Старт в науке. Учебный проект "памятники города десногорска"

ГБОУ СПО ЛНР «Антрацитовский колледж»

ПРОЕКТ

«ПАМЯТНИКИ МОЕГО ГОРОДА»

Руководитель проекта: ИЗЮМЕНКО Е.К.. – преподаватель истории

Участники проекта: учащиеся 1-2 курсов

Учебный проект : экскурсия по памятным местам ВОВ города Антрацит

Тема проекта: “Памятники моего города”.

Идея проекта

В нашем колледже отводится значительная роль патриотическому воспитанию учащихся. Большое внимание уделяется краеведческим экскурсиям, которые решают разнообразные задачи по расширению жизненного опыта, накоплению наблюдений и сбору материалов. Учащиеся должны вернуться с нее с некоторым запасом знаний, приобретенных планомерно. Так возникла идея создать экскурсионный проект.

Краткое содержание проекта

Проект создан для изучения памятников города Антрацита. В ходе проекта учащиеся узнают, каким событиям посвящены памятники, установленные в городе, даты их открытия, авторов создания. Учащиеся ознакомятся с жителями, которые внесли свой вклад в развитие города.. Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса к истории города и на формирование представлений о памятниках как исторических источниках.


Цель проекта

Подготовить и выполнить творческую работу на тему «Памятники нашего города». Изучение памятников и разработка маршрута экскурсии по городу; воспитание гражданина ЛНР, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, создание условий для обогащения знаний детей о родном крае, развитие познавательных, творческих способностей.

Способствовать развитию интереса к предмету исследовательской деятельности.


Теоретическое исследование истории памятников.

История моего города интересна тем, что тесно переплетена с историей моей страны. Памятники моего города – доказательство этого. Каждый памятник отражает определенные исторические события нашей страны. Стелла – участникам ВОВ - напоминание о великой победе русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Памятник строителям нашего города – рассказывает о людях, построивших этот город. Памятник чернобыльцам - не дает нам забыть о на Чернобыльской АЭС.

Практическая работа.

  • Экскурсия по городу. Фотографирование памятников.
  • Встречи с людьми, являющимися свидетелями исторического прошлого нашего города.




Луганщина всегда был землей Героев

Антрацитовская земля- земля Героев. И Именно она - исток прославленной Таманской дивизии, совершившей невероятные подвиги еще в 1941 году. Этот край дал 6 Героев Советского Союза во время Великой Отечественной войны - поразительное количество, учитывая сравнительно небольшие размеры города и района. Это трудовой край неброского, непоказного массового героизма.


МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СОВЕТСКИМ ВОИНАМ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» (СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ПАМЯТНИКОВ)

Местонахождение . г. Антрацит, ул. Советская.

Краткое описание памятника. Мемориальный комплекс состоит из братской могилы советских воинов и скульптуры в честь воинов-земляков, и Аллеи Героев Советского Союза.

Братская могила расположена у входа в сквер, ведущий к зданию городского исполкома. На ней установлена металлизированная скульптура советского воина с пистолетом-пулемётом Шпагина. Воин изображен на скульптуре в позе передвижения ползком, поднятый пистолет-пулемёт символизирует сигнал к атаке. Кроме того, рядом с воином установлена пятиконечная звезда из красного гранита с выемкой-гнездом для горящего вечного огня. Сбоку от братской могилы расположена стена из камня-песчаника, на которой установлены мемориальные плиты с именами погибших советских солдат и офицеров. Дата установки: 1953 год, произведена замена в 1975 году.

За братской могилой расположена Аллея Героев Советского Союза, ведущая к зданию городского исполкома. На территории аллеи установлены 6 бюстов Героев Советского Союза на постаментах, облицованных красным гранитом. Дата установки: 1991 год.


Все эти люди были удостоены высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Михаил Гаврилович Замула (1925-1988) - старший лейтенант Советской Армии, участник Великой Отечественной Войны, Герой Советского Союза. Михаил Замула родился 5 ноября 1925 года в селе Дьяково.

Михаил Васильевич Радченк о (1917 - 2002) - подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной Войны, Герой Советского Союза. Родился 27 сентября 1917 года в селе Адрианополь (Луганская область) в семье крестьянина. Окончил восемь классов средней школы, затем горнопромышленное училище.

Василий Сидорович Химич (1907 - 1951) - телефонист роты связи 222-го гвардейского стрелкового полка 72-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии Степного фронта, гвардии красноармеец. Герой Советского Союза. Родился 12 марта 1907 года в городе Боярск ныне Черкасской области. Украинец. Член КПСС с 1943 года. Окончил восьмилетнюю школу. Работал шахтёром в городе Антрацит Луганской области.

Поликарп Лазаревич Перепелица (1918-1942) - механик-водитель танка 36-й танковой бригады 38-й армии Юго-Западного фронта, старший сержант, Герой Советского Союза. Родился 6 апреля 1918 года в селе Мостки (ныне Сватовский район, Луганская область) в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал на шахте «Центральная» в городе Боково – Антрацит.

