Основные даты жизни и творчества н. а

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

1858, 17 апреля - Первое слушание оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»),

1859, 20 сентября - Начало занятий по фортепиано у Ф. А. Канилле (до весны 1862 года).

Декабрь - Встреча у М. А Балакирева с М. П. Мусоргским и В. В. Стасовым.

1861–1862 - Работа над Первой симфонией по инициативе и под руководством М. А. Балакирева.

1862, 19 марта - Смерть отца, Андрея Петровича Римского-Корсакова (род 4 августа 1784 года). Последняя поездка в Тихвин, на похороны отца.

1862, 21 октября-1865, 21 мая - Заграничное плавание на клипере «Алмаз» с крейсированием у южных берегов Балтики и с заходом в порты Германии, Англии, Соединенных Штатов Америки, Бразилии, Испании, Франции, Италии, Португалии, Норвегии.

В Англии в 1863 году написано Анданте Первой симфонии на тему русской народной песни «Про татарский полон». Интенсивная переписка с М. А. Балакиревым.

1865, осень - Возобновление музыкальных связей с М. А. Балакиревым и его кругом Знакомство с А. П. Бородиным. Окончание Первой симфонии; первые романсы.

1866 - Близкое знакомство с работой М. А. Балакирева над сборником «Сорок русских народных песен», а также с кавказскими мелодиями, чешскими и венгерскими песнями, изучавшимися М. А. Балакиревым.

Июнь - июль - Написана «Увертюра на русские темы».

1867, июль - сентябрь - По программе В. В. Стасова написана симфоническая картина «Садко».

1868, январь - август - Написана Вторая симфония («Антар»), Переработана в 1875 году и вторично в 1897 году, когда была переименована в симфоническую сюиту.

Апрель - Знакомство с П. И. Чайковским в Петербурге. Сближение с А. С. Даргомыжским. Знакомство в его доме с сестрами Н. Н. и А. Н. Пургольд.

1868, июнь-1872, январь - Написана опера «Псковитянка» (новые редакции оперы в 1875–1877 годах и в 1891–1894 годах).

1869, 3 января и 21 февраля - Выступления в газете «Санкт-Петербургские ведомости» со статьями об операх Э. Ф. Направника «Нижегородцы» и Ц. А. Кюи «Вильям Ратклиф».

1869, весна-1870, лето - Работа над оркестровкой оперы А. С. Даргомыжского «Каменный гость».

1871, 1 сентября - Начало тридцатисемилетней преподавательской работы в Петербургской консерватории (классы практического сочинения и инструментовки).

1871, осень-1872, весна - Совместная жизнь с М. П. Мусоргским.

1872, 9 января - Исполнение музыкальной картины «Садко» в Вене под управлением А. Г. Рубинштейна.

30 июня - Женитьба на Надежде Николаевне Пургольд (1848–1919). Двухмесячное свадебное путешествие за границу (Швейцария и Северная Италия).

1872, лето-1873, осень - Написана Третья симфония (переработана в 1885–1886 годах).

1873, 14 мая - Назначение инспектором музыкантских хоров морского ведомства (до 1884 года).

Весна - Избрание директором Бесплатной музыкальной школы (до 1881 года). Организация концертов Бесплатной музыкальной школы из произведений Баха, Генделя, Палестрины, Гайдна, Бетховена под собственным управлением.

Лето - Поездка в город Николаев для инспектирования военных оркестров и в Крым (Севастополь, Бахчисарай, Алупка, Ялта). Знакомство с музыкой крымских татар.

1874–1875 - Усиленные занятия гармонией и контрапунктом.

1875, лето - Сочинение шестидесяти одной фуги.

Лето и осень - Написан Первый струнный квартет.

1875–1877 - Гармонизация сорока русских народных песен, собранных Т. И. Филипповым. Составление сборника «Сто русских народных песен». Знакомство с исследованиями А. Н. Афанасьева, И. П. Сахарова и других о народной обрядовой поэзии.

1876, 30 августа - Начата «Летопись, моей музыкальной жизни» (последняя запись - 22 августа 1906 года).

1877, зима - Сближение с А. К. Лядовым, учеником Римского-Корсакова по консерватории. Знакомство с С. Н. Кругликовым, в дальнейшем - московским музыкальным критиком.

1877–1878 - Участие в редактировании партитуры оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

1877, лето-1879, лето - Написана опера «Майская ночь» (в основном в Парголове и Лигове).

1878–1881 - Участие в редактировании партитуры оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

1879, 3 и 9 апреля - Первые дирижерские выступления в Москве в концертах Филармонического общества (так называемых концертах П. А. Шостаковского).

Ноябрь - Оркестрована «Пляска персидок» из «Хованщины» М П. Мусоргского.

23 декабря - Начало занятий по теории музыки с пятнадцатилетним А. К. Глазуновым, в дальнейшем одним из самых близких Римскому-Корсакову музыкантов.

1879, лето-1880, осень - Написана оркестровая пьеса «Сказка» (в Лигове и Стелёве, под Лугой).

1880, февраль-1881, март - Написана опера «Снегурочка» (в основном в Стелёве, под Лугой).

Июнь - июль - Поездка в город Николаев и Крым (Ялта, Симферополь, Севастополь). Трехдневное пребывание в Константинополе.

1881–1883 - Доработка и редактирование оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Подготовка к изданию произведений М. П. Мусоргского.

