Карл Брюллов: произведения и биография художника. Фото и биография Карла Брюллова

Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств. Карл практически не знал матери, которая рано оставила этот мир, был болезненным мальчиком, который практически до 8 лет не вставал с постели, к слову, Брюллов и завершил свой земной путь весьма болезненным.

Строгое отцовское воспитание позволило Брюллову в 10 лет поступить в Академию художеств и стать там признанным мастером. Его обожали и соученики и профессора, он создавал узнаваемые произведения искусства, которые отличались талантом.

В 1822 году он оканчивает Академию с огромным количеством медалей и благодаря гранту отправляется в Италию, где пребывает до 1834 года. Этот период отмечен интереснейшими работами, многие из которых стали классикой искусства. Брюллов наполнен настроениями романтизма, он пишет многое вне рамок канона Академии художеств, но при этом создает нечто невероятно ценное и самобытное.

В 1833 году он создает Последний день Помпеи – картину, которая создала настоящий фурор в мире искусства. В 1836 году он возвращается в Петербург, где проживает до 1849 года.

Петербург стал пространством для продолжения славы художника, которая только упрочилась. Талант Брюллова стал более разнообразным и интересным, он прославился как портретист, много общался с творческой элитой города. При этом Карл Павлович сам, когда-то сказал: «вторые Помпеи мне не написать» и предсказание во многом действительно сбылось.

Карл Великий – как его называли друзья и почитатели, действительно хотел создавать исторические полотна, как подобает выпускникам Академии художеств, но писал портреты и другие «салонные» работы. Он создавал по большей части картины на тему счастья и радости, ведь он сам был весьма больным, согласно печальному диагнозу докторов.

С 1850 года он полностью переезжает на территорию Италии, где пишет собственный автопортрет, ставший наиболее знаменитым. Он проживает в доме А.Титтони, где пишет интересные акварели, оставшиеся в коллекции этой семьи. Заключительной работой Брюллова стал портрет Микеланджело Ланчи его приятеля, археолога.

Подробная биография и творчество

Небольшая статья расскажет о творческом пути великого живописца Карла Брюллова.

Годы юности

Брюллов Карл Павлович родился в Петербурге в 12 февраля 1799 года. Его отец был немцем, в городе и его знали как искусного скульптора. Особенно красиво ему удавалась создавать небольшие миниатюры из дерева. Мальчик с раннего детства стал увлекаться рисованием. У Карлуши, как называли его близкие родственники и друзья семьи, карандаш - это продолжение его рук. В возрасте 10 лет его приняли в Петербургскую Академию искусств, где он и прожил около 12 лет.

Начало творчества

Никто и не сомневался, что юноша закончит Академию на «отлично». В 1819 году он покинул ее территорию и стал развивать в себе свой индивидуальный стиль написания картин. Старший брат Брюллова в тот период занимался возведением Исаакиевского собора и принял его под свою «крышу».

Первое время Карл предпочитал писать портреты. К нему часто обращались первые лица Петербурга – П. Кикин и А. Дмитриев-Мамонов. По просьбе мужчин Карл написал такие известные картины как «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона». Благодаря популярности этих картин, Брюллов получил высокую награду по тем временам - путешествие в Италию на 4 года. Там он прожил не отведенный ему период, а намного больше – 12 лет, в период с 1822 года по 1834 год.

Жизнь и творчество в Италии

Брюллов часто наведывался в музеи Италии, где тщательно изучал творчество, и картины самых известных художников прошлого времени. Особое внимание его привлекла картина Рафаэля под названием «Афинская школа». Карл решается создать ее точную копию и затрачивает на это около 4 лет. В итоге картина произвела настоящий фурор не только на его коллег-художников, но и на тех, кто изначально скептически к нему относился. Во время его нахождения в Италии Брюллов написал такие выдающиеся картины как «Итальянский полдень» (1827 год) и Вирсавия (1832 год).

Карл Брюллов стал известным живописцем. Еще одна картина, давшая ему еще большую популярность и признание – это светский портрет «всадница». В конце концов, художник вновь вернулся к себе на родину, но уже известным и признанным при жизни великим классиком.

Последний период жизни

1843 год стал так же знаменательным в его жизни. Брюллов создал роспись для Исаакиевского собора. Но от написания портретов он не отказывался и активно занимался любимым творчеством. Для семьи Титтони он так же написал несколько портретов.

С юного возраста Карл Брюллов часто болел и был слабым ребенком. В 1847 году он перенес простуду, которая дала осложнение на сердце. Ревматизм вынудил художника провести в кровати почти семь долгих лет.

Врачи настоятельно рекомендовали Брюллову сменить климат России на более теплый тропический. Он поселился на острове Мадейра. Но даже изменение окружающей атмосферы не улучшило его состояние. Он покинул остров и переехал в Манциану в мае 1852 года. Там он и провел остаток своих дней и умер через месяц в июне этого же года (1852).

  • Альбрехт Дюрер

    Альбрехт Дюрер являлся одним из известнейших художников немецкого Ренессанса. Он стал самым лучшим художником в стиле ксилографии (изображение на дереве), также разработал методические рекомендации для достижения успехов в изобразительном искусстве.

  • Катаев Валентин Петрович

    Маленький Валентин родился в Одессе, в 1897 году. Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь. Отец Валентина работал в духовном училище.

  • Выдающийся русский живописец.


