Отличие реализма от модернизма в литературе. Чем отличается модернизм от реализма

В современном мире отношение к литературе довольно своеобразное, классические произведения не устаревают, но все больше ценятся новые веяния, смешения жанров. Новинки художественного вымысла и реалии жизни зачастую слишком разительны, такое противостояние наблюдается и в литературных течениях.

Когда развивались течения

Прежде чем говорить о том, что отличает модернизм от реализма, следует понять, когда эти течения получили свое развитие. Более ранним является реализм, который зародился в русской литературе в начале 19 века и имел наибольшее распространение в его середине. Следом за реализмом развивался модернизм, а именно в конце 19 и начале 20 века.

Можно сказать, что модернизм пришел на смену реализму, вытеснил прямое и конкретное понятие мира, добавил множество форм. Его представители имели большую свободу в своем творчестве, брали подходящие материалы из других литературных направлений и добавляли свое, что отличает модернизм от реализма.

Понятие о реализме

Реализм — это такое направление в литературе, в котором вещи изображаются максимально правдиво и достоверно, опираясь на исторические факты и события. Основоположником русского реализма является Пушкин Александр Сергеевич. Его произведения «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и другие передают всю атмосферу и быт того общества, рассматривают проблемы настоящего для героев времени.

  • объективное изображение действительности, что отличает реализм от модернизма;
  • типические характеры, обстоятельства и конфликты;
  • точность деталей;
  • внимание к социальным проблемам;
  • две линии: любовная и социальная.

Такое следование реалистичности изображения в 20 веке претерпевает изменения, из реализма развиваются течения:

  • Критический реализм: классические традиции, рассматриваются социальные явления (Антон Чехов и Лев Толстой).
  • Социалистический реализм: жизнь рассматривается с точки зрения ее исторического развития, анализируются конфликты между героями разных классов (Максим Горький).
  • Мифологический реализм: реальная жизнь рассматривается путем сопоставления ее с мифами и легендами (Леонид Андреев «Иуда Искариот»).
  • Натурализм: особенно правдивое изображение жизни, часто с неприятными подробностями (Александр Куприн «Яма», Викентий Вересаев «Записки врача»).

Реализм все более изживает себя в 20 веке, на смену ему приходит модернизм.

Понятие о модернизме

Модернизм — направление в литературе, для которого уход от стандартов является главной ценностью. Его представители создают нечто новое на старых основах. Автор не доносит абсолютно точную и реальную картину мира, что отличает модернизм от реализма в литературе.

Модернизм имеет свои течения:

  • Символизм. Идеи воплощались с помощью символов и образов, которые были таинственны (Александр Блок, Константин Бальмонт).
  • Акмеизм. Четко описывались предметы и образы (Анна Ахматова, Николай Гумилев).
  • Футуризм. Особое внимание к форме произведения, использование ранее не свойственной лексики (Владимир Маяковский, Борис Пастернак).
  • Имажинизм. Образы сопоставлялись с помощью метафор (Сергей Есенин).

Главные черты: рассмотрение индивидуальности, что отличает модернизм от реализма, внимание к духовной сфере жизни, отрицание классических устоев.

Главные различия

Вопросом о том, что отличает модернизм от реализма, литература 11 класса задается неспроста, это важно для понимания произведений. Часто, даже если не помнишь автора или в каком веке было написано произведение, можно определить это самостоятельно по соотнесенности с литературным направлением.

Можно говорить о том, что отличает модернизм от реализма кратко с помощью таблицы.

Реализм Модернизм
Герой

Важны вечные ценности, находится в поиске любви и добра

Человек, как личность сложная и противоречивая, противостоящая миру

Действительность

Реальные события, внимание к деталям, историческая основа

Изображение действительности с помощью образов и символов, иносказательность и таинственность

Ценности Духовные Личность
Цель Жизнь - высшее благо Выражение индивидуальности
Проблемы Социальные Конкретной личности
Рамки

Типичность характеров, образов, действий

Не имеет рамок в своих действиях и образах, все индивидуально и неповторимо

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах искусства модернизм проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Полтора столетия назад появилось и постепенно окрепло философское направление, представители которого критически оценивали достижения идеалистического мировоззрения. Под влиянием критического подхода в философии также получил развитие реализм в…

Каждое новое направление в литературе формирует свою систему жанров. Те из них, что выдвигаются на первые места, оказывают решающее влияние на поэтику и стиль всего направления. Принципиальное новаторство жанровой системы реализма нашло отражение в…

С середины 19-го века с мире искусства господствовал реализм, но к концу столетия на смену к нему пришел натурализм, зарожденный во Франции. В наши дни оба направлении смешались, что выражено в произведениях искусства и мировоззрении. Реализм –…

«Будь реалистом», - такое поучительное наставление часто слышит человек, чьи взгляды на жизнь отличаются детской наивностью и завышенными ожиданиями по отношению к действительности. Но значит ли это, что всякое отсутствие инфантилизма…

