Приобщение дошкольников к художественной литературе в доу. Приобщение детей к художественной литературе

Приобщение детей к художественной литературе .

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способ­ность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо­жественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, воз­мущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким обра­зом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и по­знавательные возможности дошкольников). Детская литература способ­ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его ми­ровоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение на­циональной культуры каждого народа. Высокое художественное со­вершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возрас­та сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетли­вой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они нена­вязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бы­товых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высо­кой поэзии - стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майко­ва, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тема­тике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других- экологические, в третьих - «подвиги» детей, выдумщиков и фан­тазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у до­школьников интереса к книге, на постепенное пополнение их литера­турного багажа, обогащение литературного опыта, который проявля­ется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрирован­ные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.

(Педагоги рассказывают о проделанной работе в своей группе.)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.»

Задачи

Познакомитьдетейсданной тематикой по художественной литературе.

Углубитьзнаниядетейо выбранной вами тематике.

Формироватьудетейэмоционально-образноевосприятиепроизведений черезхудожественноеописаниеоб­разов.

Воспитыватьспособностьнаслаж­датьсяхудожественнымсловом, уместностьупотребленияеговсоб­ственнойречи(поговорки, загадки, метафоры, народныевысказывания, звукоподражание). Учитьчувствовать ипониматьобразныйязыкпрочитанных произведений.

Посредствомпроизведенийспособствоватьу детей оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитаниюдобрых чувств, интереса к художественным произведениям. Вос­питыватьумениеудивлятьсякрасоте

Учитьдетейдоговариваться, делить­ся, помогать, оказыватьподдержку вработе, проявлятьинтересквы­полненномузаданию.

Расширятьпредставленияродителей о детскойлитературе.

Приобщитьродителейксемейно­мучтениюдетских художественных произве­дений.

Проект состоит из 3 этапов:

1 этап-подготовительный(одна неделя). Исходяизинтересовдетей,

Анкетированиеродителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, созданиеусловий, необходимыхдляреализациипроекта.

II этап-основной(1 месяц). Реализацияосновныхвидовдеятель­ностипонаправлениямпроекта. Пре­зентация.

III этап-итоговый(однанеде­ля). Включаетвсебясбориобработку методических, практическихматериалов, соотнесениепоставленныхипрогно­зируемыхрезультатовсполученными, обобщениематериаловпроекта.

Приусловииреализацииданного проектаможнопредположитьследующие результаты.

1. Созданиевгруппенеобходимых условийпоознакомлениюдетейсвыбранной тематикой

а) созданиебиблиотеки

б) подборфонотеки

в) созданиеуголкаразвивающих игр;

г) оформлениеальбомарисунков

д) выполнение самого проекта в виде композиции (поделки).

2. Отношение80% детейккниге нетолькокаккразвлечению, акакк источникупознавательныхинтересов.

3. Активноеучастиепредположитель­но80% родителейвреализациипроекта.

4. Умение25% детейвысказывать идеиипредположения.

5. Созданиесистемы- работыпо ознакомлениюдетейс детской художественной литературой.

Оценкаэффективностипоитогам работыпроводитсяпотремнаправле­ниям: дети, родители, педагоги.

Оценказаинтересованностидетей, ихуспешностивобщемделеотсле­живаетсячерезнаблюдениеианализ детскойдеятельности, занятий, бесед сдетьми.

Оценказаинтересованностииучастия впроектеродителейпроисходитчерез ихучастиевмероприятиях, помощь в осуществлении проекта (домашнее задание с детьми, помощь в оформлении книжного уголка по выбранной группой тематике).

