Метод обучения нотной грамоте детей дошкольного возраста. этап – работа с «музыкальной азбукой»

Музыкальный руководитель

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ.

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам? Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. , в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам.

Изучив литературу, я выбрала «Музыкальную азбуку» Н. Перуновой,- дополнила, обобщила для себя материал, и пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА». Разработала перспективный план (см. приложение 1 «Планирование») и поставила цель:

Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей;

Добиваться активности детей в игровых заданиях;

Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения:

· назови имя хлопками

· назови слово хлопками

· назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы», я познакомила детей с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

(см. приложение 3 «Дидактические игры»).

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.(см. приложение2 «Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1. Бим! Бам! бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4. «Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

Пояснительная записка

1. Наглядный (зрительная и слуховая наглядность).
2. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово).
3. Метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

В работе представлены разработки интегрированных занятий «Хор с элементами теории музыки» Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Почему Комплексная методика «Музыкальное развитие старших дошкольников в процессе обучения пению и музыкальной грамоте»

Из огромного разнообразия учебного материала свой выбор основы развивающего обучения, я остановила на Комплексной методике, состоящей из Творческой работы с использованием оздоравливающей «Дыхательной гимнастики Е.Стрельниковой», «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова в органичной связи с изучением нотной грамоты. Эту Комплексную методику я применяю на дополнительных музыкальных занятиях с детьми группы Детского сада (вокальный кружок, возраст 6 лет).

Какие задачи я ставлю в работе?

– Осуществление комплексного подхода к процессу музыкального обучения на основе синтеза музыкальной грамоты и пения.

– Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.

– Накопление в активной деятельности – пении, выразительной декламации, пластике, играх разнообразных музыкально – слуховые представлений.

– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, в певческой деятельности и играх – углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

– Первым источником является сама музыка, поэтому часть времени обязательно должна отводиться слушанию музыки.

– Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

– Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, поэтому вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике, проявиться инициатива и активность.

Для реализации этих задач, предлагаю применять три взаимосвязанных метода работы:

– наглядный (зрительная и слуховая наглядность);

– словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово);

– метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

Остановлюсь на каждом методе отдельно.

Наглядный метод

Наглядный метод позволяет в конкретных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмичных движений.

2. Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой наглядностью. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в играх, упражнениях, показ картинок, предметов.

Словесный метод

Словесный метод обращен к сознанию ребенка. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1. Объяснение. Используется, когда предлагается новое произведение для слушания, разучивания, упражнения, игры. Оно может быть также обязательным рассказом перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением словесно музыкальных игр.

2. Пояснения. Они даются при показе упражнений, различных певческих приемов в ходе занятия. Например: чтобы потянуть длинную ноту в конце песни, говорю: «Давайте послушаем себя, споем протяжно, долго последний звук».

3. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Баба яга» П.И.Чайковского, читается стихотворение Е.Огневой «Баба-Яга»

«…В том глухом лесу жила
Баба страшная Яга,
Баба страшная Яга вместо носа кочерга…
Ходит-бродит здесь и там
По болотам, по лесам».

Это стихотворение мы еще разучиваем для выразительной декламации как речевое упражнение во время вокально-хоровой работы.

Иногда, перед слушанием новой песни, можно прочитать детям ее текст, для лучшего эмоционального настроя.

4. Беседа. В процессе беседы дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, дают оценку образам.

5. Вопросы. Это скорее составляющая беседы. Я задаю вопросы в связи с содержанием произведения, уточняя форму, характер, средства выразительности музыки. Или задаю вопросы перед каким-либо заданием. Например: Знаете ли вы …? Видели…? и т.д.

Метод практической деятельности

Это деятельность детей в виде систематических упражнений. В пении, и в музыкально-ритмических упражнениях, необходимо руководить детьми, чтобы они выполняли задания правильно и выразительно. Использование перечисленных методов обуславливает применение следующих видов музыкальной деятельности: слушание, пение, деятельность по формированию музыкального слуха, музыкально-ритмические движения.

Слушание

Слушание музыки является внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать выразительные средства, жанры (виды музыки), композицию произведений, что естественно углубляет эстетические чувства. В процессе необходимой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность. При помощи бесед, загадок, вопросов ребята учатся замечать сходства между произведениями, соотносить содержание произведений с окружающей жизнью, овладевают специальной музыкальной терминологией; так же формируется их произвольное внимание, волевые качества.

Для слушания желательно подбирать музыку с четко определенным жанром (песня, танец, марш), программную музыку (например: Э. Григ сюита «Пер Гюнт», П. Чайковский фортепианный цикл «Детский альбом», балет «Щелкунчик», Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада», М. Мусоргский фортепианный цикл «Картинки с выставки» и т.д.).

Стимулируют воображение и внимание музыкальные загадки, которые очень хорошо представлены в пособии Н.Н. Алпаровой (см. список литературы №1), очень любимый мной «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (см. список литературы №5) и др.

Пение следует рассматривать как развивающее и воспитывающее средство. Песня воздействует на чувства в яркой, образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей жизни. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма детей. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. На уроках я использую «Дыхательную гимнастику» Стрельниковой (см. список литературы №12) систему упражнений «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова. Звукообразующие движения при выполнении фонопедических упражнений игрового характера способствуют развитию эмоциональных, регистровых, звуковысотных, ладовых, метроритмических, музыкально-слуховых представлений детей, развитию певческого голоса и слуха детей.

Музыкально-ритмические движения

Известно, что при помощи движения, ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, песнях дети углубляют свои познания о действительности. Учитывая специфику возраста (6–7 лет) я веду обучение с применением игр пластического интонирования. В зависимости от прохождения материала по нотной грамоте прибавляются движения по изображению долей, ритмического рисунка музыки. Для развития чувства ритма, закрепления теоретических понятий я использую «Азбуку музыкально-творческого саморазвития» Е.Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству» (см. список литературы №22)

Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Занятие №1

Тема: Музыкальный звук

I. Слушание. Теория.

Музыка – большое, замечательное королевство. Царствует в нем королева Мелодия. Она любит все красивое и благозвучное. В королевстве Мелодии все говорят на особом музыкальном языке и подчиняются специальным правилам.

– Представьте, что я читаю книжку:

Зеленый дуб налево ходит,
У лукоморья говорит,
Золотая ночью песнь ученый
Направо кот на дубе том…

– Понятно, о чем стихи? Подвести разговор с детьми к тому, что музыка – это речь. В ней есть смысл, порядок и красота. Музыка говорит с нами звуками, а звуки поют или играют на музыкальных инструментах. (Постучать что-нибудь) – Это звуки? (Да)

– Эти звуки поют? – (Нет) – Они шумовые. Эти звуки мы слышим, а можем спеть? (Нет).

