Художественная литература как средство патриотического воспитания. Художественный образ

Зиганшина Альмира Завдатовна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ - «СОШ №17» г. Альметьевск РТ

раб.ном. 45-60-03

45-60-02

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русской литературы в этом плане невозможно переоценить.

Одной из задач в формировании личности учащихся является обогащение ее нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у всех детей различна, что связано с общим развитием, его жизненным опытом. В этом плане велика и значительна роль художественной литературы на патриотические темы.

Патриотическая тема имеет давние богатые традиции, ведет начало от героического эпоса народов, от замечательного памятника древнерусской культуры « Слово о полку Игореве» и грузинской национальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели, от «Полтавы» А.С. Пушкина и «Бородина» М.Ю.Лермонтова, «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя и «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Защита Отечества, борьба за свободу и независимость своего народа, подвиг во имя Родины рассматриваются в произведениях художественной литературы как наиболее яркие проявления патриотического чувства.

В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными государствами представляет собой реальную угрозу всему человечеству, выражением патриотического чувства становится движение сторонников борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете.

В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому - их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный потенциал лучших произведений современной литературы, посвященных Великой Отечественной войне.

Какие проблемы волнуют сегодняшних школьников в художественной литературе о войне? Каковы мотивы их обращения к произведениям о войне? Приведу высказывание школьницы: « Много читаю о войне. Часто думаю о том, что ждет нашу планету в будущем, и поэтому с интересом читаю наших и зарубежных фантастов. Поразила фантастическая ситуация, описанная Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок». Это какая-то особенная, очень жизненная фантастика, не для того, чтобы задуматься о настоящем». (Елфимова Айгуль, 11 класс).

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Изучая «Житие Александра Невского» в 8 классе, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слово о полку Игореве».

Для учащихся огромный материал для патриотического и гражданского воспитания представляют эпизоды военной истории России.

Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, русском национальном характере, о том, кто такие настоящие люди, какой ценой добывается слава народа. На уроках беседуем о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, говорим о Лермонтове не только как о поэте, но и непосредственном участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают волновать нас и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» Анализ текста хорошо дополняют слайды репродукции картин Ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.Герасимова и слайды других авторов, подготовленные самими учащимися.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (6 класс) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей - запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиги Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отвага и храбрость в отстаивании ее чести и независимости. При изучении этого произведения использую на уроке видеофрагменты фильма «Тарас Бульба» в качестве иллюстрации произведения, сопоставления фрагментов художественного текста и видеофрагмента. Просмотр эпизодов сопровождается беседой по содержанию.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина «Пугачев». Данная работа позволяет учащимся самостоятельно получать знания, на основе которых формируются определенные убеждения и через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.

Судьба родины и судьба человека слиты в одно целое в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Учащиеся 9 класса выявляют такие качества, как стойкость, преданность, дух товарищества, которые были издавна присущи русскому солдату. Ярким примером такого солдата стал Андрей Соколов. Лейтмотивом произведения являются слова героя: «… На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ завершается просмотром фильма, который дает еще раз возможность школьникам прочувствовать необычайность характера русского человека. Анализируя текст, ученики получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, отвечают на вопрос: «А как бы ты поступил на его месте?» Этот вопрос рождает чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.

Применение ИКТ - технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, - это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции, участию в деятельности патриотической направленности.

Литература:

  1. Гасанов З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан». «Педагогика». - 2007г., №6;
  2. Колычев В.К. «Истоки мужества»., г. Москва «Просвещение», 2001г.
  3. Бодрова Н.А., Сигал Л.М. «Читательские интересы старших школьников. Внеклассная и внешкольная работа по литературе». - Москва, 2002 г.
  4. Богданова О.Ю. Библиотека учителя русского языка и литературы. «Нравственное воспитание на уроках литературы». - Москва «Просвещение», 2001 г.
  5. Овчинникова Н.П. «Идея патриотизма и Отчества в истории русской педагогики». «Педагоггика». - 2007г., № 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино

Проект:

«Художественная литература как средство становления нравственной личности старшего дошкольника».

