Музеи школьные (фото). Особенности деятельности школьных музеев

Музей... Кто-то из взрослых, слыша это слово, подавляет зевоту, у кого-то в глазах загорается любопытство, кто-то давно и навсегда решил для себя, что "ходить по музеям — это скучно", а кто-то относится к ним с недоверием и ожиданием: "будет ли там что-то интересное?". Все это — результат их встреч с этими "очагами культуры" и детских впечатлений. Что будет чувствовать ваш ребенок при слове "музей"?

Чтобы встречи были желанными и эмоции от посещения музеев положительными, родителям нужно хорошо подготовиться. Надо продумать, какой музей детям будет интересен, заранее подготовиться к визиту, узнать о том, какие интересные программы предлагают музеи юным гостям...

Какие музеи бывают?

Пожалуй, стоит пофантазировать с детьми на обратную тему: каких музеев не бывает. Придумать музей, которого еще нет — прекрасная творческая задача для развития мышления. Конечно и решений у такой задачи много, но она не так проста.

Ведь музеев существует очень много и самых разных: есть музеи естественнонаучные, где можно проникнуть в тайны окружающего нас мира и живых организмов, заглянуть за край Земли, проникнуть в прошлое. В Москве это, например, биологический музей им. Тимирязева, Дарвиновский музей, Палеонтологический музей, музей Землеведения...

Есть музеи, посвященные технике, например, старейший такой музей России — Политехнический, где не только можно узнать об истории развития компьютера или микроскопа, послушать о достижениях науки, но и посетить вечер авторской песни, побывать на встрече с настоящими учеными, побывать на увлекательном занятий, лекции с демонстрацией или празднике. Разве не увлекательно побывать на Новогоднем балу химических элементов или поучаствовать в игровых программах цикла "Технические сказки"? Технические музеи — это интересно, грандиозно, удивительно, ведь все это создано людьми. Есть музей самой настоящей военной техники, старинных автомобилей, авиации и космонавтики, музей паровозов и другие.

Существуют мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей самых разных творческих специальностей: писателей, поэтов, художников, актеров, певцов. Среди них есть музеи-квартиры, позволяющие проникнуться жизнью автора и музеи, полные необычных и таинственных вещей. Во многих из них проводят занятия для маленьких посетителей. Особенно популярен музей К.И. Чуковского в Переделкино.

Еще? Вас и ваши детей ждут краеведческие и исторические музеи, где можно познакомиться с бытом и историей города и страны, узнать больше о Великой отечественной войне, увидеть настоящие рыцарские доспехи.

Музеи искусств и декоративно-прикладного творчества тоже найдут, чем удивить и поразить ребенка: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт Петербурге, музеи декоративно-прикладного искусства или галереи, посвященные творчеству одного художника.

Есть музей "одной темы", побывать в которых также очень интересно и познавательно: музей Воды, музеи, посвященные истории театра, музей водопровода, утюгов, хрусталя, мыши, уникальных кукол, чая, музей Мосфильма... А как интересно побывать в музее, знакомящем с жизнью других народов мира и их традициями! Музей Востока производит на многих детей очень яркое впечатление. А многие даже и не представляют, сколько разнообразных музыкальных инструментов создало человечество. Их можно увидеть в музее музыкальной культуры им. Глинки.

А еще есть музеи-усадьбы и историко-археологические заповедники, есть парки, в которых ведется экскурсионная работа и организуются детские программы, например Коломенское или Кузьминки. Есть места, где можно познакомиться с живыми организмами, необычными и уникальными, тоже своего рода "музеи": Аптекарский огород, Ботанический сад, зоопарк, океанариум...

Нет такого ребенка и такой семьи, для которой не нашлось бы интересного музея. Это действительно так. Ищите "свои" музеи и вы обязательно их найдете.

Что предлагают музеи детям?

Помимо традиционного просмотра экспозиций и покупки сувениров, музеи предлагают большое количество разнообразных программ. Что можно узнать в музее, в чем поучаствовать? Начнем, конечно же, с экскурсий. Многие музеи стали предлагать аудиоэкскурсии, которые могут быть интересны подросткам , публичные экскурсии по выходным, экскурсии, рассчитанные на посетителей и самого юного возраста — дошкольников.

Теперь экскурсия — это не просто прогулка с экскурсоводом по тихим залам музея. Появилось понятие "музейная педагогика", работники задумались о создании привлекательного имиджа музея и стали разрабатывать потрясающе интересные программы, игровые экскурсии. Многие программы в музеях дают детям возможность не просто послушать экскурсовода, но и потрогать, посмотреть, как работает, понюхать, разобрать и собрать заново... Например, в биологическом музее им Тимирязева есть программа "Комната открытий", а музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской проводит фестиваль детского творчества "Мастера", в программе которого самые разные мастер-классы. Да и сами экспозиции некоторых музеев включают просмотр тематических видеофильмов или возможность воспользоваться компьютерной справочной по экспонатам данного зала.

Многие музеи предлагают спектакли и детские праздники. Это, конечно, традиционный Новый год или Масленица , но и не только. Например, Дарвиновский музей проводит праздники разной тематики регулярно, в течение всего года.

В некоторых музеях можно даже отметить день рождения. Основной "фишкой" таких программ является интерактивность, то есть активное участие самих детей и возможность прикоснуться к музейным экспонатам в буквальном смысле этого слова.