    Выдающийся русский живописец. Родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье преподавателя Императорской Академии художеств. В возрасте десяти лет он поступил в Академию художеств. Картина «Нарцисс», написанная Брюлловым в 1819 году, обратила на себя внимание его современников. Дипломной работой художника стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», которая принесла ему не только аттестат I степени Академии художеств, но и большую золотую медаль. В 1822 году с братом Александром, впоследствии известным архитектором, Карл Брюллов отправился в Италию, где проработал почти четырнадцать лет. Это был самый плодотворный период его творчества: жанровые композиции, портреты и живописный шедевр «Последний день Помпеи» принесли художнику европейскую известность. В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств. В Петербурге художник создал неповторимую галерею портретов своих современников: Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, сестер Шишмаревых, А.Н. Струговщикова, Ю.П. Самойловой с Амалией Пачини и ряд других. Он работал над исторической композицией «Осада Пскова войсками Стефана Батория», к сожалению, так и оставшейся незавершенной. С 1843 по 1847 год К.П. Брюллов принимает участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Художник подготовил эскизы росписей аттика под барабаном главного купола и парусов барабана, роспись плафона «Богоматерь во славе». Однако обострение болезни легких вынудило его просить разрешения прервать работу и отправиться для лечения в Италию. Второй итальянский период жизни К.П. Брюллова короткий – около трех лет.

    Скончался К.П. Брюллов 11 июня 1852 года, Марчано, близ Рима. Похоронен в Риме на кладбище Тестаччо.

    Биография и эпизоды жизни Карла Брюллова. Когда родился и умер Карл Брюллов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, изображения и видео.

    Годы жизни Карла Брюллова:

    родился 12 декабря 1799, умер 11 июня 1852

    Эпитафия

    «Искусства мирные трофеи
    Ты внес в отеческую сень,
    И был последний день Помпеи
    Для кисти русской первый день».
    Из стихотворения Евгения Баратынского о Брюллове

    Биография

    Великий русский художник Карл Брюллов прославил себя и свою родину на всю Европу одной-единственной картиной. Хотя он создал множество прекрасных полотен, именно она считается вершиной его творчества. Работа «Последний день Помпеи» была удостоена золотой медали на Парижском салоне в 1834 г. и принесла художнику заслуженную популярность.

    Брюллов родился в семье преподавателя скульптуры Академии художеств, и с самого детства ему было суждено пойти по стезе живописца. Сперва с мальчиком занимался отец, затем он сам поступил в Академию и закончил её так блестяще, что получил стипендию для поездки за границу. Именно там, в Италии, Брюллов увидел своими глазами то, что легло впоследствии в основу его шедевра.

    Карл Брюллов вообще много путешествовал и знакомился с великими мастерами мировой живописи. Он объездил Италию, был в Германии, Испании, Греции, Турции. Самого же его называли «русским Тицианом». Его работы считались образцами «итальянского жанра».

    Брюллов был и замечательным портретистом. Современники восхищались им, а после триумфа в Париже император Николай II рассчитывал на художника как на потенциального придворного живописца. Но этому не суждено было сбыться: Брюллову с его трудным, порывистым характером не удавалось писать то, что было ему не интересно. Только этим и можно объяснить то, что настолько талантливый и известный художник не получил звания академика.


    Личная жизнь Брюллова складывалась не настолько хорошо, как его карьера живописца. Музой и вдохновением художника стала графиня Юлия Самойлова; великолепный портрет её, уходящей с бала, считается одной из наиболее выразительных и значимых работ Брюллова. В возрасте 40 лет художник женился на 18-летней дочери бургомистра Риги, но этот брак продлился всего месяц и завершился громким скандалом.

    В последний период творчества Брюллов создал несколько изумительных работ на религиозную тему. Во-первых, это замечательное «Распятие», которое украсило лютеранскую церковь Петра и Павла в Петербурге. Над этой работой художник работал так напряжённо, что по завершении фигуры Христа, выполненной за день, упал в обморок. Затем последовали росписи Казанского и Исаакиевского собора: последние Брюллов успел, правда, только начать, а доделывать их довелось уже другим художникам.

    В последние годы жизни живописец был нездоров: по настоянию врачей он ездил на Мадейру, затем лечился на водах в итальянском местечке Манциана. Здесь Брюллов и скончался от сердечного приступа.

    Линия жизни

    12 декабря 1799 г. Дата рождения Карла Павловича Брюллова.
    1809-1822 гг. Обучение в Академии художеств.
    1817 г. Первая серьёзная картина Брюллова «Гений искусства».
    1822-1834 гг. Жизнь в Италии.
    1827 г. Создание картины «Итальянский полдень».
    1830-1833 гг. Работа над картиной «Последний день Помпеи».
    1835 г. Путешествие по Греции и Турции.
    1836 г. Переезд из Москвы в Петербург.
    1836-1849 гг. Преподавательская работа в Академии художеств.
    1839 г. Портрет И. Крылова.
    1842 г. Портрет графинии Самойловой («Маскарад»).
    1843-1847 гг. Работа над внутренними росписями Исаакиевского собора.
    1850 г. Поездка в Испанию.
    11 июня 1852 г. Дата смерти Карла Брюллова.

    Памятные места

    1. Дом № 17 по Среднему пр. в Санкт-Петербурге (Дом Брюллова), где художник жил с рождения до 10 лет.
    2. Академия художеств, где Брюллов учился с 1809 г. до 1821 г. и где жил с 1836 г. по 1849 г.
    3. Рим, где жил художник с 1823-1835 гг.
    4. Остров Мадейра, куда Брюллов уехал в 1849 г.
    5. Манциана, Италия, где скончался Брюллов.
    6. Кладбище Монте Тестаччо в Риме, где похоронен К. Брюллов.

