Художественная терапия. Виды арт-терапии

"Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки "

Что такое арт-терапия?
Арт-терапия - это современный и вдохновляющий метод психотерапии, основанный на использовании творчества человека. Это гибкий и современный подход, он может применяться как в формате краткосрочного консультирования, так и в формате долгосрочной работы. Арт-терапевты работают с детьми, начиная с самого раннего возраста, подростками, взрослыми, а также с пожилыми и престарелыми людьми. При этом уровень развития художественных навыков человека не имеет значения.

Что делает арт-терапевт, чтобы достичь результата?
Арт-терапевт предлагает человеку проявлять себя творчески - рисовать картины, создавать коллажи, скульптуры и объёмные композиции, писать тексты, фотографировать, петь, танцевать, ставить театральные постановки, тем самым призывая выражать свои чувства и мысли с помощью действий с художественными материалами, создания образов и дальнейшего взаимодействия с ними, их осмысления, трансформации, переработки. Как и в разговорной психотерапии, специалист создает доверительное пространство для самораскрытия пациента и дальнейшего исследования больных мест. Арт-терапевт помогает человеку осмыслить творческий процесс и его результат, увидеть аналогии с внутренним миром человека, опытом межличностных отношений, решить конкретные проблемы. Даже создание «нечленораздельной» изобразительной продукции (каракули, мазня, оставление следов) ведёт к выражению переживаний. Творческая продукция становится контейнером для «трудных» эмоций и помогает пережить и осмыслить аффекты гнева, беспомощности, страха. Образы, создаваемые человеком — это ключи к пониманию. Они несут в себе информацию о его внутреннем мире и сами по себе действуют целительно. Образы становятся промежуточными объектами между внутренней и внешней реальностью клиента.

На этапе осмысления и интерпретации клиент делится своими мыслями, чувствами, свободными ассоциациями по поводу художественного процесса и результата. Здесь без слов не обойтись. Образы могут толковаться и прорабатываться в зависимости от теоретической базы терапевта, однако важно, что находит в них сам автор. Арт-терапевт скорее следует за человеком. Образы не только показывают внутренние конфликты или архетипические мотивы, они помогают прийти к пониманию человеком ситуации, в которой он находится, и затем найти ресурсы, способы совладания, открыть новые эффективные способы поведения.

Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки.

Можно ли самостоятельно использовать потенциал арт-терапии? Человек может использовать определенные техники. Например, создание мандалы-рисунка в круге - обычно помогает гармонизировать свои чувства. Однако если рассматривать арт-терапию как метод психотерапии, то ключевым моментом оказывается взаимодействие с терапевтом. Арт-терапевт выступает как посредник в диалоге клиента со своим внутренним миром через творчество. Он помогает увидеть и преодолеть клиенту свои внутренние конфликты, комплексы.

Чем арт-терапия отличается от других методов? Психологи разных направлений могут использовать рисунки в качестве проективных тестов для диагностики, оценки психологического состояния пациента. В арт-терапии на творческой активности человека строится терапевтическое взаимодействие. Художественные проявления рассматриваются в качестве аналога свободных ассоциаций и указывают на бессознательные конфликты. В арт-терапии важен творческий процесс, сопровождаемый переживаниями эмоций и активизацией когнитивных функций. Способность творить с древних времен использовалось как целительная практика, основанная на способности психики к саморегуляции. Творчество в рамках арт-терапии становится полем отношений клиента с психотерапевтом, а также отдельным значимым фактором в процессе терапевтических изменений. При этом арт-терапия использует и все достижения вербальной психотерапии.

    Случаи из практики — как конкретно помогает арт-терапия. На одном из тренингов женщина постепенно позволяла себе рисовать все свободнее. В конце концов она, экспериментируя с формами, спонтанно создала автопортрет в духе кубистов. Яркое и будто живое лицо проступало сквозь разноцветные нагромождения форм. Это стало открытием для нее и огромным шагом к внутреннему раскрепощению. Она всё больше принимала свои «слабые» стороны и в этот раз ясно ощутила в них большой ресурс.

  • Ещё пример. Молодая женщина говорила о сильной тревоге и чувстве вины, которые часто сопровождали ее при общении с важными для нее мужчинами. Это отразилось в созданном ею рисунке — воображаемая страна не имела границ, любой мог ворваться на ее территорию. Конечно, это вызывало большое беспокойство. Пациентке было достаточно добавить границы в рисунке, и вскоре она была поражена изменениями в своих отношениях. Однако потребовалось еще много сессий для проработки — чтобы достигнутое понимание привело к стойким изменениям в ее жизни.