Оценкаактивизациидеятельности педагоговотслеживаетсяпокачеству проведенияработысдетьмиврамках проекта

Оборудование и материалы:

  1. Консультации для родителей
  2. Сводная по анкетам своей группы
  3. Рисунки по произведениям (дома с родителями, в саду с воспитателями, со специалистами –психологом, логопедом)
  4. Фотоматериал в группе (занятия с детьми, работа в книжном уголке 5-6 фотографии)
  5. Фотовыставка «Мама, папа, я- читающая семья» в своей группе.
  6. Книжный уголок по данной тематике.
  7. 1 конспект комплексного занятия.
  8. Сам проект (в объеме), + заполнение таблицы «Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
  9. Итоговое занятие (в виде викторины, досуга, можно объединиться с другой группой, подключить педагогов доп. образования)
  10. Папку с проделанной работой для методического кабинета.

Анкета для родителей по теме:

« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».

  1. Приобщает ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________

_____________________________________________________

  1. Кто читает ребенку книги?

Мама____ Папа___ другие____

  1. Где берете детские книги?

Дома библиотека____ В детской библиотеке____

Покупаете____ Другое_____

  1. Как часто читаете ребенку?

1-2 раза в неделю_____ каждый день____ чаще____

  1. Кто выбирает чаще, что читать ребенку?

Ребенок____ Взрослый____

  1. Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?

Сказки волшебные, о животных _____

Поэзию (о животных, времена года, о детях, прочее)_____

Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________

Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______

Потому что____________________________________________

  1. Каких писателей предпочитаете читать детям?

Отечественных____ Зарубежных______

  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?

Да_____ Нет_____

Цель_________________________________________________

  1. Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________

P.S. Поставьте галочку возле выбранного Вами ответа.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ.

«Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».

I Этап

Мероприятие

Цели

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

Подбор библиотеки

Развить у детей интерес к дет. худ. литературе

Акция «Подари книгу детскому саду» (по данной тематике)

Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

II Этап

Мероприятие

Цели

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям

Развить у детей интерес к книгам

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развить интерес к книгам

Чтение произведений выбранной тематики

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе.

Учить понимать идею произведения, развивать умение оценивать поступки героев (для детей ст. д. возр.), выполнять действия, инсценировать (для детей мл. д. возр.)

Продуктивная деятельность (указать какая)

Досуг по данной тематике (указать)

Игры –драматизации

Домашнее задание

Коррекционная работа. Психогимнастика, настрои

Поддержать эмоционально-психологическое состояние детей

Придумывание различных вариантов продолжения произведений (для ст. д. возр.)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения произведений. Развивать коммуникативные навыки.

Конкурсы, выставки (указать)

Оформление альбома

Оформить альбом по данной тематике

Что провели, обведите в кружок.

Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.

Распространение положительного опыта семейного воспитания.

Задачи родительского собрания:

Создание положительной эмоциональной атмосферы;

Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к совместному чтению, создание традиций семейного чтения;

Оказать семье информационную помощь;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение!» (для родителей воспитанников первой младшей группы)

Цель собрания:

Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.

Задачи родительского собрания:

Создание положительной эмоциональной атмосферы;

Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к совместному чтению, создание традиций семейного чтения;

Оказать семье информационную помощь;

Популяризация положительного семейного опыта привития детям интереса к чтению.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей «Приобщение детей к детской художественной литературе».

Подготовка презентаций родителями «Традиции семейного чтения».

Консультации: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Как организовать домашнее чтение», «Роль книги в жизни ребенка», «Как превратить чтение в удовольствие», «Десять «почему» детям необходимо читать книги.

Составление и оформление памятки для родителей: «Семья и книга», «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей 2 – 3 лет».

Буклеты: «Как научить ребенка любить читать?», «Приобщение дошкольников к чтению», «Зачем читать детям книги? Как обращаться с книгой».

Оформление выставки художественной литературы для чтения детям «Мир детства».

Место проведения: группа

Форма проведения: родительский вечер

План проведения родительского собрания:

1. Вступительное слово. Игра «Собери квадрат»

2. Ознакомление с проектом «Детский сад, семья и книга!»