Записать: звуки

музыкальные
шумовые

Как не бывает одинаковых людей, так и не бывает одинаковых звуков. Звуки бывают высокие, средние и низкие.

Низкие звуки – толстые, важные, грубые. Они похожи на медведя (показать изображение и сыграть низкие звуки)

Мы поем и говорим средними звуками. Сыграть несколько звуков или мелодию. Какой зверь пляшет под такую музыку, кого музыка изображает? (Обычно говорят зайчик).

Высокие звуки – тоненькие, звонкие. Они поют как птички.

– А теперь я вам буду играть музыку, а вы угадывайте, о ком эта музыка, кого она изображает?

Сыграть пьесы Николаева «Медвежонок», «Птички», «Зайчик». Послушать ответы детей после каждой пьесы, выяснить, почему они дают тот или иной ответ.

III. Беседа

– Скажите, а какие истории о музыке вы знаете? (послушать ответы)

– Оказывается, музыка обладает волшебной силой…

1) о музыканте, победившем крысиное войско
2) Легенда о Пане

– Слушание мелодии в исполнении флейты

VI. Рефлексия

– Ребята, о чем мы сегодня поговорили? (О музыке)

– С помощью чего музыка с нами разговаривает? (Звуки)

– Какие бывают звуки? (Музыкальные, шумовые, высокие, средние, низкие)

– Сегодня я вам рассказала сказки о музыке. А вы подумайте дома: где можно встретиться с музыкой в жизни?

Занятие №2

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Повторение «Беседа о музыке в жизни человека»

– Вспомнить рассказы о Музыке

– Напомнить о домашнем задании, послушать ответы детей о музыке в жизни

– Привести ответы в систему: музыка на праздниках, в концертных залах, в записи, по ТV, дома

– А труд людей музыка сопровождает? (рассказ о волжских бурлаках, тащивших барды с зерном; показ картины Репина «Бурлаки на Волге»)

– Слушание русской народной песни «Эх, ухнем»

II. Вокально-хоровая работа. Пение.

– Как звучала песня?

– Каких звуков в этой песне больше: высоких или низких?

– А вы хотите научиться петь?

– Давайте будем учиться вместе со зверушками.

А) Знакомство учащихся с упражнениями «Фонопедического Метода» (далее «ФМ») происходит на примере сказки «Как собрались звери петь», во время которой я предлагаю ребятам включиться в игру – подражание, активно используя мимические и голо сообразующие действия.

Преподаватель:

«…На опушке, там, где ели,
Собрались лесные звери
Научиться хором петь…
Вот мартышка – непоседа
Стукнула осла – соседа:
«Ослик только для тебя буду корчить рожи я»

По рассказу дети выполнят артикуляционную гимнастику:

– Сначала мелко «шинкуется» язык зубами от кончика до его основания с постепенными чередующимися движениями наружу и внутрь ротовой полости, затем боковые части языка, кончик которого закладывается между верхними и нижними рядами зубов поочередно с левой, а затем с правой стороны.

Следующим движением язык прокалывает как «шпага» поочередно левую и правую щеки, мышцы над верхней и под нижней губами.

– Следующие артикуляционные упражнения представляют собой активные движения лицевой мускулатуры:

– Поочередно шинкуется зубами нижней челюсти – верхняя губа и зубами верхней челюсти – нижняя губа.

– Губы «вытягиваются» вперед в «трубочку» и активно изменяют свое положение в «улыбку сомкнутыми губами».

Выполнив артикуляционную гимнастику, учитель продолжает повествование сказки:

«… А в траве среди цветов тихо молвила змея:
«Хоть я не умею петь, но могу вот так шипеть …»

После активного вдоха А, беззвучный выдох переводится в шипение горлом, при этом нижняя челюсть опущена до предела вниз, верхняя губа приподнята к кончику носа, верхний ряд зубов открыт.

Рассказ не завершен:

«… На опушку, там, где ели,
Собрались лесные звери
научиться хором петь…
Вдруг стремительно примчалась

Бабушка Яга…
Сказку страшную сказала …»
Рассказываем страшную сказку:

При максимальном опущенной нижней челюсти (опускать выдвижением челюсти вперед, а затем вниз) речевым голосом при переходе из нефальцетного (низкого) в фальцетный (высокий) регистр произносится последовательность гласных: у, уо, уоа, уоаэ, уоаэы, ы, ыэ,ыэа, ыэао, ыэаоу.

Перевод гласных осуществляется за счет активной работы губ, которые на последовательность гласных уоа вытягиваются вперед, а на гласные ыэ приподнимаются вверх, обнажая зубы и десны.

Завершаем сказку словами «… А затем села в ступу и улетела…»

– Дети по моему показу речевой интонацией имитируют умчавшуюся ступу с Бабой Ягой на гласную «У» при переходе от низкого регистра в высокий, используя прием глиссандо и сопровождая регистровые изменения голоса движениями правой руки вверх:

У (высокий регистр)
(низкий регистр) У

Б) Разучивание попевок «Иду по лестнице», «Эхо».

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, где же мы встречаемся с музыкой в жизни?

– Какую народную песню слушали? Кто ее поет? (подсказать, показав картинку)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №3

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

– Пою песни «Дождик» и «Солнышко» (см. список литературы №5)

– Сравнить характер песен с характером людей: смелый или нерешительный, грустный или веселый и т.д.

– Посмотреть на картинки в книге и дать названия картинкам, ответить на вопрос: «Какая из картинок соответствует песням «Дождик» и «Солнышко».

– А теперь музыкальные загадки. Я сыграю два музыкальных отрывка – один называется «Гроза», а другой «Мама», а вы скажете: какой отрывок я сыграла первым, а какой вторым, почему?

– После прослушивания и беседы о характере этих пьес соотнести музыку с цветом: розовый и серый. Играть еще раз, а ребята поднимают одну из цветовых карточек и объясняют свои действия.

II. Вокально-хоровая работа

1) закрепление упражнений комплекса «ФМ» в драматизации сказки «Как собрались звери петь»:

артикуляционная гимнастика,

– интонацинно-фонетические упражнения,

2) Пение попевок.

3) Разучивание песни об осени по выбору преподавателя.

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, пьесы с каким названием и настроением слушали сегодня?

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №4

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание

Сыграть пьесу «Дождик»

– Что это за музыка? Как она называется?

– Какое у нее настроение? (Грустное). В музыке грустное настроение называют минор, а веселое настроение – мажор.

– Сейчас вы услышите музыку. Когда я закончу ее играть, скажите весело или грустно она звучала, и что вам хотелось под нее делать? М.Глинка «Полька»

– После прослушивания выяснить лад музыки, т.е. ее характер, ее настроение – веселая -мажор.

