"Мини-музей "История русской матрёшки"". Проект мини-музей "русская матрешка"

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Хадижат Алемировна Абдулхамидова
Мини-музей «Русская матрешка»

Актуальность :

«Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание : это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал Ушинский.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Матрёшка – символ русского народного искусства , самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку , хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.

Сроки : проект краткосрочный с 01.03.2014 по 15. 04.2014

Формы реализации проекта :

1. Чтение художественной литературы;

2. Тематические беседы;

3. Просмотр видеоматериалов;

4. Прослушивание аудиозаписей;

5. Создание творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка) ;

6. Театрализованные игры;

7. Изготовление макета матрёшки ;

8. Создание индивидуальных, совместных с родителями мини – проектов

Итог :

1. Создание мини-музея «Русская матрёшка » в группе.

2. Презентация мини-музея «Русская матрёшка » .

Этапы :

1. Подготовительный.

Опрос детей, выявление уровня знаний детей по данной теме;

Составление плана работы (воспитатель – родитель - дети) .

Подбор литературы, наглядности, дидактического материала;

Составление планов конспектов для старшей группы;

2. Деятельностный.

- Коммуникация : дети играют с матрёшками , рассматривают иллюстративный материал, фотографии разных видов матрёшек , обсуждают их;

- Познание : беседа о матрёшках , знакомство со стадиями производства матрёшки . Знакомство детей с презентацией «История русской матрёшки » ; экскурсия в парк, знакомство с деревьями, из которых изготавливаются эти куклы.

- Художественное творчество : рисование матрёшки , раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.

Чтение художественной литературы : чтение книг о матрёшке , стихотворений, потешек, отгадывание загадок.

Прослушивание аудио записи русской народной песни «Матрёшка » ;

Дидактические, подвижные игры;

Совместное изготовление поделок матрёшек в музей (дети, родители) ;

3. Заключительный.

Создание музея совместного творчества родителей и детей «Русская матрёшка » ;

Презентация проекта;

Подведение итогов проделанной работы.

Дата старта проекта : 01.03.2014

Название проекта : «Русская матрёшка » (творческо-исследовательский)

Идея проекта : Пробудить интерес детей к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с Матрёшкой .

Проблема : В настоящее время, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний об истоках русской культуры и русского народного творчества. У детей не достаточно развит интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект : Почему русская матрёшка является символом России? Почему деревянную куклу- игрушку назвали матрёшкой ? Благодаря чему матрёшка остаётся любимой и популярной во всём мире? Как появилась матрёшка ?

Цель : Воспитывать любовь и уважение к народному искусству. Расширить круг представлений о разнообразий этой игрушки. Дать некоторые доступные для детей исторические сведения о ней.

Задачи : Формирование понятий о русской народной культуре и чувстве патриотизма; Развитие инициативы планирования и проведения исследовательской деятельности; Создание условий для творческой самореализации детей для освоения некоторых художественных элементов росписи Матрёшки ;

Основной замысел : Предоставление детям возможности самостоятельно искать нужную информацию, для того чтобы расширить знания о русском народном творчестве на примере русской матрёшки .

Механизм реализации проекта : Создание мини-музея «Русская Матрёшка » .

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный.

–выбор темы проекта и формы для его защиты.

Подбор методического материала, литературы по данной теме.

Подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;

2. Исследовательский :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы можно использовать (принадлежности, оборудование) ;

С какими предметами научиться работать для достижения цели;

Ознакомление с историей матрёшки ;

Изучение художественных элементов;

Составление орнаментов;

3. Творческий :

Работы детей (лепка матрёшек из глины и роспись ) ;

Совместная художественная деятельность родителей и детей;

Обобщение результатов работы;

Сбор – коллекции игрушек – матрёшек ;

Ожидаемый результат :

Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки , нравственного и личностного отношения к действительности. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Критерии результативности : Активное участие в поиске полезной информации. Количество интересной и полезной информации найденной детьми совместно с родителями. Эмоциональный отклик ребёнка на результат своего творчества.

