Всероссийская олимпиада по мхк. Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК)

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Москва, 2017


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Описание специфики предметной олимпиады по искусству (Мировой художественной культуре)
2. Общие положения
3.Характеристика содержания школьного этапа
4. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов
4.1.Общая структура комплекта заданий школьного этапа Пять типов заданий первого аудиторного тура школьного этапа
4.2. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура
5. Общая характеристика задания второго тура
5.1. Характеристика заданий для участников 5-6 классов
5.2. Характеристика заданий для участников 7-8 классов
5.3. Характеристика заданий для участников 9, 10, 11 классов
6. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
7. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
8. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
9. Образцы (примеры) заданий школьного этапа
9.1. Примеры и типы заданий для участников 5-6 классов
9.2. Примеры первого типа заданий
9.3. Примеры второго типа заданий
9.4. Примеры третьего типа заданий
9.5. Примеры четвертого типа заданий
9.6. Пример задания пятого типа
9.7. Примерная тематика заданий второго тура

10. Муниципальный этап ВОШ
11. Характеристика содержания муниципального этапа
12. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для муниципального этапа
13. Общая структура комплекта заданий муниципального этапа Четыре типа заданий муниципального этапа
14. Рекомендуемый комплект заданий
15. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
16. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
17. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
18. Образцы (примеры) заданий
18.1. Примеры первого типа заданий
18.2. Примеры второго типа заданий
18.3. Примеры третьего типа заданий
18.4.Примеры четвертого типа заданий
19. Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапа

ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ



(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Цели и задачи Олимпиады

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству является одним из самых важных в развитии олимпиадного движения. Он способствует

Выявлению направленности интересов обучающихся, уровня их знаний и умений,

Выявлению уровня развития ключевых (общекультурных, учебно- познавательных, коммуникативно-информационных, ценностно- смысловых) и специальных предметных компетенций;

Выявлению уровня общей культуры участников

Обретению опыта участия школьников в олимпиадном движении,

Обеспечению пробы сил и психологической подготовке к участию в состязаниях.

Цели школьного этапа олимпиады – актуализация знаний по мировой художественной культуре, пробуждение интереса к ее аспектам, развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному творчеству; пробуждение интереса к социализации творческих инициатив (социокультурная адаптация школьников); выявление необходимых условий для удовлетворения познавательных и творческих устремлений обучающихся.

Важной задачей является выявление понимания у участников своей сопричастности к мировому культурному процессу.

Специфика организации школьного этапа проведения Олимпиады должна учитывать возможности школ и административных центров, в которых этап проводится. Административно-территориальные образования, имеющие непосредственную близость к культурным ценностям (музеям,

библиотекам, архитектурным памятникам и т.п.) могут использовать их


пространства для организации школьного этапа. Задача школьного этапа– активизировать внимание школьников к окружающим объектам культуры, сфере их деятельности, спровоцировать творческую инициативу для взаимодействия с ними. Именно этот этап предполагает использование деятельностного подхода, который поможет участникам непосредственно вступить во взаимодействие с предметами искусства и культуры. Приветствуется предложение участникам проблемного поля для самостоятельного поиска и открытия личностных смыслов при общении с памятниками культуры и искусства своей местности.

Необходимо учитывать, что процесс освоения мировой художественной культуры осуществляется вариативно в разных регионах. Это может быть интегративный курс «Искусство», факультативные и элективные курсы по разным направлениям художественной культуры и другие курсы по выбору, реализующие задачи художественного образования. Кроме того, следует учитывать введение в образовательное пространство современной школы и других общекультурных курсов и предметов, например, «История мировых религий», ОРКСЭ и тому подобных дисциплин. Порядок проведения олимпиады требует соответствия предлагаемых олимпиадных заданий утвержденным образовательным программам, что не исключает возможности включения в них в порядке тестирования углубленного уровня знаний материалов, опережающих календарное изучение материала, а также выявляющих общекультурный уровень участников

Общие положения

В соответствии с п. 2.28 Порядка проведения всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации, определяющие принципы составления олимпиадных заданий, формирования их комплектов и требований по проведению школьного этапа олимпиады.


Предметная олимпиада по Искусству (МХК) призвана способствовать повышению статуса, как самого предмета, так и школьного образования в области «Искусство».

Олимпиада проводится на территории РФ. Рабочим языком олимпиады является русский.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ №273 взимание платы за участие в олимпиаде не допускается.

Всем участникам олимпиады предоставляются рабочие места, обеспечивающие равные условия работы и соответствующие санитарным правилам и нормам.

В месте проведения олимпиады вправе присутствовать представители организатора олимпиады, оргкомитетов и жюри, должностные лица Минобрнауки, а также граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей.

До начала школьного этапа представитель организатора проводит инструктаж участников, информируя о продолжительности, порядке проведения, времени и месте ознакомления с результатами, правилах подачи апелляции.

Родитель (законный представитель) обучающегося, заявившего о желании участвовать в школьном этапе олимпиады, в срок не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа в письменной форме подтверждает ознакомление с порядком его проведения и предоставляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на публикацию олимпиадной работы своего несовершеннолетнего ребенка, в том числе в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Во время проведения олимпиады участники:

должны соблюдать Порядок и требования к проведению школьного этапа, утвержденные организатором этапа олимпиады, центральной предметно-методической комиссией;

должны следовать указаниям организаторов;


не вправе общаться друг с другом и свободно перемещаться по аудитории, пользоваться средствами связи и выходом в Интернет, кроме случаев, предусмотренных организатором и связанных с выполнением финального задания школьного этапа после сдачи ответов на основной блок заданий;

вправе пользоваться орфографическими словарями, находящимися в аудитории.

Олимпиада проводится в спокойной доброжелательной обстановке.

Вместе с тем не допускаются нарушения установленного Порядка проведения.

В случае нарушения участником утвержденного Порядка или требований к проведению олимпиады представитель организатора вправе удалить нарушителя из аудитории, составив акт о характере нарушения и удалении, скрепленный подписями представителя организатора и удаленного.

Удаленный с олимпиады не допускается к участию в последующих турах и этапах.

Участнику предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

В случае несогласия с оценкой ответов на задания участник вправе подать апелляцию в установленном порядке.