1882, 15 и 22 августа - Дирижирование в Москве двумя концертами Русского музыкального общества на Всероссийской промышленно-художественной выставке. Знакомство с М. П. Беляевым.

1883, 23 февраля - Назначение помощником управляющего Придворной певческой капеллой - при управляющем М. А. Балакиреве (служба до 1894 года). Организация в капелле инструментального и регентского классов, преподавание курса гармонии.

1884, 9 марта - Упразднение должности инспектора музыкантских хоров в морском ведомстве.

Лето и осень - Написан «Практический учебник гармонии».

1885, 8 октября - Постановка оперы «Снегурочка» в Московской частной русской опере (С. И. Мамонтова); декорации костюмы по эскизам В. М. Васнецова.

1885–1886 - Организация Русских симфонических концертов на средства М. П. Беляева, по инициативе и при активном участии Н. А. Римского-Корсакова (первый концерт в Петербурге 23 ноября 1885 года). Начало участия в Музыкальной комиссии нотоиздательства, созданного М. П. Беляевым для систематической публикации произведений русских композиторов.

Лето - Написано «Испанское каприччио» (в Никольском, под Лугой).

1887–1888 - Работа совместно с А. К. Глазуновым над незаконченной оперой А. П. Бородина «Князь Игорь».

Июль - август - «Воскресная увертюра» (в Нежговицах, под Лугой).

1889, февраль - март - Постановка «Кольца Нибелунгов» Р. Вагнера в Мариинском театре силами пражской труппы под управлением К. Мука.

22 и 29 июня - Дирижирование в Париже двумя Русскими симфоническими концертами, организованными М. П. Беляевым.

21 октября - Исполнение в Москве «Испанского каприччио» под управлением автора, с участием П. И. Чайковского (партия кастаньет).

1890, 13 апреля - Дирижирование в Брюсселе симфоническим концертом из произведений русской музыки.

Лето - Поездка в Швейцарию (Люцерн) в связи с тяжелой болезнью дочери Марии (ум. в 1893 году).

Осень - Начало многолетней дружбы с В. В. Ястребцевым, автором двухтомных «Воспоминаний» о Римском-Корсакове.

1891–1892 и 1894 - Третья редакция оперы «Псковитянка».

1891–1893 - Душевный кризис и временный упадок творческой деятельности. Чтение трудов по эстетике и философии. Работа над музыкально-эстетическими сочинениями (сохранились фрагменты «Эстетики музыкального искусства»),

1892 - Начало работы над оперой М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

1893, январь - Поездка в Москву в связи с постановкой «Снегурочки» в Большом театре. Переговоры с директором Московской консерватории В И Сафоновым о переезде в Москву

Весна - Работа И. Е. Репина над портретом Римского-Корсакова (масло).

20 ноября - Русский симфонический концерт памяти Чайковского под управлением Римского-Корсакова

Весна и лето - Работа над оперой «Ночь перед Рождеством» (в Вечаше, под Лугой); окончена в феврале 1895 года; первые наброски для оперы «Садко»

Конец года - Знакомство с В. И. Вельским, будущим либреттистом корсаковских опер

1895, январь - Поездка в Киев в связи с постановкой «Снегурочки» (23 января). Встреча с Н. В. Лысенко (бывшим учеником Римского-Корсакова)

Лето - Работа над оперой «Садко» (в Вечаше); закончена в сентябре 1896 года (в Смердовицах, по Балтийской железной дороге).

Ноябрь - Осложнения с постановкой оперы «Ночь перед Рождеством» (на Мариинской сцене); вмешательство великих князей, нашедших недопустимым появление среди действующих лиц Екатерины II

Декабрь - Возвращение к работе над оперой М П Мусоргского «Борис Годунов» (переработка и оркестровка закончены в мае 1896 года)

28 ноября - Первая постановка «Бориса Годунова» (в редакции Римского-Корсакова) в Большом зале Петербургской консерватории под управлением Римского-Корсакова.

10 декабря - Постановка «Псковитянки» в Московской частной русской опере, с Ф И. Шаляпиным в роли Ивана Грозного

Июль и август - написаны (в Смычкове, под Лугой) кантата «Свитезянка», опера «Моцарт и Сальери», романсы (около сорока), два дуэта и др. Упражнения в сочинении фуг и прелюдий

Конец декабря - Поездка в Москву в связи с постановкой оперы «Садко» в театре Частной русской оперы с декорациями К. А. Коровина и С. В. Малютина (Римский-Корсаков был на третьем и четвертом представлениях - 30 декабря 1897 года и 2 января 1898 года).

Февраль - Начата опера «Царская невеста».

