Сценарий концерта ко дню славянской письменности и культуры. День славянской письменности и культуры (24 мая)

«Мыслите Добро!»

(Сценарий праздника, посвященного

Дню славянской письменности и культуры)

Концепция образования, направленная на духовно-нравственное становление личности ученика, требует особого внимания к вопросам истории родного языка, славянской письменности и культуры. Последние дни в учебном году всегда напряженные для учителя и учащихся, но именно на эти дни приходится празднование Дня славянской письменности и культуры, ставшего теперь государственным торжеством и широко отмечаемого славянским миром.

Перед вами сценарий концерта, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник не только повод поговорить о родном языке, его духовных основах, красоте и тайне, но и возможность подвести своеобразный творческий итог работе учителя и детей в течение года. Чтобы сделать праздник личностно значимым для каждого ученика, ему предшествовала викторина, в которой мог принять участие любой (см.Приложение).

Уникальность сценария состоит в том, что им может воспользоваться любой творческий человек. Сценарий представляет собой обрамление, в которое можно вставить любые подходящие по тематике номера. Связки между номерами не только занимательны, но и познавательны. Они представляют собой диалог ведущих, которые «расшифровывают» кириллицу, ведь, как известно, славянская азбука может быть прочитана как текст-послание наших предков нам, потомкам. Диалоги ведущих, на мой взгляд, это и есть самое главное в сценарии. Доступная и занимательная подача серьезного материала повышает интерес к языку, заставляет зрителей эмоционально отзываться, расширяет кругозор.

Номера концерта призваны сделать его ярким, воспитывать патриотизм, любовь к нашей истории и культуре, национальное достоинство, поэтому они отчасти патетичны. Номера в сценарии (могут быть по желанию заменены другими) – это творческие продукты, созданные мною в течение года. Выступление сказочного героя Ивана-крестьянского сына, ода России – это домашние задания к игре «Русский мир»; концерт – прекрасная возможность продемонстрировать всем эти творческие шедевры. Сценка «Наум-грамотник» была создана к Дню Наума-грамотника (14 декабря), ставшего в нашей школе днем родного языка. Это познавательный театральный костюмированный номер, который у нас сопровождался живой музыкой - игрой балалаечников.

Эпиграф к концерту и финальная песня объединены темой: Слово, Духовные ценности, Родина. Концерт заканчивается яркой массовой сценой: финальная песня и танец.

Единственное, что позаимствовано для сценария – это стихотворения во II и XI частях (авторы неизвестны), песня для детского хора «Утренняя молитва»; все остальное – номера концерта, стихи-загадки про буквы, диалоги ведущих о славянской азбуке – оригинальный текст, созданный автором сценария.

Сценарий был апробирован в МАОУ СОШ №73 на городском семинаре, посвященном духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Цели: Расширить кругозор, углубить знания о славянской азбуке; пробудить интерес к языку, истории, УНТ, литературе, культуре России; формировать духовные ценности; воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа.

Участники : школьники среднего и старшего возраста

Форма: концерт

Оборудование : костюмы для артистов, участвующих в номерах, таблички с буквами кириллицы, презентации, музыка

Оформление сцены : Название праздника «Мыслите Добро!», написанное кириллицей; большие буквы славянской азбуки, объединенные в следующие группы: АБ; ВГДЕ; ЖЗ; НОП; РСТ, т.к. названия этих букв складываются в предложения, о которых пойдет речь в сценарии. На экране заставка - коллаж (см. Приложение) – всегда, когда выступают ведущие.

Состав артистов: По сценарию три ведущих (на нашем концерте это были 2 ученика и учитель); четыре чтеца; артисты, исполняющие номера; детский хор; танцевальная группа

Ход праздника

I часть. Эпиграф

(На экране Презентация 1. Гимн Кириллу и Мефодию. Патетический голос за сценой раздается в тишине)

Пока язык храним

И в Слове горний свет,

Народ силен, един,

И равных ему нет!

Чем дорожили отцы,

Нам завещали беречь:

Веру родной стороны,

Песню, молитву и речь!