Рассмотрение апелляции проходит в присутствии подавшего ее участника.

По результатам рассмотрения апелляции жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или о корректировке оценки.

Жюри

Принимает для проверки работы участников в зашифрованном виде;


Оценивает выполненные задания в соответствии с разработанными и утвержденными критериями и методиками оценивания;

Проводит с участниками анализ выполненных заданий;

Осуществляет показ работ для участников, желающих увидеть свою проверенную работу;

Представляет результаты проведенного этапа участникам;

Рассматривает очно апелляции участников, ведя видеофиксацию;

Определяет победителей и призеров в соответствии с квотой, устанавливаемой организатором этапа;

Представляет организатору протоколы результатов для утверждения;

Составляет и представляет организатору аналитический отчет о результатах выполнения заданий этапа.

Первый тип заданий

направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного произведения , выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в художественном или искусствоведческом тексте и может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных произведений искусства. Включение


последних позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре Олимпиады.

Задания первого типа усложняются по пути выявления диапазона знаний от хрестоматийных и популярных произведений искусства на школьном этапе до менее известных широкому кругу на последующих этапах.

З адания первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые приметы произведения, требующие специальных предметных знаний.

Задания первого типа на заключительном этапе зачастую требуют специальных расширенных знаний по предмету.

Второй тип заданий

направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас.

Участникам предлагается

Определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;

Использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления;

зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания текста афиши или буклета).

Для анализа могут быть предложены, как названные в задании произведения или репродукции их изображений, так и аудио или видеофрагменты музыкальных произведений или кинофильмов.

На муниципальном этапе этот тип заданий (второй уровень сложности)

для определения настроения, запечатленного в произведении, предлагает


малоизвестное произведение, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался.

На региональном этапе (третий уровень сложности) может быть предложено сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему.

На заключительном этапе (четвертый уровень сложности) задание может быть осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют созданию и передаче различных настроений, а также провести сравнительно-сопоставительный анализ двух или нескольких произведений разных видов искусства.

Третий тип заданий

направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задание этого типа направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства . На муниципальном этапе задание может усложняться предложением определить произведение искусства по его фрагменту и проанализировать его в целостности по памяти, что позволяет выявить общую культуру участника. Задание может быть осложнено предложением

Ответить на вопросы, расширяющие представление о творчестве


Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу зрителей.

Третий тип заданий усложняется путем предложения для работы менее известных, не хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ, а также просьбой назвать характерные особенности творческого почерка художника.

Задания регионального и заключительного этапов могут включать фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи; предложением провести сопоставительный анализ произведений. При выполнении задания участник может продемонстрировать более широкий круг знаний, чем определенный в задании, например, указать жанр, отметить жанровые характеристики произведения или назвать, к какому направлению в искусстве оно принадлежит, назвать имена из окружения автора произведения, дать дополнительные сведения о характерных особенностях его творчества. Подобного рода расширения ответа оцениваются дополнительными баллами, которые необходимо предусмотреть при разработке критериев и методики оценивания ответов.

Четвертый тип заданий

направлен на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала , выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд, исключению из ряда признака или названия, не соответствующего ряду при определении логики составления ряда и включает задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства.


Рекомендуется осложнить задание предложением участникам кратко прокомментировать сделанный выбор, что позволит увидеть предлагаемую участником логику, которая может оказаться оригинальной и не учтенной в предполагаемых ответах. В критериях оценок целесообразно предусмотреть пункт, позволяющий оценить оригинальность подхода к выполнению задания.

На муниципальном этапе задание может быть осложнено предложением продолжить ряд признаков предложенных явлений.

Четвертый тип заданий выявляет

Способность выделить значимые содержательные единицы в предложенных произведениях искусства или искусствоведческих текстах;

умения провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства заданного ряда;

Владение специальной терминологией при сравнении художественных явлений, способностями выделять их в тексте, раскрыть их смысл и содержание и использовать самостоятельно при анализе произведений искусства.

Задания по определению знаний в области искусствоведческой терминологии, названий и признаков направлений в искусстве, определения жанровой принадлежности произведений могут усложняться как по линии увеличения объема задания, так и по пути усложнения формы выполнения, например, заполнение свободных ячеек таблицы при воспроизведении системы жанров одного из видов искусства.

Примером задания четвертого типа может служить предложение выделить значимые содержательные единицы в художественном, искусствоведческом или научно-популярном тексте, или в предложенном тексте выделить слова, обозначающие специфичные средства выразительности того или иного вида искусства.


На муниципальном уровне задание может быть усложнено предложением дополнить ряд выделенных слов терминами, относящимися к тому же виду искусства.

Например, если в результате анализа текста из него выделились слова, обозначающие выразительные средства скульптуры: пространство, объём, материал, форма, цвет , дополнением ряда могут стать фактура, масштаб, контур, движение, поза, жест.

Пятый тип заданий

направлен на выявление способности самостоятельного поиска, структурирования и осмысления нужной информации , связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, владения методиками поиска, а также наличия знаний по МХК, необходимых для такого поиска, а также на выявление способности предъявить результаты работы в нужной форме.

Этот тип заданий позволяет выявить сформированность информационно- коммуникативных компетенций. На первом школьном этапе этот тип задания сразу же представляет третий уровень сложности, сосредоточивается на сборе информации из Интернета или в пространстве библиотеки, но его первая часть (дать предварительные ключевые слова для предстоящего поиска) предполагает проверку предметных компетенций, а вторая (поиск и подбор необходимых сведений) проверяет осведомленность в формах и жанрах информационного материала (репродукции, искусствоведческие статьи, словарные статьи, аудиофайлы), а также способность сформулировать основные итоги поиска (т.е., отрефлексировать свою работу и дать краткий отчет).

Особенности процедуры выполнения пятого типа задания. Важно, чтобы участник хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими или фиолетовыми чернилами на


отдельном проштампованном листе, которым ему разрешается пользоваться после сдачи ответов на основные задания, и использовать для дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся им черными чернилами. Этот тип заданий в иной форме присутствует и на последующих этапах олимпиады.