Не будем забывать об образовательной роли музеев. Там можно не только поиграть, но и купить полезные книги, открытки или развивающие игры, пройти по залам, выполняя задания, посвященные экспозиции, приобрести на память открытки или значки, наклейки или обучающие диски.

Как подготовиться к походу в музей?

Конечно, необходимо предварительно познакомить ребенка с тем, что такое музей. Самым маленьким можно сказать, что вы идете в гости в дом, где живут красивые картины или старинные волшебные вещи, а дети постарше поймут и более прозаичное объяснение. В-первую очередь это нужно для того, чтобы ребенок был готов к тому, что вы идете не просто играть, а смотреть на что-то интересное и необычное, и мог воспринять правила поведения в музее. Так будет проще ребенку, который будет понимать, что ждет его в музее, да и вам придется меньше нервничать.

Лет с 3 многие дети любят рассматривать книги про животных или альбомы по искусству, узнавать про динозавров или машины. Не стоит торопить события и заставлять малыша запоминать названия, но поддерживать это любопытство стоит. Читая сказки, показывайте на картинках незнакомые предметы, рассказывайте о них, пусть они станут понятными и знакомыми. А сколько радости будет потом при встрече с ними в музее!

Можно придумывать сказки про героев картин или предметы, читать или сочинять с детьми мифы, рисовать картинки — "копии" известных полотен. Пусть мир музейных экспонатов органично вписывается вашу жизнь.

Выбирайте музеи, "близкие" увлечениям ребенка. Мальчик любит технику — идите в музей старинных автомобилей или Политехнический, все дети любят животных — беспроигрышный вариант — Дарвиновский музей. Посмотрели фильм про Египет или побывали там в турпоездке? Египетский зал есть в ГМИИ им. Пушкина.

И не пытайтесь обойти с ребенком весь музей. Для начала достаточно несколько залов. Главное не количество увиденного, а эмоции ребенка, его впечатления от похода в музей. Если ему понравилось, есть желание прийти в музей еще — значит, все удалось. И не важно, были вы в одном зале или обошли почти все.

Куда пойти в Москве? Самые популярные музеи и музейные программы.

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Здесь много интересных экспозиций и экскурсий, знакомящих детей с различными ремеслами и видами декоративно-прикладного творчества, завершающимися занятием, на котором дети сделают своими руками поделку по теме экскурсии. В музее есть Детский центр.

Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова славится своими коллекциями, скелетами вымерших организмов в натуральную величину и замечательными экскурсоводами.

Дарвиновский музей. Один из самых современных музеев. В залах стоят компьютеры, показываются фильмы, предлагаются тематические книжки с заданиями, которые можно выполнить, внимательно изучая витрины. Можно послушать голоса птиц, нажимая кнопки около соответствующей картинки, услышать голоса разных видов жаб, сравнить свой вес с весом мыши, кошки, слона, постоять у иллюминатора подводной лодки. Есть игровой уголок, часто по выходным проходят праздники.

Музей "Кукольный дом на Варварке". Здесь представлены самые разные авторские куклы, у каждой из которых своя сказка, своя история. Куклы живут не в витринах, а в специальных домиках, здесь волшебно светит фонарик и играет музыка... Кукольный дом приглашает детей на спектакли и экскурсии.

Для школьников интересные лекции, экскурсии и игровые программы предлагает Исторический музей. Ребята узнают многое о жизни бояр, окажутся в настоящих каменных палатах. Здесь же можно организовать и детский день рождения, который начнется познавательной экскурсией, а завершится трапезой и играми в компании бояр и Царя.

В Политехническом музее также можно увидеть очень много занимательного. Еще бы, ведь площадь всех экспозиционных залов около 10.5 тысяч кв.м., а протяженность маршрута — более 8 км. Конечно, это не обойдешь за один раз. Выберете, что вам больше хочется увидеть: "Швейные машины", "Радиоприемники", "Источники света", "Пишущие машины", "Приборы времени. Часы", "Телефонные станции", "Мотоциклы", "Автомобили", "Фотоаппараты и принадлежности к ним", "Кино-съемочная аппаратура"... В Политехническом музее проводятся химические и технические шоу, работает научная игротека.

Про московские музеи можно рассказывать очень много. Даже перечислить все невозможно. Музей воды, шахмат, сказок, леса, подводного флота, Зоологический музей, музеи спорта и московского метрополитена...

Куда пойти, чтобы провести время с пользой — есть. Выбирайте и получайте удовольствие от прекрасно проведенных выходных.

Обсуждение

Музеи бывают нескучные, еще какие, еще бывает, что чаепитие бывает прямо в музее и с музейными экспонатами вприкуску)))) Мы ездили в музей пастилы, город Коломна! Кто не был - это чудесно, не скучно, барышни в русских костюмах, дают делать пастилу самим, попробовать можно все! И познавательно, и вкусно! Ездили с Апострофом, остались довольны, из Москвы взрослые провожатые - бесплатно. [ссылка-1]

Недавно были с ребенком (ей 4 года) в музее им. Тимирязева. В принципе, природу любит и все научные факты из биологии воспринимает с интересом, но... Посмотрев на пару экспонатов, она начала бегать из зала в зал, капризничать, хорошо, там таких детей было 50% посетителей, на их фоне было не так стыдно. Помню, я в детстве могла по полдня все пристально рассматривать, некоторые вещи до сих пор запомнились... Может, она просто не музейный ребенок? В статье ничего не говорится, как обеспечить спокойное поведение...