    Эпизоды жизни

    В настоящей фамилии Брюллова не было конечной буквы «в»: её было позволено добавить разрешением императора, только когда Карлу было уже 23 года.

    Больше всего Брюллов любил писать, когда кто-то читал ему вслух.

    Фигура Карла Брюллова увековечена в памятнике «Тысячелетие России», установленном в Новгороде в 1862 г., наряду с 15 другими фигурами главных деятелей искусства страны.

    Именно Брюллов сделал так, чтобы будущий знаменитый поэт Тарас Шевченко был освобождён из крепостных. Художник специально создал портрет Жуковского, который затем был разыгран в лотерею, чтобы получить необходимые для выкупа крепостного деньги.


    Подборка картин Карла Брюллова

    Заветы

    «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

    «Мне тесно здесь! я расписал бы теперь целое небо!.. Я изобразил бы все религии народов, а над всеми ими - торжествующее христианство».

    Соболезнования

    «Видимое отличие, или манера Брюллова, уже представляет тоже совершенно оригинальный, совершенно особенный шаг… Его кисть остается навеки в памяти».
    Николай Гоголь, писатель

    «Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал Афинскую школу Рафаэля. А между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали…»
    Александр Пушкин, поэт

    «С самого детства Брюллова в Академии все ожидали от него чего-то необыкновенного… Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись».
    Александр Иванов, художник

    12(23) декабря 1799 года в Петербурге родился Карл Павлович Брюллов. Семья Брюлловых была потомственной художественной. Прадед Карла - Георг Брюллов, орнаментальный скульптор (из французских гугенотов) в 1773 году приехал в Санкт-Петербург У старшего сына Ивана, тоже скульптора, был сын Павел Иванович Брюллов. Он, в свою очередь, являлся академиком орнаментальной скульптуры, живописцем, который и стал впоследствии отцом знаменитейшего художника.

    Маленький Карл рос слабым ребенком, около семи лет он проболел золотухой, которая приковала его в это время к постели. Отец его воспитывал, не смотря на это в строгости. Павел Иванович мог лишить сына завтрака, если тот не выполнил домашнего задания по рисованию. Карл хотел быть похожим на своего отца, видя какой он трудолюбивый, но боялся его, особенно после случая, когда Карл ослушался и получил за это физическое наказание. После него он оглох на левое ухо.

    У Карла Брюллова были старшие и младшие братья. Все они учились в Петербургской Академии художеств. Карл поступил в эту академию в 1809 году. Уже там он отличался среди сверстников своей одаренностью и усердной домашней подготовкой. Брюллов, благодаря своим способностям, пользовался популярностью среди сверстников: те обращались к нему за помощью. Брюллову единственному было позволено заниматься вразрез строгой программы обучения (изначально нужно было пройти копирование, рисование гипсовых фигур и голов, рисование с манекенов и после этого рисование с живой натуры). Карл получил разрешение гораздо раньше рисовать собственные композиции. Первая из них - "Гений искусства" , выполнена пастелью.
    На творчество Брюллова повлияли события, происходившие в стране. А это зарождение декабристского движения, акты террора. Начал подрываться авторитет Александра I.

    В 1819 году Брюллов пишет картину "Нарцисс, смотрящий в воду" . Она показывает его пристрастие рисование с натуры. В этом же году он поселяется в мастерской своего брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана.

    В 1821 году Карл Брюллов заканчивает Академию с первой золотой медалью. Теперь он хочет работать самостоятельно. В это время в искусстве начинают зарождаться новые направления и стили. С 1821 по 1823 годы Брюллов приобщается к идеям классицизма. Особый интерес у него к портретному жанру, хотя в Академии он считался низким родом живописи. Рисует он с натуры своих близких и родственников: чета актеров Рамазановых, своего покровителя статс-секретаря П.А. Кикина, своей старой бабушки.

    В 1821 году в Санкт-Петербурге открывается Общество поощрения художников, для помощи художникам и пропаганде различных направлений искусств. Карл Брюллов и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года они отправились в Рим путешествием Петербург-Рига. Именно перед поездкой их исконной фамилии "Брюллов" было придано русское окончание - "Брюлловы". Путешествие длилось год. В путешествии Брюллов работает по заказам, пишет портреты. Там он открывает для себя творчество Тициана.

    2 мая 1823 года братья прибыли в Рим. В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков. Покоренный грандиозной "Афинской школой" Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.

    В 1827 году он впервые встречается с Юлией Самойловой. Графиня стала для него художественным идеалом, вдохновителем и единственной любовью. С ней он позже отправится в Помпею.

    После 1829 он перестанет обращаться к мифологическим сюжетам в своих картинах, а начинает работать уже полностью в портретном жанре.
    За годы пребывания в Италии Брюллов создал около ста двадцати портретов. Брюллов писал так, что все портреты его были привлекательны. А все потому, что он писал личности, к которым испытывает эмоциональную симпатию. Высшими достижениями Брюллова в области камерного портрета можно назвать портрет князя Г.И. Гагарина, его сына Г.Г. Гагарина, портреты А.Н. Львова, брата Александра. К вершинам этой разновидности портретного жанра должно отнести и цикл автопортретов художника. За проведенные в Италии годы Брюллов создал их несколько.

