Какие музыкальные инструменты придумали немцы. Пять музыкальных инструментов, изобретенных в германии

Поиски необычного и оригинального звучания порой заставляют музыкантов (иногда и просто ученых, питающих любовь к музыке и звуку) создавать совершенно новые инструменты. При этом за основу берутся не только современные технологии, но и самые невероятные вещи: колеса, стеклянные стаканы, трубы, колбы с водой, целые жилые дома и даже пещеры.

Необычные музыкальные инструменты звучат (простите за каламбур) необычно: одни напоминают пение китов и игру ветра на арфе, другие стараются быть похожими по звуку на более привычные скрипки, виолончели или гитару.

Мы собрали (и продолжаем собирать) самые необычные музыкальные инструменты со всего света, разобрались в истории их возникновения и нашли лучшие примеры звучания.

Барсуквокс/Барсукмин (Badgermin)

Изображение барсуквокса (Badgermin) с сайта NervousSquirrel.com.

В 2012 году таксидермисту и любителю музыки Дэвиду Кранмеру пришла в голову невероятная идея: поместить терменвокс () внутрь чучела… барсука!

Инструмент создан в единственном экземпляре на базе набора PAiA Theremax Kit, состоящим из панели управления терменвоксом, двух 8 мм антенн и необходимых для коммутации кабелей. Первое выступление с использованием барсуквокса состоялось 1 января 2012 года.

На специальном сайте Кранмер отмечает, что готов создать терменвокс любого вида по индивидуальному заказу. К примеру, позднее таксидермист создал терменвокс-сову по той же технологии, что использовалась при создании терменвокса из чучела барсука.

Полагаем, мистер Кранмер немного не в себе — музыкальные инструменты у него получаются скорее странные, чем необычные.

Вотерфон


Вотерфоны разных размеров.

Вотерфон изобрел и запатентовал Ричард Уотерс в 1968 году. В качестве музыкального инструмента вотерфон использовался в саундтреке таких фильмов, как «Впусти меня», «Полтергейст» и «Матрица».

Главная роль в инструменте отведена воде, благодаря которой он и звучит. Вотерфон состоит из чаши-резонатора из нержавеющей стали и множества бронзовых стержней различной длины, расположенных по краю чаши. Звуки извлекаются при помощи смычка, резиновых молоточков, пальцев и всего, что может создавать вибрации. Движение воды внутри чаши изменяет звучание вотерфона.

https://www.youtube.com/watch?v=foSJstDFDfg Video can’t be loaded: Waterphone Demo: Waters-Hubbert (https://www.youtube.com/watch?v=foSJstDFDfg)

Звучание инструмента сравнивают с пением китов. По словам самого Уотерса, однажды Джим Ноллмен, друг изобретателя, играл на вотерфоне посреди океана. Уотерс утверждает, что импровизированный концерт недалеко от Гавайев привлек внимание синих китов, которые окружили Ноллмена и не уплывали до тех пор, пока мужчина не закончил выступление.

Гипербасовая флейта (Флейта-гипербас)


Первая версия гипербасовой флейты.

Гипербасовая флейта — самый большой и низкозвучащий деревянный духовой инструмент, длина которого может достигать 15 метров. Первый экземпляр гипербасовой флейты был создан флорентийским мастером Франческо Ромеи для итальянского флейтиста Роберто Фаббричиани, выступившего в роли спонсора проекта. Именно Фаббричиани назвал инструмент гипербасовой флейтой (англ. Hyperbass Flute, итал. Flauto Iperbasso) .

Инструмент звучит на четыре октавы ниже, чем обычная концертная флейта (на 3 октавы ниже басовой флейты, на 2 октавы ниже флейты-контрабас и на одну октаву ниже двойной флейты-контрабас). Нижняя нота — C0 (До субконтроктавы), что делает звучание гипербасовой флейты на одну октаву ниже обыкновенного фортепиано. Нижний звук инструмента звучит на частоте 16 Hz, выходя за рамки возможностей человеческого слуха, различающего звуки в диапазоне от 20 до 20 000 Hz.

https://www.youtube.com/watch?v=ospGzeUncmI Video can’t be loaded: Mr Galway meet the hyperbass flute (https://www.youtube.com/watch?v=ospGzeUncmI)

В качестве материалов корпуса выступают ПВХ и дерево. Отверстия флейты прикрываются всей рукой, а инструмент не имеет привычных клавиш.

Керамическая гитара


Керамическая гитара в руках Дэна Эрлвайна.

Неизвестно, кто создал керамическую гитару, но первым на необычный музыкальный инструмент обратил внимание американец Дэн Эрлвайн.

В 1963 году Эрлвайн устроился на работу подмастерьем в мастерскую Herb David Guitar Studio в городе Энн-Арбор, штат Мичиган (США), где начал осваивать азы ремонта и изготовления гитар. К середине 2000-х годов Эрлвайн превратился из подмастерья в уважаемого гитарного мастера, а количество гитар, прошедших через его руки, исчисляется десятками тысяч.

Эрлвайн признается, что за все время работы повидал множество самых причудливых гитар, но самым необычным инструментом стала керамическая гитара, оказавшаяся в руках Дэна в середине 2016 года. Информации о том, кто первоначально изготовил этот инструмент нет, как нет и информации о технологии производства керамической гитары.

Колесная лира (Hurdy-Gurdy)


Уличный музыкант с колесной лирой.

Струнный язычковый инструмент известен в Европе с конца XII века под названием «органистр», а древнейшие изображения колесной лиры, датирующиеся 1175 и 1188 годами, были обнаружены в английской книжной миниатюре и на барельефе собора Святого Иакова в Испании. Самая старая колесная лира, дошедшая до наших дней, относится к XII веку и представляет собой громоздкий инструмент для игры двух человек — один вращает ручку, а второй изменяет положение стержней.

С появлением в XIII веке облегченной колесной лиры, инструмент стал обязательным атрибутом средневековой культуры менестрелей. Лира потеряла популярность в XV веку: к тому времени колесная лира считалась инструментом бродяг и нищих. Возвращение популярности инструмента пришлось на XVIII век, когда лира приобрела популярность среди французской аристократии.