Февраль - апрель - Окончательная обработка пролога к «Псковитянке» («Боярыня Вера Шелога»), написанного в первом варианте еще в 1877 году

Март - май - Работа В. А. Серова над портретом композитора (масло) Гастроли в Петербурге мамонтовской оперы при участии Н. И. Забелы и Ф. И. Шаляпина. Начало дружбы с певицей Н. И. Забелой и художником М. А. Врубелем

Май - Написан романс «Нимфа», посвященный Н. И. Забеле

Весна - Задумана опера «Сказка о царе Салтане»

Лето (в Вечаше) - Работа над оперой «Царская невеста» (закончена в конце ноября 1898 года)

Сентябрь - Написан романс «Сон в летнюю ночь», посвященный М. А. Врубелю

1898–1899 - Встречи с В. И. Вельским и обсуждение с ним оперных сюжетов («Салтан», «Китеж», «Небо и земля» и др)

1899 - Работа над оперой «Сказка о царе Салтане» (в основном в Вечаше), закончена в январе 1900 года

Сентябрь - Арест С. И. Мамонтова по ложному обвинению и его отстранение от оперного дета

Октябрь - Поездка в Москву на первую постановку оперы «Царская невеста» (22 октября, товарищество Частной русской оперы, декорации по эскизам М. А. Врубеля)

3 мая - Постановка оперы «Майская ночь» во Франкфурте на Майне (там же позднее - «Царская невеста» и «Снегурочка»)

Весна и лето - Работа над оперой «Сервилия» (в основном во время отдыха в Германии и Швейцарии), закончена весной 1901 года

Октябрь - Поездка в Москву на постановку «Сказки о царе Салтане» (21 октября, товарищество Частной русской оперы, декорации по эскизам М. А. Врубеля)

19 декабря - Тридцатипятилетие композиторской деятельности Чествование в Петербурге и Москве (в ноябре - декабре 1900 года и январе 1901 года)

1901, июнь - Начата опера «Кащей бессмертный» (в Крапа чухе, близ Окуловки, по бывшей Николаевской железной дороге), закончена в марте 1902 года

Июль - август - Написана кантата «Из Гомера»

1902, весна и лето - Работа над оперой «Пан воевода» (в основном в Гейдельберге), закончена весной 1903 года

1903, май-1905, январь - Написана опера «Сказание о невидимом граде Китеже» (в основном в Крапачухе и Вечаше).

1904, январь - Учреждение «Попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов», по завещанию М. П. Беляева (ум. 28 декабря 1903 года) В состав вошли Н. А. Римский-Корсаков (председатель), А. К. Глазунов и А. К. Лядов

Февраль - Написана оркестровая прелюдия памяти М. П. Беляева «Над могилой»

9 ноября - Постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (в редакции Римского Корсакова) на сцене Мариинского театра с участием Ф. И. Шаляпина под управлением Ф. М. Блуменфельда

1905, 21 марта - Увольнение из консерватории Отказ Римского-Корсакова от звания почетного члена петербургского отделения Русского музыкального общества

27 марта - Постановка оперы «Кащей бессмертный» учащимися Петербургской консерватории в театре В. Ф. Комиссаржевской под управлением А. К. Глазунова

Июнь - июль - Начата работа над статьей о «Снегурочке» Работа над руководством по оркестровке (издано после смерти композитора)

Лето - осень - Обдумывание оперного сюжета о восстании Степана Разина

Сентябрь - Поездка в Москву в связи с постановкой оперы «Пан воевода» в Большом театре (27 сентября, под управлением С В Рахманинова)

Ноябрь - Написана пьеса для оркестра с хором «Дубинушка»

5 декабря - Постановление Художественного совета Петербургской консерватории, приглашающее Н. А. Римского-Корсакова вернуться на работу в консерваторию, и его возвращение

1906, весна - Работа над партитурой «Бориса Годунова» (вое становление и оркестровка некоторых пропущенных сцен) Редактирование «Женитьбы» М. П. Мусоргского

Лето - Поездка за границу (Вена, Рива) Оркестровка трех романсов М. П. Мусоргского

1906, октябрь-1907, август - Написана опера «Золотой петушок» (в основном в Любенске, под Лугой)

3 мая - Открытие в Париже цикла «Пять русских исторических концертов», организованного С П Дягилевым Последние выступления Римского Корсакова в качестве дирижера

Май - Встречи с французскими композиторами и музыкантами, а также с А. Н. Скрябиным и Р. Штраусом

Ноябрь - Избрание членом корреспондентом Парижской академии изящных искусств

1908, 16 февраля - Исполнение вступления и шествия из оперы «Золотой петушок» в Петербурге, в Русском симфоническом концерте под управлением Ф. М. Блуменфельда.

Март - Работа В. А. Серова над портретом композитора (уголь).

5 июня - Получено письмо от директора императорских театров В. А. Теляковского о невозможности поставить оперу «Золотой петушок» ввиду решительного возражения московского генерал-губернатора.

1937 - Перенесение праха в Ленинградский некрополь при Александро-Невской лавре.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Караджале автора Константиновский Илья Давыдович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.Л. КАРАДЖАЛЕ 1852, 30 января - В селе Хайманале (теперь И.Л. Караджале) уезда Прахова у секретаря монастыря Мэржянень Луки Шт. Караджале и Екатерины Кириак Карабоа родился сын Ион.1859, январь - Избрание А.И. Кузы господарем Мунтении и Молдавии;

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Пушкин автора Гроссман Леонид Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИНА 1799, 26 мая - рождение в Москве Александра Сергеевича Пушкина.1811, 19 октября - открытие Царскосельского лицея, в состав учеников которого принят Пушкин.1814 - «Другу-стихотворцу» - первое напечатанное произведение Пушкина (в

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Павел Федотов автора Кузнецов Эраст

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА П. А. ФЕДОТОВА 1815, 4 июля - родился в Москве. Отец - титулярный советник, поручик в отставке Андрей Илларионович Федотов, мать - Наталия Алексеевна, урожденная Григорьева, по предыдущему браку - Калашникова.1819 - Московское дворянское

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Валентин Серов автора Смирнова-Ракитина Вера Алексеевна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. А. СЕРОВА 1865, 7(9) января родился в Петербурге, в семье композитора.1871 - Смерть отца.1871–1872 - Жизнь в Никольском у Коганов.1872–1874 - Мюнхен. Занятия с художником Кёппингом.1874–1875 - Париж. Занятия с И. Е. Репиным.1875, лето - Абрамцево.