– Под музыку хотелось двигаться – танцевать – это танец «Полька»

– Дать понятие Танец – музыка для движений.

– А каких звуков: высоких, средних или низких было в «Польке» больше?

II. Игра в регистры.

«Птички, зайки, мышки» с помощью рук. Высокие звуки – руки наверху, средние – на столе, низкие – под столом.

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям комплекса «ФМ» добавить упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой, повторять попевки, разучивать новые песни по выбору преподавателя.

Занятие №5

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

Отгадайте загадку? Знакома ли вам музыка? Какой у нее характер?

– «Полька» Глинка – это музыка веселая, быстрая, под нее хочется танцевать.

– А сегодня новая музыка: сыграть «Болезнь куклы» П.Чайковского

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какая грустная мелодия, изображает вдохи и плач куклы. Эта пьеса называется «Болезнь куклы», написал ее композитор Петр Ильич Чайковский (портрет). Композитор – это человек, который сочиняет музыку. Дети разобрали на части куклу, а собрать не могли, бедняжка сломалась…

II. Игра «Зайцы и медведь».

Учить различать регистры, развивать слуховое внимание, выполнять легкие прыжки зайцев и тяжелую поступь медведей.

Сначала слушать отдельно музыку «Зайцев» и «Медведя» В беседе с детьми раскрыть образы героев. Затем можно рассказать сказку: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только они распрыгаются, а он идет – переваливается. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, спрятались в норки. Сидят тихо, не шевелятся. Ушел медведь, и снова весело запрыгали зайки по полянке». Затем выбрать медведя и сыграть в игру под музыку.

III. Вокально-хоровая работа:

– Впевание попевок «Эхо», «Иду по лестнице».

– Дать понятие длинных и коротких звуков. На флонереграфе выложить полоски разной длинны, в соответствии с ритмом попевок.

– Работа над песней по выбору.

IV. Рефлексия.

Какую новую музыку сегодня слушали? Кто ее автор? Какой характер у музыки?

Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №6

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Музыкальное восприятие.

– Какую пьесу мы слушали на прошлом уроке? О ком она? («Болезнь куклы»)

– А кто ее сочинил? (П.И.Чайковский)

– Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор)

– Сыграть еще раз эту пьесу

Задание для слушания: прослушайте еще раз пьесу «Болезнь куклы» и скажите, каким новым словом вы определите характер музыки (на доске вывесить или написать подсказку: мажор, минор)

II. Игра «Синоптики».

– Ребята, скажите, а с помощью чего музыка с нами разговаривает? (с помощью звуков)

– А какие бывают звуки? (Высокие, средние и низкие)

– Сыграть примеры высоких, средних, низких звуков разными штрихами (Стаккато, легато, нон легато)

– Одинаково я играла? (нет) А как? (открыто, плавно, не очень плавно сверху, будто шагала).

В музыке такие способы игры называют остро, как дождик – стаккато … плавно – легато, шагом, не плавно – нон легато ----------.

Сейчас мы поиграем в синоптиков. Это люди, которые погоду определяют. Раздать карточки с изображением дождя, града, снега. Сыграть три вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде», и определить какая музыка рисует дождь, град, снег, выяснить что: дождь – стаккато, град – нон легато, снег – легато. Играть музыку, дети поднимают карточки с рисунками дождя, града, снега, в зависимости от музыки. Можно варьировать по – разному правила этой игры (делить на команды или группировать детей вокруг одной картинки)

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям предыдущих уроков прибавить пение гласной о на стаккато (.), легато (----), нон легато (– – –). Для удобства вывесить или нарисовать на доске таблицу:

IV. Рефлексия.

Ребята мы сегодня узнали, что музыка может разговаривать с нами не только разными звуками по высоте – высокими, средними, низкими, но еще разными по исполнению.

Музыка звучит плавно – это? (Легато)

остро – это? (Стаккато)
грозно, тяжело играет – это? (Нон легато)

Занятие №7

Тема: Музыка – язык чувств.

I .Слушание.

А. – Прослушать марш (например, Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Что хочется делать под эту музыку? (Шагать)

– Это марш

– Где встречаемся с такой музыкой? Побеседовать о марше, привести к выводу, что это один из видов музыки.

– Марш – «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Звуки марша сами командуют движением. Движения четкие.

– Давайте устроим парад. Из рук сделаем человечка. Будем слушать музыку, шагать четко.

– По любой марш дети «шагают» руками по столу

– Скажите, а как музыка исполнялась? На легато, стаккато, нон легато? (Нон легато)

Б. – А вот эта музыка как звучит? Весело или грустно, плавно или остро?

– В.А.Моцарт «Колокольчики звонят» (Весело – мажор и остро – стаккато)

II. Игра «Музыкальный ежик» (речевая, ритмическая)

– Не приходилось вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот поэту Григорию Виеру приходилось.

С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули…
Бум-бум-бум!

– Сейчас мы устроим интересную игру

– Скажите, какие слова все время повторялись? (Бум)

– Сколько ударов барабана изображают эти слова? (Три)

– А теперь вы будете играть на воображаемом барабане на повторяющихся словах, а я буду читать стихи.

– Затем выбрать «Барабанщика (ов)» (дать ребенку, нескольким детям барабаны) и прочитать стихи снова.

III. Вокально-хоровая работа.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Упражнения «ФМ» на примере сказки «Как собрались звери петь

Повторение попевок и песен.

IV. Рефлексия.

– Звучит «Марш деревянных солдатиков». Что это за музыка? (марш)

– А кто шагает? (Солдатики)

– Написал этот марш уже известный вами композитор Петр Ильич Чайковский (показать портрет)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Дети выходят из класса под музыку марша.

Занятие №8

Тема: Виды музыки (марш, танец).

I. Музыкальное восприятие. Повторение изученного материала.

– Дети входят в класс под музыку Марша

– Вы вошли в класс под музыку. Что это за музыка, какой ее вид? (марш)

– Какой характер у музыки?

– А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую музыку; можно ли ее назвать маршем? (слушание «Полька» М.Глинки)

– Беседа о различии танца и марша. Дать понятие еще одного вида музыки танца – музыка для движений (не для шествия)

II. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни Блага «Танец»

После прослушивания

– Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем поется в песне? (выслушать ответы детей)

– А о каком виде музыки эта песня? (О танце)

– Эта песня и называется «Танец»

– Но прежде чем ее разучить, мы должны подготовить горло

III. Речевые упражнения в драматизации стихотворения «Два шута»

Белый шут и рыжий шут разговор такой ведут:

– «Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?»

– «Вот невежливый вопрос! Это – собственный мой нос!»

Чтение стихотворения по ролям, изменяя интонацию: весело, грустно, завистливо, задиристо и т.д.