На муниципальном этапе, вероятно, было бы сложно провести такой вид испытания, проверить и оценить представленные материалы. Поэтому задание приобретает вид систематизации предложенного материала или отбора нужного для раскрытия конкретной проблемы. Материал, предлагаемый для систематизации, рекомендуется составлять так, чтобы участник мог предложить систематизацию по различным признакам (по жанрам, по авторам, по стилям, по эпохам и т.п.).

На региональном этапе систематизация материала усложняется предложением создания концепции выставки с заданием дать имеющиеся сведения на табличках, сопровождающих предлагаемые произведения искусства, составить текст афиши, выделить знаковую работу, которая будет помещена на афише.

Задание может включать предложение расставить в хронологическом порядке предлагаемые названия и/или изображения произведений искусства.

На заключительном этапе этот тип задания выливается в развернутое творческое задание второго тура, на выполнение которого выделяется 3 часа 55 минут.

2 задания второго типа, 1 задание третьего типа,

2 задания четвертого типа, 1 задание пятого типа.

Всего 8 заданий аудиторного тура.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА

Школьный этап олимпиады проходит в 2017 календарном году. В заданиях этих этапов вполне целесообразно продолжить тему Года экологии. Также 2017 год – это Год образования и науки Великобритании и России, поэтому при разработке заданий можно обратиться к культурному взаимодействию этих стран.

В связи с проведением 2017 года и как перекрестного Года греческой в российской культур рекомендуется провести второй тур школьного этапа олимпиады как конкурс социокультурных инициатив и идей по взаимодействию культур – разработке стилизованного оформления кабинетов и рекреаций, организации тематических выставок, концертов и вечеров, подготовке презентаций для использования на уроках истории, изобразительного искусства, МХК и т.д. Лучшие проекты при этом рекомендуется предложить для реализации органам муниципальной власти. Такая организация Олимпиады будет соответствовать особенности современных школьников, для которых характерен отход от игры как заместительного вида деятельности и установка на реализацию, осуществление замыслов. При подведении итогов второго тура Олимпиады рекомендуется стимулирование удачных творческих инициатив, популяризация внесенных предложений через СМИ, обсуждение возможности их осуществления на уровне администрации, направленных на поддержание интереса учащихся к общественно-культурной деятельности. Оценивается значимость общественно-культурных инициатив и умение вести поиск необходимых материалов для их осуществления.

Рекомендуется дать одно задание участникам второго тура каждой возрастной группы по разработке проекта насыщения социокультурной среды, избранного организаторами масштаба (школы, или двора, или улицы, или района, или транспорта) и представления его в форме презентации. Рекомендуется в качестве подсказки дать список знаменательных дат 2017-


2018 годов, связанных со значимыми для Российской (и/или мировой) культуры литературно-художественными событиями.

Задание дается всем участникам каждой возрастной группы одновременно в одной аудитории так, чтобы они находились в одинаковых условиях по времени его выполнения. Рекомендуемый срок выполнения – одна-две недели. Срок подготовки, время на подготовку и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с оргкомитетом школьного этапа олимпиады.


Классов

Рекомендуется включить в комплект заданий участников 7-8 классов 6-7 заданий, которые по своему характеру готовят учащихся к выполнению в будущем заданий более старших параллелей. Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися 7-8 классов 2,5 – 3 астрономических часа. По своему типу задания могут быть аналогичными заданиям других возрастных групп, но соответствовать материалу 7-8 классов.

Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных условий проведения Олимпиады

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Конкретное количество баллов, выставляемых за выполнение конкретных заданий, указывается в ключах, подготовленных муниципальной предметно-методической комиссией для членов Жюри, где указывается максимальное количество баллов за выполнение каждого задания.

Рекомендуется указывать на возможную дифференциацию оценок. Если в задании указывается на необходимость указать полное имя автора или точное название произведения, различное количество баллов выставляется за ответ, в котором указывается только имя и фамилия автора, например, «Илья Репин» (2 балла), имя, отчество и фамилия автора: «Илья Ефимович Репин» (4 балла) и инициалы и фамилия автора: «И.Е. Репин» (3 балла).

Если задание связано с предложением дать название выставке (презентации, документальному фильму) различное количество баллов выставляется за номинативное название, метафорическое название и название с использованием цитаты.


При оценивании выполнения олимпиадных заданий заключительного этапа олимпиады учитывается следующие критерии:

Глубина и широта понимания вопроса: логичное и оправданное расширение ответа на поставленный вопрос с использованием внепрограммного материала;

Своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения искусства (нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации предложенного материала);

Знание специальных терминов и умение ими пользоваться;

Умение проводить художественный анализ произведения искусства;

Умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в искусстве;

Умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;

Умение проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений искусства (в том числе разных видов искусств);

Логичность изложения ответа на поставленный вопрос;

Аргументированность излагаемой в ответе позиции: приведение фактов, имен, названий, точек зрения;

Умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас, владение стилями);

Грамотность изложения: отсутствие грубых речевых, грамматических, стилистических, орфографических (особенно в терминах, названиях


жанров, направлений, произведений искусства, именах их авторов), пунктуационных ошибок;

Наличие или отсутствие фактических ошибок.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

На первом туре школьного этапа олимпиады при выполнении письменных видов заданий разрешается пользоваться только орфографическими словарями.

При выполнении задания по сбору материала разрешается выход в Интернет на определенный оргкомитетом период времени (рекомендуемое время 15 минут).

При выполнении домашнего задания для участия во втором туре школьного этапа олимпиады пользование справочными материалами и средствами связи не ограничивается и приветствуется.

ОБРАЗЦЫ (ПРИМЕРЫ) ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

Первый тип заданий

Даны иллюстрации к литературным произведениям. (Могут быть даны кадры мультипликационных или художественных фильмов).



Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, сформированность представлений об иллюстрировании (В случае с кинематографом дополнительно оценивается знание имен исполнителей).

Второй тип заданий

Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту.

Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.


Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Вариант второго типа задания.

Опишите в 5-6 предложениях по памяти свое любимое художественно произведение, не называя его так, чтобы можно было догадаться, о каком произведении идет речь. В скобках напишите его название и автора.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, колорите, знание деталей, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Третий тип заданий

Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

Геракл, Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда, Чехов, Алеша Попович, Афродита, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.