После эпиграфа звучит гимн Кириллу и Мефодию.

II часть. Вступление

(На сцене первая группа артистов - 3-4 человека), их реплики:

Здравствуйте!

24 мая во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.

Весь славянский мир каждый год в этот день славит создателей нашей азбуки – Святых солунских братьев Кирилла и Мефодия.

-«Просветители славян» создали азбуку, отражающую живую речь!

Они обучили целый народ, создали школы, написали книги, подготовили учителей!

Это огромный труд!

Мы чтим их подвиг во имя света знаний и веры!

И с благодарность называем святыми и равноапостольными.

А знаете ли вы, что кириллицу можно прочитать как текст? Перевести на современный русский язык, расшифровать?

Славянская азбука – это слово, обращенное к человеку!

Славянская азбука – это послание предков нам, потомкам!

Славянская азбука – это наказ каждому человеку, говорящему по-русски!

(Группа исполняет следующее стихотворение в сопровождении колокольного звона)

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Так вот они наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

(Колокольный звон усиливается, на сцене смена артистов)

III часть. Загадки про азбуку

(На сцене ведущие. Они играют с залом. Презентация к загадкам –см.Приложение)

Друзья! Давайте вместе вспомним буквы славянской азбуки! Я буду загадывать загадки, а вы продолжите строку (Слайды 2-12 появляются, когда прозвучали ответы)

Раньше азбука у нас

Начиналась с буквы..? («Азъ»)

С нее начинаются все науки.

А за азом следует..? («Буки»)

Интересно жить на свете,

Если ведать, знать. Иначе..? («Веди»).

О нашей мудрой азбуке

Наш разговор зашел.

Четвертая буква кириллицы..? («Глагол»)

В мир неси свое душевное тепло.

Этому нас учит буква..? («Добро»)

Добрых людей на свете не счесть.

Это утверждает буква..? («Есть»)

«Пусть сердце милосердным ваше будет», -

К нам обратилась буква..? («Люди»)

«Размышляйте, думайте,

Помыслы очистите»,-

Призывает каждого буква..? («Мыслите»)

Творцу, Создателю молитва и поклон.

А по-славянски это буква..? («Он»)

Мудрым будь и светлым,

Живи в ладу с собой.

Это завещает буква..? («Покой»)

(Азбука- знаний основа.

Самая заветная в ней буква..? («Слово»)

Молодцы, ребята! Знаете буквы славянской азбуки!

Первый разговор об азбуке

( Ведущие)

А почему буквы стоят именно в таком порядке?

Потому что славянская азбука – наказ, поучение. И мы сегодня вместе прочитаем это наказ наших предков нам. А начнем мы с аза!

А что значит аз? И почему говорят «знать азы наук» или «не знать ни аза»?

Аз – первая буква славянской азбуки. С нее начинается путь каждого человека к грамоте. Потому-то и говорят: Сперва аз да буки, а потом науки.

Аз – значит я. А буки?

Буки – буква, письмо, грамота.

Значит, азбука сама представляется: аз, буки – я буква, во мне буквы вашего языка.

Третья буква кириллицы «Веди». Что это значит?

Надо вспомнить слова с таким корнем.

Ведать, разведать, весть, совесть…

И медведь, и ведьма, и невеста! И еще много интересного может открыть буква «Веди». Главное надо стремиться к тому, чтобы ведать- знать, открывать.

А «глагол»?

Глаголить – значит говорить. Но только сначала «Веди», а потом «глаголи»!

Сначала узнай, а потом говори!

А чтобы ведать, знать – надо быть грамотным!

А на Руси к грамоте всегда было особое, уважительное, благоговейное отношение.

Вспомните, день, когда ребенка отдавали в учение, был особенным, праздничным, и назывался он - день Наума – грамотника (вместе).

IV часть. Сценка «Наум-грамотник» (см. Приложение)

На сцену выходят балалаечники, затем артисты.

V часть . Второй разговор об азбуке

( На сцене ведущие)

О чем задумался, мыслитель?