30.11.2008 17:31:57, irakezzz

еще есть музей сказок "дом сказок" - там замечетельно

Комментировать статью "Нескучные музеи для детей"

Дети и музеи. Если некий музей настолько популярен что в него всегда очередь часа на полтора, с какого возраста (ребёнка) вы бы пошли туда с То есть очередь полтора часа- это не постоянное состояние этого музея. А пусть предсказуемое, но стечение обстоятельств.

Обсуждение

С того возраста, когда решение пойти именно туда, а не в какое-то другое место было бы инициативой самого ребенка.
Вот именно в определенный музей, куда надо стоять в очереди - лет в 14-15, наверное. До этого возраста ни одному из моих "ребенков" музеи не были интереснее, чем альтернативные способы приобщения к прекрасному:) Более того, дочь мне недавно высказала свое возмущение тем, что я ее слишком рано (лет с 8-10) начала "прогуливать" по европейским музеям-достопримечательностям и сейчас, к своим "почтенным" 18 она практически ничего не помнит из увиденного - за очень-очень редкими исключениями - и это ей очень обидно.

А ребенок сам хочет туда идти?

Музеи - нарочно же их не придумаешь. Есть исторические города, там с этим получше. Например, Переславль весь в музеях, хотя город небольшой:) В Подмосковье есть несколько очень неплохих театров, которые делают полные залы, с хорошим репертуаром.

Обсуждение

Менталитет деревенщины,грязи не будут князи,нет хороших направляющих,учителей по влиянию

19.10.2017 14:49:48, Тещенька

какая-то неправильная провинция). Вот у нас все как надо: театра нет, кинотеатр - 2 старых фильма в месяц, концерты - только дети из своей же музыкальной школы и танцы оттуда же. Ехать на концерт - автобусы до 9 ходят, а на машину тут не особо заработаешь.
Зато есть свои массоны.

19.10.2017 12:19:22, рыбкина

Правда, в музее, скорей всего, тоже нужно не дышать на шедевры, а зашикать могут и смотрители. Для горожан, в том числе и Будет возможность заглянуть на 5, 10, 15 минут проходя мимо. Я лично последние лет 20 несколько раз была на колоннаде, а внутрь не ходила.

Обсуждение

У меня нет однозначного мнения насчет передачи. Что мне очевидно, что это надо делать не волевым решением. "Раз, мы уже все подарили, поздравляем", а после обсуждений с горожанами. Которых не было до объявления решения, и которые переросли в конфронтацию после.

Я вижу в минусах передачи необходимость надевать платок при посещении и шикающие бабушки, которые учат этому окружающих (даже если не меня). Правда, в музее, скорей всего, тоже нужно не дышать на шедевры, а зашикать могут и смотрители.

Для горожан, в том числе и неверующих, плюс передачи в возможности свободного входа. Будет возможность заглянуть на 5, 10, 15 минут проходя мимо. Я лично последние лет 20 несколько раз была на колоннаде, а внутрь не ходила. Может быть, если бы был действующий храм, то с удовольствием зашла бы по дороге.

В бюджетах я не очень разбираюсь, но предполагаю, что цифры "убытков государства" будут сильно зависеть от того, что и как считать.
Можно сохранить отдельные платные музейные залы, как это реализовано во многих католических храмах.

да вообще с каждого жителя страны нужно брать десятину в пользу церкви.

Те музеи, где был много раз - помнит, это Политехнический и Третьяковка, а остальные - нет. Не уверена, что он ту же Кунсткамеру помнит. А ваши дети помнят? Имеет ли смысл водить детей в музей в возрасте до 10 лет и в какой музей? Сколько раз нужно посетить с ребенком один и...

Обсуждение

У меня память оперативная очень оперативная:) я быстро забываю увиденное в музее. В кунсткамере была 4 года назад, экспонатов не помню вообще, а у нас ведь был экскурсовод. Тут недавно упоминали галерею Уфицци, ну была я там, ничего не помню. Поэтому все музеи в детстве практически прошли мимо меня. Я помню, что я была Третьяковке, помню как ходили по залам, помню были люди, экспонатов не помню. Самое яркое воспоминание из посещения музея в детстве поедание пиццы в буфете на Крымском валу после выставки фотографии с родителями, понятно, что саму выставку я не помню вообще:)

Помню Давида в Пушкинском, мне 7 лет было. Помню исторический музей тоже примерно в этом возрасте. Помню Планетарий с восторгом. Павильон "Космонавтика" на ВДНХ.
Но есть художественно одаренные дети. а не как я, тогда это другое дело.

Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского был основан в 1887 г. и является одним из старейших музеев в Дальневосточном регионе. В его фондах и на экспозициях представлены памятники традиционно-бытовой и художественной культуры народов Севера, что открывает широкие возможности для создания образовательных и воспитательных программ исторического и этнографического содержания. Программа „Музей и дети“ знакомит с историческим прошлым Якутии, ее природно-географическими зонами и показывает народный быт, костюм, жилище, традиционные ремесла, обычаи и обряды, верования и народное искусство.

Для детей дошкольного возраста:

1.«Здравствуй, музей!» — ознакомительная экскурсия по музею. (в музее)

2.«Кто в домике живет?» — занятие в формате мини – театра. (в музее/вне музея)

Стоимость занятия/экскурсии – 30 рб.с дошкольника.