Методы, оценки результативности : Беседы, творческие задания, анкетирование.

Форма презентации и отчётности : Показ презентаций по теме; разработка детей с родителями «Семейной матрёшки » ; выставка детских работ; оформление мини-музея «Матрёшка » ; развлечение «Весёлая матрёшка » .

Анализ :

В завершение работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрёшки , о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку » . Мы учились исследовательской деятельности, пока ещё нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать её, делать выводы.

Проект «Мини-музей «История русской матрёшки»»
Вид проекта:
игровой, практико-ориентированный.
Тип проекта:
групповой.
Продолжительность:
средней продолжительности.
Срок реализации:
один месяц.
Участники:
воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги.
Возраст участников:
6 – 7 лет.
Место проведения:
групповая комната ДОУ.
Охватываемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно- эстетического развитие».
Актуальность темы:
одним из средств культурно-исторического воспитания детей является музей. К сожалению, дети дошкольного возраста по разным причинам не часто ходят в музей. А что, если музей приблизить к ребёнку, поместив его в стенах дошкольного учреждения, в своей группе? Но такой музей должен обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для детей. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют мини-музеем. Ценность мини- музея заключается в воспитательной, культурно-исторической, познавательной направленности. Данный проект позволяйте в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с музеем народной игрушки, в частности музеем одного предмета (русская матрёшка), с основами музейной культуры, правилами поведения в музее, предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Проблема.
Дети не знают о музеях народных промыслов, не имеют представления об основах музейной культуры, правилах поведения в музее.
Цели проекта:
 Знакомство детей с основами музейной культуры.  Создание экспериментального мини-музея народной игрушки (русская матрёшка) в групповой комнате как форма работы с детьми и родителями.
Задачи проекта:
 Уточнить представления о музее (демонстрация разнообразия музеев, коллекций).  Приобщать к культурному наследию человечества (музей как социокультурный феномен, традиции коллекционирования, роль и значение музеев).  Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.  Развивать связную речь детей, обогащать её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение детей.  Развивать визуальную культуру и познавательную деятельность, активизировать индивидуальные проявления, собственные предпочтение и субъективную позицию (посещение музеев, посильное сохранение наследия – проявления ценностного отношения, соблюдение правил поведения, желание коллекционировать).  Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.  Активизировать творческую деятельность, развитие сюжетно-ролевой игры, коммуникации.
Материалы, инструменты, оборудование:
мультимедийная презентации по теме проекта; оборудование для показа презентаций; игрушки для
обыгрывания образовательных ситуаций; дидактические и развивающие игры по теме; изобразительные материалы; русские народные костюмы для детей и взрослых; стенды для выставки детского творчества; стеллажи для выставки экспонатов; фотоматериалы технологии изготовления и росписи матрёшек; технологические карты росписи матрёшек.
Структура проекта