Я понял! Я понял, почему после буквы «Глаголь» идет буква «Добро»! Глаголь Добро! Говори только Добро!

И добро Есть! Это утверждает азбука!

А следующие буквы: «Живете», «Зело», «Земля»!

- «Живете» – живите! А как надо жить?

Зело! – утверждает наша азбука, т.е. очень, сильно, крепко!

А где так надо жить?

На земле!

Этому учат русские народные сказки! Что Добро есть! Что жить надо зело, крепко, основательно, праведно – как жили наши предки! И нам завещали!

И жить зело надо на своей земле! На Родине!

На земле твоего рода, твоих предков!

VI часть. Сказочная

(На сцене Иван - крестьянский сын. Текст выступления – см. Приложение 2)

VII часть. Третий разговор об азбуке

(На сцене ведущие)

А говорят еще, что один в поле не воин.

Оказывается: и один в поле воин, если по-русски скроен!

Мне кажется, буква i похожа на воинское копье, разящее зло (ведущий держит в руках табличку с буквой).

Мне очень нравится эта буква, она еще похожа на свечу! Свеча – символ горения души, творчества, созидания, активного делания добра.

И если хочешь сделать мир светлей-

Зажги свечу в душе своей! (Последнюю строчку произносим хором)

VIII часть. Песенка «Утренняя молитва» (детский хор, в руках фонарики) – (текст, ноты - см.Приложение).

IX часть. Четвертый разговор об азбуке

( На сцене ведущие)

А почему Русь назвали Святой?

Русь назвали Святой, потому что святы были идеалы наших предков!

Потому, что у нас много святых угодников: Святые воины-богатыри, святые князья, святые иноки.

И потому, что наши прадеды свято хранили свою веру.

Они точно знали азбучную истину: Наш Он Покой. «Он» – значит, Бог –Творец, Создатель.

Ведь и Кирилл с Мефодием взялись за создание азбуки затем, чтобы проповедовать на славянском языке Слово Истины!

И азбука наша призывает: «Рцы Слово Твердо»! Рцы – значит, «говори», «проповедуй».

Рцы Слово Твердо, если это Слово веры!

Рцы Слово Твердо, если это Слово Любви!

Рцы Слово Твердо, особенно, если это слово о родине, о России.

X часть. Ода России ( текст, презентация к оде - см. Приложение)

XI часть . Финал

(На сцене первая группа артистов, которая начинала концерт. Звучит стихотворение)

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперед!

Лишь тот народ не погибает,

В ком дух Отечества живет!

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия, Кирилла

В славянстве будут жить века!

(Звучат первые аккорды финальной песни (текст, минусовка - см.Приложение). Сцена наполняется артистами: группой певцов, танцоров в народных костюмах. Танец и финальная песня исполняется одновременно).

Ведущие:

Мыслите добро – свет земли родной не погаснет!

Спасибо артистам за искренность, любовь к слову, интерес к истокам нашим.

Спасибо зрителям за внимание! И с праздником!

Список источников:

    Глинкина Л.А. От аза до ижицы. – Оренбург, 2000

    Духовно-нравственная культура России: православное наследие. Материалы всероссийской научно-практической конференции, выпуск 1. – Челябинск, 2009

    Сипинев Ю. А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность. – С.П., 1997

24.05.2017 | 19:55

Сегодня в России и еще в двенадцати странах мира отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия. Главные торжества развернулись в российской столице. Утром Патриарх Московский и всея Руси отслужил литургию в храме Христа Спасителя. А после открыл вместе с заместителем председателя правительства России Ольгой Голодец праздничный концерт на Красной площади. Репортаж Ольги Ениной.

На сцене - большой сводный хор. На Красной площади зазвучал пасхальный тропарь «Христос Воскресе» в исполнении почти тысячи двухсот человек – представителей ведущих академических и хоровых коллективов страны.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что День славянской письменности и культуры неразрывно связан с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

«Если бы они не создали славянскую азбуку, если бы не перевели священные тексты на славянский язык, то трудно было бы прогнозировать развитие славянских народов», − отметил Патриарх Кирилл.