Для детей младшего школьного возраста:

1.«Здравствуй, Якутский музей!» — пешая ознакомительная экскурсия по территории музея с посещением экспозиции Дома — музея Ем. Ярославского.

2.«Я поведу тебя в музей!» — ознакомительная экскурсия по экспозиции первого этажа. (в музее)

3.«Доисторические животные Якутии» — музейное занятие о древних животных, обитавших на территории Якутии. (в музее)

4.«Птичьи хлопоты» — интерактивное занятие о птицах Якутии. (в музее)

5.«Как звери в лесу живут» — занятие о животных Якутии. (в музее)

6.«Подземная кладовая» — о минералах и полезных ископаемых Якутии. (в музее/вне музея)

7.«Этнографический калейдоскоп» — цикл музейных занятий о культуре народов Якутии (в музее/вне музея):

— «История игрушки» — занятие, знакомящее с игрушками народов Якутии + мастер – класс по изготовлению кукол из тальника.

— «Что нам стоит дом построить» — занятие о хозяйственно- бытовом укладе народов Якутии.

— «Тайна бабушкиного сундука» — показ старинных музейных предметов, принадлежавших женщинам прошлого века.

8.«Якутск — мой город родной» — лекция об истории города Якутска. (в музее/вне музея)

9.«Где эта улица, где этот дом?» — лекция об улицах города Якутска. (в музее/вне музея)

10.«Защитники Отечества» — интерактивное занятие на военную тему. (в музее/вне музея)

11..Квест – игра «Найди клад» — участники ищут клад, выполняя задания по назначенному маршруту. (в музее)

12.«Сердце северной столицы» — пешая экскурсия по историко – архитектурному комплексу «Старый город».

Стоимость музейного занятия /квест – игры /ознакомительной экскурсии — 50 рб.с учащегося.

Стоимость пешей экскурсии по историко – архитектурному комплексу «Старый город» — 1800 рб. с группы.

Заявки принимаются за 1 неделю до проведения.

Для учащихся среднего, старшего звена и студентов:

1.«От Ленского острога до города Якутска» — цикл лекций по истории города

Якутска (в музее/вне музея):

— «История Якутской крепости»

— «Якутск глазами путешественников XVIII-XIX вв.»

— «Прогулки по старинному Якутску»

2.«Походы землепроходцев: биографии, походная жизнь, быт». (в музее)

3.«Старожилы Якутии: происхождение, жизнь, культура». (в музее)

4.«Великая забытая война» — интерактивное занятие о Первой мировой войне. (в музее/вне музея)

5.«Городки, мяч и немые фильмы» — интерактивное занятие об играх и развлечениях в дореволюционной Якутии. (в музее)

6.«Гражданская война в Якутии: брат на брата» — занятие об основных событиях Гражданской войны в Якутии.(в музее/вне музея)

7.«Впереди была Победа» — занятие о Якутии в годы ВОВ. (в музее/ вне музея)

8.«Операция Весеннее побуждение» — занятие для студентов о последнем крупномасштабном наступлении в марте 1945 г. немецких войск во Второй Мировой войне.(в музее)

9.«Танковое побоище под Прохоровкой, мифы и реальность» — мифы и легенды самого крупного встречного танкового боя ВОВ.(в музее/вне музея)

10.«Этнографический карнавал» — цикл музейных занятий о культуре народов Якутии. (в музее/вне музея):

— «Материальная культура народов Якутии» — лекция о жилищах, бытовой утвари и традиционных занятиях народов Якутии.

— «Традиционные украшения народа Саха: сакральность и красота»

— «Искусство шитья у народов Севера» — лекция об особенностях традиционной одежды народов Севера.

— «Преклоняясь божествам» — музейное занятие по якутским обрядам и ритуалам.

11.«Доисторические звери Якутии: история находок»

12.«Птицы вокруг нас» — цикл лекций о птицах Якутии:

— «Сокол сапсан – редкий хищник» (в музее)

— «Совы – ночные хищники» (в музее/вне музея)

— «Экология беркута в Центральной Якутии» (в музее)

— «О чем говорят перья птиц?» (в музее/вне музея)

13.«Сердце северной столицы» — пешая экскурсия по историко – архитектурному комплексу «Старый город».

Стоимость музейного занятия/лекции: школьникам – 50 рб., студентам – 50 рб.

Стоимость пешей экскурсии по историко – архитектурному комплексу «Старый город»: 1800 рб. с группы.

Заявки принимаются за 1 неделю до проведения.

Также Якутский музей предлагает:

— Занятия по другим темам истории и культуры Якутии по вашим заявкам.

— «День рождения в музее» — отпразднуйте самый главный праздник в стенах старейшего музея! Стоимость – 4000 рб.

Интеллектуальная игра «Музей – хранитель времени» — игра в формате «своя игра», «брейн – ринг» и квест- игры для всех категорий населения. Цена договорная.

Телефон для заявок: 42-51-74

Адрес музея: г. Якутск, пр. Ленина 5/2. Проезд автобусами до остановки «Центральный», «Соцзащита», далее пешком.