Содержание:
1. Знакомство детей с игровым персонажем – домовенком Кузей, который очень хочет узнать тайну музея: постановка проблемы для персонажа – пояснение, что такое музей. 2. Активизация персонажем детского опыта посещения музеев. 3. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры с персонажем. 4. Дидактические игры и упражнения, игры-имитации, развивающие игры по теме проекта. 5. Беседа с детьми по вопросам: какой музей можно назвать самым необычным? Как предметы попадают в музей? Может ли быть музей одного предмета? Какие музеи любят вши родители? Бывают ли домашние музеи? Что такое музей народных промыслов? Какие правила поведения в музее вам известны и почему их следует выполнять? 6. Посещение музея народных промыслов, музея в родном городе. 7. Сочинение рассказов, сказочной истории музея, заполнение книги отзывов музея народных промыслов. 8. Исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?» 9. НОД по познавательному развитию, художественному творчеству, музыкально-эстетическому воспитанию. 10.Встречи с работниками краеведческого музея, музея народных промыслов и изобразительных искусств. 11.Виртуальная экскурсия по музеям города с использованием ИКТ. 12.Оформление витрины Музея русской матрешки. 13.Составление «карты музея». 14.Конкурс детского и педагогического творчества «Лучшая карта музея народных промыслов». 15.Выставка детского творчества «Матрешка – музейный экспонат».
16.Создание мини-музея в групповой комнате «История русской матрешки». 17.Создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей». 18.Семинары-практикумы и мастер-класс для педагогов.
Формы организации детей:
 Непосредственно образовательная деятельность;  Самостоятельная игровая деятельность: игры-драматизации, дидактические, сюжетные, сюжетно-ролевые, игры-имитации;  Групповые посещения выставок, музеев;  Самостоятельная деятельность детей в центрах активности;  Беседы, чтение стихотворений о матрешке;  Просмотр видео презентаций о народных промыслах, истории возникновения и развития матрешечного дела;  Выставка детского рисунка;  Выставки семейных газет и поделок по теме проекта;  Создание мини-музея в группе.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
 Игровые;  Объяснительно-иллюстративные;  Демонстрационные;  Словесные: диалог, беседы, разгадывание загадок, чтение художественного произведения;  Осуждение реально специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем музейной культуры;  Сравнительный анализ русских матрёшек по географии их создание;  Дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;  Общение и совместная деятельность взрослых с детьми;  Оформление выставки детского творчества;  Создание коллекций, мини-галереи.
Предполагаемый результат:
дети любознательны, активны, развита познавательная деятельность в ходе совместной практической деятельности с педагогом; умеют устанавливать причинно-следственные связи между событиями; расширен кругозор, систематизированы и закреплены их знания об основах музейной культуры; они владеют правилами поведения в музее; умеют реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения; у детей развита монологическая,
диалогическая и связная речь, обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями; развит интерес к музеям; создан экспериментальный мини- музей народной игрушки (русская матрёшка) в групповой комнате.
Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность детей.
Знакомятся с игровым персонажем, который просит детей помочь узнать, что такое музей народной игрушки – русской матрёшки; персонаж активизирует детский опыт посещения музеев; дети вживаются в игровую в игровую ситуацию с персонажем; осознают проблему, принимают задачи проекта; участвуют в исследовании- путешествии в музей «Что хотим узнать?» (на листе ватмана отмечают условными значками эпизоды).
Деятельность педагога.
Предлагает детям пояснить для персонажа, что такое музей; подводит детей к проблемным вопросам: «Что такое музей народных промыслов? Что такое музей одного предмета? Как нужно себя вести в музее?»; от лица персонажа активизирует детский опыт посещения музеев, задаёт вопросы-провокации; организует сюжетно- ролевые и театрализованные игры с персонажем; подбирает и изучает литературу, новые методики и технологии по вопросам ознакомление детей с музейной педагогикой; индивидуальная работа с родителями: консультации, беседы, рекомендации; консультирование со специалистами; беседа с работниками музея просмотр видео презентации; приобретение необходимых материалов для разных видов детской деятельности; диагностирование детей и родителей, составление перспективного плана по реализации проекта; предлагает детям совершить исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?»; стимулирует возможные источники получения информации и способы деятельности детей.
2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).

Деятельность детей.
Участие в познавательной, игровой, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности, самостоятельная
деятельность в центрах активности; дидактические игры и упражнения, игры-имитации, развивающие игры по теме проекта; разыгрывание эпизодов сюжетно-ролевой игры «Музей матрёшек»; посещение музея народных промыслов, музея русской матрёшки, краеведческого музея в родном городе; сочинение рассказов, сказочной истории музея; встреча с работниками краеведческого музея (краевед), музея народных промыслов и изобразительных искусств; виртуальная экскурсия по музеям города; обсуждение правил поведения в музее в игровой форме; коллекционирование матрёшек и иллюстраций с изображением разных видов матрёшек, историей возникновения и технологии их изготовления; оформление витрины музея русской матрёшки; составление вместе с педагогом «Карты музея».
Деятельность педагога.
Практическая деятельность по решению проблемы; осуществление плана работы над проблемой в разных видах детской деятельности; беседа с детьми и родителями об основах музейной культуры и правилах поведения в музее; создание мультимедийной презентации и музее русской матрёшки; организация познавательной, игровой, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, дидактических игр и упражнений; подготовка к созданию мини- музея в групповой комнате «История русской матрёшки»; беседы с детьми по теме проекта; организация встреч детей и сотрудников с работниками музея народных промыслов и изобразительных искусств; посещение музея народных промыслов, музея русской матрёшки, краеведческого музея в родном городе; оформление витрины музея русской матрёшки; составление вместе с детьми «карты музея» организация детского коллекционирования.
3.Контроль и оценка деятельности.