Арт-терапия работает не только с экспрессивным аспектом человека, но и с его импрессивными способностями, т.е восприятием. То есть в ходе арт-терапевтической сессии вовсе не обязательно что-то рисовать, раскрашивать, клеить. Терапевтический эффект может быть достигнут через восприятие. Так я в своей работе использую набор карт, представляющих произведения искусства ХХ века. Почему искусства ХХ века, а не Таро, например? Художники ХХ века ушли от изображения действительности, пытаясь передать нечто большее, чем видимый мир. Поэтому именно в их картинах современному человеку легко найти аналогию или узнать свои чувства, переживания, ассоциации. Имея такое свидетельство под рукой, пациенту становится проще говорить и исследовать свои чувства, установки, отношения. Кроме того такие картины могут стимулировать к экспериментам и большей свободе в собственном творчестве, что также обеспечивает более глубокое исследование своего внутреннего мира.

Как человеку понять, что это именно его метод? Арт-терапия призвана помочь детям и взрослым, которые сталкиваются с трудностями в выражении и вербализации своих чувств и мыслей. Трудные темы могут сначала открыться через художественную экспрессию и уже потом быть проговоренными и осмысленными. С другой стороны, использование творческих способов выражения довербально, оно прямо отсылает нас к детскому опыту, в котором спрятаны эмоциональные травмы и дискомфорт, ситуации бессилия в отношениях и другие моменты, с которыми взрослый человек приходит в психотерапию. Главное, что не играет существенной роли наличие у человека художественных навыков или способностей. Хотя, возможно, определенный интерес и склонность может подталкивать человека именно к этому методу консультационной и психотерапевтической работы.

Забавное в методе, анекдот? По-английски слово «арт-терапевт» (art-therapist) созвучно слову «арт-террорист» (art-terrorist). Получается, что представители этой профессии сотрясатели устоев, революционеры, террористы? Вероятно, это вообще свойственно позиции психотерапевта, ведь он всегда имеет дело со взрывоопасными чувствами. А в арт-терапии такие чувства проявляются в красках.

  • Подготовлено на основе авторской публикации в журнале Cosmo Психология №5 2012 год. www.cosmo.ru/your_career/psihologia/1167773/

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия . Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией .

Термин "арт-терапия " (Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия " (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я? ", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления , негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии , развитие личности , чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение . У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии , дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности .

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка , которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе , полная, интересная жизнь , — это ли не повод попробовать терапию творчества?

На портале psy.firmika.ru собраны все центры Москвы и области, в которых проводятся арт-терапевтические занятия. В удобных для сравнения таблицах представлены цены на услугу - можно сравнить предложения разных центров и подобрать оптимальный по стоимости вариант. Отдельного внимания заслуживают отзывы, оставленные реальными клиентами.

Что такое арт-терапия, и что она лечит?

Арт-терапия для детей и взрослых – одна из популярных практик в современной психотерапии, которая помогает решить различные виды психологических проблем. Основоположником метода является швейцарский психолог К.Г.Юнг, считавший, что в творческой деятельности человека находят отражение все протекающие в нем глубинные процессы.

Как это работает?

Основное средство, которое используется в арт-терапии, - творчество. Видов арт-терапии существует столько же, сколько направлений в искусстве:

  • создание картин из песка;
  • рисование;
  • лепка из глины;
  • рукоделие;
  • изготовление коллажей и др.

Сочинение сказок, музыкальные занятия, создание кукол, танцы – каким бы творчеством человек ни занимался, посредством его он выражает свое «Я» и выплескивает чувства. А ведь часто именно невысказанные мысли и эмоции становятся причиной физических и невротических расстройств. Выражая чувства красками, в танце, на песке, человек тем самым психологически «разгружает» тело и сознание. А психолог, видя результат творческого процесса, способен понять, с какой проблемой предстоит работать.

Кому полезна методика?

В Москве арт-терапия активно используется в психологическом и психиатрическом консультировании в качестве дополнения при лечении многих заболеваний и нарушений:

  • неврозов;
  • повышенной тревожности;
  • депрессий;
  • излишней агрессивности;
  • расстройств аутистического характера;
  • бессонницы.

В некоторых психиатрических клиниках курсы коррекционных занятий по арт-терапии являются обязательной частью комплексного лечения душевнобольных. Однако психологи используют эту методику и для здоровых пациентов, имеющих проблемы в личной жизни, с семьей. В центры арт-терапии обращаются также клиенты, подверженные частым стрессам. Благодаря релаксации во время творческого процесса арт-терапия является эффективным антистресс-методом.

Безусловным преимуществом арт-терапии перед прочими видами направлений психотерапии состоит в том, что она доступна даже тем, кто в силу возраста, заболевания или своего характера не может (или не хочет) говорить со специалистом. Именно поэтому арт-терапию часто используют при работе с детьми. Ребенок редко сам понимает, почему он стал бояться темноты, не хочет идти в детский сад или не отпускает от себя маму.