IV.Слушание. Итог урока.

– Сейчас я сыграю вам пьесу, а вы внимательно послушайте и определите какой это вид (жанр) музыки: марш или танец

– Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.Чайковского (Выслушать ответы детей)

– Это танец – Вальс. Музыка вальса легкая, нежная, похожа на кружение снежинок в воздухе.

– Еще какой вид музыки вы знаете? (Марш)

– А какая по характеру музыка у марша?

Выход из класса под музыку марша.

Занятие №9

Тема: Виды музыки.

I. Слушание. Музыкальная игра.

– «Вальс Чайковского (из «Детского альбома»), вспомнить музыку, название, характер.

– «Полька» Глинки, сравнить с «Вальсом». Игра «Снеговики и снежинки» (учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии)

– Можно всем классом, можно на две группы.

Под музыку «Польки» – дети хлопают в ладоши под музыку «Вальса» – плавно вращают кистями рук. Или под «Польку» двигаются шагом польки, а под «Вальс» – кружатся и легко бегают.

II. Ритмические упражнения.

А) «Игра в имена»

– Поделить имя каждого ребенка на части (слоги – доли)

На – та – ша – 3 удара – 3 доли

– Дома: поделить имена родственников на доли-части и прохлопать, если дети умеют писать, то все записать, отметив каждую часть палочкой.

Б) «Музыкальный ежик»

Изменить задание. В месте, где «…Ночью яблоки срывались… и до конца слова Бум-бум-бум» – заменять не хлопками, а тихими ударами.

III. Вокально-хоровая работа.

1) упражнения «дыхательной гимнастики»,
2) артикуляционная гимнастика (урок №2),
3) интонационно-фонетические упражнения (урок №2),
4) голосовые сигналы доречевой коммуникации (урок №2),
5) пение попевок и работа над песней «Танец».

На занятии вводится упражнение «вопросы – ответы» (интонационно-фонетическое), которое используется в драматизации сказки «Как собрались звери петь».

После выполнения упражнения «Страшная сказка», продолжаю повествование «…Удивленно вопрошала…», и затем исполняю вопросно-ответные интонации в следующей последовательности гласных: уу, уо, оа, аэ, эы, ыы.

Приемом подражания дети вторят преподавателю. Имитации вопросно-ответных интонаций гласных звуков исполняются в двух регистрах (низком и высоком) с использованием приема глиссандо, с передачей в мимику двух различных состояний (удивления и утверждения). Пример:

При выполнении этого упражнения, учитель обращает внимание детей на то, чтобы нижняя челюсть имела опущенное положение, мышцы щеки были не напряжены, а пальцы обеих рук контрольным движением смыкали между собой. По окончании сказки, я задаю вопросы детям:

– Скажите, что происходило с лицом, когда мы изображали проказы обезьянки, вопросы Бабы-Яги? (они становились подвижными, чувствовали, как они работают).

Занятие №10

Тема: Виды (Жанры) музыки.

I. Слушание.

– Ребята, какие жанры (виды) музыки вы знаете? (песня, танец, марш)

– Какие марши мы с вами слушали? (вспомнить)

– Какие танцы?

– А песни вы знаете?

– Что такое песня? Из самого слова ясно, что песню поют.

– А где поют песни? (на эстраде, дома, в школе и т. д.)

– А о чем поют? (о том, что любят, как не любят со слезами и смехом)

– А почему нам песня всегда очень понятна? (есть слова)

– Давайте споем песни, которые уже знаем.

II. Вокально-хоровая работа.

1) Повторение упражнений «ФМ»

2) Пение песен

3) Разучивание «Песни козлят» из оперы М. Коваля («Музыка» 1 класс средних общеобразовательных школ)

Учитель поет песню и старается четко показать сочетание трех жанров в песне:

Начало-марш, середина-танец, конец-песня.

Выяснить: о чем песня, характер музыки, в беседе привести к тому, что под эту песню хочется шагать и танцевать. Значит, все жанры музыки, могут сочетаться друг с другом, могут звучать вместе.

Разучивание «Песни козлят».

III. Ритмические упражнения.

1) Проверка домашнего задания: имена-доли.

2) «Ритмический диктант»

Белым-бело
Белым-бело
Всю землю снегом замело
Нарядным стало все село
Белым-бело.

Отмечать слоги палочками, т.е.

IV. Слушание.

– Прослушайте пьесу П.И. Чайковского и определите, что это: песня, танец, марш? («Мазурка» из «Детского альбома»)

– Это танец

– Да, этот танец называется мазурка, это польский народный танец.

– Побеседовать о характере музыки.

V. Домашнее задание.

Определять жанр слушаемой музыки.

Занятие №11

Тема: Маскарад (жанры музыки – обобщение)

I. Слушание.

– Сегодня у нас будет маскарад. Вы услышите музыку, с которой уже знакомы и услышите новые пьесы (показать маски или картинки). За масками будет скрываться музыка, а вы будете ее угадывать.

Итак, маскарад начинается. А это – подсказка (открыть «Детский альбом» П.И. Чайковского). Чайковский написал много музыки для детей, и в этом альбоме мы найдем ответы на музыкальные загадки.

Прослушать «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Вальс», «Болезнь куклы» (дети должны дать название и определить жанр музыки).

– Звучит «Камаринская» (из «Детского альбома»)

– Знаете эту музыку?

– Какой вид (жанр) музыки? (танец)

– Это русская пляска «Камаринская» (показать изображение русской пляски)

– Беседа о характере музыки (веселая, громкая, удалая, так и хочется прыгать, притоптывать). Музыка эта появилась очень давно. А как же ей удалось прожить столько лет? (прослушать ответы детей)

Музыка прозвучала, звуки исчезли, а в памяти людей остались. Так и передавалась музыка от дедов к сыновьям, и уже никто не помнит авторов, и музыка стала народной. А композиторы часто используют народные песни и танцы в своих сочинениях. Они ездили по деревням, слушали, записывали. Так вот П.Чайковский уложил пляску «Камаринская» в детскую пьеску. Он ее изменил – обработал, сделал ярче, интереснее, чтобы она понравилась нам.

– Слушание еще раз и сразу включить «Камаринскую» М.И.Глинки.

– И что же произошло? Похожа эта музыка на «Камаринскую» Чайковского? (да)

– Композитор М.И. Глинка «пропел» «Камаринскую» голосами разных инструментов. Одна пляска – а как по-разному звучит. И получилось превращение народной музыки в новую музыку композиторов.

– А кто такие композиторы? (люди, которые сочиняют музыку)

– А сейчас вы услышите незнакомую музыку, послушайте и скажите что это: песня, танец, марш? (звучит «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского, более подробно речь об этом танце пойдет в теме « Куда ведет нас танец», а сейчас это только забегание вперед)

– После прослушивания выяснить жанр и характер музыки

II. Вокально-хоровая работа.

А сейчас узнаем, какие песни пришли на наш маскарад?