Деятельность детей.
Участие в защите проекта, представление продукта деятельности – работ, выполненных по тематике проекта; совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ: дети в игровой
форме «возвращаются» из предпринятого «путешествия», рассматривают экспонаты: сувениры с изображениями матрёшек, матрёшек разных видов, семейные фотографии в музее народной игрушки; созданные атрибуты для игр с матрёшками; нарисованные экспонаты; создание поделки во время образовательной деятельности; проводится «экскурсия» для родителей и детей младших групп детского сада.
Деятельность педагога.
Оценка продукции: соответствие проекту своевременность выполнения, качество; организация выставки детского творчества, создание в групповой комнате мини-музея «История русской матрёшки»; создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей»; поведение мониторинга.
4.Заключительный этап
Поведение итогов, анализ результатов реализации проектов:  Анализ и оформление результатов проектной деятельности;  Анкетирование и опрос детей и родителей;  Создание модели взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в познавательном развитии детей, воспитании у них основ музейной культуры;  Создание видео-, мультимедийных презентаций;  Создание в групповой комнате экспериментального мини-музея «Истории русской матрёшки» как формы работы с детьми и родителями;  Выставка детского творчества «Матрёшка – музейный экспонат».

Список литературы

1.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – (Библиотека руководителя ДОУ).
2.
Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3.
Меркулова Н. Кукла-матрёшка / Детский сад от А до Я. -2012. - №6. – С. 100 – 104.
4.
Шевчук А. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.
5.
О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. Lidrary. Ru
6.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщен е детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Акцидент, 1997.

Проект по созданию музея одного предмета «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА – МАТРЁШКА»

Подготовила Вдовиченко Е.И., Чикаева Т.А., воспитатели МБДОУ детского сада № 96

2013-2014 год


  • долгосрочный
  • групповой
  • игровой
  • познавательно–речевой

проекта

Участники

  • вторая младшая группа «Дюймовочка»
  • воспитатели: Вдовиченко Е.И.,Чикаева Т.А.,
  • муз. руководитель: Коптева Л.М
  • родители воспитанников

проекта

Сроки реализации

  • 01.10.2013-31.05.2014

Актуальность темы

  • Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
  • Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
  • Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.

!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.


Цель

  • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке

Задачи проекта

  • Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
  • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Формы работы

с родителями

с детьми

  • беседы,
  • консультации,
  • наглядная агитация,
  • досуг
  • оформление фоторепортажа для родителей
  • занятия,
  • беседы,
  • игровая деятельность,
  • развлечения


РУССКАЯ МАТРЕШКА

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки -

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Т. Лисенкова



СЕРГИЕВ - ПОСАД

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.




ПЕРВЫЙ В РОССИИ- И В МИРЕ! МУЗЕЙ МАТРЕШКИ

Открылся в 2001 году в Москве.




















Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов – майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.
  5. Познакомиться с этапами создания матрешек.
  6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
  7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка – национальное культурное наследие России».
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. НОД «Эти разные матрешки»
  7. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  8. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»
  9. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек.
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток – вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)».

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы – весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства

Приложение 1

Детские стихи про матрешку – короткие и длинные

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

У мамы на комоде –

Стоят матрешки вроде.

Все яркие, нарядные –

Но что-то не по моде.

Среди моих игрушек

И кукол современных

Матрешки все ж в почете

Скажу вам без сомненья.