Режим работы: Вторник — Воскресенье

Касса закрывается в 16:30

Некоторые родители, возможно, спросят: зачем вообще ходить в музеи? Прежде всего – ради удовольствия. Очарование природы, красота человеческого тела, застывшие на холсте чувства, игра света и тени… Однако замечать эту красоту, увы, умеют не все. Быть может, все дело в интенсивном ритме жизни. Но куда вероятнее, что равнодушных к искусству людей в детстве просто не научили понимать живопись или скульптуру. А обучиться этому в зрелом возрасте удается далеко не всем. Поэтому важно заняться «музейным образованием» ребенка вовремя.

Когда начинать водить ребенка в музей?

Наиболее благоприятный возраст для приобщения детей к искусству – это 4–5 лет. Раньше вести ребенка в музей классической живописи нет смысла. Ребенку в возрасте активного исследователя (от 1 до 3 лет), когда ему надо все потрогать, везде залезть, вряд ли подойдет для этих целей Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр и иже с ними. С 4 лет наступает период сюжетно-ролевых игр – и тогда дети в принципе готовы к восприятию музеев.

Речь сейчас не идет о глубоком знании стилей и направлений. Главное, чтобы малышу нравилось простое созерцание и через картину ребенок пытался постичь красоту окружающего мира. Как ему в этом помочь?

Как рассказывать ребенку об искусстве? Помогут полезные книжки

Возможно, вы не являетесь большим знатоком живописи. В этом нет ничего страшного. И если вы не знаете, что и как рассказать ребенку об искусстве, с какими картинами познакомить в первую очередь, вам на помощь придут книги. Сейчас в реальных и виртуальных книжных магазинах можно отыскать немало хороших изданий о живописи для детей, которые станут удобным подспорьем родителям. Кстати, чтение таких книг и рассматривание качественных репродукций здорово поднимет культурный уровень не только ребенка, но и мамы с папой.

Всем известно, что малыши лучше всего запоминают информацию в стихах. Для этой цели идеально подойдут «Прогулки по Третьяковской галерее» Андрея Усачева. Прочитайте стихи об известных картинах ребенку два-три раза, и вот он уже будет цитировать их на память.

А заодно и картины ребенок запомнит, и имена художников.

В стихотворной форме несложно освоить и жанры живописи. Можно воспользоваться старой песенкой на стихи Александра Кушнера из мультфильма «Пластилиновая ворона». В ней очень весело и понятно для ребенка рассказывается об основных жанрах живописи.

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж.

А вот куплет про натюрморт:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.

И о портрете тоже есть:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.

А потом, когда ребенок в музее будет уже неплохо ориентироваться в жанрах, можно будет при виде любой картины играть с мамой и папой в веселую игру «Кто первый определит жанр?» Особенно интересно, если мама или папа «случайно» неправильно ответит и даст возможность малышу исправить ошибку. Неужели после этого можно утверждать, что художественный музей – это скучно для ребенка?

Но вернемся к книгам. Нельзя обойти вниманием книгу известного искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» – там рассказывается, как воспринимают картины дети разного возраста, и на что обращать их внимание.

Время от времени отправляйтесь с малышом в «компьютерный музей»: просто садитесь с ним у монитора и просматривайте репродукции. Есть множество сайтов об искусстве для детей с тематическими подборками картин. Например, можно посмотреть полотна о конкретном времени года, о детях или о праздниках… И просто поговорите об этих картинах по душам.

Ребенок в музее: первый опыт

Итак, к посещению музея ребенок готов морально. Пусть ваша экскурсия станет настоящим праздником для маленького любознательного человечка. Чтобы именно так и было, воспользуйтесь простыми правилами.

Основной принцип – только положительные эмоции! Ребенку в музее должно быть интересно и понятно то, о чем идет речь. Поэтому дошкольнику не подходят стандартные музейные экскурсии. На какое-то время мама или папа должны стать гидом для своего малыша.

Это факт
Разговор о правилах поведения в музее необходим. Не давите на ребенка всяческими «нельзя», а спокойно скажите, что в таком красивом здании и вести себя нужно красиво. Договоритесь, что малыш ничего не будет трогать. Объясните, что это придумано для того, чтобы экспонаты сохранились как можно дольше.

Не нужно превращать каждое посещение ребенком музея в ритуал, чтобы это не связывалось у ребенка с какими-то особенными действиями и обязанностями. Один раз сообщите малышу о прогулке заранее, может, даже подготовьтесь к ней, посмотрев репродукции картин. Другой раз загляните с ребенком в музей или на выставку совершенно неожиданно. Просто, гуляя по городу, скажите: «А давай-ка зайдем, посмотрим ту картину, которая понравилась тебе в прошлый раз?» Или: «Ух, ты! Смотри: новая выставка «Наш город в картинах художников»! Давай посмотрим!»

Ребенок в музее: показывайте доступные пониманию сюжеты

Для поддержания интереса ребенка в музее обращайте внимание на понятные ему сюжеты. Самые маленькие «искусствоведы» с удовольствием будут рассматривать курочку или коровку, сельский домик или речку с мостиком («как у бабушки в деревне»), фрукты и овощи на столе, море, лес, играющих детей и многое другое, с чем они сталкиваются в повседневности.

