Структура эстетической культуры. Эстетическая и художественная культура личности

Известный ученый Б. Т. Лихачев выделяет критерии эстетической воспитанности: эстетическая восприимчивость, фактический уровень образованности в области культуры, наличие эстетического идеала, вкуса, представлений о совершенстве в искусстве и действительности; способность, эстетически оценивать действительность в каждой сфере жизнедеятельности, а также эстетическую образованность человека.

Заслуживает внимания определение М. А. Верба: эстетическая культура -- интегральное образование, в котором взаимодействуют сознание, чувства, способности личности. Ученый включает в состав эстетической культуры такие компоненты, как эстетическая образованность, система ценностных ориентаций, эмоциональная восприимчивость к красоте, художественно-творческие способности. Перечисленные качества можно рассматривать как направляющие элементы духовно-практического эстетического опыта.

При уточнении сущности понятия «эстетическая культура личности» за основу было взято определение М. А. Верба, который под эстетической культурой личности понимает стержневое базисное качество личности, позволяющее ей полноценно понимать, общаться с прекрасным в жизни и активно участвовать в его созидании.

Эстетический интерес определяют как избирательную направленность психических процессов человека па предметы и явления действительности, стремление заниматься приносящей удовлетворение деятельностью (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Эстетический интерес есть своеобразный побудитель, обеспечивающий активное протекание всех психических процессов и продуктивность деятельности. Вместе с тем эстетический интерес является единством эмоциональных, волевых, мыслительных процессов, в которых обязательно присутствует познавательное начало, так как, интересуясь предметом, личность стремится узнать его лучше.

Для эстетического интереса имеет значение сосредоточенность на объекте, самостоятельность и упорство в преодолении потока информации, но еще большее значение имеет внутренняя готовность человека воспринимать эстетическую информацию. Поэтому эстетический интерес может возникнуть у человека лишь в ситуациях, содержащих и дефицит информации, что, конечно, присутствует в процессе физического воспитания, в физкультурно-спортивной деятельности.

При обосновании двигательного компонента эстетической культуры личности важно учитывать, что объектом эстетической деятельности является сам человек. Один из аспектов формы эстетической деятельности -- формирование красоты телосложения и движений человека. Красивое телосложение предполагает стройность (осанку), подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела.

Основным фактором, позволяющим считать тело человека эстетической ценностью, а также материальной ценностью физическом культуры, является положение о том, что именно тело и его «окультуривание» (прежде всего становление телосложения; воспитание двигательных способностей, необходимых для социальной практики) есть объект, предмет и результат, отражающий освоенность ценностей эстетической и физической культуры. Кроме того, само тело представителя рода человеческого уже есть проявление культуры (тело как отражение социальной культуры, материальная основа целенаправленных воздействий для становления «духа» через «окультуривание» тела).

Атлетическое сложение человека всегда являло собой эталон абсолютно пропорциональной фигуры (телосложения). Эстетический стандарт пропорциональности -- формирование изящества и симметрии форм тела. Симметрия телосложения проявляется в размерах тела, соразмерности конечностей, грудной клетки; нормальном (в пределах половозрастных норм) типе телосложения (астеник, гипостеник, нормостеник). В старшем школьном возрасте важно сформировать пропорциональное телосложение, направленность на укрепление мышечного корсета, обеспечивающего сохранение и укрепление навыков правильной осанки, и соответствующую возрасту и полу физическую подготовленность.

Атлетическое телосложение предполагает хорошо развитую мускулатуру, которая подчеркивается осанкой. Осанка -- это привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, взор направлен вперед. Именно осанка обуславливает тип телосложения и наряду с весоростовым показателем является показателем функционального состояния организма, его работоспособности и восстанавливаемости. Но главное, эти показатели служат основой жизненной активности организма человека, достаточно значимым звеном в двигательном компоненте и служат предпосылкой становления компонентов эстетической культуры личности.

Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Эстетическое «оформление» телосложения человека раскрывается в двигательных действиях с целью придания им эстетической выразительности, пластики, ритмичности и привлекательности.

Динамичность двигательных действий есть единство показателей, отражающих внутреннюю и внешнюю сущность двигательного действия. Динамичность -- сложная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обуславливающих его выполнение, и конкретно выражается отдельными характеристиками движений ритмом, пластичностью, темпом и амплитудностыо.