Матрешки тоже куклы

У них свои наряды.

Вот только их не снимешь

Не поменять ей платье.

На голове платочки

Есть красные и синие.

Ей не расчешешь волосы

Хотя видны косички.

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

Матрешки – лучшие друзья,

Скажу вам по секрету.

Они создания русские – как я

И сказано все этим.

Коллекция Тверских матрешек,

Хранится в комнате моей.

В ней персонажи сказок русских,

Дороже монстров и родней.

В матрешке - матрешка.

В матрешке - матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая -

И вырастет сразу матрешка большая.

Матрешка - чудное создание.

Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание -

Ещё три – каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком -

Настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка -

Так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки,

И хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся.

Им в жизни не о чем грустить.

Глаза красивые, блестящие

Полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие

В Матрёшке русские черты.

Матрешка - древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Приходько В.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще –

А там опять…

Найденыш!..

… Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьице матрешки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей.

Матрешка пестрая, красивая, забавная

Со всех сторон нарядная.

В косу волосы убраны

У русской красавицы,

И она всем нравится.

Приложение 2

Консультация «Русская матрешка».

Почти сто лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная

Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. «Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки!” Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: “Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!” Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произноситеслова: “Матрешка-матрешка, откройся немножко!” Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова (“Матрешка-матрешка, откройся немножко!”) пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра “в детский сад”.
Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую – пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше – в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

  1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
  2. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

3.На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

  1. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

И еще несколько советов.

После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином. Желаем Вам творческих успехов и взаимопонимания! Пусть дети обретут целостность и гармонию Духа, Души.

В заключение хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца «Сколько?» и стихотворением З.Медведевой «Матрешка»

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
– Вот тебе три игрушки.
– Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
– Давай считать, – сказал папа. – Одна?
– Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
– Две?
– Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
– Три?
– Три, – засмеялась Маша.
– То-то, – сказал папа.

Вот они все стоят!

Приложение 3

Конспект НОД «Весёлый хоровод матрёшек»

Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Закреплять знания детей о русской матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.

Повторение пословиц о труде. Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования, пластилинографию. Формировать творческие способности детей, самостоятельность, активность.

Активизация словаря: сувенир, Символ России, деревянная заготовка, роспись, семёновская, загорская, похлов – майданская

Оборудование:

Слайды с иллюстрациями к каждой части занятия.

Заготовки фигурок матрёшек, разные виды круп, гуашь, кисти, подставки, салфетки, клейстер.

Предварительная работа: Лепка матрёшек. Заучивание стихотворений и частушек к занятию. Заучивание пословиц о труде. Лепка матрёшек из солёного теста и их украшение. Пластелинография – украшение фартука матрёшки

(на фоне р. н. музыки)

Проходите, гости дорогие! (с поклоном)

Заждалась я вас, рада всех вас видеть. Рассаживайтесь по удобнее.

Я – Хозяйка страны Мастеров. Ко мне приходят те, кто умеет и любит создавать что – то новое, красивое – мастера.

Мастера России славятся своим умением во всём мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране тоже есть такой сувенир, он так же считается символом России, как флаг, герб, берёза. Догадались что это такое? Послушайте загадку:

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!!!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Конечно же, это всеми нами любимая матрёшка. (показ слайда)

У этой куклы есть внутри один секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Нет? Существует немало легенд о её происхождении. Мне очень нравится эта красивая сказка:

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка – село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. “Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку”, – сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

В другой легенде говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка – ритуальная кукла Дурума. Она изображала доброго и лукавого старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Дуруму пряталась вся его семья – 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу Матрёшку. (показ слайда)

А может – быть, матрёшка появилась благодаря «писанкам» – деревянным, расписным пасхальным яйцам, их уже много веков делают на Руси.

(показ иллюстрации)

Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

Первым мастером, который изготовил матрёшку на токарном станке, считают Василия Петровича Звёздочкина. (показ слайда портрета)

Первым художником, который расписал матрёшку – Сергеем Васильевичем Малютиным.