На государственном уровне в нашей стране День славянской письменности и культуры впервые отпраздновали в 1863 году. Возродили его более чем столетие спустя. «Мы продолжаем замечательную традицию - собираться на главных площадях городов и поселков и отмечать этот день праздником хорового пения. Наша письменность, наш язык песня это то, что скрепляет нас, это основа нашей культуры», − рассказала заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.

В программе - музыка духовная, академическая, популярная: сочинения Кастальского, Чайковского, Прокофьева, Свиридова. «Мы поем, как всегда, духовную музыку и много песен, дети у нас поют, и мы пригласили, конечно, известных солистов», - рассказал дирижер, народный артист России Лев Конторович.

Ведущий солист «Новой оперы» Василий Ладюк, к примеру, исполнил на концерте сочинение композитора Александры Пахмутовой «Русский вальс». Сама Александра Николаевна тоже вышла на сцену. Вместе с солисткой Большого театра Екатериной Морозовой исполнила свою песню «Нежность», которую посвятила памяти художественного руководителя концерта всех предыдущих лет, главного военного дирижера Валерия Халилова.

«Это человек, который отдавался музыке, ее проблемам со всей широтой своей души. Он был хороший, добрый. Его уход - это большая потеря и для нашего искусства, и для нашей армии», − соболезнует композитор, народная артистка СССР Александра Пахмутова.

Все, кто был в это время на Красной площади, словно в один голос, спели прославленные «Катюшу», «Калинку», «Марш высотников».

По сложившейся традиции в День славянской письменности и культуры поет вся страна от Калининграда до Владивостока – включения из разных городов выводят на эти экраны на Красной площади. В этом году к этой традиции присоединилось еще одно славянское государство – Болгария. В Софии исполнили гимн в честь Кирилла и Мефодия.

Духовное единство, сплочение славянских народов, почитание великого культурного наследия - основная идея праздника. Дня, когда не только прославляются учителя словенские и их наследие, но и можно прочувствовать насколько масштабен и разнообразен славянский мир и его культура.

Татьяна Тихомирова
Сценарий праздника «День славянской письменности»

Сценарий праздника

«» .

Цель : познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки , рассказать о зарождении письменности , об истоках русской письменности , о славянской азбуке , о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры , способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Оснащение : Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.

Ход праздника:

I. Выходит ведущий.

Гой, вы славные наши гостюшки , разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было придумать славянские буквы . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности . Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах , в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично .

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности . Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры . Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.

Чтец :

Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий :

Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (рисунок №1)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности . Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (рисунок №2)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма » на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность .

Вы видите (рисунок 3) изображение двух братьев в монашеском одеянии – Кирилл и Мефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» – учащих и учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры . Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Звучит колокольный звон, выходят чтецы.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные ,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы - славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? Мы - славяне !

Ведущий :

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили : разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Чтец :

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Ведущий : (указывая на плакаты с азбуками)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь» . А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.

Чтец :

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины ,

Мы и сейчас, славяне-братья ,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века !

Ведущий :

В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.

Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.

Буквица - это алфавит славян , применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо , глаголица (торговое письмо , черты и резы (простейшие из письмен ) . Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.

Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.

Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.

Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу , а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом) . Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя : веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя : «добро» , «живете» , «земля» , «люди» , «покой» .

«Аз» и «Буки» . Получилось слово «АЗБУКА» .

В народе так и говорят : «Сначала «аз» да «буки» , потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, вы знаете пословицы о пользе учения?

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

1 чтец :

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь .

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

2 чтец :

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Ведущий :

В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг , потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь .

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи .

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.

Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен (рисунок 4) - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день . Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. (рисунок 5)

Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в . сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях. (рисунок 6)

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.

Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности . Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась . В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

1чтец :

Из колодезной, синей такой глубины

Вырастает мой Китеж, четыре стены,

Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…

Розовеет восток. Озаряется Рось.

Деревянная сказка, озёрный покой,

Для чего мне твой берег, ажурный такой?

В прихотливых изгибах узорочья крыш?

Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?