В России колесные лиры появились около XVII века, также ассоциируясь с бродягами, нищими и скоморохами, исполняющими незатейливые и шутливые песни под аккомпанемент инструмента. Несмотря на непростое отношение со стороны людей, в России колесная лира приобрела статус русского народного инструмента.

https://www.youtube.com/watch?v=QHmML7bu-iM Video can’t be loaded: Matthias Loibner hurdy gurdy master (https://www.youtube.com/watch?v=QHmML7bu-iM)

Во время игры лиру кладут на колени, извлекая звуки при помощи вращения ручки колеса и изменения положения стержней, с которыми связаны струны. Количество струн достигает 11 штук: большая часть из них вибрирует монотонно и одновременно в результате трения о колесо, а 1-4 отдельных струны воспроизводят мелодию.

Звучание колесной лиры отличается мощью, монотонностью и минорным гнусавым оттенком, вызывая ассоциации с музыкой народов Среднего Востока. Во многом качество звука зависит от точного центрирования колеса и гладкости его поверхности.

Кошачье фортепиано/Кошачий клавесин/Кошачий орган


Изображение кошачьего фортепиано из книги «Magia Naturalis naturae et artis» (1657) Гаспара Скотта, ученика Афанасия Кирхера.

Подтвержденных сведений о существовании реального прототипа кошачьего фортепиано не существует, а сам инструмент описывается только в литературе XIX века в виде гротескной идеи. Тем не менее, мы не могли не включить его в список необычных музыкальных инструментов.

Описание кошачьего фортепиано первым сделал немецкий ученый Афанасий Кирхер в середине 1650-х годов. Согласно Кирхеру, инструмент состоит из цепи из 7-9 кошек, зафиксированных на одном месте, чьи хвосты связаны с клавиатурой. Кошки и коты подбираются по высоте тона мяуканья. Нажатия клавиш тянуло животных за хвосты, которые начинали кричать от боли. Таким образом, описанный немцем инструмент ближе к клавикорду, чем фортепиано, которое во времена Кирхера не существовало.


Упоминание о подобном инструменте (независимо от описаний Кирхера) встречается в произведении «Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях» французского писателя Жана-Батиста Векерлена, написанном в 1887 году. Векерлен рассказывал об инструменте «пиганино» (от англ. Pig — свинья) , в котором в качестве источника звука использовались свиньи.

Кризалис


Кризалис.

Струнный музыкальный инструмент под названием «Кризалис» сконструирован Крисом Форстером в 1975 году. Форстер признается, что дизайн инструмента создавался под влиянием каменных календарей ацтеков. Изобретатель описывает звучание инструмента, как игру ветра на арфе.

Идея создания кризалиса пришла в голову Крису в тот момент, когда его заинтересовала возможность использовать колесо с натянутыми струны в качестве музыкального инструмента. Кризалис представляет собой два деревянных колеса, на которые натянуто по 82 струны. Во время игры колеса свободно вращаются в противоположных направлениях.

Никельхарпа


Современная никельхарпа.

Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».

Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.

В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.

Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.

Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.

Октобас


Гуро Мё играет на октобасе в рамках фестиваля Only Connect, Осло, Швеция.

Самым крупным по размерам и низким по звучанию смычковым инструментом считается октобас, также именуемый октавный контрабас или субконтрабас.

В основе инструмента лежит суждение некоторых мастеров о том, что размеры контрабаса слишком малы для произведения достаточно низких звуков. Первый экземпляр октобаса был создан французским скрипичным мастером Жаном Батистом Виййомом в 1850 году.

Инструмент поражал воображение размером и низким звуком, но большой популярности не снискал — тяжелый и громоздкий, предназначенный для игры вдвоем (один октобасист зажимает струны, второй использует смычок) октобас был дорог и неудобен, да и необходимость наличия в оркестре вызывала много вопросов. Тем не менее, некоторые композиторы писали партитуры специально для октобаса: услышать звучание инструмента можно в произведениях Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса.

История современного октобаса начинается с американского мастера Джона Гейера, создавшего четырехметровую версию инструмента ближе к концу XX века. Гойер оснастилоктобас тремя струнами, настроенными на ноты C0 (До субконтроктавы, находится за гранью возможностей человеческого слуха), G0 (Соль субконтроктавы) и D1 (Ре контроктавы). Что же касается практического диапазона инструмента, то он невелик — от С0 (До субконтроктавы) до А1 (Ля контроктавы).

https://www.youtube.com/watch?v=0esCcp7pOj8 Video can’t be loaded: The «Jaws» theme on the octobasse (https://www.youtube.com/watch?v=0esCcp7pOj8)

Из-за огромных размеров октабаса, играть на нем можно как самостоятельно, так и вместе с другим музыкантом, стоя на специальном табурете. Техника игры аналогична игре на контрабасе или скрипке.

Паноптикон (Singing Ringing Tree)


Один из четырех паноптиконов (The Singing Ringing Tree), установленный в графстве Ланкашир.

Паноптикон, также именуемый Singing Ringing Tree (досл. с англ. «Поющее звенящее дерево») — музыкальный инструмент и, по совместительству, скульптура в виде набора выложенных в форме дерева труб, издающих звук за счет дуновений ветра. Скульптура установлена на вершине холма недалеко от британского города Бернли в графстве Ланкашир.

«Дерево» возвели в 2006 году, как часть серии «Паноптиконы», состоящей из четырех скульптур. Проект создан британскими дизайнерами Майком Тонкином и Анной Лью в рамках развития Восточного Ланкашира и повышения туристической привлекательности региона за счет создания серии необычных искусственных и природных арт-объектов.

Паноптикон представляет собой конструкцию трехметровой длины, состоящую из нескольких десятков труб из гальванизированной стали. Проходящий сквозь трубы ветер приводит к появлению немного нестройного звука, напоминающего хоровое пение. Диапазон звучания разнится в пределах нескольких октав.

Некоторые трубы выступают как элементы декора и общей композиции, в то время как остальные служат источником звука. Гармонические и певческие качества «дерева» зависят от силы ветра, наличия отверстий и выемок внутри труб, а также их длины.