Из книги Римский-Корсаков автора Кунин Иосиф Филиппович

I. Основные музыкальные произведения Н. А. Римского-Корсакова 1. ОПЕРЫ1868–1872. «Псковитянка». В трех действиях. Посвящена в первом издании «Дорогому мне музыкальному кружку». Либретто композитора по драме Л. А. Мея того же названия. Первая постановка 1 января 1873 года в

Николай Римский-Корсаков краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Николай Римский-Корсаков краткая биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», склонило его к более серьезным занятиям.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода - симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер , в их числе - «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами - «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей.

Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта.

Родился Николай Андреевич 18 марта 1844 году, недалеко от Петербурга в городке под названием Тихвин. Андрей Петрович, отец Николая Андреевича Римский-Корсаков, какое-то время был новгородским губернатором, а спустя какое-то время стал волынским губернатором. Софья Васильевна, мама Николая Андреевича, была домохозяйкой. Но к большому удивлению, на будущее композитора повлияли совсем не родители, а брат, которого звали Воин Андреевич.

В раннем детстве музыка Николаю Андреевичу нравилась меньше чем книги, но как только композитору исполнилось 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Когда Николаю Андреевичу исполняется 18 лет, умирает его отец, вследствие чего семья Римский-Корсаков перебираются в Петербург. После недолгого пребывания в Петербурге Николай Андреевич знакомится с Милием Алексеевичем Балакиревым, который впоследствии повлияет на его окончательное мнение и взгляды на жизнь.

Первое сочинение Николая Андреевича, под названием Первая симфония, начало создаваться так же при присутствии Балакирева в жизни Николая Андреевича. После выпуска первой части Николай Андреевич поступает на службу и за 3 года службы появляется только вторая часть Первой симфонии. По возвращению со службы Николая возвращается в кружок Балакирева, благодаря чему остается под влиянием народной музыки, что влияло на создание его творчества. Далее композитор создает музыкальную композицию под названием Садко.

Далее он помогает другим композиторам в создании их творчества. В 1872 году Николай Андреевич женится. В начале 1870 х годов Николай становится профессором, а в середине 70 х годов он начинает сам совершенствовать свои знания. А вот в 90 х годах у композитора замечен серьезныйспад в его творческой деятельности.

Краткая биография Римский-Корсаково

Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком. Однако там он страдал от системы воинского обучения, и единственной отрадой для него было посещение оперы. В 17 лет Николай стал членом «Могучей кучки» содружества молодых композиторов.

С первой оперой «Псковитянка» к нему пришла слава. Он становится преподавателем инструментовки в консерватории в Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков разрабатывает курс оркестровки, проводит осмотр военных духовых оркестров, преподает в консерватории, руководит концертами в бесплатной музыкальной школе и, при этом, создает оперы, симфонии, камерную и церковную музыку.

С 1894 года почти ежегодно выходят новые оперы Римского-Корсакова: «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери».В 1905 году Николай Андреевич поддержал требования студентов временно прекратить занятия и исключить из учебного заведения солдат, участвовавших в расправе над населением в январе 1905 года. За это его уволили из консерватории, за ним был учрежден полицейский надзор, его сочинения были запрещены к исполнению. Через несколько месяцев его все же попросили вернуться, но волнения обострили давнюю болезнь сердца. В 1908 году Николая Андреевича не стало.

Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Его композиции являются достоянием русской культуры.

Биография Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков – знаменитейший композитор, чьи оперы до сих пор не сходят со сцен первых театров Европы и мира. Узнаваемый стиль Римского-Корсакова – простота и спокойное внутренне величие; а его духовные произведения снискали у публики не меньшую любовь, чем светская музыка.

Николай Андреевич родился в 1844-ом году семье государственного служащего, занимавшего высокие посты во вверенной ему Новгородской губернии. Мать будущего композитора была дочерью помещика и крепостной крестьянки; но ни занятость отца, ни низкое происхождение матери не повлияли на обстановку в семье отрицательно. Николай Андреевич рос, окружённый любовью и заботой глубоко религиозных людей. Приглашённые на дом учителя преподавали мальчику грамоту и музыку, и, хотя последняя довольно рано вошла в круг интересов Римского-Корсакова, предпочтение он отдавал музыке церковной и народной.

Переезд будущего композитора в Санкт-Петербург был связан со смертью его отца. Юноше было восемнадцать лет; он быстро вошёл в артистические – прежде всего, музыкальные – круги столицы того времени. Главное событие этого периода, безусловно, - встреча Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, композитором, в кружке которого и сформировались музыкальные и общеэстетические вкусы Николая Андреевича. Балакирев оказывал своим ученикам – в числе которых был и Модест Петрович Мусоргский – всяческую поддержку, помогал им найти свои сильные стороны и определить свою дорогу в музыкальном мире.