А) Повторение упражнений предыдущих уроков

– Задание детям перед выполнением упражнения: ознакомиться с последовательностью выполнения упражнения и придумать ему название.

– Упражнение: Вытянув губы «трубочкой» максимально вперед, как для губного свиста, вдувать воздух, при этом используется контрольное движение – поставить ладонь перед губами на расстоянии 10-15 см., контролируя тем самым интенсивность и равномерность выдоха. Затем повторное выдувание совмещаем со звуком «у», сохраняя интенсивность воздушной струи.

По окончании показа, упражнение выполняется вместе с детьми. Выполнив упражнение, ребята называют придуманные ими образы («задувает ветер», «вьюга» и т. д.)

В) Скороговорка на «р.» – профилактика дисфонии, активизирует тонус голосовых связок.

Красный краб в крапинку
И рыжий краб в царапинку
По календарю по графику
Встречали пароход.
Красный краб в крапинку
Нашел у пирса вафельку,
А рыжий краб в царапинку –
Целый бутерброд.

Г) Работа над песнями.

III. Обобщение:

– Какие новые музыкальные произведения вы сегодня услышали?

(«Камаринская», «Танец маленьких лебедей»)

– Кто сочинил эту музыку? (М.Глинка, П.Чайковский)

– В каком жанре написаны эти произведения? (танец).

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Куда ведут нас песня, танец, марш?

В этой четверти происходит знакомство с крупными жанрами жанрами:

Балет . На примере балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Симфония и инструменты симфонического оркестра (симфония №4 Чайковского – песня «Во поле береза стояла», симфония №1 Прокофьева – танцы менуэт, гавот. Инструменты – симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева)

– Опера «Семеро козлят» М.Коваля.

Путешествие в Звукляндию

Знакомство с нотной грамотой:

– Нотный стан, музыкальные ключи, расположение нот на нотном стане.

– Настроение музыки обозначить ладами – мажор, минор.

– Пульс музыки, сильная и слабая доли, ритмическая пирамида, размер.

– Скорость звучания музыки– темпы.

– Динамические оттенки.

– Клавиатура фортепиано: клавиши, тон, полутон, сложение тонов в пределах октавы.

– Знаки альтерации.

– Средства музыкальной выразительности.

Литература:

  1. Алпарова Н.Н
. и др. «Музыкально – игровой материал для младших школьников «На лугу». – М.: Владос 1990
  • Апраксина О.А
  • . Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ под ред. Белобородовой В.К – М.: Музыка 1971
  • Ахияров К.Ш
  • . Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: монография – Уфа 1998
  • Виноградов Л.
  • Раскрыть музыку в ее целостности «Искусство в школе» №5 1994
  • Ветлугина
  • «Музыкальный букварь» – М.: Музыка 1997
  • Вопросы методики воспитания слуха: сб. статей под ред. А.Л.Островского 1967
  • Выготский Л.С
  • . Психология искусства М.: Педагогика 1987
  • Давыдова Е.В
  • . Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986
  • Закон об образовании Российской Федерации и Республики Башкортостан
  • Зимина А.Н
  • . Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос 2000
  • Кашапова Л.М
  • . Музыкальное образование и современная школа. Вып. 1. Уфа: БИРО 2000
  • Картавцева М.В
  • . Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М.1989
  • Кочеткова И.Н
  • . «Парадоксальная гимнастика Стрельниковой» – М.: «Советский спорт» 1989
  • Кленов А.С
  • . «Там, где музыка живет».– М.: Педагогика – Пресс 1994
  • Леонтьева Е.А
  • . «Музыкальная Азбука». – Саратов 1999
  • Немов Р.С
  • . Психология кн. 2 – М.: Владос 2000
  • Развитие творческой активности младших школьников в условиях комплексного воздействия искусств/ методические рекомендации для учителей. Сост. Кечкина И.Г., Аронина А.И. – Куйбышев 1991
  • Теплов Б.М
  • . Психология М. 1953
  • Царева Н.А
  • . «Уроки Госпожи мелодии» 1 класс ДМШ – М.: РОСМЭН-Пресс 2001
  • Школяр Л.В
  • . и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно – методическое пособие 2 издание. – М.: Флинта:Наука 1999
  • Юдина Е.И
  • . «Мой первый учебник по музыке и творчеству». – М.: Аквариум 1997

    № Занятия

    Тема занятия

    Цель

    Музыкальные и шумовые звуки

    научить детей различать шумовые и музыкальные звуки

    Высокие и низкие звуки

    Клавиши и клавиатура

    познакомить детей с клавишами и клавиатурой

    Октавы

    усвоить расположение октав на клавиатуре

    Ноты и нотоносец

    раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ

    Скрипичный ключ

    познакомить детей со скрипичным ключом

    Ноты

    познакомить детей с конкретными названиями нот

    Такт и тактовая черта

    объяснить детям, что такое такт и тактовая черта

    Длительности нот

    помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта

    Нота с точкой

    объяснить детям, что означает нота с точкой

    Размер

    на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером

    Паузы

    познакомить детей с понятием паузы

    Штрихи

    научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато

    Динамические оттенки

    запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски

    Мажорный и минорный лады

    познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным

    Занятие 1

    Музыкальные и шумовые звуки

    Цель:

    • научить детей различать шумовые и музыкальные звуки.

    В стихотворной форме умышленно объясняются шумовые звуки, а музыкальные упоминаются только в конце.

    Все на свете дети знают,

    Звуки разные бывают:

    Журавлей прощальный клёкот,

    Самолёта громкий рокот,

    Гул машины во дворе,

    Лай собаки в конуре,

    Стук колёс и шум станка,

    Тихий шелест ветерка.

    Это звуки – шумовые.

    Только есть ещё другие:

    Не шуршания, не стуки –

    Музыкальные есть звуки.

    Задание 1 . Подвести ребёнка к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. По слуху определить, где – шумовые звуки, а где – музыкальные.

    Занятие 2.

    Высокие и низкие звуки

    Цель:

    • научить различать высокий и низкий регистры

    Пояснительная записка

    Дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно с глубоким погружением и в мир сказочный, игрушечный, любимый ими всей душой. Любима игрушка способна оживить занятие, помочь в усвоении нового материала. Разница между высокими и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

    1. Объяснение темы

    Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого – с «тонкой» струной. Ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше, «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в сказке «Про девочку Нину» так движется кошка).

    Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

    Жила-была на свете одна девочка. Звали её Нина. Кто-то подарил ей пианино на День рождения, а она играть на нём не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже Мурку-кошку. Рассердилась Нина и спать пошла. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон:

    Будто дома она да кошка,

    И сидят они у окошка.