Пирофон/Пирофонический орган


Один из пирофонов, сконструированных Кастнером, в Историческом музее Страсбурга.

Пирофон (также встречаются названия «пирофонический орган», «огненный орган», «взрывной орган») — музыкальный инструмент, изобретенный и запатентованный в XIX веке физиком и математиком французско-немецкого происхождения Георгом Фридрихом Ойгеном Кастнером совместно с французским музыковедом Альбером Лавиньяком. Кастнер с детства увлекался наукой, а одной из самых известных работ ученого считается исследование «поющего пламени», появляющегося во время горения светильного газа в стеклянных трубках определенной длины.

В 1875 году Кастнер опубликовал брошюру «Поющие огни» (фр. «Les flammes chantantes») , которая вызвала интерес и привлекла внимание общественности к изобретенному инструменту. Одним из первых музыкантов, освоивших пирофон, считается Анри Дюнан — основатель Красного креста и близкий друг матери Кастнера.

https://www.youtube.com/watch?v=Ao3jh3Rk6xY Video can’t be loaded: Michel Moglia. Les Chants Thermiques de l’Orgue à Feu. Performance à Dunkerque. (https://www.youtube.com/watch?v=Ao3jh3Rk6xY)

Первый образец пирофона состоял из ряда стеклянных трубок разной длины соединенных с клавиатурой, клавиши которой управляли потоками пламени в каждой из трубок. Кастнер постоянно работал над совершенствованием пирофона: постепенно инструмент учился более точно контролировать пламя. В качестве топлива для пирофона использовался пропан, хотя позднее появились мобильные версии инструмента, подсоединенные к небольшим бочкам или цистернам с бензином, а также варианты пирофона с применением водорода.

Тем не менее массовое производство наладить не удалось, а один из первых экземпляров пирофона взорвался во время игры и ранил музыканта. В настоящее время пирофон не используется, не производится и практически не применяется в музыке.

Реактейбл


Реактейбл.

Реактейбл (Reactable) — мультимедийный музыкальный стол, поверхность которого одновременно служит для ввода и вывода информации. Интуитивно понятный интерфейс не требует от пользователя специфических знаний и позволяет в буквальном смысле прикоснуться к созданию музыки.

Основной принцип работы инструмента позаимствован у модульных аналоговых синтезаторов фирмы Moog, в которых для синтеза звука используется система специальных сот, связанных при помощи кабелей. В случае с реактейблом, в качестве основы используются программные патчи, а роль сот выполняют специальные блоки, выполненные в форме разнообразных геометрических фигур.

https://youtu.be/Mgy1S8qymx0 Video can’t be loaded: ReacTj — ReacTable Trance live performance #2 (https://youtu.be/Mgy1S8qymx0)

Каждый из блоков содержит определенную информацию. При контакте с рабочей поверхностью стола на процессор системы поступает сигнал, преобразующийся в звуковое и визуальное сообщение. Положение и ориентация блока в пространстве изменяют параметры звучания — так, разные положения одного блока влияют на итоговую громкость, тональность и скорость извлечения звука.

Реактейбл создан группой европейских инженеров из барселонского университета Помпеу Фарба, а за разработку опытного образца отвечали Сержи Жорда, Маркос Алонсо, Мартин Кальтенбруннер и Гюнтер Гейгер.

Симфонический дом (Symphonic House)


Симфонический дом (Symphonic House). Вид снаружи.

Симфонический дом (Symphonic House) — это загородный коттедж на берегу озера Мичиган (США). Необычный проект дома-инструмента реализовали архитектор Дэвид Ханауолт и музыкант и мастер по изготовлению музыкальных инструментов Билл Клоз. Работа над симфоническим домом потребовала от создателей проведения исследования на предмет поиска идеальных гармоний в вибрациях, резонансе и геометрии помещений.

По признанию Клоза и Ханауолта, ими двигало желание узнать, возможно ли увеличить размер музыкального инструмента настолько, что внутри него сможет свободно перемещаться человек. «Находиться внутри инструмента и одновременно играть на нем позволяет почувствовать звук всем телом», — делятся авторы проекта.

Внутри и снаружи дома натянуты струны, длина которых достигает шести метров. В целях безопасности сила натяжения струн не превышает 43 килограммов. Для игры нужно надеть пропитанные специальным порошком хлопковые перчатки, защищающие струны от пота и частичек грязи, которые могут стать причиной коррозии и других разрушительных процессов.

https://youtu.be/cjV31bw2bGQ Video can’t be loaded: David Hanawalt & William Close: The Symphonic House (https://youtu.be/cjV31bw2bGQ)

Звучание симфонического дома отличается глубиной и богатством и чем-то напоминает виолончель или альт с более насыщенным верхом. Помимо физического воздействия на человека, дом начинает «петь» от порывов ветра, вызывающих колебания струн.

Скрипка Штроха


5-струнная скрипка Штроха.

До того, как человечество научилось подзвучивать музыкальные инструменты при помощи усилителей и колонок, музыканты искали способы сделать звучание любимых инструментов громче.

Немецкий изобретатель Иоганн Штрох в конце XIX века решил задачу самым простым методом, скрестив скрипку и трубу. Получившийся инструмент получил название «Скрипка Штроха» и внешне напоминал обыкновенную скрипку, к которой приделан раструб. Таким образом, в качестве резонатора выступает не деревянный корпус скрипки, а алюминиевый раструб.

Использование раструба сделало звучание скрипки громче и сфокусированнее, а инструмент пришелся по душе театральным и гастролирующим музыкантам — легкая и громкая, скрипка Штроха позволяла насладиться выступлением музыкантов всем собравшимся слушателям и зрителям.

https://www.youtube.com/watch?v=_ibIpex2tKY Video can’t be loaded: Violon violin trumpet Violon trompette.This is unbelievable! (https://www.youtube.com/watch?v=_ibIpex2tKY)

С появлением микрофонов и электроскрипок популярность инструмента пошла на убыль. Тем не менее, в начале XX века на территории Молдавии и Румынии появилась (независимо от изобретения Штроха) собственная разновидность скрипки с резонаторным раструбом, позаимствованным у граммофона.