Для работы с детьми арт-терапевты чаще всего прибегают к рисованию или песочной терапии. В увлекательной игровой форме психолог прорабатывает глубинные травмы, помогает ребенку справиться с трудностями адаптации в социуме и снять тревоги и страхи.

Куда обратиться?

В Москве работают психологи и психотерапевты, практикующие арт-терапию. Формат занятий зависит от типа проблемы и ее глубины. Это могут быть индивидуальные сеансы или же групповые тренинги, объединяющие детей и подростков, беременных женщин, пожилых людей с целью уделить время проблемам, характерным для этой социальной группы. Центры, проводящие курсы арт-терапии, как правило, имеют сайт, где можно получить информацию о специалисте (квалификация, опыт, отзывы) и цене занятий.

У практикующего специалиста обязательно должен быть сертификат по специальности. Рекомендуется выбирать арт-терапевта с богатым опытом работы и большим числом положительных откликов от клиентов.

Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Драмотерапия – театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.


Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможностьвыходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всегоизотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами - у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Маскотерапия известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты - любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)

Глинотерапия . Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ.

Арт-терапия – это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.

Метод арттерапии - это соединение искусства и терапии для достижения единой цели - психологической помощи клиенту. Для клиентов, ранее не знакомых терапией искусства (арт терапия упражнения) - это очень важная работа сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с творческим материалом.

Что такое арт терапия?

Арттерапия объединяет ряд направлений (виды арт терапии), в основе которых различные виды творческой деятельности: музыкальная терапия (музыкотерапия), (), (), . Использование арттерапевтических упражнений дает отличные результаты в работе со взрослыми и детьми. Основным преимуществом является то, что данная форма терапии очень комфортна для клиента.

Хотите стать психологом - арттерапевтом?

Быть арт-терапевтом - это также самое настоящее искусство! Квалифицированный специалист в области - арттерапия и психология творчества способен помочь человеку решить самые разнообразные проблемы: внутриличностные и межличностные конфликты, проблемы выбора и самоактуализации, негативные эмоциональные состояния, психологические травмы и многое другое. Методы, техники и упражнения арт терапии обладают мягким, щадящим воздействием, позволяют человеку напрямую соприкоснуться со своим Я, своими желаниями, мечтами, страхами, тревогами, опасениями, гневом, воспоминаниями. Методы арт терапии - настоящие ключи к бессознательному человека! Искусство арт-терапевта основано на знании психологии творчества, и заключается в правильном и подходящем именно для данного клиента подборе видов арт терапии, методов арттерапии, в творческом преобразовании и сочетании между собой упражнений арт терапии!

Эффективность психологии творчества или как применить упражнения арт терапии на практике

Эффективность методов арт терапии каждый не раз сам проверял на практике: например, если вы устали после трудового дня - вы можете включить диск со спокойной музыкой. Слушая музыкальные фрагменты, Вы можете расслабиться и избавиться от плохого настроения, вот вам и использование музыкотерапии! Возможны и другие варианты, чтобы отдохнуть: возьмите лист бумаги, карандаши или краски и займитесь рисованием; возьмите фотоаппарат, выйдите на улицу и займитесь фотоохотой - фотографированием всего, что привлечет Ваше внимание. Капризничает ребенок? Возьмите книгу с любимыми сказками или достаньте с полки игрушки, помогите ребенку отреагировать с помощью игры на негативную ситуацию; возможно выйти с ним на улицу и в песочнице поиграть с песком. Итоговые результаты не замедлят сказаться, они просто впечатляют!

Где можно научиться арт терапии?

В нашем Институте дистанционного обучения представлен большой выбор программ по арт-терапии (в том числе, по отдельным видам арт терапии), это программы профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в дистанционной форме обучения (арт терапия обучение).

Обучаясь в Институте психологии, Вы сможете на практике изучить весь арсенал средств, приемов арт-терапии, упражнений, научитесь умело их использовать при работе как со взрослыми, так и детьми.
Программы обучения разработаны авторами-практиками для слушателей с высшим и средним специальным образованием и позволяют получить качественное и востребованное образование по психологии в максимально удобной для вас форме.

Спешите овладеть искусством арт-терапии в нашем Институте психологии!

Где работает арт терапевт?

Спектр проблем, которые можно решить методами арт терапии, очень широк. А потому, пройдя обучение данному направлению, Вы сможете успешно работать психологом в медицинских и психологических центрах, оказывающих помощь как детям, так и взрослым, а также использовать методы арттерапии в частной психологической практике.