Ритмичность -- правильная организация движений во времени, закономерное чередование (длительность, пары, акцентирование) отдельных элементов движения. Ритмичность является характеристикой техники физических упражнений, отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники двигательного действия в единое целое и является важным признаком двигательного компонента (Ж. К. Холодов).

Пластичность определяется как закономерная последовательность сменяющихся положений человеческого тела, а также его отдельных частей, при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности.

Амплитудность есть размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела по отношению к снаряду.

В обосновании аксиологического компонента эстетической культуры личности следует учитывать, что определяющим началом отношения старшеклассника к красоте служат его ценностно-эстетические ориентации. Аксиологический компонент интегрирует ряд личностных, свойств, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания. Сознание -- это отражение, а также отношение человека к окружающему миру, нормы, критерии, реализующиеся в сложном комплексе индивидуальных избирательных связен личности с различными сторонами объективного мира (С. Л. Рубинштейн). Основу эстетического сознания составляет система наиболее общих отношений, существенных знаний, критериев, внутренне принятых личностью и отражающих те или иные социальные позиции. Знания же нужны в первую очередь для конструирования личного отношения к миру -- личного, т.е. чувственною (к человеку, труду, социуму, познанию, красоте, безобразному, телосложению, физкультурно-спортивной деятельности).

Ценностные ориентации личности выражают осознанное эстетическое отношение человека к действительности, личную эстетическую позицию каждого индивида. Принятой личностью эта подвижная система отношений становится тогда, когда на ее основе формируются привычки, жизненные принципы и вырабатываются черты характера, способности личности, постоянно и систематически проявляющиеся во всей жизнедеятельности личности, действительное единство слова и дела (тела и души). В таком качестве личная эстетическая позиция проявляется в способности личности, а аксиологический компонент служит предпосылкой деятельности его. Важно отметить, что для старшеклассника ценностное отношение к миру порождается самосознанием индивида как свободного субъекта деятельности, восприятие которым мира, его переживания и духовные позиции складываются в пространстве своеобразного отбора освоенных им фрагментов всего наследия культуры.

Качество принятия ценностей эстетической культуры проявляется в личностной включенности в процесс эстетического самосовершенствования, самообразования. Эстетический идеал как целостный, чувственно-конкретный образ совершенного человека и совершенной жизни является для индивида и ориентиром, и стимулом деятельности в сфере красоты, и том числе и в физкультурно-спортивной деятельности. В самом понятии физического совершенства заложен эстетический идеал гармонического соответствия внутреннего содержания внешним формам. В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии и совершенству. Идеал есть понятие, образ, совершенство. Эстетический идеал -- цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к прекрасному.

С эстетическим идеалом личности соотносятся свойства, качества, особенности всех встречающихся ему в социальной практике объектов, процессов, явлений, в оценке их личность определяет качество предпочтений в соответствии с тем, какую чувственную реакцию они вызывают. В этом значении понятие «идеал» совпадает с понятием «прекрасное». Согласно современным научным представлениям механизмом реализации и саморазвития эстетических знаний, интересов, идеалов, направленности системы отноше-ний к эстетике реальности выступает именно деятельность личности. Основу четвертого, созидательного блока личностных свойств, структуры эстетической культуры личности составляет деятельностный компонент.

К обоснованию деятельностного компонента эстетической культуры личности важно отметить следующие положения. Эстетическую деятельность, можно рассмотреть как обобщенную характеристику внешней (умения, способности) и внутренней творческой активности личности, совершаемой в соответствии с установившимися в социуме критериями прекрасного. Мотив обуславливает особенности поведения, и деятельности личности. Эстетическая потребность -- устойчивое стремление личности к удовлетворению склонностей, желаний в сфере прекрасного (к возвышенному, героическому, комическому). Мотив -- побудитель, определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный, духовный), ради которого она осуществляется, или осознанная потребность. В этой связи мотивы эстетической деятельности отражают:

  • -получение эстетического наслаждения от участия в физкультурно-спортивной деятельности;
  • -освоение ценностей эстетической культуры (материальных, художественных, духовных);
  • -обеспечение творческой самореализации в двигательных действиях и создаваемых вещах (преобразование себя и социума) через освоение ценностей обшесоциального и физической культуры.