Литературное направление является самым общим и в тоже время ведущим параметром классификации всех литературных произведений. Литературные направления, рассматриваемые в исторической последовательности, могут служить ярким примером художественного…

Модернизм (от французского moderne – современный) – это общепринятый термин для обозначения искусства конца ХIХ – первой половины ХХ века. Он применяется к разным по идейным исканиям школам, объединяя нереалистические течения в искусстве и…

У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Но бытовой жанр в изобразительном искусстве занимает особое место - с ним связано множество предрассудков, он привлекает зрителей занимательным сюжетом и нередко бывает…

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.Культура и искусство первой половины…

Направление в искусстве, ставшее популярным в последнем десятилетии XIX века и начале XX столетия, объединившее в себе такие течения, как экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, дадаизм, футуризм, сюрреализм, называется модернизмом. Это совокупность…

Модернизм как философское движение, возникшее в конце девятнадцатого века в литературе и искусстве, толковать можно по-разному. Даже и внутри модернизма оказались многие подразделения, значительно отличающиеся друг от друга. Что сближает разные…

Каждый новый деятель культуры желает привнести в свое творчество нечто совершенно оригинальное и, конечно, мечтает оставить неизгладимый след в истории человечества. Но поиски новых художественных форм и смыслов, почему-то неизменно приводили…

Основоположником современного направления в искусстве можно считать модернизм, который является обобщенным определением таких разноплановых явлений прошлого века, как фовизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм и др. Цель художников здесь -…

На протяжении всего существования человечества его сопровождало искусство. За это время оно много раз меняло свое направление и течение, приобретая новые формы и стили. Какие же основные стили в искусстве выделяют?Еще в Х веке на территории стран…

Реализм - это художественный метод, в рамках которого живописцы и писатели стремятся изобразить действительность правдиво, объективно, в её типических проявлениях.Основные черты, характеризующие реализм, - это историзм, социальный анализ,…

По сравнению с предыдущими эпохами, культура 20 века имела необычайный расцвет. Масштабы и глубина новых открытий практически во всех сферах искусства (наука, литература, живопись и пр.) были ошеломительными. Однако с появлением большого числа…


Уже давно я вынашиваю идею значительного углубления тем и вопросов, рассматриваемых в рамках этого блога. За три года здесь скопилось множество советов, относящихся, главным образом, к развлекательной прозе (прозе, существующей по своим специфичным законам, крепко завязанным на методах управления человеческим вниманием), но наивно считать, что мир литературы ограничивается только легким и ненапряжным чтивом. В предпоследней статье мы уже обсуждали . Так вот та область беллетристики, называемая «интеллектуальной», «элитарной» и бог знает какой еще, для многих неискушенных читателей и даже авторов – непролазные дебри, область мрачного и непознанного, где за каждым кустом поджидает опасность. И про опасность я здесь не для красного словца. Современная интеллектуальная проза зачастую не обещает нам приятных ощущений (еще бы, этим обдолбанным графоманам-извращенцам только и надо, что вытолкнуть читателя из зоны комфорта). Но разве кто-то сказал, что будет легко? Разве кто-то сказал, что жизнь – это мед с сахаром, а литература будет доставлять только положительные переживания? Вроде и не было такого.

Так что задраить люки, готовимся к погружению!

Но прежде я предлагаю освежить в памяти (или узнать, omg) некоторые нюансы истории литературы последних двух сотен лет. Внимательно проследить этапы эволюции прозы и убедиться, что она не стояла на месте. Уверяю, это будет полезно не только для понимания будущих статей, но и для осознания тех проблем, перед которыми стоит современный начинающий автор в нашей стране. А проблемы действительно есть.

Разумеется, я не имею возможности и должной квалификации, чтобы раскрыть вопрос с академической точностью. Вполне допускаю, что в ходе моего вольного рассказа могут быть допущены некоторые неточности. Поправьте меня в комментариях, а лучше забейте. Цель данного ликбеза не столько научить кого-то уму-разуму, сколько подтолкнуть начинающих авторов к знакомству с литературой, которую они не знали.

Реализм

Свой рассказ я решил начать с первой половины XIX века. Не только потому, что рассматривать более ранние периоды не имеет сейчас особого смысла, но и по причине огромного влияния данного периода на всю последующую литературу. Что мы наблюдаем в этот момент? Российская империя благополучно закончила войну с Наполеоном и находится в ряду мощнейший мировых держав. Расцвет военный, политический и экономический имеет продолжение и в других областях. В частности, в литературе наступает время таких величин, которых не видывали ни до, ни после, и которое впоследствии будет названо не иначе как Золотым веком. Главное направление, господствующее в литературе того времени – это реализм . Пришедши на смену романтизму, реализм надолго завладел умами русских писателей, так что его представителей мы будем видеть даже в прогрессивном ХХ веке.