2 чтец :

Видно, память архивная стала болеть,

Если нечего в дебрях бетонных жалеть –

Так хотя бы тебя поманить из глубин,

Из кириллицей сотканных песен-былин.

Деревянная сказка, забытая Рось,

Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.

И не знаю, зачем так бывает нужна,

Как вода из колодца, твоя старина….

Историк : (в мантии и конфедератке)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7) . Береста - очень удобный материал для письма , хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

(восковые дощечки +береста)

Чтец :

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий :

Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме , так как многие из вам занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.

История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом : черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» или «кондакарные» ноты (от слова КОНДАК – стих) (листки с нотами и книга) . Этот вид нотного письма исчез в 13 веке . Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.

Инсценировка «АЗБУКА»

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А» :

Беда, беда!

Ведущий :

Что случилось?

Буква «А» :

Пропало слово, слово пропало!

Ведущий :

Какое слово?

Буква «А» :

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Ведущий :

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает :

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут - рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек - съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна - буковка «А» .

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача : внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А» ?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А» .

Ведущий :

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А» :

Ведущий :

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А» :

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Ведущий :

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.

Ведущий :

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

«К» ).

Буква «К» :

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает) .

Ведущий :

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К» :

Ведущий :

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К» :

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила :

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Ведущий : Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З» ).

Ведущий : Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З» :

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите - угощаю!»

Историк : Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк :

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У» )

Ведущий :

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У» :

У Ульянки день рожденья .

Ух, какое угощенье :

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Ведущий :

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК» . Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б» )

Ведущий :

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б» :

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят .

Бобик крутится у ног :

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б» , а в славянском алфавите она называется «БУКИ» .

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали - остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука» .

Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.

Глаголь :

Здравствуйте! Я буква «Глаголь» .

Ведущий :

Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» . Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.

(Называет начало пословицы, ученики договаривают)

1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

2. Что написано пером, не вырубишь… топором.

Звон колокольчика. Входит буква :

Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя!

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Звон колокольчика. Заходит буква :

Я буква «Люди» .

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют Песню : «Вот что значит настоящий добрый друг….»

Звон колокольчика. Входит буква :

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите» .

Какая мудрая буква к нам явилась!

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо) .

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке : втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Ведущий :

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить : «Книжное слово в жемчугах ходит» . Такая книга стоила больших денег.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Звенит колокольчик. Входит буква.

Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам , братья, славян просветители” .

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача) .

Слава Вам , братья, славян просветители ,

Церкви Славянской Святые Отцы !

Слава Вам , правды Христовой учители,

Слава Вам , грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения ,

Братья святые : Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Ведущий :

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

24 мая 2018 года праздничные программы во всех регионах России, от Владивостока до Калининграда, начнутся в 13.00 по московскому времени. Основное торжество состоится на Красной площади в Москве. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе концерта состоятся прямые включения из Краснодара, Сербии и Болгарии.

Основная идея праздника – тема духовного единства, сплочения славянских народов и почитания великого культурного наследия. В Концерте под названием «Когда мои друзья со мной!» прозвучат сочинения русской духовной музыки, популярные песни советских авторов, среди которых А. Александров, А. Бабаджанян, А. Пахмутова, И. Дунаевский, Е. Птичкин, Е. Крылатов, Э. Колмановский, а также известные белорусские и русские народные песни.

В праздничном концерте примут участие десятки детских и молодёжных академических хоровых коллективов: Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, а также ВИА «ПЕСНЯРЫ», ансамбль «Домисольки», солисты: Полина Шамаева, Оскар Абдразаков, Василий Ладюк, Богдан Волков, победитель шоу «Голос-дети» Рутгер Гарехт и многие другие.

Как попасть на концерт на Красной площади 24 числа?

Вход на концерт свободный. Легко добраться до Красной площади можно от станций метро: «Охотный ряд», «Площадь революции», «Театральная».

После прибытия на одну из станций необходимо найти табличку с указанием выхода в город к Манежной площади. На поверхности необходимо ориентироваться на большое красное здание - Государственный исторический музей. Красная площадь находится именно за музеем.

