано, что же это за инструмент (дети начинают рассказывать, что у инструмента есть клавиши, педали, какого цвета они видели инструмент)? Вы правы, фортепиано — это клавишный инструмент. У него 52 белые клавиши и 36 черных. На нем можно исполнять простую и очень сложную музыку, быструю и медленную, веселую и грустную.

Ребята, а что мы можем под музыку делать? Правильно, мы можем петь, танцевать, ходить. Такие выды деятельности человека под музыку называются музыкальными жанрами . Это — песня, танец, марш.

А еще этот инструмент может звучать громко, а по итальянски — форте и тихо, что значит — пиано . Теперь вам понятно, почему инструмент называется фортепиано?

Ребята, пожалуйста, послушайте песню и расскажите о ее характере, о том, как звучал инструмент. Пою «Колыбельную кукле», мелодия и слова Смирновой В.

Тише, тише. Не шумите. Куклу Машу не будите.

Спит она, закрыла глазки, в своей маленькой коляске.

Всем пиано. Тише, тише.

Даже кот уснул на крыше.

После прослушивания говорим, что инструмент звучал пиано, музыка ласковая, баюкающая, напевная. Разучиваем и поем песню всей группой.

Наш инструмент может звучать радостно, ярко, громко. Пою песню «Петушок Форте», мелодия и слова Смирновой В. (разучивается всей группой).

Рано утром громко, форте,

Спел нам песню петушок.

Разбудил он всех детишек

И позвал пить молоко.

Кукареку, ко-ко-ко.

Пейти, дети, молоко.

Слова, с которыми мы сегодня познакомились, пришли к нам из солнечной Италии. А кто знает, где находится эта страна, тепло в ней или холодно, какие растения там можно встретить (дети пытаются, в силу своих жизненных познаний, ответить на вопрос)?

Правильно, апельсины, мандарины, лимоны, оливки, гранаты — все это растет на юге этой страны. Предлагаю ребятам прохлопать эти слова.

Ребята, а кто знает, родиной какого сказочного героя является Италия? Правильно, только в этой стране его имя Пиноккио, а сказку написал Карло Коллоди. Алексей Николаевич Толстой, русский писатель, пересказал эту сказку на русский лад и назвал главного героя... Правильно, Буратино.

Наш разговор подошел к концу. Надеюсь, мои юные слушатели, что вы запомнили итальянские слова, которые теперь очень часто мы будем говорить и слышать в музыкальной школе. Давайте вспомним эти слова и их перевод на русский язык (дети называют слова: сольфеджио, форте, пиано, музыкальные жанры песня, танец, марш). Ребята, с каким музыкальным жанром сегодня на уроке мы встретились? Конечно, это был жанр песня. О других жанрах поговорим на следующих уроках.

Будем прощаться. До новых встреч на уроках сольфеджио с новыми героями музыкальных сказок.

* * *

В наше время в педагогике, как и во многих других областях науки, происходит поиск новых методов работы. Педагоги все шире применяют игровые методы в обучающем процессе. Которые имеют большое значение и в становлении культуры взаимоотношений между учителем и маленьким учеником.

Научно доказано, что шестилетний возраст — наиболее благоприятный период для умственного развития ребенка. Это тот возраст, когда все интересное и значимое для себя, ребенок запоминает легко. А все скучное и не интересное, не привлекающее внимания, его не затронет.

Объем учебного материала, для учащихся этого возраста, довольно значителен. Он должен быть усвоен хорошо и являться опорой для усвоения новых знаний. Поэтому, все чаще, в представлении нового учебного материала, учителя прибегают к древнейшему, но очень актуальному методу воспитания и обучения детей — к игре и сказке.

Цель всех дидактических пособий, игр, упражнений и сказок сводится к одному знаменателю — показать, познакомить с новым учебным материалом, научить доступными, нескучными, занимательными методами учеников, пришедших к нам на урок. Заинтересовать, пробудить в них интерес к изучаемому предмету, тягу к познаниям. Вызвать желание учить и учиться. В данном случае — побудить интерес к познанию азов музыкальной грамоты, без знания которой не возможны занятия не только в классе сольфеджио, но и в инструментальных и хоровых классах музыкальной школы.

Все эти причины побудили и меня искать новые пути и методы в работе с начинающими юными музыкантами. Народная мудрость говорит, что все новое это - хорошо забытое старое. Что может быть старее, чем сказка. Мудрая, добрая, всегда готовая нас чему-то научить.

Вот и я, в своей преподавательской деятельности, прибегаю к дидактическим миниатюрам-сказкам, написанным мною с определенной целью — донести до моих учеников ту или иную изучаемую тему. Эти сказки хорошо работают на уроке, нравятся детям и помогают им в учебе. А если это так, то моя работа не напрасна и со временем принесет хорошие плоды.

* * *

Список литературы.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Г. «Развивающая сказка». Санкт-Петербург, 2006г.

    Козлов С.А. «Дошкольная педагогика». Москва, 2000г.

    Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука и практика образования: современные тенденции». Красноярск. 2009г.

    Михальченко К.А. «Психологическая сказка, как средство развития самосознания». Журнал «Молодой ученый» 2011г, №12.

    Одоевский В.Ф. «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Москва, 1866г.

    Стрелкова Л.П. «Уроки сказки». Москва. 1989г.

    Чуковский К.И. «От двух до пяти». Детгиз, Москва, 1963г.

    Эльконин Д.Б. «Детская психология от рождения до семи лет». Москва, Просвещение, 1960г.

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» —

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает . Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме МИ-ДИЕЗА).

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с минорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.