Конечно, не все сюжеты будут интересны малышу. Вряд ли он станет долго смотреть на многочисленные портреты королевских семей средневековья. Хотя что-то из этого ему тоже можно показать: любопытно ведь, как выглядели короли и королевы, о которых написано в сказках…

Четырехлетнему ребенку уже можно показать и исторические картины, и бытовые сценки, и картины на библейские, мифологические темы. Рассматривание картины – это же как путешествие на машине времени! Здесь застыли реальные картинки из прошлого, и можно увидеть, как выглядели города, как одевались люди, чем занимались…

Пять лет – лучший возраст, чтобы начать знакомить ребенка с мифами Древней Греции. Ребятишкам не только интересны хитросплетения мифологических сюжетов. Они еще и прекрасно запоминают всю родословную богов и героев. А потом радуются, если видят их в музее и сами узнают сюжет на картине. То же самое можно сказать и о библейской тематике. Но сначала, если вы еще этого не сделали, прочитайте малышу детскую Библию. Картина не произведет на ребенка должного впечатления, если он не будет понимать, что на ней происходит. Дома можно закрепить полученные знания: посмотреть мультфильм или фильм по «теме», найти на географической карте нужную страну, полистать детскую энциклопедию.

4 игры, в которые можно поиграть с ребенком в музее

Чтобы малыш не заскучал, поиграйте с ним в полезные игры в музее. Они потренируют его мышление, речь, воображение.

1. Запоминалки

Предложите ребенку рассмотреть картину, а потом отвернуться. Пусть теперь он попробует по памяти ответить на ваши вопросы. Например: «Сколько яблок лежит на столе?» или «Какого цвета платье у девочки?» Затем поменяйтесь ролями.

2. Рассказывалки

Возле картины с интересным сюжетом задержитесь подольше. Вместе с ребенком подробно опишите ее: что изображено, что за персонажи, что делают, во что одеты, о чем разговаривают и т.д. Попробуйте составить рассказ.

3. Эмоции

Обращайте внимание ребенка на те эмоции, которые выражают герои картины. Пусть маленький искусствовед постарается определить: герои – какие они? Может, радостные, веселые, счастливые, задумчивые, грустные, обиженные?

4. Фантазирование

Развитию воображения способствует абстрактная живопись. Подобные картины вызывают у детей любопытство. Непонятное зеленое пятно может показаться малышу лягушонком, а желтый мазок – Луной. Отыщите на выставке такую «непонятную» картину и спросите ребенка: «Что ты здесь видишь?» Возможно, вы будете удивлены его ответом...

Выход есть!

Важно почувствовать тот момент, когда малыш начал уставать, и сразу же уйти. Так вы поддержите интерес ребенка на достаточно высоком уровне. И в следующий раз он охотно согласится прийти в этот или другой музей снова, чтобы увидеть что-то уже знакомое или совершенно новое и необычное.

Возьмите за правило всякий раз после посещения музея покупать на выходе открытки с репродукциями картин: ребятишки очень любят всевозможные сувениры. К тому же открытки станут отличной «шпаргалкой» для вас и малыша. Их можно вешать на стены в детской, использовать как закладки. Или просто коллекционировать, хранить в коробочке. И доставать время от времени, чтобы пересмотреть и вспомнить те самые картины, которые произвели на вас самое большое впечатление. Перебирая открытки, ребенок быстро запомнит и художников, и названия картин. Для него покупка открыток может стать своеобразным ритуалом и повысит интерес к походам в музей.

Главное, чтобы ребенок понял, что искусство – это вовсе не скучно! И если он под впечатлением от увиденного захочет создать свой собственный «шедевр» – прекрасно! Пусть рисует «копии» с понравившихся картин, пусть творит что-то свое, развивается, умнеет, становится лучше… Ведь именно в этом и заключается основная роль искусства.

Подготовка к первому походу в музей

Чтобы новый опыт у ребёнка был позитивным, нужно подготовиться к первому походу в музей. Важно выбрать музей исходя их интересов и пола вашего ребёнка. Можно вовлечь ребёнка в процесс выбора музея или темы выставки. Чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему об экспозициях музея, о самом интересном экспонате, а ещё интереснее совершить виртуальную экскурсию на сайте музея.

Я отлично запомнила свой один из первых походов в музей. Это был зоологический музей в Санкт-Петербурге. Я увидела огромный скелет динозавра и очень испугалась. Но со мной рядом были родители. Страх прошёл, когда я услышала увлекательную историю про этого динозавра. И затем этот музей стал одним из моих любимых, тем более я очень хотела стать зоологом и изучала животных. Мне нравилось медленно бродить у витрин, разглядывать чучела разных животных, наблюдать за студентами-художниками, которые делали зарисовки животных. В тот раз мы с семьёй гостили в Питере неделю, и я каждый день просила отвести меня в этот музей. Родители терпеливо водили меня и продолжали знакомить с экспозициями музея. Я не стала зоологом, но на всю жизнь сохранила любовь к животному миру и трепет перед очередным открытием нового музея.

Родителям необходимо подготовиться самим к посещению музея. Дети задают множество вопросов, поэтому выберите самые интересные экспозиции и изучите их на сайте музея, узнайте историю музея. В этом случае ваше общение будет насыщенным.

Интересно показать ребёнку одну-две репродукции из тех картин, которые вы предполагаете посмотреть в музее. При этом надо обязательно объяснить, что репродукция гораздо меньше подлинника, менее яркая и отчетливая.

Часто бывает, что родители берут ребёнка с собой на выставки и в музеи, которые малышу непонятны и неинтересны. Да и общаются взрослые в таких случаях в основном между собой. Ребёнку предоставляют самостоятельно изучать картины или экспозиции музея. И в памяти почти ничего не остаётся.