Что касается современных музыкантов, то услышать звучание скрипки Штроха можно в некоторых записях Тома Уэйтса, Горана Бреговича и группы Bat for Lashes.

Сталактитовый орган


Сталактитовый орган (The Great Stalacpipe Organ).

Уникальный и необычный музыкальный инструмент, расположенный в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США. По сути — это полноценный орган, созданный внутри пещеры из естественных природных материалов. В книге рекордов Гиннеса сталактитовый орган признан «Самым крупным подземным инструментом естественного происхождения».

Инструмент создан математиком Лиландом Спринклом в 1956 году. По легенде, сын Спринкла ударился головой о низко висящий сталактит, а звук удара произвел впечатление на ученого, оценившего акустические характеристики пещеры.

У Спринкла ушло несколько лет работы на то, чтобы добиться идеального звучания инструмента и полноценного функционирования сталактитового органа. Звуки, производимые инструментом, слышны на всей площади пещеры, составляющей 14 км².

https://youtu.be/7ys5fdrsAUM Video can’t be loaded: The Stalacpipe Organ on «Ripley’s Believe It or Not» (https://youtu.be/7ys5fdrsAUM)

Управляющая консоль органа была разработана компанией Klann Organ Supply по проекту Спринкла. К обработанным камням подведены провода, по которым на закрепленные молоточки передаются специальные сигналы, появляющиеся после нажатий на клавиши инструмента. Молоточки ударяют по камням, извлекая звук.

В 2011 году шведско-финский музыкальный коллектив «Pepe Deluxe» стал первой группой, записавшей собственную музыкальную композицию с использованием сталактитового органа. Композиции с применением органа вошли на альбом «Queen Of The Wave», вышедший в 2012 году.

Сегодня внутри пещеры проводятся экскурсии, по окончанию которых любой желающий может приобрести диски с записью музыки, исполняемой органистом Монти Максвеллом.

Стеклянная гармоника


Стеклянная гармоника с модифицированной конструкцией: вместо стаканов внутри используются фарфоровые чаши.

Прародителями стеклянной гармоники послужили самые обыкновенные стаканы, игра на которых была известна в Европе с середины XVII века. С годами изобретательность и уровень мастерства музыкантов неустанно рос, а вместе с ними росла и популярность инструмента.

Прибывший в 1757 году в Лондон Бенджамин Франклин не смог устоять перед необычным звучанием стаканов, что вдохновило его на создание стеклянной гармоники. Заменив посуду на стеклянные полусферы, Франклин поместил полусферы на железную ось, которая вращалась при помощи ножной педали.

Нижние края полусфер погружались в ящик-резонатор, наполненный водой, что позволяло равномерно увлажнять стеклянные емкости. В свою очередь прикосновения пальцев музыканта к влажным полусферам приводило к появлению нежного и приятного звука.

В течение XVIII-XIX вв. обновленный инструмент пользовался огромной популярностью. Так, стеклянную гармонику в партитуры собственных произведений вводили Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Рихард Штраус и многие другие композиторы. Тем не менее, в среде композиторов находились и противники гармоники, считавшие, что звук инструмента пугает животных, негативно влияет на душевное состояние людей, приводит к преждевременным родам и расстройству рассудка. Дело дошло до того, что в начале XIX века в некоторых городах Германии использовать стеклянную гармонику запретили, что вскоре привело к «вымиранию» музыкального инструмента.

В XX веке к стеклянной гармонике вновь начали проявлять интерес, а инструмент смог покинуть стены музеев и частных коллекций. С течением времени внешний вид инструмента всячески изменялся, но идеи Франклина оставались основополагающими.

Терменвокс


Игра на терменвоксе.

Терменвокс создан в Петрограде в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Фактически, Термен изобрел первый в истории человечества электронный музыкальный инструмент, но на этом уникальность терменвокса не заканчивается: звукоизвлечение происходит не за счет физического воздействия на инструмент, а благодаря движению рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи специальных антенн.

Терменвокс предназначен для исполнения музыкальных композиций любых музыкальных жанров. При этом популярностью инструмент пользуется не только в среде любителей-экспериментаторов, но и профессиональных музыкантов. Помимо исполнения музыки, терменвокс может создавать разнообразные звуковые эффекты, находящие применение в кинематографе, мультипликации, театральном и цирковом искусстве.

Существует несколько разновидностей терменвокса, отличающихся особенностями конструкции и функционалом. В классическом терменвоксе изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как левая антенна отвечает за громкость звука. В более поздних моделях, спроектированных другими инженерами, в конструкцию инструмента добавили регуляторы, позволяющие производить куда больше манипуляций со звуком. Несмотря на кажущуюся простоту, освоение терменвокса требует немалых усилий.

Флуба


Джим Селф играет на флубе.

Своим появлением флуба обязана легендарному тубисту Джиму Селфу и производителю духовых инструментов Роббу Стюарту.

Флуба — гибрид флюгельгорна и тубы или флюгельгорн размером с тубу. Принципы игры идентичны любому духовому инструменту, а звучание напоминает что-то среднее между инструментами-донорами.

http://www.oddmusic.com/clips/fluba.mp3

Яйбахар/Яйбахаж (Yaybahar)


Яйбахар в доме.

Яйбахар (на турецком название звучит «Яйбахаж») придуман и сконструирован турецким музыкантом Гёркемом Шеном в 2014 году, и сочетает одновременно элементы ударных и смычковых инструментов.

Трудно поверить, но яйбахар — полностью акустический музыкальный инструмент. Колебания струн передаются через витые пружины к деревянной мембране, а звук, отражаясь от мембраны, передается обратно на пружины, что приводит к возникновению новых колебаний.

AlphaSphere


AlphaSphere (Альфа Сфера).

Возможности AlphaSphere понравятся любителям электронной музыки, а звучание и внешний вид инструмента позволяют усомниться в земном происхождении AlphaSphere.

