Идейная и духовная жизнь советского общества кратко. Духовная жизнь в советском и российском обществах

Развитие образования. 30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.
В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения. При этом утвердившийся в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного образования и воспитания, ибо педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной миссии создания «нового человека».
В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.
Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.
Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.
Наука в тисках идеологии. Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом - методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак не могли уложиться в прокрустово ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д.
Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.
Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Самое пристальное внимание он уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Сталину момент: Иван Грозный - чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I - чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский - в период обострения советско-германских отношений и др.
Появляется новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих в СССР, - история партии. В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.
Успехи советской науки. Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.
Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).
Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.
Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.
Социалистический реализм. Советский кинематограф. В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.
Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).
Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.
В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк).
В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.
Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».
Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.
Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты IГ. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, IГ. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.
«Нам песня строить и жить помогает». Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует, например, критика в печати оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.
Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества - песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы - И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.
Изобразительное искусство. Архитектура. Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Закончилось время поиска новых форм, сосуществования различных художественных стилей. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картине», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлась не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа, хотя в этой области творили такие талантливые художники, как П. Кончаловский, А. Лентулов, М. Сарьян.
Ведущими теперь стали иные художники. Среди них главное место занимает Б. Иогансон. Его картины «Рабфак идет (Вузовцы)», «Допрос коммунистов» и др. стали классикой соцреализма. Много работают А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», М Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Официально при Ленине художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х г.г. Подобные настроения характерны для талантливой картины Ю. Пименова «Новая Москва».
В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.
Рубежным событием в становлении советской монументальной скульптуры стало участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937 i Здание советского павильона, построенного по проекту Б. Иофана, венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», воплотившая идеал целой эпохи.
Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах" Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены.
Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.
Литература. Театр. Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. Но тем не менее даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, создавшими значительные произведения. В 1931 г. окончательно вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил свой роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр 1» и другие произведения. М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита» (правда, тогда не опубликованную). А ведь были еще книги Л. Леонова, А. Платонова, П. Бажова, К. Паустовского и многих других писателей; стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература - книги К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Бианки, Л. Кассиля и др.
С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы драматургов Н. Погодина («Человек с ружьем»), А. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров были включены пьесы М. Горького «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.
Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение - О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др.
Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.
Приметы времени. Советский народ в 30-е гг. жил как бы в нескольких измерениях. Немногочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон - с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана - смотрел великий вождь, мудрый Сталин.
Материализовавшимися символами величия сталинского государства стали Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций Московского метро, гостиница «Москва», Крымский мост через Москву-реку и грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница».
Это парадное государственное великолепие уживалось с очень скромными жизненными благами большинства населения страны. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне судебных процессов над «врагами народа». В каждую семью в любой момент могла постучаться беда. Тихий звук тормозов па ночной улице, настойчивый стук в дверь заставляли людей сжиматься в страхе. Жуткая атмосфера ночных арестов витала над страной.
Таким образом, развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения.
ДОКУМЕНТЫ
О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ. ИЗ ПИСЬМА А. В. ЛУНАЧАРСКОГО В ОРГКОМИТЕТ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. ФЕВРАЛЬ 1933 г.
Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм - а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом - вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что это правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша. Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда - она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда - это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник, фальсификатор…
ИЗ КНИГИ Н. К. ЧЕРКАСОВА «ЗАПИСКИ АКТЕРА»
Говоря о государственной деятельности Ивана Грозного, т. Сталин заметил, что Иван IV (Грозный) был великим и мудрым правителем, который ограждал страну от проникновения иностранного влияния и стремился объединить Россию. В частности, говоря о прогрессивной деятельности Грозного, т. И. В. Сталин подчеркнул, что Иван IV впервые в России ввел монополию внешней торговли, добавив, что после него это сделал только Ленин. И. В. Сталин также отметил прогрессивную роль опричнины, сказав, что Малюта Скуратов был крупным русским военачальником…
Коснувшись ошибок Ивана Грозного, И. В. Сталин отметил, что одни из его ошибок состояли в том, что он не сумел ликвидировать пять оставшихся крупных феодальных семейств, не довел до конца борьбу с феодалами, если бы он это сделал, то на Руси не было Смутного времени… Грозный ликвидирует одно семейство… а потом целый год кается и замаливает «грех», тогда как ему нужно было действовать еще решительнее.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. В чем заключается суть понятия «культурная революция»? В чем вы, видите достижения культурной революции в СССР? Каковы были ее недостатки? 2. Какие изменения происходили в системе образования в 30-е гг.? Чем они были обусловлены? 3. Расскажите о достижениях советской науки этого периода. 4. В чем заключалась суть принципа социалистического реализма? Каково было воздействие этого принципа на развитие coветского искусства? (При ответе используйте документ.) 5. Какова была, социальная функция кинематографа в 30-е гг.? Каковы были его достижения?
Расширяем словарный запас:
КОНЦЕПЦИЯ - система взглядов на что-нибудь.
ПЕДОЛОГИЯ - наука о детях, изучающая ребенка в совокупности его психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических качеств.