Пётр Васильевич Беликов (1916-1984) - майор Советской Армии, участник Великой Отечественной Войны, Герой Советского Союза (1942). Пётр Беликов родился 22 февраля 1916 года в селе Орехово (ныне -Антрацитовский район Луганской области).



Острый шип

20-метровая стела поднялась в небо, увековечивая покой воинов 302 стрелковой дивизии, которая освобождала эту местность от немецких оккупантов. Эта высотка расположена на северо-западной окраине города Антрацита и имела стратегическое значение. В 1943 году здесь шли ожесточенные бои. Бой за Острый шип продолжался более суток.

Немцев, расположились на высотке, удалось выбить в рукопашном борю. После боя на шипы прибыли командующий армией Захаров и член Военного совета Халезов, чтобы поздравить с победой бойцов штурмовой группы. Прямо здесь, на легендарной высотке, командование вручило 12 орденов и 25 медалей. Острые шипы встречает сегодня всех, кто подъезжает к городу трассе Харьков - Ростов. Сейчас высота, поросшая ковылем, увенчанная обелиском. И даже издалека видна надпись «Слава героям освободителям». Снизу монумент кажется крохотным, а сблизит - просто огромный. Как смогли более 40 лет назад рабочие шахты «Центральная» и рудоремонтного завода всего за 5 дней построить огромный обелиск


Название памятника

Партизанам антрацитовщины

Текст на памятнике

Героям - партизанам антрацитовщины времен гражданской и Отечественной войн от благодарных потомков города Антрацита

Состояние памятника

удовлетворительное

Комментарии по местоположению

Находится рядом с центральным входом на стадион "Авангард" г.Антрацита

Дата регистрации в базе данных


Краткое описание памятника. Памятник советским воинам – жителям г. Антрацита и Антрацитовского района, участвовавшим в Великой Отечественной войне, в частности – в войсковой операции по взятию Берлина. Памятник расположен в сквере в жилой застройке, на двухъярусном постаменте, облицованном гранитом. Художественная композиция первого яруса постамента дополнена 4-мя гранитными шарами, располагающимися в каждом из четырёх углов постамента. На втором ярусе постамента установлена скульптурная композиция – советский воин, играющий на гармонике, восседает на спине льва. Дата установки: 2005 год.

Название памятника

Текст на памятнике

Посвящается Антрацитовцам-победителям. 1941-1945

Состояние памятника

Оксана Денисова
Проект «Памятники нашего города»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Рябинка» .

Проект

«Памятники нашего города »

Подготовила и реализовала проект

Воспитатель подготовительной группы1 : Денисова. О. В.

Нефтеюганск, 2015г.

Проект

Тема : «Памятники нашего города »

Название проекта Вид проекта Участники проекта Продукт деятельности Срок

реализации

«Памятники нашего города »

Творческий групповой краткосрочный

Воспитанники подготовительной группы №1, воспитатели, родители,

муз. руководитель. 1. Альбом «Памятники родного города » .

2. Фотогазета «» «Знаешь ли ты свой город .

«Памятники нашего города » .

(Развлечение) .

5. Выставка рисунков города » .

6. Дидактическая игра «Как город дышит .

7. Выставка Макеты памятников нашего города .

Вид проекта : Творческий групповой краткосрочный.

Участники проекта : Воспитанники подготовительной группы №1, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продукт деятельности :

1. Альбом «Памятники родного города » .

2. Фотогазета «Памятники города Нефтеюганска » .

3. Презентация на мультимедиа «Памятники нашего города » .

4. Презентация на мультимедиа «Знаешь ли ты свой город » .

5. Выставка рисунков «Достопримечательности родного города » .

6. Дидактическая игра «Как город дышит .

7. Выставка. Макеты памятников нашего города .

Срок реализации : Октябрь. 2015 года.

Актуальность.

Федеральный государственный стандарт говорит о том, что в первую очередь необходимо формировать личностные качества и создавать условия для самостоятельного получения знаний. Наблюдая за деятельностью детей, увидели, что у воспитанников недостаточно представлений о том, какие . При организации подвижных игр дети не проявляют нравственно - волевые качества. Чтобы дети имели представления о своем городе и памятниках , своего города , гордились своей страной, был разработан проект «Памятники нашего города » , который позволит сформировать нравственно - волевые качества, расширит представления о памятниках своего города о их значениях в нашем городе .

Цель проекта : создание условий для формирования у детей патриотических чувств через совершенствование форм сотрудничества с родителями по патриотическому воспитанию, обогащение предметно – пространственной развивающей среды патриотическим содержанием.

Познавательное развитие :

Расширить знания детей об истории образования памятников города Нефтеюганска .

Расширять круг общения со взрослыми.

памятниках города .

памятникам нашего города .

Способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

Социально – коммуникативное развитие :

Воспитывать чувство гордости и уважения к памятникам нашего города .

Формировать более полные и точные представления о памятниках .

Речевое развитие :

Развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль.

Активизировать словарь по теме «Памятники нашего города » .