Таблица 1 к заданию.

Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития культуры. Баллы рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации. Рекомендуется дифференцировать оценки за более и менее точные определения (например, писатели – 2 балла, русские (зарубежные) писатели 4 балла.

Четвертый тип задания

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка,


краски, кисти, рояль, акварель, палитра,


Оцениваются

знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение. Баллы рекомендуется начислять за каждое верно исключенное слово и отдельно за точность его определения.


Пятый тип задания

В школе готовится вечер, посвященный Дню Победы. Составьте его программу. Включите в нее отрывки их художественных текстов, музыкальные произведения. Укажите художественные произведения, которые могут проецироваться на экран.

Этот тип задания по решению устроителей может быть дан в качестве домашнего задания как тема по защите проекта. (См. рекомендации по организации второго тура).


Примеры первого типа заданий

Для 9 класса

Примеры второго типа заданий

Для 9 класса

Пример 1 второго типа задания. 9 класс.

Рассмотрите репродукцию.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.

3. Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки.

4. Назовите не менее трех известных произведений этого же автора.


Пример 2 второго типа задания. 9 класс.

Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и направлено на выявление уровня развития учебно-познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций и ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров, определение


жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных фрагментов.

В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком.

Задание также содержит рефлексивный компонент.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов. Примерный перечень эпизодов:

1. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).

3. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент).

4. В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur, фрагмент).

5. "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory – фрагмент).

6. Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам

познакомиться с содерж

Школьная олимпиада по искусству (мировой художественной культуре)

9 класс

Школьный этап. октябрь 2014 года

(70 баллов)

Часть А. А1 Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (5 баллов)
    Синий, коричневый, черный, красный Портрет, пейзаж, графика, фэнтези Живопись, мозаика, скульптура, витраж Балет, опера, театр, эстрада Ф.Достоевский, А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков (5 баллов)

    Гра__ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Ле__ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краски Ув__рт__ра – оркестровое вступление к опере, балету. М__тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих. П__три__тизм – любовь к Родине.
Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. (10 баллов)
    Где находится Эрмитаж?
А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединенияВ) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 55) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в городА) ЧелябинскБ) СвердловскВ) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, РастреллиБ) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизмВ) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 годуВ) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал: (15 баллов) Александров Георгий Васильевич_____________________________________________Бондарчук Сергей Федорович________________________________________________Бондарчук Федор Сергеевич_________________________________________________Гайдай Леонид Иович_______________________________________________________Герасимов Сергей Аполлинарьевич____________________________________________Говорухин Станислав Сергеевич_______________________________________________Данелия Георгий Николаевич_________________________________________________Захаров Марк Анатольевич___________________________________________________Меньшов Владимир Валентинович_____________________________________________Михалков Никита Сергеевич__________________________________________________Пырьев Иван Александрович__________________________________________________Рязанов Эльдар Александрович________________________________________________Тарковский Сергей Арсеньевич________________________________________________Шахназаров Карен Георгиевич________________________________________________

«Бриллиантовая рука», «Афоня», «Веселые ребята», «Война и мир», Девятая рота», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Андрей Рублев», «Курьер», «Гусарская баллада», «Формула любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Тихий Дон», «Свинарка и пастух».Подчеркните фамилию известного кинорежиссера, уроженца Челябинской области.Часть В

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области? (10 баллов)

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (15 баллов)

Часть Г Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова: (10 баллов)

Ответы. А1 Синий, коричневый, черный , красный (ахроматический цвет, остальные – хроматические цвета)Портрет, пейзаж, графика , фэнтези (вид искусства, остальные жанры)Живопись, мозаика, скульптура , витраж (объемное искусство, остальные плоскостные)Балет, опера, театр, эстрада (камерный вид искусства, остальные монументальные)Ф.Достоевский, А.Блок , Л.Толстой, И.Тургенев (русский поэт, остальные русские писатели)

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусковГрафф ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены.Лесс ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краскиУве ртю ра – оркестровое вступление к опере, балету.Ме тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих.Па трио тизм – любовь к Родине.Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. 1)Где находится Эрмитаж?А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия 2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединения В) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2 Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 5

5) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в город

А) ЧелябинскБ) Свердловск В) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, Растрелли Б) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизм В) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 году В) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала 10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал:Александров Георгий Васильевич, «Веселые ребята»,Бондарчук Сергей Федорович «Война и мир»,Бондарчук Федор Сергеевич «Девятая рота»,Гайдай Леонид Иович «Бриллиантовая рука»Герасимов Сергей Аполлинарьевич «Тихий Дон»Говорухин Станислав Сергеевич «Место встречи изменить нельзя»,Данелия Георгий Николаевич, «Афоня»Захаров Марк Анатольевич «Формула любви»Меньшов Владимир Валентинович «Москва слезам не верит»,Михалков Никита Сергеевич, «Свой среди чужих, чужой среди своих»,Пырьев Иван Александрович «Свинарка и пастух».Рязанов Эльдар Александрович «Гусарская баллада»,Тарковский Сергей Арсеньевич «Андрей Рублев»,Шахназаров Карен Георгиевич «Курьер»,

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области?Хохломская роспись, Вологодское кружево, Городецкая роспись, Дымковская глиняная игрушка, Филимоновская игрушка, Палехская лаковая миниатюра, Полхов-Майданская и Семеновская матрешки, Абашевская игрушка, Жостовские подносы , Каслинское литье, Гжель и др.

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (по 1 баллу за термин)

Часть ГВ3 Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова:«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» Теодор Драйзер

При подведении итогов учестьНаличие заголовка, раскрытие темы, использование примеров, собственные выводы и суждения.

Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2018–2019

Ответы для 7 класса:

Задание 1. В задании собраны произведения разных искусств. Часть из них – произведения китайской архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, а часть создана в Европе и представляет явление «шинуазри» – то фантазийное увлечение китайской культурой, которое охватило Европу с конца 17 века. Разделите памятники, представленные на фотографиях, на две группы: произведения китайского искусства и европейские вещи в китайском стиле. Впишите номера изображений в соответствующую графу таблицы.