Составила:

Воспитатель Сольская

Ирина Вячеславовна

1. Актуальность…………….……………………………………………..3

2. Цель……………………………………………………………………..8

3. Задачи…………………………………………………………………...8

5. Предполагаемый результат………………………………………… 9

6. Предмет экспериментального исследования……………………… 10

7. Гипотеза……………………………………………………………… 10

8. Методы реализации проекта…………………………………………10

9. Условия реализации проекта……………………………………… 11

10. Этапы реализации проекта………………………………………….11

12. Заключение……………………………………………………………22

Приложение

Актуальность.

«Чтение в годы детства - это прежде всего воспитание

сердца, прикосновение человеческого благородства к

сокровенным уголкам детской души»

В. Сухомлинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с худ. литературой.

Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков.

Книга признана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания.

Умеет действовать с позиции известных правил.

Умеет объяснять значение слов: «заботливый», « доброжелательный», «отзывчивый», «великодушный» на примерах художественной литературы.

Использует в речи образные слова и выражения.

Знает способы адекватного поведения в общении с незнакомыми людьми при проблемных ситуациях

Умеет контролировать свое поведение и свои поступки

Результаты мониторинга привели меня к выводу о том, что дети не всегда умеют контролировать свое поведение и поступки и действовать с позиции известных правил. Зачастую, зная правила, дети не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.

Мой педагогический опыт показывает, что современные родители недооценивают роль чтения в развитии ребенка . А ведь именно чтение, рассказывание и пересказывание художественных произведений оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие ребенка. Исследованиями также доказано, что особенностью детей дошкольного возраста являются не только большие возможности к восприятию, но и ярко выраженная способность к подражанию и выражению эмоций. В то же время у детей дошкольного возраста недостаточно развита произвольность поведения, они не умеют контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание - всё это также часто приводит к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства и ставят перед воспитателями самую первостепенную задачу формирования именно нравственных навыков поведения у детей, так как в процессе накопления опыта они перерастают в нравственные привычки. Необходимо формировать у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, позже навыки, уже превратившиеся в привычки, становятся нормой поведения. Например, привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться к людям с просьбой.

В старшем дошкольном возрасте навыки и чувства, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, уже становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам и интересам, существующим в обществе. Педагог подчеркивает свою вежливость в обращении с детьми, уважает их занятия, не отвлекает без надобности, если ребенок занят чем-то полезным - так дети приобретают вежливость и уважение к окружающим взрослым и сверстникам, положительное отношение к их занятиям, так рождаются чувства привязанности и товарищества.

И если в младшем возрасте дети не имеют длительных дружеских привязанностей то, «в старшем дошкольном возрасте дети делают попытки объяснить само понятие «дружба», начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы, проявляют постоянную привязанность в дружбе.

По-разному проявляется и отзывчивость, и взаимопомощь . В раннем дошкольном возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, позже по собственной инициативе он откликается на разное эмоциональное состояние сверстников, проявляет попытки оказания друг другу помощи в самообслуживании, в играх, в занятиях, быту. В среднем дошкольном возрасте мотивы оказания помощи становятся более осмысленными, возникают попытки обучать друг друга способам деятельности. В старшем дошкольном возрасте отзывчивость и взаимопомощь характеризуются избирательностью и осознанностью. Дети охотно помогают малышам и взрослым, взаимопомощь выступает как трудовое действие.

В старшем дошкольном возрасте уже формируется общественное мнение в детском коллективе . Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка верным ориентиром поведения. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает и необходимость, и разумность соблюдения правил, накапливает опыт нравственного поведения и взаимоотношений , регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны его отстаивать и защищать, требовать соблюдения его от сверстников Общественное мнение как воспитательное средство должно иметь правильную нравственную направленность на основе доброжелательного и требовательного отношения детей к другим детям, адекватной самооценки.

Практическая значимость заключается в повседневном использовании предложенной нами методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы.

Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей формируются добрые, гуманные чувства и отношения.

2.Цель.

Воспитание гуманных чувств у детей через чтение художественной литературы.

3.Задачи.

1) Подобрать и изучить методическую литературу.

2)Разработать перспективное планирование по формированию у детей нравственных качеств через чтение художественной литературы для детей 5-6 и 6-7 лет.

3) Подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;

4) Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.

5)Повышать педагогическую компетентность родителей.

4. Обеспечение проектной деятельности.

1.Методическое.

, «Ребенок и книга » (издательство «Акцидент », С-П 1996г)

М. М Алексеева, В. И Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста » стр 485 – 497 (Москва 1999г)

В. В Зябкина «Методика организации детского чтения »(Журнал «Педагогика ДОУ» №8 2007 год, стр 105-109)

Р. С Буре «Формирование нравственно – ценного поведения у дошкольников» (Журнал «Педагогика ДОУ» № 7 2006 год, стр 61-69)

«Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников » (Москва 1987год)

2.Материально – техническое обеспечение.

Бумага (альбомная, цветная),

Карандаши,

Фломастеры,

Пластилин,

Ножницы.

3.Дидактическое обеспечение.

Наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

5.Предполагаемый результат.

1. У детей формируются гуманные чувства и добрые отношения.

2. Ребёнок будет проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

3. Называть любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему понравились.

4. Знать фамилии трех-четырех писателей, называет их произведения, объясняет, чем они ему нравятся.

5. Различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.

6. Высказывать свое отношение к образам героев, идеи произведения.

7. Выразительно исполнять литературные произведения.

8. Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации

6. Предмет исследования.

Использование произведений художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

7. Гипотеза.

Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективней, если использовать с этой целью произведения художественной литературы.

8. Методы реализации проекта:

Наглядные:

Показ (иллюстрации из книг, наглядно – дидактические пособия)

Рассматривание;

Словесные:

Объяснение,

Рассказ,

Художественное слово (стихи, рассказы);

Практические:

Повторение,

Самостоятельное выполнение (рисунки, аппликация , лепка).

Игровые:

Дидактические игры,

Пальчиковые игры,

Театрализованные игры,

Сюжетно – ролевые,

Подвижные.

9. Условия реализации проекта.

Наличие детской художественной литературы по теме проекта;

Мотивация детей, их заинтересованность.

10. Этапы реализации проекта.

Проект реализуется в течение двух лет в совместной деятельности педагога, детей, родителей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки.

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Составление перспективного плана работы на 2 года;

Подготовка наглядного материала;

Работа с родителями (Анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семье», консультация для родителей «Научите ребёнка любить книгу»; совместное участие родителей и детей в выставках; информирование родителей о начале работы проекта)

Основной этап:

Проведение НОД;

Экскурсия в библиотеку;

Проведение викторин;

Драматизация сказок;

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Участие в выставках;

Работа с родителями (индивидуальные консультации)

Заключительный этап:

Обработка и оформление материалов проекта

Проверка достижения целей, задач, гипотезы;

Проведение мониторинга;

Реализуя программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией, использую методические рекомендации «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Конспекты занятий.» Также использую методики, и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет», «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет»

Основной формой знакомства детей с художественной литературой является совместная деятельность педагога, детей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки, в процессе которой решаются воспитательные, образовательные, развивающие задачи.

При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомлю с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др.

В течение двух лет мною были проведены и составлены 6 проектов по знакомству детей с художественной литературой через народные и авторские сказки и рассказы. В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность , продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с родителями. Так, для расширения знаний детей о сказках и рассказах была проведена серия встреч с сотрудниками библиотеки, где их знакомили с творчеством писателей, с их произведениями, проводили небольшие театрализованные представления и показывали диафильмы по теме проекта. В реализации проекта активное участие принимали родители.

Для обогащения книжного уголка в группе детского сада, родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы.