Для простоты понимания, реализм – это вся та великая литература, которую нам на протяжении 11 классов преподавали в школе, и которую мы привыкли считать эталоном художественного слова. Пофамильный список выглядит как могучая dream team: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, А.И. Куприн и т.д. В ХХ веке это А.Т. Твардовский, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов.

Нужно понимать, что литература тесно связана с другими видами искусства, поэтому мы не говорим о реализме как о явлении сугубо литературном, нет, реализм – это направление в искусстве в целом. Основная цель реализма – это достоверное воспроизведение действительности .

Среди множества черт, присущих направлению реализма, я постараюсь выделить основные:

  • Типические, хорошо понятные читателю ситуации и конфликты . В произведениях реалистов вы никогда не увидите, как герой спасает мир от надвигающейся катастрофы или срывает покушение на царя. Конфликты и темы максимально приближены к реальности, хорошо ощутимой повседневности. Именно поэтому мы часто видим т.н. конфликт лишнего человека или противостояние маленькогочеловека и социума. В этих произведениях нет эпичности, но есть хорошо узнаваемая правда жизни. И даже если сам читатель никогда не попадал в подобную ситуацию, он запросто может представить, с кем и когда она могла бы произойти.
  • Внимание к психологической достоверности характеров . К сожалению, реальность не всегда настолько ярка и интересна, как хотелось бы читателю, поэтому одним из основных средств развития сюжета являются яркие и сильные характеры. Не случайно многие имена героев того времени становятся нарицательными, настолько объемными и запоминающимися они получились. Однако отметим, что сила характера никогда не отрицает его реалистичности.
  • Описания обыденной и повседневной жизни героев . Не столь важный элемент для движения сюжета, сколь важное звено в цепочке создания реалистичной картинки.
  • Отсутствие деления на положительных и отрицательных персонажей . Еще один важнейший элемент, приближающий художественный текст к реальности. Ведь в настоящей жизни никогда не бывает исключительно злых и полностью добрых людей. У каждого своя правда.
  • Важность социальных проблем. Ну тут, я думаю, no comments.

Этот список можно продолжить, но суть, надеюсь, вы уловили. Писатель-реалист стремится отобразить жизнь во всех ее подробностях и деталях, прочертить характеры персонажей с академической точностью, чтобы читатель буквально почувствовал себя в той самой обстановке, с теми самыми людьми, о которых идет речь. Литературный герой – это не какой-то выдуманный полубог, а обычный человек, такой же, как и мы с вами, который живет тем же бытом, сталкивается с теми же проблемами и несправедливостями.

Теперь, когда мы обозначили суть направления, я хотел бы поговорить о влиянии реализма на современных молодых авторов. Как я уже упоминал выше, почти вся школьная программа (если мы говорим о прозе) состоит из произведений реалистов. Да, это великие вещи, вышедшие из-под пера великих людей. Высот Золотого века уже никогда не достичь, но что это значит применительно к современной молодежи? Гипертрофированное внимание школьного образования к литературе эпохи реализма приводит к тому, что молодые люди лишь смутно представляют себе (а фактически не знают вовсе), из чего состоит литература ХХ века. Проза ХХ века для школьника – это «Тихий дон» Шолохова, короткие рассказы Шукшина да «Мастер и Маргарита». Не мало ли для целого-то столетия? Выпускники просто не знают, как развивалась литература в ХХ веке; мозгами они застряли в эпохе реализма. Мол, там была настоящая литература, а после – только фэнтези и киберпанк. И это серьезная проблема, вы не находите? Колоссальный пробел в образовании молодых людей рождает непонимание и отторжение литературы эпохи модернизма и постмодернизма. Вчерашние выпускники, а ныне молодые авторы мечутся между гениями ХIX века и современной развлекательной беллетристикой и не знают, куда себя применить. Они пытаются подражать светилам позапрошлого столетия, не понимая, что уже сейчас пишут антиквариат – за прошедший век литература проделала такой огромный путь, успев отречься от великих и вновь их признать, что наш новоявленный автор выглядит в лучшем случае неандертальцем, заявившимся в шкурах на светский прием. И если бы не эти обстоятельства, я молчал бы сейчас в тряпочку и не рассказывал о том, что каждый образованный и начитанный человек должен знать априори.

Модернизм

Кто бы мог подумать, но эпоха реализма не продолжалась вечно. И хоть в русской прозе он по-прежнему остается главенствующим направлением вплоть до середины ХХ века, за рубежом ветер перемен уже выносит на поверхность нечто новое и прогрессивное.

Модернизм - это направление в литературе конца XIX - начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм.