Основные даты и события: 1946 г. - постановление llК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 1948 г. - разгром генети­ки на сессии ВАСХНИЛ.

Исторические деятели: А. А. Жданов; Т. Д. Лысенко; М. М. Зо­щенко; А. А. Ахматова; С. М. Эйзенштейн; А. Т. Твардовский; А. А. Фадеев; В. И. Пудовкин; И. А. Пырьев; С. С. Прокофьев; А. И. Хачатурян.

Основные термины и понятия: космополитизм.

План ответа: 1) причины ужесточения идеологического контро­ля в первые послевоенные годы; 2) «дискуссию> в биологии, языкознании, экономической науке; 3) постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 4) постановление ЦК ВКП (б) о «формализме» В музыке; 5) постановления по развитию кинематографии; 6) кампания по «борьбе с космо­политизмом»; 7) итоги идеологических кампаний.

Материал к ответу: «Демократический импульс» войны про­явился и в развитии художественной кулылуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создава­ло возможности для расширения кулылурных контактов с ни­ми. А это неизбежно вело к проникновению в советскую дей-

ствительность элементов либерализма, чуждого господствующей коммунистической идеологии. «Железный занавес» оказался прорван. В условиях начавшейся «холодной войны» это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против «западного влияния» И «низкопоклонства перед Запа­дом». Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию. Эта ли­ния еще более усилилась в ходе начавшейся в 1948 г. кампа­нии борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в иде­ологической и кулылурной изоляции от остального мира.

Главной темой литературных произведений первых после­военных лет стали ощущения и переживания личности в усло­виях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о ми­нувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины ста­ла центральной в «Повести О настоящем человеке» Б. Н. По­левого, поэме А. Т. Твардовского «Дом у дорогю), романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Дни нашей жизни» В. К. Кетлинской, «Пер­вые радости» и «Необыкновенное лето» К. А. Федина. В попу­лярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал свой роман о Сибири «Строговы». О неразрывной связи человека и природы писал в романе «Русский лес» Л. М. Леонов. Яркие произведения были созданы писателями союзных и автоном­ных республик СССР. В трилогии «Хлеб и соль», «Кровь люд­ская - не водица», «Большая родня» украинский писатель М. Стельмах показал путь украинского крестьянства от рево­люции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Бело­русский поэт Я. Колас написал поэму «Хата рыбака». Начина­лась яркая поэтическая биография вьщающихся национальных поэтов Северного Кавказа: Р. Гамзатова (Дагестан), К. Кулие­ва (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Кугулылинова (Калмыкия) и др.

В то же время был усилен партийный контроль за содержа­нием литературного творчества. В 1946 г. бьшо принято поста­новление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» И

В "1946 г, было принято постановление ЦК ВКП- (б) «О ре­пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором осуждались «идеализация жизни царей, ханов, вель­мож», «внедрение В репертуар пьес буржуазных западных драма­тургов, открыто проповедуюших буржуазные взгляды и моралм и потакание «обывательским вкусам и нравам», Наметившееся в годы войны обрашение к историческим традициям было подвергнуто критике. Следовало" расширить количество пьес, посвяшенньrх «пафосу борьбы за коммунизм». Одним из яр­ких спектаклей послевоенной поры стала «Свадьба с прида­ным» Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели спектакли о войне - «Молодая гвардия» (по ро­ману А. А. Фадеева), «3а тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Кон­стантин 3аслонов» А. Мовзона и др. В эти годы начала высту­пать выдающаяся балерина М.М. Плисецкая.

Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова «Молодая гвардию> (в которой дебютировали И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова и др.), «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), «Повесть о настоящем человеке» А. Б. Столпера. Пользовались популяр­ностью комедии «Весна» Г. В. Александрова и «Сказание о зем­ле Сибирской» И. А. Пырьева. Идиллическую картину послево­енной сельской жизни показал И. А. Пырьев в фильме «Кубанские казаки». Как и другие произведения кулылуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в «безыдейнос­тю>: «Большая жизнь» (2-я серия) Л. Д. Лукова (был раскрити­кован за «фальшивое изображение партийных работников»), «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина, «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.

В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновились декады национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: на­чали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; пианист С. Т. Рихтер; скрипач Л. Б. Коган; певцы - И. к. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др. Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы «Великая

Дружба» В. И. Мурадели, балеты «Каменный цветою> С. С. Про­кофьева, «Медный всаднию> Р. М. Глиэра, «Семь красавиц» К. А. Караева, «Калевипоэг» Э. А. Каппа и др. Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи про изведения критиковались за «формалистическую», «антинародную» на­правленность, «пренебрежение народными музыкальными тра­дициямю>. В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О де-

кадентских тенденциях в советской музыке,), где огонь крити­ки был сосредоточен на В. И. Мурадели, С. С. Прокофьеве, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, Н. Я. Мясковском. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой кулылуры.

Одной из важнейших задач было возрождение разрушен­ной войной образовательной системы. В 1946-1950 гг. было возведено 18538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучал ось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образова­ние (в 1946 г. они выросли более чем в 2,5 раза). Была начата ре­ализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых специа­листов высшей квалификации. Уже в.1946-1948 п. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уро­вень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году. К концу четвертой пятилетки в вузах было подго­товлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заве­дения выпустили за это время 1 278 тыс. человек.

После войны развернулись оживленные творческие науч­ные дискуссии среди историков, философов, биологов, фи­зиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее предста­вителями - и для сведения счетов с научными оппонентами. Наиболее типичной из таких «дискуссий,) стало обсуждение I1роблем биологической науки на сессии Всесоюзной Акаде­мии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в aBrycтe 1948 г. Т. Д. Лысенко, сделав в 30-е гг. головокружи­тельную карьеру на критике «кулаков от науки», еще перед вой­ной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал крупнейших ученых-генетиков - академиков А. Р. Жебрака, П. М. Жуковского, Л. А. Орбели, А. Д. Спе­ранского, И. Ф. Шмальгаузена и др. как «мухолюбов-челове­коненавистников». В резулылате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься на­учной деятельностью. В исторической науке прогрессивными деятелями стали Иван Грозный и его опричники, боровшие­ся с боярской оппозицией сталинскими методами. Лидеры национальных движений (в частности, Шамиль) были объяв­лены агентами зарубежных разведслужб. Полностью оправ­данным и: неизбежным представал якобинский террор. Круп-

нейшие же исторические деятели царской России выставлялись в гротескном виде. В ходе научных дискуссий отвергался любой западный опыт, как изначально враждеб­ный и неверный.

Все это свидетельствовало о том, что в послевоенные годы, несмотря на многие достижения в развитии отечественной на­уки и кулылуры, партийный контроль и диктат в отношении интеллигенции еще более усилились.

Установите соответствие (событие-лидер) 1 – Н.С. Хрущев, 2 – Л.И. Брежнев - установление 7-часового рабочего дня
- расширение системы льгот и привилегий для номенклатуры
- восстание в Новочеркасске
- включение Крымской области в состав Украины
- изъятие из учебников истории разделов, содержащих критику
культа личности
- «золотой век советской номенклатуры»
- «кукурузная эпопея»
- создание Высшего совета народного хозяйства
- преследование Б. Пастернака
- денежная реформа в СССР

1. Система производства и
реализации товаров, действующая
нелегально, вне рамок
существующего законодательства,
носит название:
A.бюрократический рынок;
B.теневая экономика;
C.вторая экономика;
D.черный бизнес.

2. Особенность внутриполитического развития в период правления Л.И. Брежнева:

A. всенародное обсуждение нового
проекта Конституции СССР;
B. масштабная критика ошибок и
преступлений И.В. Сталина;
C. полная отмена цензурных
ограничений;
D. введение многопартийности.

3. Причина трудностей в развитии
сельского хозяйства СССР в 1960–
1980-е гг.
A.невнимание руководства страны к
механизации и химизации
сельскохозяйственного производства;
B.отсутствие капиталовложений в
сельское хозяйство;
C.незаинтересованность крестьян в
результатах своего труда;
D.низкие закупочные цены на продукцию
колхозов.