4. Беседа о разном.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнюю встречу. Нашу встречу я бы хотела начать с эпиграфов:

«Чтобы подготовить человека

духовно к самостоятельной жизни

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

«Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский.

Каждая семья мечтает вырастить читающего ребёнка. Важно обратить свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге. Итак

уважаемые родители, сегодня на повестке дня:

1. Вступительное слово. Игра «Собери квадрат

2. Ознакомление с проектом «Детский сад, семья и книга» -

3. Интерактивная игра «Путешествие по сказкам»

4. Беседа о разном.

Предлагаем вам небольшую разминку – игру, которая называется «Собери квадрат». Правила: перед Вами уважаемые родители лежат части от квадрата. Возьмите каждый по одной части и, не общаясь друг с другом соберите квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (родители собирают квадрат).

Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей).

Было ли Вам трудно выполнить это задание и почему?

Действительно роль общения в жизни человека велика. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? (Ответы родителей).

Спасибо за ответы уважаемые родители.

Да речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Особое внимание в развитии речи детей мы уделяем художественной литературе.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, мышления, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты и разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить. Главная причина этого явления-изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека.

Исходя из этого нами был создан и внедрен проект «Детский сад, семья и книга», совместно с родителями и детьми первой младшей группы, который мы приобщили к теме нашего собрания.

Целью данного проекта:

Развивать у детей устойчивый интерес к художественной литературе.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, посредством приобщения детей к художественной литературе.

Задачи данного проекта:

Формировать у детей интерес и потребность в чтении (восприятии) книг;

Продолжать учить слушать народные песенки, сказки, авторские произведения, как с наглядным сопровождением, так и без него;

Способствовать возникновению у детей инициативы договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений;

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы;

Приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»

Воспитание бережного отношения к книге, как результату труда многих людей;

Способствовать созданию в домашних условиях атмосферы для привития любви и интереса к книге;

Актуализация знаний родителей о ценности семейного чтения, развитие

традиций семейного чтения;

Способствовать сплочению семьи через чтение художественных произведений;

Распространение положительного опыта семейного воспитания.

В рамках данного проекта было проведено анкетирование родителей «Приобщение детей к детской художественной литературе», целью анкетирования было определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения. В процессе анкетирования, участие приняли более 50% семей. Так в результате, все родители ответили, что их волнует проблема детского чтения, объясняя тем, что это полезное занятие, которое развивает мышление, память, обогащает речь, расширяет кругозор, в процессе чтения у ребенка возникают предпосылки для будущего овладения им самостоятельными навыками чтения. Радует, то что наши родители начитанные люди, ведь на вопрос «Читаете ли Вы сами литературу?», все родители ответили, что они читают не только периодическую (журналы, газеты, но и познавательную и художественную литературу. Приобщая детей к художественной литературе, большинство родителей читают сказки, стихи, потешки, рассматривают картинки, учат стихи. Книги читаются детям от нескольких раз в неделю, некоторые родители ответили, что ежедневно читают детям, а также по просьбе детей. В большинстве семей чтением занимается оба родителя, хотя есть такие, в которых предпочтение отдается одному из родителей, несколько семей ответили, что чтением занимаются не только оба родителя, но и бабушки, дедушки. Прочитав произведение, большинство родителей ответили, что не всегда беседуют с ребенком о прочитанном, хотя есть и такие семьи, которые этому вопросу уделяют достаточное внимание, ставя перед собой цель выяснить-понял ли ребенок суть произведения, запомнил ли последовательность событий, ведь это в свою очередь способствует развитию памяти, мышления, речи. Книги, которые читают детям наши родители по тематике очень разнообразны. Радует то, что родители предпочитают читать детям отечественных поэтов, писателей, это и К. И Чуковский, В. Сутеев, А. Барто, русские народные сказки, детские энциклопедии. В основном книги родители приобретают в магазине, либо выписывают по почте, в двух семьях имеется домашняя библиотека. Исходя из этого можно сделать вывод, что родители приобщают детей к художественной литературе, но проблема детского чтения все же имеет место, так как у современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают, как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Так наблюдения, проведенные нами в группе, показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу, не имеют устойчивого интереса к художественной литературе.