В рамках реализации проекта были проведены выставки рисунков родителей и детей по темам: "Герои русских народных сказок", «Герои коми народных сказок», «Герои рассказов Н. Носова», «У Лукоморья дуб зелёный», «Герои сказок Ш. Перро», «Царство Снежной Королевы», где дети совместно с родителями рисовали и выполняли аппликацию по темам выставки, проявляя при этом творчество и фантазию. Родители принимали активное участие в данной работе.

При проведении проекта мы тесно взаимодействовали со специалистами ДОУ. С воспитателем по изодеятельности проводили аппликацию «33 богатыря», лепили героев по стихотворению «У Лукоморья дуб зелёный». Свои работы дети представляли родителям и принимали участие в выставке посвящённой, проходившей в районной детской библиотеке.

Реализация проекта по сказкам совпала с проведением новогоднего утренника «Путешествие по сказкам Пушкина»

Итогом проекта по сказкам Ш. Перро было совместное сочинение сказки про Красную Шапочку на новый лад.

При проведении проекта «Царство Снежной Королевы» дети прослушивали сказку через аудиозапись и по прослушанному рисовали замок Снежной Королевы, таким, каким они хотели бы его видеть.

Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

В своей работе я использовала технологии проектной и исследовательской деятельности , личностно - ориентированную технологию и здоровьясбережения.

Организация работы в старшей группе.

Цель: Развитие интереса к художественной литературе.

Для достижения цели решались следующие задачи.

Ведущие образовательные области : «Социализация», «Чтение художественной литературы».

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»

ОО «Социализация:

Формирование умения развивать сюжет на основе знаний, полученных из чтения литературных произведений.

Содействие творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы.

Развитие интереса к народным играм.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; отчётливости произношения.

Развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.

Развитие у детей чувства юмора.

Формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами.

ОО «Здоровье»:

Создание эмоционального благополучного климата в группе.

ОО «Физическая культура»:

Развитие интереса детей к подвижным народным играм.

ОО «Безопасность»:

ОО «Познание»:

Закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.

Формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с легендами и сказками, игры.

ОО «Коммуникация»:

- Совершенствование речи как средство общения.

Помощь детям в освоении выразительных средств языка.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.

Формирование умения передавать в рисунках сюжеты народных сказок, авторских произведений.

Развитие коллективного творчества. Воспитание стремления действовать согласованно, договариваться о том, какую часть работы будет выполнять.

ОО «Музыка»:

Обогащение музыкальных впечатлений детей.

Совершенствование навыков игры на русских и коми народных музыкальных инструментах.

ОО «Труд»:

Расширение представлений детей о труде взрослых через литературные произведения.

Во время чтения сказок я беседовала с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям.

После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения.

Иногда предлагала детям после чтения сказки нарисовать, что им больше всего запомнилось. Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги).

Затруднения у детей вызывают задания - «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы.

После чтения рассказа Н. Носова «Фантазёры» я провела с детьми режиссерскую игру. Дети учились быть актерами, передавать словами, мимикой и жестами характер героев.

Также провели выставки книг и рисунков: «Моя любимая русская народная сказка», «Коми народные сказки», «Рассказы Н. Носова». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Цель выставки книг:

Углубить литературные интересы детей;

Сделать для дошкольников актуальной определенную литературную тему.

Изучала и использовала передовой опыт педагогов работающих по этой теме. Изучив методическую, научно – популярную литературу, продумала и применяла на практике разнообразные методы и приемы в работе.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение.

К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

В течение года систематически читала и рассказывала сказки и рассказы. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Книги подбирались выразительные, яркие. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей старшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

Групповые собрания;

Консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей»,

Выставки книг;

Совместная творческая деятельность родителей и детей;

В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т. к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Поводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Организация работы в подготовительной группе.

Цель: Формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

Ведущая образовательная область: «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

ОО «Социализация»:

Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

ОО «Чтение художественной литературы»:

Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

«Познание»:

Познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

ОО «Коммуникация»:

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать умение выразительно читать стихи.

ОО «Художественное творчество»:

Развитие образного эстетического восприятия, образных представления, формирование эстетических суждений.