Не забывайте, что у ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, поэтому первый поход в музей не должен превышать 30-40-минут. Сделайте акцент на одной экспозиции, а в следующий раз посмотрите что-то ещё.

Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание. Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Не забудьте, что кроме самих экспозиций в музеях много других, интересных для детей, вещей. Цвет стен, большие пространства залов, диваны, перила, потолок и красивые люстры, блеск золота, очень большие предметы, скульптуры и картины. Обязательно разрешите ребёнку всё это изучить. Обратите внимание ребёнка на поведение людей в музее. Заранее объясните, как нужно вести себя в музее и почему.

Когда я своего сына впервые повела в Третьяковскую галерею, то мы сразу договорились о том, что как только он скажет «я устал», мы уходим. Я повела его в свой любимый зал к Врубелю. Ребёнка Врубель не вдохновил, зато ему очень понравились яркая картина М. И. Скотти «На карнавале в Венеции». Когда я спросила, что замечательного он увидел в этой картине, то он указал на радость, которую вызывает картина, на чувства и переживания героев, на действия, смысл которых определяется всей картиной в целом. Все это различные аспекты художественного образа. Очень впечатлила сына своими размерами картина А. А. Иванова «Явление Христа народу». Затем мы надолго остановились у страшной и завораживающей картины М. Н. Воробъёва «Дуб, раздробленный молнией». На обратной дороге мы зашли в кафе, и нам было что обсудить.


Во многих крупных музеях есть детские групповые интерактивные экскурсии и мастер-классы, но, как правило, это предложение для детей с 5-6 лет. Если Ваш ребёнок младше, придётся стать на время для него экскурсоводом. По ходу беседы можно рассказать ребёнку факты из истории работы художника над понравившейся ребёнку картиной или скульптурой, из его биографии, дать сведения о методе работы художника либо скульптора. А можно предложить выбрать в зале самую радостную или самую тревожную по настроению картину и попросить обосновать свой выбор ребёнка.

Часто родителей интересует, есть ли такие произведения искусства, с которыми детям не стоит знакомиться. Конечно, нет. Дети с удовольствием изучают картины, написанные в разных жанрах. Но конечно, дошкольникам больше нравится живопись, цвет очень привлекателен для детей данного возраста, поэтому с графикой детей лучше знакомить позже. Картины и скульптуры с обнажённой натурой лучше показывать в ряду других произведений не акцентируя внимание на них. Также в музеях можно встретить картины со сценами насилия. С малышами не стоит подробно обсуждать их.

Пригласите друзей ребёнка на экскурсию. Детям интересно друг с другом обсуждать увиденное.

Не забудьте купить ребёнку в сувенирной лавке какую-нибудь мелочь и угостить пирожным в кафе. Это превратит поход в музей в маленький праздник. Не забудьте захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам. Фотографии помогут ребёнку в запоминании увиденного и во время рассказов о своих впечатлениях родным и друзьям.

Важно отвести ребёнка в музей не раз. Во второе посещение можно начать экскурсию со знакомого зала, а затем продолжить изучение экспозиции. Не у всех родителей из маленьких городов есть возможность привозить ребёнка в больше музеи. В этом случае на помощь могут прийти книги по искусству, альбомы с репродукциями картин из тех музеев, которые посетил ваш ребенок. Это очень интересный семейный досуг – разглядывание альбомов, узнавание картин, рассказы о художниках, о стилях и жанрах живописи.

Также при выборе детских книг родители должны обратить внимание на иллюстрации. Многие выдающиеся художники занимались иллюстрированием детских книг. И ребёнку будет очень радостно увидеть знакомые по детским книгам произведения художников.

После посещения музея или выставки у ребёнка может возникнуть желание самому нарисовать что-то похожее. Родители должны поддержать инициативу ребёнка, создать условия для детского творчества, устроить домашнюю выставку, а может быть отвести ребёнка в ИЗО-студию для развития детского таланта.

Этот музей уникален прежде всего тем, что первым в нашей стране взял на вооружение передовые интерактивные разработки. Многое детям здесь разрешается потрогать и попробовать «на зубок» – и это вызывает у них неподдельный восторг. За год музей успевает посетить более 30 тысяч ребят из всех уголков России.

Каждый находит себе здесь зрелище по душе. Кто-то восхищается экспозицией «Каменный век» со стоянкой древних людей и артефактами из раскопок. Кто-то сходу влюбляется в «Старорусскую школу», где не только в мельчайших подробностях воспроизведен колорит сельской дореволюционной школы, но даже есть печка с чугунком – именно так когда-то и было организованно «горячее питание» на Руси. А кто-то просто не может налюбоваться на зал «В гостях у прабабушки» с интерьером детской комнаты конца XIX-начала XX веков.

А ведь есть еще и «Веселая ярмарка», где собраны игрушки из разных материалов – от соломы до дерева, и «Прогулка по старому городу», где в мельчайших подробностях воссозданы улицы и жители старого Владимира, и многое-многое другое.

Музей истории шоколада и какао «МИШКа», Москва

Какой ребенок не любит сладкого? Ваш сластена гарантировано придет в восторг от посещения «сладкого музея», а еще узнает и запомнит массу познавательного и необычного. Ведь в «МИШКе» мирно уживается самое современное мультимедийное пространство и уникальные исторические экспонаты, увидеть которые вряд ли удастся где-то еще.