Художественно – эстетическое развитие :

Совершенствовать навыки работы с различными материалами.

Развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность.

Физическое развитие :

Разучить с воспитанниками новые подвижные игры.

Ожидаемый результат :

Воспитанник :

Имеющий представления памятниках нашего города их возникновение .

Проявляющий нравственно - волевые качества в подвижных играх;

Проявляющий доброжелательность к сверстникам;

Умеющий договариваться в процессе совместной творческой деятельности.

сравнивать, анализировать, задавать вопросы. Приобщить к совместной деятельности родителей.

Проблемы :

1. у воспитанников недостаточно представлений о том, какие памятники есть в нашем городе , и для чего их воздвигли?

2. при организации подвижных игр не проявляют нравственно - волевые качества.

Реализация проекта .

Подготовительный этап.

1. Обсуждение целей и задач проекта .

2. Создание необходимых условий для реализации проекта .

3. Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, реквизиты для игр, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

4. Обоснование, предсказание путей реализации проекта .

5. Подобрать художественную литературу, сборники произведений для чтения, заучивания и рассказывания детям.

6. Подобрать предметные и сюжетные картинки фотография для рассматривания.

7. Подготовить материал для экспериментальной деятельности.

Основной этап.

Познавательная деятельность.

Беседа «Родной город » .

Познавательные сообщения : «А знаете ли вы, почему наш город так назвали .

Рассматривание и беседа по набору открыток «Достопримечательности родного города » .

НОД «Памятники нашего города » . (познавательное) .

5. Просмотр презентаций на мультимедиа «Знаешь ли ты свой город , «Памятники нашего города » .

Художественно – эстетическая деятельность

Слушание песен о родном городе . «Наш Нефтеюганск» - А. Морозов.

Чтение глав из книги «Буровичок Югорка» - О. Лебедева.

Рассматривание иллюстраций «Нефтеюганская типография» - А. Востриков.

Произведение «Нефтеюганск начало большого пути» - О. А. Григорьева, Н. К. Эскина.

Заучивание стихотворений «О городе » - В. Степанов.

Художественно - продуктивная деятельность.

Аппликация (макетная) «Памятники нашего города » .

Фотогазета «Памятники города Нефтеюганска »

Рисование «Достопримечательности нашего города » , «Любимый памятник » .

Сообщения «История возникновения памятника в скверах » , «История памятника центральной площади » , «Истрия памятника меру города В . Д. Петухова» .

Игровая деятельность.

Дидактические игры : «Знаешь ли ты свой город , «Как город дышит , «Установи причину» , «Что происходит в городе в разное время суток» , лото «город » .

Подвижные игры : «Самый ловкий» : координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

«Прогулки по городу » : развивать воображение, умение обогащать сюжет игры элементом неожиданности, способность организации действия.

«Улицы города » : развивать воображение, способность организации действия.

Сюжетно – ролевые игры : «Путешествие по городу » , «Мы строим город » .

Задание родителям :

1. Сбор информации и подготовка сообщений о Памятниках нашего города .

2. Совместно с ребенком совершить экскурсию по памятным местам родного города .

Заключительный этап. Презентация проекта – развлечение с участием родителей «Памятники нашего города »

Пути реализации проекта .

Список литературы :

Алешина Н. В. знакомим дошкольников с родным городом . – М.: ТЦ Сфера, 1999, - 112с.

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.

Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Сфера, 2004. – 192 с.

Рыбалкова. И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003, №6.

Якушева. Т. А. Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.

,
архитектор, член правления Сочинской организации Союза архитекторов России

Памятник от слова «память» - способность помнить, не забывать прошлого. Чтобы иметь право и возможность заглянуть в будущее, мы должны знать и помнить прошлое. Прошлое — это призма будущего и от того насколько она светла и чиста, настолько мы в состоянии видеть будущее и при необходимости упреждать возникающие нежелательные процессы нашего будущего.

Практически любая революция начиналась с того, что разрушительно действовала на историческую память народа претендуя на истину в новом лице. Министр образования революционной России определил, что народу необходимо преподносить историю так, чтобы у народа не возникало чувство собственного достоинства. Давно ли мы выкинули на свалку исторические опусы, писанные коммунистическими идеологами. Наверное, поэтому, сегодня мы такие - не помнящие своего родства.

Мы с глубоким сожалением всегда относимся к человеку, который в результате болезни потерял память, и не задумываемся над тем, что общество в котором мы проживаем уже заражено бациллой беспамятства.

Не будем далеко ходить, возьмем, к примеру Сочинские памятники и их содержание.

Пожалуй, единственный в Сочи памятник, который прежде, чем поставить, обсуждался на различных советах — это памятник Ленину на Курортном проспекте. С тех пор ни у кого не возникало желание его «подкорректировать» даже со сменой курса государства.



Памятник М. Горькому на улице Горького – дешевле, но на месте.



© Akela white

Памятник Островскому на Курортном проспекте – в плане, если смотреть сверху, буденновка, которую мы топчем, не замечая и спотыкаясь о выступы. Куда стремится легендарный Павка Корчагин никто не обращает внимания, потому, что необходимого пространства для создания зоны обозрения нет.