Модернизм набирает свою силу уже в начале ХХ века. Наиболее известными представителями направления являются: Уильям Фолкнер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Джеймс Джойс, Франц Кафка, Томас Манн, Марсель Пруст, Вирджиния Вулф. В России же первым значительным модернистским направлением становится символизм . Одновременно с его зарождением начинается Серебряный век русской литературы. Но говоря о Серебряном веке, мы имеем в виду исключительно поэзию, проза же здесь остается буквально за рамками истории. У несведущего обывателя может даже создаться впечатление, что модернизм – это какое-то баловство и чепуха, которой развлекались на Западе, пока наши писатели-соцреалисты продолжали, пусть и с некоторой долей идейности, славное дело русских классиков.

Сейчас сложно выделить какое-то главное отличие нового стиля от старого – модернизм в разных своих проявлениях стремится отличаться буквально во всем. Но есть определенные, особенно яркие моменты, отличающие направление модернизма:

  • Эксперименты с литературной формой . Авторы нового поколения пытаются отойти от привычной формы романа. На смену линейному построению сюжета приходит построение обрывочное, фрагментарное. Мы можем увидеть повествование от лица нескольких героев, имеющих зачастую противоположные точки зрения.
  • Поток сознания . Это, наверное, самый грандиозный прием, который дал писателям модернизм. Поток сознания переворачивает все представления о литературе, о способах подачи информации. Он позволяет уловить само движение мысли, выразить сложные нюансы внутреннего состояния, которые были доселе недоступны. И в этом мы видим еще одно устремление модернизма – максимально раскрыть внутренний мир героя.
  • Тема войны и потерянного поколения . Начало ХХ века с Первой мировой войной и Великой депрессией не могло не оставить отпечатка на темах, поднимаемых в произведениях модернистов. Конечно, в центре внимания всегда человек, но проблемы его уже совершенно иные, нежели чем в романах ХIХ столетия. Темы литературы нового века становятся более глобальными.

Еще один важный момент, о котором обязательно нужно упомянуть, говоря о модернизме, это значительное повышение требований к читателю. Если литература реализма зачастую не подразумевала никакой читательской подготовки, раскрывала темы нарочито житейские, понятные всем и каждому, то модернизм все более тяготеет к элитарности. И на примере самого заметного романа этого периода – «Улисса» Джеймса Джойса – мы видим, что эта книга рассчитана исключительно на подготовленного читателя. Что это значит на практике? А то, что когда мы видим «Улисса» во главе списка самых значительных книг ХХ века, то возмущаемся, хоть и не читали: «Какой к чертям «Улисс»?! Ведь есть же «Мастер и Маргарита»: с дьяволом, голой бабой и брутальным котом! Что может быть интереснее?!» Dispute.

Постмодернизм

На самом деле, дать четкое определение понятию постмодернизма не так уж и просто. Виной тому феноменальная обширность и многогранность этого явления, направления которого приобретают нередко прямо противоположные черты. Поэтому в конечном итоге мы приходим к простейшему: постмодернизм – это то, что было после модернизма, выросло и переосмыслило его.

Постмодернизм – это культурное явление второй половины ХХ века, отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом.

Наиболее известными представителями направления постмодернизма (в нашей стране) являются: У.С. Берроуз, Х.С. Томпсон, Ф. Дик, Г.Г. Маркес, В. Набоков, К. Воннегут, Х. Кортасар, Х. Мураками, В. Пелевин, В. Сорокин, Э. Лимонов.

Важное отличие литературы постмодернизма заключается в том, что если модернизм тяготел к элитарности, постмодерн находится в тесной связи с массовой культурой, более того, оказывает на нее огромное влияние. Это стало возможным не только из-за простоты изложения и широкой доступности книг, но и из-за многочисленных экранизаций. И эта связь с массовой культурой хоть и может показаться на первый взгляд чем-то порочным, на самом деле, очень важна: написанное однажды, произведение не пропадает где-то на пыльных библиотечных полках, оно продолжается жить и развиваться – в виде фильмов и сериалов, компьютерных игр и многочисленных отсылок в других книгах, фильмах, играх и даже интернет-мемах. Правила изменились, и никогда, наверное, они не были настолько либеральными.

Поговорим немного об отличительных особенностях постмодернизма:

  • Ирония, игра, черный юмор . Первое, что бросается в глаза в литературе постмодернизма – это изменение отношения авторов к рассказываемым историям, смена тональности повествования. В чем это выражается? Если раньше писатели-реалисты поднимали серьезные социальные темы, помещали героев в центр острейших конфликтов (личных или социальных), которые нередко заканчивались трагически, то теперь писатели часто иронизируют над проблемами современного общества. Многие идут еще дальше, и трагедии становятся почвой для черного юмора. Вообще, ирония является мощнейшим инструментом в руках современного автора. И отнюдь не случайно. Ирония, по моему скромному мнению, есть бегство мыслящего индивида от безмерного пафоса массовой культуры. И хотя пафос и ирония – две стороны одной медали, многие читатели категорически не хотят отождествлять себя с массовой культурой. И умный автор просто знает, как на этом сыграть.
  • Интертекстуальность . Зарождение этого понятия происходит еще в эпоху модернизма, но настоящий расцвет интертекстуальность приобретает только сейчас. С точки зрения литературы это означает, что заимствования теперь – не дурной тон, а показатель начитанности, высокого культурного уровня. И чем одиозней объекты заимствований, тем круче сам автор. Говоря о Пелевине, я уже писал, что заимствования напоминают мне игру с читателем, когда автор тешит его самолюбие, подсовывая элементы, которые умный читатель обязательно узнает, а вот узнают ли остальные – не факт. В целом же, мы пришли к состоянию, когда в медийном пространстве кочуют многократно повторяемые образы, архетипы и ситуации, которые все мы видели по сотне раз и увидим еще столько же. И уже нет никакой возможности выдавать старое за новое, и мы кормим других и едим сами один и тот же пирог, миллион раз переваренный и уже лишенный всякого вкуса. Вот тут-то и приходит время иронии – как хорошей мины при плохой игре.
  • Эксперименты с формой, смешение жанров . В эпоху постмодернизма авторы не отказались от экспериментов с формой: это и метод нарезок Берроуза, и нелинейные сюжеты всех мастей, и временные искажения. Все чаще мы наблюдаем смешение жанров, особенно интенсивно в бытовые сюжеты привносятся элементы фантастики. И подчас это получается настолько удачно, что рождает целые направления, например, магический реализм.
  • Магический реализм . Его я выделил отдельно, как самобытное и очень интересное направление, и как пример воздействия идей постмодернизма на хорошо знакомые нам мотивы.

Конечно, этим коротким списком описать все многообразие проявлений постмодернизма просто невозможно, да я и не имею сейчас такой цели. Но думаю, вскоре мы разберем их подробнее и уже на конкретных примерах.

Итак, какие выводы мы можем сделать из всего этого?

Перво-наперво молодому автору необходимо осознать, что он живет в эпоху постмодернизма. Не в ХIХ веке среди гениев словесности и безграмотных крепостных, а в информационном пространстве целой планеты, где сюжеты и мотивы эволюционируют из формы в форму и ни одна из них не является конечной. А раз так, то он имеет полное право пользоваться всем тем багажом, что был наработан писателями до него. Поэтому первостепенная задача молодого автора – познакомиться с достижениями литературы ХХ века. Самостоятельно ликвидировать тот пробел, который оставило на его карте школьное образование.

Но чтобы понять, осознать весь этот багаж, потребуется немалое время и немалая мудрость. За скучными, непонятными и нередко тошнотворными страницами писатель должен разглядеть, как модернизм сметал все устои и лекала классической литературы, пытаясь выстроить на их месте свои, и как уже постмодерн сваливал все эти правила в кучу и злостно над всем этим стебался и продолжает стебаться до сих пор. Да, эта литература далека от тех легких замечательных книжек, которые мы с удовольствием листаем на ночь. «Но кто сказал…» и далее по тексту.

Да, мы живем в эпоху постмодерна, где литература тесно сплетается с массовой культурой, и требования к читателю не сильно-то отличаются от требований XIX столетия (уметь читать хотя бы по слогам). Но подумайте, стали ли в эту «лайтовую» эпоху мягче требования к самому писателю? Имеет ли право современный автор не знать ничего об экспериментах и достижениях литературы прошлого века? Или достаточно багажа по списку: «Гаррисон, Толкиен, Стругацкие»?

Ну и главный вопрос: если писатель ничем не отличается от рядового читателя, то что такой писатель способен дать своей аудитории?

На этом все на сегодня. Оставляйте комментарии, буду рад конструктивному диалогу. До скорой встречи!

Вопросы и задания:

1. Объясните, в чём заключались основные различия между реализмом и модернизмом.

Модернизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Реализм – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Основные различия между модернизмом и реализмом:

1. Модернизм молодое явление, а реализм был известен еще в античные время.

2. Модернизм имеет множество ответвлений, а реализм нет.

3. Модернизм приукрашает мир, придает ему метафоричности, а реализм рассказывает о том, что есть на самом деле.

2. Каковы причины появления модернизма?

Основной причиной появления модернизма стало ощущение кризиса и распада окружающего мира в среде европейской интеллигенции, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. В работах ряда европейских ученых развенчивались рационально-оптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур. Эти тенденции оказали влияние и на художественную культуру, в которой начался отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств. Все эти тенденции вылились в появление модернизма.

3. Охарактеризуйте два-три направления в европейской литературе послевоенных десятилетий. Как вы думаете, каким образом влиял собственный жизненный опыт писателей на их идейно-художественные позиции? Приведите примеры.

Литература потерянного поколения.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э.Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли выбросить из памяти то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война.