(показ слайда портрета)

Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка – россияночка.

С тех пор живёт матрёшка, как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете, и ей любуется весь мир.

Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, её дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрёшки остаётся прежней – бесконечность жизни, любовь и дружба.

Физминутка

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив).

Деревянные сестрицы.

чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А, может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал.

Откуда взялось такое имя? Почему кукла стала так называться? (ответы детей)

Раньше маленьким девочкам часто давали это ласковое имя – Матрена, Матрёнушка, Матрёшенька, Матрёшка. Так и закрепилось имя Матрёшка за игрушкой.

– А что означает имя Матрёна

– Имя Матрёна означает мать семейства – «матрона».

ИГРА «НАЗОВИ СРУЖНУЮ СЕМЬЮ МАТРЁШЕК»

(назвать семью матрёшек старинными русскими именами: Дуняша, Феклуша, Маняша и т. д.)

Существует три основных росписи матрёшек.

  1. Это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов – кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семёновской матрёшки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы. (показ слайда)

2.У мастеров из Полхова Майдана свой стиль декоративной росписи. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок у неё яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно – это фартук. На нём расцвёл чудо – букет. (показ слайда)

  1. Загорская (Сергиев Посадская) – на голове у них разноцветные платки в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, обязательно в фартуке. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. (показ слайда)

Не зря матрёшка наша в мире славится-

В любых она нарядах хороша,

Приятна взору русская красавица

И греет сердце русская душа!

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство.

Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)

  • Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу, сосну.
  • Вытачивают фигурку на станке.
  • Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.
  • Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
  • Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.
  • Просушивают.
  • Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.

А теперь посмотрим, кто был внимательным! Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. От какого слова произошло название матрёшки?
  2. Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки.
  3. Из какого материала делают игрушку?
  4. Какие росписи матрёшек вы знаете?

– Ведь вы не зря находитесь в Стране Мастеров. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  • «Мастер золотые руки»;
  • Делу время – потехе час;
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда;
  • Какие труды – такие и плоды;
  • Маленькое дело лучше большого безделья;
  • Умелые руки не знают скуки;
  • Каков мастер, такова и работа;
  • Хорошая работа два века живёт;
  • Солнце землю красит, человека труд

Приятно любоваться матрёшками, но ещё приятнее создавать красоту своими руками. Я предлагаю вам украсить сарафаны матрёшек.

(матрёшки, изготовленные заранее: объёмные из папье-маше, солёного теста, различного подручного материала)

Мастера, скорей за дело!

Украшай матрёшек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

На столах приготовлен различный материал для вашей работы. Проявите выдумку и фантазию.

(работа детей)

Молодцы. Потрудились все на славу. Какие красивые матрёшки получились! А как нам их объединить? Давайте соберём наших матрёшек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится весёлый, задорный.

(работы выставляются на заранее подготовленную поляну вокруг берёзки)

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Хозяйка Страны Мастеров: Я не привыкла напрасно хвалиться,

Но все называют меня мастерицей

За то, что сама я Матрёшку свою

Вяжу, вышиваю, шью, и крою,

Рисую, клею и леплю.

Вам подарить я их хочу.
(дарит подарки присутствующим – вязаные матрёшки по количеству гостей)

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наш детский сад в течение года будет работать над проектом

«Матрёшка – любимая детская игрушка», поэтому просим ответить на вопросы.

  1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
  1. Есть ли у вас дома эта игрушка?
  1. Нравиться ли вам матрешка?

Да, очень. Да. Ничего особенного.

  1. За что вам нравится матрешка? –

1). Очень красивая, оригинальная –

2). С ней можно поиграть –

3). Это игрушка с секретом –

4). Она веселая

5). Не знаю (затрудняюсь ответить) –

6). Не ответили –

  1. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?

1). Это игрушка, с ней можно поиграть –

2). По матрешке можно изучать историю нашей страны –

3). Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время –

4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать –

5). Не ответили –

6). Не знаю (затрудняюсь с ответом) –

  1. Другие особенности матрешки.