Тут же рядом у здания городской санэпидемстанции огромная не масштабная голова врача Соколова спасшего город от малярии. Сама – то скульптура выполнена талантливо, а вот найти ее правильное место, масштабировать по отношению к окружающей застройке ума и профессионализма не хватило.


Памятник «неизвестному» в сюртуке Петра Первого у морвокзала смотрится как элемент клумбы.

У Центрального стадиона «воткнули» покосившийся бюст знаменитому Сочинскому футболисту Славе Метревели . Мы уже забыли кто такой Слава КПСС, а сочинского форварда Славу Метревели помним, но как?


© ALBANDY

© landrina

За свои средства и по зову души сочинский скульптор установил памятник дружбы между народами на въезде в село Сергей–Поле, а какой-то новоявленный «спец» разрешил построить напротив памятника автоостановку, которая загородила весь памятник.


Теперь памятник можно сфотографировать только так. © s42

Такая - же участь постигла и памятник 100-летию Хосты. Очередной районный временщик перечеркнул все, разрешив установку торгового павильона закрыв памятник.

Совсем уж позорно выглядит памятная стела первому председателю Сочинского горисполкома на улице Парковой. В свое время ее устанавливали как стелу в честь переименования улицы Парковой на улицу Москвичева. На этот постамент был установлен бюст Москвичева . «Воткнули» его работяги вечером, чтоб никто не приставал с вопросами, а утром увидели бюст вниз головой. Говорят, что он хранится в сочинском музее. А остаток от памятника назвали стелой установленной в честь первого мера. Не знаю, может быть он и удостоен такого памятника, как некоторые руководители нашего города.

Моя статья в газете не возымела никакого действия и реакции. Даже наш лихой депутатский корпус ни слова. Я даже не удержался, зашел в Сочинский музей узнать о судьбе памятника. На правах зама, неизвестная ничего не знает об этом памятнике и даже не представляет где эта улица Парковая (300 метров от здания музея). Да и зачем ей, ее же поставили руками разводить, а не работать, болеть душой за историю города, тем более, что он для нее скорее всего не родной.

Теперь у нас с вами своя «Хатынь» беспамятства.

И в завершение это памятник сочинским медикам, спасших от смерти тысячам раненым советским солдатам, защищавшим нашу с вами Родину. Более двадцати лет стоит не законченным главный памятник Города-курорта Сочи. Куда только не обращался автор проекта, заслуженный архитектор России Юрий Владимирович с просьбой найти средства и . А воз и ныне там.

Наверное, неслучайно, были отлиты в бронзе орфографические ошибки на памятной стеле Архангела Михаила на Курортном проспекте. Знай наших.

Недавно купил в магазине хамсу маринованную в банке на которой написано «Клевая хавка». Вот теперь понятно – «наши» пришли жующие, сосущие, бегающие за клинским…

Конечно, я нагнал страху больше, чем надо, мне хотелось бы стряхнуть вас и одуматься.

Мы уже стоим на краю пропасти беспамятства. Для решения этих проблем не нужны миллионные вложения нужно просто участие каждого из нас, граждан города Сочи. Необходимо добиться того, чтобы вопросы установки памятников, мемориальных знаков, широко обсуждались гражданами города Сочи при непосредственном участии и ответственности профессионалов. Нужно понять главное, что если ты не будешь участвовать в жизни города, начиная с выборов, за тебя сделают другие, для которых город Сочи никогда не будет родным, а будет только источником наживы растаптывающей все на своем пути. Устанавливая, мы определяем и оцениваем деятельность личности и указываем направление по которому следует идти дальше будущим поколениям.


    С учетом этого были разработаны поисковые задания классам в рамках проекта, составлена программа.

    Пояснительная записка

    Проект выполняется на протяжении всего второго полугодия и включает в себя учебные занятия в рамках внеурочной деятельности «Я- исследователь». Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей и учителя.

    Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город , путём исследования памятников истории.

  • Образовательная:
  • Развивающая:
  • Воспитательная:

Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;

2.Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

3. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;

4.Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

5. Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.

6.Развитие коммуникативно-речевых умений.

7.Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.

8.Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;

9.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Прогнозируемый результат.

2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.

3.Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

Актуализация проекта.

Материалы исследования можно использовать на уроках литературы, истории, краеведения, а также во внеклассной работе. Материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение памятников открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Основание проекта.

Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. (Культура, развитие, основа, реализация, успешность).

Участники, партнеры проекта :

учителя, ученики, родители учащихся;

работники Краеведческого музея

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения .

Вопросы направляющие проект

Основополагающий вопрос

Нужно ли сохранять памятники?

Что такое памятники?

Методы исследования.

  • поиск и обработка информации;
  • экскурсия и изучение исторических материалов;
  • анализ изученных материалов;
  • обобщение полученных данных;
  • синтез как самостоятельная часть исследования.

Цель исследования: Какие достопримечательности города Шарыпово вы знаете?