Под влиянием, вероятно, опыта и авторитета своего старшего брата, Воина, Николай Андреевич, окончив в Петербурге Морскую академию, отправился на военно-морскую службу. В условиях такого путешествия не оставалось времени для сочинительства; но опыт посещения других стран и величие морских просторов Римский-Корсаков запечатлел позже в своих «Морских пейзажах».

Вернувшись в столицу, Николай Андреевич снова сходится с кружком Балакирева, к которому успели присоединиться многие молодые композиторы, среди них – Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский. Римский-Корсаков возобновляет работу над симфонией, оставленную им из-за службы. Эта симфония была завершена и исполнена в 1865-ом году.

Следующие два года композитор трудится над оперой «Садко». В ней нашли выражение тенденции, мотивы и музыкальные взгляды Римского-Корсакова, ставшие впоследствии определяющими для всего его творческого пути. В будущем композитор не единожды обращался к сказочному материалу в поисках вдохновения.

С 1870-80-ми годами связана активная педагогическая деятельность Римского-Корсакова – он занимал должность директора нескольких важных Санкт-Петербургских музыкальных школ и академий.

После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – на рубеже веков создаются оперы («Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и др.) и отдельные симфонические произведения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей загородной усадьбе под Петербургом в 1908-м году. Ныне эта усадьба реконструирована и объединена с соседними владениями композитора в мемориальный музейный комплекс.

3, 4, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни


    Вступление……………………………….………………………...3-4

    Детство и юность…………………………..…………………….….4-6

    Знакомство с Балакиревым и плавание на шхуне «Алмаз»……6-11

    Творчество 1870-1880 годов…………………………………....11-13

    Творчество 1890-1900 годов………………………………….........13

    Общая характеристика творчества……………………………..14-16

    Педагогическая деятельность…………………………………....17-18

    Редакторская деятельность……………………………………....18-19

    Римский-Корсаков – дирижёр, просветитель………………..…….19

    Заключение……………………………………………………......20-22

    Список литературы…………………………………………………..23

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость....много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова - одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире. Гениальный композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр-практик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный писатель, оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей музыкальной жизни», Римский-Корсаков представляет собой энциклопедический тип русского художника. Личность Римского-Корсакова сочетала это многообразие в гармоническом единстве.

Римский-Корсаков часто казался современникам суровым, замкнутым, «застёгнутым на все пуговицы». Подчёркнуто прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость, умное, одухотворённое лицо, живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, - всё это говорило о человеке большой воли и требовательности к себе.

Классик русской музыки, чутко отзывавшийся на жгучие вопросы современной ему эпохи, Римский-Корсаков оставил многообразное наследие в различных жанрах: оперном, симфоническом, камерно-вокальном и инструментальном. В каждом созданном им сочинении ощущается яркое своеобразие его творческой индивидуальности, то специфическое, что присуще только его музыке, то «лица необщее выраженье», которое образует основу его стиля.

Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, - живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.

  1. Детство и юность

Дом в Тихвине на берегу реки Тихвинки, г де родился Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. В 1844 году, когда родился Николай Андреевич, его отцу перешло за 60 лет, а матери было 42 года. Музыкальные способности мальчика - абсолютный слух, ритм, память - проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 -12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук.

Потребность сочинять проявилась у него первоначально в форме детской игры: «совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты, - вспоминает Римский-Корсаков. - Вскоре я самоучкою дошел до того, что мог сносно занести на бумагу наигранное на фортепиано, с соблюдением верного разделения. Через несколько времени я начал уже немного представлять себе умственно, не проигрывая на фортепиано, то, что написано в нотах». Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина», которая нравилась мальчику более всех известных ему тогда произведений. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич - контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Разница в возрасте между братьями в 22 года не могла не создавать известной дистанции. Казалось бы, влияние старшего брата не могло быть велико: он часто уезжал в далёкие плавания, командовал шхуной «Восток». В своих письмах к семье он подробно рассказывал о путешествиях, о море. И ребенок рос под впечатлением рассказов брата. А научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях. В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. И Ника все сильней привязывался к морю. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки - его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859-1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который ничем не отличался от других военных учебных заведений николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередко происходили драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. Николай окончил корпус с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище) в звании гардемарина. К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

С первых дней пребывания в Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову большую радость и познакомило его с серьезной музыкой. Буквально ошеломляющее впечатление на него произвела опера. На первых порах Римскому-Корсакову нравились итальянские оперы, «Роберт-Дьявол» Мейербера, но вскоре все затмили оперы Глинки. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение».

О силе впечатления свидетельствует и следующий рассказ композитора: «Брат подарил мне полную оперу «Руслан» в 2 руки, только что вышедшую тогда в этом виде. Сидя одно воскресенье в корпусе (нас не пустили домой в наказание за что-то), я не вытерпел и послал сторожа купить мне на имевшиеся 10 рублей полную оперу «Жизнь за царя» в 2 руки и с жадностью рассматривал ее, вспоминая впечатление от исполнения». Глубоко подействовали на юношу услышанные им произведения Бетховена и Мендельсона, а «Арагонская хота», по его признанию, «просто ослепила». «Я уже знал... довольно много хорошей музыки, но наибольшая моя симпатия лежала к Глинке. Я не встречал только поддержки в мнениях окружавших меня тогда людей», - вспоминал впоследствии композитор. Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков пропагандирует среди родных и знакомых - любителей музыки - произведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера.