    Брюллов так же обращался в своих работах к жизни детской и юношеской души. Брюллов пишет свою знаменитую "Всадницу" . Эта блестящая картина сразу поставила его в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Она вызвала сенсацию в Риме.

    Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова. Затем появляется "Итальянское утро" , которое принесло ему широкую известность.Картина покорила всех. Она была вручена Александру I в качестве дара. За "Итальянское утром" следует "Итальянский полдень" , который стала итогом многолетних исканий художника. На ней была изображена уже зрелая женщина, которая отличалась небывалой жизненной силой.

    Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание новой работе Брюллова: Общество поощрения художников и старший брат Федор.

    Однако Брюллову приходится оправдываться, ведь он не собирался сдаваться: "Правильные формы всех между собой сходствуют", то есть подчинение единому канону ведет к похожести героев самых различных по содержанию произведений.

    28 мая 1829 года Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества. Наконец то он свободен в своих творениях. Он достаточно зарабатывает и ощущает себя уверенно. Но главная причина, заставившая его порвать с обществом, скорее всего крылась в том, что уже два года, с лета 1827, когда он впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел монументальной исторической картины. История катастрофы захватила все его мысли. Сначала он создает несколько эскизов, а затем приступает к холсту.

    Для написания полотна он использует археологические раскопки, письма очевидцев, свои наблюдения по месту. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел.

    Брюллов потратил много сил и энергии на эту работу. Всего на работу над "Последним днем Помпеи" ушло долгих 6 лет. Размер его достигал 30 метров.
    После размещения картины наступил настоящий триумф Брюллова. Множество людей приходило посмотреть на шедевр. Потом полотно привезли в Милан. И снова толпы народы, слава, признание. Брюллова стали узнавать неа улице. Художник продолжает плотно работать, писать на заказ. В это время Брюллов получает предложение В.П. Давыдова принять участие в научно-познавательной экспедиции в Малую Азию и на Ионические острова. Во время этого путешествия в 1835 году Брюллов создает серию образов греческих повстанцев - портрет их вождя, инсургента Теодора Колокотрони, композиции "Раненый грек" , "Грек на скале" , "Греческий Инсургент" .

    Природа Греции поразила Брюллова. Раньше он не был увлечен ее, а теперь ее пейзажи появляются в работах художника. Самые яркие из них: "Долина Дельфийская" , "Истомская долина перед грозой" и "Дорога в Синано после грозы" . В экспедиции Брюллов внезапно заболел и ему пришлось отстать от основного движения. Осенью 1835 он 25 декабря впервые в жизни оказывается в Москве. Ну и на родной земле его так же ждал триумф и всенародное признание. Картина Брюллова произвела переворот в русской художественной жизни.

    В это время произошли две встречи, которые оказали большое влияние на творчество и на жизнь Брюллова. Это встречи с С.Пушкиным и Тропининым В.А. Теперь он полностью отдается портретному жанру и именно русского портрета. В этом его посвящал Тропинин.

    С Пушкиным они сразу сошлись и полюбились друг другу. Дружба их продолжалась вплоть до смерти поэта.

    По возвращении в Петербург Брюллов начинает работать в качестве профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему нужно было написать большую картину на тему, утвержденную Академией. Видимо, Брюллов был озадачен таким оборотом дела. Видимо, "Последний день Помпеи" был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора. Таково было высочайшее уважение государя Николая I.

    С 1836 года Брюллов начинает работать по заказу Николая I над огромной картиной "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" , которая никак не соответствует реальным историческим событиям. Все эти нажимы, опека были ненавистно Брюллову.В 1843 году он больше никогда не прикоснется к картине, оставив ее незавершенной.

    Это положил начало тягостным отношениям, наступившим между царем и Карлом Брюлловым. Брюллов стремился к монументальной живописи, к фреске. В 1837 году он изъявил желание расписать фресками стены дворца на темы истории России и обратился с просьбой к царю. Но получил отказ. Все поражались той манере, с какой он относился к самым высокопоставленным особам, а был он достаточно дерзок. Брюллов шел к независимости и искал любой путь к этому.
    Брюллов все продолжает работать в портретном направлении.

    Любовь пришла к художнику в 40 лет. Он познакомился с о одаренной пианисткой Эмилией Тимм, которая была ученицей самого Шопена и дочерью рижского бургомистра. На портрете Брюллова она изображена как утонченно красивая девушка, от которой веет юной свежестью. Но у Эмилии было горькое прошлое. На самом деле под это красотой пряталась грязная связь с родным отцом, и в этом грехе она честно призналась Карлу. Но Брюллов, ослепленный любовью к ней, смог простить. Они обвенчались(1839г.)

    В 1839 году Карл Павлович берется за работу над новым портретом Юлии Самойловой. Она приезжает в Петербург в самый тяжелый период для Брюллова: после его развода с женой. Пройдя все скандалы в обществе, множество оскорблений от отца Эмилии, 21 декабря 1839 г. их брак был расторгнут, как говорят, из-за разницы в возрасте и "нервной возбудимости" художника. Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания. Брюллов чувствует себя потерянным и одиноким. Самойлова поддерживает его, оказывает заботу и нежность.

    Второе название портрета - "Маскарад" . Содержание этого портрета - мир лжи и образ честной, достойной Самойловой, которая выше всего этого.
    Вскоре Самойлова покидает Россию. Брюллов больше не увидеться с нею.