Провести экскурсию по городу, узнать какие памятники есть в Шарыпово, в память чего они установлены? Собрать фотоматериалы и информацию о достопримечательностях города, сотрудничая с Краеведческим музеем города.

Дидактические цели проекта:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,

Понимание учеником исторических сведений о городе, памятниках города.

Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Методические задачи:

Найти исторические сведения о городе, памятниках. Создать альбом (презентацию) о памятниках городе.

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся: памятники города, мемориальные доски.

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы провели анкетирование и увидели, что ребята мало знают о своем городе, его памятниках, достопримечательностях.

Ведущая деятельность.

Творческая, поисковая, исследовательская.

Ожидаемые результаты:

Для учеников:

Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

Самореализация.

Для педагогов:

Повышение профессионализма;

Для родителей:

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о своём родном городе Шарыпово. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (документы историко-краеведческого музея, книги) о памятных достопримечательностях города. В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Познавательные занятия, экскурсии, встречи;

Продуктивная деятельность;

План проекта.

Реализация проекта осуществлялась в 6 этапов.

I этап - Подготовительный , включает в себя: диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города. Анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

II этап - Погружение в проект

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем презентации для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов. Деление на группы Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.

III этап - Основной (реализация проекта) включает в себя:

Выдвижение гипотез решения проблемы. Организовать и провести экскурсию по городу, посетить Краеведческий музей. Сбор информации в Интернете, накопление и обсуждение ее в группе, предварительная самооценка работы группы. Самостоятельная или групповая работа по выполнению исследования (дифференцированно: сильные ученики -составление презентаций, слабые ученик - дополнений к ней.) Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.

Оформление результатов проектной деятельности. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом. Также свои сообщения ребята дополняли фотографиями, иллюстрациями.

IV этап. Итоговый (Представление результатов работы)

Защита своих работ (урок - выступление). Оценивание результатов проекта школьниками, родителями и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города». В конце учитель может предложить викторину. Например: учитель показывает учащимся объекты на экране и просит ответить на вопросы.

V этап. - Подведение итогов, награждение детей.

VI этап. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Памятники моего города »

« Памятники моего города »




Аннотация проекта.

Одна из актуальных задач, стоящих перед учителем, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь в соответствии не только с собственными интересами, а с учетом интересов и требований окружающих его людей. Решение данной задачи тесно связано с формированием нравственных качеств личности. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Одной из таких задач является воспитание гражданственности, патриотизма.. Именно из любви к своей малой Родины воспитывается и любовь к России в целом.


Тема проекта «Памятники моего города» актуальна и интересна. Изучение памятников раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, формирует познавательный интерес к истории города.

В основе проектной работы лежат поиск, интерес к прошлому.


  • этот проект универсальный, его возможно реализовать в условиях большинства школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
  • Проект учитывает специфику младшего школьного возраста (1-2 класс), поэтому работа над выбранным детьми модулем строится по упрощенной схеме, т.к. преследуют следующие цели:
  • -заинтересовать ребенка, увлечь историей родного города,
  • -способствовать укреплению семейных связей, общению старшего и младшего поколения.

  • Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, что учащиеся знают об истории города, в котором живут. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:
  • знают об истории города – ___14_%
  • знают памятники Шарыпово, историю их создания – __23__%
  • хотели бы расширить и углубить свои знания по истории своего города – __87___%

  • Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город, путём исследования памятников истории.
  • Образовательная: сформировать у учащихся основы знаний о проектной деятельности. Актуализировать знания о программе Windows (назначение, возможности). Познакомиться с историей нашего города, через изучения достопримечательностей (памятники). Узнать сколько памятников есть в городе.
  • Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предметам, навыков работы в программе Windows, а также развивать умение представлять готовый продукт.
  • Воспитательная: Формирование нравственных основ и воспитание патриотического мировоззрения, уважительного отношения к своему городу и его жителям через изучение достопримечательностей г. Шарыпово. Воспитывать толерантность, умение работать в группе, уважительное отношение к историческому прошлому своего города и памятникам культуры.

  • Задачи:
  • Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;
  • Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
  • Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;
  • Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.
  • Развитие коммуникативно-речевых умений.
  • Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.
  • Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

  • Прогнозируемый результат.
  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.
  • Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

  • Персональные компьютеры;
  • Мультимедийный проектор;
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Стандартная программа Windows
  • Альбом (формат А4)
  • Принтер, сканер
  • проекционная система.
  • Интернет
  • Материалы из Краеведческого музея

Отражается ли прошлое в настоящем?


  • Нужны ли памятники городу и людям?
  • Как памятники города Шарыпово связаны с историей России?
  • Памятник украшение или достопримечательность?
  • В чём проявляется связующая нить поколений?
  • Нужно ли сохранять памятники?
  • Как людям сохранить то, что создано раньше?

  • Что такое памятники?
  • Какие памятники в нашем городе вы знаете?
  • В честь каких событий они были установлены?
  • Сколько памятников в нашем городе?