Литература о борьбе за социальное и национальное освобождение.

Многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. В их числе были французские писатели А. Барбюс и Р.Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и другие. Их герои отвергали ценности буржуазного общества. Одни из них боролись против этого общества, как герои романа А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.

4. *Объясните смысл понятия «антиутопия» (вспомните, какие произведения назывались утопиями). В чём, по вашему мнению, заключалось значение произведений, написанных в этом жанре в 20 – 30-е годы XX столетия?

Антиутопия - жанровая разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.

Утопия – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Примеры утопий – Т.Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город солнца» и др.

Значение произведений написанных в жанре антиутопия в 20 – 30-е годы XX столетия (Е.Замятин «Мы», Дж.Оруэлл «1984» и др.) было в том, что в них прослеживалась критика действующей системы, через метафоры и образы передавались насущные и волнующие проблемы западного общества, а также раскрывался возможный ход истории.

Так, ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К.Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатлении близких по содержанию к тому, что можно было прочесть в печати тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал.

5. Покажите, в чём состояло новаторство мексиканской школы монументальной живописи.

Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Новаторство мексиканской школы монументальной живописи заключалось в изображения героических событий прошлого на стенах и фасадах. Так на зданиях появились монументальные росписи – фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям общечеловеческие чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.

6. Посмотрите на иллюстрацию на с. 106 и объясните, каким образом художник выразил свою позицию.

На странице размещен фрагмент картины Д.Сикейроса «Портрет буржуазии». В ней четко просматриваются политические взгляды автора, который был сторонником левых идей. На картине изображена буржуазию, которая все разрушает на своем пути. Таким образом Д.Сикейрос выказывал критику в отношении существующего строя.

7. *Сравните произведения модерна и рационализма (конструктивизма). Назовите особенности каждого из стилей.

Модерн – художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX – начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре).

В рационализме и конструктивизме наоборот на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом – это машина для жилья».

8. Объясните, почему культуру 20 – 30-х годов XX в. называют массовой.

Потому что культура стала быть направленной на массового потребителя. Искусство стало доступным не только элите, но и простому человеку (особенно кино), что привело к его широкому распространению. Положительным в массовой культуре было то, что произведения искусства оказались более доступными для разных слоев и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

9. *Наше исследование. Прочтите фрагмент из «Производственного кодекса» Голливуда. Выделите в нём главные идеи. *Как бы вы сформулировали правила («рецепты»), по которым создаются современные фильмы в США, других странах? Обратитесь и к опыту российской кинематографии.

Главной идеей «Производственного кодекса» Голливуда выступает то, что кино должно изображать только светлые стороны жизни человека и воспитывать чувство, что образ жизни США – это единственный и лучший для любого человека.

На сегодняшний день Голливуд по прежнему следует этой идее, в голливудские фильмы в большинстве своем заканчиваются «хэпи-ендом». Если это фильм про войну, что побеждает именно американская армия и т.д. Хочется отметить, что и российской кинематографе режиссеры все чаще обращаются к голливудским рецептам, создавая фильмы для массового зрителя и забывая про свои особенности создания фильмов.

Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности. Указание на социальные язвы. В конце первой трети 19го века возник в европейской литературе как противопоставление романтизму. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Мысль о среде позволяла снять ответственность («среда заела»). Реализм как попытка оправдаться. Реализм направлен на изображение людей среднего сословия. Если поведения человека обусловливает класс, то в нём мало индивидуального. Отсюда склонность к типизации, обобщению. Типического в образах больше, чем индивидуального.

В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений, является ее единственным материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть, однако подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображение действительности является преобладающей. Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Реализм – исторически изменчивое понятие. У каждой эпохи свои понятия о реализме, который зависел от правил, взглядов, устоев эпохи. Ф

По Н.В.Гоголю, реализм – низкая тематика литературы, «тина мелочей». По Р.О.Якобсону, реалистическое произведение – 1) которое автор задумал как правдоподобное, 2) которое читатель воспринимает как правдоподобное.

Едва ли возможно говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами.

Особенности реализма:

Социальная ангажированность – искусство должно отвечать требованиям народа. Писатель - отражение среды, в которой он родился.

Тщательная мотивировка ходов, усложнение сюжета свойственны реализму. Проза начала вытеснять поэзию. А главным жанром стал роман.

Система образов стала более широкой. Стали больше внимания уделять приёмам дополнительных ассоциативных связей между образами. Возросла значимость детализации и символизации отдельных деталей. В первую очередь реализм стремился к психологической достоверности, а не к исторической. Шла демократизация языка (книжные элементы считались искусственными, в художественный язык проникли просторечия, жаргонизмы, варваризмы и т.д.). Не было запретов относительно выбора предмета для описания.