Детям расскажут о свойствах шоколада, которые издавна называли «волшебными», о том, как он влияет на настроение и здоровье, и о достижениях сладкой кулинарии. Маленькие посетители попадут на корабль конкистадоров, которые когда-то везли бесценный груз в метрополию, прокатятся на «карете времени» по тем географическим местам, где был популярен шоколад, заглянут в самую настоящую лабораторию, где растут какао-бобы. Конечно, не обойдется и без дегустации – в фабричном цехе маленькие посетители не только наблюдают процесс изготовления шоколада, но и пробуют его.

Судя по отзывам в интернете, атмосферу сладкого праздника гости музея буквально «чуют» уже при входе – ведь в вестибюле представлены фигуры животных и картины из шоколада. Самый главный из них – Мишка весом около 100 кг. Изначально он был меньше, но заметно «подрос» в процессе постоянной реставрации. Ведь посетители то и дело отламывают от скульптуры кусочки, а сотрудники музея стараются этого «не замечать»…

Музей русских суеверий, Куршская коса

Под Калининградом есть удивительный городок – попадая сюда, не только дети, но и взрослые начинают верить, что действительно оказались в сказке. В обрамлении красивейшей природы расположен парк деревянных скульптур и здание Музея русских суеверий.

Художник давно и всерьез изучает русский фольклор, и здесь вы сможете не только показать своим детям лешего или Змея Горыныча, но и перебаечника, волосеня, шерстнастого, василиска и других подзабытых ныне персонажей сказаний и народных поверий. А не сможете их опознать – тоже не беда: у каждой скульптуры есть свой «паспорт», в котором написано, что это за персонаж и чем знаменит.

Еще хранители музея знакомят всех желающих с популярными народными приметами. Например, гостям предлагают минутку постоять в дверном проеме под вбитым топором, чтобы «здравия набраться». Говорят, эта древняя славянская примета до сих пор срабатывает…

Музей счастливого детства, Казань

Этот музей – первый в России, посвященный детству эпохи СССР. И современные дети с первых же минут начинают азартно перебирать игрушки, книги, одежду и прочие вещи, которыми когда-то пользовались их родители. Так что если вы чувствуете необходимость объяснить своему ребенку тот мир, в котором прошло ваше детство, лучшего места не найти.

В этом оригинальном музее – два этажа, битком забитых всякой всячиной. Первый этаж посвящен школьным годам со всей их атрибутикой. Любой предмет можно трогать руками – и полистать букварь, и открыть пенал с олимпийским мишкой, и покрутить глобус, и подудеть в пионерский горн, и сесть за старую парту. Второй этаж – ретроспектива жизни советского ребенка. Здесь собраны предметы, сопровождавшие каждого нового «гражданина СССР» от его рождения до ухода в армию или поступления в институт.

Кстати, музею дарят свои вещи многие знаменитости, «рожденные в СССР». Например, в экспозиции представлен потрепанный ученический портфель Сергея Шнурова: тяжеленный, «неубиваемый», на котором так хорошо было съезжать зимой с горки.

Музей утюга, Переславль-Залесский

Специализированных музеев быта в последнее время в нашей стране открылось немало, и это неудивительно – в старинных вещах есть какая-то особая притягательность и теплота, поэтому подобные места с удовольствием посещают люди самых разных возрастов. А в числе лучших чаще всего называют Музей утюга в Переславле-Залесском.

Это частный музей, в котором собрана уникальная коллекция старинных утюгов. Рассказ хранительницы музея – это не монолог, а оживленная беседа с гостями. И в эту беседу быстро включаются все – от мала до велика. Особенно радуются дети, когда у них получается ответить на тот или иной вопрос правильно. Коллекция музея изобилует и другими старинными предметами быта, которые вызывают огромный интерес у посетителей.

А еще этот музей учит людей… улыбаться. Повсюду развешены забавные надписи, которые заставляют восхищаться чувством юмора сотрудников. Например, вот такая надпись больше всего понравилась одной бабушке, посетившей музей вместе с внуками: «Все ломается: чувства, люди, утюги…Особенно утюг меня расстроил: вот уж от него не ожидал!»

Музей-театр «Волшебный букварь», Москва

Музей букваря в Москве рассчитан на детей от двух лет. А уж на старших дошколят и школьников он вообще производит неизгладимое впечатление, ведь это не просто выставка, а образовательное интерактивное пространство.Начало уникальной коллекции Музея игрушки положил известный искусствовед Николай Бертрам еще до революции 1917 года. Однако звездный статус не мешает музею идти в ногу со временем и привлекать в Сергиев Посад все новые и новые поколения детей. Многие, побывав здесь в детстве с родителями, возвращаются на экскурсию уже со своими маленькими специалистами по игрушкам.

И это совсем неудивительно – ведь именно тут можно узнать, какими были игрушки царской династии, во что играли крестьянские дети на Руси и как поменялась игрушка с приходом Советской власти. А еще познакомиться с традиционными народными кукольными промыслами села Богородского и Сергиева Посада, сравнить знаменитую русскую матрешку с ее прообразом – японской деревянной куклой, восхититься огромным разнообразием игрушек самых различных стран и эпох.

Также в музее проводят увлекательные мастер-классы. На них можно самостоятельно изготовить аутентичную тряпичную куклу или расписать деревянную фигурку.