Поэтому в проект были включены следующие формы работы с детьми:

Чтение и рассказывание произведений разных жанров: сказки, рассказы, стихи, потешки. Эти формы работы с детьми предполагали:

Развития умения слушать,

Следить за развитием действия,

Сопереживать героям произведения.

Изначально дети не внимательно слушали те произведения, которые им предлагались, часто отвлекались, но при каждом следующем чтении или рассказывании произведения, дети становились активными участниками этого процесса. Они старались договаривать слова из хорошо знакомых произведений, а некоторые дети договаривали фразы. Так Ангелина П., Глеб М., Ангелина Л., при проговаривании хорошо знакомых фраз из русской народной сказки «Репка», старались соблюдать последовательность событий правильно называя героев этой сказки.

Беседы «Мир книг», «Моя любимая сказка», «Любимый сказочный герой», «Бережное хранение книг». В процессе бесед старались развивать:

Устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.

Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.

Закреплять правила культурного обращения с книгами.

В процессе знакомства с книгами у детей возникала потребность рассказать о своих впечатлениях, исходя из этого с детьми проводились различные по тематике беседы. Каждый ребенок называл свою любимую сказку, сказочного героя, что ему понравилось в этом произведении, что запомнилось больше всего. Итогом бесед стало и то, что дети стали лучше узнавать героев сказок, могли по иллюстрации определить о ком эта сказка.

Дидактические игры:

«Разрезные картинки» (герои сказок);

«Найди фрагмент» (герои мультфильмов);

«Отнимем у лисы колобки»;

Дидактические игры по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».

В процессе игр у детей развивалось логическое мышление, память, воображение, слуховое восприятие, обогащался словарный запас детей, развивалась связная речь.

Дидактические игры, это «палочки-выручалочки» в работе с детьми, детям очень нравилось играть в них, ведь герои в процессе игры будто оживают, про них не только можно послушать, но и взаимодействовать с ними. Так Ангелине П., Арсению К., Ангелине Л. понравилось играть в дидактические игры по русским народным сказкам, дети проговаривали свои действия, могли взять в руки любого героя и взаимодействовать с ним.

Продуктивная художественно-творческая деятельность:

Рисование «Герои любимых сказок»;

Лепка «Колобок»;

Аппликация «Рукавичка».

Так в ходе этих форм работы у детей развивалась мелкая моторика, воображение, дети учились выражать свои впечатления, полученные от восприятия художественных произведений. В процессе рисования Ангелина Л. и Соня Р. о чем-то разговаривали, выяснилось, что «Колобок» пошел в гости к «Репке», так можно сделать вывод, что дети занимаются само-творчеством. Во время лепки Глеб М., Арсений К. очень активно рассказывали на что еще похож «Колобок» (мячик, голова, солнышко). Выполняя аппликацию, дети совместно сочиняли новую сказку, оказывается в «Рукавичке» на самом деле жили три синих котенка и зайчик, которые любили яблоки.

Сюжетно-ролевые игры:

«Книжкина больница»;

«Кукла Катя в гостях у ребят»;

«Книжный магазин».

В процессе сюжетно-ролевых игр дети учились взаимодействовать друг с другом посредством общения между собой. Устанавливать эмоционально-личностный контакт. Так дети очень огорчились, когда узнали, что зайка порвал книжку, но тут же с удовольствием помогли ему починить эту книжку в «Книжкиной больнице»; кукла Катя, которая пришла в гости к детям совсем не знала сказок и дети с большой радостью показали ей книжки, картинки и назвали все сказки, особенно это понравилось Полине П., Арине Ш. они очень охотно старались усадить куклу и обязательно рассказать обо всех сказках.