Ответ: Китай — 1,3,5,8,10 ; Европа -2,4,6,7,9

Ответы для 8 класса:

Задание 1. В древней культуре каждого народа можно найти тексты, описывающие космогонию – процесс зарождения мира и всех, кто этот мир населяет (людей, животных, растений), причины возникновения тех или иных явлений природы, смены времен года и т. п. Прочтите три фрагмента древних текстов, в которых отражены космогонические представления трех разных культур, расположенных в самых разных концах земного шара. Затем заполните таблицу, в которой указаны лишь названия этих книг Ваша задача – правильно определить номер фрагмента, культуру/народ и географическое расположение культуры, в недрах которой появился этот текст.

Ответ:

Ответы для 9 класса:

Задание 1. Зеркало – это в первую очередь предмет декоративно-прикладного искусства. А поэтому его оформление тесно связано со стилем эпохи и господствующей модой. В задании собраны фотографии разных зеркал от древности до начала XX века. Выстройте эти изображения в хронологической последовательности с точки зрения их создания: от самого раннего зеркала к наиболее позднему. Сориентироваться во времени создания того или иного предмета Вам помогут его форма, размер и декор.

Ответ (от раннего к позднему): 4, 2, 6, 3, 7, 5, 1.

Ответы для 10 класса:

Задание 1. Несмотря на функциональную и семантическую разницу между зеркалом и окном, во многие эпохи складывались близкие приёмы их декорации. В задании собраны фотографии зеркал и окон, в стилистическом оформлении которых можно найти безусловное сходство. Соедините в пары зеркала и окна, выполненные в одном стиле (окна обозначены цифрами, а зеркала – буквами). В качестве ответа заполните приведённую в задании таблицу.

Ответ:

Зеркало А В C D E
Окно 4 5 1 2 3

Какая из пар относится к эпохе Ренессанса?

Ответ: B 5.

Какая пара выполнена в стиле модерн?

Ответ: A 4.

Ответы для 11 класса:

Задание 1. Часто художники, обращающиеся к образу зеркала, испытывают и интерес к изображению его «противоположности» – окну. В творчестве целого ряда живописцев можно найти работы, в которых зеркало или окно становятся не деталью интерьера, а главным объектом изображения. Именно такие произведения и собраны в настоящем задании. Соедините в пары картины одного художника, изображающие зеркало и окно (картины с зеркалами обозначены буквами, а с окнами – цифрами). Для этого заполните таблицу, приведённую в задании

Картины с зеркалами А В C D E

Картины с окнами 3 5 4 2 1

Назовите фамилию любого художника, написавшего какую-либо из представленных пар произведений. Автором какой пары картин он является?

Ответ (возможные варианты): E1 – Дейнека, D2 – Попков, A3 – Магритт, C4 – Шагал, B5 – Сомов.

Получить все ответы и задания (для всех классов) вы можете в нашем закрытом разделе

Время выполнения олимпиадных заданий – 2,5 – 3 часа

Задание 1 . П. Раппопорт в книге «Зодчество Древней Руси» пишет: «Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания ……….. Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, определенным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде».

Сколько глав имел первоначально Никольский собор? О каких изменениях социальной обстановки в Новгороде, которые отразились на архитектуре Никольского собора, пишет П. Раппопорт?

Задание 2 .

Определите имя человека по его историческому портрету. Опишите его историю. Фрагментом какого памятника отечественной культуры является этот исторический портрет? Назовите его автора. Кто из деятелей отечественной культуры еще обращался к созданию исторического портрета этого человека? Назовите 5 - 9 авторов и названия их произведений, посвященных данному историческому лицу.

Задание 3.

Определите памятник культуры по фрагменту. Назовите автора произведения и его название. Охарактеризуйте место фрагмента в композиции. Опишите, что изображено на картине.

Задание 4.

Определите явление культуры по его изображению и приведите его название.

С каким преданием связан данный памятник культуры? Назовите памятные события, связанные с этим памятником культуры. Определите его местонахождение, отталкиваясь от знания древних границ Господина Великого Новгорода.

Задание 5. Виктор Бычков, российский историк эстетики, пишет: «Средневековые русичи были убеждены, что в создании произведений культового искусства через посредство художника участвует ………., и именно поэтому произведения этого искусства воспринимались ими как носители некоего высшего единства мудрости, красоты и искусства». Кого имеет в виду В. Бычков? Назовите имя персонажа и приведите образованный в 20 веке термин, восходящий к имени этого персонажа.

Задание 6. Д. Лихачев обращает внимание на то, что «истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир I в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись сообщает: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного»: ……. Назовите кумиров восточнославянских, финно-угорских и тюркских , которые, согласно летописи, были поставлены Владимиром. Дайте характеристику каждому из поставленных Владимиром богов.

Восточнославянские боги

Финно-угорские боги

Тюркские боги

Задание 7. Вставьте пропущенные слова в текст: «Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на …1... По смерти его клали в могилу головой на …2...., чтобы лицом он встречал …3.... Его церкви были обращены алтарями навстречу …4... В храме росписи напоминали ему о событиях ……5….., собирали вокруг него мир святости: святых воинов …6 (где?), мучеников …7.. (где?); в куполе изображалась сцена …8….(какая сцена?), на парусах сводов, поддерживающих купол, - ……9…….(какие изображения?) и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У ней была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова "окно"). Над окнами были "бровки". Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы человека» ()

Выберите нужные слова из списка: север, юг, запад, восток, верх, низ, право, лево, месяц, солнце, луна, Творение, Ветхий и Новый завет, Рай и ад, грешники, праведники, святые, евангелисты.

Задание 8. Что общего между следующими изображениями? Раскройте символику изображений.

Задание 9. Прочитайте текст песни и поясните, что означает слово «сени».

Задание 10. В Новгородских преданиях говорится: «Просвещена была Новгородская земля святым крещением и множество чудес было сотворено. По благословению святого Иоакима Корсунянина возвели новгородцы деревянную Софию о тринадцати куполах. Когда же она сгорела, в лето 1045-е от рождества Христова повелением благоверного князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Владимировича, что Мудрым нарекли, начали ставить каменную Софию. В куполе Софии Новгородской мастера изографы написали Христа-Вседержителя, со перстами благословляющими, а наутро пришли – персты сжаты. Переписали персты, а они вновь сами собой сжались. И услышали те изографы слова Спаса, Господа нашего: «Писари, писари! Не пишите меня с рукою благословляющею, а пишите с рукой сжатой».