4. Экономическую реформу второй
половины 1960-х гг. характеризует
понятие:
A.диссидентство;
B.приватизация;
C.совнархоз;
D.хозрасчет.

5. В период 1964–1982 гг. в отличие от
периода 1953–1964 гг.:
A.была обеспечена стабильность
функционирования партийногосударственного аппарата;
B.произошел отказ от планирования
экономического развития на несколько
лет вперед;
C.прекратилось вмешательство
руководства КПСС в сферу культуры;
D.упал жизненный уровень основной
массы населения.

6. Прочтите отрывок из официального
документа и укажите, когда он был принят.
«Руководящей и направляющей силой
советского общества, ядром его
политической системы, государственных и
общественных организаций является
Коммунистическая партия Советского Союза.
КПСС существует для народа и служит
народу».
1965 г.;
1977 г.;
1982 г.;
1985 г.

7. В период 1964–1982 гг.:
A.были снижены закупочные цены на
сельскохозяйственную продукцию;
B.усилились гонения на личные
подсобные хозяйства колхозников;
C.закупки зерна за рубежом стали
регулярными;
D.поощрялось создание фермерских
хозяйств.

8. Понятие, использовавшееся
официальной пропагандой в 1970-е –
первой половине 1980-х гг. для
обозначения того этапа развития, на
котором находится СССР:
A.строительство основ социализма;
B.социализм с человеческим лицом;
C.демократический социализм;
D.развитой социализм.

1.Кризис официальной идеологии.
Л.И.Брежнев
и М.А.Суслов.
Разрыв между официальной идеологией и реальной
жизнью привел к тому, что население перестало до
верять В 80 г.комммунизм так и не был построен и
власти выдвинули новую концепцию«дальнейшего совершенствования развитого
социализма».Это означало начало серьезного
кризиса официальной идеологии.

2.Движение диссидентов.
А.Д.Сахаров
В н.60-х гг.часть интеллигенции,
осознав идейный кризис
коммунистической идеологии, начала
говорить об обновлении марксизмаленинизма. Вскоре в стране возникло
диссидентское движение.

Диссидентское движение.

граждане СССР, открыто
выражавшие свои политические
взгляды, которые существенно
отличались от господствовавшей в
обществе и государстве
коммунистической идеологии и
практики, за что многие из
диссидентов подвергались
преследованиям со стороны
властей.

2.Движение диссидентов.
А.Д.Сахаров
Оно включало 3 направления:
правозащитное
национальное
религиозное

2.Движение диссидентов.
Диссидентство было
представлено
либерализмом(А.Сахаров) и
национализмом
(А.Солженицын).

2.Движение диссидентов.

Сахаров выдвинул идею конвергенцииобъединения социализма и капитализма.
Солженицын выступал за возрождение
национального государства.
1970 г. - присуждение Нобелевской
премии по литературе А. И.
Солженицыну

2.Движение диссидентов.
В 1965 г.диссиденты
выступили в защиту
А.Синявского и
Ю.Даниэля,
опубликовавших
свои произведения
за границей.
В.Новодворская
в тюрьме.
В 1969 г.возникла
инициативная
группа защиты прав
человека
(С.Ковалев), в
1975-группа во
главе с
Ю.Орловым.

2.Движение диссидентов.

В 1975 г.капитан 3ранга В.Саблин
поднял мятеж на
корабле
«Сторожевой.»За
измену Родине он
был расстрелян.
По официальной версии,
О взбунтовавшемся в праздничные изменник замполит поднял
экипаж на бунт с целью
дни советском военном корабле по
решению партийно-государственной захвата боевого корабля и
угона его в Швецию
верхушки во главе с Брежневым
никто из рядовых граждан Страны
Советов не должен был ничего знать.


В диссидентском
движении власти
видели влияние
Запада и выдвинули
тезис об обострении
классовой борьбы.
Диссидентов стали
представлять как
«агентов влияния»
Запада, или как
шпионов
Идеологическая
диверсия.
Плакат 70-х годов.

3.Борьба с «Буржуазной культурой».
В 70-е гг. усилилась
борьба с буржуазной
культурой. Из
репертуаров театров
изымались пьесы
зарубежных авторов,
отменялись
концерты известных
исполнителей,
запрещался прокат
западных
кинофильмов.
Идеологическая
диверсия.
Плакат 70-х годов.