Ход исследований

Для того, чтобы узнать, каким был город в прошлом, мы:

  • Побывали в городском музее
  • Сходили на экскурсии
  • Побеседовали с жителями города разных возрастов
  • Обобщили и сделали выводы

  • Ожидаемые результаты:
  • Для учеников:
  • - ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
  • - развитие у детей инициативы,

активности, самостоятельности;

  • - самореализация.
  • Для педагога:
  • - повышение профессионализма;
  • - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • - личностный и профессиональный рост;
  • Для родителей.
  • - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

  • - Познавательные занятия, экскурсии, встречи;
  • - Продуктивная деятельность;
  • - создание альбома «Памятники моего города», выставка фотографий, рисунков.

Деятельность участников проекта на различных этапах

п/п

Этапы

Задачи

Подготовительный

Деятельность учащегося и родителей

выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города.

Деятельность педагога

Проведение диагностики детей (анкетирования родителей)

Проведение анкетирование, анализ анкет


Погружение в проект (Организационно-ознакомительный)

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта.

Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Деление на группы

Представление стартовой презентации учителя для школьников, родителей с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме.


Основной

(реализация проекта)

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта.

Оформление результатов проектной деятельности.

Сбор информации: посещение музея. Изучение беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность. Выполнение работ; оформление,

Самостоятельная работа групп

Конкурс фотографий ,

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о городе. Организация экскурсий по городу, в краеведческий музей.


Итоговый.

(Представление результатов работы) .

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.

Выступление и защита своих работ. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города».

Учитель наблюдает и консультирует.


Подведение итогов

Итоговое обсуждение проекта с гостями, родителями.

Благодарность за работу в проекте


Рефлексия.

Выявить уровень итоговое диагностирование детей и

анкетирование родителей.

Обсуждение перспективы развития проекта (создание альбома, презентации с целью дальнейшего использования.

Выявление лидеров,



1.Введение

Актуализация: Каждый день десятки, сотни людей нашего города спешат на работу, просто по делам. Они проходят мимо памятников. Задумываются ли горожане кем и когда были сделаны памятники?

Проблема: и мы решили узнать историю возникновения памятников своего города и имена авторов.

Объект исследования: памятники.

Предмет исследования: изучение истории создания памятников г. Пензы

Цель работы – привлечьвнимание одноклассников к памятникам города Пензы.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

    узнать, какие памятники есть в городе Пензе;

    изучить историю их появления;

    формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные;

    выявить знания детей по данному вопросу;

    провести классные часы по теме: «Памятники города Пензы»;

    создать электронный каталог памятников нашего города;

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

    поиск информации из книг, Интернета;

    расспросы родителей, учителей, экскурсоводов о памятниках нашего города;

    сбор фотоматериалов;

    оформление каталога памятников г.Пензы;

    обобщение опыта.

Гипотеза исследования - предположим, что дети, зная некоторые памятники города Пензы, не знают историю их возникновения.

Что такое памятник?

Люди разных профессий и специальностей ответят по-разному. Филолог назовет памятником «Слово о полку Игореве». Для историка памятником будут берестяные грамоты, трон Ивана Грозного. Искусствовед назовет памятники архитектуры – старинные строения и сооружения. В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека. сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества. А, если памятник увековечивает важное историческое событие, например победу советского народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса и др., то его обычно называют монументом (хотя в точном переводе слово «монумент» тоже обозначает памятник). Монумент в отличие от памятника более величественное, сложное сооружение. Памятником может быть также барельеф, стела (вертикальная плита с надписью или рельефным изображением), архитектурное сооружение.

Зримая история нашего города – это дома, предприятия, больницы, библиотеки, клубы, построенные трудом старших поколений. И памятники, и мемориальные доски на стенах зданий напоминают нам о славном и нелегком пути, пройденном нашими земляками за годы существования Пензы.

Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события,увековеченные в памятниках,не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают,что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.

    2. Памятники города Пензы.

    Пенза обладает живописной красотой, которая порой завораживает взгляд обывателя. Этот город покорил сердца тех людей, которые хоть единожды увидели его. Для того чтобы узнать почему он так привлекает к себе внимание, давайте совершим небольшую прогулку по городу и обратим внимание на его достопримечательности.

    В ходе исследования мы узнали, что в Пензе насчитывается более 280 памятников. Собрав материал, мы классифицировали памятники

    1.Памятники по назначению, цели установки

    1.Памятники выдающимся личностям (правителям, поэтам, писателям, музыкантам, художникам, ученым, военным)

    2.Мемориалы воинской славы

    3.Памятники-посвящения

    4.Мемориалы захоронений

    5. Религиозная архитектура

    6. Значимые исторические события и их герои

    7. Известные литературные и городские персонажи

    8. Чувства, вечные ценности

    9. Необычные объекты

    2.Памятники по типу сооружения

    1.Жанровые композиции

    2.Мемориальные комплексы

    3.Монументальная городская скульптура

    4.Стелы

    5.Здание, ритуальное сооружение

    6.Бюсты

    7.Мемориальные доски

    9.Скульптурная группа

    10. Обелиск

    11.Статуя

    12. Плита

    14. Мемориальная доска

    3.Памятники по степени распространения

    1.Единственные в России

    2.Единственные в мире

  1. Памятник «Первопоселенцу»