    В 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели. Он разочаровался в своем творчестве, увидев, сколько всего не успел сделать. Четыре года он работал над росписями Исаакиевского собора, но из-за болезни по его картинам работу закончит другой художник. Но больше всего он разочаровался в том, что будучи великим русским живописцем, не создал ни одного масштабного полотна на материале русской истории. В этот период он пишет самый свой лучший автопортрет, написанный в 1848 году. Болезнь вынуждала к уединению. Уединение вело к сосредоточенному размышлению. Автопортрет - итог без малого полувековой жизни. Итог творческих исканий. Итог раздумий. Под внешней недвижностью кроется напряженная работа мысли. Лихорадочно горят глаза. Брови, напряженно сведенные в глубокие складки, тоже выражают работу ума страстную, мучительную. Мышление находит здесь настолько обостренные формы выражения, что оно само воспринимается как активное действие.

    27 апреля 1849 года Брюллов отправляется за границу, чтобы восстановиться после болезни. В путешествии он не перестает работать, пишет портреты - зятя Николая I герцога М. Лейхтенбергского и тех русских, что составляли свиту герцога. Но удовлетворения от работы не получает.

    23 мая 1850 года Брюллов отправился в Испанию. Он побывал в Барселоне, Мадриде, Кадиксе, Севилье. Во время путешествия почти совсем не рисовал. Только смотрел. Смотрел жадно, как в молодости. Лишь в Риме он написал несколько произведений. Два последних года жизни, проведенных в Италии, оказались необычайно плодотворными в творчестве Брюллова. В Риме, как известно, у Брюллова была студия на Via Corso. Он начинает работать в новой манере, по его произведениям видно, что это уже другой Брюллов. Брюллов знакомится с Анжело Титтони, соратником Гарибальди, участником революции 1848 года. Почти два года перед смертью он находится в тесном кругу общения с его семьей.

    Он пишет портреты Анжело Титтони, его братьев-карбонариев, его дочери Джульетты и других его родственников. "Портрет аббата" - в этой галерее образов Брюллов запечатлевает лицо страдающей, угнетенной, но непокоренной борющейся Италии. Новшество в творчестве Брюллова тех лет - обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина "Процессия слепых в Барселоне" находится в Милане. Видно целый ряд новых свойств, которые делают ее совершенно непохожей на прежние жанровые сцены художника. Последние работы Карла Павловича Брюллова - портреты, композиции на политические и драматические современные темы.

    23 июня 1852 года Брюллова не стало в местечке Марчиано близ Рима. Он так и не сумел вернуться на родину. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов Тестаччо.


    Карл Брюллов, произведения которого известны нам с детства, обычно ассоциируется в сознании ценителей искусства с исторической картиной «Последний день Помпеи» и самыми известными его портретами. Главная заслуга художника в том, что он сделал русскую живопись явлением мирового масштаба.

    В чем таятся истоки его мастерства?

    В этом человеке гармонично смешалось несколько национальных стихий (далекие предки – французские гугеноты, близкие – онемеченные французы, ближайшие – обрусевшие немцы). Ко всему этому нужно добавить некровное духовное родство художника с миром Италии. Он удивлял своих современников искренней радостью и взволнованностью картин, особой интонацией и неповторимым настроением сюжетов.

    Были времена, когда брюлловское творчество трактовали как уход от действительности, измену правде. Несомненно, живописца мало интересовала политика и «социальная» правда, так как служил он до самого конца своей жизни одной идее — красоте.

    Самая простая модель получения дохода через интернет

    Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

    />

    Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге в 1799 году. Его отец, живописец-миниатюрист, Павел Иванович Брюлло был потомком одного из французских гугенотов, которые бежали из Франции в период преследований протестантов после указа об отмене Нантского эдикта Людовиком XIV.

    Судьба К. П. Брюллова была предопределена фактом рождения в семье художника. Он, как и все его четверо братьев, учился в Академии художеств, где преподавал отец. До семи лет Карл часто болел и практически лежал в постели. Отец, убежденный масон, не признающий праздность, занимался воспитанием детей с особым пристрастием. Маленького Карла заставляли ежедневно рисовать определенное число рисунков. За невыполнение задания сына оставляли без еды. Один раз за мелкую провинность удар отцовской руки по голове мальчика стал причиной глухоты на одно ухо.

    В 1809 году Карл с братом Александром поступили в Академию художеств. Редкие способности Карла удивили наставников. В 1821 году он успешно оканчивает Академию и становится первым пенсионером Общества поощрения художников. В 1822 году Карл с Александром в качестве пенсионеров ОПХ отправляются в Италию. Перед отъездом с позволения императора Александра I братья добавляют к фамилии букву «в» (таким образом фамилия «Брюлло» была «русифицирована»).

    Около года братья путешествуют по всей Европе, посещают Ригу, Кенигсберг, Берлин, Мюнхен, Дрезден, Падую, Венецию, Болонью, Верону, Мантую.

    Италия была конечной целью большого путешествия. В Риме Брюллов проводит больше 12 лет. Эти годы становятся этапом становления оригинального художника. В связи с громкими и трагическими событиями в европейской и российской жизни происходит отчаянная борьба классицизма и романтизма в искусстве. Участие Брюллова в этой борьбе было косвенным. Основные «сражения» шли в Париже (атака Давида и его ученика Энгра молодыми живописцами под руководством Делакруа). После революции 1789 года в Париж не пускали русских художников, поэтому им пришлось обосноваться в Риме.