Однако вряд ли правомерно рассматривать как эстетические чувство мышечного удовольствия или совокупность различного рода гедонистических чувств и переживаний, возникающих в процессе спортивной деятельности. Другое дело, что на их основе у спортсмена действительно могут быть сформированы эстетические чувства и переживания.

Эстетические эмоции и переживания в спорте во многом определяются его игровым характером. Игра всегда предельно насыщена в эмоциональном отношении. Она, как правило, связана не только с установившимися правилами, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные способности игроков. Все это определяет широкий диапазон эстетических переживаний, связанных с игровой деятельностью, а значит, и спортом.

Наличие условий для проявления творческих способностей - один из главных источников возникновения эстетического наслаждения от процесса спортивной деятельности.

Возможность поиска и применения новых, нестандартных, оригинальных приемов и решений имеется во всех видах спорта, особенно игровых. Например, в футболе большое пространство игрового поля, большое количество игроков, отсутствие временных ограничений на владение мячом, возможность выполнения технических приемов любой частью тела, кроме рук и т.д. предоставляют спортсменам широкие возможности для выбора и применения самых разнообразных технико-тактических действий. Успех сопутствует тому, кто способен на действительно творческие действия.

В спорте (особенно спорте высших достижений) спортсмен действует в присутствии других людей, которые наблюдают за ним. В этом плане деятельность спортсмена схожа с игрой актера, поскольку он стремится "найти контакт" с публикой, получить ее поддержку, почувствовать ее взволнованность. Первый в истории отечественной тяжелой атлетики чемпион мира в тяжелом весе А.С. Медведев писал по этому поводу: "Нам, спортсменам, так же как и артистам, необходим душевный контакт с публикой, необходима ее искренняя поддержка, ее взволнованность, которая, как по проводам, передается на сцену и зажигает исполнителей". Этот "контакт с публикой" является одним из главных источников эстетических переживаний спортсмена.

Важный источник эстетических переживаний в спорте - и сам накал спортивной борьбы за достижение победы. Эта борьба вызывает у спортсменов различные эмоции и переживания, которые достаточно подробно проанализированы и описаны психологами спорта. О.А. Черникова выделяет, например, такие эмоции спортивной борьбы: эмоции предстартовых состояний, спортивное увлечение, спортивный азарт, боевое воодушевление, "спортивная злость" и др. Некоторые из этих эмоций, такие, например, как "боевое воодушевление", "спортивное увлечение", вызывающие у человека радость, состояние вдохновения, весьма близки к эстетическим переживаниям, хотя и не тождественны полностью с ними. В состоянии "спортивного увлечения" спортсмен перестает замечать окружающие явления, не имеющие непосредственного отношения к ведению спортивной борьбы. Увлеченный игрой, он не слышит реакции публики, шум на трибунах, окликов товарищей. В этот момент вся его деятельность мобилизуется на выполнение требуемой в данной ситуации игровой деятельности. Эта деятельность доставляет спортсмену большое удовлетворение, и чувства, которые он испытывает в этот момент, во многом сходны с эстетическим.

Одной из характерных черт восприятия любого вида зрелищного искусства является эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя. Этот эффект, как правило, характерен для спортивного зрелища и во многом объясняет эстетические переживания зрителей, и, в частности, их способность воспринимать движения спортсменов как полные смысла и красоты.

Отмеченные выше и другие, связанные с ними, эстетические проявления спорта - отнюдь не второстепенные, а весьма существенные его компоненты.

Прежде всего, важно учитывать, что современный спорт выполняет важную зрелищную функцию. Под зрелищным обычно понимают такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей.

Этим требованиям зрелищности удовлетворяет спорт. Он является деятельностью, которая совершается по строго оговоренным условным игровым правилам. Эти правила заранее известны и хорошо понятны зрителю. Ему известны цели действий спортсмена в соревновательной борьбе и способы, которыми можно воспользоваться для их достижения. В связи с этим соревнование выступает для зрителя как определенная смысловая целостность. Любое частное событие зритель может соотнести с общей идеей спортивной борьбы, что позволяет ему легко оценивать влияние этого события на результат действий противоборствующих сторон в целом.

Вместе с тем важно отметить, что эстетическая организация спортивных соревнований, эстетическое совершенство в выполнении движений способны существенно повысить зрелищность спорта. Американский философ П. Вайс отмечал по этому поводу, что одна из основных причин существования зрелищных видов спорта связана с желанием человека воспринимать совершенство, с удовольствием, которое он получает от такого восприятия.