В России отметят День славянской письменности и культуры

24 мая в России отметят День славянской письменности и культуры. На пресс-конференции организаторы рассказали, как пройдут торжества. По традиции с приветственным словом выступит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Праздничные программы подготовлены во всех регионах России, от Владивостока до Калининграда. На Красной площади пройдет масштабный концерт. В нем примут участие десятки детских и молодежных хоровых коллективов.

«Мы за то, чтоб этот праздник становился действительно таким, в том числе семейным. Пусть кто-то приходит на Красную площадь, кто-то поздравляет Кириллов и Мефодиев с именинами – это тоже часть празднования, потому что праздник, который не имеет личного измерения, он ‒ не праздник, на мой взгляд», ‒ подчеркнул заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

Доступ в Мавзолей Ленина закроют 24 мая из-за проведения на Красной площади концерта

По информации ФСО, это связано с проведением 24 мая на Красной площади торжественного концерта, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Кроме того, в четверг не будет осуществляться выход посетителей с территории Кремля на Красную площадь через Спасские ворота, уточняет ФСО.

10.00 – организационные мероприятия.

10.30 – Анонс мероприятия.

Диктор: 24 мая отмечается день российского просвещения День славянской письменности и культуры. Сегодня, мы отмечаем национальный праздник силы русского слова, мощи великой культуры объединяющей светские и православные традиции. Наши торжества предваряет выставка библиотечного фонда района и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Православная церковь 24 мая празднуя религиозный праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия, проводя в храмах торжества. Прямо сейчас, прихожане следуют Крестным ходом к главному месту события, после чего, состоится праздничный молебен.

  • По прибытию, участники Крестного хода, занимают свои отведенные места у сцены площади;
  • готовится праздничный молебен.

10.45 Прибытие Крестного хода.

Диктор. Уважаемые данковчане, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и День славянской письменности и культуры, в соборах церковного округа совершилась Божественная литургия.

Сюда прибыл общегородской Крестный ход за мир с чудотворными образами, святынями храмов Данкова.
Через несколько минут к празднику присоединятся духовенство храмов данковского церковного округа и прихожане, воспитанники воскресной школы. Будет совершен праздничный молебен святым равноапостольным Кириллу и Мифодию.

Диктор. Уважаемые горожане, совершается праздничный молебен равноапостольным Кириллу и Мефодию, который проводят духовенство данковских храмов, во главе с благочинным церковного округа. Сегодня, молитвы жителей прихожан преисполнены надеждой, что Всемилостивый Господь пошлет всем мир, спокойствие и благополучие.

Праздничный молебен равноапостольным Кириллу и Мефодию

11.00 Торжественное открытие праздника Кирилла и Мифодия

Колокольный звон

Диктор: По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Выход ведущих.
Выход участников литературно-музыкальной композиции

Ведущий: Здравствуйте, все кто пришел соприкоснуться с великим культурным наследием.

Ведущая: Здравствуйте, все кто вместе с нами желает припасть к своей вере, к священному роднику знаний и единства народов.

Ведущий: 24 мая – День славянской письменности и культуры, свидетельство духовного возрождения и возвращения к этнокультурным истокам всех славян.

Ведущая: Сотни лет назад, равноапостольные Кирилл и Мефодий неразрывно связали нашу историю и самобытность, положив начало величию Российского государства.

Ведущий: Этот год объединяет всю силу и мощь нашей культуры, это литература и юбилей Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне.

Ведущая: Русское слово, которое звучало в стихах, прозе, статьях военных корреспондентов и песнях и молитвах, помогало громить врага и вселять в людей веру в правое дело.

Ведущий: Наш праздник открывают духовное песнопение. Исполняют священнослужители благочиния.

1. Духовное песнопение в исполнении духовенства церковного округа

Ведущая: Литературно-музыкальная композиция «Сила русского слова», исполняют учащиеся лицея №4.

2. Литературно- музыкальная композиция

(Составлена из стихов местных поэтов и композиторов)

Официальная часть

Ведущий: Святые братья Кирилл и Мефодий снова напоминают нам о том, кто мы есть, где наши корни, какова сила русского слова и единства славянских народов.