Первые наработки инновационного инструмента были сделаны Адамом Плэйсоном в 2007 году во время обучения на факультете музыкальных и визуальных искусств Бристольского университета (Великобритания). Необычный проект не остался без внимания администрации учебного заведения — в скором времени молодому изобретателю выделили грант в размере £50 000 на реализацию проекта.

В основе необычного музыкального инструмента — 48 чувствительных к силе и скорости нажатий пэдов и небольшой компьютер, работающий на платформе Max/MSP, чье программное обеспечение AlphaLive совместимо с любыми MIDI-системами. AlphaSphere может подключаться к другим компьютерам или синтезаторам для расширения собственных звуковых возможностей и загрузки новых сэмплов. Пользователь может настраивать подсветку устройства и запрограммировать любую зону на 8 разных тембров или мелодий, переключение которых осуществляется за счет разной силы нажатия на пэды.

Marble Machine


Создатель Marble Machine Мартин Молин играет на инструменте.

Этот необычный музыкальный инструмент изобрел шведский музыкант Мартин Молин. Молин рассказывает, что на конструирование Marble Machine у него ушло около 14 месяцев непрерывной работы.

https://www.youtube.com/watch?v=IvUU8joBb1Q Video can’t be loaded: Wintergatan — Marble Machine (music instrument using 2000 marbles) (https://www.youtube.com/watch?v=IvUU8joBb1Q)

Marble Machine — механическое деревянное устройство из 3 000 частей, за звукоизвлечение которого отвечают 2 000 металлических шариков, непрерывно движущихся по воронкам, шкивам и трубам.

14 января 1690 года в Германии был изобретен кларнет.

В Нюрнберге выдающийся мастер Иоганн Кристоф Деннер усовершенствовал старинную свирель и создал духовой язычковый музыкальный инструмент в форме тонкой трубы из дерева. Вот пять музыкальных инструментов, изобретенных в Германии.

Кларнет

Хотя кларнет был изобретен в конце XVII века, в музыке он активно используется со второй половины XVIII века. Инструмент применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, теплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Концерты для кларнета создавали такие выдающиеся композиторы, как Моцарт, Вебер, Брамс.

Губная гармошка

Губная гармоника - язычковый пневматический музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, губная гармоника не имеет клавиатуры, вместо нее используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Гармонику в современном виде изобрел Христиан Фридрих Людвиг Бушман в 1821 году. Непосредственным предком гармоники является восточный орган, который попал в Европу из Китая в середине XVIII века.

Хотя губная гармоника появилась в Германии, она стала более популярна в США. Чаще всего она используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

Гармонь

Гармонь - известнейший язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Точной информации о происхождении гармони нет. Некоторые считают ее русским изобретением, но основная версия гласит, что гармонь была изобретена в Германии в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Христианом Бушманом.

Конструкция гармони состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента, а на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Гармонь получила огромную популярность в России в XX веке. В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа русских солдат было отправлено около 12 тыс. гармоней, а осенью того же года - уже более 60 тыс.

Альтовая флейта

Альтовая флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, сконструированная немецким инструментальным мастером Теобальдом Бёмом около 1854 года. По строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов. Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее.

Альтовая флейта применяется, как правило, в оркестре, для получения специфических низких звуков особого тембра, но во второй половине XX века также начала использоваться как ансамблевый и сольный инструмент. Одним из первых ее использование предписал Римский-Корсаков в опере-балете «Млада» (1890 год).

Туба

Туба - широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. В 1835 году немецкие мастера музыкальных инструментов Вильгельм Виприхт и Карл Мориц в ходе экспериментов с серпентами и басовыми офиклеидами создали басовый инструмент и назвали его тубой. Из-за неудачных мензурных отношений и конструкции мастера забросили свое изобретение. Но патент на инструмент был получен 12 сентября 1835 года. Позднее инструмент уовершенствовал во второй четверти XIX века изобретатель музыкальных инструментов Адольф Сакс, который также является создателем саксофона. Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а также мягким и певучим тембром в верхнем.

Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Инструмент часто используется в джазовой, а также камерной музыке.






Метки:

Что может быть удивительного и необычного в Вашей гитаре, ба- рабанах или синтезаторе? Разве можно как-то ещё координально усовершенствовать такие привыч- ные музыкальные инструменты? Наш ответ – ещё как можно!!=)

Уже сегодня можно увидеть эти самые необычные музыкальные инструменты будущего . И как раз о таких музыкальных инструментах пойдёт речь в сегодняшней нашей статье. Кстати, хочу напомнить, что про необычные виды медиаторов для гитары мы уже поговорили.

Наш современный мир неудержимо набирает обороты в сфере новых технологий! Они меняют наши воззрения, наше мышление – они меняют нас! Сегодня «продвинутый» человек должен быстро «ловить волну» iPad-ов, TouchPad-ов, Tablet-ов, Android-ов и тому подобных кибер-новинок, иначе он останется «за бортом». И у меня возник вопрос, как же новые технологии внедряются и синтезируются с такими привычными для нас музыкальными инструментами? На чём же мы будем играть через пару десятков лет??? Как будет выглядеть гитара будущего ?

К чему же готовят нас и к чему готовиться нам, читаем по порядку в моих развед-данных:)

Различные виды музыкальных инструментов будущего

Hyper Touch: сенсорная гитара без струн


Наш первый экспонат из серии необычных музыкальных инструментов будущего - это оригинальный концепт дизайнера-меломана Макса Баттаглиа (Max Battaglia), который продемонстрировал новый подход к традиционной электрогитаре. Вместо струн на грифе этого удивительного музыкального инструмента используется сенсорная панель, которая имеет различные настройки и режимы (например, режимы 6-ти струнной и 12-ти струнной гитары), что, по мнению новатора, даст новые возможности в извлечении звука. Ну, спасибо ему, что хоть форму корпуса этой гитары будущего оставил привычной (и, кстати, вполне естественный рычажок бриджаJ), в отличие от следующего инструмента.