ОО «Музыка»:

Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам.

ОО «Здоровье»: Создание эмоционального, благополучного климата в группе.

ОО «Труд»:

Воспитание желания участвовать в совместной работе с родителями по подготовке костюма к новогоднему утреннику, посвященному

ОО «Физическая культура»:

Закрепление умения самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.

ОО «Безопасность»:

Продолжение знакомства с правилами безопасного поведения во время подвижных игр.

Организуя работу с детьми 6-7 лет по этому направлению, я использовала образовательные технологии: игровые, исследовательские, моделирование. Читая сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» мы вместе с детьми придумали игру «Рыбка желаний». Эта игра помогает сплотить детей, укрепить дружеские отношения, передавая друг другу символическую рыбку, дети желают, что то хорошее, доброе. Благодаря «Сказке о царе Салтане» дети познакомились с отрывками из балета «Лебединое озеро». Новогодний утренник был так же посвящён сказкам и стихотворениям, где родители сшили для детей костюмы по сказкам (33 богатыря, золотая рыбка, морские волны и т. д.).

Благодаря сказке Ш. Перро «Золушка», мы познакомились с костюмами прошлого. С детьми рассматривали иллюстрации «В чем ходили в прошлом».

Благодаря сказке о Снежной Королеве, мы с детьми познакомились ещё с несколькими сортами роз. Провели беседу о людях, живущих на крайнем севере.

Были проведены литературные викторины «Сказки »,

«Сказки Ш. Перро» и викторина по сказке «Снежная Королева». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений. Такая форма занятия - соревнования вызвала большой интерес у всех детей.

Предлагала детям провести игры-драматизации, для них подходят хорошо знакомые детям произведения с динамичным сюжетом, диалогами, возможными для воспроизведения событиями. Например, сказка «Красная Шапочка».

Нравственное воспитание ребёнка – дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьёй.

Для родителей я провела консультацию «Научите ребёнка любить книгу», где родители получили необходимую информацию по теме, обсудили наиболее важные вопросы детского чтения, поделились опытом чтения в семье.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребёнка всё ещё главным образом привлекают действия и поступки. Он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию более сложный герой, чьё поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами.

Проникновение в содержание произведения требует от детей напряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания, мысли; установить причины событий, разобраться в их переплетении; догадаться о побуждениях героев, об авторском отношении к событиям и персонажам и ещё многое другое.

Для того, чтобы исключить формализм в знаниях о морали, включаю детей в разнообразную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам рассказов и сказок.

Особенно нравится детям, когда они самостоятельно разыгрывают роли, драматизируют, как настоящие актёры. Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

Сопоставив результаты работы, отметила такие изменения: у детей изменился уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения и эмоциональной уравновешенности. Дети научились проявлять заботу, сочувствие, взаимопомощь по отношению к окружающим. Они способны понять и оценить точку зрения, стараются разрешать конфликты ненасильственным путём.

Изменилось и отношение к книге: дети уже по иллюстрации или на слух могут назвать произведение и автора, просят почитать ещё. Значит, не прошло мимо, а задело душу.

Заключение.

Анализируя достижения детей, можно сделать вывод, что цель проекта достигнута. Используя в своей практике технологию проектной деятельности, можно сделать вывод, что дети научились различать жанры литературных произведений, пересказывают отрывки из сказок и рассказов, у детей сформирован интерес и потребность в чтении.

Это можно увидеть из мониторинга развития умений и навыков детей.

Старшая группа.

Подготовительная группа.

Динамика освоения детьми ОО «Чтение художественной литературы»


Старшая группа.


Подготовительная группа.

Динамика освоения детьми ОО «Социализация» по разделу «Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)».


Таким образом, гипотеза подтвердилась. Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста стал эффективней, при использовании с этой целью произведения художественной литературы.

Задачи проекта считаю выполненными, предполагаемый результат нашел свое подтверждение. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.

Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпоковать, кто его переколпакует, тому полкопака гороху». Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Консультация для воспитателей на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка".

О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга - это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...