С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка, вечерами играет на гармонифлюте (род фисгармонии) отрывки из глинкинских опер. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности.

Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. Осенью 1859 года в доме у друзей брата – Новиковых, где он часто музицировал, Римский-Корсаков познакомился с Фёдором Андреевичем Канилле, первым настоящим профессиональным музыкантов среди его учителей. Талантливый педагог быстро завоевал доверие ученика: привыкший к сдержанности, несколько замкнутый по характеру подросток показывал свои музыкальные произведения учителю и, поощряемый им, сочинил ряд небольших пьес. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, - вспоминал композитор. - С каким восхищением я от него услыхал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал,- теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел

Клипер "Алмаз"

Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание - композиторство. В то время в кружок, помимо его главы - Балакирева - и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой. Ни один из "кучкистов" не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

В конце 1861 года, под влиянием и руководством Балакирева, было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония ор. 1. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора. По словам самого

Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы». Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Молодой композитор был склонен считать время своего дальнего плавания потерянным, остановившим, даже грозившем совсем прекратить его развитие как музыканта. На самом деле это было не совсем так. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка - начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским. С возвращением Римского-Корсакова кружок композиторской молодёжи вокруг Балакирева окончательно оформился. Название кружка – «Могучая кучка» впервые появилось в статье В.В. Стасова. Под этим названием кружок Балакирева и вошёл в историю русской культуры. Наступил период его самой интенсивной деятельности. Композиторы, составляющие балакиревский кружок, были молоды. Самому старшему из них – Бородину было только 34 года. Другим было и того меньше: Кюи – 32 года, Балакиреву – 29 лет, Мусоргскому – 28 лет и самому молодому, Римскому-Корсакову – всего 23 года.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию - сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - и прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть - «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, - придуманный самим композитором симметричный лад - так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского. В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

  1. Творчество 1870-1880 годов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине "Садко" и сюиты на сюжет восточной сказки "Антар". Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой "Псковитянка". Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея). «Псковитянка» - высшее достижение первого периода творчества композитора. Успех оперы у публики и признание её достоинства у критики свидетельствовали о несомненной удаче молодого автора.

В конце того же 1871 года умирает в Италии от
паралича сердца Воин Андреевич. Морское министерство отрядило
лейтенанта Римского-Корсакого в Пизу за прахом брата и его
семьёй. Канун отъезда он проводит у сестёр Пургольд, с которыми
за последнее время близко сошёлся на музыкальной почве.
Александра Николаевна - прекрасная певица. Надежда - пианистка,
обе незаменимые участницы сборищ балакиревцев. В тот вечер
перед отъездом, происходит, наконец, объяснение в любви, потому
что горе сблизило их, сделав явным то, что уже давно скрытно
от обоих теплилось и разгоралось в их сердцах. Отрывки из
дневника Надежды Николаевны и их переписки тех лет полны
удивительной прелести и душевной красоты. Тридцатого июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд, двадцати четырёх лет, и Николай Римский-Корсаков, двадцати восьми лет, повенчались. Дружкой был Мусоргский.

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873-84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883-94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период - в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания - профессор; и, начав преподавание в Консерватории, Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в Консерватории.

Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно - симфоническую сюиту «Шехеразада».

Восьмидесятые годы для Римского-Корсакова стали началом тяжёлой полосы, длившейся более 12 лет, - временем горестных утрат. В марте 1881 года, когда ещё не была завершена работа над «Снегурочкой», умер Мусоргский, в 1887 году – Бородин – самые близкие Николаю Андреевичу участники славного содружества «Могучей кучки».

  1. Творчество 1890-1900 годов

Начало 90-х годов не принесло облегчения жизни Николая Андреевича. Напротив, к болезням близких присоединились семейные невзгоды, наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Со смертью Мусоргского и Бородина особенно стали заметны отдалённость, охлаждение, наступившие между былыми участниками балакиревского кружка. «…Вижу, что новая русская школа , или могучая кучка умирает, или преобразуется во что-то другое, совсем нежелательное. Разве не жаль видеть вымирающую семью, или засыхающий сад?» - делился своими горькими мыслями композитор с С.Н. Кругликовым.

Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905-07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

  1. Общая характеристика творчества

Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени, эволюционировали и эстетические взгляды композитора, и его стиль. Римский-Корсаков формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60-х гг. под воздействием эстетических принципов “Новой русской музыкальной школы”. Важнейшие из них - стремление к народности, высокой содержательности, общественной значимости искусства - композитор пронёс через всю жизнь.

Вместе с тем его в большей мере, чем других членов Балакиревского кружка, интересовали специфические внутренние проблемы искусства. Для Римского-Корсакова характерны выявление эстетического начала в каждом сочинении, стремление к красоте, совершенству выполнения. Отсюда - особое внимание к вопросам профессионализма и своеобразная эстетика мастерства, что сближало принципы Римского-Корсакова с общими тенденциями развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего - гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления.

Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все “кучкисты”, композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений.

Выявляя философский подтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает мировоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в “Снегурочке”, город Леденец в “Сказке о царе Салтане”, Великий Китеж); его нравственные и эстетические идеалы, олицетворением которых служат, с одной стороны, пленительно-чистые и нежные героини опер (Царевна в “Кащее бессмертном”, Феврония), с другой - легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства; его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы; наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра - источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова.