  2. Этот памятник был установлен в 1980 году и расположен в исторической части города, где в 1663 году была возведена крепость Пенза. Вместе с чугунной мортирой, остатками оборонительного вала крепости, восстановленным частоколом и символической звонницей на месте угловой крепостной башни скульптура Первопоселенца входит в мемориальный комплекс. Двухметровая бронзовая композиция состоит из фигуры Первопоселенца, который в одной руке держит копьё, а другой опирается на плуг, и его коня. Она символизирует два начала в судьбе первых жителей Пензы – крестьянский труд и оборону рубежей от набегов кочевников. У подножья скульптуры текст: «Лета 7171 1663 года велено на реке Пензе город строить».Скульптурная композиция установлена над долиной Суры, от неё открывается вид на восточную и юго-восточную часть города, Засурье. Смотровая площадка обнесена чугунной решёткой с гербами старой Пензы. Авторы композиции – скульптор В.Г. Козенюк и архитектор Ю.В. Комаров.

  3. Мемориал «Афганские ворота»

  4. В Пензе увековечили память о воинах-афганцах. В памятный мемориал «Афганские ворота» входят несколько элементов - стилобат, украшенный бронзовыми барельефами, гранитные стелы и вечный огонь. Высота арки достигает восьми метров.

    «Лучшие сыны нашей с вами Пензы, Пензенской области, страны не вернулись с полей сражений, потому что они были патриотами, потому что они выполняли воинский долг, они все сделали для того, чтобы мы сегодня с вами жили в мире», - отметил губернатор Пензенской области Василий Бочкарев на открытии мемориала 31 июля.

    В афганской войне погибли 128 пензенцев, 6 пропали без вести.

    Для зажжения вечного огня у мемориала афганцам, факел с «вечным огнем» был доставлен с проспекта Победы, где зажжен у подножия монумента воинской и трудовой славы пензенцев. Памятник разместился в центре города, в сквере за городской администрацией. Автор памятника - заслуженный скульптор России Александр Бем Мемориал возводился на собранные средства. Сметная стоимость проекта составляет порядка 42 миллионов рублей.

  5. Монумент воинской и трудовой Славы

  6. Монумент воинской и трудовой Славы (памятник Победы) - памятник на площади Победы в г. Пензе, посвящённый воинским и трудовым подвигам жителей и уроженцев Пензенской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Является главным региональным памятником такого рода. Один из наиболее известных и узнаваемых символов г. Пензы. Монумент был открыт 9 мая 1975 года к 30-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

  7. Памятник Пензенским милиционерам

  8. Памятник пензенским милиционерам (Памятник Милиционеру, Памятник Участковому) - памятник в г. Пензе, первый и единственный памятник в России, увековечивший участкового милиционера. Открыт в День милиции - 10 ноября 2007 года.. Памятник представляет собой бронзовую статую советского участкового милиционера в служебной форме послевоенного образца. Позади памятника, на полукруглом гранитном постаменте, выбита надпись: ПЕНЗЕНСКИМ МИЛИЦИОНЕРАМ - ЗАЩИТНИКАМ ЗАКОНА И ПРАВОПОРЯДКА.

    У памятника проходят построения милицейских подразделений, церемонии награждения сотрудников органов внутренних дел Пензенской области, принимают присягу милиционеры. Прототипом увековеченного милиционера стал известный пензенский участковый 1950-1960-х годов, капитан милиции Григорий Александрович Шелков. Памятник установлен на улице Некрасова. Авторы памятника: скульптор - Александр Хачатурян, народный художник Калмыкии; архитектор - Дмитрий Димаков.

  9. Набережную украшает обелиск - монумент Славы. Но чаще можно услышать другое его название-Росток. Открытие монумента произошло 6 ноября 1967 года. Он символизирует непрерывный рост России и Пензы. Авторы - пензенский скульптор А.А. Фомин, художник А.А. Оя и архитектор Л.Ф. Иофан. Монумент представляет собой 25-метровую конструкцию и находящуюся рядом стелу из карельского гранита. В стеле замурована капсула с письмом, адресованным потомкам. Послание будет вскрыто в 2017 году.

  10. Бюст М.Ю. Лермонтову (1892 год) в сквере им. Лермонтова. Пенза.

    17 мая 1892 года в Пензе состоялось открытие второго в России памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург.В 1837 году будущий царь - освободитель Александр II, посетивший Пензу, обратил взор на заросший кустарником и деревьями пустырь возле кафедрального собора. И предложил разбить там сквер. Уже в 1839 году он стал одним из любимых мест отдыха горожан. В 1842 году в сквере построили фонтан, сохранившийся до наших дней. Практически в центральной части города находится сквер им. Михаила Юрьевича Лермонтова. Сквер расположен между художественным училищем им. С.А. Савицкого и Советской площадью. Центральную часть сквера занимает бюст Михаила Юрьевича Лермонтова, автором которого является петербургский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург - академик и автор памятников Пушкину, Гоголю, Айвазовскому, Плеханову, Менделееву и другим.