Поясните, что согласно преданию, держит Спас в своей руке?

Задание 11. Определите икорнографический тип каждого из следующих изображений Божьей Матери. В каких Новгородских храмах вы встречали изображение Богоматери Оранты Знамение и Панагии?

1. 2 2.

3. 4.

Задание 12. На изображениях вы видите предметы крестьянского домашнего быта. Определите их назначение и приведите их названия. Проиллюстрируйте поговорками или загадками известные вам предметы крестьянского домашнего быта.

1 2

3 4

5 6

Задание 13. Напишите не менееопределений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины В. Васнецова. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Определите название картины. Что вам известно о ней?

Задание 14. Напишите не менее 15 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины Б. Кустодиева. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Какое явление русской культуры получило отображение в картине? Что вам известно о нем? Как называется эта картина Б. Кустодиева?

Задание 15. Всеми нами любим фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Герои фильма накануне Нового года идут в баню. И это обусловлено не только гигиеническими правилами, но и коллективным бессознательным, заложенным в нас предками. Какой древний ритуал повторяют герои фильма. Назовите ритуал. Ответ аргументируйте.

Задание 16. Что общего существует между христианской Пасхой и русской народной сказкой о Кащее Бессмертном? Ответ обоснуйте.

Задание 17. Прочитайте стихотворение А. Солянова «Экология духа». Поясните, что понимает автор данного стихотворения под «экологией духа»? Ответ аргументируйте.

«Люби животных так,
Как я любить умею,
И вешай всех собак
На собственную шею».

(А. Солянов)

Задание 18. Выберите тему эссе из предложенных ниже и раскройте смысл высказывания

«Трагедия - это движущаяся живопись, это одушевленная картина» (Вольтер).

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать» ().

«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства» (Леонардо да Винчи)

«Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат» (Леонардо да Винчи)

«Служенье муз не терпит суеты» ()

«Люди, делающие искусство своим бизнесом, по большей части мошенники»
(П. Пикассо)

«Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле»
(Б. Брехт)

«Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее. Оно - высшая форма экономии»
(Платонов)

«Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично»
(Франц Кафка)

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ (МХК) ДЛЯ 7 – 8 КЛАССОВ

Задание 1 . Ответ: «Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания еще четырех барабанов: первоначально собор был пятиглавым . Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, определенным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде. Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом, и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому собору ».

Максимальное количество баллов по вопросу – 27 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названо количество глав собора. Максимум баллов – 5.

¾ Правильно приведены сведения об изменении социальной обстановки. Максимум баллов – 10.

2. Отсутствие грамматических, орфографических , лексических ошибок.

Критерий, по которому оцениваются грамматические, речевые и лексические ошибки, используется следующим образом. Высокий балл (10 баллов) уменьшается с каждой орфографической, синтаксической , грамматической, речевой ошибкой, отсутствием логики при изложении ответа на один балл. Т. о., за 9 допущенных ошибок (не фактических, баллы за которые снижаются по другим критериям) и нелогичность ответа участник получает 0 балов за грамотность. Если ошибок допущено больше, чем 10, баллы далее не снижаются, выставляется 0 баллов. Абсолютно грамотно и логично оформленная работа выводит участника вперед, поскольку является показателем его высокой общей культуры. Если орфографическая ошибка допущена в термине, названии произведения, фамилии автора, снимается по 2 балла за грамотность. В случаях ответов на вопросы, предполагающие однозначные краткие ответы, количество выставляемых баллов оговаривается специально.

Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 2 .

Ответ: Микешин М. Борецкая Марфа (Исторический портрет). Памятник Тысячелетие России. Марфа Посадница, жена новгородского посадника Исаака Борецкого. Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году возглавили борьбу Новгорода за свободу и независимость от Москвы. Великий князь Иван III объявил Новгородской республике войну и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода, а Дмитрия Борецкого убил как политического преступника. В 1478 году Иван III окончательно покончил с Новгородской республикой: вече было закрыто, вечевой колокол в знак расправы над республикой увезён в Москву, состоятельные граждане города отправлены в тюрьмы на пожизненное заключение, а их собственность была изъята в великокняжескую казну. Марфа с внуком по одной из версий, была казнена по дороге в Москву.

Произведения:

1. Николай Михайлович Карамзин «Марфа-Посадница, или покорение Новгорода». Историческая повесть

2. Дмитрий Балашов «Марфа-посадница».

3. Николай К. Рерих «МАРФА ПОСАДНИЦА», (1906) Очерк.

4. «Марфа Посадница». Драма.

5. «Марфа Посадница», трагедия.

6. «Марфа Посадница». Поэма. (1914)

8. Вик. Аскоченский «Марфа посадница, или Падение Новгорода». Драматическое представление в 4-х картинах".1870

9. «Марфа Посадница», драма в 5 действиях, в стихах, 1874.

10. . Марфа Посадница (Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении). Живопись.

11. . Проезд Марфы-посадницы и вечевого колокола. Живопись

12. Клавдий В. . Уничтожение новгородского веча. (1889). Живопись.

13. В. Васнецов Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровичем в Новгороде, 1877 г. Эскиз.

Максимальное количество баллов по вопросу – 51 балл.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно определено имя исторического портрета. Максимум – 2 балла .

Максимум – 2 балла .

¾ Исчерпывающе указаны исторические события, связанные с историческим портретом. Максимум – 10 баллов .

¾ По 2 балла за каждое произведение, посвященное данному историческому лицу. Максимум – 20 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 3.

Ответ: И. Репин «Садко», 1876 г. (Государственный русский музей) Фрагмент занимает центральное место второго плана в композиции картины, изображающей шествующих в палатах подводного царства друг за другом морских девиц, красавиц-дочерей водяного царя, одну из которых Садко должен выбрать себе в жены. Фигура Садко с гуслями в руках расположена справа, слева на переднем плане открывает шествие русалка. В верхнем левом углу девица Чернава, которую Садко выбирает в жены по совету Николая - Угодника и на которую он смотрит вверх. Струится вода, плавают диковинные рыбы, лежит на дне морская звезда, растут экзотические морские водоросли .