    Увлеченный живописью Возрождения, он оставляет в прошлом академические сюжеты. Его новые работы «Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Итальянский полдень», поставившие автора в ряд с известнейшими европейскими живописцами, вызвали непонимание в Обществе поощрения художников, оплачивающего пребывание Брюллова в Италии. В 1829 году Брюллов отказывается от пенсионерства и официально разрывает отношения с ОПХ.

    Причиной разрыва стал не только резкий характер художника, но и его увлечение трагической историей древнеримского города Помпеи. Незадолго до этого в 1827 году он получил заказ от мецената А. Демидова на создание картины «Последний день Помпеи». На эту работу ушло шесть лет. Именно в ней художник нашел ответы на вопросы, волновавшие живописцев того времени. В 1834 году картина, показанная в парижском Салоне вместе с «Алжирскими женщинами» Делакруа и с «Мученичеством св. Симфориона» Энгра, получает Большую золотую медаль. С выставления картины в Петербургской Академии художеств началось настоящее паломничество.

    В то славное время художника вызывает в Россию император Николай I. Отношения императора и Брюллова не ладились из-за свободолюбия художника. Брюллов испытывает некоторые опасения, которые не были напрасными. Николай I, недовольный европейскими настроениями, «закручивал гайки», делая бессмысленным понятие «общественная жизнь».

    В 1835 году А. С. Пушкин писал своей жене:

    «Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи».

    Факт остается фактом: мастер всегда хитро отказывался от предложений написать портрет царя.

    Тем временем в России Брюллова встречают с ликованием. В честь мастера проходят пышные приемы в Москве, Петербурге, Одессе. Приезд в Россию послужил сближению художника с деятелями русской культуры – А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, Е. А. Баратынским, М. С. Щепкиным, В. А. Тропининым, Н. В. Кукольником… Особая теплая дружба художника в те годы завязывается с композитором М. И. Глинкой. Их знакомство состоялось еще в Италии.

    Брюллов постоянно стремился к большой форме. В 1837 году после страшного пожара в Зимнем дворце он просил позволения расписать стены дворца сюжетами из истории России, но царь Николай I ответил на просьбу решительным отказом.

    Им написаны центральные алтарные образы для Петропавловской церкви (построенной по проекту архитектора А. П. Брюллова, брата художника), Троицкого собора в Стрельне, Казанского собора в Петербурге. Он предложил эскизы к росписи плафона Пулковской обсерватории, проектировал роспись храма Христа Спасителя в Москве, участвовал в росписи фресок для Исаакиевского собора.

    «Камерная» живопись казалась Брюллову второстепенной вещью, в ней он чувствовал себя тесно. Однако современники, отдавая должное картине «Последний день Помпеи», прежде всего, ценили художника как великого портретиста.

    В своей крупнейшей исторической картине художник примирил классицизм и романтизм, создав из них некое гармоничное целое, в портретной живописи же он последовательно шел от классицизма к романтизму, а в последних работах – к реализму.

    С 1840 года художника досаждало больное сердце.

    Четыре года жизни с 1843 по 1847 год живописец посвятил росписи Исаакиевского собора. Ему достались самые ответственные участки: купол, фигуры четырех евангелистов в парусах, двенадцать апостолов в барабане, несколько больших композиций на аттике. Эта работа сказалась на здоровье художника.

    В 1849 году он отправился на лечение за границу, на остров Мадейра. Через год Брюллов вернулся в Рим, где сблизился с семейством Анджело Титтони, соратника Гарибальди.

    В 1852 году в Петербург пришло сообщение из Рима о кончине К. П. Брюллова. Похоронили художника на римском кладбище Монте Тестаччо.

    Портретная живопись

    Существуют предположения о противостоянии художника классицистам. Он спорил с классицистами во время ученичества в Академии художеств, пенсионерства в ОПХ. В те времена ему было необходимо соответствовать вкусам и запросам заказчиков. В 1830-е годы Брюллов практически не писал на заказ. «Естественного» живописца в зрелую пору мало занимали споры классицистов и романтиков. Он верил собственной душе и все его грандиозные достижения с той поры выразились в области портрета.

    Белинский писал:

    «Уметь верно списать портрет – есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все… Пусть с него снимет портрет Брюллов, и вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала».

    Брюллов увлекся портретом после окончания Академии художеств. Этому жанру он остался верен до конца жизни. Им написано около двухсот портретов: среди них около 120 приходится на итальянский период жизни, около восьмидесяти – написаны о время проживания в Петербурге.

    Сблизившись с итальянским семейством Титтони, живописец создал портреты всех его членов.

    Он любил писать тех, кто ему нравился, стремясь при этом, по признанию художника, «удержать лучшее в лице и передать его на полотне».

    «Итальянский полдень» («Итальянка, снимающая виноград) (1827)

    Картина была написана для императора по просьбе Общества поощрения художников. Несколько лет назад ОПХ подарило жене Николая I, Александре Федоровне «Итальянское утро» и император пожелал получить парную картину к «Итальянскому утру». Просьба была исполнена.

    Моделью картины стала простая итальянка, привлекшая художника жизнерадостностью и чудесным блеском счастливых глаз.

    Брюллов писал картину в саду, освещенном солнцем. Спелая виноградная гроздь перекликается с образом прекрасной итальянки, с ее зрелой красотой. Она слегка наклонила виноградную лозу с сочной гроздью к себе и завороженно любуется ее сиянием. Женская естественная красота показана в незамысловатой позе, в полуулыбке, в румянце на щеках, в нежном взгляде…

    В этой работе Брюллов показывает себя с новой позиции, он больше не следует академической традиции (женщины не должны были позировать художникам). Его интересовала передача женской фигуры в эффектах освещения раннего утра или яркого полдня. Художник представил сцену, наполненную духом сладостной чувственности.