Модернизм в литературе зарождается накануне ПМВ и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм - явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще "классическими", что развивались в русле классического наследия европейской мысли. Модернизм - первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на "вечные" вопросы. Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника - показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. Главная сфера интереса модернистов - изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. В модернизме находит продолжение магистральная линия развития литературы Нового времени на постоянное снижение социального статуса героя; модернистский герой - это "эвримен", любой и каждый человек. Модернисты научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание - большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, - но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.

Три крупнейших писателя модернизма - ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.). Каждый из них в своем направлении реформировал искусство слова ХХ века, каждый считается великим зачинателем модернизма. Обратимся в качестве примера к роману Джеймса Джойса "Улисс". var begun_auto_pad = 179110770; var begun_block_id = 179117399;

Еще одним ярким явлением в литературе конца XIX - начала ХХ вв стал импрессионизм. Термин «импрессионизм» походит от

фр - впечатление. Импрессионисты творчески восприняли бодлеровский тезис о способности художника своеобразно увидеть мир. Передача художественными способами чисто субъективного впечатления - главный признак импрессионизма. Это субъективное впечатление передается в игре ассоциаций, что вызывает предмет изображения, сложных субъективных метафор, лиризме рассказа, цветных и звуковых образах. Яркий пример импрессионистской прозы - творчество Ги де Мопассана, М. Коцюбинского, “Пан” К.Гамсуна. Черты импрессионизма присущи поэзии Р.М.Рильке, М.Цветаевой.

В начале 20в. возникают явления, которые отобразили стремление модернизма к взаимодействию с другими направлениями в искусстве, к творческому использованию достижений культуры прошлого. Наиболее ярко это проявилось в неоромантизме, определяющей чертой которого является возможность преодолеть разрыв между идеалом и действительностью благодаря могущественной силе личности, способной превратить желанное в действительное. Эти черты присущи творчеству К.Гамсуна.

Ярким проявлением модернизма стал “серебряные век” русской поэзии, который подарил поэзию акмеистов. Теоретиком акмеизма был талантливый поэт Н.Гумилев. Термин “акмеизм ” походит от латин слова akme - самая высокая ступень чего-либо, цветущая сила. Н.Гумилев, А.Ахматова, И.Мандельштам стремились вернуть слову его природную ясность, человеческие чувства их волновали как проявление духовной жизни человека, а не символическое отображение Мировой души. Акмеисты опирались на достижения мировой культуры, которая приближала их к неоромантикам.

Ярким явлением русской поэзии стал имажинизм , своеобразное проявление на русской почве модернистского течения английской поэзии имажизма. Имажисты, а за ними и имажинисты, решающим в своей поэзии считали образ. Ранее творчество Т.С.Эллиота дает представление о творческих поисках имажинистов. С русским имажинизмом связано творчество С.Есенина, со временем он признал, что это была добрая школа поэтического мастерства.

В модернизме были и течения, которые стремились в корне обновить художественную систему, отказываясь от культурной традиции. Эти течения получили название “авангардизм ” (от фр avantgarte - передовой загон). Наиболее распространенные течения авангардизма - футуризм и сюрреализм.

Футуризм (от лат futurum - будущее) возник в Италии. В 1909г. Ф. Маринетти опубликовал “Манифест футуризма”, в котором огласил разрыв с традиционной культурой, которая не может удовлетворить современного человека. Футуристы воспевали город как высшее проявление достижений человеческой цивилизации. Они открыли трагедию современной урбанизации - трагедии неподчинения человеческой личности. Они стремились воссоздать мировосприятие “безличностного” человека.

Сюрреализм походит от фр surrealisme - надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства - использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ними ассоциаций).

Кафку считали пророком 20 века, основателем темы абсурда в литературе 20 века и религиозным мыслителем, сочинения которого следует рассматривать «в категориях святости, но не литературы». Давно вошли в лексикон интеллигенции такие выражение: «кафкинская ситуация», «Кафкинский абсурд», «кафкинский кошмар». Среди писателей, пред которыми склонялся Кафка, следует, прежде всего, вспомнить И.В. Гетте, Г. Кляйста, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф. Достоевского. Описывая свои фантазии, Кафка достигал уровней подсознания, закрытых для более обычных подходов. Все самые лучшие его произведения пронизаны самоанализом, основанным на бесконечных поисках в самом себе. Его рассказы и романы построены по законам фантастической логики сновидений, но вместе с этим отражают реалистические подробности повседневной жизни. Прежде всего, писателя интересуют универсальность взаимоотношения личности с миром, самые общие вопросы духовного бытия. Творчество Кафки является образцом модернистской прозы. Художественный мир Кафки характеризуется соединением фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и сложной, темной символики. Стиль и представление Кафки стали неотъемлемой частью современной литературы, существенным компонентом творчества таких самобытных писателей, как Жан Поль Сартр, Габриель Гарсиа Маркес, Беккет.