Ведущая: Мы хорошо знаем, какова цена исторической памяти. Величие культуры нашего народа всегда рождается большими испытаниями и жертвами, через которые прошли многие поколения.

Ведущий: Именно поэтому, этот яркий праздник отмечается совместными мероприятиями светского общества и Русской Православной Церковью.

Ведущая: Из год в год растет интерес к нашему историческому прошлому, мы заново даем оценку важным моментам, связанных с историей государства, своего родного края.

Ведущий: На нашем мероприятии руководство района, города и благочиния. Вас приветствуют: (озвучиваются имена отчества, фамилии и должности, руководители проходят на сцену)

Выступления руководителей.

Церемония награждения

Ведущая: Многие талантливые люди нашей земли вносят значительный вклад в культуру нашего края. Сегодня, мы чувствуем лучших представителей образования и культурной сферы.

Ведущий: Благодарственным письмом администрации области награждается:(озвучиваются имена отчества, фамилии и должности, награждаемые проходят на сцену)

Ведущая: Благодарственным письмом и ценным подарком администрации района награждаются: (озвучиваются имена отчества, фамилии и должности, награждаемые проходят на сцену)

Награждения.

Ведущий: Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается в Русской православной церковью с 1863 года. Светский праздник - День славянской письменности и культуры был установлен в 1991 году, и стал одним из первых праздников Новой России.

Ведущая: Ежегодно, 24 мая упреждения культуры и образования проводят массу мероприятий приуроченных к этому торжеству. Артисты и творческие коллективы готовят интересные номера для концертных программ. Мы с большим удовольствием уступаем сцену народному фольклорному коллективу.

3. Выступление фольклорного коллектива

Ведущий: Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки дали огромные нашим поэтам, писателям, мастерам словесности, ученым и народным талантам, которые создали большой пласт величайших произведений, ставшие лучшими образцами мировой культуры.

Ведущая: Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, Лев Толстой и Антон Чехов, Михаил Шолохов и Анна Ахматова, имена которые знает вся планета. На нашей земле творили известные поэты России, это Алексей Хомяков, Степан Жихарев, Василий Ряховский, Василий Кудашев и другие талантливые писатели. Нынешнее поколение жителей, нашей богатой на таланты земли продолжают радовать нас своими творениями.

Ведущий: В исполнении ансамбля русской песни прозвучат произведения на стихи и музыку местных авторов.

4. Выступление ансамбля русской песни

Ведущая: Люди, которые начинают понимать великую силу слова, совершенствуют себя и дают невероятный толчок в духовном росте общества. Книги, кино, театр и другие виды искусства возвышают нас и делают лучше.

Ведущий: Простые песни, но вних вножена мошь и эмоциональный заряд. Эта сила русского слова не раз воодушевляла на труд и подкиг десятки поколений России. Наша концертная программа, посвященная Дню славянской письменности и культуры, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию продолжается замечательными талантливыми людьми, которые готовы вас окунуть в красивый и неповторимый мир русской культуры.

Концертная программа

Концертная программа, посвященная Дню славянской письменности и культуры, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию включает в себя номера, составленные на основе местного материала и классических произведений поэтов, писателей и композиторов.

Эпилог

Ведущая: Работу, которую проделали святые равноапостольные Кирилл Мефодий сложно переоценить, их труд огромен. Они смогли объединить сотни миллионов представителей славянских народов, которые продолжили совершенствовать свои языки, свои национальные традиции.

Ведущий: Язык - основа культуры любого государства, он дает свободу мысли, развитию науки и искусства, язык способен объединить народ и страны, язык, это политика и духовный рост общества. Благодаря развитию культуры речи мы становимся единой нацией, единым народом, стоим и созидаем, становимся лучше и нравственно богаче.

Ведущая: Наш праздник завершен, мы благодарим вас за внимание и желаем счастья, мира и добра!

Ведущий: Берегите родную речь, всего вам самого доброго, до новых встреч!