    А за спиной: «Бум! Бум!»

    Обернулась Нина, услышав шум,

    Видит – пианино шагает,

    Крышку, как рот открывает,

    А под крышкой клавиши в ряд,

    Словно зубы торчат.

    Вот-вот сердитое пианино

    Проглотит девочку Нину.

    Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

    Но тут кошка на клавиши – прыг!

    И чудо случилось вмиг.

    Мурка по клавишам идёт,

    А пианино поёт, поёт.

    Мурка неслышно ступает,

    А пианино ей ласково отвечает.

    Тут второе чудо случилось –

    Кошка вдруг говорить научилось:

    «Мяу, всё тебе расскажу.

    Хочешь, секрет покажу!» -

    Нине она говорит

    И заглянуть в пианино велит.

    Сама же хвостом виляет,

    Клавиши лапками нажимает.

    Налево Мурка пойдёт –

    А если повернёт правее –

    Звуки всё выше, нежнее.

    В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

    А струн коротких и тонких,

    А чем толще, длиннее струна –

    Тем ниже звучит она.

    Клавишу Мурка нажимает –

    Молоточек по струне ударяет:

    Струна звенит, поёт,

    Думает девочка Нина:

    «Совсем не странное пианино.

    Надо только его не бить,

    Кулаками по нему не колотить,

    А бережно клавиши касаться –

    Вот оно и не будет кусаться».

    Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

    P.S: И наоборот, звуки становятся ниже, “тоньше», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

    2. Закрепление материала

    а) Педагог исполняет правой рукой звукоряд, поочерёдно вверх и вниз (кроме звукоряда, по усмотрению педагога, можно воспроизвести короткие (звуки) мотивы, отдалённые звуки и т.п.). Левая рука его, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам: или поднимаясь, или опускаясь.

    б) Педагог играет звукоряд. В это время ученик с помощью игрушки показывает направление движения звуков.

    3. Повторение

    Игрушка здесь не участвует. Педагог играет звукоряд. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку едет машина (идёт кукла), с верхней веточки на нижнюю или наоборот летит попугай.

    Закрепить пройденный материал детям поможет задание 2 .

    Занятие 3.

    Клавиши и клавиатура

    Цель:

    • познакомить детей с клавишами и клавиатурой.

    Чтобы этот непростой материал был преподнесён детям в занимательной, интересной форме, используем стихи и рисунки.

    Чудеса тут, да и только!

    Вот ведь клавиш разных сколько!

    А имён лишь семь у них.

    Как же мне не спутать их?

    Видишь чёрных клавиш ряд?

    Их то две, то три подряд,

    Лишь две чёрненьких нажмёшь,

    Между ними ре найдёшь.

    Слева – до , а справа – ми,

    По порядку их нажми:

    До, ре, ми .

    Рядышком теперь, смотри,

    Видишь, чёрных клавиш три?

    От них слева фа живёт,

    Песенку свою поёт.

    Возле фа – соль, ля сидят

    И вдвоём на си глядят.

    Ну, а си совсем несложно,

    Очень просто найти можно:

    Справа от трёх чёрных клавиш

    Дома ты её застанешь.

    А теперь произнеси:

    До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

    Друг за дружкой их сыграй

    И тихонько повторяй:

    До, ре, ми, фа, соль, ля, си .

    Только си ты назовёшь –

    Рядом снова до найдёшь.

    Если мы от до ушли,

    До другого до дошли –

    Значит целую ОКТАВУ

    Вместе мы с тобой прошли.

    Ну-ка, быстро, раз, два, три,

    Это слово повтори: ОКТАВА .

    Чудеса тут, да и только!

    Хоть здесь клавиш разных столько –

    Знаю я, как их зовут,

    Знаю, где они живут.

    Усвоить на практике местонахождение клавиш детям помогут

    задания 3 и 4 .

    Занятие 4.

    Октавы

    Цель:

    • усвоить расположение октав на клавиатуре.

    Пояснительная записка

    Полезно использовать карточки с изображениями животных из задания 2, те которые помогли в изучении регистров. Для этого их надо расположить на клавиатуре в следующем порядке:

    1. Субконтроктава – слон
    2. Котроктава – слонёнок
    3. Большая октава – медведь
    4. Малая октава – медвежонок
    5. Первая октава – кошка
    6. Вторая октава – котёнок
    7. Третья октава – мышка
    8. Четвёртая октава – мышонок

    Задания 5 – 6.

    Для закрепления материала используется задание 7 , где вводится понятие – до второй октавы.

    Занятие 5.

    Ноты и нотоносец

    Цель:

    • раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ.

    Пояснительная записка

    Чтобы усвоение нового материала было более твёрдым, в данной теме сведения о ключе не упоминаются, а раз так, то и ноты объясняются пока просто как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Позже, после знакомства детей со скрипичным ключом, будет рассказано о конкретных названиях нот.

    При такой последовательности изучения нот педагог ставит цель показать детям, как выглядят знаки-ноты и где они пишутся – на линейках, между линейками, под ними и над ними.

    В это же время даются и начальные представления о длительности нот – задание 8 . Объяснить детям, что звуки бывают долгими и короткими, можно на примере какой-либо песни. Для этого необходимо, чтобы дети пропели несколько её строк, одновременно отхлопывая в ладоши ритмический рисунок мелодии.

    Надёжней усвоить этот материал поможет задание 9 .

    Понятие «нотоносец», о котором дети узнают из стихотворения, следует дополнить другим названием нотоносца – нотный стан.

    Вот пятиэтажный дом.

    Проживают знаки в нём.

    Нотоносец дом зовут,

    Знаки-ноты в нём живут.

    (Показать иллюстрацию дома с нотами)

    Занятие 6.

    Скрипичный ключ

    Цель:

    • познакомить детей со скрипичным ключом.

    Пояснительная записка

    После знакомства детей со «Сказкой о мудрой сове», педагог должен пояснить: ключ называют «скрипичным» потому, что он как бы ведает нотами, у которых звучание такое же высокое, как и у скрипки.

    Сказка о мудрой сове

    Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот…

    Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,

    Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:

    – Добрая сова, помоги, от беды меня убереги.

    Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.

    Я с ней солнышко встречаю,

    Ему проснуться помогаю,

    Но сегодня злые пауки

    Спрятали все ноты в сундуки.

    И сундуки те на замок закрыли,

    А ключи от замков в земле зарыли,

    Без песенки я жить не могу.

    Как солнышку теперь помогу?

    – Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нём что-то рисовать, приговаривая:

    Я сначала нарисую закорючку вот такую,

    На верхушке закруглю,

    Ой, какой-то вышел гусь,

    Я чуть-чуть его боюсь.