    ОПХ картина не понравилась:

    «Ваша модель была бы более приятных, нежели изящных соразмерностей, и, хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поскольку целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».

    Вот как Н. В. Гоголь характеризовал брюлловских итальянок:

    «Женщина сверкающая, пылающая всей роскошью страсти. Всем могуществом красоты».

    «Всадница» (1832)

    Парадный портрет написан по заказу Юлии Павловны Самойловой, к которой художник испытывал самые нежные чувства в годы пребывания в Италии. Своевольная и обворожительная красавица славилась любовными приключениями, эпатируя Николая I, что закончилось ее отъездом из России.

    Ю. П. Самойлова была несметно богата (огромное состояние ей досталось от графа Ю. Литта, второго мужа бабушки, графини Скавронской), приобретала дворцы и виллы, украшала их картинами.

    На портрете изображены воспитанницы графини, которых она взяла на воспитание, Джованина и Амацилия Пачини.

    В этой работе автору удалось совмещение традиционного конного портрета с сюжетным действием. Прекрасная всадница возвращается с прогулки в преддверии приближающейся грозы. Маленькая Амацилия, услышавшая стук копыт лошади, выскочила встречать свою любимую сестру на лоджию. Еще мгновение и быстрый конь оказывается прямо у ее ног. Глаза девочки горят от восторга и радости. Амацилия стоит на самом краю балкона. В ожидании встречи с сестрой, она совсем забыла про страх, вытянув ручку и сделав шаг вперед. Собака, высунув голову на улицу, взволнованно и ревниво смотрит на свою маленькую хозяйку.

    Даже после стремительной скачки лицо Джованины остается прекрасным и невозмутимым. В работе используется известный прием романтизма: столкновение природы и человеческого духа.

    Под ногами лошади крутится вернувшаяся с прогулки собака. Ее широко расставленные ноги, частое дыхание придают еще больше динамики в композицию.

    «Всадница» представляет собой нарядное феерическое зрелище, гимн красоте жизни.

    Портрет демонстрировал плоды прилежной учебы автора у великих мастеров Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса, Рубенса. «Всадницу» восторженно встретили в Италии.

    В одной из итальянских газет было замечено:

    «Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».

    Портрет писателя Н. В. Кукольника (1836)

    Нестор Кукольник был одним из близких друзей Брюллова в те годы, когда художник жил по предписанию царя в России.

    В 1830-годы трагедии драматурга пользовались большим успехом.

    Приступая к работе над портретом молодого писателя Брюллов решает сделать обобщенный образ «героя нашего времени». По словам Белинского,

    «на лице писателя прочитывается та болезненная мечтательность, что была характерна для тогдашних русских людей» и объяснялась она критиком «преизбытком жизненных сил», не находящих приложения.

    Слегка наклоненная вперед поза писателя в какой-то степени временная. Он позирует без всякого желания и удовольствия. Кажется, что герою не терпится поскорее оставить это неприятное занятие. Его пристальный серьезный взгляд полон грусти и ожидания. Сжатые пальцы руки отражают внутренние сомнения героя. Даже выбор фона вносит определенный смысл в понимание его характера. Стена с облупившейся штукатуркой, оголившей кирпич, по мнению многих искусствоведов, символизирует душевную рану портретируемого. Часть фона занимает вечерний пейзаж. Это подсказывает романтическую натуру молодого человека. Однако есть в этом образе ощущение неопределенности, неясности, неуверенности, напряжения, душевной борьбы.

    Портрет Н. В. Кукольника считается первым психологическим портретом в русской живописи.

    Автопортрет (1848)

    До осени 1847 года художник занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелые условия работы вызвали у мастера «ревматизм», с которым он слег на долгих 7 месяцев. В апреле 1848 года художнику разрешили вставать, и он попросил дать ему картон. В этот день быстрыми движениями были нанесены линии, намечающие абрис фигуры художника. На следующий день Брюллов за два часа написал в красках свой автопортрет.

    Художник изображает себя сидящим в вольтеровском кресле. Воспаленные глаза на исхудавшем лице словно вопрошают зрителя о чем-то. Ослабленная рука с вздувшимися венами безвольно лежит на подлокотнике кресла. В этом жесте звучит усталость неверие в будущее.

    В портрете чувствуется внутреннее противопоставление недвижной, застывшей позы мастера и напряженной работы ума.

    Автопортрет является «исповедью сына века», осмыслившим свою жизнь. «Усталость и одиночество» — настроение, которое передано автором на исходе его жизни.

    Любимый Брюлловым бравурный красный цвет на портрете только подчеркивает трагизм обуревающих мыслей.

    Вот что Брюллов писал о своей прожитой жизни:

    «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами».

    «Последний день Помпеи» (1830-1833)


    Замысел картины возник летом 1827 года, проведенном художником в Неаполе, куда он отправился с очаровавшей его графиней Ю. П. Самойловой. Посещение раскопок древнеримского города Помпеи, погибшего в I веке от извержения вулкана, потрясло Брюллова.

    В основе сюжета художник использовал описания историка Плиния Младшего, свидетеля катастрофы. Главной темой картины является «народ, объятый страхом» перед властью всепобеждающего рока.