Отношение Римского-Корсакова к изображаемому также родственно народному искусству. По словам Б. В. Асафьева, "...между личным чувствованием композитора и объектом его творчества встает прекрасное средостение: а как об этом думает и как бы воплотил свою мысль об этом народ?" Подобная отстранённость авторской позиции обусловила характерную для Римского-Корсакова объективность тона и преобладание эпических принципов драматургии в большинстве сочинений. С этим же связаны и специфические черты его лирики, всегда искренней и в то же время лишённой эмоциональной напряжённости,- спокойной, цельной и несколько созерцательной.

В творчестве Римского-Корсакова органично соединяется опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты и на традиции национальной классики (Глинка) с широким развитием живописно-колористических тенденций романтического искусства, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов музыкального языка. Композитор вводит в свои произведения подлинные народные песни и создаёт собственные мелодии в духе народных. Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечётных размерах, как, например, заключительный хор из “Снегурочки” на 11/4.) Песенные интонации окрашивают и лирическую (преимущественно, оперную) мелодику Римского-Корсакова. Но ей, в отличие от народных тем, более свойственны структурная законченность, внутренняя расчленённость и периодическая повторность мотивных звеньев. Типичны для Римского-Корсакова подвижные, богато орнаментированные мелодии инструментального характера, нередко вводимые и в вокальные партии фантастических оперных персонажей (Волхова, Царевна-Лебедь). Развитие тематического материала у Римского-Корсакова обычно не ведет к коренным интонационным преобразованиям. Подобно всем “кучкистам”, композитор широко и многообразно использует вариационные приёмы, дополняя их полифонией - чаще подголосочной, но нередко и имитационной. Гармоническое мышление Римского-Корсакова отличается строгой логичностью, ясностью, в нём ощущается рациональное организующее начало. Так, применение натуральных диатонических ладов, идущее от стилистики русской крестьянской песни и балакиревских принципов её обработки, обычно сочетается у Римского-Корсакова с простой трезвучной гармонизацией, использованием аккордов побочных ступеней.

Существенен вклад композитора в развитие колористических возможностей гармонии. Опираясь на традиции “Руслана и Людмилы”, он создал к середине 90-х гг. свою систему ладогармонических средств (связана, прежде всего, со сферой фантастических образов), в основе которой - сложные лады: увеличенный, цепной и особенно уменьшенный, с характерным звукорядом тон - полутон, т. н. “гамма Римского-Корсакова”. Колористические тенденции проявляются также в opкестровке, которую Римский-Корсаков рассматривал как неотъемлемую часть замысла (“одну из сторон души” сочинения). Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения.

  1. Педагогическая деятельность

В 1871 году по инициативе заведующего Консерватории М.П. Азанчевского на должность преподавателей классов инструментовки, практического сочинения был приглашён Н.А. Римский-Корсаков. С годами выстроилась система преподавания, превратившая класс Николая Андреевича в один из наиболее авторитетных в Консерватории. На протяжении почти сорока лет через этот класс прошли учащиеся разных специальностей.

З
а 37 лет работы в консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, M. M. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, H. Н. Черепнин, А. Т. Гречанинов, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский. Значительный вклад внёс Римский-Корсаков в развитие музыкальной культуры народов России. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ - Украины (Н. В. Лысенко, Я. С. Стеновой, Ф. С. Акименко), Латвии (А. А. Юрьян, Я. Витол, Э. Мелнгайлис), Эстонии (Р. И. Тобиас, А. Й. Капп), Литвы (К. М. Галкаускас), Армении (М. Г. Екмалян, А. А. Спендиаров), Грузии (М. А. Баланчивадзе).

Большое внимание Римский-Корсаков уделял организации учебного процесса: ему принадлежат статьи “О музыкальном образовании” (1892), “Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях” (1901). Частичным обобщением огромного педагогического опыта Римского-Корсакова явились созданные им руководства: “Учебник гармонии” (ч. 1-2, 1884-85; переделан в “Практический учебник гармонии”, 1886) и “Основы оркестровки” (1908, изд. 1913). Среди литературных работ Римского-Корсакова выделяются рецензия на оперу Направника “Нижегородцы” (1869), статья “Вагнер и Даргомыжский” (1892), а также анализ оперы “Снегурочка”. Ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. содержит его автобиографическая книга “Летопись моей музыкальной жизни” (1876-1906, изд. 1909), которая способствовала осознанию автором собственного творческого пути.

  1. Редакторская деятельность

Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Римский-Корсаков дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877-81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). Дважды оркестровал “Каменного гостя” Даргомыжского (1870 и 1897-1902). Вместе с Глазуновым завершил, отредактировал и частично оркестровал “Князя Игоря” (1887-90) и инструментовал ряд романсов Бородина. Редакторской обработке Римского-Корсакова подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского: он завершил, отредактировал и оркестровал “Хованщину” (1881-83), осуществил свою редакцию и инструментовку “Бориса Годунова” (1895-96, дополнил в 1906), а также свободную обработку и оркестровую редакцию симфонической картины “Ночь на Лысой горе” (1886), отредактировал и оркестровал ряд фрагментов неоконченной оперы “Саламбо”, симфонической пьесы (Интермеццо, Скерцо), хоры. Римский-Корсаков подготовил к изданию рукопись “Женитьбы” (1906) и большей части камерно-вокальные произведения (несколько из них инструментовал). Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вместе с тем внутренней противоречивости, т. к. сделанные Римским-Корсаковым редакции несут глубокий отпечаток его композиторской личности, эстетических воззрений и вкусов. В результате характерные особенности стиля Мусоргского (прежде всего интонационные, ладовые, гармонические) подверглись существенным изменениям.