Особо важное значение в этом плане имеет техническое мастерство спортсменов. Чем выше техническая подготовка спортсменов, тем больше и масштаб задач, которые они способны решать, тем разнообразнее приемы, которыми они пользуются. Фантазия, импровизация, творческие решения различных игровых задач - вся эта "интеллектуальная красота" спорта, как это иногда называют, - существенно повышает зрелищную привлекательность спорта. И напротив, отсутствие мысли, шаблон, однообразие, схематизм в действиях спортсмена или команды резко снижают их эстетическую оценку, а значит, и зрелищность.

эстетическое воспитание культура спорт

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитываются стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры - не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни.

Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи иди музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной па преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? - писал К. Д. Ушинский. - Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...".

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

1) эстетико-ценностную ориентацию личности;

2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

3) развивает познавательную способность личности.

4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

Вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

Учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

Сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

1. Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

3. Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

4. Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

5. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности -- суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество -- форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

77 78 79 ..

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся

Понятие об эстетической культуре личности

Формирование эстетической культуры - это процесс целе­направленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечи­вает удовлетворение от того, что является действительно эстети­чески ценным. Одновременно с этим у школьников воспитыва­ется стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразно­го, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кино­фильмов, музыкальных произведений. Это - организация чело­веческих чувств, духовного роста личности, регулятор и коррек­тив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пош­лости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступ­ка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы обще­ственной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни

Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или ина­че стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горь­кого представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое ос­воение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало зало­жено в самом человеческом труде, в деятельности человека, на­правленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­ляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обу­зу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухо­творен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохнове­нием, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловко­сти, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: "Кра­сивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать кра­соту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, зани­маются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные ска­терти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное вос­питательное влияние на развитие молодой души, с которым труд­но соперничать влиянию педагога...".*

* Ушинский К.Д. Биографические материалы // Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. - М., 1952. С. 52 - 53.

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Художественные потенции человека, его эстетические возмож­ности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материаль­ного производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действи­тельности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисцип­лины художественного цикла - литературу, музыку, изобразитель­ное искусство, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.

Эстетическое развитие личности средствами искусства при­нято в педагогике называть художественным воспитанием. Об­ращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-про­фессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных худо­жественных впечатлений знанием законов искусства и мастерст­ва художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмыс­ленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уро­ках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произ­ведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и харак­теристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумы­ваться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эс­тетической деятельности, которая характеризуется определенны­ми результатами и предполагает, что во время занятий искусст­вом учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы пре­красного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциа­ций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограни­чен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героиче­ских и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль­шое место в школе отводится прослушиванию музыкальных про­изведений в записи, а также ознакомлению с элементарными ос­новами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают бла­годаря обучению их таким средствам художественной выразитель­ности, как фактура материала, цвет - линия - объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубеж­ного изобразительного искусства и архитектуры, научить пони­мать выразительный язык художника, неразрывную связь содер­жания и художественной формы, воспитать эмоционально-эсте­тическое отношение к произведениям искусства. Принцип свя­зи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содер­жании занятий: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Ис­кусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - худож­ник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и про­граммой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсирова­ны в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за "круглым столом", университета культуры, клубы друзей ис­кусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.

Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры уча­щихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизирован­ных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников пра­вильно смотреть и понимать кино и телефильмы. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусст­ва", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое глав­ное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Социально-педагогические исследования показали, что школьни­ки довольно интенсивно посещают кино, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты".

Формирование эстетической культуры личности осуществляется в процессе эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях, развитии творческих способностей

СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Компоненты эстетического воспитания

Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребёнке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а так же формирования духовных потребностей.

Художественное воспитание школьников - целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

I. Какое значение имеет эстетическое воспитание в развитии личности и какие педагогические функции оно выполняет?

С давних времен люди стремились строить жизнь по законам красоты. Примечательной в этом отношении является притча Плутарха. Три раба везут нагруженные камнями тачки. Каждому из них философ задает один же вопрос: "Зачем ты везешь эти тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же с восхищением произнес: "Строю прекрасный храм!"

Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность. Недаром Ф.М.Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: "Красота спасет мир" . Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность. Какие же функции выполняет искусство с этой точки зрения?

Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека .

В.Г.Белинский отмечал, что в познании мира имеются два пути: путь научного познания и путь познания средствами искусства. Ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких причин. Поэт показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности .

Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и поскольку она обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.

Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека .

Чем больше я читаю, писал А.М.Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века. Э.Хемингуэй указывал на то, что книги воздействуют на подсознание человека, на глубинные сферы его психики и тем самым влияют на развитие его духовности. Он сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой.

Литература и искусство зачастую оказывают непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека .

Известно, например, что необыкновенный героизм и стойкость в преодолении трудностей и жизненных невзгод, которые проявил Овод, главный герой одноименного романа английской писательницы Э.Войнич, помогали известным русским писателям Н.Островскому, Н.Бирюкову и белорусскому писателю В.Горбуку мужественно переносить тяжкие болезни и находить в себе силы оставаться в жизненном строю .

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Однако влияние искусства на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития . В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и какова внутренняя структура этого процесса?

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthésis - ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства .

Процесс эстетического воспитания включает в себя:

- формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;

- развитие эстетических восприятий;

- овладение эстетическими знаниями (понятиями);

- формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;

- приобщение учащихся к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.

Пути осуществления эстетического воспитания

    ЭВ и образование осуществляется в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы

    Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего, дополнительного образования, культуры.

Основные показатели эстетической воспитанности личности

Показатели

Характеристики

Эстетическая потребность

Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный мо­мент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентри­рованном виде. Строится на бескорыстном отношении субъекта к эсте­тическому быту

Эстетическая

ценность

Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитар­ными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы или отдельной личности

Эстетический

идеал

Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желае­мой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, ко­торая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находится между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами - с другой

Эстетическая

оценка

Способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осо­знаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия

Эстетическое

суждение

Категория эстетики, фиксирующая специфику эстетического отраже­ния. В отличие от логико-понятийного суждения это не теоретическое вы­сказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а один из способов положительного или отрицательного реаги­рования субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства

Эстетическое

чувство

Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эс­тетического отношения к действительности

Эстетический

вкус

Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оце­нивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безоб­разного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и не­эстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комиче­ского (чувство юмора)

3. Как формировать у учащихся художественно-эстетические потребности?

Работа эта должна начинаться в начальных классах И: активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения . Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, учителю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин.

Большое значение в эстетическом воспитании младших школьников имеет заучивание стихов, исполнение песен, демонстрация репродукций картин художников, проведение экскурсий в природу. К.Д.Ушинский писал: "...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога".

Развитие потребностно-мотивационной сферы в области художественно-эстетического формирования учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Учащиеся начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

4. Какой должна быть воспитательная работа по развитию у учащихся эстетических представлений и понятий?

Важное значение данной работы состоит в том, что художественное развитие личности выражается в овладении ею эстетическими представлениями, понятиями и в выработке эстетических взглядов и убеждений . Решение этой проблемы является весьма непростым.

Художественно-эстетические представления формируются в процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства. Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении этих восприятий, в ознакомлении учащихся не только с разными видами и жанрами искусства, но и с их различными художественными достоинствами. Воспринимая и сравнивая эти достоинства, учащиеся вырабатывают соответствующие оценочные мнения, дают качественную характеристику произведениям литературы и искусства.

Простейшие эстетические представления и мнения формируются, как уже отмечено выше, в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах . В этих классах следует обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в различных видах литературы, музыки и искусства, добиваться осмысления и усвоения учащимися таких понятий, как художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и т.д.

В развитии у учащихся художественных представлений, суждений и понятий большое значение имеет осмысление той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Например, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать художественные иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Весьма полезным будет прослушивание романса А.Варламова "Белеет парус одинокий" при изучении лирики М.Ю.Лермонтова и, в частности, одноименного стихотворения поэта.

Хотя основные задачи эстетического воспитания решаются в процессе учебных занятий и внеклассной работы по литературе, музыке и изобразительному искусству, тем не менее эстетика должна пронизывать учебную работу по всем предметам. Аристотель, например, отмечал, что логика и симметрия характеризуют эстетическую сторону математики, которую необходимо использовать в воспитании.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

Красота спасет мир .

Ф.М.Достоевский

Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба.

Восточная поговорка

Эстетическая культура личности