Kitar Guitar

И вот опять, никаких привычных струн, просто какой-то родственник контроллера для Guitar Hero! Но на самом деле, как утверждает Компания Misa Digital, это полноценный музыкальный инструмент - необычный гибрид синтезатора и гитары будущего . Kitara Touchscreen оснащен 8-дюймовым сенсорным дисплеем и кнопками на грифе. По аналогии с синтезатором в памяти инструмента записаны сотни различных звуков. В продаже она появилась уже в конце 2011 года и ее стоимость колеблется от 850$ до 2500$. Что ж, попробовать было бы интересно, дизайн этого очередного необычного музыкального инструмента подкупает. =)



iTar – гитара будущего

ITar – этот будущего является разработкой компании Starr Labs, представляет собой синтез кнопочного грифа и популярного планшета iPad. Эта необычная гитара будущего (хотя очень сомнительно применять к этому устройству слово «гитара») может смело выполнять функции и других самых разных музыкальных инструментов – ударных, баса, или клавишных, для которых запускаются специальные приложения. В использовании все довольно просто: на дисплее появляются струны, а футуристический гриф выступает в качестве обычного гитарного грифа. Но, на мой взгляд, это, конечно, игрушка, а не музыкальный инструмент для настоящего музыканта.

Сегодня уже никого не удивишь электронными барабанными установ- ками, Drum Pad-ами и различными контроллерами, но одна очень занят- ная разработка швейцарской компании «PANART » не перестаёт поражать воображение людей, хотя и была создана ещё в далеком 2000 году.

Hang Drum – это совершенного необычный музыкальный инструмент , он же «ручной барабан», внешне напоминает инопланетную летающую тарелку, извлекать звук из этого чудо-устройства можно разными способами. Например, играть кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Состоит этот уникальный музыкальный ударный инструмент из двух соединенных металлических полусфер. Верхняя (звучащая) полусфера имеет 8 тональных зон, которые образуют круг из звуков разной тональности. Эта звуковая волна расходится от верхнего купола от более низкой ноты к самой высокой.

Принцип работы этого уникального музыкального инструмента явился результатом многолетних исследований различных металлических и других ударных из разных стран мира: гонги, колокола, поющие чаши, барабаны индейцев Карибского моря, барабаны уду и др. А главное, никаких правил игры на нем не существует, все что нужно - это руки и любовь к музыке. =)

Что в переводе озна- чает «воздушное пианино » - это поистине самый необычный музыкальный инструмент будущего . Игра на нем настолько поражает, что кажется - его создал некий иной разум не отсюда… или известный инженер Омэр Йоша (Omer Yosha).

Музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Звуковой ряд светодиодной панели включает в себя полную октаву. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту, несколько виртуозных движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты. В общем, это волшебство надо видеть!

Благодаря музыкальным инструментам мы можем извлекать музыку - одно из самых уникальных творений человека. От трубы до пианино и бас-гитары, с их помощью было создано бесчисленное количество сложных симфоний, рок-баллад и популярных песен.

Однако в этом списке перечислены некоторые из самых странных и причудливых музыкальных инструментов, существующих на планете. И, кстати, некоторые из них из разряда "разве такое вообще существует?"

Итак, перед вами - 25 действительно странных музыкальных инструментов - в звуке, дизайне или, чаще всего, и в том и другом.

25. Овощной оркестр (Vegetable Orchestra)

Созданный почти 20 лет назад группой друзей, увлекавшихся инструментальной музыкой, Овощной оркестр в Вене стал одной из самых странных групп музыкальных инструментов на планете.

Музыканты делают свои инструменты перед каждым выступлением - полностью из овощей, таких как морковь, баклажаны, лук-порей - чтобы устроить совершенно необычное представление, которое только могут увидеть и услышать зрители.

24. Музыкальная шкатулка (Music Box)



Строительная техника чаще всего шумит и раздражает своим грохотом, сильно контрастируя с небольшой музыкальной шкатулкой. Но была создана одна массивная музыкальная шкатулка, которая объединяет в себе и то и другое.

Этот почти однотонный виброуплотнитель был переоборудован так, чтобы вращаться так же, как классическая музыкальная шкатулка. Он умеет воспроизводить одну знаменитую мелодию - "Знамя, усыпанное звёздами" (гимн США).

23. Кошачье пианино



Хочется надеяться, что кошачье пианино никогда не станет настоящим изобретением. Опубликованный в книге, рассказывающей о странных и причудливых музыкальных инструментах, "Katzenklavier" (также известный как кошачье пианино или кошачий орган) - это музыкальный инструмент, в котором кошки рассажены в октаву в соответствии с тоном их голоса.

Их хвосты вытянуты в сторону клавиатуры с гвоздями. Когда клавишу нажимают, гвоздь болезненно надавливает на хвост одной из кошек, которая и обеспечивает звучание нужного звука.

22. 12-грифовая гитара



Было довольно классно, когда Джимми Пейдж из Led Zeppelin сыграл на сцене на двугрифовой гитаре. Интересно, каково было бы, если б он сыграл на этой 12-грифовой гитаре?

21. Зевсофон (Zeusaphone)



Представьте себе создание музыки из электрических дуг. Зевсофон делает именно это. Известный как "Поющая катушка Тесла" ("Singing Tesla Coil”), этот необычный музыкальный инструмент производит звук, изменяя видимые вспышки электричества, тем самым создавая футуристически звучащий инструмент электронного свойства.

20. Яйбахар (Yaybahar)



Яйбахар - один из самых странных музыкальных инструментов, пришедших с Ближнего Востока. Этот акустический инструмент имеет струны, соединённые с намотанными пружинами, которые воткнуты в центр рамок барабанов. Когда струны играют, вибрации отдаются эхом по комнате, словно эхо в пещере или внутри металлической сферы, создавая гипнотический звук.

19. Морской орган



В мире существуют два больших морских органа - один в Задаре (Хорватия), а другой в Сан-Франциско (США). Оба они работают аналогично - из серии труб, поглощающих и усиливающих звук волн, делая море и его капризы главным исполнителем. Звуки, которые издаёт морской орган, сравнивают со звуком воды, попавшей в уши, и диджериду.