Термин "постмодернизм " имеет различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это "многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений". Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе.

М. Эпштейн считает, что постмодернизм - это "эпоха в истории культуры, начавшаяся с Ренессанса и закончившаяся в середине XX в., связанная с верой в осмысленность мира и прогресс человечества. М. Шапир полагает, что постмодернизм появился в России после авангарда.
"Постмодернизм - это протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры, располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития", - пишет Л.Г. Федорова. Постмодернизм отнюдь не отменяет всю предшествующую культуру, но надстраивается над ней, а для "возникновения постмодернизма как специфического мировоззрения и представления о культуре необходим был социально-исторический и эстетический опыт XX в.".

Когда говорят о первом этапе перехода модернизма в постмодернизм в русской литературе, обычно упоминают тот период творчества Георгия Иванова (1894-1958), который считается своего рода мостом из Серебряного века к современным поэтическим экспериментам. Речь идет о 30-50-х годах, когда в произведениях Георгия Иванова, и в частности в его поэме "Распад атома" (1938), появляются ноты, явно предвосхищающие эпоху постмодернизма. Стихотворение "Друг друга отражают зеркала...", по мнению И.Н. Ивановой, "разыгрывает любимые темы модернизма, освещая их постмодернистским светом" (5, с.80). Однако в самых, казалось бы, постмодернистских произведениях Г. Иванова сквозь "юмор висельника" просвечивает все же "отблеск нестерпимого сиянья", выход к какому-то новому гуманизму (5, с.81).
В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) "принцип айсберга", т.е. уход текста корнями вглубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на действительность, а на культуру же. Формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми. Истинное имя табуируется, заменяется псевдонимом, даже превращается в псевдоним (Саша Соколов, Пригов Дмитрий Александрович) или заменяется именем двойника (Алиханов у С. Довлатова, Мемозов у В. Аксенова).

Эстетическая концепция В.В. Набокова занимает особое место в истории русской культуры. Взаимоотношения его с читателем обычно определяют как "игру в прятки". Замена истинного имени героя псевдонимом "обеспечивает ему возможность сверхбытия, движения между мирами, ни один из которых не может быть признан действительным". Сам В.В. Набоков говорит о расплывчатости понятия реальности. Имена Марина, Аква и Люсинда ("Ада") не столько называют героинь, сколько указывают на стихии моря, воды, света. Удваивающиеся имена Герман ("Отчаяние") и Гумберт ("Лолита") указывают на их замкнутость в "метафизическом кругу".

Если постмодернизм не предполагает обязательной локализации в историческом времени, то идеи и символы ОБЭРИУ, охарактеризованные Н.А. Заболоцким в "Манифесте ОБЭРИУ", совпадают с современными инвариантами постмодернистского метода. Для творчества А.И. Введенского характерен деконструктивизм, приемы его поэтической техники можно назвать "обратной интерпретацией". Это означает, что одновременно с языковой первичной интерпретацией включается еще одна интерпретация, связанная с системой языковых символов. Это сближает творческую индивидуальность А.И. Введенского с "ситуацией постмодернизма". В 30-е годы обэриуты были первыми в России постмодернистами и одновременно последними наследниками традиций модернизма - футуристической и символистской. "Виртуальность" мира, феномен "двойственного присутствия", отсутствие категории Истины - таковы, в частности, признаки постмодернизма в поэзии А.И. Введенского. Текстам поэта также присущи интертекстуальность (в связи с чем актуализуется проблема авторства), отказ от традиционного мышления.

Появление в России романов Саши Соколова совпало с расцветом русского постмодернизма, напоминает И.В. Ащеулова. практически все зарубежные исследователи творчества Саши Соколова причисляют его к модернистам, а все русские литературоведы и критики - к постмодернистам. Действительно, когда пространство "Школы для дураков", будучи миром ужаса и хаоса, трансформируется в пространство детства, а "школа" воспринимается как "школа жизни", то это не что иное, как конфликт модернизма. Эта тема продолжится и в романе "Между собакой и волком". Мифопоэтическая проза Саши Соколова характеризуется не только созданием мифа, но и его разрушением. Мифологические, религиозные, философские, литературные архетипы здесь "пародируются, сталкиваются, переосмысляются, оспариваются".

Абсурд и логика сосуществуют в образе человека XX в., причем первый классифицируется, исходя из того, какие законы последней он нарушает, пишет В.С. Воронин. В рассказе Д. Хармса "Вываливающиеся старухи" ирреальность смыкается с реальностью. Так, персонаж хармсовского "Сонета" забывает о том, что "идет раньше 7 или 8", а в "Диких животных сказках" Л. Петрушевской насекомые "купили себе аэрозоль от насекомых, чтобы не скучно было в дороге, и начали делить". Словом, абсурд нарушает правила логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.


Похожая информация.


детская стоматология