    Нет! Я сделаю вот так:

    Чтобы был не гусь, а знак,

    Быстро линию прямую

    Жирной точкой завершу я.

    Вот и вышел ключ отличный,

    А зовётся он скрипичный .

    И второе имя есть,

    Напишу его я здесь: ключ соль.

    Запомни, птичка – серенькая невеличка,

    Он называется так потому,

    Что начало завиточка

    На второй рисуют строчке, –

    Как раз на той самой второй строчке, где пишется нота соль первой октавы. Бери, птичка, этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.

    Поблагодарила птичка – серенькая - невеличка добрую сову и полетела за своими нотами.

    Вот так помогла сова птичке вернуть её песенку.

    Написание скрипичного ключа дети могут освоить, выполняя задание 10 . Пьесу «Народная прибаутка» сначала следует играть 3-им пальцем правой руки, а затем 3-им пальцем левой руки.

    Занятие 7.

    Ноты

    Цель:

    • познакомить детей с конкретными названиями нот.

    Чтобы пьесы исполнять,

    Ноты нужно твёрдо знать.

    Вот – до, ре Вот ля и си

    Выучи названия нот и где каждая живёт.

    Есть у радуги семь красок,

    А у музыки семь нот.

    Только кто же без подсказок

    Эти ноты разберёт?

    Будто капельки похожи,

    Различить мы их не можем.

    Вот что: ноты все украсим,

    Словно радугу раскрасим.

    И запомним сразу мы,

    Где тут фа , а где тут ми .

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Облегчит усвоение этого материала задание 11 .

    Сказка про петушка

    (Прочитай сказку, называя ноты вместо пропущенных слогов).

    Жил да был петух на свете

    чего хорош был Петя!

    Утром солнце лишь проснётся,

    Петя гом вст пенётся,

    Песню звонкую споёт

    И гу ть на луг идёт

    мо ма, мо сада,

    Мо сломанной ограды,

    Погу ет и вернётся,

    За дела свои возьмётся.

    Приведёт в порядок м,

    Печь затопит, а потом

    Сходит Петя в огород.

    Там,горох сорвёт,

    Да нако т колосков –

    Вот уж завтрак и готов.

    Чистый ртучек наденет,

    На столе он скатерть сменит,

    Поставит, угощенья.

    Ай, да, Петя! Заг денье!

    Тут друзья в окно стучат.

    – Заходите, я вам рад!

    Занятие 8.

    Такт и тактовая черта

    Цель:

    • объяснить детям, что такое такт и тактовая черта.

    Пояснительная записка

    К этой теме не требуется дополнительных комментариев, так как материал в заданиях 12 – 15 изложен довольно полно. Для закрепления темы дана «Перемена»: соотнеся изображение комнат в доме с изображением нотоносца, дети сосчитают количество комнат в доме и легко определят количество «комнат – тактов» на нотоносце.

    Занятие 9.

    Длительности нот

    Цель:

    • помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта.

    Пояснительная записка

    При изучении этой темы дети испытывают определённые трудности. Чтобы облегчить усвоение данного материала, предлагается сказка «Дружная семья».

    Как известно, у детей и взрослых динамика разная (дети намного подвижней взрослых). На основе данного принципа и построена эта сказка: в ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные – мамами и папами, половинные – бабушками, а целая – прабабушкой. Всё это наглядно объясняет соотношение длительности и счёта.

    Дружная семья

    Жила-была дружная семья:

    Прабабушка, две бабушки

    Мамы с папами

    И ребятишки

    Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх.

    Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры 1,2,3,4 решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

    По дороге бегут ребятишки

    И считают шаги шалунишки,

    А выходит у них вот так:

    Видишь, как быстро они бегут.

    Мамы с папами их услыхали

    И шаги свои вмиг сосчитали:

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Раз и, два и, три и, четыре и

    Вот у них и получилось!

    Ну, и бабушки, чтоб не отстать,

    Вот так:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Раз и, два и, три и, четыре и

    Тут прабабушка тихо сказала:

    – А я тоже шаги сосчитала:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Раз и, два и, три и, четыре и

    Ой, как медленно шла она!

    Гуляли они, гуляли,

    И пошли домой отдыхать.

    Значит, сказку пора кончать.

    P.S.: Не следует на начальном этапе обучения огорчаться из-за того, что дети иногда вместо конкретного названия длительности ноты (например, половинная) называют её «бабушкой». В этом случае важно попросить ребёнка вспомнить настоящее название длительности данной ноты. От употребления и того, и другого названия длительностей («бабушка», половинная) постепенно можно перейти к использованию только настоящего названия.

    После ознакомления с предложенным материалом через чтение сказки переходим к заданиям 16 – 18 – всё это и составит занятие.

    Занятие 10.

    Нота с точкой

    Цель:

    • объяснить детям, что означает нота с точкой.

    Пояснительная записка

    Стихи и задание 19 облегчат детям усвоение этой довольно непростой темы. Но для того, чтобы этот материал воспринимался проще, полезно на начальном этапе у точки подрисовать штиль так: или так:

    Занятие 11.

    Размер

    Цель:

    • на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером.

    Пояснительная записка

    Тема не требует дополнений. Для лучшего усвоения материала полезно использовать задание 20 – «Музыкальное лото».

    Занятие 12.

    Паузы

    Цель:

    • познакомить детей с понятием паузы.

    Пояснительная записка

    Для знакомства с понятием паузы предлагается сказка «Неразлучные друзья». Читая её, следует заострить внимание детей на том, что паузы в музыке надо так же слушать и считать, как и ноты.

    Неразлучные друзья

    Жил-был на свете мальчик Коля.

    Учился он в музыкальной школе,

    И была у него книжка.

    И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилось такая история.

    Только часы двенадцать пробили,

    Вдруг эту книжку быстро открыли.

    И кто бы вы думали, её открыл?

    Ноты!

    Да-да, ноты – невелички,

    Которые жили на первых страничках.

    Заплакали они, загоревали,

    Что-то друг другу рассказывать стали.

    Потом побежали по книжке без оглядки,

    Только засверкали пятки.

    Далеко убежали от нотоносца родного,

    Остановились на одной странице, смотрят,

    А место им незнакомо.

    Какие-то знаки навстречу идут,

    Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»

    Ноты наперебой рассказывать стали:

    Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.

    Мальчик, который занимается по этой книжке,

    Заставляет нас петь без передышки.

    Вы бы только знали,

    Как мы устали!

    Ведь нельзя же нам всё время звучать,

    Должны и мы иногда отдыхать.

    Посмотрите, что с нами случилось,

    Какая беда приключилась:

    Половинная нота, бедная,

    Стала ужасно бледная.