Максимальное количество баллов по вопросу – 31 балл.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно назван памятник культуры по его фрагменту. Максимум – 2 балла .

¾ Правильно охарактеризовано место фрагмента в композиции. Максимум – 5 баллов.

¾ По 2 балла за каждую деталь. Максимум – 10 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 4.

Ответ: Труворов крест в окрестностях Изборска

Свидетельствами древних времен и былой жизни старого городища дошли до нас каменные кресты и гигантские надгробные плиты в исторической части изборского кладбища, расположенного у городища. Древнейшие захоронения у самого края и Труворова городища до сих пор остаются безымянными, хотя народная молва передает из века в век предание, что в старых могилах под огромными каменными плитами лежат воины легендарного варяга Трувора, пришедшие вместе с ним на Изборскую землю. Трувор и Синеус - легендарные братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 г. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в земле кривичей, он основал свою столицу в Изборске. Как гласит "Повесть временных лет", в могиле, над которой стоит огромный каменный крест, чуть накренившийся от времени, похоронен сам Трувор, княживший в Изборске. Большой крест на краю кладбища так и называют «Труворов», а захоронение - могилой Трувора. Высота каменного креста больше двух метров. Труворов крест датируют 14-15 веками. История древнего городища еще полна тайн, которые, по свидетельствам местных жителей, охраняют змеи. Они стерегут древнее городище и могилы от охотников за золотыми кладами и археологическими реликвиями. А Труворов крест считается еще и как сильный источник земной энергии. По словам изборян, если, раскинув руки, приложиться к кресту - обязательно получишь заряд энергии: с одной стороны креста - зарядишься доброй силой, с другой - отрицательной.

Максимальное количество баллов по вопросу – 38 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно назван памятник культуры. Максимум – 6 баллов .

¾ Правильно передает предание, связанное с фрагментом. Максимум – 10 баллов.

¾ Правильно определяет местонахождение данного памятника. Максимум – 5 баллов .

¾ Правильно называет памятные события, связанные с данным памятником культуры. Максимум - 5 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 5. Ответ: сама София Премудрость Божия. В ХХ в. эта характеристика древнерусского искусства была обозначена в православной культуре как софийность.

Максимальное количество баллов по вопросу – 32 балла.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названо имя персонажа. Максимум – 10 баллов .

¾ Правильно назван термин. Максимум – 10 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей (если таковые были даны), подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 6. Ответ: «…и постави кумиры на холму вне двора теремного»: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош)» ().

Восточнославянские боги

Финно-угорские боги

Тюркские боги

Дажбог, Стрибог, Мокошь

Перун (Перкун)

Хорс, Симаргл

Перун обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружие Перуна - камень или каменные стрелы, он мечет их с неба на землю, отчего образуется гроза. В Полесье до сих пор верят, что молния - это каменная стрела, пущенная на землю. Таким камнем считают белемнит или просто любой узкий продолговатый камень. Из дней недели Перуну был посвящен четверг (у полабских славян четверг так и назывался «Перунов день»), из животных - конь, а из деревьев - дуб. В частности, в одной древнерусской грамоте говорится о Перуновом дубе. Он - воинственный бог и был покровителем древнерусской княжеской дружины. Лаврентьевская летопись за 971 год свидетельствует, что русские воины, заключая договор с Византией, «по русскому закону клялись оружием своим и Перуном богом своим».

Мокошь - считалась женой Перуна. Мокошь покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали. Нарушительнице запрета грозило тяжелое наказание: богиня могла ее исколоть веретеном или заставить прясть по ночам. Даже после крещения Руси женщины собирались на тайные собрания, где молились Мокоши и приносили ей в жертву жито и мед. Под влиянием православия положительные черты языческой богини со временем перешли на святую Параскеву (Прасковью) Пятницу. Связь языческой Мокоши с водой, влагой также была перенесена на Параскеву Пятницу и нашла отражение в некоторых поздних обрядах, например, в обычае бросать в колодец пряжу в качестве жертвы Пятнице. А «мокошка» стала считаться нечистой силой, бесом, склоняющим женщин к дурным поступкам.