Экскурсия в группу старшего возраста «В гостях у сказки».

Целью данной формы работы являлось привитие устойчивого интереса к художественной литературе, на примере детей старшего возраста. Придя в группу дети с большим интересом рассматривали книги, которые находились в аккуратно оформленной мини-библиотеки, дети старшего возраста рассказали и показали нам некоторые книги, которые находятся в ней. Оказалось, что в нашей группе есть наиболее активные читатели, это Арина Ш., которая решила достать книгу с самой верхней полки найдя интерес в ней, Ангелина П., которая активно называла героев сказок. Мальчиков-Арсения К., Серафима У., Глеба М. больше всего привлекла «книжка-самоделка», которая направлена на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, они рассматривали ее с большим интересом.

Для детей были созданы альбомы «Герои любимых книжек», «Любимые сказки», которые дети с удовольствием рассматривали, называли героев, проговаривали хорошо знакомые фразы, старались вспоминать и петь любимые песенки героев книжек.

Так применяя все эти формы работы с детьми, мы постепенно решали задачи, поставленные перед нами в проекте.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Так участвуя в проектной деятельности несколько семей представили свои презентации на тему «Традиции семейного чтения». И нам очень бы хотелось, чтобы эти семьи поделились своим опытом, традициями ознакомления и привития любви к художественной литературе.

Хочу пригласить представителя семьи Полянка Ангелины, маму Полянка Инну Юрьевну с презентацией на тему «Наша литературная жизнь!».

Спасибо большое за выступление.

И еще одна семья, которая поделится с нами опытом и традициями, это семья Устинова Серафима и ее представитель мама-Устинова Наталья Алексеевна, которая представила презентацию на тему: «Учусь читать и создавать свои книжки!».

Большое спасибо.

Семья Арсения, поделилась с нами фотографиями, на которых видно, что Арсений очень любит рассматривать и слушать сказки вместе с папой.

Спасибо большое, было очень интересно. А теперь уважаемые родители я предлагаю, Вам поделится, впечатлениями и сказать слова благодарности семьям, которые поделились традициями воспитания и привития любви к художественной литературе.

Что вам запомнилось?

Что показалось интересным?

Что бы вы стали использовать в своей семье? (ответы родителей).

Хотелось бы отметить, что практически все семьи приняли участие в совместном с детьми изготовлении «Книжек – самоделок», которые дети, да и мы с удовольствием рассматривали и читали.

В свою очередь мы выражаем огромную признательность всем семьям, за участие в проекте и приглашаем всех остальных принять участие. А также хотим сказать, что наш проект на этом не заканчивается и те семьи, которые еще готовят свои презентации, обязательно их представят.

И нам бы очень хотелось, чтобы традиции семейного чтения развивались повсеместно в каждой семье, ведь семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.

3. Интерактивная игра «Путешествие по сказкам».

А сейчас уважаемые родители, предлагаем вам освежить свои знания детской литературы и поиграть в интерактивную игру «Путешествие по сказкам».

Спасибо уважаемые родители за интересные ответы.


Мастер – класс для родителей ДОУ «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях»

Участники мастер – класса: Родители.
Продолжительность мастер-класса: 10 минут
Цель : Приобщать родителей к чтению детьми художественной литературе через сказки в домашних условиях.
Задачи:
- Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.
- Приобщение дошкольников к художественной литературе, чтению.
Планируемые результаты: родители будут чаще читать художественные произведения дома детям.
Оборудование : нет
Раздаточный материал : листы с содержанием сказки, стаканы с водой, трубочки, пластмассовые ложки, целлофановые пакеты, воздушные шары, ветки деревьев, шуршащие пакеты, книги, деревянные палочки..