    Целая так долго пела,

    Что даже вся поседела.

    Четвертная нота почернела от работы.

    А мы, ноты восьмые, весёлые, озорные,

    До того пели, старались,

    Выслушали их знаки незнакомые и говорят:

    Ну, об этом не стоит горевать,

    Слёзы горючие проливать.

    Мы как раз знаки молчания,

    Обозначаем перерыв в звучании.

    Паузы нас зовут.

    Вот мы все тут.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Целая пауза Половинная Четвертная Восьмая

    Раз и, два и, три и, четыре и. Раз и, два и Раз и Раз

    Вот и познакомились мы с вами, ноты.

    Теперь вы по-другому запоёте.

    Забирайтесь к нам на нотоносец,

    Будем вместе жить,

    Больше не о чем вам тужить.

    Станем мы с вами неразлучными друзьями.

    Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить - поживать, горя не знать.

    Обращение к «забавным картинкам» поможет детям быстро и прочно запомнить, как выглядят паузы. Им легко вообразить, что целая пауза, как табличка, висит на линейке; половинная, будто сундучок на полке, лежит на линейке; четвертная похожа на змейку; а восьмая напоминает фигуристку.

    Занятие 13.

    Штрихи

    Цель:

    • научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато.

    Пояснительная записка

    Тема наглядно раскрывается в стихах и рисунках, приведённых в задании 27 . Необходимо выучить:

    Точка над нотой и точка под нотой,

    Скажи-ка нам, точечка, кто ты?

    Знайте, ребята, зовусь я стаккато ,

    Плясать заставляю я ноты.

    Стаккато – коротко, отрывисто.

    Лига

    Ой, дуга, какая тут!

    Как, скажи, тебя зовут?

    Лига называюсь я.

    И запомните, друзья,

    В пьесах роль моя важна,

    Нотам очень я нужна

    Для того, чтоб их учить

    Плавной поступью ходить.

    Ну, а поступь та, ребята,

    Называется легато .

    Легато – плавно, связно .

    Занятие 14.

    Динамические оттенки

    Цель:

    • запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски.

    Пояснительная записка

    Усвоению темы помогут рисунки и прослушивание пьесы Д.Г. Тюрка «Я так устал» в разной манере исполнения из задания 28 .

    Первый раз педагог играет невыразительно, ровным звуком, а второй раз – точно выполняя все динамические оттенки для того, чтобы дети отдали предпочтение не монотонному, а красочному исполнению, полностью раскрывающему смысл пьесы.

    После этого можно перейти непосредственно к знакомству с названиями и назначениями динамических оттенков. Распределение цветовой яркости красок на палитре будет способствовать лучшему восприятию сути динамических оттенков.

    Занятие 15.

    Мажорный и минорный лады

    Цель:

    • познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным.

    Пояснительная записка

    Известно, насколько эта тема сложна для объяснения маленьким детям и как трудно они воспринимают её. Сказка «Два брата» облегчит её восприятие.

    ДВА БРАТА

    В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-дон-Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

    Бывало сядет он на свой трон и скучает.

    От скуки ногами поболтает,

    От скуки прикажет печенье подать,

    А солдатам песню запевать.

    Солдаты были у него необычные –

    Все, как один, певцы отличные.

    И за это, кстати сказать,

    Стал Дин-Дон их Звуками звать.

    Споют Звуки королю одну песню, другую,

    Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

    Спят себе до утра.

    Утром встанут, крикнут: «Ура!»

    Король проснётся, с боку на бок повернётся,

    И всё заново начнётся:

    Скука, печенье, солдатское пение.

    От этой жизни Звуки до того обленились,

    Что петь как следует совсем разучились.

    Король был ужасно огорчён.

    Даже скучать перестал он.

    Заставляет их петь и так, и сяк,

    А они не хотят никак.

    Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали МАЖОР , а грустного – МИНОР . Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

    Во дворец явились,

    Королю, как положено поклонились.

    Здравствуй, Дин-Дон, – говорят. –

    Хотим послушать твоих солдат.

    А ну, – скомандовал Звукам король, –

    Запевать все изволь!

    Раз, два! Раз, два!

    Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

    Не выдержали этой музыки братья,

    Давай, – говорят, – Дин-Дон, мы тебе поможем,

    Из звуков твоих песню ладную сложим.

    Выстроил Мажор Звуки в ряд –

    Получился ЗВУКОРЯД .

    Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчи-и-тайсь!»

    Звуки быстренько рассчитались:

    Тон, тон, полутон,

    Тон, тон, тон, полутон.

    Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Все мы дру - жно вста – ли в ряд, по – лу – чил - ся зу – ко - ряд.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Не про – стой ма – жор – ный, ра – дост – ный, за – дор – ный!

    Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон, полутон рассчи – и – тайсь!». Звуки сразу почему – то загрустили, нехотя рассчитались:

    Тон, тон, полутон,

    Тон, тон, полутон,

    Тон, тон.

    Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мы ми – нор – ный зву – ко – ряд груст – ных зву – ков длин – ный ряд

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Пес – ню груст – ну – ю по – ём и сей – час мы за – ре – вём.

    С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

    Дин-Дон по-другому жить стал,

    Под новую музыку спать перестал.

    Загрустит он – Минор явится,

    Захочет веселиться – Мажор появится.

    Стали Звуки жить ладно,

    И песни зазвучали складно!


    Описание материала : Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

    Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

    Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

    Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

    Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

    Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

    Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

    Закреплять полученные ранее знания.

    Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

    Итак……

    В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

    Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

    А что тебе там видно, СИ?

    Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

    В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

    Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

    Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

    Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

    Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

    ДО - на дополнительной линеечке.

    РЕ - под первой линеечкой.

    МИ - на первой линеечке.

    ФА - между первой и второй линеечками.

    СОЛЬ - на второй линеечке.

    ЛЯ - между второй и третьей линеечками.

    СИ - на третьей линеечке.

    До скорой встречи в сказочной стране!

    Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

    Дидактическая игра «Высоко - низко»

    Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.

    Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

    А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички.Каждый зверь под «свою» песенку.

    Пять линеек нотной строчки

    Мы назвали нотный стан,

    И на нем все ноты-точки

    Разместили по местам.

    А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.

    Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

    Цветные ноты для малышей

    А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

    Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

    Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

    Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

    Как действует эта разноцветная методика?

    Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

    Какого цвета ноты

    Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

    До - красного цвета;
    ре - оранжевого;
    ми - желтого;
    фа - зеленого;
    соль - голубого;
    ля - синего;
    си - фиолетового .


    Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

    Кто придумал соединить музыку и цвет


    Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

    Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

    Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

    Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

    Изучение нот с детьми при помощи цветов

    Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

    Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

    А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

    Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

    Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


    Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

    Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

    Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


    И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

    Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

    Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

    Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

    Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.