  11. Памятник "Проводы" Пенза.

    Памятник "Проводы" ("Прощание") работы скульптора Владимира Курдова, посвящённый участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
    Памятник установлен на месте, где в годы Великой Отечественной войны располагался призывной пункт, с которого призывались на фронт солдаты из Пензенской области. Памятник находится в сквере на углу улиц Куйбышева - Тамбовская. У подножия памятника расположен прямоугольный постамент, в который вмонтировано несколько металлических капсул с землёй, привезенной из стран Восточной и Западной Европы - с мест боев воинов -пензенцев.

    Напротив памятника «Проводы» расположен памятный знак, установленный ещё до создания самого памятника. Он представляет собой крупный природный камень, в который вмонтирована раскрытая книга, выполненная из чёрного мрамора.

    На страницах книги выбит фрагмент стихотворения пензенской поэтессы Ларисы Яшиной:

    Колонны шли за горизонт,
    Где ты, земляк наш, только не был...
    Отсюда начинался фронт,
    Отсюда виделась Победа.

3.Социологический опрос.

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся нашей школы (ученики начальных классов). Эксперимент состоял из трёх этапов.

1 этап: начальный (март 2013 год);

2 этап: обучающий (сентябрь – декабрь 2014 год);

3 этап: итоговый (январь 2015 год).

На начальном этапе, собрав информацию о памятниках города, мы решили провести социологический опрос среди младших школьников (возраст от 7 до 10 лет) и узнать, какие памятники, установленные в городе, они знают, и знают ли историю их возникновения. Было опрошено 100 человек и предложена анкета из трёх вопросов:

1. Какие исторические памятники города Пензы вы знаете?

2. Знаете ли вы каким событиям они посвящены?

3. Как вы считаете, нуждаются ли памятники в охране и защите?

При ответе на первый вопрос мы выяснили, какие памятники города знают младшие школьники.

Результаты опроса:

Большинство опрашиваемых знают памятники. Результат опроса представлен на диаграмме:

При ответе на второй вопрос мы выяснили, историю возникновения, каких памятников знают опрашиваемые дети? В России проблема охраны памятников и исторических мест очень актуальна. Наша страна и Пензенский край в частности имеет богатую историю, которая раскрывается через памятники и памятные места. Для того, чтобы сохранить историю для последующих поколений, необходимо сохранять, оберегать и заботиться о тех местах, которые напоминают о героических и трагических страницах прошлого нашего народа.

После проведения опроса были сделаны следующие выводы, которые подтверждают нашу гипотезу: дети знают памятники города Пензы, но не знают историю их возникновения.

Поэтому на следующем этапе работы, мы провели классные часы о памятниках и памятных местах нашего города. Была проведена экскурсия по городу с ознакомлением истории создания памятников, их авторов.

На итоговом этапе, после проведённой нами работы, мы повторили опрос и вот к какому результату пришли:

учащиеся назвали не только наиболее известные памятники, а также те, которые ранее не знали;

большинство опрошенных детей смогли сказать об истории создания памятников, а также их авторов.

4.Заключение

Город Пенза является одним из старейших городов, которому больше 350 лет. За это время в городе происходило множество интересных и значимых для истории города событий, память о которых отражена в памятниках, установленных в городе. Есть памятники общеизвестные, но есть памятники забытые, некоторые из них заброшенные.

В результате работы над проектом был создан каталог памятников города Пензы, который поможет школьникам прикоснуться к истории родного города, почувствовать себя гражданами своей страны, вызвать чувство гордости за дела своих земляков. Так же данная работа может быть интересна и гостям города, так как в ней собраны сведения о памятниках нашего города.

Изучая памятники города Пензы, мы узнали:

    историю создания памятников;

    какому событию или человеку посвящен памятник;

    из каких материалов сделаны памятники и даты их установления.

В ходе работы, проведённой по изучению памятников, у нас возникла творческая идея о создании проекта нового памятника в городе Пенза. Мы решили, что это должен быть памятник книге.

Памятник в виде книг – отличная реклама жажды и необходимости чтения.

Книги являются неотъемлемой частью общества и каждого человека в частности. Они хранят в себе мудрость и знания целых поколений, содержат сведения о событиях, произошедших в истории развития человечества. Невозможно недооценить значение литературы, а в частности книги, в нашей жизни. Во всём мире люде читают, пишут, а теперь и слушают огромное количество самой разнообразной литературы. И, конечно же, этот значительный объект в год культуры, мы хотим увековечить. (Приложение 1)

Памятник представляет собой открытую книгу. На левой стороне собирательный образ литературной героини, а справа – читатель. Перо, размер которого говорит нам о том, что авторы литературных произведений – огромное достояние человечества. Памятник небольшой по размеру, но глубокий и ёмкий по содержанию.