Ход мастер-класса:

Все участники сидят полукругом или кругом.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители рада вас видеть на нашем мастер
классе. Тема нашего мастер-класса «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях»
Для начала поприветствуем друг друга: ведущий приветствует рядом сидящего
участника: «Добрый вечер» приветствие передается рукопожатием, объятием или
другим приемлемым жестом. Мы поделились с вами своим теплом и хорошим
настроением
1. Теоретическая часть мастер- класса.
Сегодня мы с вами, поговорим о том, как приобщать детей к художественной литературе.
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры), таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо– эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. Поэтому перед педагогами и родителями встает задача – как приобщать дошкольников к художественной литературе, чтению. Дети, получившие «книжную «прививку»в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н. Зеленцова) . Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. Когда мы начали работать по этой теме, перед нами встали вопросы: С чего начать? Нужна ли родителям и детям, родившимся в 21 веке книга. Конечно же да! Большинство родителей не читают детям дома, некоторые читают от случая к случаю. А ведь без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Небольшие художественные произведения мы используем на занятиях, в режимных моментах вне занятий, на утренней гимнастике, особенно активно в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. В этом нам помогают сказки. Когда ребенок скучает по дому, маме, он не способен к общению с другими детьми, мы переключаем его внимание на яркую, красочную книгу и сопровождаем рассматривание иллюстраций движением пальцев, чтением…
Мы рекомендуем вам использовать в домашних условиях для чтения произведений сказку «Родничок», автор Татьяна Домаренок-Кудрявцева.
2. Практическая часть.
Ведущий: а сейчас давайте превратимся в актеров. Я буду вам рассказывать сказку и показывать вам, а вы будете повторять вместе со мной.
Однажды в лесу родился маленький Родничок. Как только он пробился из земли на белый свет и увидел яркое солнышко, голубое небо, деревья и траву, то так обрадовался, что подпрыгнул высоко вверх и запел свою любимую песенку:
Я родничок веселый
И звонкий как ручей!
Всех напою водичкой
И птичек, и зверей!
И зажурчал
(Вода в стакане и трубочка)
В это время по тропинке недалеко от Родничка пробегал маленький длинноногий Жеребеночек вместе со своей мамой лошадкой. Он размахивал хвостиком и постукивал копытцами, совсем как взрослый коник. (Пластмассовые ложки) Услыхал жеребенок песенку Родничка, подошел к нему (пластмассовые ложки), напился ключевой воды и радостный поспешил за мамой (ложки). Мимо него напиться воды спешил ежик. Он пробирался сквозь кусты и сухую листву (шелест пакета). Вдруг послышался треск и шум (ломаются ветки). Это шел медведь. Ежик испугался и хотел убежать. Но медведь был добрый и пришел только напиться воды. Вдалеке послышались два выстрела (лопаем шар). Вспорхнули и полетели птицы (книги), насторожились звери. Из кустов выскочил испуганный заяц (стук деревянными палочками). Он попил водички и успокоился. Звери прислушались. Больше никаких звуков не было слышно. И они довольные разошлись по норкам. А маленькому Родничку стало так приятно, что всем нравиться его ключевая водичка, что с тех пор он поет свою веселую песенку. Не уставая и день и ночь (журчание водой). И кто бы ни шел, не летел мимо, обязательно услышит его звонкое журчание и подойдет, чтобы напиться и умыться родниковой водой. Вот такой веселый и добрый Родничок родился однажды на свет.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
– Интересна ли вам была тема нашего мастер-класс?
- Узнали ли вы как можно заинтересовать детей для чтения художественных произведений?
Ведущий: В заключении предлагаю вам поиграть в игру пожелания. Каждый участник
пожелает своему соседу слева, что-нибудь хорошее (передается игрушка и слова
пожелания). Все ваши пожелания обязательно сбудутся.
Я думаю, что сегодня весело и с пользой провели время, узнали что-то полезное для себя и воспользуетесь нашими советами.
Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.

В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к художественной литературе.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковского и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высокой поэзии - стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майкова, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тематике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других - экологические, в третьих - «подвиги» детей, выдумщиков и фантазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.