С.Бондарчук
в роли П.Безухова.
Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины»-отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности».Предписывалось создавать произведения на производственную тематику
с положительным героем-партийным руководителем.
В кинематографе на этот период пришелся расцвет
творчества С.Бондарчука,Ю.Озерова,Т.Лиозновой,
А.Тарковского,Э.Рязанова,Л.Гайдая и др.

4.Развитие художественной культуры.
А.Калягин
в роли В.И.Ленина.
«Так победим!»
МХАТ.
В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товстоногов,А.Эфрос,М.Захаров,О.Ефремоф,Г.Волчек и
др.Огромной популярности достигли актеры,Е.Лебедев,К.Лавров,С.Юрский,О.Басилашвили,В.Тихон
ов,Р.Плятт,Т.Доронина и др.
В то же время ряд деятелей культуры эммигрировали
за границу-В.Аксенов,А.Солженицин,И.Бродский,
А.Тарковский,М.Растропович,Г.Вишневская и т.д.

4.Развитие художественной культуры.
В.Вучетич.
Комплекс на
Мамаевом кургане.
Советский балет ставший
лучшим в мире гордился М.Плиссецкой,М.Ли
епой, В.Васильевым, Н.
Павловой,в то же время остались за границей и получили там
признание Р.Нуриев,М.
Барышников, А.Годунов. оперное искусство
было представлено И.
Архиповой,В.Атланото
вым,З.Соткилавой,Е.об
разцовой,Т.Синявской,
Б.Штоколовым.
Архитектурные достижения были связаны с
именами В.Вучетича,Л.
Кребель Н.Томской и
др.

4.Развитие художественной культуры.
В.Высоцкий.
Б.Окуджава.
Ю.Ким.
Характерной чертой
куль туры 60-70-х
гг.стал расцвет
авторской песни.
Огромной
популярности на
советской эстраде
получили
А.Пугачева,
И.Кобзон, Э.Пьеха,
Л. Лещенко,
М.Кристалинская,
М.Магомаев,
В.Леонтьев,
С.Ротару,Э. Хиль.

5.Система образования.
Лекция
в МИЭТ.
Дальнейшее развитие получила система образования.
В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему
среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие
классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в
1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1
млн.специалистов.
В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были
достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов.

В первую половину 60-х гг. духовная жизнь советского общества имела ярко выраженную атмосферу «оттепели». Основами этого явления были надежды на обновления социализма, на творческую свободу, на избавление стереотипов и привычных идей и самое главное на освобождение от сталинской атмосферы.

В этот период советское общество надеялось на то, что наконец-то можно будет не только свободно мыслить, но и свободно творить: писать и говорить честно, не подстраиваясь под государственное влияние. Духовный облик этого поколения был полон надежд и веры в собственную свободу и свободу выражения себя. Но такая атмосфера не устраивала власть, которая стремилась к руководству наукой, культурой и искусства.

Развитие культуры в жестких рамках идеологии

В 60-ые гг. появилась возможность свободно изучать творчество С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Бабеля, М. Зощенко, слушать С. Прокофьева, Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. Раньше эти гении русского искусства были запрещены, многих из них преследовали и вынуждали к эмиграции.

Появились и новые, свободомыслящие деятели советской культуры А. Твардовский, автор романа «Теркина на том свете» и редактор журнала «Новый мир», А. Солженицын, чье произведение «Один день Ивана Денисовича» стало невероятно популярным, поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, В. Высоцкий. Этот период ознаменован открытием театра «Современник» в Москве, и показом советского фильма «Летят журавли» на Каннском фестивале.

Но несмотря на значимый расцвет культурной жизни, творческая свобода все-таки имела определенные границы. Н. Хрущев напоминал деятелям культуры о неуклонном проведении партийной линии и об их месте в советском обществе. Некоторые произведения были запрещены к публикации это бесспорно гениальные романы «Котлован» А. Платонова и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова . Знаменитый поэт и прозаик Б. Пастернак подвергался постоянным гонениям, в то время как его роман «Доктор Живаго», опубликованный на Западе, был удостоен Нобелевской премии.

К 70-ым гг. давление государственной власти на духовную жизнь страны усиливается. Государство требовало от деятелей культуры идеологических тем в их творчестве и установило довольно жесткие рамки для развития свободного искусства. Многие писатели, поэты и художники были вынуждены покинуть Родину: И. Бродский, А. Солженицын, В. Войнович, А. Тарковский.