    Народ двигается по диагонали из глубины картины на зрителя. В центре композиции лежит тело прекрасной женщины. Ее пытается разбудить маленький ребенок. Искусствоведы считают, что эта женщина символизирует гибель всего античного мира, его культуры, эстетики и идеологии.

    Перед нами отдельные группы людей, сплоченные одним душевным порывом.

    Слева, в толпе, художник изобразил себя с этюдником на голове. Рядом в женщине с кувшином узнается графина Самойлова.

    Художник сделал Ю. П. Самойлову еще одной героиней картины – матерью, прижимающей к себе детей. Эта группа героев изображена в позах, в которых были найдены скелеты погибших в лаве. Художник подробно и тщательно знакомился с деталями материалов археологических раскопок.

    Молодая мать, держа крошечного младенца в одной руке, прячет под собой от огненного дождя второго ребенка, с ужасом оглядываясь на страшное небо. Отец семейства заслоняет близких ему людей своей грудью.

    Справа представлены сцены беззаветного благородства, возвышающие человеческую натуру. Два молодых человека пытаются спасти своего престарелого отца.

    Взрослый сын прощается со старой матерью, прижимая ее руку к своему сердцу. Они понимают, что видят друг друга в последний раз. Рядом с ними мы видим молодого человека, несущего бездыханное тело своей любимой…

    В картине показан и человеческий порок: убегает трусливо от лавы языческий жрец с жертвенником под мышкой. Ему противопоставлен другой образ: мужественный христианский подвижник, идущий навстречу людям, попавшим в беду.

    Работа над полотном длилась целых 6 лет. В своей картине художник сделал попытку примирить две эстетики – классицизм с его незыблемыми правилами и романтизм, провозгласивший свободу самовыражения творца.

    Картина имела огромный успех в Европе и в России. Брюллова избрали своим членом Миланская, Болонская и Флорентийская Академии.

    Вальтер Скотт назвал работу «целой поэмой в красках». На родине художника признали гением. Н. В. Гоголь в одной из своих статей назвал это полотно «полным, всемирным изданием».

    Поэт Баратынский писал в своем стихотворении:

    «Принес ты мирные трофеи
    C cобой в отеческую сень.
    И был «Последний день Помпеи»
    Для русской кисти первый день!».

    Успех картины не давал покоя Брюллову. Позже обращаясь к разным историческим сюжетам, он замышлял написать новые полотна об обороне Пскова от поляков, о нашествии Гензериха на Рим, об Отечественной войне 1812 года…, но эти идеи не были реализованы.

    «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1839-1840)

    Портрет написан в Петербурге, куда Ю. П. Самойлова приехала по делам наследства. В то время художник тяжело переживал последствия неудачного брака, и графиня окружила его нежной заботой.

    Художник представил графиню вместе с ее приемной дочерью Амацилией Пачини, которая своей хрупкостью дополняет роскошную красоту прекрасной графини.

    Движение фигуры красавицы уравновешивает мощный разворот тяжелого красного бархата, который как бы подчеркивает ее ослепительно-роскошное платье.

    В этом портрете ощущается восторженный огонь автора – следствие особой привязанности к модели.

    Этот парадный портрет имеет еще одно название «Маскарад». Однажды Брюллов признался, что в этой работе он показал «маскарад жизни».

    Современники художника утверждали, что ни в одном городе мира Брюллов «не чувствовал себя столько дома, как в Риме». В Италии молодой художник неустанно писал итальянские жанровые сцены, наполненные праздничной атмосферой.

    Его учителями были великие мастера, отличавшиеся широтой взглядов на искусство. Вот что художник писал брату Федору о самом важном уроке Италии:

    «Первое, что я приобрел в вояже – есть то, что я уверился в ненужности манера. Манер есть кокетка или почти то же».

    В понятие «манер» входила система жестких художественных канонов (подразумевалась система классицизма).

    Брюллову был близок Рафаэль, «Афинскую школу» которого он копировал четыре года подряд (воспроизведение работ мастера являлось одним из условий пенсионерства).

    Тогда брюлловскую копию до небес воспел Стендаль в своих «Прогулках по Риму», «Отечественные записки» писали:

    «Брюллов не только сохранил все краски подлинника, но отыскал, или, лучше сказать, разгадал и то, что похитило время».

    Брюллов был великолепным рисовальщиком. Он не знал себе равных во владении графитным карандашом. О виртуозности и мастерстве в этой области свидетельствуют такие работы, как «Портрет певицы Виардо Гарсиа» (1844), «Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции» (1849-1850).

    Работая в Академии художеств, он много рисовал и убеждал своих учеников в значимости рисунка:

    «Делайте с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом – только тогда можно сделаться вполне художником…»

    В России большинство произведений Карла Брюллова сосредоточено в петербургском Русском музее и московской Третьяковской галерее. Благодаря «интернациональному» характеру его творчества часть картин хранится в музеях Германии и Италии.

    Дети младшего и среднего школьного возраста могут увидеть картины Брюллова в сказочной картинной галерее художника.

    Брюллов всегда был на острие художественных задач своего времени, что принесло ему всемирную славу. Трудно произносить его имя беспристрастно. Он стал великим мастером благодаря врожденному таланту и бесконечному усердию. Картины К. П. Брюллова притягивают зрителя разного возраста своей безупречной чистотой и совершенной красотой.

    Уважаемый читатель! Какие работы Брюллова вам близки и почему?