Хорс, Даждьбог, Симаргл, Стрибог, Сварог

Среди кумиров, поставленных Владимиром «близ двора теремного», был идол бога, который в летописи назван двойным именем Хорс Дажьбог . Дажьбог - явно славянское. Дажь-бог - это бог, который дает благо, наделяет богатством. Это божество солнца, ибо именно солнце дает жизнь всему на земле, от него зависит урожай, а следовательно, благополучие. Ипатьевская летопись за 1144 год подтверждает догадку - упоминает о боге «именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце же царь... еже есть Даждьбог». Есть основания предполагать, что жители Древней Руси считали Дажьбога своим божественным покровителем и родоначальником. В «Слове о полку Игореве» русские дважды названы внуками Дажьбога, в частности, когда речь идет о поражении войска князя Игоря («встала обида в силах Дажьбожа внука»). И возможно, именно к Дажьбогу обращается Ярославна в «Слове о полку Игореве», называя его «светлое и тресветлое солнце». Откуда же у славянского Дажьбога появилось второе имя - Хорс? Древнерусские книжники не понимали его значения, о чем свидетельствуют многочисленные искажения в письменных источниках: Хорса называют то Гурсом, то Турком, то Гусом (при том, что имена «своих» богов - Перуна, Волоса, Мокоши, Дажьбога даже в поздних памятниках письменности, как правило, не искажаются). А в новгородских и вообще в северорусских землях никаких свидетельств о Хорсе нет. Чуждость Хорса специально подчеркивалась в древнерусских текстах, например, в «Беседе трех святителей» он назван «жидовином». Однако известно, что божество с именем Хорс почиталось в Иране, и имя это означало «сияющее солнце». А в Киеве, помимо славянского населения, жило еще несколько влиятельных этнических групп, в том числе и иранцы - вооруженные воины из Хорезма, где почитание Солнца было главным государственным культом. Выходит, что появление Хорса в пантеоне князя Владимира (при наличии у славян собственного бога солнца Дажьбога) было продиктовано чисто политическими причинами. Впрочем, у историков есть основания считать, что жители южных земель Древней Руси, примыкавших к приазовским степям, достаточно оживленно торговали, а иногда и воевали с иранцами и могли воспринять некоторые религиозные воззрения последних, в том числе и представления о Хорсе, которые затем принесли в Киев. Недаром в «Слове о полку Игореве» говорится, что князь-оборотень Всеслав, который по ночам оборачивался волком и успевал в этом облике добежать до Тьмутаракани (города, который находился как раз в Приазовье), великому Хорсу «путь прерыскаше», то есть пересекал. Но если Хорс, при всей странности его имени для славянского языка и уха, все-таки олицетворял собой всем понятный и важный культ Солнца и имел славянского «двойника» Дажьбога , то еще одно божество - Симаргл, введенное Владимиром в пантеон, вовсе не имело никаких корней в славянской культуре . О том, кто такой Симаргл, нет ни слова в русских источниках, и его имя также подвергается искажениям (в разных рукописях оно пишется то Симарьгл, то Семарьгл, то Сеймарекл) и даже разделяется на две части, в результате чего Симаргл превращается в Сима и Регла («и веруют в Перуна, и в Хорса и в Сима и в Регла и в Мокошь»). Но, кажется, это божество - тоже иранского происхождения . Одним из наиболее популярных иранских мифологических персонажей была сказочная птица Симург, которую изображали или в виде грифа, или в образе полусобаки-полуптицы и которая в XVI-XVIII веках была даже государственной эмблемой Ирана . И вероятно, загадочного Симаргла также следует считать «знаком внимания» князя Владимира по отношению к иранским воинам , что еще раз доказывает: киевский пантеон имеет мало общего с реальными религиозными верованиями наших предков.
В списке богов киевского пантеона сразу после Дажьбога упоминается еще один бог со схожей структурой имени - Стрибог . "Это имя встречается и в «Слове о полку Игореве», где внуками Стрибога названы ветры, что натолкнуло некоторых ученых на мысль считать Стрибога божеством ветра. Существует и другая версия, по которой Стрибог толкуется как «отец-бог», а первая половина имени божества считается родственной древнему индоевропейскому слову со значением «отец». Однако в последнее время признание получила теория, согласно которой первая часть слова Стри-бог родственна глаголу «простирать», (с повелительной формой «простри»), «распространять», и, значит, имя Стрибог означает «распределитель, распространитель всеобщего блага ». Если эта теория верна, тогда Стрибог и Дажьбог - божества, наделяющие людей божественным благом и распределяющие его на Земле . Некоторые славянские божества, упоминания о которых мы находим в древнерусских памятниках, не попали в пантеон князя Владимира. В их числе оказался Сварог (Сварожич) - бог или дух огня . В поучениях, направленных против приверженцев язычества, говорится, что они «куры режут и огню молятся, зовя его сварожичем», или просто «огню сварожицу молятся». Если Сварог был богом огня вообще, а Дажьбог лишь его разновидности - Солнца, то не удивительно, что в Ипатьевской летописи Дажьбог именуется сыном Сварога: «Солнце же царь, сын Сварогов». Древнее божество огня не оставило в народной культуре никаких следов, но почитание огня как чистой, святой стихии прекрасно сохранилось до наших дней. Записанные в XIX- XX веках народные представления об огне дают основание думать, что и Сварог в Древней Руси воспринимался как олицетворение стихии, а не оформившееся божество , и почитание огня у славян было скорее почитанием одной из сил природы - как воды, земли, деревьев, - чем поклонением одному из высших богов. В русских заговорах и других фольклорных текстах его называют «Царь-огонь». (Словарь славянской мифологии).

Максимальное количество баллов по вопросу – 60 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названы кумиры. По 5 баллов за каждое название. Максимум – 30 баллов .

¾ Правильно даны характеристики кумирам. По 3 балла за каждую характеристику Максимум – 18 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 7.

Ответ: «Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток (1). По смерти его клали в могилу головой на запад (2), чтобы лицом он встречал солнце (3). Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню (4). В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов (5), собирали вокруг него мир святости: святых воинов внизу (6), мучеников повыше (7); в куполе изображалась сцена вознесения Христа (8), на парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты (9) и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У ней была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова "окно"). Над окнами были "бровки". Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы человека» ()

Максимальное количество баллов по вопросу – 37 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно вставлены слова. По 3 балла за каждое правильное слово. Максимум – 27 балла .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 10.

1. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 8. Ответ: Евангелисты изображены на всех 4 картинках. Они изображены в виде четырех символических животных (тетраморф): телец - Лука, ангел - Матфей, орел - Иоанн, лев - Марк.

Максимальное количество баллов по вопросу – 42 балла.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно определено общее между изображениями. Максимум – 10 баллов .

¾ Правильно раскрыта символика изображений. По 5 баллов за каждое изображение. Максимум – 20 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 9. Ответ: Сени в деревенских избах и в старину в городских домах - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Холодные сени.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно раскрыто значение слова. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 10. Ответ: Согласно преданию, Спас держит в своей руке весь Новгород.

Максимальное количество баллов по вопросу – 18 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно передан смысл предания. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей (при условии обращения к комментариям), подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 11. Ответ:

1. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.

2. Иконографический тип Одигитрия («Путеводительница»). Поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет. В руке Христа - как правило - свиток.

3. Иконографический тип Оранта («Молящаяся»), икона Божией Матери Знамение. Изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей).

4. Великая Панагия ("Всесвятая"). Разновидность Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма (чаще всего изображалась в апсиде храма в полный рост.). На груди Богоматери в "круге славы" Христос.

Великая Панагия в церкви Спаса на Нередице. Икона Знамение находится в Софийском соборе.

Максимальное количество баллов по вопросу – 46 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ По 5 баллов за определение икорнографического типа каждого из изображений Божьей Матери. Максимум – 20 баллов.

¾ По 2 балла за каждое обоснование отнесения к инографическому типу. Максимум – 8 баллов.

¾ По 3 балла за название храма. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 12.

1. Веретено - предмет домашнего быта, простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. «Смирен топор, да веретено бодливо» (о мужике и бабе).