18. Куколка (Chrysalis)



Куколка - один из самых красивых инструментов в этом списке странных музыкальных инструментов. Колесо этого инструмента, построенного по модели массивного, круглого, каменного календаря ацтеков, вращается по кругу с натянутыми струнами, производя звук, похожий на идеально настроенную цитру.

17. Клавиатура Янко (Janko Keyboard)



Клавиатура Янко выглядит, как длинная, неправильная шахматная доска. Разработанное Паулем фон Янко (Paul von Jankó), это альтернативное расположение клавиш пианино позволяет пианистам играть такие музыкальные произведения, которые невозможно сыграть на стандартной клавиатуре.

Хотя клавиатура выглядит довольно сложной для игры, она воспроизводит такое же количество звуков, как и стандартная клавиатура, и на ней легче научиться играть, поскольку изменение тональности требует от музыканта всего лишь перемещения рук вверх или вниз, без необходимости смены аппликатуры.

16. Симфонический дом



Большинство музыкальных инструментов являются портативными, и Симфонический дом явно не входит в их число! В данном случае музыкальным инструментом является целый дом в Мичигане площадью 575 квадратных метров.

От противоположных окон, позволяющих проникать звукам прибрежных волн неподалёку или шума леса, до ветра, дующего через длинные струны своеобразной арфы - весь дом резонирует от звука.

Самый большой музыкальный инструмент в доме - это две 12-метровые горизонтальные балки из древесины анегри с натянутыми вдоль них струнами. Когда струны звучат, вся комната вибрирует, придавая человеку ощущение присутствия внутри гигантской гитары или виолончели.

15. Терменвокс (Theremin)

Терменвокс - один из самых первых электронных инструментов, запатентованный в 1928 году. Две металлические антенны определяют положение рук исполнителя, изменяя частоту и громкость, которые преобразуются из электрических сигналов в звуки.

14. Унцелло (Uncello)

Больше похожий на модель вселенной, предложенную Николаем Коперником в XVI веке, унцелло - это комбинация дерева, колышков, струн и удивительного нестандартного резонатора. Вместо традиционного корпуса виолончели, который усиливает звук, в унцелло используется круглый аквариум, чтобы издавать звуки во время игры смычком по струнам.

13. Гидролофон (Hydraulophone)



Гидролофон - это музыкальный инструмент новой эпохи, созданный Стивом Манном (Steve Mann), который подчеркивает важность воды и служит людям с ослабленным зрением в качестве сенсорного исследовательского устройства.

По существу, это массивный водный орган, на котором играют, затыкая пальцами небольшие отверстия, из которых медленно течёт вода, гидравлически создавая традиционное органное звучание.

12. Байклофон (Bikelophone)



Байклофон был построен в 1995 году в рамках проекта по изысканию новых звуков. Используя раму велосипеда в качестве основы, этот музыкальный инструмент создаёт слоистые звуки с помощью циклической системы записи.

В своей конструкции он имеет басовые струны, древесину, металлические телефонные колокольчики и другое. Звук, который он производит, на самом деле нельзя сравнить ни с чем, потому что он издаёт широкий спектр звуков от гармоничных мелодий до вступлений научно-фантастических передач.

11. Арфа Земли (Earth Harp)



Чем-то похожая на Симфонический дом, Арфа Земли является самым длинным в мире струнным инструментом. Арфа с натянутыми струнами длиной 300 метров издаёт звуки аналогично виолончели. Музыкант в хлопчатобумажных перчатках, покрытых скрипичной канифолью, перебирает струны руками, создавая слышимую волну сжатия.

10. Большой сталактитовый орган (Great Stalacpipe Organ)



Природа полна звуков, приятных нашим ушам. Объединив человеческую изобретательность и дизайн с естественной акустикой, Лиланд В. Спринкл (Leland W. Sprinkle) установил в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США, изготовленный по заказу литофон.

Орган производит звуки различной тональности с помощью сталактитов возрастом десятки тысяч лет, которые были превращены в резонаторы.

9. Змей (Serpent)



Этот басистый духовой инструмент с медным мундштуком и отверстиями для пальцев, как в деревянных духовых инструментах, был назван так из-за своей необычной конструкции. Изгибающаяся форма Змея позволяет издавать уникальный звук, напоминающий нечто среднее между тубой и трубой.

8. Ледяной орган



Шведский Ледяной отель, в зимний период полностью построенный изо льда, является одним из самых знаменитых бутик-отелей в мире. В 2004 году американский скульптор по льду Тим Линарт (Tim Linhart) принял предложение построить музыкальный инструмент, который соответствовал бы тематике отеля.

В итоге Линарт создал первый в мире ледяной орган - инструмент с трубами, полностью вырезанными изо льда. К сожалению, век этого необычного музыкального инструмента был недолог - он растаял прошлой зимой.

7. Эол (Aeolus)



Выглядящий, как инструмент, смоделированный на примере неудачной причёски Тины Тёрнер, эол представляет собой огромную арку со множеством труб, улавливающую любое дуновение ветра и преобразующую его в звук, часто издаваемый в довольно жутких тонах, ассоциирующихся с посадкой НЛО.

6. Неллофон (Nellophone)



Если предыдущий необычный музыкальный инструмент напоминает волосы Тины Тёрнер, то этот можно сравнить с щупальцами медузы. Чтобы сыграть на неллофоне, полностью построенном из изогнутых труб, исполнитель становится в центре и ударяет по трубкам специальными лопатками, тем самым производя звук резонирующего в них воздуха.

5. Шарпсихорд (Sharpsichord)

Будучи одним из самых сложных и странных музыкальных инструментов в этом списке, шарпсихорд имеет 11520 отверстий со вставленными в них колками и напоминает музыкальную шкатулку.

Когда питающийся от солнечной энергии цилиндр поворачивается, поднимается рычаг, перебирающий струны. Затем питание передаётся перемычке, которая усиливает звук с помощью большого рупора.

4. Пирофонический орган (Pyrophone Organ)

В этом списке рассмотрено много различных видов переделанных органов, и этот, возможно, лучший из них. В отличие от использования сталактитов или льда, пирофонический орган производит звуки путём создания мини-взрывов при каждом нажатии клавиш.