Тем не менее, духовное и культурное развитие советского общества продолжалось . Яркими представителями этого периода стали Ю. Трифонов, подаривший будущим поколениям такие прекрасные произведения, как «Дом на набережной» и «Старик», В. Распутин, прославившийся благодаря романам « Живи и помни» и «Прощание с Матерой», В. Быков, написавший романы «Обелиск» и «Сотников».

Таким образом, культура преобразовалась и активно развивалась, сопротивляясь жесткой, несправедливой системе. Многие деятели культуры выбирали различные пути самореализации, появилось такое понятие как «самиздат», многие публиковали свои произведения за рубежом.

Развитие наук

Государство стало уделять внимание и развитию науки, и к концу 60-х гг. было значительным образом увеличено финансирование этой отрасли. Открывались новые научные центры, которые делали новые открытия был запущен первый синхрофазотрон в мире, первый атомный ледокол был спущен на воду, впервые запустили искусственный спутник Земли.

Многие исследования советский ученых получили мировое признание: теория сверхтекучести Л. Ландау, исследования молекулярных квантовых генераторов Н. Басова, А. Прохорова, исследования химии цепных реакций Н. Семенова. А в 1961 году космонавт Юрий Гагарин совершил настоящий подвиг - он первым в мире совершил пилотируемый полет в космос.

На первый взгляд, советское общество развивалось куда стремительнее, чем западное, но многие отрасли науки значительно отставали от фундаментальных мировых наук на то время. Идеологическая диктатура мешала полноценному развитию духовной жизни советского общества, большинство культурных деятелей (диссидентов) были скованы и не имели возможности развивать свое творчество полностью.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Социально-экономическое развитие СССР в середине 60 - 80 годов XX века
Следующая тема:   Национальная политика и национальные движения в середине 60 - 80 годов

Развитие образования. 30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.

В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения. При этом утвердившийся в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного образования и воспитания, ибо педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной миссии создания «нового человека».

В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.

Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.

Наука в тисках идеологии.Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом - методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак не могли уложиться в прокрустово ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Самое пристальное внимание он уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Сталину момент: Иван Грозный - чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I - чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский - в период обострения советско-германских отношений и др.

Появляется новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих в СССР, - история партии. В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.

Успехи советской науки.Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.

В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк).

В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.

«Нам песня строить и жить помогает».Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует, например, критика в печати оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества - песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы - И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.

Изобразительное искусство. Архитектура.Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Закончилось время поиска новых форм, сосуществования различных художественных стилей. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картине», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлась не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа, хотя в этой области творили такие талантливые художники, как П. Кончалов-ский, А. Лентулов, М. Сарьян.

Ведущими теперь стали иные художники. Среди них главное место занимает Б. Иогансон. Его картины «Рабфак идет (Вузовцы)», «Допрос коммунистов» и др. стали классикой соцреализма. Много работают А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Буду-1цие летчики», М Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Официально при iiiainii.ie художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х i г. Подобные настроения характерны для талантливой картины Ю. Пименова «Новая Москва».

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.

Рубежным событием в становлении советской монументальной скульптуры стало участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937 i Здание советского павильона, построенного по проекту Б. Иофана, венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», воплотившая идеал целой эпохи.

Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах" Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены.

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

Литература. Театр.Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. Но тем не менее даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, создавшими значительные произведения. В 1931 г. окончательно вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил свой роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр 1» и другие произведения. М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита» (правда, тогда не опубликованную). А ведь были еще книги Л. Леонова, А. Платонова, П. Бажова, К. Паустовского и многих других писателей; стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература - книги К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С.-Михалкова, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Бианки, Л. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы драматургов Н. Погодина («Человек с ружьем»), А. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров были включены пьесы М. Горького «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.

Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение - О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.

Приметы времени.Советский народ в 30-е гг. жил как бы в нескольких измерениях. Немногочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон - с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана - смотрел великий вождь, мудрый Сталин.

Материализовавшимися символами величия сталинского государства стали Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций Московского метро, гостиница «Москва», Крымский мост через Москву-реку и грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Это парадное государственное великолепие уживалось с очень скромными жизненными благами большинства населения страны. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне судебных процессов над «врагами народа». В каждую семью в любой момент могла постучаться беда. Тихий звук тормозов па ночной улице, настойчивый стук в дверь заставляли людей сжиматься в страхе. Жуткая атмосфера ночных арестов витала над страной.

Таким образом, развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения.

ДОКУМЕНТЫ


Похожая информация.