  1. Римский-Корсаков – дирижёр, просветитель.

Неоценимое просветительское значение имели выступления Римского-Корсакова как дирижёра. В концертах Бесплатной музыкальной школы, РМО, “Русских симфонических концертах” он пропагандировал произведения русских классиков, творчество композиторов “Могучей кучки”, сочинений современников - Глазунова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др.

Многогранная деятельность Римского-Корсакова оставила глубокий след в истории мировой музыкальной культуры. Его творчество оказало воздействие не только на отечественных композиторов (Глазунов, Лядов, Спендиаров, Стравинский, Прокофьев), но ощутимо повлияло и на западноевропейскую музыку (К. Дебюсси, М. Равель, О. Респиги, А. Бакс).

В 1944 в связи со 100-летием со дня рождения Римского-Корсакова на родине композитора в г. Тихвине был открыт дом-музей, в 1971 в Ленинграде - музей-квартира (в квартире, где композитор провёл последние 15 лет). Имя Римского-Корсакова присвоено Санкт-Петербургской консерватории, перед её зданием поставлен памятник Римскому-Корсакову работы скульпторов В. Я. Боголюбова и В. И. Ингал (1952)

  1. Заключение

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, - «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) - любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики - искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе - либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра - «Испанское каприччио» (1887) и симфоническая сюита «Шехерезада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой - сложные лады (в том числе характерный звукоряд - гамма Римского-Корсакова, оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки).

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны - Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок.

Краткая биография

Город Тихвин известен за пределами Ленинградской области, пожалуй, двумя событиями: в 14 веке здесь явилась икона Тихвинской Божией Матери, а 18 марта 1844 года в семье 60-летнего отставного чиновника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его 41-летней супруги Софьи Васильевны родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота, и Нике, как звали его дома, хотелось походить на него. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В Петербурге юноша знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом его композиторского кружка «Могучая кучка », наравне с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным и М.П. Мусоргским . А ведь ему едва минуло 17!


В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. В 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.

  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке » и «Царской невесте».
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания...» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Творчество

Одной из самых ярких особенностей Н.А. Римского-Корсакова была невероятная способность к восприятию опыта. Принято считать, что в основе его творчества – народная культура. Это так, но разве не слышны в его Первой симфонии идеи Балакирева, в раннем творчестве – влияние Листа и Шуберта? Разве не называют «Сказание о невидимом граде Китеже …» русским «Парсифалем»?


В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. Это справедливо с той точки зрения, что после 80-х годов композитор полностью сосредоточился на оперном жанре. А до того – создал несколько крупных симфонических произведений. Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской. В ней прослеживается гармония национальной музыки, а одна из ее частей написана на тему народной песни. В следующих симфонических произведениях композитор продолжил разработку славянских мелодий.

В 1867 Римский-Корсаков впервые обратился к сюжету древнерусской былины «Садко» - была написана одноименная симфоническая картина. После чего началась работа над Второй симфонией. Сюжетом послужила сказка – еще один творческий символ композитора. Спустя годы он переименует свое детище в симфоническую сюиту «Антар ». В начале 1870-х была написана Третья симфония, которая получилась не слишком удачной, а в середине 80-х была полностью переработана.

Музыка Римского-Корсакова в кино

Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов, наиболее заметные из которых:

  • Да здравствует Цезарь! (2016)
  • 1+1 (2011)
  • Горбатая гора (2005)
  • Блеск (1996)
  • Казино (1995)
  • Женщины на грани нервного срыва (1988)
  • Заводной апельсин (1971)

Сериалы


  • Теория большого взрыва (2007-н.в.)
  • Как я встретил вашу маму (2005-2014)
  • Мастер и Маргарита (2005)
  • Коломбо (1971-2003)
  • Маппет шоу (1976-1981)

Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» - единственный байопик о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм» Геннадием Казанским и Григорием Рошалем. Заглавную роль сыграл Григорий Белов, в остальных ролях снялись выдающиеся артисты своего времени – Н. Черкасов, А. Борисов, Л. Гриценко, Л. Сухаревская. Картина рассказывает о второй половине жизни композитора, много экранного времени в ней отведено музыке – показаны сцены из крупнейших опер. К сожалению, сценарий не избежал политической конъюнктуры – большое внимание уделено революционным настроениям и событиям 1905 года, а предприниматели Мамонтов и Дягилев изображены в негативном свете.

Экранизаций опер композитора также почти нет. В 1950-е были созданы анимационные фильмы «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка», а также художественный фильм А. Птушко «Садко», в которых звучала музыка одноименных опер. В 1960-е режиссер Владимир Гориккер выпустил два фильма-оперы: «Моцарт и Сальери» и «Царская невеста». Также существуют несколько DVD-версий театральных постановок: «Садко» Мариинского и Большого театров, «Царская невеста» Немецкой государственной оперы и других.