Удар по клавише работающего на пропане и бензине пирофонического органа провоцирует выхлоп из трубы, наподобие двигателя автомобиля, тем самым создавая звук.

3. Забор. Любой забор.



Мало кто в мире может претендовать на звание "музыканта, играющего на заборах". На самом деле это может сделать только один человек - австралиец Джон Роуз (Jon Rose) (уже звучит как имя рок-звезды), создающий музыку на заборах.

Роуз использует скрипичный смычок, чтобы создавать резонирующие звуки на плотно натянутых - от колючей проволоки до сетки - "акустических" заборах. Некоторые из его самых провокационных выступлений включают игру на пограничном заборе между Мексикой и Соединёнными Штатами, а также между Сирией и Израилем.

2. Сырные барабаны (Cheese Drums)



Будучи сочетанием двух человеческих страстей - музыки и сыра - эти сырные барабаны являются поистине замечательной и очень странной группой инструментов.

Их создатели взяли традиционную ударную установку и заменили все барабаны массивными круглыми головками сыра, установив рядом с каждой по микрофону, чтобы получались более нежные звуки.

Для большинства из нас их звук будет больше похож на удары палочками, находящимися в руках барабанщика-любителя, сидящего в местном вьетнамском ресторане.

1. Туалетофониум (Loophonium)

Будучи небольшим тубоподобным басовым музыкальным инструментом, играющим ведущую роль в духовых и военных оркестрах, эуфониум не такой уж и странный инструмент.

Так и было до тех пор, пока Фриц Шпигль (Fritz Spiegl) из Королевского Ливерпульского филармонического оркестра (Royal Liverpool Philharmonic Orchestra) не создал туалетофониум: полностью функционирующее сочетание эуфониума и красиво раскрашенного унитаза.

Терменвокс

Многие слышали этот музыкальный инструмент, сами того не подозревая, например, в старых фильмах ужасов.

Терменвокс был изобретен русским ученым Львом Терменом в 1928 году. Он издает довольно необычный, даже немного жуткий вибрирующий звук, который обожают многие андерграунд-музыканты. Однако именно звучание инструмента не позволило ему приобрести широкую популярность. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего и меняется высота звука.

Банджолеле



Несмотря на то что и банджо, и укулеле быстро обрели армию многочисленных поклонников, гибрид этих двух инструментов, банджолеле, популярным так никогда и не стал. По сути дела это очень маленькое банджо, только с четырьмя струнами вместо пяти. Инструмент издает приятный успокаивающий звук, но вот играть на нем людям с большими руками довольно проблематично. Может, именно поэтому, а может, из-за неблагозвучности своего названия банджолеле так и остался нишевым инструментом.

Омникорд



Омникорд — электронный музыкальный инструмент, представленный компанией Suzuki в 1981 году. Звуки в нем создаются путем нажатия на соответствующую аккорду кнопку и удара по специальной металлической пластине. Будучи невероятно простым в использовании, омникорд имел все шансы стать популярным, особенно среди музыкантов-новичков. Но так и не стал. Знаменитая мелодия из песни Clint Eastwood британской группы Gorillaz является, пожалуй, самым известным произведением, сыгранным на этом музыкальном инструменте.

Баритон-гитара



И бас-гитара, и обычная гитара — одни из самых популярных инструментов в мире. Однако, как и в случае с банджолеле, их гибрид, несмотря на глубокое и богатое звучание, особой распространенности не сыскал. Благодаря своей конструкции такие гитары звучат гораздо ниже обычных. В настоящее время их иногда используют в студиях звукозаписи, чтобы придать основной гитарной партии более насыщенный оттенок.

Глюкофон



Несмотря на неблагозвучность своего названия, звуки этот инструмент издает очень даже приятные. Больше всего он похож на металлический ручной барабан. Он состоит из двух чаш, на одной из которых расположены «язычки» барабана, а на другой — резонирующее отверстие. Каждая чаша поддается тонкой настройке.

Инструмент сыскал некоторую популярность среди уличных музыкантов, однако массовым его все-таки назвать нельзя.

Клавитара



В 80-е годы, на волне популярности поп-музыки, этот инструмент почти вошел в мэйнстрим. Почти…

По сути дела это обычный синтезатор, заключенный в пластмассовый гитарный корпус. Как и на предыдущих гибридах, на нем играют в основном лишь по мере необходимости. Одно из его главных достоинств — компактность.

Немногие знают, что Мэтью Бэллами, лидер популярной британской группы Muse, регулярно использует клавитару на своих выступлениях.

Духовой синтезатор «Эви»



«Эви» — самый популярный духовой синтезатор, но по-прежнему неизвестен огромному числу фанатов музыки. Он представляет собой смесь саксофона и синтезатора. Принцип игры на нем практически тот же, что и на саксе. Однако «синтезаторное прошлое» инструмента делает возможным его подключение к компьютеру.

Электрониум



Самый загадочный инструмент в нашей подборке. Он был придуман изобретателем Рэймондом Скоттом. О нем мало что известно, кроме того, что это огромный прототип современного синтезатора. Единственный оставшийся электрониум принадлежит композитору Марку Мазэрсбо, да и тот не работает.

Музыкальная пила



Это пила отличается от обычной только тем, что она может гнуться гораздо сильнее. При игре музыкант упирает один ее конец себе в бедро, а другой конец держит рукой. Звук извлекается специальным смычком. Надо сказать, что необычное звучание пилы можно услышать в композициях некоторых фолк-групп. Однако за пределами жанра этнической музыки она не получила широкого распространения.

«Волны Мартено»



Пожалуй, самый необычный инструмент в подборке. Его изобрел Морис Мартено в 1928 году. Звучание инструмента одновременно напоминает скрипку и терменвокс. Конструкция французского изобретения довольно сложна: при игре музыканту нужно одновременно нажимать на клавиши и дергать за специальное кольцо. Кстати, участник группы Radiohead Джонни Гринвуд ипользовал «Волны Мортено» при записи нескольких песен, придав им неповторимое звучание